474 Климент VIII (1536–1605) – папа римский с 1592 г. В миру Ипполито Альдобрандини. Кардинал с 1585 г. Стремясь противостоять испанскому влиянию, после признания в 1595 г. Генриха IV возвратившимся в лоно Католической Церкви, улучшил отношения с Францией и способствовал заключению ею в 1598 г. мира с Испанией. Пытался обратить в католичество английского короля Якова I. При Клименте VIII римская инквизиция осудила Дж. Бруно. Климент VIII был инициатором исправления многих богослужебных книг и нового издания Вульгаты в 1592 г., улучшенного по сравнению с изданием Сикста V. 476 Абдул Меджид (1823–1861) – султан Турции (1839–1861) Законы, обнародованные султаном в феврале 1856 г., развивали принципы его манифеста 1839 г., в котором говорилось, в частности, об обеспечении безопасности всем подданным султана вне зависимости от их вероисповедания. В документе 1856 г. провозглашалось равенство всех подданных без различия вероисповедания и национальности; он также отменял закон о смертной казни за переход из ислама в другую религию. 478 От первого и второго Вселенских соборов, как известно, вовсе не осталось актов, а от пятого – только в латинском переводе. 480 Людовик IX Святой (1214–1270) – король Франции с 1226 г. Рыцарь, аскет и мистик. Укрепил союз династии Капетингов с папством, защитив Иннокентия IV в борьбе со Священной Римской империей (Гогенштауфенов). При папах-французах (Урбане IV и Клименте IV) помог своему брату Карлу Анжуйскому стать королем Сицилии (1266). Преследуя еретиков и иноверцев, Людовик утвердил во Франции инквизицию (1233). Возглавил крестовые походы в Египет (1248–1254), где был пленен, и Африку (1270), где умер. Сказания о «брате Людовике» сходны с преданиями о Франциске Ассизском. В Италии Людовик был зачислен в члены францисканского ордена. Во Франции считался целителем от слепоты и глухоты, покровителем «Книги ремесел» Парижа XIII в. и многих цехов. Канонизирован в 1297. В XVI в. объявлен покровителем ордена иезуитов, в XVII в. – французской монархии. С 1945 г. «Ассоциация друзей Людовика» распространяет культ «самого христианского короля» Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Важной функцией кардиналов, помимо выбора нового понтифика, становится содействие папе в управлении «градом и миром» путем участия в папском совете. При Иннокентии IV в 1245 г. кардиналы получили статус выше епископского и красную шапку – символ того, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать pro exaltatione sanctae fidei, pace et quiete populi christiani, augmento et statu Sanctae Romanae Ecclesiae («ради возвышения святой веры, мира и спокойствия в христианских народах, приращения и крепости Святой Римской Церкви»). Бонифаций VIII дал им княжескую мантию, Павел II – право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями, Пий V в 1567 г. запретил именоваться кардиналами тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII в 1630 г. кардиналы получили титул Eminentissimus, Eminentia («Высокопреосвященство»). Кардиналы-священники и кардиналы-диаконы носят титулы по названиям римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчиненных им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и ряд других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, а потом в торжественном заседании консистории. Папа может назначить кардиналов, но не объявлять их имен, хранить их «у себя в груди» (итал. in petto, лат. in pectore), причем счет старшинства таких кардиналов ведется со дня заявления папы о совершившемся назначении (первыми кардиналами, назначенными in pectore, были Джироламо Алеандер и Реджинальд Пол). До 1918 г. для назначения кардиналом не обязательно было иметь не только епископский, но и священнический сан. Любой мужчина, причисленный только к малому чину католической церкви, мог получить сан кардинала-диакона. Таких кардиналов традиционно называли «кардиналы-миряне», поскольку они не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия, хотя были клириками и получали первый постриг – тонзуру (последний кардинал-мирянин скончался в 1899 г.). Однако стать кардиналом-священником мог только священник, a кардиналом-епископом – только епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Иннокентий X (1644 г.) присоединил вспомогательную к этой «конгрегацию дисциплины монастырской» (C. super statu regularium) для приведения в исполнение реформ в монастырях Италии и близ лежащих островов. Эта конгрегация получила новую организацию при Пие IX c 1847 г. с преимущественною целью устранять злоупотребления в области монашеской дисциплины. Состоя из префекта и 10 членов кардиналов и составляя церковное управление всеми монашествующими орденами, конгрегация имеет надзор за точным исполнением обетов и правил каждого ордена, определяет наказания за их нарушения, также составляет постановления о закрытии монастырей по различным причинам. С 1626 года при п. Урбане VIII явилась «конгрегация охранения независимости церковной» (С. jurisdictienis et immunitatis ecclesiasticae), состоящая из 12 членов кардиналов. К кругу ее обязанностей принадлежит попечение о сохранении независимости церковного суда касательно клира от вмешательства светской власти, защищение свободы пастырей в их действиях по отношению к мирянам, также недозволение иностранным правительствам налагать подати на лиц духовного звания и на имущества церковные. «Конгрегация обрядов» (C. s. rituum), учрежденная в 1587 году Сикстом V, имеет членами 12 кардиналов кроме президента. Занимаясь вопросом о литургических предметах, она повсюду наблюдает за строгим исполнением богослужебных обрядов, исполняет предварительные для внесения в секретную консисторию работы по делам о канонизации святых, – напр. определение действительности чудес от св. икон, исследование жизни, дел и чудес тех мучеников и угодников Божиих, которых церковь намерена причислить к лику святых; она составляет гимны т службу в честь святых, исправляет и печатает богослужебные книги, предписывает правила для церковных процессий, также устанавливает церемониал принятия папою королей, князей и послов. Далее, соединенная «конгрегация индульгенций и св. мощей» (C. sacrarum indulgentiarum et reliquiarum) состоит из 10 членов кардиналов и имеет двоякую специальную задачу. В видах предотвращения и пресечения зла распространения подложных индульгенций из корыстолюбия, папа Климент VIII учредил особую конгрегацию для рассмотрения прошений желаний получить индульгенции; она же с разрешения папы дает временное или пожизненное послабление в соблюдении поста. Со времени п. Климента IX этой конгрегации поручен надзор за св. мощами, как забота о сохранении их, а также чудотворных икон и других священных предметов, так и предупреждение обмана и злоупотребления оным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

11. О короновании чудотворной иконы Почаевской Божией Матери Обычай возлагать с торжественностью короны на образа начался в Риме при папе Урбане VIII в 1631 году. Изобретший этот способ прославлять иконы был некто граф Александр Сфортио Палавацини. В 1630 году он положил на вечное приращение известную сумму, от процентов которой были бы деланы в Риме из чистого золота короны, и рассылались для коронования тех икон, о которых получено сведение, что они чудотворны. Первый опыт такового коронования иконы Богоматери совершился в 1631 году, в Ватиканском храме 95 . Впоследствии установлен для сего особый Ватиканский капитул, который под председательством кардинала, архипресвитера Ватиканской церкви, обязан заниматься рассматриванием вопроса – можно ли дозволить совершать коронацию той, или другой иконы, по известности о ее древности и чудесах. Этот капитул сочинил и правила, каким порядком и с какими церемониями должны совершаться подобные коронации. Узнав об этом, благотворитель Почаевского монастыря, Николай Потоцкий еще в 1764 г. возъимел желание, чтобы и Почаевская чудотворная икона Божией Матери чрез коронование могла получить большую известность в мире христианском. На этот собственно предмет он определил известную часть из жертвуемых им сумм. Для тогдашнего генерала-протоархимандрита Белинского, с которым Потоцкий, между прочим, вел и по сему обстоятельству переписку, это желание Потоцкого не могло не нравиться. Так как с достижением оного соединялись не малые для обители выгоды – дарование для нее папских свежих отпустов и индульгенций, и надежда на большее, в будущем, стечение богомольцев. Отвечая на письмо Потоцкого, писанное 2 ноября 1767 г. – протоархимандрит Белинский доносит, что уже несколько раз писано было к Папе о дозволении совершить эту коронацию, но ответа не получено. Видно, тогда не были еще собраны нужные для этого сведения. По смерти Белинского (1771 г.) новый протоархимандрит – он же и супериор – Порфирий Важинский лучше успел в этом деле. Он сделался известным самому Папе, как ревностный чтитель римских нововведений, как подражатель, без разбора, всему римскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Над этими чтениями предлагается ежедневно размышлять во время молитвы. Многочисленные рукописные бревиарии, в отличие от греческого Часослова, который достаточно рано приобрел строгую форму и был, если так можно выразиться, «канонизирован», отражали не общецерковную традицию, но чин конкретного монастыря или конгрегации. Только в 1568 г. Папа Пий V издал, выполняя решение Тридентского coбopa, Breviarium Romanum, пользоваться которым было предписано всем без исключения католикам. При этом такие конгрегации, как, например, бенедиктинцы, сохранили свою традицию, несколько отличную от Римского Бревиария. Важно иметь в виду, что суточный круг греческого и, следовательно, славянского Часослова ориентирован на одни сутки, то есть каждый вечер читается 103–й псалом: Благослови, душе моя, Господа./Господи, Боже мой, возвеличился еси зело и т. д. Каждая утреня начинается всегда с шестопсалмия, которое всегда состоит из одних и тех же псалмов. Каждая полуночница включает в себя 118–й псалом и т. д. В Римском Бревиарии ситуация другая. Каждый день недели (притом, что схема суточного круга всегда остается неизменной) для чтения во время того или иного богослужения предлагаются новые псалмы. В результате получается не одна вечерня, а семь ее видоизменений. При этом вечерня (как и утреня и т. д.) всегда остается одной и той же по своей структуре. Важно подчеркнуть, что на Руси Часослов и сегодня остается таким, каким он был тысячу лет назад, тогда как на Западе богослужебный суточный круг, зафиксированный в Римском Бревиарии, изменялся от века к веку, был реформирован после Тридентского собора, а затем при Урбане VIII и т. д. Даже написанные стихами гимны подвергались трансформации. В них заменяются слова, убираются целые строфы, а из нескольких строф двух или трех разных гимнов собирается новый. Логика здесь совершенно иная, нежели на Востоке, где культивируется стремление сохранить древний чин в неизмененном виде. Латинский чин трансформируется, но и здесь есть какие-то ключевые моменты, которые остаются неизменными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Такое впечатление мне пришлось испытать не раз даже при знакомстве с некоторыми из наиболее замечательных храмов Рима, каковы, напр.: Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (т. е. за стонами города) и Санта-Мария-дельи-Анджели на развалинах терм (теплых бань) Диоклетиана. Большая часть римских храмов имеет форму базилики, т.е. продолговатого четвероугольника, двумя колоннадами разделенного вдоль на три нефа, причем важнейшие из них в официальных документах и в печати обыкновенно так и называются базиликами. Таких важнейших базилик, в соответствие числу древних патриархатов христианской церкви, в Риме считается пять, а именно: Св. Иоанна Предтечи (S. Giovanni in Laterano), св. ап. Петра (S. Pietro in Vatikano), Пресв. Девы Марии (S. Maria Maggiore) и две загородных: св. ап. Павла (S.Paolo fuori le mura) и св. Лаврентия (S. Lorenzo fuori le mura). Эти базилики находятся под настоятельством особых кардиналов, пользуются высшим сравнительно со всеми другими храмами значением и именуются патриаршими. Первое место среди них занимает храм св. Иоанна Латеранского, иначе называемый Basilica Constantiniana, так как первоначально построен он Константином Великим и освящен папою Сильвестром. Правда, благодаря землетрясению и нескольким пожарам, от древнего сознания Константина не осталось почти ничего, и существующий в настоящее время храм построен и завершен уже в шестнадцатом и семнадцатом веке, но свое первенствующее значение он сохраняет и доселе, как кафедральный собор римского епископа и как матерь и глава всех церквей города Рима и всей вселенной (omnium urbis et ecclesiarum mater et caput). Хотя в списке базилик храм св. Петра и уступает собору Латеранскому первое место, но по грандиозности и великолепию, без сомнения, ему принадлежит первенство среди храмов всего христианского запада. Храм св. Петра возвышается на холме Ватиканском, на том самом месте, где были некогда сады и цирк Нерона и где, по преданию вблизи этого цирка, погребен был первоверховный апостол после своей мученической кончины. Более одиннадцати веков стояла здесь древняя великолепная базилика, построенная императором Константином, но в пятнадцатом веке она стала грозить разрушением, и у папы Николая V уже зародилась мысль о сооружении нового храма, а при Юлии II, 18-го апреля 1506 г. совершилось торжество закладки и положен был первый камень того колоссального собора, которым доселе любуется мир. Сто двадцать лет продолжалась постройка, над которой последовательно трудились Браманте, Сангалло, Рафаэль, Микеланджело, Мадерна и Бернини, и лишь при Урбане VIII грандиозное предприятие было, наконец, довершено и 18-го ноября 1626-го года совершилось его торжественное освящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ II [до избрания папой - Иоанн Каэтан; лат. Caetanus, итал. Gaetani] (ок. 1058, Гаэта - 28.01.1119, аббатство Сен-Жиль), папа Римский (24 янв. 1118 - 29 янв. 1119). Род. в знатной семье из Кампании, в детстве был отдан в бенедиктинский мон-рь Монте-Кассино , к-рым в то время руководил кард. Дезидерий (впосл. папа Виктор III ). В мон-ре под рук. мон. Альберика работал над составлением житий святых. Впосл. Г. принес монашеские обеты и был рукоположен во субдиакона. Ок. 1082 г. кард. Дезидерий вызвал Г. на службу в Рим, где папа Григорий VII возвел его в достоинство кардинала-диакона и назначил канцлером (не позднее янв. 1083), на этом посту Г. оставался более 35 лет. Во время борьбы за инвеституру Г. был ближайшим помощником пап Урбана II , а потом Пасхалия II . При папе Урбане II Г. был рукоположен во диакона (23 сент. 1088), получив в том же году диаконию св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). В 1111 г. Г. разделил с папой Пасхалием II тяготы заключения, на Синоде рим. духовенства (1116) также поддержал папу, обвиненного в компромиссной политике в отношении герм. имп. Генриха V. Г. был избран папой в рим. бенедиктинском мон-ре св. Марии без согласования с имп. Генрихом V. Девизом понтификата стали слова: «Бог во святыне Своей» (Deus in loco sancto suo). Избрание Г. вызвало вооруженное сопротивление сторонников имп. партии, к-рые во главе с Ченчо Франджипани захватили папу и заключили его в тюрьму, из к-рой Г. в тот же день был освобожден префектом Рима Пьетро Пьерлеоне, опиравшимся на помощь населения города. Г. доставили в Латеранский дворец, но царившие в городе беспорядки, вызванные соперничеством партий сторонников и противников императора, не позволили провести торжественные церемонии рукоположения Г., бывшего диаконом, в сан пресвитера и епископа. Генрих V, находившийся в это время на севере Италии, направился в Рим. После того как в ночь с 1 на 2 марта 1118 г. он вошел в город, Г. и большая часть кардиналов бежали из Рима в Гаэту. Император предложил папе вернуться в Рим, чтобы обсудить с ним возможность достижения мира при условии, что папа будет рукоположен в присутствии императора, но Г. отказался вести переговоры. Подстрекаемый семьей Франджипани, Генрих V согласился на провозглашение антипапой архиеп. Браги Мориса Бурдена под именем Григорий VIII (8 марта 1118).

http://pravenc.ru/text/161950.html

Литургическая реформа, предпринятая Тридентским собором (1545–1563), привела к изданию Breviarium Romanum restitutum. Он включал 75 гимнов. При папе Урбане VIII (1623–1644) была создана комиссия по пересмотру текстов (super emendationem), которая озаботилась исправлением стихотворного размера и стиля гимнов. Работавшая под сильным влиянием эстетических симпатий гуманистов, предпочитавших средневековой гимнодии древние классические формы и метры, эта комиссия вывела из литургического использования некоторые памятники средневекового гимнотворчества – наиболее грубые по языку и сомнительные по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Бревиарий – в 1632 г. Постановлением Тридентского собора из церковных служб были изгнаны почти все секвенции (до собора их было более 5 тысяч), за исключением четырех: пасхальной – Victimae paschali laudes immolent Christiani – «Пасхальной жертве возносят хвалы христиане» (текст, а возможно, и мелодия ее принадлежат поэту и историку 1–й пол. 11 в. Випо Бургундскому 1121 ; от этой мелодии происходит известный хорал Christus ist erstanden, вероятно, 13 в.); уже упоминавшейся троицкой – Veni Sancte Spiritus; секвенции на праздник Тела Господня Lauda Sion Salvatorem – «Хвали, Сион, Спасителя», написанной Фомой Аквинским (мелодия ее первоначально связана с текстом другой секвенции – Laudes Crucis attollamus, приписываемой Адаму Сен–Викторскому); и секвенции начала 13 в. о судном дне – Dies irae (в составе Реквиема). Позже была допущена еще одна секвенция, на праздник Семи скорбей Марии – упомянутая Stabat Mater. Дальнейшее развитие латинской гимнографии пошло по линии составления служб новоканонизированным святым, чем занималась Конгрегация священных обрядов. В 20 в. литургическое движение привело к новым изданиям древнейших образцов латинского гимнографического творчества, а в результате литургической реформы 2 Ватиканского собора эти тексты были введены в церковный оборот. Были также составлены новые песнопения. В целях разнообразия для каждого часа установлен двойной цикл гимнов, причем разрешено использовать новые поэтические сочинения (за исключением народных песен).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При папе Сиксте V, стремившемся превратить Рим в столицу католич. мира, был завершен купол базилики св. Петра, на новых площадях воздвигнуты егип. обелиски - символы победы христианства над язычеством. Работы по возведению базилики св. Петра и созданию убранства храма продолжались при папах Павле V и Урбане VIII (храм был освящен в 1626). Др. важным художественным центром Италии благодаря деятельности архиеп. Ф. Борромео стал Милан. Борромео основал Амброзианскую б-ку (1607; открыта для публики в 1609), в состав к-рой входили музей христ. искусства и художественная школа. Мн. мастера, выполняя заказы религ. орденов, разрабатывали основные принципы барокко. Римские церкви Иль-Джезу (храм Римской коллегии иезуитов; 1568-1575) и Сант-Иньяцио (храм иезуитской casa professa; 1626-1650), а также ораторианская ц. Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза-Нуова; 1575-1599), театинская ц. Сант-Андреа-делла-Валле (1591-1623), кармелитская ц. Санта-Мария-делла-Виттория (1605-1620) оказали существенное влияние на европ. архитектуру. Изменение архитектурных форм во многом определялось принципами К.: задачей архитекторов было создать идеальное здание для совершения мессы и чтения проповедей. Образцом такого подхода стала ц. Иль-Джезу с одним, но очень широким нефом, коротким трансептом и неглубокой алтарной частью. Массивный купол с широкими окнами в барабане, подчеркивавший значимость центрального пространства с алтарем и кафедрой проповедника, позволял сфокусировать внимание присутствующих на богослужении и проповеди. Пресв. Богородица с Младенцем и святыми. Роспись плафона ц. Монте-верджинелла. 1-я пол. XVIII в. Худож. Д. А. Ваккадо (Национальная галерея Каподимонте, Неполь) Пресв. Богородица с Младенцем и святыми. Роспись плафона ц. Монте-верджинелла. 1-я пол. XVIII в. Худож. Д. А. Ваккадо (Национальная галерея Каподимонте, Неполь) За пределами Италии покровительство орденов, особенно иезуитов, было наиболее заметно в Испан. Нидерландах, где главным центром католического искусства стал Антверпен (иезуитская ц.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

5764. N 11384. Fol. 70v) лат. Г. начинает терять церковный характер. Мн. авторы составляли гимны для частного употребления. Наиболее известные гимнографы этого времени - цистерцианец Кристиан фон Лилиенфельд (ум. до 1332), картузианец Конрад фон Гаминг (ум. 1360), архиеп. Пражский Иоганн фон Йенштайн (ум. 1400), Фома Кемпийский ( 1471). Филипп де Мезьер из Пикардии ( 1405) написал гимны для установленных в этот период праздников Визитации и Введения во храм Пресв. Девы. Жан Жерсон ( 1429) первым создал гимн в честь св. Иосифа Обручника. Более 120 гимнов составил мистик Дионисий Картузианец ( 1471). Известно неск. гимнографов из Скандинавских стран (Рагвальд, Бринольф Альгатссон, еп. Скары, Петр Олафсон, Биргер Грегерссон, еп. Уппсалы, и др.). Новое время Интеллектуалов этой эпохи не устраивала «варварская» латынь богослужебных текстов, написанных в средние века. Папа Лев X (1513-1521), покровительствовавший гуманистам, первым решился на реформирование гимнографической части Бревиария. Исправлением текстов гимнов занимался Дзаккария Феррери (ок. 1523). Однако уже подготовленный к изданию рукописный проект сгорел в Риме в 1527 г. В 1-м издании Бревиария Франсиско Киньонеса (1535) гимны были полностью исключены из служб суточного круга (частично восстановлены во 2-м изд.). «Breviarium Romanum restitutum», утвержденный Тридентским Собором , включал 75 гимнов. При папе Урбане VIII (1623-1644) была создана комиссия по пересмотру текстов (super emendationem), к-рая занималась исправлением стихотворного размера и стиля гимнов и исключила нек-рые, казавшиеся грубыми по языку и сомнительными по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Бревиарий - в 1632 г. Дальнейшее развитие лат. Г. было связано преимущественно с составлением служб новоканонизированным святым, чем занимались гимнографы Конгрегации священных обрядов. В XX в. благодаря трудам палеографов и историков, а также деятельности сторонников литургического движения были изданы, а после реформ Ватиканского II Собора введены в церковное употребление древнейшие образцы лат.

http://pravenc.ru/text/165013.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010