проводников лат. влияния. Ставший в 1901 г. митрополитом греко-католич. Церкви Андрей Шептицкий , выходец из монахов-В., не стремился к восстановлению влияния ордена в униатстве, что было связано с подготовкой им реформы, направленной на очищение униатства от лат. влияния и придание греко-католич. Церкви Галиции ярко выраженного национального укр. характера, что не отвечало интересам В. Шептицкий пытался устранить монопольное положение В. в униатском монашестве в Галиции: в 1905 г. им основан первый греко-католич. мон-рь для монахов-студитов в Скнилове близ Львова. В 1913 г. он передал мон-рь в Уневе близ Львова приглашенным бельг. редемптористам , часть к-рых перешла на вост. обряд, создав греко-католич. ветвь ордена. Общины василианок активно использовались Шептицким для расширения социально-благотворительной деятельности униатской Церкви. Для них в 1909 г. он составил и утвердил новый устав, получивший имя Иосифа Вельямина Рутского. Большинство укр. жен. гимназий, учительских семинарий, школ, сиротских приютов и интернатов Галиции в нач. ХХ в. находились под рук. василианок. Проводимые Шептицким реформы во многом не удовлетворяли требований В., поэтому они перенесли свою деятельность в Европу и особенно в Америку. В 1889 г. они создали первую миссию в Сев. Америке, в 1902 г.- в Лат. Америке, направили миссионеров на Буковину, в Боснию и Болгарию. Появились новые мон-ри ордена в регионах наибольшего расселения западно-укр. эмигрантов, в США, Канаде, Аргентине и Бразилии. В 1931 г. на генеральном капитуле В. орден был разделен на провинции. Тогда же приняли решение о переносе резиденции генерала ордена и его руководящих структур в Рим. В 1932 г. папа Пий XI утвердил новое офиц. наименование ордена - Василианский орден св. Иосафата, к-рое сохраняется до наст. времени. К 1939 г. в составе ордена было 3 провинции: Галицкая, Закарпатская и Американо-Канадская. В 40-х гг. к ним добавились еще 3: Чехословацкая, Венгерская и Румынская. В 1939 г., после присоединения Галиции к Украинской ССР в составе Советского Союза, василианские мон-ри наряду со всеми др.

http://pravenc.ru/text/150475.html

В марте 1677 г. еп. Иосиф заявил нунцию о намерении принять унию частным образом, объяснив, что ранее этого сделать не смог из-за противодействия оппонента Иеремии (Свистельницкого), названного им «проводником схизматиков». В присутствии римско-католич. и униат. иерархов в замковом храме в Варшаве 26 марта 1681 г. еп. Иосиф вместе с др. духовными лицами произнес католич. исповедание веры и поставил подпись под католич. Символом веры. С тех пор вплоть до 1700 г. он проводил подготовительную работу к принятию унии, важным этапом к-рой стало проведение во Львове в дек. 1694 г. епархиального Собора по вопросу отношения к унии, не принесшего униатам полной победы над православными из-за сопротивления Львовского Успенского братства и поддерживавшей его шляхты. Офиц. объявление о принятии унии Львовской епархией еп. Иосиф сделал на очередном Соборе духовенства 14 апр. 1700 г. во львовском кафедральном соборе св. Георгия. В мае на Варшавском сейме Иосиф произнес католич. исповедание веры перед королем, нунцием и римско-католич. примасом Речи Посполитой. 11 июля 1700 г. еп. Иосиф впервые отслужил литургию с упоминанием филиокве, что стало заключительным актом его открытого присоединения к унии. Ряд приходов не последовали за епископом. Активно противостояли униат. экспансии Манявский Крестовоздвиженский скит и приписанные к нему мон-ри: коломыйский Благовещенский (упразднен униатами в 1732), толмачский Михайловский (упразднен униатами в 1732), Угорницкий Михайловский скит (упразднен униатами в 1744, стал приписным к униатскому Крылосскому мон-рю). Ок. 1720 г. перешел в унию Креховский мон-рь. Об истории унии на территории Л. е. см. в ст. Украинская греко-католическая Церковь . 1914-1915 гг. Незадолго до войны, в 1911-1912 гг., в ответ на усиление латинизации в униатской церкви, правосл. миссионерами были организованы по меньшей мере 3 православные общины, разгромленные в 1913 г. австро-венг. властями: в с. Теляж Сокальского повята во главе со свящ. Иоанном Илечко (бежал в Закарпатье), в с.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Почти все неоуниат. общины, кроме смешанного украинско-белорус. прихода во имя св. Никиты в с. Костомлоты, прекратили существование в 1947 г. в ходе операции «Висла», когда из Люблинского воеводства были выселены ок. 9,5 тыс. украинцев-униатов (в 1947 были упразднены 3 последних украиноязычных прихода византийско-слав. обряда: в Докудове, Бубеле и Полосках). Настоятель прихода в Костомлотах иезуит вост. обряда Иоанн Чорнок, после нем. оккупации края в 1940 г. благодаря своим связям с укр. деятелями добился сохранения церкви в качестве униатской, а следующий настоятель, свящ. Александр Прилуцкий, в 1947 г. не допустил перевода храма в лат. обряд и сумел доказать властям необходимость сохранения своей общины - единственной внутри Римско-католической Церкви, придерживавшейся византийско-слав. обряда. В наст. время, как и прежде, приход окормляют монахи ордена мариан, имевшие в Костомлотах в 1998-2007 гг. мон-рь. Духовенство прихода также обслуживает Николаевский храм в с. Стары-Павлув Бяльского повята (передан неоуниатам в 2006) и Николаевский храм в с. Хородло Хрубешувского повята (униат. богослужения совершаются с 2007). При храме в Костомлотах имеется санктуарий во имя св. мучеников Подляшья, канонизированных в 1996 г. В 90-х гг. XX в. началось возрождение греко-католической Церкви в Люблинском воеводстве. Первым в 1991 г. возобновил свою деятельность на территории, относившейся до 1946 г. к униат. Перемышльской епархии, Николаевский храм в с. Хребенне Томашувского повята, приписанный к Николаевскому приходу г. Любачув. В нояб. 1997 г. на территории Музея польской деревни в г. Люблин в здании старинной деревянной церкви, перенесенной из с. Тарношин, был освящен униат. Рождество-Богородичный храм, в 1992-1997 гг. греко-католики совершали богослужения в бывш. неоуниат. костеле св. Иосафата в Люблине. В 1999 г. при римско-католич. костеле св. Ядвиги в г. Янув-Любельски была основана община Сестер служебниц Непорочной Девы «византийско-украинского обряда», в 2001 г. обитель получила келейный корпус и храм в честь иконы Божией Матери «Неустанная Помощь». В 2000 г. открылась Николаевская ц. в с. Седлиска Томашувского повята. В 2004 г. возобновлен Богоявленский храм со св. источником в с. Корчмин Томашувского повята, откуда происходит особо почитаемая Корчминская чудотворная икона Божией Матери. С 2007 г. совершаются богослужения в Михайловском храме в с. Мыцув Хрубешувского повята. В мае 2008 г. после 60-летнего перерыва возобновилось богослужение в греко-католич. Николаевском храме в Хелме. Т. о., в Люблинском воеводстве в ведении Перемышльско-Варшавской греко-католич. митрополии находится 7 храмов, часть которых (сельские церкви) используется униатами поочередно с римо-католиками. Ведутся работы по восстановлению 2 униат. церквей, имеющих музейный статус: свт. Николая в с. Выжлув Хрубешувского повята и св. Параскевы в с. Княже Томашувского повята.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

По закону о возвращении собственности правосл. Церкви была передана часть недвижимости, к-рой она владела до 1940 г. В 1997 г. в Л. совершил визит патриарх Московский и всея Руси Алексий II . С дек. 2010 г. правящим архиереем является архиеп. Иннокентий (Васильев) . (Подробнее об истории Православия и о внутрицерковной жизни правосл. Церкви в Л. см. также в ст. Виленская и Литовская епархия .) С. В. Полехов (история униатства в соавторстве с В. Г. Пидгайко) Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ) В 60-х гг. XX в. органы госбезопасности Л. зафиксировали деятельность 2 подпольных украинско-белорус. греко-католич. общин, которыми нелегально руководили проживавшие в Л. после освобождения из лагерей бывш. священники УГКЦ: Владимир Фиголь (в Каунасе) и Владимир Прокопив (в Вильнюсе). При этом оба легально служили как католич. священники лат. обряда. В 1973 г. Прокопив ездил в Москву с инициативной группой греко-католиков Л. и Белоруссии для подачи петиции о легализации в СССР греко-католич. Церкви. С 1976 г. являлся духовником действовавшего в Вильнюсе жен. мон-ря бернардинок латинского обряда. В 80-х гг. XX в. он организовал в мон-ре нелегальное издание униатских молитвословов и др. укр. униатской лит-ры (продолжалось вплоть до 1990), из-за чего неск. раз находился под угрозой ареста. С 1986 г. Прокопив обращался к уполномоченному по делам религий при СМ ЛССР с просьбами о регистрации в Вильнюсе общины «римо-католиков византийского обряда», но получал отказы. В нач. 1991 г. по инициативе Прокопива Общество украинцев Литвы создало униат. общину, которая 18 февр. того же года получила регистрацию как «украинский католический приход восточного обряда», 4 июля общине был передан в собственность комплекс бывш. Троицкого мужского мон-ря в Вильнюсе. С 1992 г. там действует мон-рь УГКЦ во имя св. Иосафата Кунцевича, относящийся к Украинской провинции ордена василиан во имя Пресв. Христа Спасителя с центром во Львове. В 2000 г. после реставрации освящен главный престол Троицкого собора в Вильнюсе, в 2001 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Начало политики перестройки позволило подпольным униат. общинам на Зап. Украине начать в авг. 1987 г. кампанию по легализации УГКЦ. Желая принять участие в торжествах по поводу Тысячелетия Крещения Руси, И. П. выразил надежду на приезд в СССР, чтобы лично поздравить как РПЦ, так и укр. греко-католиков. «Двойственный» подход И. П. к празднованию «1000-летия Крещения Киевской Руси» отразился в выпуске 2 основных папских документов: апостольского послания «Euntes in mundum» от 25 янв. 1988 г., содержавшего поздравления и «лобзание мира» «тысячелетней Церкви-сестре» - РПЦ, и послания «Magnum baptismi donum» от 14 февр. 1988 г., адресованного кард. М. Любачивскому и всем украинским католикам. Возможность папского визита в СССР не рассматривалась руководством страны, о чем И. П. сообщил Патриарх Пимен. Папский престол направил для участия в торжествах офиц. делегацию во главе с госсекретарем кард. А. Казароли (в состав делегации также входили кард. Й. Виллебрандс и кард. Р. Эчегарай). Согласно договоренности об условиях направления католич. делегации, 10 июня 1988 г. кардиналы А. Казароли и Й. Виллебрандс провели частную встречу с укр. греко-католич. епископами Филимоном Курчабой и Павлом Васылыком, возглавлявшими подпольные укр. униат. общины. 13 июня кард. А. Казароли был принят в Кремле Горбачёвым и министром иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. Во время приема Горбачёву было передано личное послание И. П., в котором он одобрил политику «разрядки» между Советским Союзом и США и изменение государственно-церковных отношений в СССР. В прилагавшемся к письму меморандуме о советско-ватиканских отношениях папа поднял вопрос о легализации УГКЦ в СССР. Для греко-католиков из укр. диаспоры И. П. организовал в Риме празднование 1000-летия Крещения Киевской Руси, во время которых 9 июля он посетил укр. греко-католич. собор Св. Софии и 10 июля совершил литургию по визант. обряду в соборе св. Петра в сослужении иерархов УГКЦ. Все это способствовало активизации деятельности униат. клириков и общин на Зап. Украине в 1988-1989 гг., поддерживаемых различными укр. националистическими структурами. В 1988 г. во Львове был создан Комитет защиты Украинской католической Церкви под рук. укр. диссидента И. Геля. В нач. июня 1989 г. в защиту УГКЦ на I съезде народных депутатов СССР выступил академик Сахаров.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

В авг. 1996 г. бывш. единоверческий храм Кировограда, использовавшийся как клуб, был передан общине УПЦ КП под ц. св. Владимира; в 1998 г. в Кировограде появилась еще одна община УПЦ КП. 25 дек. 1997 г. в с. Ясиноватка Александрийского р-на был зарегистрирован Успенский жен. мон-рь Киевского патриархата. В том же году Троицкий приход УПЦ КП в с. Протопоповка Александрийского р-на начал издание газ. «Божье слово». В 1997 г. в УПЦ КП перешел свящ. УПЦ Василий Гдешинский из пос. Голованевска, основавший там приход УПЦ КП. Денисенко, не направляя в Кировоград «епископа», назначил Гдешинского управлять епархией в качестве «администратора-секретаря». 19 нояб. 2002 г. «епископом» Кировоградским и Голованевским назначен Серафим Верзун, его кафедрой стал Голованевск, в 2008-2009 гг. управляющим Кировоградской епархией УПЦ КП являлся Иоанн Яременко, в 2009 г. епархию возглавил Марк Левкив. В 2013 г. УПЦ КП имела в Кировоградской обл. 75 общин, в т. ч. 2 фиктивных монастыря, 24 февр. 2014 г. сторонники УПЦ КП с «самообороной майдана» заняли храм св. Владимира в пос. Новоархангельске (с 2013 был в УПЦ). В области действуют 12 зарегистрированных общин УАПЦ. Большинством из них управляет «хиротонисанный» в 2005 г. «епископ Черкасский и Кировоградский» УАПЦ Иларион Савчук, находящийся в юрисдикции предстоятеля УАПЦ Мефодия Кудрякова. Отдельные приходы подчиняются не ему, а «Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ обновленной» под рук. «архиепископа» Игоря Исиченко. В области также действуют 5 зарегистрированных орг-ций и 4 «священнослужителя», называющих себя «независимыми православными общинами». Как правило, они причисляют себя к различным направлениям «истинно православных христиан». Католики на территории Кировоградской епархии В 1882 г. польск. община Елисаветграда построила костел Св. Духа, в 1928 г. костел был закрыт, в 1936 г. разрушен, члены общины подверглись арестам и ссылке, католиков в Кировоградской обл. почти не осталось. В 1950-1970 гг. в Николаевскую обл. переселилось более 100 тыс. чел. из Львовской, Ивано-Франковской (до ноября 1962 Станиславская), Тернопольской областей, преимущественно униатов. В 1973 г. были отмечены случаи совершения нелегальных униат. богослужений мирским чином среди галичан по меньшей мере в 2 населенных пунктах Николаевской обл. Неск. тысяч жителей Галичины в указанный период были переселены и в Кировоградскую обл. Именно они и их потомки составили зарегистрированные в регионе в 90-х гг. XX в. общины Украинской греко-католич. Церкви и Римско-католич. Церкви. В 2013 г. в Кировоградской обл. насчитывалось 6 греко-католич. общин, 5 римско-католич. общин.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

Петр Михайлович (17.09.1861 - 11.09.1947, Париж), кн., историк рус. католич. движения. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1898 г. занимал должность уполномоченного Российского об-ва Красного Креста в пострадавших от голода Рязанской и Тульской губерниях. Был предводителем дворянства Балашовского у. Саратовской губ., чиновником особых поручений VI класса при Мин-ве юстиции, статским советником, имел звание камергера. Во время первой мировой войны участвовал в деятельности Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам. Под влиянием матери и Вл. С. Соловьёва испытывал симпатии к католицизму, но долгое время оставался православным. В 1917 г. П. М. содействовал офиц. признанию Русской католической Церкви со стороны Временного правительства, был одним из инициаторов создания и главных деятелей «Общества поборников воссоединения Церквей» в Петрограде (1917-1918). После эмиграции принял католичество в К-поле. В 30-х гг. П. М. занимался исследованием материалов по истории рус. католич. движения в XX в., находившихся в архиве первоиерарха Украинской греко-католической Церкви митр. Андрея Шептицкого . В этот же период П. М. написал соч. «Униональное движение в России», отрывки из к-рого были опубликованы после его смерти в ж. «Россия и Вселенская Церковь». Основная часть архива П. М. хранится в доминиканском центре «Istina» в Париже. Соч.: Краткий очерк организации Русской католической Церкви в России. Львов, 1930; The Way of Bitterness: Soviet Russia, 1920. L., 1931; О. Патапий Емельянов//Россия и Вселенская Церковь. 1957. 4. С. 27-35; Униональное движение в Москве: рус. католики на приеме у Патр. Тихона//Там же. 1961. 2. С. 29-32; Экзарх Леонид Федоров: (Некролог)//Логос. 1993. 48. С. 10-44; Замоскворецкие посетители у о. В. Абрикосова//Там же. С. 129-138. Мария Михайловна (13.03.1863 - 19.05.1943, Рим), кнж., писательница. Дочь кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. Под влиянием матери перешла в католичество в 1901 г., находясь на лечении в Швейцарии. С 1901 г. проживала в Риме, до 1932 г. была прихожанкой и попечительницей ц. св. Лаврентия, ставшей первым приходом рус. католиков вост. обряда в Риме. При ее посредничестве осуществлялись контакты рус. католич. движения с папским престолом. Написала ряд религ. сочинений, переводила на рус. язык произведения католич. авторов.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Александра Михайловича Волконского (см. ст. Волконские). 22 янв. 1931 г. папа Римский Пий XI назначил редемпториста Н. Чарнецкого апостольским визитатором для католиков «византийско-славянского» обряда Волыни, Холмщины, Подляшья и Полесья. Он не подчинялся митр. А. Шептицкому, а должен был координировать свои действия с католич. иерархами окормляемых им регионов. 8 февр. 1931 г. в Риме состоялось рукоположение Чарнецкого в титулярного епископа Лебедоса in partibus infidelium. Его юрисдикция распространялась на 4 воеводства Польши - Волынское, Люблинское, Полесское и Белостокское; вне его юрисдикции были Виленское и Новогрудское воеводства. По мнению А. Надсона, сначала визитатором для униатов этих воеводств планировали назначить Бучиса, но в 1932 г. власти Польши отказали Бучису во въезде, посчитав, очевидно, нецелесообразным появление в стране фактически третьей (после Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) и Н.) униат. юрисдикции. Эта т. зр. подтверждается секретным отчетом Мин-ва вероисповеданий и образования Польши, где указано, что еп. П. Ф. Бучис уже в 1930 г. позиционировал себя как епископ для рус. эмигрантов в Польше и во всей Вост. Европе, пытался налаживать связи с рус. католич. эмигрантскими кругами, не согласовывая свои действия с польск. властями (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 9. Д. 4419. С. 22). Титулярный еп. Н. Чарнецкий. Фотография. 30-е гг. XX в. Титулярный еп. Н. Чарнецкий. Фотография. 30-е гг. XX в. Впосл. Бучис был назначен апостольским визитатором рус. католич. приходов вост. обряда зарубежья (т. е. вел работу среди рус. эмигрантов Центр. и Зап. Европы). В 1933-1934 гг. папская комиссия «Pro Russia» вела переговоры с курией Каунасского католич. архиеп-ства об активизации унии в регионе; деятельность по распространению унии среди православных в Литве должен был возглавить Бучис. В окт. 1934 г. он приехал в Каунас. Несмотря на негативное отношение к униат. миссии со стороны местных иезуитов, в дек. 1935 г. Бучис встретился с архиеп. Юозапасом Сквирецкасом (1926-1959) и получил от него разрешение на проведение еженедельных богослужений по вост.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

После 1905 г. правовое положение католической Церкви в Российской империи улучшилось, в связи с чем у Ватикана появились надежды на возможность продвижения унии на восток. Идею о распространении унии поддержал глава существовавшей в Галиции (Австро-Венгрия) Украинской греко-католич. Церкви митр. Андрей Шептицкий . В результате прозелитической деятельности униатов в России было организовано неск. нелегальных католич. общин восточного обряда, с 1909 г. в С.-Петербурге стал открыто действовать 1-й униат. приход. Больших успехов католич. Церковь добилась в зап. областях, где произошло массовое возвращение в унию формально присоединенных к Православию греко-католиков. Это вызвало определенное противодействие рус. властей и привело к новому ухудшению отношений с Ватиканом. Основным направлением религ. политики в царствование Н. А. стало осуществление прав российских подданных на «свободу верования и молитв по велениям совести». Одновременно предпринимались меры по реформированию системы церковно-гос. отношений. Предполагаемые реформы не были осуществлены до конца. «Церковная политика Императора не вышла за рамки традиционной синодальной системы управления Церковью. Однако именно в царствование Императора Николая II дотоле два века официально безмолвствовавшая по вопросу о созыве Собора церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора» ( Ювеналий (Поярков), митр. Доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых//Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 13-16 авг. 2000 г. М., 2001. С. 78). По мнению мн. знавших его, Н. А. всегда разделял идеи о желательности для гос-ва осуществления принципов свободы совести. На формирование таких воззрений мог повлиять один из учителей буд. императора - Н. Х. Бунге, который в нач. 90-х гг. XIX в. ставил в правительстве на первый план «вопрос о введении широкой веротерпимости». С нач. ХХ в. изменения в сфере религиозной политики происходили параллельно с общим процессом реформ.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

На Ферраро-Флорентийском Соборе унию с Римом заключили представители Армянской Апостольской Церкви , направленные в Италию католикосом Григором IX Мусабегянцем (1439-1446). Однако воссоединение армян, провозглашенное в декрете «Exsultate Deo» (22 нояб. 1439), не состоялось. Лишь в XVII в. унию приняли отдельные арм. церковные общины, напр. Львовская епархия, объединявшая армян Речи Посполитой во главе с архиеп. Николаем Торосовичем (1630). В 1700 г. Мхитар Севастеци основал монашескую конгрегацию мхитаристов , находившуюся в унии с Римом. По инициативе армян-католиков, живших в Халебе, на кафедру католикоса Киликии был избран Аврам Бедрос I Ардзивян (1740-1749), утвержденный Папским престолом в 1742 г. С этого времени общины армян-католиков были объединены в Армянскую католическую Церковь . Русскую делегацию на Ферраро-Флорентийском Соборе возглавлял Исидор , митр. Киевский (1436-1443), сторонник воссоединения правосл. Церквей с Римом; 6 июля 1439 г. вместе с представителями К-польской Церкви он подписал акт об унии. После возвращения в Москву митрополит столкнулся с враждебной реакцией вел. кн. Василия II Васильевича и русских епископов и в 1441 г. был вынужден покинуть русские земли. Впосл. Исидор, возведенный в достоинство кардинала, был назначен папским легатом в К-поле и стал свидетелем взятия города турками (1453). Следствием унии, подписанной митр. Исидором, стало основание Западнорусской митрополии , которую возглавил ученик Исидора митр. Григорий (1458-1472/73). Однако Григорий и его преемники перестали поддерживать контакты с Римом и перешли в юрисдикцию правосл. К-польского патриарха. Проекты восстановления унии неоднократно выдвигались западнорус. церковными иерархами, но условия для их осуществления сложились лишь в кон. XVI в. (острая религ. полемика с католиками и протестантами, ослабление позиций церковной иерархии, вызванное попытками правосл. братств, магнатов и шляхты захватить контроль над епископскими кафедрами, церквами и мон-рями). После провозглашения Брестской унии (1596) начались ожесточенные столкновения сторонников и противников унии с Римом, но к кон. XVII в. в униат. (греко-католич.) Церкви состояло большинство христиан вост. обряда, живших в Речи Посполитой. Процесс латинизации богослужения, церковной дисциплины и обычаев усилился после Замойского Собора (1720), проведенного при митр. Льве Кишке . Структуры греко-католич. Церкви в бывш. Речи Посполитой были в основном ликвидированы рус. властями в XIX в., но на территории, отошедшей к Австро-Венгерской империи, они сохранились в Украинской греко-католической Церкви .

http://pravenc.ru/text/2057152.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010