и Вост. Европе путем демократического и ненасильственного сопротивления. 5 февр. 1991 г. И. П. принял в Ватикане Валенсу в качестве Президента Польши (с 25 дек. 1990). С 1 по 9 июня 1991 г. папа совершил 4-ю поездку в Польшу, целью к-рой был призыв к построению демократии на основе католич. социального учения. 8 июня на встрече с депутатами сената и сейма Польши И. П. поддержал инициативу принятия закона о запрещении абортов, что вызвало недовольство у мн. поляков, воспринявших это как вмешательство Церкви в светское устройство гос-ва и личную свободу граждан. Критика папой нравственного несовершенства основ зап. демократии и позиция польск. католич. епископата, требовавшего законодательного запрещения абортов и введения обязательного религ. воспитания в школах, привели в 90-х гг. ХХ в. к росту антиклерикальных настроений. Многочисленные выступления против конкордата между Папским престолом и Польшей (28 июля 1993) повлияли на задержку его ратификации сеймом (8 янв. 1998), состоявшейся лишь после переговоров И. П. с Президентом Польши А. Квасьневским во время визита в Ватикан (7 апр. 1997) и 5-го папского визита в Польшу (31 мая - 10 июня 1997). 23 февр. того же года И. П. и Квасьневский подписали ратифицированные документы о конкордате. В выступлении перед сеймом Польши 11 июня 1999 г. И. П. вновь призвал польск. политиков к соблюдению христ. нравственных основ в законодательной защите прав человека и приветствовал заключительную стадию интеграции Польши в Евросоюз. В. В. Тюшагин СССР Избрание на Папский престола поляка вызвало обеспокоенность советского руководства; в кон. 1978 г. специальная комиссия ЦК КПСС пришла к выводу, что оно может привести к дестабилизации внутреннего положения в странах Варшавского договора с доминирующим католич. населением, а на Зап. Украине - способствовать росту национализма, связанного с Украинской греко-католической Церковью (УГКЦ). 24 янв. 1979 г. папа встретился с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко, указав ему на несоблюдение принципов свободы совести в Советском Союзе. Борьба за права человека сблизила позиции И. П. и советских диссидентов; в 1985 г. папа по дипломатическим каналам оказывал поддержку в получении Е. Г. Боннэр разрешения на выезд в США. В февр. 1989 г. И. П. принял академика А. Д. Сахарова и Боннэр в Ватикане, одобрив их планы по возвращению к политической и правозащитной деятельности в СССР.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

11 апр. 1945 г. руководство УГКЦ - митр. И. Слипый и др. епископы - было арестовано НКГБ. К. было предложено возглавить движение за объединение с Православной Церковью. Главными причинами того, что он согласился на предложение властей, были искренняя убежденность в благе возвращения в Православие и беспокойство за судьбы Церкви и своей паствы. К этому времени К. переосмыслил свое отношение к националистическому движению, чему способствовали тяжелые последствия для населения Зап. Украины вооруженной борьбы националистов, а также семейная трагедия К. Его сыновья Ириней и Зенон после разгрома дивизии СС «Галичина» оказались в лагере для интернированных в Италии, а затем переехали в Англию; туда же эмигрировала и его дочь Кристина. В апр. 1945 г. К. написал: «Я был униатом и утратил достоинство пастыря, я был националистом и потерял достоинство человека, но этого мало. Национализм осиротил меня и мою жену. Мы стали несчастными родителями... В нашем крае нет семьи, которая бы не оплакивала какую-нибудь жертву национализма. Мы говорим национализму - довольно крови! Мы говорим унии - довольно позора!» 28 мая того же года К. вместе со священниками Михаилом Мельником и Антонием Пельвецким (впосл. архиереи РПЦ) известил Совнарком Украинской ССР об образовании под их руководством Инициативной группы по воссоединению греко-католич. Церкви с Православной Церковью. В тот же день была выпущена декларация «К греко-католическому духовенству западных областей Украины» с призывом о воссоединении с Православной Церковью. К. стал председателем Инициативной группы и вдохновителем движения за воссоединение униатов с Православием. 18 июня Инициативная группа получила признание со стороны гос. властей как единственный официально действующий временный орган управления УГКЦ. В кон. июля 1945 г. о присоединении к Инициативной группе объявили 340 униат. священников. Власти не были довольны медленным, на их взгляд, ходом воссоединения. На греко-католиков оказывалось адм. давление с целью побудить к переходу в Православие.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

В сент. 1939 г., после начала второй мировой войны, Польское гос-во перестало существовать. Граница между Германией и СССР прошла по Лемковщине, Перемышль (Пшемысль) оказался на советской территории. В сент. 1939 г. «русские» галичане приветствовали установление советской власти в большей части Галиции; сторонники ОУН перед приходом Красной Армии бежали на территорию, отошедшую фашистской Германии, где нашли доброжелательный прием. Галиция вошла в СССР как часть Украинской Советской Социалистической Республики (УССР) (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области). 30 марта 1941 г. на территории советской Галиции была восстановлена правосл. Львовская и Тернопольская кафедра. На Зап. Украине были упразднены католич. мон-ри, семинарии, изд-ва. Однако ни епархиально-приходская структура униат. Церкви, ни ее клир не были затронуты новым режимом, на территории Львовской митрополичьей епархии продолжали действовать 1267 греко-католич. приходов, существовавших здесь до 1939 г. После объединения укр. земель в составе СССР глава униат. Церкви митр. Шептицкий вынашивал планы прозелитической деятельности на всей территории страны, для чего в окт. 1939 г. учредил 4 униат. структуры: экзархат Вел. Украины, экзархат Вел. России и Сибири, экзархат Волыни, Полесья, а также занятых советскими войсками районов Холмщины и Подляшья, экзархат Белоруссии. Ватикан не сразу, но утвердил эту структуру униатской Церкви. В ходе Великой Отечественной войны галичане принимали активное участие в антифашистской борьбе. При оккупации Галиции фашистской армией вместе с ней шли и сторонники ОУН, составившие партизанские отряды, боровшиеся против Красной Армии. Они получили название бандеровцев, по имени одного из руководителей движения - С. Бандеры. В конце войны бандеровцы обратили оружие не только против «советов», но и против фашистов. Движение продолжало существовать и после войны, носило террористический характер, отличалось жестокостью по отношению к политическим врагам и к мирному населению, было подавлено советскими органами лишь к сер. 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Богослужение в греко-католич. кафедральном соборе Св. Троицы в Афинах. Фотография. 2002 г. Богослужение в греко-католич. кафедральном соборе Св. Троицы в Афинах. Фотография. 2002 г. Структура верховного архиеп-ства схожа со структурой патриархата, за исключением процедуры избрания верховного архиепископа, кандидатура к-рого должна быть утверждена папой Римским сразу после его избрания синодом епископов верховного архиеп-ства. В случае отклонения папским престолом избранной кандидатуры синод епископов верховного архиеп-ства обязан провести новые выборы (ССЕО. 5, 153). Статусом верховных архиеп-ств обладают Украинская (Верховное архиеп-ство Львовское) и Малабарская (Верховное архиеп-ство Эрнакулам-Ангамали) В. к. Ц. Митрополия возглавляется митрополитом, назначенным папой Римским из числа кандидатов, избранных Советом (consilium) иерархов митрополичьих В. к. Ц. (ССЕО. 6, 155; 168). После назначения митрополит обязан испросить у папы Римского паллий , являющийся знаком высшей епископской власти и символом канонического общения с Римом возглавляемой им Церкви. Законодательная власть в таких В. к. Ц. принадлежит Совету иерархов. Принятые Советом законы должны быть представлены папскому престолу и могут быть обнародованы только после их одобрения папой Римским. Совет иерархов имеет право представлять в Рим список кандидатов для назначения на епископские кафедры. Среди В. к. Ц. статусом автономных митрополий наделены Эфиопская (митрополия Аддис-Абебы), Румынская (митрополия Фэгэрашская и Алба-Юльская), Русинская (митрополия Питтсбургская), Сиро-Маланкарская (митрополия Тривандрама). Кодекс канонического права В. к. Ц. допускает возможность организации нек-рых из них в виде таких канонических структур, как автономные епархии, экзархаты, апостольские администратуры и др. В этих случаях В. к. Ц. находятся в непосредственном подчинении папскому престолу через Конгрегацию по делам Восточных Церквей и управляются назначенным из Рима иерархом, к-рый может быть обычным правящим епископом (ординарием), но может и не иметь епископского сана, являясь т. н. визитатором (как правило, в сане пресвитера). При этом в рамках одной В. к. Ц. могут действовать неск. независимых друг от друга канонических структур. Напр., Русинскую греко-католическую Церковь образуют 2 церковные структуры - митрополия Питтсбурга, окормляющая греко-католиков визант. обряда в США, и Мукачевская греко-католическая епархия (Украина). Итало-Албанская католическая Церковь состоит из 2 епархий - Лунгрской (Калабрия, Юж. Италия) и Пьяна-дельи-Альбанези (Сицилия) и территориального аббатства Гроттаферрата. В Словацкую греко-католическую Церковь входят экзархат для католиков визант. обряда в Кошице и 2 епархии - Прешовская (Словакия) и епархия святых Кирилла и Мефодия в Торонто (Канада). Венгерская греко-католическая Церковь представлена епархией Хайдудорог и экзархатом для венг. католиков визант. обряда в Мишкольце. Каждая из этих структур обладает автономией и подчиняется напрямую папе Римскому.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Встреча Иоанна Павла II, папы Римского, с Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым. Фотография. 1 дек. 1989 г. Встреча Иоанна Павла II, папы Римского, с Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым. Фотография. 1 дек. 1989 г. Процесс дипломатического сближения СССР и Папского престола был подтвержден Горбачёвым в ответном личном письме И. П. от 6 авг. 1989 г., в к-ром он высоко оценил миротворческие усилия папы, «положительный вклад в международную жизнь со стороны государства Ватикан» и сообщил о подготовке нового закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» , в котором государство полностью признает религиозные права граждан. В конце письма Горбачёв выразил надежду на установление «нового уровня во взаимоотношениях между Советским Союзом и Ватиканом» ( Вейгел. 2001. Т. 2. С. 273). 25 авг. того же года с папой встретился личный представитель МИД СССР Ю. Е. Карлов. В тот же день И. П. принял Киевского и Галицкого митр. Филарета (см. Денисенко М. А.), Крутицкого и Коломенского митр. Ювеналия (Пояркова) , Минского и Белорусского митр. Филарета (Вахромеева) , с которыми обсудил проблему возрождения греко-католич. структур на Украине. Озабоченность возможным ухудшением православно-католич. отношений из-за проблемы униатства выразил Архиерейский Собор РПЦ 9-11 окт. 1989 г. 20 окт. того же года Горбачёв принял в Кремле папского посланника архиеп. Анджело Содано (госсекретарь Папского престола в 1991-2006), готовившего встречу советского лидера с папой. 29 окт. 1989 г. силами Комитета защиты Украинской католической Церкви был насильственно захвачен 1-й правосл. храм на Зап. Украине - Преображенский собор во Львове. 2 нояб. проблема униатства обсуждалась в Москве во время визита католич. делегации, возглавляемой кард. Й. Виллебрандсом. 6 нояб. Львовский и Дрогобычский архиеп. Ириней (Середний) и духовенство правосл. Львовской епархии обратились с открытым письмом к И. П., требуя остановить униатов и удержать их от погромов и захватов правосл. храмов. 20 нояб. Совет по делам религий при Совете министров Украинской ССР объявил начало гос. регистрации греко-католич. приходов.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

В 1941-1943 гг., в период немецко-фашистской оккупации Киева, трапезная ц. свт. Василия Великого была открыта для богослужений. Собор использовался оккупационными властями как склад оптического стекла, изредка в нем проводились экскурсии. При освобождении Киева в 1943 г. храм частично пострадал: снарядами была разрушена кровля, выбиты окна с рамами, что привело к повреждению фресок. В 1944-1946 гг. под рук. архит. Ю. С. Асеева в соборе проводились реставрационные работы. 24 авг. 1965 г. указом Совета министров Украинской ССР собор, башня и часть сохранившейся монастырской стены отошли филиалу Гос. архитектурно-исторического заповедника (ныне Национальный заповедник «София Киевская»). В. И. Ульяновский Возрождение К. м. Богослужения на территории бывш. комплекса К. м. возобновились в 1992-1993 гг. благодаря активности Кирилловской общины, зарегистрированной 1 нояб. 1991 г. в исполкоме Подольского райсовета Киева ее первым главой врачом В. Б. Лукияником. Настоятелем Кирилловской общины был назначен преподаватель КДАиС, прот. Феодор Шеремета. Для совершения богослужений главный врач больницы В. Лисовенко выделил помещение в бывш. трапезной палате (преобразована в клуб) К. м. Затем Церкви передали одноэтажный корпус сестринского отд-ния в аварийном состоянии. Позже на месте старого складского больничного помещения была построена благотворительная столовая. Кирилловский Свято-Троицкий мон-рь в Киеве. Фотография. Нач. XX в. Кирилловский Свято-Троицкий мон-рь в Киеве. Фотография. Нач. XX в. Передача собора К. м. в пользование общине Украинской Православной Церкви (УПЦ) затягивалась властями Украины, т. к. с 1993 г. на него претендовали глава Украинской греко-католич. Церкви М. И. Любачивский, сторонники которого в июле того же года попытались совершить литургию в храме и объявить его своей кафедрой, а также бывш. Киевский митр. М. А. Денисенко, зарегистрировавший по адресу Кирилловского храма в Киевском горисполкоме «общину Кирилловского женского монастыря УПЦ (КП)» (устав был утвержден 19 авг. 1993 г. постановлением Совета по делам религий при Кабмине Украины - ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 678. Л. 10). Благодаря активной деятельности прихожан и правосл. братств Киева общине УПЦ удалось защитить собор от притязаний раскольников. В 1996 г. собор вернули Церкви с разрешением совершать богослужения по праздничным и воскресным дням. В том же году между Кирилловским приходом и Музеем «Кирилловская церковь» Национального заповедника «София Киевская» был заключен охранный договор о совместном пользовании собором.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Прот. Георгий Соколов, А. А. Ярошевич Певческая традиция Ж. м. одна из наиболее богатых в Белоруссии, прошла в своем развитии неск. этапов в соответствии с общей историей Белорусской Церкви и конфессиональной принадлежностью обители. В кон. XV-XVI в. здесь развивалась традиция правосл. пения, типичная для певч. культуры Юго-Зап. Руси. Поскольку нотированные памятники того времени до нас не дошли, ранний этап истории пения мон-ря отражен в более позднем Ирмологионе (украинско-белорус. нотолинейном сборнике смешанного состава), как принято считать, Жировицком (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367, 20-е гг. XVII в.; небольшая часть текстов - 40-х гг., до 1649, согласно датировке Л. А. Дубровиной). Этот выдающийся певч. памятник представляет раннюю традицию белорус. греко-католич. пения, не имевшую в то время принципиальных отличий от православной, появившихся в униат. репертуаре впосл. После насильственного обращения в унию традиц. репертуар монастыря был сохранен и неск. расширен, причем появившиеся в его репертуаре песнопения были также связаны с правосл. традицией (повторяются в сборниках правосл. обителей того времени). В случае отсутствия в Ирмологионе послесловия «Сказание о Римстей Пасце» и дарственной записи принадлежность книги к униат. среде было бы определить сложно. Всенощное бдение. Лист из Жировицкого Ирмологиона. 20-е гг. XVII в. (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367. Л. 2) Всенощное бдение. Лист из Жировицкого Ирмологиона. 20-е гг. XVII в. (ИР НБУВ. Ф. 1. 3367. Л. 2) Традиционными, восходящими к знаменному пению Юго-Зап. Руси являются изложенные в 4 разделах сборника песнопения Обихода, Октоиха (стихиры, ирмосы, подобны), Минеи и включенной в годовой круг Триоди. Нек-рые обиходные тексты представлены в Ирмологионе группами напевов, т. о., жировицкая традиция является одним из примеров многораспевности , характерной для того времени. Введение групп напевов для обиходных песнопений отражает прежде всего монастырскую практику, в частности это подборка из неск. херувимских, предназначенных для исполнения в будничные и праздничные дни. По херувимским заметно стремление весьма осведомленного переписчика ввести совр. ему мелодии, представляющие местные украинско-белорус. певч. традиции, судя по названиям «слуцкая», «кременецкая», «подгорская». Отличием «новых» херувимских от традиционных была «куплетная» (повторная строфическая) форма, где 1-я мелодическая строка повторялась со всеми строками текста; они обнаруживают интонационное родство с киевским или болгарским распевом . Жировицкий Ирмологион представляет одну из первых и наиболее богатых таких подборок. Название «жировицкого напелу» в сборнике не встречается, что указывает на преобладание в мон-ре общего репертуара и отсутствие к.-л. особой местной редакции (либо она могла существовать только в устной форме).

http://pravenc.ru/text/182311.html

После перехода Латгалии к России (1772) католич. ордены лишились судебной власти над своими крестьянами. После подавления восстания Т. Костюшко (1794) на территории совр. Л. были запрещены строительство новых католич. храмов и реставрация старых. Указом от 28 апр. 1798 г. Павел I Петрович определил структуру католич. Церкви в Российской империи, в результате приходы Латгалии и Лифляндии перешли в подчинение Могилёвской архиепархии. В 1795 г. в состав Российской империи вошла также Курляндия, в которой проживало значительное количество греко-католиков. Полоцкая архиепархия оказалась единственной сохранившейся греко-католич. епархией, которой не коснулась ликвидация греко-католических структур, проведенная Екатериной II. В нач. XIX в. на территории Курляндской губ. существовал Курляндский деканат, состоявший из 5 приходов. В 1820 г. из Российской империи были изгнаны иезуиты; земли ордена вместе с крестьянами отошли гос-ву. В 1827 г. была образована Белорусская греко-католич. епархия, в ее состав вошли греко-католич. приходы Курляндии. С 30-х гг. XIX в. отношение Российской империи к католич. Церкви на территории совр. Л. обусловливалось тем, что католич. духовенство, как правило, поддерживало антироссийские настроения польско-литов. дворянства. После Польского восстания 1830-1831 гг. католич. мон-рь в Пасиене был закрыт. По указу 1839 г. владельцы церковных имений должны были нести уголовную ответственность за жестокое обращение с крестьянами, а в 1843 г. все земли и крестьяне, принадлежавшие католич. Церкви, стали гос. собственностью. После реорганизации католич. епархий в 1847 г. все католич. приходы латинского обряда на территории совр. Л. перешли в подчинение Могилёвской архиепархии. В 40-х гг. XIX в. имущество мон-ря в Аглоне было изъято в казну; братия изгнана из обители; монастырский храм переведен в статус епархиального; в жилом корпусе мон-ря была устроена тюрьма для католических клириков и монашествующих. В 1865 г. в Л. было запрещено католич. образование и употребление лат. алфавита в латгальском языке. С 1865 по 1904 г. из-за нехватки католич. богослужебной лит-ры мн. книги тайно печатались в Пруссии и нелегально ввозились через Тильзит. Католич. священников обучали в С.-Петербургской ДС.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

патриархом Юстинианом ( Мариной; 1948-1977). Все 6 греко-католич. архиереев отказались перейти в Православие и 28-29 окт. были арестованы; их содержали в мон-ре Кэлдэрушани (др. высокопоставленные представители духовенства также были арестованы и помещены в Нямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь и в др. правосл. обители; с 1950 греко-католиков содержали в тюрьме в Сигету-Мармацией, предназначенной для политических заключенных). 8 нояб. уже арестованный еп. Ю. Хоссу был смещен с должности. После этого греко-католич. епископы неоднократно отказывались от предложений патриарха Юстиниана и др. правосл. архиереев перейти в Православие и вернуться на кафедры (нек-рые униат. клирики, принявшие Православие, впосл. стали архиереями в РумПЦ). Тем временем власти организовали сбор подписей за переход униатов в Православие. Президиум Великого национального собрания издал декрет 358 о запрете греко-католич. культа и конфискации имущества греко-католич. Церкви (1 дек. 1948). С этого времени Румынская греко-католическая Церковь официально перестала существовать, все храмы были переданы РумПЦ. Мн. греко-католич. архиереи, отказавшиеся перейти в Православие, действовали подпольно, продолжая рукополагать священников и епископов; они подвергались арестам и преследованию. Большая часть арестованных в 40-х гг. XX в. и позже архиереев погибли в тюрьмах от истощения и болезней, при этом особая жестокость была проявлена к епископам Василе Афтение (умер от пыток или был убит 10 мая 1950 в тюрьме Вэкэрешти) и Юлиу Хоссу (содержался в заключении с 1948 до кончины в 1970). В то же время католич. епископами лат. обряда были тайно рукоположены новые униат. архиереи Йоан Плоскару (1948), Йоан Драгомир (1949) и Александру Тодя (1950); в дек. 1949 г. заключенные греко-католич. епископы рукоположили Йоана Кертеша (освобожден в 1955, вновь находился в заключении в 1956-1964) и Тита Ливиу Кинезу (умер в заключении). Литургия, проведенная на улице Клужа 12 авг. 1956 г. греко-католич. священниками Василе Киндришем и Изидором Гюрко в присутствии ок.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

XX в. совершались неоуниат. богослужения К нач. 1939 г. неоуниат. приходы в Польше распределялись по католич. диоцезам следующим образом: в Луцком католич. еп-стве - 16 приходов, в Пинском католич. еп-стве - 11 приходов, в Седлецком католич. еп-стве - 12 приходов, в Виленском католич. архиеп-стве - 9 приходов, в Люблинском католич. еп-стве - 8 приходов. Прихожан-неоуниатов насчитывалось не менее 10 тыс. чел. Примечательно, что если на территории «восточных кресов» униат. приходы равномерно распределялись в селах и в городах, то в наиболее полонизированных Люблинском и Белостокском воеводствах почти все униат. общины находились в селах. Исключение составляли неоуниат. общины в г. Бяла-Подляска (богослужения совершались в местном католич. храме св. Анны), в г. Янув-Подляски (богослужения совершались в католич. храме при вост. секции ДС) и в Люблине. После закрытия в 1934 г. Миссионерского ин-та люблинская неоуниат. община сохранила за собой институтскую католич. церковь, прикрепленную к люблинскому диоцезиальному ин-ту «Католического действия» . 9 окт. 1939 г. на тайном синоде греко-католич. епископов, собравшемся во Львове по инициативе митр. А. Шептицкого без согласования с Папским престолом, на территории СССР и 2 бывших воеводств оккупированной немцами Польши (Люблинского и Белостокского) были образованы 4 экзархата. Во главе «экзархата Великой Украины» был поставлен ближайший помощник Шептицкого - Иосиф Слипый. Брат митрополита, Климентий Шептицкий, игумен униат. ордена студитов, стал «экзархом Великой России и Сибири». Еп. Н. Чарнецкий был назначен «экзархом Волыни, Полесья, а также Холмщины и Подляшья». Этот экзархат охватывал территории Луцкого, Пинского, Люблинско-Холмского и Седлецкого католич. еп-ств, объединяя соответственно как зап. районы Украины и Белоруссии, вошедших в 1939 г. в состав СССР, так и сопредельные территории нем. Генеральной губернии. Чарнецкий также стал временным «экзархом Белоруссии» - до избрания на этот пост др. иерарха. Шептицкий уведомил Римскую курию о синодальном решении учредить на территории СССР греко-католич.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010