В конце 1980-х годов, после визита М.С. Горбачева в Ватикан и встречи с Его Святейшеством Папой Иоанном Павлом II, советское государство вновь предоставило Украинской Греко-Католической Церкви право легального существования. Многие греко-католики, получавшие до этого духовное окормление в православных приходах, смогли вернуться к своей традиции. Однако значительная часть населения запада Украины все же не «возвратилась» в унию, но продолжила отождествлять себя с Православием, даже входя в неканонические образования. Об этом свидетельствует соотношение числа греко-католических и православных приходов в Галиции. Даже сегодня во Львовской области на 1500 униатских приходов приходится более 860 православных по вероисповеданию, хотя большая их часть по хорошо известным Вам причинам принадлежит к неканоническим юрисдикциям. И это при том, что на оставшихся верными Православию вновь, как и в начале XX века, начало оказываться давление, включая прямые гонения со стороны приверженцев греко-католичества. В связи с этим вряд ли возможно утверждать, что в конце 1980-х произошел «массовый и добровольный возврат священников и мирян, прежде всего Галичины, в лоно Украинской Греко-Католической Церкви». На Западной Украине этот процесс в конце 80-х – 90-х годах не был естественным и мирным. Несмотря на упомянутые Вами миролюбивые заявления кардинала Любачивского, уния вернулась на Украину волной насилия. После сладких речей о прощении, примирении и любви последовал разгром трех православных епархий на Западной Украине. Православное духовенство и верующих силой изгоняли из храмов и лишали церковного имущества. Все это происходило при полной поддержке местных властей, которые всячески способствовали восстановлению унии, а зачастую принудительно насаждали ее в православных областях. Достаточно упомянуть о таких вопиющих фактах, как ультимативное требование Стрыйского городского Совета народных депутатов Львовской области передать все церковное имущество православных общин Львовской епархии, а также ключей от храмов и сейфов в распоряжение греко-католических общин. При непосредственной поддержке антиправославно настроенных местных властей греко-католики получили в свое распоряжение бóльшую часть храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/124955.htm...

— Стороны могут договориться?  — Проблема в том, что греко-католики не хотят ни о чем договариваться. Когда началась эта вакханалия на рубеже 80-90-х годов на западной Украине и униаты начали возвращать себе то церковное имущество, которое они считали несправедливо утраченным, была создана четырехсторонняя комиссия с участием представителей Святого Престола, Греко-Католической Церкви, Московского Патриархата и Украинской Православной Церкви. Эта комиссия занималась конкретными вопросами, а именно, если в конкретном городе или селе существовал конфликт между греко-католиками и православными, которые претендовали на одну и ту же церковную собственность, решалось, как ее разделить. Были выработаны рекомендации, согласно которым, если в селе большинство людей — греко-католики, то храм передается им, но они помогают православным строить новый храм; если большинство — православные, храм остается им, но они помогают греко-католикам строить храм. Если бы эти рекомендации были воплощены в жизнь, мы бы сейчас имели совершенно другую ситуацию и на Западной Украине, и вообще на Украине.  — Что же этому помешало?  — Помешало то, что греко-католики в одностороннем порядке вышли из этой комиссии, они сказали, что они не будут в ней участвовать, и предпочли захватить все, что пожелали, силой.  — То есть если сейчас вернуться к выполнению рекомендаций, то будет нормализована ситуация?  — Мы сейчас не можем возвращаться к вопросу о собственности, поскольку эта собственность была насильственно захвачена, она была у православных отнята. Сейчас не стоит вопрос о пересмотре того, что произошло на рубеже 80-90-х годов. Сейчас первый вопрос, который мы ставим нашим братьям греко-католикам: почему, для какой цели они продолжают свою агрессивную риторику, даже после того как встретились Папа и Патриарх? Нам непонятно, как могут греко-католики, считающие себя членами Католической Церкви, столь неуважительно, агрессивно и развязно высказываться по отношению к Папе Римскому, я уж не говорю об их высказываниях по отношению к Патриарху Кириллу. 

http://patriarchia.ru/db/text/4384755.ht...

Создается впечатление, что, когда весь мир радуется, что эта встреча произошла, анализирует текст декларации, — греко-католики, верные своим многовековым принципам, стараются в бочку меда подлить свою ложку дегтя. — Как Вы полагаете, какие последствия это будет иметь для самих греко-католиков? — Я не хотел бы комментировать внутреннюю жизнь Католической Церкви. Но когда появляется документ за подписью Папы, а католический иерарх говорит о «половинчатости правды» в этом документе, ссылаясь на своих верующих, и говорит, что понимает эти чувства и что «мы пережили не одно подобное заявление, переживем и это», — такая степень развязности говорит сама за себя. Мы в очередной раз видим, как униаты показывают свое истинное лицо. — На что намекает архиепископ Святослав, говоря, что «пережили не одно подобное заявление»? — На Баламандский документ 1993 года. Это документ Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, посвященный как раз проблеме унии. В нем было сказано, что уния обеими сторонами не признается как метод достижения единства. Католики впервые тогда признали историческую ошибочность унии. С другой стороны, в том же документе было сказано, что общины, образовавшиеся в результате унии, имеют право на существование и на пастырскую деятельность. И это то, что Папа и Патриарх буквально повторили в своей совместной декларации. — Как на практике будет реализовываться та часть декларации, которая касается унии? Есть уже намеченные планы — возможно, создания некой совместной комиссии для разрешения конкретных вопросов? — Есть идея создать такую комиссию — католическая сторона предлагала нам ее создать… Но проблема в том, что у нас уже есть опыт работы в такой комиссии. Ведь в начале 1990-х годов, когда греко-католики начали свои бесчинства на Западной Украине, когда они начали вилами выгонять православных из храмов и захватывать эти храмы, — была создана такая четырехсторонняя комиссия с участием Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Украинской Греко-Католической Церкви и Святого Престола. Начали работать. Причем это была вполне конкретная работа — начали обсуждать, что делать в тех случаях, когда две общины претендуют на один и тот же храм. Был выработан механизм: там, где большинство — православные, храм остается у них, а для греко-католиков строят новый храм; а там, где большинство — греко-католики, храм передается им, а для православных строят храм.

http://patriarchia.ru/db/text/4377206.ht...

Сол Крю, г. Харьков: Разговоры о тысячах якобы захваченных униатами православных храмах в Галичине это большая ложь. Скажите, а когда эти храмы стали православными, не после 1946-го ли года? И почему это вдруг эти «православные» храмы построены в католической архитектурной традиции (стиле)? Скажите, а кто же захватил эти тысячи храмов? Уже ли всесильные (никак стотысячные…) отряды боевиков УНА-УНСО? А кто эти храмы охраняет и удерживает сегодня? Все те же боевики УНСО? Почему же местное население с топорами и с вилами не прогонит клятых захватчиков, засевших в тысячах храмов? Не потому ли, что сами местные жители посчитали нужным вернуть эти храмы той Церкви, которая их строила, которой они принадлежат по праву? Не уходите от ответа на мой вопрос. Владимир Легойда: Если исходить из того факта, что на 1989 год все храмы в Западной Украине принадлежали Русской Православной Церкви и возвращались только что легализованной Украинской Греко-Католической Церкви силой, зачастую не без кровавых столкновений, подобное «возвращение» вполне можно охарактеризовать как захват. Да, необходимо признать, что упразднение УГКЦ в 1946 году было актом несправедливости со стороны советского руководства. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что за 40 с лишним лет, прошедших со времен Львовского собора 1946 г., в бывших греко-католических приходах, переданных Русской Православной Церкви, сформировались православные общины. Было бы грубым упрощением думать, что все прихожане этих храмов были на самом деле греко-католиками, вынужденно представлявшимися православными, которые, когда появилась такая возможность, просто выразили желание вновь стать частью УГКЦ вместе со своими приходами. Если бы это обстояло только таким образом, не было бы там тех кровопролитных столкновений, которые, к сожалению, имели место 20 лет назад. Общины в этих приходах были смешанными и состояли как из фактических греко-католиков, так и убежденных православных. В этих обстоятельствах занятие храмов греко-католиками лишь на том основании, что они более 40 лет назад принадлежали УГКЦ, означало исправлять одну несправедливость и тут же творить другую.

http://pravmir.ru/legojda-ria-novyj-regi...

- Думаю, что Его Святейшество Папа Бенедикт XVI полностью разделяет неоднократно высказывавшееся мнение Его Святейшества Патриарха Алексия и священноначалия Русской Православной Церкви, что такой визит должен быть подготовлен самым основательным образом. О своём твёрдом намерении содействовать установлению, развитию и укреплению братских, исполненных любви и доверия, отношений с Церквами Вселенского Православия (и в их числе – не в последнюю очередь – с Русской Православной Церковью) Папа заявил в первом же, после своего избрания, обращении. Если мы будем трудиться – как уже сказано – над  развитием диалога и сотрудничества в разных областях, по мере того, как наш совместный труд будет приносить плоды, рано или поздно, встреча предстоятелей двух Церквей, я уверен, станет возможной. Если же говорить лично обо мне, то, конечно, я был бы счастлив начать работу над подготовкой визита Папы в Россию хоть сегодня. - Недавно в Москве побывал председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. Мы все прекрасно понимаем, что его переговоры с иерархами Русской Православной Церкви носили конфиденциальный характер и говорить публично об их результатах пока рано. Но всё же мне хотелось бы задать Вам один вопрос: это тема Греко-католической Церкви – в частности украинской. Сам кардинал накануне переговоров говорил, что этот вопрос затрагиваться не будет, но после того как переговоры состоялись, в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата сообщили, что тема затрагивалась, причем православная сторона однозначно указала ватиканскому гостю на крайнюю нежелательность переезда главы Украинской Греко-католической Церкви из Львова в Киев. Могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию? - Визит кардинала Каспера в Москву носил рабочий характер и, как отметили стороны после его завершения, был успешным. Руководство Русской Православной Церкви, действительно, ещё раз высказало свой отрицательный взгляд на предстоящее открытие в Киеве официальной резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви кардинала Любомира Гузара и перевода в украинскую столицу части куриальной администрации.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Процесс «самоликвидации» греко-католической конфессии выходил на завершающую стадию. 6 февраля 1946 г. генерал-лейтенант Савченко подписал «План агентурно-оперативных мероприятий по проведению в городе Львове собора греко-католической униатской церкви в западных областях Украины» в период с 7 по 10 марта этого же года (проект подготовили начальник 2-го Управления НКГБ УССР П. Медведев и его заместитель С.Карин). В город направлялась специальная оперативная группа из сотрудников контрразведывательных подразделений во главе с заместителем главы НКГБ УССР П.Дроздецким. Для работы с «мобилизованной» агентурой выделялось 10 конспиративных квартир Львовского УНКГБ. В районе проведения мероприятия выставлялись скрытые посты наружной разведки и открытые милицейские посты. В число «гостей собора» вводились штатные сотрудники наружного наблюдения во главе с заместителем начальника Оперативного отдела НКГБ УССР подполковником Мишаковым. К 23 февраля Прокуратура УССР должна была опубликовать материалы «о составе преступлений» И.Слепого и других иерархов 25 января 1946 г. генерал-полковник В.Меркулов сообщил: «разрешение на проведение собора греко-католической церкви во Львове получено». Наркоматом финансов СССР на него выделено 400 тыс. рублей (75 тыс. предназначались на поощрение агентуры). Целевое финансирование возлагалось на Украинский Экзархат РПЦ. Датой проведения собора устанавливалась «неделя православия» (до 10 марта 1946 г.). Глава НКГБ СССР требовал, чтобы не менее 60-70% делегатов представляли надежную агентуру, а С.Карина «по известным соображениям» предлагалось временно от работы с агентурой Тропами «оперативных игр» ...Начало карьеры С.Карина-Даниленко было связано со сложными, рискованными мероприятиями - оперативными играми. Старшие коллеги-чекисты обучали Сергея линии поведения на допросах, посвящали в нюансы ситуации в эмиграционной среде. В сентябре 1921 г. переправили в Польшу, и три недели он провел в беседах с самим главой ППШ атаманом Юрием Тютюнником. Польская контрразведка-«дефензива» не сумела разоблачить артистично, даже вызывающе исполнявшего ролевую игру агента ЧК. Чекист не только продвинул заготовленную дезинформацию, но и собрал сведения о готовящемся рейде генерал-хорунжего Василия Нельговского. Тютюнник, амбициям которого льстила информация об успехах повстанцев в Украине, сообщил Карину такие подробности своих боевых планов, что в штаб-квартире ВУЧК долго не могли поверить в истинность добытых сведений.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/17/hoc...

– Как вы думаете, реально ли преодоление великой схизмы 1054 года? – Хорошо известно, что основной причиной трагического разделения послужило различное понимание роли Римского епископа в Церкви. Хотя  Римская кафедра в Неразделенной Церкви всегда имела “первенство чести”, а глава Римско-Католической Церкви был “первым среди равных”, это никогда не означало, что власти Римского епископа должны были безоговорочно подчиняться другие Предстоятели Поместных Церквей или что голос Римской Церкви имел решающее значение в христианском мире. Дабы преодолеть разделение, необходимо прийти к взаимоприемлемому пониманию места Папы в жизни Церкви, а также разрешить ряд других богословских проблем. – Какие наибольшие трудности возникают у Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви на территории России? – Одной из наибольших трудностей, возникающих в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, является прозелетизм католиков  в отношении исконно православного населения на территории России и других стран СНГ, особенно среди детей православных по происхождению и крещению, которых в католических приютах пытаются приобщить к католическому богослужению. Другой проблемой является продолжающаяся напряженность в отношениях между православными и греко-католиками на Украине. Ситуация осложняется тем, что униаты пытаются любой ценой распространить свое влияние на православные юг и восток страны. Недавний перенос кафедры главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, несмотря на категорическое несогласие с этим всех Поместных Православных Церквей, ясно показал, что греко-католики не намерены отказываться от экспансии. Убежден: для того, чтобы отношения между нашими Церквами действительно улучшились, необходимо как можно скорее разрешить эти проблемы, серьезно осложняющие православно-католический диалог. Заявления Папы Бенедикта XVI о стремлении развить отношения с Православными Церквами вселяют надежду на то, что ситуация изменится в лучшую сторону.

http://pravmir.ru/u-bezduxovnogo-obshhes...

— Недавно многие газеты опубликовали сообщение о возможности Вашей встречи с Папой Бенедиктом XVI. Настаиваете ли Вы и дальше на том, чтобы сначала решить все спорные вопросы, так как в противном случае эта встреча не имеет смысла? — Да, я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то, по крайней мере, более энергично решать конфликтные вопросы. Средства массовой информации подчеркивают исключительно сенсационный аспект возможной встречи. Мне бы как раз очень не хотелось, чтобы ее эффект свелся только к ее сенсационности. Для того, чтобы она была действительно полезна для дальнейшего развития отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической, необходимо совместными усилиями радикально изменить к лучшему атмосферу этих отношений посредством урегулирования существующих между нами проблем. — Во времена бывшего Папы представители Ватикана часто говорили, что они не могут влиять на греко-католиков в Украине, которые захватывали православные храмы. Изменилась ли сейчас ситуация или все осталось по-старому? — Хотя украинские греко-католики всячески подчеркивают свою лояльность Римскому престолу, они вместе с тем настаивают на своей автономии. Когда в 1990 году была создана четырехсторонняя комиссия с участием Ватикана, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви и УГКЦ с целью урегулирования ситуации в Западной Украине, то греко-католики фактически сорвали ее работу. Мы предлагали совсем недавно возродить эту комиссию, но католическая сторона отнеслась к нашему предложению весьма прохладно. В ходе регулярных контактов с руководством Римско-Католической Церкви мы постоянно поднимаем вопрос о разрешении ситуации с православными храмами в Западной Украине. И Папа Римский, и главы ответственных ватиканских конгрегаций выражают понимание нашей озабоченности, однако проблема так и остается нерешенной. — В Австрии в Граце в 1997 году должна была состояться встреча русского Патриарха с Папой. За 10 дней до встречи из документа, который готовился к подписанию, в Ватикане вычеркнули часть о вреде прозелитизма и конфликте православных и униатов в Украине. С 90-х годов в более чем 200 российских городах открыты католические церкви. Стали ли ближе сейчас позиции Москвы и Ватикана, когда речь идет о прозелитизме, или все осталось без изменений?

http://patriarchia.ru/db/text/1986268.ht...

Последним институтом, соединявшим митрополита и епископов с низшим духовенством, были наместники и протопопы – те, кто контролировал функционирование группы приходов данной епархии. Они имели и определенную судебно-дисциплинарную власть над приходскими священниками. Православные братства Влиятельность православных братств и их активное участие в управлении церковью – отличительная черта истории украинско-белорусского православия. В их истории явственно различаются два периода: до и после получения Львовским братством устава от патриарха Иоакима в 1586 г. По своим функциям и весу в общественной жизни после 1586 г. они совершенно не похожи на католические церковные братства 118 . В историографии нет единого мнения о происхождении украинско-белорусских православных братств. По мнению А. Папкова , они генетически восходят к древнерусским братчинам, которые он характеризует как православные церковные союзы при приходских храмах. Братчины заботились о нуждах приходского храма и тех, кто при нем ютился, имели право примирительного суда, устраивали общие трапезы в дни больших церковных праздников и существовали в Древней Руси по крайней мере с XII в. Однако в Северо-Восточной Руси они не получили развития, а в украинско-белорусских землях в силу специфики местных условий получили распространение и стали играть очень весомую роль в общественно-церковной жизни 119 . На их основе выросли украинско-белорусские братства, которые стали формой прямого участия мирян в управлении церковью, а в конце XVI в. были наделены несравненно более широкими правами, чем братства в католической церкви 120 . В конце XVI – первой четверти XVII в. роль Виленского и Львовского братств в церковно-политической борьбе была особенно велика. На соборах они были представлены специальными и весьма многочисленными делегациями. Поэтому понять генезис Брестской унии и греко-католической церкви без учета роли братств совершенно невозможно. Институт патроната Едва ли не главная особенность истории православия в украинско-белорусских землях в XV–XVI вв. состоит в том, что церковная жизнь регулировалась не только духовенством, но и светскими лицами: королем, его официальными представителями, отдельными светскими землевладельцами, горожанами. Это выразилось в распространении в украинско-белорусских землях так называемого права патроната в отношении церкви и ее имущества. Институт этот всегда привлекал внимание историков, а в недавнее время он стал предметом сравнительно-исторического изучения в книге Б.Н. Флори, который сопоставил право патроната в Великом княжестве Литовском с аналогичными институтами в раннесредневековой Чехии, Польше и в России XIV–XVI вв. Выяснилось, что институт государственного патроната над церковью был «реликтом раннефеодальной системы» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Первый сигнал, дошедший из Ватикана, прозвучал весьма тревожно. Предсказать то, что «украинский вопрос» в очередной раз может стать камнем преткновения на пути православно-католического диалога, особого труда не составляло. Недавно на нашем сайте была опубликована статья, в которой шла речь о так называемом стихийном, то есть не управляемом из Ватикана католическом прозелитизме на Украине. В этой публикации отмечалось, в частности, что католический прозелитизм в этой стране сегодня развивается, может быть, и без деятельной поддержки Ватикана, но с его молчаливого согласия. Однако Ватикан, старавшийся в последнее время украинские проблемы не ворошить, вдруг громко и весьма пафосно высказался в поддержку УГКЦ. Остается догадываться, случайно или нет 23 июня, на следующий день после встречи митрополита Кирилла и кардинала Каспера, на сайте католического информационного агентства Zenit  появился призыв Папы Бенедикта XV поддержать греко-католиков Украины. Папа обратился с этим призывом на встрече с участниками Генеральной ассамблеи организаций, осуществляющих помощь Восточным Церквам. Бенедикт XV считает, что католикам Украины необходимо оказать поддержку в деле налаживания отношений с православными. «В эти дни вам необходимо изучить истинную ситуацию вокруг Греко-католической церкви Украины», — сказал Папа участникам встречи, среди которых были префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Игнатий Муса Дауд и глава УГКЦ Любомир Гузар. По словам Бенедикта XV, развитие УГКЦ после падения коммунистического режима «дает надежду на то, что древнее и благородное духовное наследство, которое греко-католики берегут, позволит внести неоценимый вклад в прогресс всего украинского народа». «Поэтому я говорю вам: поддержите их экклезиологический путь», — заявил Папа и призвал оказывать содействие примирению и дружбе между христианами Украины. Если верны предположения о том, что эти высказывания Бенедикта XV являются своеобразным ответом на заявления представителей Русской Церкви, сделанные в ходе и после встречи с кардиналом Каспером, то вряд ли объявленная Ватиканом «новая эра» в развитии православно-католических отношений начнется в ближайшем будущем.

http://patriarchia.ru/db/text/26632.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010