Приходские (секулярные) клирики «Актом о регистрации папистского духовенства» (1704) обязывались к гос. регистрации и выплате залога «за благонадежность», им запрещалось покидать пределы своего графства без разрешения светских властей. Документ также гарантировал материальное обеспечение и различные привилегии католич. священникам, пожелавшим перейти в англикан. Церковь Ирландии. После окончания срока, отведенного для регистрации (1709), был принят закон, по к-рому ирл. католич. священникам предписывалось до 25 марта 1710 г. принести присягу верности кор. Анне как монарху Великобритании и И., а также подписать «Декларацию против пресуществления Св. Даров» под угрозой тюремного заключения и изгнания с острова. Из почти 1 тыс. священников такую присягу принесли лишь ок. 30, что привело к массовым арестам, тюремным заключениям и депортации католич. клира; многие католич. священников были вынуждены перейти на нелегальное положение. Не имея возможности открыто совершать богослужения, священники перемещались под видом торговцев и бродяг, возродив практику служения тайных месс в частных домах, в разрушенных храмах или на открытом воздухе (в качестве алтаря нередко использовались скалы и валуны, т. н. Mass Rocks). Выплата значительных денежных сумм за выдачу служителей католич. Церкви светскому суду привела к появлению «охотников за священниками» (priest hunters), занимавшихся слежкой и поимкой нелегальных клириков. Тем не менее мн. католич. священники и монахи, подвергавшиеся высылке, тайно возвращались в И. В XVIII в. неск. католич. архиепископов и епископов продолжали служение на острове, в периоды ослабления преследований католиков учреждались новые приходы и сооружались католич. капеллы (из дерева или торфа, без колоколов и внешних христ. символов). Новые католич. клирики, как правило, возвращались в И., получив подготовку в ирл. католич. колледжах во Франции, в Испании и в Риме. К 30-м гг. XVIII в. численность католич. духовенства увеличилась до 1700 чел., окормлявших порядка 2,5 млн. ирл. католиков. В 1731 г. в архиеп-стве Арма насчитывалось 25 капелл (Mass-houses), в к-рых служили 76 секулярных священников и 22 члена монашеских орденов. Запрет на обучение за рубежом и деятельность учителей-католиков привел к возникновению тайных католич. школ, а в сельской местности — т. н. подзаборных школ (hedge school, ирл. scoil chois cla í ), нередко совмещенных с католич. капеллами.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Об армяно-католиках в К. впервые упоминается в письме папы Римского Иоанна XXII от 28 марта 1318 г.: папа благодарит армян из Каффы за их обращения в Рим по ряду вопросов и за согласие подтвердить свою приверженность католич. вере. В 1333 г. доминиканцы армянского происхождения основали в Каффе католич. мон-рь. С 40-х гг. XIV в. известен армяно-католич. орден братьев-униторов (униатов) свт. Николая; с сер. XIV в. ордену принадлежала ц. св. Николая в Каффе. К этому же времени относятся упоминания об армяно-католич. мон-ре свт. Николая, а также об арм. ц. арх. Михаила в Каффе. Среди участников Флорентийского Собора был не только униат. армяно-католич. епископ Каффы Минас, но и наместник Киликийского (Сисского) арм. патриарха в К. архим. Саргис из Каффы, подписавший решения Собора. После 1475 г. армяно-католич. приходы в К. пришли в упадок. В нач. XIX в. Армянская католич. Церковь возобновила свою деятельность в К. В 1833-1846 гг. в Карасубазаре существовали приход свт. Григория Просветителя и армяно-католич. школа, к-рыми руководил историк, монах-мхитарист Минас Медичи (Бжишкян), прибывший из Венеции. С сер. XIX в. существовал Крымский армяно-католич. деканат с центром при католич. Успенском храме в Феодосии, относившийся к Саратовско-Тираспольской католич. епархии. Ему принадлежали также приходы в Симферополе (храм построен в 1861), Евпатории, Керчи и Карасубазаре. В 1931 г. был закрыт последний армяно-католич. храм в Карасубазаре. Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ). Первая община УГКЦ в честь Успения Пресв. Богородицы была зарегистрирована в 1991 г. в Севастополе, при местном укр. об-ве «Просвита», в 2000 г. был устроен храм. Командование украинского флота и местная администрация оказывали униатам активную поддержку. В 1997 г. была зарегистрирована Андреевская община в пос. Золотая Балка г. Севастополь (с 2014 с. 1-е отделение Золотой Балки). В 2002 г. зарегистрирована Васильевская община в с. Гончарном Балаклавского р-на. С 1992 г. действуют общины Св. Троицы в Ялте, св. Иосафата Кунцевича в Симферополе, с 2002 г.- Рождество-Богородичная община в Алуште, с 2003 г.- Воскресенский приход в пос. Парковое Ялтинского горсовета, с 2004 г.- приход равноапостольных Владимира и Ольги в Керчи. В 2005 г. получили регистрацию приходы: Покровский в Евпатории, Троицкий в Джанкое, Николаевский в Ялте (храм освящен в 2011). Последней в 2007 г. была зарегистрирована Николаевская община в с. Маленьком Симферопольского р-на.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Исидор Борецкий — род. в 1911 г., ум. в 2003 г. Уроженец Галиции. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Амафунта, экзарх для украинских греко-католиков Восточной Канады. С 1956 г. — греко-католический епископ Торонто. С 1998 г. — на покое. Блажейовський Д. Церкви. Льbib, 1996. С. 348–353. I. Icmopiя Римських Вселенських Ч. 3. Рим, 1979. С. 426–431. Андрей Роборецкий — род. в 1910 г., ум. в 1982 г. Уроженец Галиции. С 1934 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Танаиса, помощник экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1951 г. — экзарх для украинских греко-католиков Саскатуна. В 1956—1982 гг. — греко-католический епископ Саскатуна. Амвросий Сенишин — род. в 1903 г., ум. в 1976 г. Уроженец Галиции. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1942 г. — титулярный епископ Майны, помощник экзарха для украинских греко-католиков в Филадельфии (США). С 1956 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Стемфорде (США). В 1958—1961 гг. — греко-католический епископ Стемфорда. В 1961—1976 гг. — греко-католический митрополит Филадельфии. Максим Германюк — род. в 1911 г., ум. в 1996 г. Уроженец Галиции. Монах ордена Редемптористов. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1951 г. — титулярный епископ Синны, помощник (с 1955 г. — коадъютор) экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1956 г. — греко-католический митрополит Виннипега. С 1992 г. — на покое. Иоанн Прашко — род. в 1914 г. Уроженец Галиции. С 1939 г. — священник Греко-католической Церкви. В 1958—1993 гг. — титулярный епископ Зигрийский, экзарх для украинских греко-католиков в Австралии, Новой, Зеландии и Океании. Иосиф Мартынец — род. в 1903 г., ум. в 1989 г. Уроженец г. Львова. С 1928 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1958 г. — титулярный епископ Солдайи, помощник архиепископа Рио-де-Жанейро. С 1962 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Бразилии (с центром в г. Куритиба). С 1971 г. — епископ греко-католической епархии св. Иоанна Крестителя в Куритибе. В 1978 г. ушел на покой.

http://bogoslov.ru/article/374275

В 30-х гг. XX в. президент католич. Блэкрок-колледжа в Д. пресв. Джон Чарлз Мак-Куэйд приступил к работе над оформлением особого статуса католич. Церкви в Ирландии. Он принял участие в составлении ирл. Конституции (1937), в которую был включен ряд положений социальной доктрины католич. Церкви. В Конституции подчеркивалась важность семьи для существования общества, запрещались разводы (Bunreacht na hÉireann. 41. 2. 1; 41. 3. 1-2); был оговорен особый статус католич. Церкви, к к-рой принадлежало большинство населения страны (Ibid. 44. 2). Однако католич. Церковь не была признана государственной. В 1940 г. Дж. Мак-Куэйд был избран архиепископом Д. В годы его пребывания на кафедре позиции католич. Церкви в стране значительно упрочились. Архиепископ учредил 47 новых приходов и ряд католич. школ. В 1945 г. в Киллини была основана закрытая резиденция францисканцев, где монахи занимались исследованиями в области ирл. истории, языка и литературы (в 90-х гг. XX в. объем работ сократился, наиболее ценные рукописи из б-ки переданы в Университетский колледж). Архиеп. Дж. Мак-Куэйд принял участие в работе Ватиканского II Собора . В условиях усиления процесса секуляризации общества католич. Церковь в Ирландии утратила решающее влияние на правящие круги. В июне 1996 г. была принята поправка к ирл. Конституции, разрешающая разводы, однако под давлением католич. иерархии были сохранены нек-рые ограничения. В годы пребывания на кафедре архиеп. Десмонда Коннела (1988-2004) в Ирландии разгорелся ряд публичных скандалов, связанных с моральным разложением части католич. духовенства, что привело к резкому падению авторитета католич. иерархии в Ирландии. Архиеп. Д. Коннел неоднократно подвергался публичным оскорблениям. В наст. время архиепископскую кафедру Д. занимает Дирмид Мартин, бывш. секретарь Папского совета «Справедливость и мир», представитель Папского престола в ООН. В архиеп-стве проживает более 1 087 тыс. католиков, насчитывается 200 приходов, в которых служат 499 секулярных и 844 регулярных священника, 3919 монашествующих (An. Pont. 2005. P. 219).

http://pravenc.ru/text/180517.html

В составе рус. войск на территории совр. К. к. служили офицеры и рядовые католич. вероисповедания. С 1863 г. на Кубани действовало Екатеринодарское католич. военное капелланство. Первым капелланом был свящ. Антоний Юзеф Ходоровский. С возникновением католич. прихода в Екатеринодаре военный капеллан одновременно стал его настоятелем. В 1893-1894 гг. был построен католич. храм св. Розария Пресв. Девы Марии и св. Варвары. Храм был освящен 15 июня 1907 г. еп. Иосифом Кесслером после сооружения колокольни. В кон. XIX в. при настоятеле Иосифе Канумове была основана школа для 30 детей, впосл. число учащихся достигло 100 чел. В 1904 г. было учреждено Екатеринодарское римско-католич. об-во пособия бедным, опекавшее церковноприходскую школу и организовавшее при церкви небольшую богадельню. По его инициативе в 1898 г. при школе была открыта публичная б-ка с читальным залом. В 1914 г. приход насчитывал 2400 чел. В городе также существовало католич. кладбище. К Екатеринодарскому приходу были приписаны католики Темрюка и Майкопа, Крымской и Тихорецкой станиц, а также католики, проживавшие в станицах Кубанской обл. Кроме храма в Екатеринодаре на территории совр. К. к. действовали католич. церковь в Новороссийске, часовня в Армавире, церкви немецких колоний Семёновка и Новониколаевка. В кон. 1937 г. (по другим сведениям, в 1938) храм в Краснодаре был закрыт. После войны здание церкви было перестроено, разделено на 2 этажа и отдано под жилье. Возрождение католич. общины в Краснодаре началось в 1992 г. Настоятелем прихода св. Михаила на хуторе Семёновка (Семёновском) стал поляк Анджей Моравский. 27 дек. 1993 г. была зарегистрирована католич. религ. орг-ция ц. св. Розария Пресв. Девы Марии и св. Варвары. В 1994 г. архиеп. Тадеуш Кондрусевич отозвал о. Анджея в Москву, где он был назначен настоятелем прихода святых Петра и Павла (вернулся в Краснодар в 1996). Служение в Краснодаре продолжил свящ. Януш Бляут. К этому времени мессы стали совершаться в Доме национальных культур. Католич. приходы К. к. принадлежат Краснодарскому деканату епархии св. Климента с центром в Саратове. На 2014 г. в К. к. насчитывается 11 католич. приходов. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Епископскую кафедру из Герлы перенесли в Клуж (ныне Клуж-Напока), где была основана Богословская академия (1930). В Риме была учреждена Румынская коллегия. В то же время упрочилось юридическое положение Румынской греко-католической Церкви: Конституция Р. 1923 г. признала ее национальный характер («Румынская Церковь» - Biserica Româneasc) и поставила ее на 2-е место среди религ. орг-ций (после РумПЦ). Юридические права Румынской греко-католической Церкви были гарантированы конкордатом с Папским престолом (10 мая 1927, официально заключен 7 июля 1929), при этом оговаривалось, что архиереев назначал Папский престол по согласованию с властями Р. В 1930 г. была учреждена 4-я греко-католич. епархия - Марамурешская, с кафедрой в Бая-Маре. По переписи населения 1930 г., греко-католики составляли 7,9% населения страны; в Трансильвании они представляли большинство (31,1% населения; Православие исповедовали 27,8%); в Банате к Румынской греко-католической Церкви принадлежали 3,6%, в Кришане - 25,2%, в Марамуреше 36,8%. В 1934 г. в юрисдикцию греко-католич. митрополии Фэгэраша и Алба-Юлии и др. румынских епархий были возвращены 67 приходов цинута Секу, к-рые с 1912 г. входили в венг. греко-католич. еп-ство Хайдудорога. После установления коммунистического режима (1948) власти Р. приняли меры к ликвидации Румынской греко-католической Церкви, существование которой рассматривалось как угроза гос. строю (к тому времени Церковь насчитывала 1,8 млн верующих, ок. 1,7 тыс. священнослужителей и имела ок. 2,5 тыс. церквей). После еп. Йоана Сучу, администратора митрополии, отстраненного за антикоммунистическую деятельность (3 сент. 1948), было смещено большинство др. епископов (18 сент.). Греко-католич. духовенство было созвано на собрание в Клуже 1 окт. 1948 г.; вопреки ожиданиям властей греко-католич. епископ Клужский Юлиу Хоссу отказался возглавить мероприятие и отлучил от Церкви всех его участников. На собрании присутствовали протопоп Траян Белашку и 37 священников, из них 36 чел. согласились перейти в Православие и были приняты митрополитом Трансильванским Николаем (Бэланом), а затем в торжественной обстановке - правосл.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В сер. XVIII в. Исфаханские католич. епископы неудачно пытались восстановить католич. еп-ство в Тбилиси, но в 1755 г., при царе Теймуразе II, католики были изгнаны из Г. Выступивший в защиту католич. миссий Глава ГПЦ католикос-патриарх Антоний I (Багратиони) был обвинен в отклонении от правосл. веры, низложен, лишен права совершать богослужения и выслан из Г. С вхождением Г. в состав Российской империи положение католич. миссии изменилось. В 1805 г. главноуправляющий Кавказом кн. Цицианов выделил тифлисским капуцинам 6 тыс. р. на строительство новых церкви и мон-ря взамен сгоревших при пожаре. Позднее российское правительство постепенно урезало капуцинов в правах, а в 1845 г. упразднило миссию. В 1819 г. в Г. были переселены колонии немцев-католиков из России. В 1824 г. в Г. было 4 католич. храма: 2 - в Тифлисе, по одному в Кутаисе и Гори. В 20-х гг. XIX в. в Закавказье из Астрахани прибыли миссионеры-иезуиты, но в 1845 г. российское правительство запретило их деятельность на территории Г. В 1850 г. в Тирасполе учредили католич. епископскую кафедру, в юрисдикции к-рой находилась территория Г. В 1861 г. в Стамбуле была образована монашеская конгрегация Непорочного зачатия Девы Марии; священники конгрегации окормляли груз. католиков. Конгрегации принадлежали школа и типография, где печатались учебники на груз. языке, словари и книги светского содержания. Груз. католич. приход в Стамбуле просуществовал до 1974 г. После январского восстания 1863-1864 гг. в Царстве Польском в Г. прибыло много поляков-католиков; большая часть поляков поселилась в Тифлисе. В 1870 г. там началось строительство «польского» храма - ц. св. апостолов Петра и Павла. В 1864 г. в Г. католиками назвали себя 6 тыс. чел.; через год на Кавказе было 17 католич. приходов ( Лиценбергер О. А. Римско-католическая Церковь в России: История и правовое положение. Саратов, 2001. С. 109, 129). Грузины-католики учились в Саратовской католич. ДС, однако в кон. XIX - нач. XX в. католич. духовенство в Г. представляли гл. обр. поляки.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В 1869-1905 гг. для гос. нужд в Белоруссии были изъяты 150 католич. храмов, часть из них передали православным. Это в первую очередь касалось бывш. униат. храмов, преобразованных в католич. церкви в период ликвидации унии (кон. 30-х гг. XIX в.) в случаях массового перехода униатов в лат. обряд. Католич. Минское еп-ство было восстановлено после Февральской революции 1917 г. по решению папы Римского Бенедикта XV (1914-1922); в него вошли приходы Минской губ., а приходы Могилёвской и Витебской губерний остались в составе Могилёвского архиеп-ства. 22 авг. 1917 г. Могилёвский администратор еп. Ян Цепляк назначил генеральным викарием Минского еп-ства гр. Эдуарда О " Рурка, представителя аристократической семьи ирл. происхождения, долгое время проживавшей в Польше (епископ Рижский в 1918-1920). 12 окт. 1917 г. на Минскую кафедру был поставлен Зигмунд Лозинский. 28 июля 1918 г. кард. Александр Каковский, архиеп. Варшавский (1913-1938), рукоположил его во епископа. По инициативе еп. З. Лозинского 6 янв. 1918 г. в минском католич. кафедральном соборе Св. имени Пресв. Девы Марии было совершено 1-е католич. богослужение на белорус. языке, перевод к-рого осуществил католич. свящ. Фабиан Абрантович. В 1918 г. была восстановлена диоцезальная семинария, в 1919 г. начала работу высшая ДС в Минске. В 1920 г. в условиях военных действий обе семинарии эвакуированы в Польшу. В 1918 г. в возрожденном католич. еп-стве проживали 287 тыс. католиков, насчитывалось 47 приходов, в к-рых служили 40 католич. священников. После раздела Белоруссии между Польшей и СССР, согласно Рижскому договору 1921 г., 60% территории Минского еп-ства вошло в состав СССР, в т. ч. 7 деканатов, объединявших 56 католич. храмов. На польской территории осталось 52 храма. В 1920 г. еп. З. Лозинский покинул Минск и перенес центр диоцеза в Новогрудок. Собор св. Михаила в Новогрудке стал прокафедральным. 20 мая 1923 г. в Новогрудке был восстановлен капитул католич. Минского еп-ства. Согласно папской булле от 28 окт. 1925 г., юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

В 1415 г. католич. Церковь в ВКЛ вошла в ведение примаса польск. костела архиеп. Гнезненского. Большую роль в укреплении позиции Римско-католической Церкви в кон. XVI - нач. XVII в. играла деятельность католич. монашеских орденов, особенно иезуитов, задачей к-рых была борьба с Реформацией и правосл. Церковью. Иезуиты появились в Б. в 60-70-х гг. XVI в. и пользовались особым покровительством кор. Речи Посполитой Стефана Батория, к-рый на правах патрона всех церквей гос-ва передал им в 1579 г. земли правосл. мон-рей Полоцкой епархии. В Полоцке иезуиты открыли коллегиум, затем аналогичные учебные заведения были организованы в Витебске, Бресте, Пинске, Гродно и др. крупных городах Б., обучались в них юноши всех христ. конфессий. В кон. XVI-XVIII в. католич. Церковь в ВКЛ обладала фактически статусом господствующей. Католич. епископы имели большое влияние на светскую власть, принимали участие в заседаниях Верховной рады, Сената, трибунала, сеймов и сеймиков, др. гос. органов. Во 2-й пол. XVII в. католич. Церковь в Б. понесла значительный урон в результате крестьянско-казацких восстаний, после 1654-1667 гг. она начала обновлять свою структуру и менять политику в отношении др. христ. конфессий на территории Б. До кон. XVII в. количество католич. приходов в Б. возросло почти в 2 раза. В 1744 г. на белорус. землях действовало ок. 270 костелов, подчиненных Виленской кафедре. Как и ранее, католич. приходы были сконцентрированы в зап. областях Б.: в деканатах Браславском, Гродненском, Лидском, Новогрудском, Ошмянском, Ружанском, Слонимском, Свирском, Волковысском и в зап. частях Минского и Полоцкого воеводств, на этих землях действовало ок. 70% приходов, объединявших ок. 85% белорус. католиков. К кон. XVIII в. католики составляли ок. 20% жителей Б. В 1773 г. указом имп. Екатерины II была создана независимая от Рима Белорусская католич. епархия с центром в Могилёве во главе с еп. С. Богушем-Сестренцевичем (с 1798 в сане митрополита и кардинала). Обеспечив католикам свободу вероисповедания, Екатерина признала за папой право вмешиваться в дела внутреннего устройства местного католич. клира и костела. На территории Б. была разрешена деятельность запрещенного в Европе (1773) ордена иезуитов, в 1812-1820 гг. в Полоцке действовала иезуитская академия со статусом ун-та, к-рой были подчинены иезуитские уч-ща в Витебске, Могилёве, Орше, Мстиславле и др. городах. В Б. существовали также школы пиаров, доминиканцев, францисканцев и др. Для управления делами католич. Церкви в нач. XIX в. в С.-Петербурге была создана особая Римско-католическая коллегия под председательством архиепископа Могилёвского, к-рая просуществовала до нач. XX в. при Департаменте духовных дел и иностранных вероисповеданий Мин-ва внутренних дел.

http://pravenc.ru/text/77856.html

В Петрограде (Ленинграде) после 1917 г. продолжал деятельность доминиканец пресв. Ж. Б. М. Амудрю, с 1907 г. служивший настоятелем католич. прихода в честь Явления Пресв. Девы Марии в Лурде. С 1934 г. он фактически замещал высланного из СССР Ленинградского апостольского администратора католич. еп. Антония Малецкого. 30 апр. 1935 г. пресв. Ж. Б. М. Амудрю был тайно посвящен в сан епископа, однако в авг. того же года он был выслан из СССР. В янв. 1991 г. в Москве начал выходить ежемесячный католич. вестник «Истина и жизнь» , издание которого возглавил доминиканец пресв. А. Хмельницкий (в нач. 2007 объявлено о прекращении издания). С 1995 г. группа терциариев в Москве под рук. А. Годинер и Г. Марченко проводит «Библейские понедельники» - семинары-собеседования по изучению Свящ. Писания. В С.-Петербурге окормлению Д. был поручен возвращенный католич. Церкви храм св. Екатерины, а также единственный на территории России доминиканский ораторий во имя св. Екатерины Александрийской, возглавляемый в наст. время пресв. М. Русецким. Деятельность Д. в Москве и С.-Петербурге координируется созданным в 1993 г. в Киеве генеральным викариатом св. Михаила. Лит.: Новицкая А. Мать Екатерина (Абрикосова) и доминиканская община в Москве//Логос. Брюссель, 1993. 48. С. 62-93; Рус. католики и «дело Конради»//Там же. С. 93-103; Осипова И. И. «В язвах Своих сокрой меня...»: Гонения на католич. Церковь в СССР. М., 1996; она же. «Возлюбив Бога и следуя за ним...»: Гонения на рус. католиков в СССР. М., 1999; Dzwonkowski R. Losy duchowiestwa katolickiego w ZSSR, 1917-1939. Lublin, 1998; Книга Памяти: Мартиролог католич. Церкви в СССР/Авт.-сост.: Б. Чаплицкий, И. И. Осипова. М., 2000; Парфентьев П. А. Мать Екатерина (Анна Ивановна Абрикосова): Жизнь и служение. СПб., 2004. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/178851.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010