При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О православной трапезе на всякий день года Как проводить праздничные и воскресные дни Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда. К первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до Вознесения Господня. Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие - Богородичными. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы. К великим недвунадесятым праздникам относятся дни Покрова Богородицы, Обрезания Господня, рождество Иоанна Предтечи, день Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Кроме праздников общих, торжественно отправляемых всей Православной Церковью, имеются местные и храмовые праздники, совершаемые с особой торжественностью в некоторых местах и храмах. Это дни, ознаменованные явлениями особого Промысла Божия, дни освящения храмов, дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящены храмы. День воскресный заменил ветхозаветное празднование субботы. Первый день седмицы, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, Церковь посвящает воспоминанию славного воскресения. В постановлениях апостольских заповедуется: " Шесть дней делать, а в неделю, то есть в день воскресный, упраздняться в церковь, поучения ради " . Воскресный день, еженедельно со времени воскресения Христова празднуемый Церковью, есть высокий христианский праздник. Игнатий Богоносец называл день воскресный царем и владыкою всех дней. Соборные правила гласят, что если кто, не имея настоятельной нужды или препятствий, в продолжение трех седмиц не посетит в воскресные дни церковное собрание или ради мнимого подвижничества постится в воскресный день, тот да будет удален от сообщения с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

прот. Пётр Перекрестов Часть II. Слова и проповеди Святителя Иоанна Православное богословие Святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Несколько лет назад одна игуменья Русской Зарубежной Церкви, женщина праведной жизни, говорила поучение в храме обители в день престольного праздника, на Успение Пресвятой Богородицы. Она слезно умоляла сестер и паломников, собравшихся на праздник, всецело и безоговорочно принимать то учение, которое Святая Церковь нам передает, которое она с таким тщанием блюла в течение всех веков, и не выбирать для себя, что в нем «важно», а что «второстепенно»,– ведь считая себя мудрее Священного Предания, можно и совсем его утерять. Итак, когда Церковь повествует нам в своих песнопениях и через святые иконы, что святые апостолы чудесным образом собрались со всех концов вселенной, чтобы присутствовать при успении и погребении Пресвятой Богородицы, мы, будучи православными христианами, не свободны отрицать или перетолковывать это, но должны верить церковному Преданию просто и чистосердечно. Молодой американец, принявший Православие и выучивший русский язык, присутствовал при этом поучении. Глядя на иконы, написанные в традиционном иконописном стиле, на которых апостолы изображены на тучах, несущих их к успению Божией Матери, он как раз сам задумывался над этим вопросом. Спрашивается, действительно ли мы должны понимать это как чудесное событие, или это просто «поэтическое» объяснение того, как собрались все апостолы к этому событию, или, может, даже некое оригинальное «идеализированное» изображение вообще не состоявшегося события? (Таковы на самом деле вопросы, занимающие некоторых современных «православных богословов».) Слова праведной игуменьи глубоко поразили молодого американца-неофита, и ему стало ясно, что есть нечто более глубокое в восприятии и понимании Православия, чем то, что открывают нам наш ум и наши чувства. В то мгновение православное Предание предстало ему не книгами, а живым сосудом, наполненным этим учением и преданием, и необходимо было воспринимать его не умом только или чувствами, но прежде всего сердцем, которое таким образом и начало глубже проникаться Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  4.7 из  5) Предыдущий Следующий 76. Предпраздничные посты Какой длительности должны быть посты перед праздниками? Являются ли Великий или Петров пост предпраздничными? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В продолжение начатой прошлый раз темы сегодня поговорим о предпраздничных постах, к которым традиционно относятся четыре известных нам многодневных поста, установившихся к концу четвертого столетия, почти во всех поместных Церквах. Считается, что их главное назначение готовить нас к воспоминанию важнейших событий Божиего домостроительства о нас: к Рождеству Христову, Пасхе, Успению Божией Матери… С этим я спорить не буду, но в связи с этим у меня (да и не только у меня, наверное) возникает вопрос: А почему только к этим праздникам? У нас что, больше нет других, относящихся к домостроительству нашего спасения? Или событие Рождества Богородицы менее важно, чем Ее Успение? И еще, если посты перед указанными праздниками – это формат их почитания, то почему день памяти апостолов Петра и Павла предваряется длительным постом (бывает даже более 40 дней), а дни памяти Иоанна Богослова (9 окт. по н.ст.) или апостола Иакова, брата Господня (9 нояб. по н.ст.) вообще никаким постом не отмечаются? Я уже не говорю про Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (которое вспоминается 7 июля по н.ст.)! Они, что меньше заслуживают? Но и это еще не все! Если уж таким образом необходимо почитать святых, то почему пост перед днем празднования апостолов БОЛЬШЕ ПО ВРЕМЕНИ, чем пост перед праздником Богоматери? Она что, тоже меньше заслуживает, чем те, один из которых отрекался от Христа, а другой был гонителем Церкви? Согласитесь — это, по меньшей мере, выглядит как-то несправедливо. На самом деле все известные нам уставные посты имеют разные предназначения. Сначала у христиан был лишь один обязательный для всех предпраздничный пост, предшествоваший Пасхе. Прочие посты тогда были произвольными как по времени, так и по назначениям.

http://azbyka.ru/video/76-predprazdnichn...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 2  голоса:  5.0 из  5) Многие из нас читали дивную книгу чудес и знамений — Святое Евангелие, где повествуется о рождении в мире Мессии и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Его жизни и крестной смерти ради искупления рода человеческого от греха и погибели через победоносное, светлое и радостное Воскресение из мертвых. Русский поэт И. С. Никитин писал о Евангелие: Здесь все в чудно сжатой картине Представлено Духом Святым: И мир, существующий ныне, И Бог, управляющий им, И сущего в мире значенье, Причина и цель, и конец, И вечного Сына рожденье, И крест, и терновый венец. Как сладко читать эти строки, Читая, молиться в тиши, И плакать, и черпать уроки Из них для ума и души. Не все могут принять без сомнений подлинность событий этой Книги. Но когда мы отправляемся в паломническое путешествие по Святой Земле, то воочию убеждаемся, что Библейская история воплощена здесь, как в пятом Евангелие, которое нельзя прочитать, но можно увидеть, потрогать, почувствовать. Земля, камни, величественные храмы полны духа той эпохи. Когда ты прикасаешься к ним, то ощущаешь себя участником многовековой истории христианства. Святая Земля – земная родина Христа Спасителя. На этой земле исполнились Благовещение Пресвятой Богородице, Рождество Христово, Сретение и Крещение Господне, здесь Господь наш Иисус Христос жил, учил, творил чудеса, на Тайной Вечери в Сионской горнице установил спасительное таинство Святой Евхаристии, здесь Он был предан Иудою, претерпел Страдания, Распятие, Крестную смерть. Здесь же на Святой Земле было Его Славное Воскресение, Вознесение на Небеса и Сошествие Святого Духа на апостолов. На Святой Земле протекла жизнь Матери Божией, и было Ее славное Успение. Отсюда вышли на проповедь Святые Апостолы. Здесь пролилась кровь первых мучеников за Христа. Иными словами, Святая Земля – духовная родина всех христиан. Иерусалим во веки веков останется для нас Святым Градом, а Церковь Иерусалимская – Матерью всех Церквей.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

Торчино. Церковь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Ризоположенский храм на Старом поле /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:не позже 1720. Год утраты:Не установлен. (Разрушена) Адрес: Рязанская обл. Спасский район, село Торчино, в 1-ом километре от села. Координаты: 54.521657, 40.381535 Проезд:Близ с. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. (1 км по грунтовой дороге) либо 5 км от с. Федотьево по дороге частично асфальтированной, частично грунтовой. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме, построенном близ дер. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. относится к началу 17 века. «В писцовых книгах 1629 и 1630 г. значится в селе Федотьеве церковь Пречистой Богородицы Успение, деревянный верх, да теплая церковь великого чудотворца Николая деревянная, да у села на поле церковь Пречистой Богородицы Ризоположения деревянная, да придел мученицы Христовой Пятницы». Издревле в поле на этом пустынном месте, которое называют «Старое», строятся храмы для увековечения памяти о месте явления Феодотьевского образа Пресвятой Богородицы. Возводимые здесь храмы всегда освящают в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, так как именно на этот праздник 15 июля 1487 г. чудотворный образ Божией Матери был перенесен в Рязань. «А в церквах образы и свечи – строение попа Давыда, а иное приходных людей, а книги и ризы и колокола Феодорита архиепископа Рязанского и Муровского». Известно, что святитель Феодорит, особо почитавший Феодотьевскую икону Богородицы, не только передал в храм книги, ризы и колокола, но и в 1611 г. повелел изготовить с иконы 2 списка, «самыя верныя по величине, размеру и виду. С мыслью увековечить священную память о самом месте явления ея, одну из этих святых икон с подобающею честию препроводил в село Федотьево». «Вместо упоминаемой в писцовых книгах Ризоположенской церкви, находившейся первоначально в 5 верстах от с. Федотьева, близ деревни Ближнее Торчино – на месте явления Феодотьевской иконы в 1720 г. поставлена была новая в том же храмонаименовании с приделом Пятницким и в том же году была освящена по просьбе попов Карпа и Стефана, служивших при Успенской церкви в с. Федотьеве. В 1788 г. Ризоположенская церковь перенесена была в с. Федотьево и с того времени значится кладбищенской приписанной к церкви Успенской, куда в том же году из Ризоположенской церкви перенесена была и копия с явленной иконы Феодотьевской.

http://sobory.ru/article/?object=61649

Храмь Покрова Пресвятой Богородицы в г.Асунсьон ЖМП 4 апрель 2014 /  16 июня 2014 г. Южный крест В историческом центре столицы Республики Парагвай на улице Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон (в переводе с испанского — Успение Божией Матери) стоит русская православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы и привлекает внимание прохожих своим необычным стилем, в котором сочетается модерн и древняя псковская архитектура. Этот храм построен в 1927 году русскими эмигрантами. В прошлом году приход, который борется за выживание с момента открытия, отметил 85летие со дня освещения храма. В Асунсьон я прилетел почти два года назад, 13 апреля 2012 года. После 25-летнего отсутствия постоянного священника на приходе меня, клирика Белгородской епархии, командировали по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в распоряжение епископа Каракасского и Южно-Американского Иоанна (РПЦЗ) и направили в параг-вайскую столицу. И сразу же два противоположных чувства — радость пасхального богослужения, впервые совершенного за эти годы в сам день Святой Пасхи, и грусть от вида прихода, пришедшего в запустение: храм нуждался в ремонте и покраске, буйная тропическая зелень оккупировала территорию церкви. Но, главное, фактически не было христианской общины и совсем не было материальных средств, на которые приход можно было бы восстановить. В свое время я был направлен в миссионерскую командировку в Магаданскую епархию. За четыре года служения там я как нигде остро прочувствовал ту бездну страданий, которую претерпели русские люди, ощутил холодное дыхание Колымы и повидал человеческие кости, которые время от времени отмываются вместе с золотом. Как же после этого мне не понять священнослужителей и мирян того времени, оказавшихся в Южной Америке? Это люди, родившиеся и воспитанные в православной Российской империи и вынужденные эмигрировать из России после большевистского переворота. До конца жизни многие из них пронесли любовь к потерянной Родине и ненависть к коммунистической власти. Эти чувства сквозят и со страниц, сохранившихся в Асунсьоне в небольшой приходской библиотеке эмигрантских газет и журналов, издававшихся в том числе и в Южной Америке. Изучение своего прихода я начал с приходской летописи. Летопись

http://e-vestnik.ru/reports/yuzhnyy_kres...

Часть III Богословские труды, творения, проповеди Предисловие. Православное Богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Несколько лет тому назад одна Игумения Русской Зарубежной Церкви, женщина праведной жизни, говорила поучение в храме обители в день престольного праздника, на Успение Пресвятой Богородицы. Она слезно умоляла сестер и паломников, собравшихся на праздник, всецело и безоговорочно принимать то учение, которое Святая Церковь нам передает, которое Она с таким тщанием блюла в течение всех веков, и не выбирать для себя, что в нем «важно», а что «второстепенно»; ведь считая себя мудрее Священного Предания, можно и совсем его утерять. Итак, когда Церковь повествует нам в ее песнопениях и через святые иконы, что святые апостолы чудесным образом собрались со всех концов вселенной, чтобы присутствовать при Успении и Погребении Пресвятой Богородицы, мы, будучи православными христианами, несвободны отрицать или перетолковывать это, но должны верить церковному преданию просто и чистосердечно. Молодой американец, принявший православие и выучивший русский язык, присутствовал при этом поучении. Глядя на иконы, написанные в традиционном иконописном стиле, на которых апостолы изображены на тучах, несущих их к Успению Божией Матери, он как раз сам задумывался над этим вопросом. Спрашивалось, действительно ли мы должны понимать это как чудесное событие или это просто «поэтическое» объяснение собрания всех апостолов к этому событию, или может даже некое оригинальное «идеализированное» изображение вообще не состоявшегося события? (Таковы, на самом деле, вопросы, занимающие некоторых современных «православных богословов»). Слова праведной Игумении глубоко поразили молодого американца-неофита, и ему стало ясно, что есть нечто более глубокое в восприятии и понимании Православия, чем то, что открывает нам наш ум и наши чувства. В то мгновение православное предание передавалось ему не книгами, а живым сосудом, восполненным этим учением и преданием, и необходимо было воспринимать не умом только или чувствами, но прежде всего сердцем, которое таким образом и начало глубже проникаться Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Скачать epub pdf Предисловие Личность и писания византийского императора Мануила II Палеолога (1350–1425 г.) еще не были предметом специального изучения русской церковно-исторической науки. Правда, в историях Византии, написанных нашими знаменитыми византологами: у Васильева 1 , Георгиевского 2 и особенно у Успенского 3 , мы находим общия описания деятельности и эпохи императора Мануила. Этим все и ограничивается. Что касается многочисленных писаний ученого и благочестивого царя, то ни одно из них не было переведено ни на какой язык, кроме латинского, нам не удалось обнаружить ни одного из его сочинений в переводе на какой нибудь современный язык; так и в библиографическом обзоре русских патристических текстов, сделанном покойным архимандритом Киприаном (Керн) 4 не имеется русских переводов сочинений Императора Мануила. Западная церковно-историческая наука, имевшая большия возможности, в большей мере и оценила значение личности императора Мануила Палеолога и его писаний. Интерес к сочинениям сего ученого православного Монарха возник на Западе издавна. Итальянский монах 17-го века Ипполит Марачи (Maracci) сделал перевод на латинский язык двух его сочинений, посвященных Божией Матери: слово на Успение и молебный канон по поводу угрожавшей Константинополю опасности 5 . Фабриций (17 в.) в своей монументальной “Bibliotheca Graeca” приводит все известные ему сочинения царя Мануила 6 . Минь поместил целый ряд сочинений царя Мануила в 156-м томе греческой серии «Круга Патрологии», латинские переводы монаха Марачи, биографическия данные о царе Мануиле, а также выдержки из Фабриция. Легран издал 64 письма императора Мануила и греческий текст молебного канона Божией Матери 7 , который доселе был опубликован лишь в латинском переводе монаха Марачи. Мгр. Жюжи поместил греческий текст Слова на Успение (известный доселе также лишь в латинском переводе) в 16-м томе “Patrologia Orientalis”, присовокупив предисловие к сему 8 . Недавно были изданы два важнейших документа, относящихся к деятельности императора Мануила в Фессалониках в 1382–7 гг.: письмо его к Кавасиле и Речь к гражданам Фессалоники 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

79. В день Успения Божией Матери (о холере) Не бойся смерти, не страшись гроба, не ужасайся могилы между мертвецами; бойся того, что пред смертью бывает, до гроба производится, до могилы совершается; еще больше бойся того, что после смерти случится, что по ту сторону гроба с тобою встретится, что увидишь за могилою. В смерти нет страха, ибо страхи эти разогнал Сын Божий, который Сам лежал во гробе, и расторг утробу смерти. Во гробе не должен быть ужас, ибо в нем покоилась Царица небесная, которой всечестное Успение мы ныне празднуем. Одного боюсь: грехов моих, в жизни настоящей собранных в душе и теле; в уме, в памяти и в совести, и в сердце. Тления боюсь, ибо праведников тела не подлежат тлению; а грешников – отвратительны тела во гробе, – смрадны, нечисты и предаются тлению. Второй смерти боюсь, которая начинается вместе с содеянием смертного греха, наказывается проклятием Отца небесного на суде Божием и оканчивается вечною погибелью во аде. Вечная погибель, вечная тьма, вечная встреча с демонами, вечное мучение совести, терзание сердца, бичевание от бесов, угрызение от червей; самые страшные мучения, какие не бывают на земле. Вспомните только о жажде адской, для утушения которой евангельский богач просил хотя одной только капли воды. Капли воды – и никто не даст. Боже мой! Если на земле есть муки, которых не могли переносить и терпеливейшие некоторые из мучеников; если в жизни настоящей есть страдания такие, от которых многие умерли; то какой разум может помыслить, какое человеческое воображение представить то: какие будут муки во аде, и притом муки вечные? Так говорит Евангелие, так говорят все святые, так говорит Сам Бог чрез пророков и апостолов. Нет! не бойся смерти временной, телесной; не бойся сего гроба и помни, что в нем покоилась Царица небесная, в нем почивал три дня и три нощи Владыка неба и земли – Христос Господь. В настояние дни, когда гнев Божий носится над нашими головами, – меня одно ужасает: беспечность христиан. Итак, ты не хочешь прийти к источнику жизни; ты все еще думаешь и говоришь: „а вот меня смерть минет“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Успение в Тбилиси (ФОТО) Кажется, на Успение в старый тбилисский кафедральный собор Сиони собралась вся столица: представители прессы и творческой интеллигенции, ученые, политики и монахини… Народ стоит плотной стеной даже вокруг храма — большинство с молитвословами, готовятся ко Причастию. 29 августа, 2012 Кажется, на Успение в старый тбилисский кафедральный собор Сиони собралась вся столица: представители прессы и творческой интеллигенции, ученые, политики и монахини… Народ стоит плотной стеной даже вокруг храма — большинство с молитвословами, готовятся ко Причастию. На праздничную литургию грузины приходят семьями — причем женщины надевают самые красивые платья (и в большинстве своем благоразумно избегают каблуков) и повязывают красивые платки. Кажется, на Успение в старый тбилисский кафедральный собор Сиони собралась вся столица: представители прессы и творческой интеллигенции, ученые, политики и монахини… Народ стоит плотной стеной даже вокруг храма — большинство с молитвословами, готовятся ко Причастию. Литургию возглавляет Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия. Говорят, даже немногие не любящие его общественные и политические деятели опасаются публично критиковать Первоиерарха, чтобы не навлечь на себя народный гнев… По окончании службы Патриарх садится в машину. Охраны вокруг — всего несколько человек (не считая едущей впереди машины сопровождения), а окно автомобиля открыто. Люди протягивают руки к своему Предстоятелю — и многие удается получить его благословение. Встреча Святейшего Католикоса-Патриарха Илии Читайте также: Успение в Первом уделе Божией Матери (+ ФОТО + АУДИО) Юлия Маковейчук Мариамоба (Успение Пресвятой Богородицы) — один из наиболее широко отмечаемых православных торжеств в Грузии. Этот день объявлен государственным выходным, в честь него каждый год совершается амнистия (специальная комиссия, рассматривающая кандидатуры осужденных преступников для помилования, собирается несколькими днями ранее). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/uspenie-v-tbilisi-foto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010