Чему поучает нас Успение Пресвятой Богородицы? «О, дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает».                      (Стихира на Успение). Велик и радостен для христиан православных праздник Успения Пресвятой Богородицы. С древнейших времен христианских, как и самое почитание Приснодевы, ведет он свое начало. Уже в IV столетии упоминается о нем в сочинениях Бл. Иеронима и Бл. Августина, причем Бл. Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм. В V веке Св. Анатолий Константинопольский, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский , а в IX в. св. Феофан Никейский составили вдохновенные песнопения в честь этого праздника, который издревле почитался  великим, дванадесятым, вселенским  праздником  всей  Христианской Церкви. В церковных песнопениях, которые поются у нас доселе, праздник Успения Пресвятой Богородицы именуется «знаменитым», «торжественным», «Божественным праздником». Чему же так радуется Св. Церковь в день этого праздника? Ведь в этот день воспоминается  смерть Божией Матери, а смерть, как это обычно принято считать у людей, есть событие  скорбное, печальное,  но вовсе не радостное? Радуется Св. Церковь в день праздника Успения Пресвятой Богородицы потому, что во успении Своем Она не только не оставила мира, а наоборот – «преставльшися от земных к небесным», Она стала еще ближе, еще дороже миру, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за мир перед престолом Сына Своего и Бога, «в молитвах неусыпающей» и «в предстательствах непреложным упованием» (см. кондак Успения). Смерть Ее была лишь коротким переходным моментом в Ее жизни, именно  " успением»,  то есть временным  сном,  после которого Она возстала уже к новой,  вечной и нетленной  жизни, воскрешенная Божественною силою Сына Своего и Бога. Вот почему Бл. Иероним называет праздник Успения «торжеством, несравненным с празднествами святых», «ибо в оный», говорит он, «Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостью сретил и вселил Матерь Свою с Собою». «Она как бы сном на малое время смертью уснула, вскоре от нея, яко от сна, воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела безсмертную во свете лица Господня жизнь и славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Плащаница Успения Пресвятой Богородицы, вышитая в мастерской " Урбус " ЖМП 8 август 2014 /  27 августа 2014 г. 15:02 Успение Пресвятой Богородицы в шитых плащаницах Древняя традиция ручной золотой вышивки, вместе с христианством воспринятая из Византии, продолжает жить в наш век машинного производства и нанотехнологий. Забытое в синодальную эпоху и не востребованное в советское время, это искусство стало возрождаться в 1980-е годы в среде воцерковлявшейся молодежи. Уже сложились школы, которые владеют разнообразными техниками лицевого, шелкового шитья, изучают и развивают древнерусскую традицию. Один из таких центров — мастерская «Убрус» под руководством Елены Катасоновой — работает при Успенском подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. В противовес столь модным сейчас гладким поверхностям и обезличенным материалам искусство церковной вышивки предстает перед нами очень осязаемо и материально: фактура ткани, переливы вышитых поверхностей, искусные переплетения шелковых ниток и тончайшие стежки — всё это создает завораживающее ощущение подлинности образа, свидетельствующего о Христе. Три основных техники вышивки — шелковыми нитями, золотыми нитями и вышивка жемчугом — имеют необозримое количество вариантов и дают мастерицам огромный простор свидетельства о своей вере. Успенская плащаница Центральный храмовый образ на праздник Успения Божией Матери — плащаница, которая выносится на середину храма для поклонения на всенощном бдении. Этот обычай пришел к нам из Иерусалимской Церкви, где на Успение совершается особое богослужение, называемое чином погребения Божией Матери. В храме подворья Гефсиманского монастыря хранится изображение почившей Богородицы — плащаница. Она представляет собой вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащую во гробе и с обеих сторон украшенную окладом. Ежегодно эта плащаница с торжественной процессией переносится с подворья Гефсиманского монастыря в саму Гефсиманию, в храм, который, по преданию, был построен равноапостольной цари-цей Еленой b IV веке на месте гробницы Божией Матери.

http://e-vestnik.ru/culture/shitie_plach...

«Лествица к небеси». «О, дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает...»  (Стихира на Успение). Церковь Христова радостно славит Успение Пресвятой Богородицы, объясняя эту радость в своих песнопениях тем, что гроб ее не только не являл и не являет собою ничего страшного и мрачного для нас, а наоборот: он для нас – «лествица (лестница) к небеси», коей мы можем взойти на небо. В Успении Своем Пречистая Матерь Божия не только «не оставила мира» – не покинула нас, а стала еще ближе нам, ибо сделалась нашей «неусыпающей молитвенницей» и «в предстательствах непреложным упованием» – как бы неким связующим звеном между Богом и миром, на подобие той лестницы, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков и которая соединяла небо и землю (Бытия 28, 11–17). Издревле эта «лествица Иаковля» считалась христианами прообразом Божией Матери. Пречистая Матерь Божия именуется «лествицей к небеси» в двояком смысле. Посредством Ее, как некой таинственной лестницы, Сын Божий сошел с неба на землю, воплотившись от Нее и став истинным Человеком, не переставая быть Богом, и совершил дело спасения нашего от греха, проклятия и смерти, «пригвоздив ко кресту рукописание грехов наших». Вместе с тем, все мы, искупленные Пречистою Кровью Сына Ее, благодаря Ей и Ее молитвенной помощи и предстательству, можем с тех пор восходить с этой грешной земли на небо – в райские обители, уготованные нам Сыном Ее. Гроб Божией Матери, существующий и доныне в Гефсимании, служит до сих пор предметом глубочайшего благоговейного почитания, хотя он и пуст теперь: Тела Ее в нем нет. Древнее предание гласит, что рожденный Ею Сын Божий, воздавая Ей особую честь, как Матери Своей, уже на третий день после Ее Успения, воскресил Ее и взял Ее с Телом в Свои небесные обители, где Она с тех пор и молится непрестанно за всех нас, грешников, как истинная Мать наша, умоляя за нас Сына Своего и Бога. Вот почему так дорог и радостен для нас этот праздник Успения! И вот почему, прославляя этот праздник, св. Церковь поет:  «во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу   (к жизни),  Мати сущи Живота   (то есть Самого Господа, Подателя жизни),  и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша   (тропарь Успения).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери 22 мая, 2011 В этой статье вы найдёте все молитвы Богородице. Узнаете, как правильно молиться Божьей Матери, соблюдая Богородичные правила. Богородица — Царица Небесная, духовная Мать всех людей на земле. Церковь называет Богородицу не просто святой, но Пресвятой, сверхсвятой Девой. Иконы Богородицы иногда являлись людям в результате чуда и по молитве Богородице дево радуйся, Богородица не раз являла чудеса. Молитвы Богородице «Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. Все молитвы к Божией Матери: Богородице Дево радуйся, покаянные и благодарственные молитвы Богородица — наша заступница на Небесах. Несмотря на то, что до нас дошло не так много свидетельств о земной жизни Девы Марии, о которых мы можем узнать из Евангелия, нам хорошо известно, что Богородица не раз помогала верующим. Апостолу Иоанну Спаситель сказал — «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Но эти слова обращены не только к Ученику Христа. Богородица — Мать всех людей. Мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы , как празднуем и Вознесение Господа на Небеса. Кончина ее была праведной. Перед тем, как отойти на Небеса, Богородица хотела увидеть всех Апостолов и, несмотря на то, что они уже несли учение Христа в мир, Святой Дух собрал их по желанию Девы Марии. Успение Божией Матери не было смертью в привычном нам понимании слова. Иисус пришел за ее душой. Пресвятая Богородица возблагодарила Господа и попросила благословить всех, кто будет почитать ее память. Когда Богородица предала свою душу в руки Бога, зазвучала ангельская песнь. Молитвы покаянные ко Пресвятой Богородице Богородица посвятила свою земную жизнь служению людям, хотя род человеческий Распял ее Сына, нашего Спасителя. Мы возносим Пресвятой Владычице покаянные молитвы, сокрушаясь о наших грехах. Молитва Богородице 1-я

http://pravmir.ru/molitvy-bogorodice-vse...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Успение Пресвятой Богородицы             День Успения Божией Матери – наш общий престольный праздник, праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский храм, и Успенские храмы возводились в других главных городах. Этот праздник особо любим русским народом, который давно осознал и на собственном духовном опыте убедился, что без молитв ко Пресвятой Богородице никак нельзя спастись. И действительно, Церковь ко всем святым обращается: молите Бога о нас, а к Богородице: спаси нас! Хотя спасает Господь, но молитва Богородицы столь сильна, что если Она чего-то просит у Сына Своего, то Он Ей никогда не отказывает, ибо не было на земле человека ближе Ему, чем Пресвятая Богородица. А почему именно праздник Успения выбран самым любимым, самым главным, ведь Богородица в этот день почила, он должен быть днем скорби? Да, душа Ее в этот день отошла от земли, но из Матери Иисуса Она стала Царицей неба и земли. И отныне не только ученики Христовы, которые с Ней встречались в жизни, могли просить Ее молитв, утешения, вразумления, но и каждый человек может получить помощь Спасителя за молитвы Пресвятой Богородицы. Потому-то русские люди так и возлюбили Покров Божией Матери над своей землей, что стали посвящать Ей главные храмы. Наш главный Успенский храм в Кремле пока еще не открыт, но его обязательно откроют, и обязательно там будет богослужение. Конечно, сатана сразу не может сдаться, но мы видим, что, несмотря на страшные гонения, которые претерпела Церковь – а таких гонений за все две тысячи лет не было, – тем не менее Церковь все равно в который раз победила без единого выстрела. Опять враги посрамлены, все до одного – те, кто гнал, кто гноил, кто убивал, кто ломал; все те, кто похвалялись, что устроят пятилетку безбожия, искоренят имя Божие. Хрущев вообще обещал по телевизору последнего попа показать. Но Бог не в силе, а в правде, и Церковь побеждает одним только терпением, как и Христос. Он же Себя не защищал, но победил мир. Так и апостолы не защищали себя, не жалели своей жизни и победили. Вот так и мы с вами если не будем себя щадить и будем терпеливо нести свой крест, все то, что на нашу жизнь выпадет, то Господь и в нашем сердце победит, и нас благодать Божия спасет. Часто нам бывает трудно, но надо всегда помнить, что у нас есть такая Заступница, такое утешение, такая могущественная помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. 28 августа. ПРАВМИР. Сегодня Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь. По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали. При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления преставь и меня к Родив­шемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при Кресте страданий». Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами без Твоей Матерней любви и попечения. Твое отшествие — нам скорбный плач». Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении. Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Преподобного Иоанна Дамаскина Люди, питающие любовь к какому-нибудь предмету, имеют обыкновение всегда говорить и помышлять о нем в уме своем, днем и ночью. Поэтому пусть никто не укоряет меня в том, что после двух прежних слов я предлагаю теперь третье в похвалу Матери Бога моего, как бы некоторый дар Ее успению; и предлагаю не с тем, чтобы преподать то, в чем бы Она нуждалась, но чтобы себе самому и вам, предстоящим здесь, божественный и священный собор, преподать душеполезную и спасительную пищу, приличную этой священной ночи и доставит духовное веселие. У нас нет яств, как вы сами видите, а потому я поспешно приготовил пиршество, которое хотя и необильно и недостойно Той, Которая созвала нас сюда, но, в случае нужды, может утолить голод. Для Матери Божией не нужны похвалы наши; но мы имеем нужду в Ее славе. В самом деле, как прославить то, что уже препрославлено? Как сделать источник света еще светлее? По истине, мы, совершая это празднество, сами соплетаем себе венец: живу Аз, глаголет Господь, зане прославляющия Мя прославлю ( 1Цар. 2:30 ). Сладко, воистинну, сладко вино и питателен хлеб, который мы вкушаем; первое веселит, а последний укрепляет сердце человека. Но что сладостнее Матери Бога моего? Она пленила мой ум, увлекла язык; о Ней я помышляю и днем и ночью. Она – Матерь Слова, и подает слово; Она – плод от неплодной, делающий плодоносными бесплодные души. Ныне мы празднуем священное и Божественное Ее преставление. Приидите же, востечем на таинственную гору, превыше житейских и вещественных помыслов, и, вошедши в Божественный и непроницаемый мрак во свете Божием, воспоем беспредельную силу: как Тот, Кто с превыспренней, духовной и недосягаемой высоты, не оставив недр Отчих, сошел в утробу Девы, был зачат Ею, воплотился, добровольно подверг Себя страданиям и смерти и опять вознесся к Отцу с плотью, созданной от земли, стяжав тлением нетление, привел к Отцу Своему и Матерь Свою по плоти, и Ту, Которая была земным небом, перенес на небесную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздников Из учебника церковнославянского языка 27.08.2015 1564 Время на чтение 19 минут - Успение Пресвятой Богородицы; - Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение); - Святая Троица (Пятидесятница); - Неделя о блудном сыне; - Покров Пресвятой Богородицы; - Введение во Храм Пресвятой Богородицы; - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; - Рождество Христово Успение Пресвятой Богородицы Учебный перевод кондака Богородицу, - неусыпную в молитвах и неизменное упование [наше] в заступлении, - гроб и смерть не удержали, ибо Вселившийся в Приснодевственную утробу преставил (переселил) Ее к [вечной] жизни как Матерь Жизни. В тропаре, кондаке, задостойнике и во всей службе Успению Богородицы нетленность Девства Божией Матери сопоставляется с нетленностью Ее Успения. О том же говорится и в тропаре 6-й песни второго канона (прп. Иоанна Дамаскина) на утрени: Из Тебя возсияла Жизнь, не разрушив ключей Девства, - как же пречистое и живоначальное Твое тело оказалось способным испытать смерть (=стало причастным испытанию смерти). Учебный перевод задостойника Успению Божией Матери Побеждаются (преодолеваются) пределы естества (природы) в Тебе, Дево Чистая, - Рождество остается девственным, а смерть обручается с жизнью. По Рождестве девственная и по смерти живая, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое. Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение) Мария и ее спутницы, пришедшие до рассвета и обретшие камень отваленным от гроба, слышали от Ангела: «Во Свете присносущном Сущего что [вы] ищете среди мертвых, словно человека? Воззрите на гробные пелены, спешите и м i ру возвестите, что восстал Господь, умертвивший смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий». Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17 ).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/29/...

Слово на Успение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (Небесная слава Матери Божией). Святого Леонтия Карповича Прославляющия Мя прославлю, – говорит Сам Господь ( 1Цар. 2:30 ). Какою же славою? – Славою воистину великою, славою неизреченною. «Что будет тому мужу, которого хочет прославить царь?» – спросил Артаксеркс Амана ( Эсф. 6:6 ). Тем справедливее мы можем сказать теми же словами: «что будет тому человеку, которого хочет прославить Царь царей и Господь господей?» Конечно, кого всемогущий, щедрый и всесодержащий Господь хочет почтить, тот получит в дар не кое–что, не что-нибудь. Он – велий Господь, и величию Его несть числа, Он есть бездна милосердия и Отец щедрот: посему какова же та слава, которою прославляет Он тех, кого хочет прославить на земле и на небеси? – А именно такая, о коей Он Сам говорит к Богу Отцу Своему: Аз славу, юже дал еси Мне, дах им ( Ин. 17:22 ). А если Он дает, то кто может отнять ее у них? Бог прославляет: кто же смеет уничижать их? Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже ( Пс. 138:17 ). Ибо знаю, что, прославляя их, я славлю пречестное и великолепное имя Твое, от которого они получили все то, чем утешаются, и для которого они с веселием переносили тягчайшие беды и скорби и претерпели самые страшные и жестокие муки. Похваляя их преславные деяния, ужели я не отдаю хвалы Тому, о Ком Пророк говорит: дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67:36 )? И, воистинну, дивен Он и предивен и славен во святых Своих; дивны и славны и все свв. угодники Божии в Том, Кто благоволил удивить и прославить их в Себе, а Себя в них! А если так велика слава, которою Господь прославляет Своих слуг и угодников, то какова же должна быть та слава, которою Он прославил пречистую и преблагословенную Свою Матерь? Поистине, как солнце превосходит все звезды своею светлостию, так и Она превышает всех угодников Божиих славою, величием и Своими заслугами. Посему Св. Писание именует Ее не только звездою утреннею и зарею, не только луною, но и самым солнцем ( Песн. 6:9 ; Пс. 18:5 ); и не только солнцем, но и небом, и на самом небе высочайшим престолом ( Пс. 113:24; 46:9 ), и троном превышнего Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Пресвятой Богородицы История и смысл праздника 27.08.2017 4864 Время на чтение 7 минут 1) Место праздника в границах православного богослужебного года. Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Праздник предваряется недолгим, но довольно " строгим " Успенским постом (этот пост начинается 1 августа ст. ст./14 августа н. ст. - день, отмеченный в церковном календаре как торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня). 2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме; затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны - находившиеся тогда в самых различных странах - апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда. По церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения - подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо - подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело " преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все " (Послание апостола Павла к Филиппийцам 3:21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010