Овладев Константинополем (1261 г.), при папе Урбане IV, бывшем прежде латинским патриархом- хоть в Константинополе, он сразу же очутился окруженным со всех сторон врагами. Урбан вооружает против него весь Запад: повелевает ордену францисканцев во Франции (Rayn. 1262 n. 37–38) в епископам многих других катал. областей (Ibid. 1264 n. 55–56) воззвать к народам c призывом к крест, походу, обещает индульгенции, приказывает собирать деньги в пользу Балдуина (Ibid. 1262 n. 38 et 1264 n. 19), отлучает генуэзцев, союзников Михаила от церкви (Ibid. 1263 n. 16), разрешает Вильгельма ахайского от клятвы не воевать с Палеологом (Пах.. кн. 1, гл. 3), убеждает Людовика IX стать во главе предполагаемой военно-религиозной экспедиции в Грецию (Rayn. 1262 n. 39). Венецианцы и Вильгельм ахайский по возбуждению папы вскоре поднимают оружие (Lebeau Hist, du Bas. emp. t. 18, liv. 100, ch. 18); Генуэзцы поспешаю отказаться от союза с Михаилом. (Ibid. ch. 20); Михаил, деспот эпирский, добивается византийской короны в с этою целью постоянно неприязненно девствует против империи (Пах. кн. 1. гл. 30, кн. 3. гл. 16. Григ. 4, 9); Ирина, супруга болгарского царя Константина Теха (родная сестра ослепленного Михаилом Иоанна) возбуждает своего мужа к мщению (Пах. 3, 8. Грот. 4, 6); кроме того набеги со стороны мусульман (Пах. 1, 8. 3, 21–22). Если и не удалось папе возбудить кр. поход (Lebeau t, 18 liv. 100 ch. 17. Rayn. 1263 n. 19–21), то одних этих врагов: венецианцем, генуэзцем, Вильгельма ахайского с одной стор., деспота эпирского, болгар и мусульман и др. было достаточно, чтобы напугать даже храброго человека и заставать его во что бы то ни стало позаботиться о средствах уменьшить количество врагов по крайней мере со стороны запада. Отсюда частые посольства со стороны М. П. в Рим (Rayn. 1263 n. 23–28 n. 1264 58–72 et sequ. При одном папе Урбане по кр. мере три от М. П. и два из Рима). Михаил между тем не перестает успешно воевать с остатками владычества латинского на островах, его успеха в войне и его посольства в Рим побуждают папу остановить Вильгельма ахайского (Lebeau t.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Бестактность поступка кардинала Гумберта почувствовал вскоре и сам Рим: ближайшие преемники Льва IX пред­принимают, хотя и безуспешно, некоторые шаги к при­мирению с востоком, очевидно, сознавая свою вину пред греками. При Григории VII для восстановления нарушенного церковного единства открывается весьма благоприятный повод в том обстоятельстве, что имп. Михаил Парапинак обращается в 1073 году к папе с просьбой о по­мощи против неверных. Посольство и письмо византийского императора произвели такое сильное впечатление на знаменитого папу, что в его голове тотчас возник план подчинения греческой церкви Риму и «возстановления древнняго согласия между римскою церковью и ея дщерью-церковью константинопольскою» 137 через оказание грекам политической помощи, и он принял твердое решение дви­нуть на защиту византийской империи всю Западную Евро­пу. К фактическому осуществлению этого широкого плана Рим мог однако приступить лишь в конце XI в., в царствование Алексея I Комнина, при папе Урбане II, организовавшем первый крестовый поход. Умный и энергичный Алексей Комнмин едва-ли обра­щался к Урбану II в 1095 г. с какими-либо просьбами о политической помощи запада, и первый крестовый поход, вероятно, возник без непосредственного его уча­стия 138 . Тем не менее Алексей интересовался вопросом о церковном разногласии между Римом и Константинополем и готов был сделать все возможное для его устранения, но только с сохранением незыблемых основ восточного православия. Последнее он защищал твердо. Так, в начале своего правления он запретил христианам латинского обряда, жившим в Константинополе и других местах империи, совершать литургию по-западному, на опресноках, и предписал им следовать греческим обычаям. Это распоряжение Алексия вызвало протест со стороны Рима, и император был отлучен папой. Но в 1089 году Урбан II сам вступил по этому поводу в пе­реписку с отлученным византийским автократором. В своем послании, присланном в Византию через аббата Криптоферратского монастыря Николая, папа увещевает Алексея не препятствовать латинянам совершать литургию на опресноках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Как правило, сторонники папской теократии (Гуго из Флёри, Гонорий Августодунский, Плацид из Нонантолы и др.) использовали «Постановление Константина» в версии кард. Гумберта, в к-рой подчеркивалось, что имп. Константин передал папе Римскому не только первенство во Вселенской Церкви и управление Римом, но и светскую власть. Все светские правители, в т. ч. император, должны были соблюдать условия К. д., служить Церкви и защищать ее, но не имели права вмешиваться в церковные дела. Кроме того, К. д. считали важным аргументом в пользу легитимации положения Римского понтифика как главы Папского гос-ва ( Hugo Floriacensis. Tractatus de regia potestate et sacerdotali dignitate. II 2//MGH. Lib. T. 2. P. 486-487; Placidus Nonantulanus. Liber de honore ecclesiae. 57, 91, 151//Ibid. P. 591-593, 613-614, 634-635; Honorius Augustodunensis. Summa gloria. 17//Ibid. T. 3. P. 71-72). Тем не менее у авторов XI-XII вв. не было четкого представления о том, какие именно полномочия получил папа Римский в соответствии с К. д. Так, кард. Петр Дамиани утверждал, что К. д. заключался в признании императором церковного главенства (principatum) папы, уступке ему знаков имп. достоинства и передаче понтифику власти над Италией (regnum Italiae iudicandum - Petrus Damiani. Disceptatio synodalis//MGH. Lib. T. 1. P. 80). Плацид из Нонантолы полагал, что светская власть папы Римского распространялась на весь Запад (Occidentale regnum). Согласно Гонорию Августодунскому, папе была дарована полнота светской власти (regni summa). При папе Урбане II К. д. использовали для обоснования владельческих прав Папского престола на острова Корсика и Липари (буллы «Cum universae insulae» и «Cum omnes insulae» (1091) - PL. 151. Col. 329-331; см. также: D ö llinger. 1863. S. 78-80). Несмотря на то что К. д. нередко использовали в церковно-политической полемике, сторонники папской теократии не рассматривали его как ключевое свидетельство в пользу верховной власти Римского понтифика. Благодаря деятельности сторонников григорианской реформы К.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. iann. 1. р. 370. C. Annot. ad Kal. gr. in Actis SS mail t. l). Март. Р. 9 янв. В Прологе св. Иулиан воспоминается еще 22 июля и 21июня. Св. священномуч. Картерия. Иерей и учитель христианский в Кесарии каппадокийской, при импер. Диоклетиане и Урбане игемоне, после тяжких мук умер от копья жидовина, в 304 г. Пролог (Act. SS. iann. 1. р. 472). Свв. мучч. Феофила диакона и Елладия мирянина. Ливиане, побиенные камнями. Пролог. (Act. SS. iann. 1. р. 472) Мес. В. Март. Р. Преп. Илии, пустынника Египетского. После семидесятилетних подвигов на некоей горе, в Нижней Фиваиде, скончался 110 лет, в конце 4 века. Пролог. (Vitae pp 2. c. 12. Cotel. eccl. gr. monum 1. p. 447). Преп. Григория Печерского. Утоплен в Днепре, по приказанию Ростислава Всеволодовича кн. Переяславского, в 1094 г. Чет. Минея. 9 Св. муч. Полиевкта. Воин, первый мученик в Мелитине армянской, пострадавший при Декии. Чет. Минея от Метафраста (Surius ad. hd. Act. SS. Febr. II p. 659). Март. P. 10 февр. Мес. В. В службе канон Феофана. Преп. Евстратия чудотворца. Из Тарсии (города, находившегося недалеко от Никомидии), подвизался в Авгаровской обители близ Олимпа, при Льве Армянине сделался добровольным изгнанником, по смерти его – настоятелем обители. Прест. 95 лет (позже 820 г.). Он современник Григорию Критскому (5 янв.) и подражатель Иоанникию Великому (4 ноября). Чет. Минея по Прологу. (Act. SS. iann. 1. р. 398). Св. пророка Самея. 3 Цар. гл. 12. Св. Петра, епископа Севастии армянской. Младший брат св. Василия Великого , посвященный в епископа в 380 г., умерший позже 391 года. Чет. Минея в Житии Василия В. 1 янв. (Act. SS. iann. I. p. 588 et 1108 Or. Chr. 1. p. 424 Fabr. IX. 318). Март. P. C в . Филиппа , митрополита Московского. Родился в 1507 г., скончался в Твери в 1570 г., задушенный по приказанию Иоанна Грозного. Пролог. Перенесение мощей его 3 июля. Есть служба. 10 Св. Григория, епископа Ниссийского, и супруги его, блаженной Феозвы диакониссы. Брат св. Василия Великого (1 Января) и Петра, еп. Севастийского (9 Января), посвящен во епископа в 372 году, присутствовал на 2-м Вселенском соборе в Константинополе; скончался позже 394 года. Отцем Отцев именуется по свидетельству 2-го Никейского собора ( Деян.6 гл.); Св. Феозву почтил похвалами св. Григорий Назианзин в 95 посл., писанном около 372 г., после ее кончины, в утешение ее супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Вероятно, сам Амплий ко Христу обращен был ап. Павлом и, как видно, был из любимых его учеников. Некоторые думают, что он принадлежал к рабам Императорского двора в Риме (был от «Кесарева дома» Филипп. IV 22) и был умерщвлен при Нероне после пожара (в 64 г. Фаррар На заре христианства, 105, 525 стр.). Скудны о св. Амплии и церковные предания. В Синаксаре Никодима под 31 октября об Амплии и Урбане замечено, что они были епископами и посвящены ап. Андреем Первозванным: «Амплий в Одиссополь, а Урбан в Македонию». В статье, И. И. Малышевского , профессора Киевской академии («Спутники ап. Андрея», между его учениками и спутниками не встречено имени Амплия, а есть Аппиан (Труды Киев. акад. декабрь, 1889). Не разумеется ли под этим именем св. Амплий? В Синаксаре, изданном в Щево-Печерской Лавре в 1874, при перечислении св. 70 апостолов, Амплий назван Амфиатом («Амплий иначе Амфиат»), но почему не сказано. В упомянутом Синаксаре (под 31 октября) сказано: «Амплий и Урбан от св. ап. Андрея Первозванного епископами поставлены, Амплий в Одиссе, нижней Мизии, Урбан же в одном из городов Македонии, и понеже Христа проповедающе, идолы потребляху, от Иудей и Еллинов побиени бывши» (74 ст.). В полном месяцеслове Востока архиепископа Сергия, (в примечании к 4 числу января) сказано, что Амплий, епископ Одиссы – Македонской, но Одисса не в Македонии, а в Мизии, ныне г. Варна. В Библейск. Словаре протоиерея П. Солярского о Св. Амплии замечено, что он, по преданию, «был епископом в Диосполе, что в Вифинии, при Черном море» (т. I, стр. 98). В Четьи Минеях св. Димитрия под 4 числом января: «(Амплий) бысть епископ, проповедуя Христа в Диосполе, и во Одиссе граде, и тамо от еллинов убиен бысть». (В сказании о 70 апостолах А. С., 1900 г. стр. 282 – сказано: «умерщвлен в городе Одиссе (?) язычниками…» В службе св. апостолам – 4 января св. Амплий называется «божественным иерархом, яко воистину сущим служителем Слова, паче (выше) ума» (1-й песнь канона), что он (Амплий) «крепостью божественнаго духа укрепляем, живущыя во тме сынами света показал и сладкою солию учения очистил гнилость лести» (4 января, канон 31 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Имя, упоминаемое в ст. 7, вероятно, надо переводить как «Юния» (ASV; NRSV). Греческое имя Iounian могло представлять собой сокращенную форму мужского имени Юнианис, однако эта форма почти нигде не засвидетельствована. Более вероятно, что оно являлось формой довольно распространенного женского имени Юния. Возможно, она была женой Андроника (ср.: ст. 3). Эта пара (оба были иудеями, поскольку syngeneis, вероятно, означает не «сродников» [родственников], а «братьев–иудеев», как в 9:3) уверовала во Христа раньше Павла, и вместе с ним они были брошены в тюрьму, быть может потому, что тоже принимали участие в апостольском служении (прославившихся между апостолами). Поскольку о них больше нигде не упоминается, вероятно, Андроник и Юния не были «апостолами» в том смысле, в каком ими, например, являлись Павел и Петр, то есть людьми, которых Бог избрал быть представителями воскресшего Христа, наделив их особенной властью (см., напр.: Деян. 1:12–26 ; Еф. 2:20 ; 1Кор. 15:7– 9 ). Здесь слово апостол скорее означает «миссионера» или «уполномоченного посланника» (см.: 2Кор. 8:23 ; Флп. 2:25 ). Амплий (8) нигде в Новом Завете больше не упоминается, однако, возможно, это тот человек, могила которого найдена в катакомбе Домициллы, богатой и знатной женщины, вероятно, христианки. Об Урбане, Стахии (9) и Апеллесе (10а) больше ничего не известно. Что касается Аристовула, среди домочадцев которого были христиане (10б), то он, наверное, приходился братом Агриппе I, царю Иудеи, правившему в 33–41 гг. (см.: Деян. 12 ). Сродник Павла Иродион (syngenes; ср.: ст. 7), вероятно, был рабом или свободным из семейства Ирода, наследных правителей Иудеи. Наркисс, домочадцев которого Павел приветствует в ст. 11б, является, вероятно, тем самым Наркиссом, который приобрел славу (и известность) как слуга императора Клавдия. О Трифене, Трифосе и Лерсиде, трех женщинах, работавших во славу Господа, больше ничего не известно. В этом отрывке Павел приветствует девять женщин, причем шесть из них называет сотрудницами или теми, кто много потрудился о Господе (12). Ничто в словах Павла не позволяет нам точно установить, чем они занимались, однако надо отдать должное той важной роли, которую в ранней церкви играли женщины, выполняя различные служения, как, впрочем, и сегодня. Поскольку Евангелие от Марка было написано в Риме и, вероятно, в то же время, что и Послание к Римлянам, возникает соблазн отождествить Руфа из ст. 13 с Руфом, отец которого нес крест Иисуса на Голгофу ( Мк. 15:21 ). Об именах, упомянутых в ст. 14,15, из Нового Завета и раннехристианской истории ничего не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Доступ к реликвии достаточно сложный, что делает операцию по извлечению частицы мощей уникальной 19 мая. ПРАВМИР. Частица мощей святителя Николая готова к доставке в Россию, сообщил директор Института судебной медицины профессор Университета Бари Франческо Интрона, который занимался извлечением и подготовкой реликвии к путешествию. Как рассказал профессор, лишь раз ученые видели достаточно хорошо сохранившийся скелет (где-то 80% костей и череп), — во время реставрации в 1953 году. «Тогда была реконструирована вся крипта (в воздвигнутой еще при Урбане в честь святого Николая базилике). И только тогда видели все останки. До 1953 года никто не знал, что находилось в крипте», — сказал профессор корреспонденту ТАСС . Доступ к реликвии достаточно сложный, что делает операцию по извлечению частицы мощей уникальной. «Крипта находится ниже уровня моря и сами мощи, перевезенные в Бари в XI веке, расположены под тремя каменными блоками, которые были уложены еще в то время. Между собой они сообщаются небольшими отверстиями, которые позволяют собирать святую жидкость, источаемую мощами. Этот ритуал осуществляется ежегодно 9 мая (в день Николы Вешнего по католическому календарю). Сдвигались блоки лишь в 1953 году, но потом были уложены на свои места», — уточнил ученый. Через отверстия в блоках доставалась частица — левое девятое ребро — которая будет привезена для поклонения в Россию. Решение о том, какая именно частица будет извлечена, принимали на месте. В операции принимал участие профессиональный хирург. «Мы не знали, что именно мы сможем извлечь. Решение было принято на месте во время работ. Единственная возможность добраться до мощей — это эти отверстия диаметром 6 см. Для этого необходимо было использовать лапароскопическое оборудование, которое сейчас применяется в медицине», — рассказал профессор. Сначала при помощи микроскопической видеокамеры ученые осмотрели все кости и выбрали ребро, надеясь, что оно пройдет через отверстие без повреждений. Интрона уточнил, что это — самая большая по размеру реликвия, которую было возможно извлечь.

http://pravmir.ru/chastitsa-moshhey-svya...

А.А. Федоров-Давыдов Глава восьмая. Второй Крестовый поход I. Накануне «Возрождения» Уже сорок пять лет прошло со времени освобождения Иерусалима; много воды утекло за эти годы, много народу умерло, много подросло нового, а общее настроение и взгляды на крестовые походы мало изменились. Изменились они вот в чем. В 1095 году, при папе Урбане II, Римская Церковь занимала высокое положение, так как государственные власти были побеждены властью духовной. Этому способствовали проявляемые со стороны духовенства энергия, сила воли, дальновидность и непреклонное стремление во что бы то ни стало добиться своей цели – овладеть всем христианским миром. Но прошло почти полвека, и все круто изменилось. В папы избирались за это время люди слабовольные, недальновидные; вследствие разных интриг они сменялись часто, и, в конце концов, это значительно поколебало достоинство папы. Отдельные же государства между тем крепли, развивались, и каждое настоятельно стремилось создать свое положение на крепком фундаменте. Со времени первого похода жизнь народов приняла новое направление. В XI веке преобладали мистические и аскетические взгляды, т.е. люди верили в одно, что земная жизнь есть только средство достичь загробной жизни, поэтому страдания, лишения в этой жизни и проповедовались духовенством ради будущей жизни; изнурять себя, мучить себя считалось единственно только угодным Богу… После завоевания Иерусалима взгляды эти резко изменились; христиане Запада ознакомились с развитием греков, с могуществом Востока, и это все произвело в них крутой переворот. Люди как бы очнулись от сна; они увидели, что в то время, как они всячески изнуряли себя и пренебрегали жизнью и ее радостями, – другие народы безнаказанно жили полной жизнью, беря от нее все радости; и им захотелось жить, захотелось воспользоваться дарами жизни. И тогда началось возрождение заглохшей, было, жизни; раздались веселые песни, музыка; короли и рыцари наслаждались пиршествами, празднествами, турнирами. До той поры ум человека был направлен на изучение богословских вопросов; все старались приурочить к религии, которая одна давала ответы на запросы жизни. Но теперь человеческому уму дана была свобода мыслить, и это не считалось грехом. Изучение философии, законодательств прежних времен, развитие наук захватили своим водоворотом умнейших, вдумчивых людей того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому в том же определении сказано: «Торжества по случаю освящения церкви должны проходить ежегодно; о том же, что освящение должно продолжаться восемь дней, написано в «Третьей книге царств» ( 3Цар. 8, 66 )». Ответ на возражение 5. Как сказано [в книге] «Об освящении», «если алтарь выполнен не из камня, он должен быть освящен без миропомазания». И это сообразуется со значением этого таинства – как потому, что алтарь обозначает Христа, а между тем читаем [в Писании]: «Камень же был Христос» ( 1Кор. 10, 4 ), так и потому, что тело Христа было положено в каменный гроб. Это также сообразуется с использованием таинства – ведь камень тверд и распространен повсеместно, чего во времена Старого Закона, когда алтарь был расположен в одном месте, не требовалось. Что же касается предписания сделать алтарь из земли или неотесанных камней, то оно было дано для искоренения идолопоклонства. Ответ на возражение 6. Как сказано в том же определении, «прежде священники пользовались не золотой, а деревянной чашей, но затем по установлению папы Зефирия обедню стали служить со стеклянным дискосом, а при папе Урбане все было сделано из серебра». Впоследствии же было решено, что «дискос и потир Господни должны быть или из чистого золота, или из серебра, или, по крайней мере, из олова, но никоим образом не из латуни или меди, поскольку под воздействием вина из них выделяется ярь-медянка, которая вызывает рвоту. Но пусть никто не подумает, что можно служить обедню с деревянной или стеклянной чашей», поскольку в древесине, вследствие ее пористости, оставалась бы освященная кровь, а стекло, будучи хрупким, в любой момент могло бы разбиться, и то же самое можно сказать о камне. Таким образом, предписание использовать чашу, сделанную из вышеупомянутых материалов, было обусловлено почитанием таинства. Ответ на возражение 7. В тех случаях, когда это не связано с какой-либо опасностью, Церковь определяет к использованию те вещи, которые наиболее точно представляют страсти Христа. Но в отличие от находящейся в чаше крови, тело, помещенное на антиминс, находится в безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ VII Иннокентий VII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий VII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (ок. 1336, Сульмона (совр. обл. Абруцци, Италия) - 6.11.1406, Рим; до избрания папой - Козимо Джентиле де Мильорати), папа Римский (с 17 окт. 1404). О происхождении И. известно мало. Его отец Джентиле, вероятно, принадлежал к местной аристократии и смог дать сыну хорошее образование. Получив степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro) в Болонском ун-те, К. де Мильорати нек-рое время преподавал в ун-тах Перуджи и Падуи. В 1370 г. стал ректором ц. Санта-Мария Аннунциата в Сульмоне (занимал эту должность до 1381). В 1373 г. получил титул архипресвитера Сульмоны. С рекомендацией от проф. Болонского ун-та Дж. да Линьяно К. де Мильорати отправился в Рим. При папе Урбане VI (1378-1389) он был принят в состав Римской курии, где исполнял функции папского капеллана. Затем стал аудитором Rota Romana , клириком апостольской палаты (1380), настоятелем церкви в Вальве (1383), где получил также ряд бенефициев. Согласно Liber Pontificalis , до 1387 г. он был также коллектором (ответственным за сбор церковных податей) в Англии. В 1387 г. возведен в сан архиепископа Равенны. Из-за оппозиции властителя города гр. Гвидо да Поленты, к-рый поддерживал кандидатуру, предложенную авиньонским антипапой Климентом VII (1378-1394), К. де Мильорати не мог вступить во владение кафедрой до 1400 г. (впосл. кафедру получил племянник Козимо, Дж. Мильорати). 19 июня 1389 г. К. де Мильорати был поставлен епископом Болоньи. 18 дек. того же года он получил титул кардинала-пресвитера римской ц. Св. Креста. В 1390 г. назначен папским легатом в Тоскане и Ломбардии для урегулирования конфликта между Миланским герц. Дж. Г. Висконти и коммунами Болоньи и Флоренции. После избрания на Папский престол и коронации, состоявшейся 11 нояб.

http://pravenc.ru/text/468785.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010