Если мы чужие на празднике Рождества… Получается, мы на празднике родившегося Богомладенца – чужие? 6 января, 2014 Получается, мы на празднике родившегося Богомладенца – чужие? Четыре церковных праздника предваряются многодневными постами: Пасха, Рождество Христово, Успение Божией Матери и память свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Пост – не столько телесное, сколько душевное приготовление к празднику. Я бы сказал «медитативное», но очень уж это слово прочно вошло в оккультный контекст. Настолько, что вне его уже и не воспринимается. Между тем, латинское слово «meditatio» переводится именно как размышление. Безусловно, душевное приготовление предполагает и обуздание чувств, борьбу со страстьми и похотьми ,  среди которых одни лишь по точке опоры – телесные, а действуют все же в душе, а другие – душевные в  чистом виде, если так уместно говорить о порочной страсти. Однако обуздание чувств, истребление  страстей – это практическое приложение размышлений, их плод. Плод покаяния, потому что  размышления в посту – осмысление и переосмысление своей жизни, причем не только дел, не только  сказанного и подуманного, но и мотивов, по которым что-то в нас или с нами происходит. Поскольку многодневные посты предваряют конкретные праздники, то и размышления наши тоже, по  идее, должны быть ориентированы в том же направлении. Рождественская тема неисчерпаема для  размышлений. Не для благочестивых фантазий, а именно для размышлений. В чем разница? И где, по  каким признакам проводить разделительную черту? Да и возможно ли? Ведь размышление и  фантазирование обычно переплетаются. Верно, и все же разница есть. Слово φαντασα переводится как «воображение», причем имеется в виду воображение  нереального. Не то, чтобы неосуществимого, но не существующего и не существовавшего пока в  реальности, или если даже существовавшего, то представляемого на основании не собственного опыта, а опираясь на свое прочтение чужого опыта: воображаемого, желаемого, а быть может, даже и не  желаемого, но представляемого на основании пусть даже достоверной информации; фантазируемое –  конструкт нашего воображения, а не то самое явление или предмет, о котором речь (при этом не стоит  недооценивать реальность воображаемого в том смысле, что это, в отличие от реальности объективной – реальность конструируемая, иной раз, впрочем, влияющая на наше душевное и физическое состояние сильней, чем объективная).

http://pravmir.ru/prekup-razmyshleniya-p...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Мультипликатор не может быть атеистом " 15.09.2007 426 Мультфильмы Юрия Норштейна известны во всем мире. В 1984 году по результатам международного опроса его " Сказка сказок " была признана " лучшим анимационным фильмом всех времен и народов " . А в 2003 году на международном мультипликационном фестивале в Токио лучшим в истории анимационного кино был назван " Ежик в тумане " . В настоящее время Юрий Норштейн снимает мультфильм по повести Гоголя " Шинель " , над которым с большими перерывами работает уже более 20 лет. Даже по эпизодам еще не до конца снятого фильма понятно, что он существенно изменит не только возможности, но и саму природу анимационного кино. - Вы часто говорите о связи иконописи и мультипликации. В чем она выражается? - Я понимаю, что это кажется невероятным - иконопись и мультипликационное кино. Но я абсолютно уверен в том, что нельзя работать в мультипликации, не зная Успения Богородицы и Омовения ног. Мы привыкли видеть в иконе только обобщение и тем самым отвращаем себя от подробностей, которые она в себе таит. Да не заподозрят меня в кощунстве, но мы до такой степени иссушили свои чувства и мозги, что когда начинаем смотреть на иконы, прежде всего ищем сакральный смысл. Хотя вся чувственная сторона иконы в ней тоже открыта. Если бы этого не было, она бы не выполняла своего предназначения. Меня икона интересует не только с точки зрения религиозной, но и бытовой. Вот, например, икона Успение Божией Матери школы Феофана Грека. Я смотрю на апостолов, а они - как дети, у них даже глаза красные от слез. Иконописец очень хорошо представлял себе, как это было. Мне кажется, если бы он был оторван от бытовых вещей и работал только на ощущении божественного откровения, то этого было бы недостаточно. Если нет опоры на земле, опоры в пережитом реально, то икона такой силы не напишется. Без кровавых мозолей в иконописи делать нечего. - Но есть же иконы, в которых, казалось бы, нет никакого бытового слоя... - Надо очень внимательно вглядываться в икону, чтобы понять ее непреходящую жизненную силу. Например, в образе Владимирской Богоматери пяточка Младенца придает иконе движение и абсолютную живость, почти гиперреалистическую!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов О том, как в древнехристианском мире праздновалось Богоявление, рассказывает заведующий Греко-латинским кабинетом при Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) 21.01.2008 239 Время на чтение 11 минут Православные христиане всего мира с благоговением празднуют двунадесятые праздники. Литургическая жизнь Церкви неотделима от жизни всех, кто является членом Церкви, Тела Христова. Суть ее со времен Христа Спасителя остается неизменной, а многообразные формы ее могут складываться, совершенствоваться, достигать законченности и полноты. Так и в истории двунадесятых праздников. Мы не мыслим своей жизни без них, без включенности ее в год церковный, и нам кажется, что так было всегда. Трудно даже представить, что Сретение Господне стало праздноваться только при императоре Юстиниане (начиная с сер. VI в.), а Успение Божией Матери - со времени царствования императора Маврикия (с кон. VI в.). В X в. афонские монахи недоумевали, стоит ли им принимать недавно установленный Успенский пост, и константинопольский патриарх Николай Мистик вынужден был подтвердить его в своем сочинениии " О посте " . Однако не только для Руси, но, пожалуй, и для всего христианского мира события I тысячелетия освящены авторитетом глубокой древности, круг праздников, сложившийся тогда, стал своеобразным непреложным каноном, нарушение которого по-справедливости считается грехом, а соблюдение - добродетелью. Наша маленькая заметка посвящена двум праздникам - Рождеству Христову и Крещению Господню. Почему именно им? В преддверии и в самый день праздника Крещения вопрос этот представляется излишним. Как будет видно, праздник Крещения Господня всегда был и остается поныне теснейшим образом связан с праздником Рождества. Прп. Никита Стифат (?? в.), повторяя мысли более древних отцов, писал в своих полемических словах о том, что Христос рождается как человек и крестится как Бог; и наоборот, рождается как Бог и крестится как человек. Под видом внешней антиномии и противоречия в этом высказывании скрывается диалектический принцип православного богословия, рационального и иррационального одновременно, - указывающий на тайну Богочеловека Христа, единого по ипостаси в двух природах Божества и человечества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Запах разлуки земной. Сергей Фурманов Чудотворные иконы Издревле молвой народной Льнет к иконе чудотворной Стар и млад главу склоняют, Божью Матерь почитают. Средь лесов-болот случилось Чудо «Тихвинской» явилось – Супостатов наказанье, Для народа – ликованье. Пешим или конным ходом Тянутся к монастырям подводы, И недугом истомленный Люд подходит под иконы Ходатаицы усердной Перед Богом милосердным Исцелений чудотворных. Ты – приют для душ бездомных, Для надежд, лишенных зренья, Ты – источник утешенья, «Всех скорбящих радость» наша, «Неупиваемая чаша». Можем сотни вёрст пройти С «Одигитрией» в пути, Просим для Руси спасенья У иконы «Воскрешенья». В храм слетелись Божьи птицы Поклониться «Всецарице», Скипетр в руке «Державной», Выше серафимов славной, Шлем на «Воеводе взбранной», Русским воинством избранной. Русь в беде мы не оставим! «Кто на вас, когда я с вами!» Не настигнет лук смертельный Нас с иконой «Семистрельной», Покрывают нас от зла Пречестные Покрова. Ополченье собирайте! Интервенты, отступайте! Единим народ славянский С Божьей Матерью «Казанской». Оградим от иноверов Рубежи святые Веры Православной христианской С Божьей Матерью «Песчанской». Мчится ангельское войско, Русь к иконе «Ченстоховской» В покаяньи припадает, Нового Царя встречает. Сколько звёзд на небосклоне – Чудотворные иконы Злобные сердца смягчают, Их любовью исполняют, Благодарными слезами. Золочеными крестами Образ на стекле украшен, «Призри на смиренье» наше, Наше приими прошенье, Не оставь нас во «Успеньи», Грешных уз сними усталость, Дай «Нечаянную радость» Окаянному народу, Ублажат Тебя все роды У «Владимирской» иконы Русь Святая бьёт поклоны. Благодать Твоя с ней будет, Божья Матерь не осудит, Если чтим нелицемерно, Если сердце будет верным, Встретим c пеньем «Херувимской» Образ «Иерусалимской», Будет радости свеченье От иконы «Умиленье». Ольга Гусева УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Полуоткрыто в алтаре окно; Душа негромко хору подпевает. Растёт она, как малое зерно, И точно к сроку жатвы поспевает.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/27/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-03-16 08:29:25 Владелец: ahha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Тихвинская икона Божией Матери. Металлография конец 19- начало 20 в. Добавлено на опознание: 2013-03-16 08:25:40 Владелец: ahha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: " Чудо о Флоре и Лавре " . 19в. скорописное письмо. Считается, что святые Флор и Лавр покровители домашнего скота, в особенности лошадей. Добавлено на опознание: 2013-03-16 08:24:16 Владелец: ahha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона с сызрани досталась отцу от прадедов Ответов: 1. Последний ответ: " Успение Пресвятой Богородицы " . 19 в. Добавлено на опознание: 2013-03-15 18:20:09 Владелец: Ekaterina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась мужу от прабабушки . Насколько я знаю работа конца 19 века. Подскажите стоимость иконы. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо! Добавлено на опознание: 2013-03-15 12:38:53 Владелец: miki Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Казанская Коробейниковская? Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " http://pravicon.com/icon-137 Добавлено на опознание: 2013-03-15 12:36:51 Владелец: miki Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Борколабовская Божья Матерь или Марьевская. Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская " http://pravicon.com/icon-317 Добавлено на опознание: 2013-03-15 12:33:08 Владелец: miki Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Господь Вседержитель, Пантократор. http://pravicon.com/icon-422 Добавлено на опознание: 2013-03-15 12:31:17 Владелец: miki Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: осталась от двоюродной бабушки Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Неопалимая Купина " . http://pravicon.com/icon-205

http://pravicon.com/unknown/71

Лики Псково-Печерской обители ФОТОГАЛЕРЕЯ Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь был основан более 500 лет назад. В годы жесточайших советских гонений ХХ-го века он оставался единственной мужской обителью на территории СССР, не закрытой большевиками. Благодаря этому монастырь не только сохранил древние иноческие традиции, но и вобрал в себя цвет русского старчества. Во 2-й половине ХХ-го века в нем подвизались ныне прославленный в лике святых иеросхимонах Симеон (Желнин) , архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , архимандрит Алипий (Воронов) , схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко) , валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. Предлагаемая ниже фотогалерея подготовлена порталом Православие.Ru в связи с огромным интересом читателей к недавно вышедшей книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы» . Большинство фотографий снято Анатолием Горяиновым. vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj На скотном дворе Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь летом vk fb tw ok @ g+ lj Епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Беседа с прихожанкой Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj На богослужении Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Адриан (Кирсанов) Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Крестный ход на Успение Божией Матери с чудотворной Ее иконой Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Братия в Богом зданных пещерах vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь летом vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Братия на отдыхе vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь зимой vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/49051.html

Монастырский Успенский собор ископан в полугоре и только лицевая сторона сделана из камня; внутренность его составляют 5 проходов; главная часть иконостаса с резьбой в виде пальмового дерева. Здесь покоятся мощи преподобного Корнилия (см. 20 февраля). В монастыре находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, называемые одна — «Успение» Псково-Печерская, а другая — «Умиление» Псково-Печерская. Первая, находящаяся в соборном Успенском храме, прославилась чудесным исцелением больной женщины еще в 1473 году. Вторая святая икона, прославившаяся чудесами исцеления в 1524 году, находится в храме архангела Михаила; она представляет собой список с Владимирской иконы и, по преданию, была написана в 1521 году благочестивым иноком Арсением Хитрошем. Обе святые иконы, будучи принесены из монастыря в Псков, во время его осады Стефаном Баторием в 1581 году, прославились чудесным спасением этого города от гибели, при чем пущенное неприятелями ядро, достигнув крепостной стены, тихо упало перед выставленной на ней святой иконой Умиления и никому не повредило; в 1812 году по молитвам перед святой иконой Успения Псков был спасен от нашествия французов. Пользуются также в монастыре особым почитанием, как чудотворные, иконы Божией Матери — Казанская и Одигитрия, а также резное изображение святого Николая чудотворца. В пещерах погребены: основатель монастыря, отшельник Марк (+1480 год), Иона (+29 марта 1473 года), супруга его (в иночестве Васса) и затворник Иоанн. В ризнице хранятся: деревянные потир и ковш, по преданию, употреблявшиеся при священнодействии Ионою; плащаница, шитая золотом Анастасией Романовой, — дар ее в 1552 году; серебряная кружка немецкой работы — дар шведского короля Густава, и вещи царя Иоанна Васильевича Грозного: цепь червонного золота в 50 колец, нож, ложка и вилка в серебряной оправе, денежный кошелек бархатный с серебряной цепочкой, жестяная военная труба и пороховница. Из монастыря совершается в Псков- крестный ход в седьмую неделю по Пасхе, в воспоминание освобождения города от осады Баторием, и с 3-го по 15 октября, в память избавления от нашествия французов, а 2 сентября бывает торжественное перенесение чудотворной иконы Умиление в город Ригу для поклонения (см. о Свято-Троицком монастыре Рижской епархии). При монастыре школа.

http://sobory.ru/article/?object=00282

Настоящее торжество – таинство, имеющее вину в Успении Богородицы и превосходящее силу слов, – таинство, всеми теперь почитаемое и прославляемое. Ныне общее торжество небесных и земных: да ликуют же люди и ангелы, и всякий язык да возрадуется и возгласит Богородице: «Радуйся»! Ибо еще Гавриил положил начало таинства, когда, по неизреченному смотрению, совершилось вочеловечение Иисуса в девственном делателище естества. Подобает же паки и нам принести Владычице рода, как некоторую изрядную честь, обрадование; прилично и по преставлении сказать Ей: «Радуйся»! – поелику Она одна доставила нам радость, отогнавши проматернюю печаль. Итак, вострубим трубою в Сионе, восприимем Псалтирь и гусли; воспоем Матери Божией песнь, воспоем надгробное пение... Если бы кто из любопытствующих спросил, для чего, говоря о настоящей радости, я упомянул о Сионе, то я скажу ему. Я вспомнил о святом Сионе потому, что в нем совершилось это великое таинство Богородицы; о нем велегласно взывают преклонения священных колен пречистого тела; его Она имела во все время Своим жилищем; здесь, по законам естества, Она приняла и конец жизни. Утаившись здесь от князя тьмы, избежала свойственного матерям (страданий) во время рождения. Она, Пренепорочная, величеством Своего богоподобного преставления исполнившая небо и землю славы и благодати. Если бы исследовать все по частям (зачатие, рождение...), то не нашлось бы ни достаточно времени для слова, ни силы слова соответствующей предмету: ибо в кратких словах нельзя выразить все прославление Ее (знатность рода родителей, священническое звание и царское достоинство, поношение бесчадства, молитвы и жертвы Богу о снятии уз неплодства, исполнение обещания, плодоношение и рождение, введение во храм, возрастание из младенческого состояния). Оставляю говорить о превосходящей разум тайне пречистого Рождества, о бывших, после сверхъестественного и неизреченного рождения Иисусова, событиях (а именно: о нетлении, о безболезненном рождестве, о неприкосновенности девственного сокровища, о законном очищении по чудесном рождении, о пророчестве Богоприимца Симеона; также о наступивших затем бегстве во Египет и возвращение из Египта), о поношениях прежде креста, о скорбях при кресте, о бесчестиях, последовавших за крестом, и, наконец, о бывших после этого делах и словах Ее в жизни, исполненной чистейшей святости, которую мир не в силах вместить, и слово не в состоянии выразить. Тайну цареву Она сохранила сокровенно, открывая подобие ее лишь тем, которые были способны о Божественном мыслить Божественно: им, достаточно очищенным близостью к Богу, Она, Всесвятая, как бы мимоходом показывает некоторую часть сокрытого внутри священной светлости. О, если бы и мы все, осиянные настоящим светоносием, соделались достойными открыто видеть этот сверхчувственный свет, хотя мы живем и не по такому пренепорочному житию поживших! По крайней мере, насколько возможно, поучимся духовно у тех, которым мы ныне предстоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Одушевленное Небо Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам так, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына. Но церковную жизнь невозможно представить без Богородичных праздников: Ее Рождества, Введения во Храм, Благовещения и Успения. О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС 27 августа, 2010 Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам так, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына. Но церковную жизнь невозможно представить без Богородичных праздников: Ее Рождества, Введения во Храм, Благовещения и Успения. О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам в такой степени, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына, запечатленные в канонических Евангелиях. Однако сегодня невозможно себе представить церковную жизнь без Богородичных праздников, затрагивающих основные моменты Ее жизни: Рождество , Введение во Храм, Благовещение и Успение . О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. Радуйся, Марие! Почитание людьми Божией Матери, сначала просто человеческое, началось еще во время земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому чтению, которое звучит почти на все Богородичные праздники, некая жена, возвысив глас из народа , восхвалила чрево, носившее Спасителя , и сосцы, Его питавшие (Лк. 11:27). Но тайна Боговоплощения, центральная в деле нашего спасения, привлекала благоговейное внимание и к Той, Которой выпало послужить этому чуду. И то, что евангелист Лука взял на себя труд собрать свидетельства о событиях, сопутствовавших Рождеству Христову, говорит о начале уже религиозного почитания Приснодевы в апостольский век. Из приветствия архангела Гавриила Радуйся (равнозначно латинскому « Ave !» и русскому «Здравствуй!») , Благодатная! Господь с Тобою! (Лк. 1:28) и приветствия праведной Елизаветы Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего (Лк. 1:42) сложилась древнейшая песнь в честь Богородицы, известная всем без исключения христианским традициям. В греческом варианте и — соответственно — славянском переводе она снабжена дополнительным обращением в начале: Богородице Дево… и традиционным для молитвенных обращений окончанием с указанием на причину такого обращения: яко («так как») Спаса родила еси душ наших .

http://pravmir.ru/odushevlennoe-nebo-1/

праздники в честь Ее: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение, Покров Ее, и праздники в честь Ее икон: Владимирской, Смоленской, Знамения (Новгородской), Тихвинской и Казанской   «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Так прославляют все православные христиане Богоматерь, и этим самым показывают, что, после Господа, Она заслуживает самого глубокого благоговения со стороны верующих. Она всегдашняя Помощница и усердная Заступница всех, обращающихся к Ней с горячей любовью и усердною молитвой; Ее чудеса неисчислимы, и почти каждый город, каждое селение считает Ее своей Покровительницей. С благословения Царицы Небесной и в честь Ее святого имени, посвятим несколько минут на ознакомление с Ее жизнию и Ее благодеяниями роду христианскому. Ко времени пришествия на землю Спасителя мира, иудейская земля – Палестина – разделялась на три части: Иудею, Самарию и Галилею. Галилея находилась на севере Палестины и считалась между иудеями страной нехорошей, потому что галилеяне жили рядом с язычниками и заимствовали от них некоторые языческие обычаи. На одной из Галилейских гор построен был городок Назарет. Отсюда открывается прекрасный вид на дивные Галилейские горы, вдали расстилается Галилейское озеро, или, как обыкновенно называли его – море, и обрисовывается гора Фавор, на которой преобразился Господь наш Иисус Христос . В этом-то, прекрасном по своему местоположению, городке, незадолго до того времени, когда должно было исполниться пророчество о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, жили благочестивые супруги – Иоаким и Анна. Оба они происходили из царского рода Давида, были люди достаточные и отличались безграничной любовью к Богу и милосердием к ближним. Но было у них горе, которое делало их жизнь безотрадной: прошло уже более 50 лет их брачной жизни и они не имели детей. И в наше время горько бывает бездетным людям под старость, а у Евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали, как больших грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010