В совр. Луганской обл. католич. церкви впервые появились в г. Кадиевка (ныне Стаханов) в 1896 г. и в Луганске в 1902 г. В 20-х гг. XX в. оба храма были закрыты и разрушены. В 1992 г. в Луганске получила регистрацию католич. община, открывшая в 1994 г. храм в честь Успения Богородицы. Первая в Донбассе община католиков вост. обряда была организована в 1918-1919 гг. в с. Н. Богдановка. Она состояла из прихожан бывш. единоверческой (см. Единоверие ) общины в честь Казанской иконы Божией Матери, настоятель которой, иером. Потапий (Емельянов), в июне 1918 г. перешел в унию, в подчинение Леонида Фёдорова . В 1920 г. община получила регистрацию, в мае 1923 г. ей передали Казанско-Богородичный храм, отнятый у единоверческой общины РПЦ. В 1927 г. Потапий был сослан, после чего община самоликвидировалась. Большие группы греко-католиков прибыли в Луганскую обл. в 1945-1947 гг. в ходе переселения неск. тысяч галичан, в основном из Зап. Галичины (Лемковщины и Перемышльщины). Подпольная группа греко-католиков, которую окормлял освободившийся из заключения униат. священник, в 50-х гг. XX в. существовала в с. Урало-Кавказ Краснодонского р-на. 20 авг. 1992 г. был зарегистрирован приход Украинской греко-католической Церкви во имя Христа Царя в Луганске (в 2000 устроен храм), в 1993 г. был создан Петропавловский приход в г. Красный Луч. В 2011 г. зарегистрированы общины Милосердия Божия в Антраците, Успения Богородицы в Северодонецке, в 2013 г. зарегистрирован Рождество-Богородичный приход в г. Кременная. Все они вошли в образованный в 2002 г. Донецко-Харьковский экзархат УГКЦ. На 2014 г. в Луганской обл. насчитывалось 5 зарегистрированных общин УГКЦ. Архиереи Иоанникий (Кобзев; 6 сент. 1991 - 20 июля 2012; первоначально в сане епископа, с 7 апр. 1993 в сане архиепископа, с 19 июня 2002 в сане митрополита); митр. Митрофан (Юрчук; с 20 июля 2012 в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита - 17 авг. 2021); митр. Пантелеимон (Поворознюк; с 17 авг. 2021). Монастыри Действующие: Иоанна Предтечи (мужской, в с. Чугинка Станично-Луганского р-на, основан в 2007), Староайдарская община в честь Иверской иконы Божией Матери (женская, в с. Ст. Айдар Станично-Луганского р-на, основана в 2008), Ольги, святой великой княжны (женский, в Луганске, основан в 2013), Хорошевский в честь Вознесения Господня (мужской, в с. Хорошем Славяносербского р-на, основан в 2013), Рождества Пресв. Богородицы (женский, в с. Красный Деркул Станично-Луганского р-на, основан в 2015).

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Львовский церковный Собор греко-католич. духовенства проходил в кафедральном соборе св. Георгия 8-10 марта 1946 г. В нем участвовало 216 священнослужителей и 19 мирян. В числе делегатов были епископы Михаил и Антоний. Председательствовал прот. Гавриил Костельник. РПЦ на Соборе представляли митр. Иоанн (Соколов), а также почетные гости: М. и прот. Константин Ружицкий , управляющий делами Киевского Экзархата, выступивший на Соборе с докладом «Русская Православная Церковь в ее борьбе за Святое Православие». М. в своем слове провел параллель между Торжеством Православия после Вселенского VII Собора и «нынешним торжеством». 9 марта под рук. М. был совершен чин воссоединения делегатов от греко-католич. духовенства. Собор принял постановление о ликвидации Брестской унии. От имени Собора были направлены обращения к Сталину и Хрущёву, телеграмма председателю президиума Верховного Совета УССР М. С. Гречухе, обращения к К-польскому патриарху Максиму V и «духовенству и верным греко-католической Церкви в западных областях Украины». Также было направлено послание патриарху Алексию, в тот же день был получен его ответ - грамота на рус. языке, к-рая была зачитана М. перед Собором в переводе на укр. язык. В неделю Торжества Православия была отслужена литургия и зачитан соборный акт. 5 апр. 1946 г. прот. Гавриил Костельник и епископы Михаил (Мельник) и Антоний (Пельвецкий) прибыли в Москву, где были приняты патриархом Алексием, а затем Карповым. Костельника патриарх наградил саном протопресвитера (Поïздка npeзuдiï Льbibcьkoro собору до i до bichuk. Льbib, 1946. 4. С. 7-11). Согласно опубликованной Б. И. Боцюрковым докладной записке первого секретаря Львовского обкома компартии И. С. Грушецкого от 30 марта 1946 г. на имя Хрущёва, прот. Гавриил Костельник явно переоценивал свое влияние: «Костельник считает епископа Макария «блаженным дураком», человеком недалеким и ограниченным: «Моя функция,- утверждает Костельник,- теперь влиять через Макария на... положение духовенства и церкви»» (ГАЛО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 439. Л. 15). 20 сент. 1948 г. протопр. Гавриил Костельник был убит во Львове. Руководствуясь официальной версией властей, М. обвинил в этом убийцу, «подосланного Ватиканом и украинско-немецкими националистическими элементами». М. возглавил чин отпевания и произнес речь на могиле Костельника, «истинного борца за Святое Православие, мужественно поднявшего священное знамя борьбы против Ватикана» (Соболезнование. 1948).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

обряда. 8 февр. 1931 г. Чарнецкий был хиротонисан в Риме с титулом «епископ Лебедийский» (Lebediensis). Он не подчинялся главе греко-католиков в Галичине митр. А. Шептицкому и координировал свои действия с епархиальными римско-католич. архиереями, прежде всего с Луцким еп. Шелёнжеком, по приглашению к-рого прибыл на Волынь. Вначале предполагалось, что резиденция и кафедра Чарнецкого будут находиться в Дубно, но польск. власти это предложение не поддержали ввиду близости Дубно к Галичине, и Чарнецкий остался в Ковеле. Вторая Пинская униат. конференция (1-3 сент. 1931) приняла постановление, предусматривавшее использование в проповедях и богослужении родного для униатов данной местности языка (в Волынском и Пинском воеводствах - украинского, в Новогрудском и Белостокском - белорусского, в Виленском - литовского). Эта резолюция была задумана как компромисс между сторонниками латинизации вост. обряда и сторонниками придания неоунии национального характера, но без украинизации. 22 окт. 1928 г. при участии еп. Шелёнжека состоялось открытие в Дубно учебного заведения для неоуниат. духовенства - «филиальной семинарии», или «восточного отделения» Луцкой высшей семинарии. Филиал выпустил за 4 года своего существования (1928-1932) всего 7 чел. Фактически это были курсы для подготовки из римско-католич. клириков священников-биритуалистов. Летом 1931 г. при Луцкой римско-католич. семинарии начал работу «Институт переподготовки обращенных к католической Церкви схизматических клириков» (просуществовал по меньшей мере до 1934), его деятельность также не была успешной. В силу этих обстоятельств было решено реформировать «филиальную семинарию», к-рую передали в распоряжение иезуитов вост. обряда, прибывших из основанного в 1925 г. иезуитского мон-ря в дер. Альбертин , ставшего главным центром пропаганды унии. В 1931 г. при бывшем бернардинском мон-ре в Дубно иезуиты обустроили неоуниат. Покровский храм, тогда же настоятель Альбертинского мон-ря игум. Петр Буржак переехал в Дубно, где приступил к реформированию «филиальной семинарии» в самостоятельное учебное заведение.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

С изменением политической ситуации в кон. 80-х гг. ХХ в. униат. Церковь вышла из подполья и, получив легальный статус, при попустительстве, а затем и поддержке местных властей развернула агрессивную кампанию по захвату правосл. храмов. При этом на совместных переговорах в марте 1990 г. офиц. представителей Ватикана, УГКЦ, Московского Патриархата и Украинского Экзархата РПЦ униаты отказались от раздела храмов между конфессиями по результатам соотношения православных и греко-католиков в каждом приходе, заявив о якобы незаконной смене принадлежности этих храмов после 1946 г. В результате большинство храмов на Зап. Украине было захвачено униатами, а правосл. епархии подверглись разгрому. Тем не менее даже в условиях насильственного рецидива унии греко-католич. Церковь не сумела вернуть себе в Галиции доминирование над Православием, каким униаты пользовались до 1946 г. В наст. время, напр. во Львовской обл., приходы УГКЦ составляют лишь немногим более половины всех зарегистрированных религ. орг-ций, что является несомненным результатом Л. С. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 29, 32, 33; Оп. 3. Д. 5, 8, 16, 29; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 313; Ф. 83. Оп. 3. Д. 128; Архив Президента РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 9; Архив СБУ. Ф. 16. Оп. 7. Д. 4; ЛОГА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 71, 212, 230, 439; Архив КДА. Архив Костельника. Т. 1. Д. 12, 14, 25. Т. 6. Д. 41, 51, 54, 60, 68, 74. Ист.: Дiяhhя Собору Греко-католицькоï Церкви 8-10 березня 1946 року: Вид. Npeзiдiï Собору. Льbib, 1946; Львовский Церковный Собор: Док-ты и мат-лы, 1946-1981. М., 1982; Льbibcьkuй Церковний Собор: Док-ти й мamepiaлu. К., 1984; Лikbiдaцiя УГКЦ (1939-1946): Док-ти радянських oprahib державноï безпеки. К., 2006. Т. 1. Т. 2; Хресною дорогою: Фyhkцiohybahhя i спроби лikbiдaцiï Украïнськоï Греко-Католицькоï Церкви в умовах СРСР у 1939-1941 та 1944-1946 роках: Збipka дok-mib i мam-лib. Льbib, 2006; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. М., 2009. Т. 1. Лит.: Ружицкий К., прот.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Церкви существуют, и униатизм является историческим фактом. Поэтому Православные Церкви не делают исчезновение Восточных католических Церквей предварительным условием для продолжения диалога. В то же время, для продолжения его, они просят, чтобы принципы, породившие эти Церкви, были недвусмысленным образом отринуты» (п. 2). «Заявление» указывало, что В. к. Ц. «находятся в ненормальном экклезиологическом положении, к-рое несовместимо с экклезиологией неразделенной Церкви» (п. 4), т. е. «создание и организация Восточных католических Церквей, как и прочие ненормальные ситуации, противоречат фундаментальному экклезиологическому принципу, согласно к-рому в определенном месте может быть только одна Поместная Церковь и один епископ», и предполагают «концепцию вселенской юрисдикции Римского епископа, к-рая неприемлема для православной экклезиологии» (п. 6). Данное «Заявление» вызвало негативную реакцию со стороны представителей В. к. Ц. На 8-й пленарной сессии комиссии, прошедшей 9-19 июля 2000 г. в Эмитсберге (США), католич. делегация отказалась признать «ненормальным» церковное положение В. к. Ц., и итоговый совместный документ по этому вопросу не был принят, комиссия ограничилась решением о необходимости дальнейшего изучения проблемы В. к. Ц. как канонических и экклезиологических последствий униатства, являющегося препятствием к продолжению диалога. Со стороны РПЦ негативное отношение к унии, результатом к-рой являются В. к. Ц., усугубляется конфликтом между православными и греко-католиками на Зап. Украине, сопровождающимся настойчивыми попытками иерархов Украинской греко-католической Церкви добиться для нее от Ватикана статуса патриархата. Арх.: ЦНЦ ПЭ. Ф. ОВЦС. Оп. «S. Congregazione per le Chiese Orientali». Д. 1, 2. Ист.: Codex canonum Ecclesiarum Orientalium. Vat., 1990; Униатство как метод объединения в прошлом и поиск полного общения в настоящем: Баламанд (Ливан), 1993//ЖМП. 1997. 12. С. 30-34; Декрет о Восточных католич. Церквах (Orientalium Ecclesiarum)//Док-ты II Ватиканского Собора.

http://pravenc.ru/text/155376.html

первыми в марте 1988 г. были открыты храмы в селах Калиновка и Кохановка Яворовского р-на, пос. Пониква Бродовского р-на, селах Тучном Перемышлянского р-на, Тухолька Сколевского р-на, Сторона Дрогобычского р-на, в областном г. Червоноград. В Тернопольской обл. первыми были переданы и получили регистрацию в июле 1988 г. храмы в селах Трудолюбовка Монастырисского р-на, Пороховая Бучачского р-на, Садки Залещицкого р-на, Миловцы Чортковского р-на, Саджевка Гусятинского р-на. В связи с увеличением числа приходов определением Синода от 19 июля 1988 г. на кафедру епископом Кременецким и викарием Львовско-Тернопольской епархии назначен наместник Почаевской лавры архим. Марк (Петровцы) . 28 июля состоялось его рукоположение. 28 дек. 1988 г. образована самостоятельная Тернопольская епархия, выделенная из Л. е. На нач. 1989 г. во Львовско-Тернопольской епархии насчитывалось 1270 приходов, из них 702 во Львовской обл. и 568 в Тернопольской обл. 1990-2016 гг. С кон 80-х гг. ХХ в. в Галиции началось восстановление легальных структур униат. Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ), сопровождающееся жестокой агрессией по отношению к правосл. общинам. Первые акции униатов имели место в 1987-1988 гг., после того как 4 авг. 1987 г. трое эмигрантских епископов УГКЦ выступили с заявлением о выходе униатов из подполья. Началось массовое распространение греко-католич. богослужебных книг и пропагандистской лит-ры (часть книг тайно печаталась в римско-католич. мон-ре в Вильнюсе). Первым из правосл. священников Львовской обл. о переходе в УГКЦ заявил 5 мая 1989 г. свящ. Михаил Низкогуз, настоятель храма в пос. Ст. Соль Старосамборского р-на, его примеру последовали клирики в нек-рых др. селах. 17 сент. 1989 г. Комитет защиты УГКЦ провел во Львове манифестацию и шествие по случаю 50-летия присоединения Галиции к СССР, в них участвовали десятки тыс. чел., уже 8 окт. Синод УГКЦ в Риме заявил о необходимости скорейшей легализации УГКЦ и возвращения ей утраченной собственности. Эти события послужили сигналом к началу кампании по захвату бывш.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

В 2005 г. на Зап. Украине действовали 3 епархии канонической правосл. Церкви: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская (все они сильно пострадали от нападений униатов и раскольников в 90-х гг. XX в.). Неканоническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) имеет в регионе 3 епархии: Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую,- в к-рых, по сведениям УАПЦ, сосредоточено 70% всех ее приходов, действует семинария в Ивано-Франковске. Раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) открыла в регионе 6 кафедр: Ивано-Франковскую и Галичскую, Коломыйско-Косовскую (Ивано-Франковская обл.), Дрогобычско-Самборскую, Львовско-Сокальскую (Львовская обл.), Тернопольско-Бучачскую, Тернопольско-Кременецкую (Тернопольская обл.). На галицких землях сосредоточено почти 90% приходов Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), принадлежащих к Львовской архиепархии, Ивано-Франковской, Коломыйско-Черновицкой, Самборско-Дрогобычской, Тернопольско-Зборовской епархиям. Католич. Церковь располагает на Зап. Украине Львовской архидиецезией, в юрисдикции к-рой находится ок. 250 общин; во Львове, являющемся центром католич. Церкви на Украине, действует семинария. Там же находится центр Армянской Апостольской Церкви на Украине, в к-рую входит 20 общин. Ист.: Наумович И. Г. Апелляция к папе Льву XIII: Пер. с лат. СПб., 1883; Талергофский альм.: Пропамятная кн. австр. жестокостей, изуверств и насилий над карпато-рус. народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Львов, 1924-1932. 4 вып.; То же, изм. загл.: Военные преступления Габсбургской монархии 1914-1917 гг./Ред. П. С. Гардый. Trumbull (Conn.), 1964. Кн. 1: Галицкая Голгофа. Лит.: Головацкий Я. Ф. О первом лит.-умственном движении русинов в Галиции со времен австр. владения в той земле. Львов, 1865; Worobkiewicz E. E. Ein historisches Gedenkbüchlein anlässlich der nahebevorstehenden Grundsteinlegung unter die neuzuerbauende Orthodoxorientalische Kirche in Lemberg. Lemberg, 1896; Вульфсон Э. С. Галиция до Великой европейской войны. М., 1915; Зaxiдha Украïна: Зб. ст. К., 1940; Бендасюк С. Ю. Православна св. Гeopribcьka церква у Льbobi: Icmop. bichuk: Правосл. журн. Льbib, 1946. 5. С. 10-21; i Я. Д. Братства та ïх роль в розвитку укр. культури XVI-XVIII ст. К., 1966; Ваврик В. Р. Кр. очерк галицко-рус. письменности. Лувен (Бельгия), 1973; он же. Терезин и Талергоф. М., 2001; Magocsi P. R. Galicia: a Hism. Survey and Bibliogr. Guide. Toronto, 1983; Добош О. , прот. Yhiя на Ykpaïhi, bik XX. Кам " яheць-Noдiльckuй, 1996; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в 1989-1997 гг. М., 1998; Бахтурина А. Ю. Политика Российской империи в Вост. Галиции в годы первой мировой войны. М., 2000; Пашаева Н. М. Очерки истории рус. движения в Галичине, XIX-XX вв. М., 2001; она же. Немного об унии в Галичине: Глазами светского историка. М., 2003; Щёголев С. Н. История «украинского» сепаратизма. М., 2004п.

http://pravenc.ru/text/161541.html

населения в Польше. К маю 1952 г., ссылаясь на требования митр. Николая (Ярушевича) и Московского Патриархата, М. внес предложение открыть 50 православных приходов в зап. районах Польши. На рубеже 1952 и 1953 гг. были устроены правосл. приходы не менее чем в 10 городах, в т. ч. осваивались пустовавшие протестант. нем. церкви, а с 1957 г. также брошенные после 1947 г. церкви и др. объекты, принадлежавшие ранее греко-католикам. Открытие новых приходов было неотделимо от деятельности по присоединению греко-католиков к правосл. Церкви. М. проводил миссионерскую деятельность среди украинцев и русинов греко-католич. вероисповедания. М. не являлся сторонником использования польск., укр. и белорус. языков как в издательской, так и в богослужебной деятельности, назначал на приходы, где преобладали украинцы, священнослужителей, не владевших укр. языком, опасаясь обвинений в потворстве укр. национализму. Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. М. предпринимал шаги, направленные на поддержку правосл. украинцев. Так, в 1956 г. под рук. М. «для надлежащей подготовки воспитанников семинарии к будущей пастырской работе между украинским населением» была введена новая учебная программа для Варшавской ДС, к-рая включала изучение укр. языка. Усилия М. по присоединению униатов к Православию польские власти признали недостаточными, обвинив его в нежелании разрабатывать «конкретный план действий» и активизировать «политическую работу». В Управлении по делам религий также полагали, что М. не удалось завоевать ни авторитет у епископов и духовенства, ни симпатии верующих ( Mironowicz. 2005. S. 260). Причинами недовольства М. могли стать общий курс польских властей на постепенное вытеснение советских граждан из руководства (М., не являвшийся гражданином Польши, воспринимался как ставленник Москвы), а также его нежелание активно сотрудничать с властями. С 1957 г. польск. власти готовились сместить М. с церковного руководства и заменить его священнослужителем, имеющим польское гражданство или служившим в Польской Церкви до второй мировой войны и находившимся в эмиграции.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

св. Никиты в с. Костомлоты, Польша. Фотография. Нач. XXI в. Жертвой нем. оккупантов стал видный деятель неоуниат. движения иезуит А. Неманцевич. 17 окт. 1940 г. по указу Шептицкого он был назначен экзархом греко-католич. Церкви для Белоруссии и Прибалтики, хотя в действительности имел власть лишь над несколькими западнобелорус. приходами. Неманцевич, живший в мон-ре в Альбертине, 4 июля 1942 г. был арестован гестапо за активную деятельность (по др. данным, за сотрудничество с польск. антифашистским подпольем). 6 янв. 1943 г. он умер в тюрьме СД в Минске. Неоуниат. клирики неоднократно подвергались нападениям укр. националистов. В 1943 г. были разгромлены неск. неоуниат. храмов, бойцы Украинской повстанческой армии (УПА) Орг-ции украинских националистов (ОУН) убили неоуниат. клириков: настоятеля мон-ря капуцинов вост. обряда в Любешове иеромонаха поляка Кассиана Чеховича, белорусов Никиту Курдыбанского (с. Тутовичи Владимирецкого (ныне Сарненского) р-на Ровенской обл.) и Серафима Яросевича (сожжен в с. Жабче вместе с храмом). Курдыбановский и Яросевич ранее были иеромонахами в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре , перешли в католицизм, были рукоположены Луцким католич. еп. А. П. Шелёнжеком во пресвитеров. При неизвестных обстоятельствах погибли настоятель прихода в с. Заставье Корецкого р-на Иосиф Гадуцевич, арестованный в июле 1943 г. немцами, а также игум. Нифонт Медведь из с. Жджары (ныне с. Заставное Иваничевского р-на Волынской обл.), погибший в 1941 г. (В кон. 20-х гг. XX в. Медведь участвовал в насильственных действиях по отношению к православным; так, в 1928 в с. Жабче при поддержке польск. полиции он захватил правосл. храм и выгнал оттуда священника.) Почти все неоуниат. общины, кроме смешанного украинско-белорус. прихода во имя св. Никиты в с. Костомлоты (Польша), прекратили существование в 1946-1947 гг. На Холмщине ликвидация униат. приходов произошла в ходе операции «Висла», сопровождавшейся выселением местных жителей-украинцев. В западноукр.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Георгия. Собор начался молебном о ниспослании Святого Духа, после чего прот. Г. Костельник занял место председателя, объявил Собор официально открытым и огласил порядок его работы. Затем слово было предоставлено еп. Антонию (Пельвецкому). Он посвятил свой доклад деятельности Инициативной группы с момента ее создания и до начала Собора, созванного для того, чтобы «в новых условиях нашей государственной жизни, когда украинский народ соединился, пересмотреть постановления Брестского собора 1596 г. и решить вопрос нашего воссоединения с Православной Церковью». Во время доклада еп. Антония в зал заседаний прибыли представители Московского Патриархата - епископы Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк) и Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук), а также управляющий делами патриаршего экзарха Украины прот. К. Ружицкий. Затем с докладом «О мотивах воссоединения Греко-Католической церкви с Русской Православной Церковью» к Собору обратился прот. Г. Костельник. Он дал развернутый обзор истории унии, «которая внесла кровавый раздор в наш народ и стала орудием уничтожения его», подверг критике догматы Римско-католической Церкви как ошибочные и несовершенные в сравнении с догматами правосл. Церкви. В конце выступления прот. Г. Костельник предложил, чтобы «наш Собор ликвидировал постановления Брестского собора 1596 года, отрекся от Рима и унии с Римом, возвратился к Святой Православной Церкви». «Предлагаю,- сказал он в заключение,- просить Его Святейшество Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, принять нас в состав Всерусской Православной Церкви». В ходе дискуссии о программных предложениях было заслушано 12 выступлений представителей греко-католич. клира и мирян. Большинство выступавших полностью поддержали предложения о немедленном расторжении унии и воссоединении с РПЦ. С возражениями выступил только свящ. В. П. Лесюк, к-рый высказался за то, чтобы отложить объединение на время, «подождать выносить поспешное решение». Это предложение не нашло поддержки у др. делегатов. В конце дискуссии прот.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010