Керубини адресовался, как он сам пишет в предисловии к изданию, главным образом к адвокатам церковных судов, так как, по его собственному опыту, они часто впадали в заблуждения, не имея под рукой необходимых «апостолических конституций», знание коих (в особенности – самых последних по времени) является необходимым условием верного правосудия; этот пробел издатель и намеревался ликвидировать: из 922 документов, приведенных Керубини, 800 – «новые», т.е. изданные в течение последних ста лет перед публикацией книги. Публикация Керубини неоднократно переиздавалась: в Риме в 1617 г. в 3–х т.; в 1628 г. при папе Урбане VIII (издание подготовил сын первого публикатора – Анджело Керубини), с дополнительным томом, напечатанным в 1659 г.; при переизданиях содержание публикации расширялось, и пятое издание, подготовленное францисканцами, состояло уже из 6–ти т. (Рим, 1669–1772). Более позднее (хотя менее аккуратное) переиздание в 10–ти т. явилось в Люксембурге (1727–1730), хотя более верятно, что местом печати была все–таки Женева. После 1730 г. были изданы дополнительные тома: 4 тома в 1741 г. (за 1670–1689, 1689–1721, 1721–1730, 1730–1740 гг.), затем тома 15 (в 1748 г.; за период 1734–1740 гг.), 16 (в 1752 г.; за 1740–1745 гг.), 17 (в 1753 г.; за 1746–1749 гг.), 18 (в 1754 г.; за 1748–1752 гг.) и 19 (в 1758 г.; за 1752–1757 гг.); последние четыре тома полностью посвящены буллам Бенедикта XIV. Ряд материалов Люксембургского буллария (в частности, в 9–10 томах) представляет собой результат оригинальных исследований публикаторов. Однако последние тома практически скопированы с Римского буллария, о котором речь пойдет ниже. До 1917 г. Люксембургский булларий – Magnum bullarium готапит (включает буллы пап от Льва Великого до Бенедикта XIII) – использовался как один из основных канонических источников Католической церкви. Римский булларий в 32 томах, надписанный именем Джироламо Майнарди, является изданием наиболее аккуратным и потому практически широко используемым. Майнарди предполагал издать дополнения к Булларию Керубини, в качестве которого он использовал 6 томов, обрывающихся на понтификате Климента X (1670–1676). В 7–м томе (1733 г.), первом томе своего издания, Майнарди перепечатывает все буллы Климента X, от начала понтификата до смерти папы (Bullarium Romanum Тот. 7.), оговаривая в предисловии, что 6 томов Керубини с течением времени должны быть также перепечатаны в исправленном и дополненном виде, с учетом документров Секретного архива Св. Престола. В 1734–1744 гг. вышли еще 7 томов, от Климента X до Бенедикта XIV (за 1670–1740 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и 26 июня 1608), к-рую, однако, не удалось полностью искоренить из-за продолжавшегося обнищания наименее обеспеченных слоев населения. Буллой «Universi agri Dominici» от 1 марта 1612 г. регламентировались деятельность папских трибуналов, городских магистратов Рима, тюрьмы, а также положение евреев. Большое внимание П. уделял снабжению Рима продовольствием и регулированию цен. Меры по резкому ограничению экспорта зерна и созданию его гос. резервов (т. н. Cura Annonae) позволили не допустить значительного подорожания хлеба даже в неурожайные годы. 13 дек. 1605 г. П. поручил регулярным каноникам ордена госпиталитов Св. Духа руководство банком, призванным оказывать помощь нуждающимся. В окт. 1611 г. он санкционировал создание в Папской области особой финансовой орг-ции (Monte di Pietà), выдававшей земледельцам кредиты под фиксированную низкую процентную ставку. Одновременно были введены строгие ограничения на забой животных, использовавшихся для пахоты. С понтификатом П. связан целый ряд крупных строительных проектов. Были начаты работы по расширению порта Чивитавеккья, восстановлено судоходство по одному из устьев Тибра близ Фьюмичино, начато строительство порта в Фано. Для улучшения снабжения города питьевой водой в р-н Трастевере по маршруту античного акведука Траяна был проведен акведук Аква-Паола. У его завершения в 1612 г. соорудили монументальный фонтан (архитекторы Ф. Понцио и Д. Фонтана). Важным этапом строительства базилики св. Петра стало сооружение нового фасада (1607-1614, архит. К. Мадерна), при этом были разобраны остатки фасада античной базилики (вопреки мнению кард. Ц. Барония, настаивавшего на их сохранении). Одновременно был удлинен неф и пристроен глубокий нартекс, что изменило предложенный Микеланджело проект: центрический храм стал базиликальным (в форме лат. креста; это соответствовало форме церквей, рекомендованной Тридентским Собором). С 1612 г. начались работы по сооруженную фланкирующих фасад 2 колоколен по проекту К. Мадерны (не достроены). Завершение работ и освящение собора состоялись уже при папе Римском Урбане VIII (1626).

http://pravenc.ru/text/2578531.html

В 1268 г. имп. Михаил VIII Палеолог, стремясь воспрепятствовать завоевательным планам Карла Анжуйского, отправил посольство, целью которого было заключение союза с сербским кор. Стефаном I Урошем (1243-1276). Союз планировалось скрепить династическим браком дочери визант. императора Анны и царевича Милутина (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). После неудачного посольства Михаил VIII стал рассматривать переговоры с Папским престолом о церковной унии как единственный способ предотвратить войну с Карлом Анжуйским. Поскольку переговоры были затруднены тем, что Римская кафедра длительное время оставалась вакантной, Михаил VIII отправил посольство ко двору франц. кор. Людовика IX Святого. Визант. посольство прибыло во Францию летом 1269 г. В письме от 15 мая 1270 г., к-рое коллегия кардиналов адресовала Раулю де Гропарми, кард.-еп. Альбано, ответственному за проповедь 8-го крестового похода, сообщалось, что имп. Михаил VIII заявил франц. королю о желании как его самого, так и его подданных и духовенства «вернуться в послушание Римской Церкви и объединиться в исповедании той же самой веры». Людовик IX ответил, что решение данного вопроса находится в компетенции коллегии кардиналов. В письме также были упомянуты попытки восстановления единства Церкви, предпринимавшиеся при папах Урбане IV и Клименте IV, а также говорилось об обязательном условии достижения этого единства - исповедании истинной католич. веры (verae catholicae fidei professio). После одобрения католич. исповедания на Соборе К-польской Церкви визант. император, патриарх К-польский и др. архиереи, архимандриты, а также представители клира и мирян должны были признать первенство Римской Церкви (Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84). Др. письмо кардиналы отправили кор. Людовику IX. Выражая надежду на скорое заключение унии, они предостерегали франц. короля от «греческих ухищрений» (Ibid. N 29a. P. 84-85). Имп. Михаил VIII направил к Людовику IX, находившемуся в Тунисе, 2-е посольство - во главе с придворным архидиак. Константином Мелитениотом и вел. хартофилаксом диак. Иоанном Векком (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк ). Прибыв на место древнего Карфагена, послы застали франц. короля уже умирающим ( Georg. Pachym. Hist. V 9). Подготовка к унии

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VIII Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (между 1105 и 1110, Беневенто - 17.12.1187, Пиза; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187). Род. в семье некоего Сарторио ди Морра, по прозвищу Спаначоне. Юность, вероятно, провел во Франции. Ок. 1124 г. вступил в мон-рь каноников-августинцев Сен-Мартен в Лане. В сер. XII в. (до 1157), возможно, преподавал каноническое право в Болонье (в сочинениях ранних канонистов сохр. упоминания о его глоссах к Декрету Грациана). Репутация знатока права и риторики была одной из основных причин его приглашения в Римскую курию. В дек. 1155 г. возведен папой Римским Адрианом IV в достоинство кард.-диак. рим. диаконии св. Адриана. С 26 сент. по 1 дек. 1157 г. был заместителем кард.-канцлера Роландо Бандинелли (впосл. папа Римский Александр III ). В 1158 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Лоренцо ин Лучина. В 1166 г. был администратором еп-ства Спалато (совр. Сплит, Хорватия). В 1157-1187 гг., при папах Адриане IV, Александре III, Луции III и Урбане III , занимал должность канцлера (с 1178 кардинал-канцлер) Римской курии (последний кардинал, имевший должность канцлера Церкви до 1908); провел ряд реформ в папской канцелярии и судах, в т. ч. ввел использование т. н. курсуса (ритмизованной прозы) в куриальное делопроизводство. Пользовался большим влиянием как во внутрицерковных делах, так и в сношениях со светскими правителями. В качестве папского легата осуществил дипломатические миссии в Далмацию (1161-1162), при римско-герм. имп. Фридрихе I Барбароссе (в 1163), в Венгрию (1165-1167), а также в итал. города (1177-1180). Был одним из легатов, отправленных папой Александром III в Англию для расследования убийства архиеп. Фомы Бекета . По поручению папы короновал португ. кор. Афонсу II. Поддерживал религ. ордены, был кардиналом-протектором ордена св. Иакова; в 1170 г. основал мон-рь каноников-августинцев в Беневенто. С 1182 г. кардинал-первопресвитер.

http://pravenc.ru/text/166761.html

В письме, отправленном в 1467 г. герм. имп. Фридриху III , он утверждал, что канонизирует Эмму, однако формальная К. произошла только в 1938 г., при папе Пии XI . Павел II инициировал также процесс К. Андрея Корсини († 1373). Сразу после смерти этот святой стал пользоваться всеобщим почитанием во Флоренции, где ему приписывали спасение города в 1440 г., во время войны Флоренции и Милана. Комиссия Павла II не пришла к положительному решению вопроса о К. Андрея Корсини. Безрезультатными оказались и процессы, начатые при папах Клименте VIII и Павле V . Формальная К. была совершена только при Урбане VIII, в 1629 г. При папе Сиксте IV (1471-1484) произошел особый случай К. 5 францисканцев-миссионеров (Бернарда, Петра, Оттона, Аккурсия и Адиута), убитых († 1220) в Марокко мусульманами и считающихся первыми мучениками из числа членов францисканского ордена. Первоначально папа разрешил праздновать их память только в церквах францисканского ордена. Это сразу же вызвало протест, т. к. многие хотели видеть новых мучеников в списке общепочитаемых святых. Повинуясь мнению большинства, папа объявил 7 авг. 1481 г. о том, что 5 францисканских первомучеников могут почитаться «где угодно, торжественно и публично» ( Low. 1949. Col. 588). Папа Сикст IV канонизировал еще одного знаменитого францисканца - Бонавентуру († 1274) (Bullarium franciscanum. N. S./Ed. U. Huntemann. Quaracchi, 1929. Vol. 1. P. 797-800). Папа Иннокентий VIII (1484-1492) причислил к лику святых Леопольда III Бабенберга, маркграфа Австрии († 1136), активно поддерживавшего Церковь и основавшего в Австрии неск. важных мон-рей ( Tomassetti, ed. 1860. Vol. 5. P. 299). Бонавентура. Портрет. XVI в. (Музей францисканцев, Рим) Бонавентура. Портрет. XVI в. (Музей францисканцев, Рим) К. 5 польских первомучеников - Бенедикта, Иоанна, Матфея, Исаака и Христиана,- пострадавших в 1003 г. от язычников недалеко от Познани, приписывают папе Юлию II (1503-1513). Однако отнесение этой К. к 1508 г. не подтверждается историческими документами ( Low.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

284 Позднее, при папах Клименте VIII и Урбане VIII (в нач. XVII в.) были пересмотры и некоторые исправления служебника, изданного п. Пием V, но незначительные. Вошедшее в этот служебник учение о времени пресуществления св. даров, проникло в XVII в. и в Россию, преимущественно в ее юго-западные части. Во главе защитников его стоял иеромонах Сильвестр Медведев. Но распространение этого латинского верования встретило себе сильное противодействие в лице ученых греков, братьев Лихудов, и патриархов Иоакима и Адриана. Патр. Иоаким созвал в 1689 году поместный собор, на котором были преданы анафеме защитники латинского учения; Медведев же был присужден к заточению. Преемник Иоакима, патр. Адриан, по поводу спора о времени пресуществления на литургии св. даров, обращался к восточным патриархам, которые в своем ответе высказали полное согласие с православием русской церкви о времени освящения даров. См. по этому вопросу исследование Мирковича Г. О времени пресуществления св. даров Спор, бывший в Москве в половине XVII в. 1886 г. Серединского Т. прот. О времени пресушествления св. даров. 1867 г. 286 Григор. Нис. Бол. Огл. сл. 37 гл. Сн. Златоуста . О священстве, III, 5; VI, 4 Бес. о кладб. и кресте, 3 (II т.). Август. De Trini. lib. III, c. 4. п. 10; episit 149, ad Palim. с. 2. п. 16. Дамаск. Точн. изл. пр. в IV, 13/ 287 В великий четверток, когда у р.-католиков литургия совершается епископом со священниками, причащается под обоими видами только епископ (вопреки апост. прав. 8), а при совершении литургии прежде-освященных даров, совершаемой в страстную пятницу, под одним видом опресноков, ненапоенных кровию, причащается и сам священно-служащий (см. у Середанского Т. прот. О богослужении западной церкви. II ст. 28 и 36 стр.) Под одним же видом опреснока причащаются в латинстве и новопосвященные иподиаконы, диаконы, пресвитеры, аббаты (Середанского, там же IV ст. 154 й 230 стр.). 288 Св. Кирилла иерус. дает подробное описание и самого чина приобщения. См. Танн. поуч. V, 21 – 22. Эта практика приобщения подтверждается и трулльским собором (Прав. всел. соб. в изд. ж. «Чт. люб. дух. просв.» Вып. III, ч 2, стр. 605), И. Дамаскиным (Точн. изл. пр. в. IV, 13 ) и другими данными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В сентябре месяце 1724 г. наш Барский был в Пантеоне и описал его так: «Есть церковь внутрь града зовомая Rotunda, сиречь круглая, того ради, яко здание ея отвне и внутрь округло есть, ни углов бо, ни камор не имать, но едину стену окрест, аки столп имать, и единою главою вся покрывается, есть ветха и зело еще от эллинов созданная, идеже всех богов их Pantheon, или паче всех идолов капище бяше, и жертву обще всем приношаху, вжигающе огнь велик посреди храма и тельцы паляще, чесого знамением есть окно, или дыра велика посреде главы храма, амо же дым исходяше, яже и доселе непокровенна есть, наставшу же благочестию и христианам в область Рим восприявшим от капища, всех идолов избиша, и нарекоша храм Всех святых; еще же и от округлости круглая общенародно именуется. Врата токмо едины имать, но зело великие, аки градские, окна же ни единого, но дырою, о ней же предрекох, с верьху просвещается. Вне церкви покров (портик) сооружен есть в подобие паперти, поддержим четырьмя великими зело столпами единокаменными, яко всякого взирающего удивляет, како толь великая махина рушима и зиждена бысть; в высоту убо суть яко пять или шесть саженей, толстоты же два человека объяти не могут. К оному храму римляне великое усердие имут; на всяк бо день полно там людей на поклонение приходящих обретается, наипаче того ради, яко близ торжища стоит, и всяк мимо грядый не ленится внутрь внити» 182 . Базилика св. Климента, папы римского, третьего преемника св. апостола Петра, весьма замечательна по глубочайшей древности ее, по внутреннему устройству, по живописи и потому, что в ней покоятся мощи святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия. Еще блаженный Иероним (392 г.) 183 упомянул о ней, как о свидетельнице благоговения римских христиан к памяти реченного Климента. В 417 г. папа Зосим в этой базилике, соборне с епископами своими, рассуждал об учении Келестина, адвоката еретиков Пелагиан, которое потом было анафематствовано. Папа Лев I (440–461 гг.) и собор папы Симмаха (499 г.) считали ее в числе церквей приходских. Папа Григорий Великий говорил 184 в ней свои проповеди и в 590 г. установил крестный ход покаянный. Папа Адриан I в 772 г. перекрыл ее крышу, а Иоанн VIII (872–882 гг.) обновил поныне существующий тут хор. При папе Урбане VIII (1623–1644 гг.) базилика, о которой идет речь, передана была доминиканским монахам, которые владеют ею и ныне, а при Клименте XI (1700–1721 гг.) она возобновлена была архитектором Карло Стефаном Фонтана без нарушения ее древнего устройства.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из надписи на камне видно, что мученик Александр пострадал при императоре Антонине, а Антонин царствовал в первой половине II века и в самом начале второй. Значит, и памятник относится к тому же времени . Пусть же посмотрят наши заблуждающиеся братья и убедятся, что крест четвероконечный есть истинный крест Христов, а не печать антихристова. Третий камень от гроба мученицы Мартины и сотоварищей ее мученичества — Конкордия, Епифания и др., коих тела были положены в одной арке; вместе с глиняной доской этот камень отделял тело мученицы от тел мучеников. Он не цельный, а в виде обломка, на котором, однако же, видны все слова надписи. Честное тело этой мученицы найдено при папе Урбане VIII в 1634 году под алтарем древней церкви, посвященной этой мученице. Перед надписью и после надписи, вырезанной на этом камне, начертаны два четвероконечных крестика + +. На месте, где найден этот камень, найдены также вместе и кости трех мучеников, похороненных вместе с телом добропобедной мученицы. На камне не означено времени, когда пострадали означенные мученики и мученица, но для нас довольно знать и то, что этот камень по времени относится к первым двум векам христианства. Уже в эти века гонений мы видим ношение христианами креста на шее. Так, крест на шее носила упомянутая выше св. мученица Мартина. Крест этот найден в ее гробе, — он маленький, деревянный, искусно сделанный; в верхушке его было отверстие, как и теперь это всегда бывает на шейных крестах. Крестик этот, сохранившийся в целости в продолжение столь многих веков, взял себе папа Урбан VIII в память о св. мученице. На каменных плитах, вдвигавшихся в четвероугольные пещеровидные гробы мучеников, весьма часто можно встретить следующие начертания : т. е. крест, пальма и имя Христа Спасителя вместе со св. крестом. Кроме гробовых камней, на которых видно изображение св. креста, оно встречается весьма часто и на светильниках , которые употребляли христиане, скрывавшиеся от гонений в подземельях. Эти кресты можно встретить здесь в двух формах: или они имеют обыкновенную форму четвероконечного креста, или с верхнего конца их идет дугообразная линия к поперечнику креста, оканчиваясь у продольной черты его, близ самого поперечника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Окружающие испытываемого забавлялись тем, что мальчик без всякого понимания лепетал какие-нибудь две главы (из Евангелия?), произнося слова с таким страхом, как будто бы над ним висела розга учителя. Для устранения вышеупомянутых беспорядков собор в Мельфи, при папе Урбане II (в середине XI в.) постановил, чтобы моложе 14–15 лет никого не ставили в иподиаконы, раньше 24–25 лет – в диаконы и раньше 30 лет – в пресвитеры. Другой собор, проходивший в Равенне (при Герберте), исчисляет те недостатки и пороки, которых не следует быть у лиц, посвящаемых в церковные должности. Сюда отнесены: порочный образ жизни, незрелый возраст, необразованность, содеянное преступление, бесчестное занятие, корыстолюбие и нецеломудрие; запрещено было ставить на священные должности двубрачных, неофитов, лиц крепостного состояния и вообще мирян. Конечно, такой список не имел бы особенного значения, если бы действительность не подтверждала самым плачевным образом того, что священные лица изучаемого времени нередко имели те или другие из недостатков или пороков, исчисленных Равеннским собором. Например, запрещено было поставлять в священные должности прямо из мирян (очевидно, требовалось, чтобы кандидат на такие должности сначала проходил низшие церковные служения), но на практике этого правила не соблюдалось. В числе пап изучаемой эпохи встречаем таких, которые не удовлетворяли этому требованию. Бенедикт VIII до избрания в папы был мирянином, папы Иоанн XX и Лев VIII называются в документах неофитами; на знаменитом Реймсском соборе (в 991 г.) относительно папы Uoahha XII встречаем указание, что он погряз в пороках; тот же собор о Бонифации говорит, что он был «ужасным зверем, превосходящим своей дикостью всех прочих людей». Прокрались в духовное сословие и другие непорядки, несообразные с пастырским званием. В некоторых епископских округах число священников было ниже потребного: один священник управлял двумя или тремя церквами. Мотивом служило желание иметь побольше доходов. В других местах, в особенности в капитулах, число духовных лиц было безмерно велико, так что часть из них проводила время в праздности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XI (19.05.1611, Комо - 12.08.1689, Рим; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676). Происходил из богатой и знатной семьи; его отец Ливио Одескальки был банкиром. Бенедетто получил образование в иезуитской коллегии г. Комо. После того как в дек. 1622 г. умер отец, а осенью 1630 г., во время эпидемии чумы,- мать, заботы о юноше взял на себя его дядя Папирио, по настоянию к-рого Б. Одескальки переехал в Геную и там помогал родственнику в управлении семейным капиталом. После смерти дяди (1632) он еще нек-рое время был вынужден заниматься его делами, но потом вернулся в Комо, где поступил на гражданскую службу. 20 окт. 1635 г. стал командиром когорты городской милиции. В 1636 г. Б. Одескальки посетил Рим: по поручению Г. де Гусмана, гр.-герц. де Оливареса, губернатора Милана (город находился тогда под властью Испании), он привез письмо для испан. кард. Альфонсо Куэва Бенавидес-и-Мендоса Каррильо. Произведя на кардинала хорошее впечатление уровнем знаний, Б. Одескальки обрел в его лице покровителя, к-рый убедил его продолжить обучение. Изучал право сначала в Риме, в ун-те Сапиенца, затем в Неаполе. 21 нояб. 1639 г. в Неаполе получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). 18 февр. 1640 г. стал клириком Римско-католической Церкви (принял тонзуру ). По возвращении в Рим Б. Одескальки был представлен кард. Франческо Барберини, племяннику папы Урбана VIII , и кард. Джованни Баттисте Памфили (буд. папа Иннокентий X ), впосл. покровительствовавшим ему. 15 мая 1640 г. папа Урбан VIII назначил Б. Одескальки, не имевшего священнического сана, апостольским протонотарием, а в 1642 г.- референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Во время 1-й войны за герц-ство Кастро, к-рую при Урбане VIII Папское гос-во вело против семейства Фарнезе, Б. Одескальки был назначен комиссаром по сбору налогов в обл. Марке. В сент. 1644 г. папа Иннокентий Х сделал Б. Одескальки клириком апостольской палаты (camera apostolica) и в том же году назначил губернатором пров. Мачерата в Папском гос-ве. На тайной консистории 6 марта 1645 г. папа возвел Б. Одескальки, все еще не имевшего сана священника, в достоинство кардинала-диакона, а 24 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана. 22 янв. 1647 г. кард. Б. Одескальки получил должность префекта сигнатуры бреве (Signatura brevium), а 15 июня 1648 г.- папского легата в Ферраре.

http://pravenc.ru/text/468793.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010