Слово в день Успения Божией Матери 15 Наше житие на небесех есть ( Флп. 3:20 ) Не это ли самое внушает нам, христиане, настоящее торжество Церкви? не в этом ли самом уверяет нас преславное успение Божией Матери? Подлинно, земная жизнь не есть цель жизни христианина, а только путь к цели. Здесь мы не дома, а в дороге; здесь мы не наслаждаемся, а трудимся, не покоимся, а воинствуем, не жнем, а сеем. Здесь мы странники и пришельцы: наше житие на небесех есть. Итак, если для нас важно и полезно, уметь правильно ценить время нашей жизни и благоразумным образом пользоваться им для сеяния: то не менее важно и полезно предварительно приобретать правильные понятия о нашей жизни в сем мире. Что есть жизнь наша? Есть место странствования. Истину сию сам Бог возвестил некогда Израилю: Моя есть земля, яко прешельцы и пресельницы вы есте предо Мною ( Лев. 25:23 ). Мы идем непрерывно от колыбели до гроба, и проходим лета младенчества, отрочества, юности, мужества и старости как путешественники, проходящие сперва чрез поля зеленеющие и цветущие, потом чрез желтеющие обильными колосьями, наконец через пустые и обнаженные. Идем и встречаем разного рода трудности и неудобства, как путешественники, встречающие на пути места гористые, болотистые, песчаные. Идем и претерпеваем разного рода горести и скорби, как путешественники, подвергающиеся иногда гладу и жажде, иногда холоду или зною. Но идя долгое время, много ли помним из встретившихся нам предметов? Много ли знаем из тех явлений в жизни, которые удивляли нас и увлекали, огорчали и поражали? Все идет нам навстречу как новое; и все остается позади нас, как старое; все приходит, как призрак, и все уходит, как сновидение. Что есть жизнь наша? Она есть хождение по образу: образом ходит человек, говорит Пророк ( Пс. 38:7 ). Мы ходим по образу в мыслях: ибо ум наш ищет истины и не обретает, сомнения сопутствуют ему. Ходим по образу в сердце: ибо желаем наслаждаться благом и не наслаждаемся, одни надежды сопровождают нас. Ходим по образу в теле: ибо оно в глазах наших изменяется; болезни и смерть угрожают нам. Ходим по образу в мире физическом: ибо он непрестанно движется. Ходим по образу в мире гражданском: ибо смерть и тут сменяет людей, время вносит новые потребности и т.п. Но где ни ходим, ничего не обретаем вечного, прочного, способного насытить душу: и се вся суета и крушение духа ( Еккл. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

По правую сторону царских врат: 1) Спасителя и над ним, в той же раме, Рождества Христова (в сер. ризе, длин. 2 арш. 13 верш., шир. 1 арш.). 2) Нерукотворного Спаса (в сереб, вызолоченном окладе), с изображением, вокруг него, истории происхождения первого нерукотворного образа – и чудес, бывших от него, и над ним, в той же раме, Богоявление Господне (длиной 12 1 / 2 верш., шириной 10 1 / 2 верш.). 3) Трех Святителей Вселенских: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста и над ним, в той же раме, Воздвижение Животворящего Креста Господня (в сереб. ризе, длиной 2 арш. 13 вершков, шир. 1 аршин). 4) Благовещение Пресвятой Богородицы и над ним, в той же раме, Преображение Господне (длин. 2 арш. 12 вершк., ширина 1 арш., с двумя сребро-позолоченными венцами). 5) Св. Апостола Андрея Первозванного и над ним, в той же раме, образ Сошествия Св. Духа (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., шир. 1 арш). По левую сторону царских врат: 6) Божьей Матери с Предвечным младенцем и над ним, в той же раме, Рождества Богородицы (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., ширина 1 арш.). 7) Знамения Божией Матери (в сребр, вызолоченной ризе), с изображением чудес, бывших в Великом Новгороде от чудотворной иконы и над ним, в той же раме, Благовещение Пресв. Богородицы (длина 13 вершк., шир. 12 вершков). 8) Образ Божьей Матери Всех скорбящих радости (в медной ризе), с изображением: а) целование Пресв. Девы Марии с праведн. Елизаветой; б) Благовестие Пастырям Вифлеемских о Рождестве Иисуса Христа; в) Рождества Христова; г) бегство св. Иосифа и Марии с младенцем Иисусом в Египет, а над ним, в той же раме, Введение во храм Пресв. Девы Марии, (длина 12 вершков, ширина 9 вершков). 9) Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна и над ним Успение Божьей Матери (длиной 2 аршина 13 вершков, шириной 1 аршин с серебро-позолоченным венцом). 10) Св. Николая Мирликийского, в серебро-вызолоченной ризе, с изображением вокруг него чудес, совершенных Святителем, и над ним, в той же раме, Лазарево Воскресение (длин. 13 вершк., ширин. 13 вершк).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Е.Т. Кречетова (Пелих) Содержание Предисловие Часть I. Жизнеописание Годы детства В Москве Духовный наставник При святыне В Сергиевом Посаде Матушка Татьяна Явление преподобного Серафима Лавра оживает Рукоположение В Ильинском храме Иерей милостью Божией Печальная осень Отрада души – Отрадное Подвиг старчества Кончина отца Тихона По молитвам батюшки Спасительное общение Очищение через болезнь О грехе детоубийства Прозорливый старец Взыграся радощами «Будто кто любовью обнимает» Часть II. Проповеди Слово на Новолетие В Неделю пред Рождеством Христовым На Рождество Христово На Сретение Господне У дверей Великого поста На Прощеное воскресенье «Покаяния отверзи ми двери» В чем сущность покаянного подвига? О Страшном Суде В Неделю 2-ю Великого поста В Неделю 3-ю Великого поста. У подножия Креста Вербное воскресенье В Великую Пятницу Христос воскресе! На Вознесение Господне В День Святой Троицы В праздник Пятидесятницы В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших Два столпа Церкви На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа На Успение Пресвятой Богородицы В Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Притча о должнике На Рождество Пресвятой Богородицы На Воздвижение Креста В праздник Иверской иконы Божией Матери В праздник Казанской иконы Божией Матери Об Ангелах «Сердце чисто созижди во мне...» Сокровища на кладбищах О назначении женщины О молитве Как нам молиться Должно родиться свыше Часть III. Дневники 1927 год 1928 год 1929 год Примечания     Предисловие Протоиерей Тихон Тихонович Пелих прожил долгую и на редкость плодотворную жизнь. Скорби, посетившие в XX веке многострадальную Россию, не миновали и батюшку Тихона, но как бы лишь коснулись его: он ни разу не был арестован, не был и в ссылках. В страшные богоборческие годы отец Тихон, будучи еще молодым человеком, не кривил душой, открыто исповедовал Христову веру, – и остался цел. Господь послал ему замечательных духовников, необыкновенную спутницу жизни, хороших детей, преданных духовных чад. Он всегда тяготел к знаниям, к мировоззренческому энциклопедизму, но Господь уготовил ему путь приходского священника. Дневники отца Тихона, которые он вел на протяжении долгих лет, приоткрывают завесу его внутренней жизни – углубленного, сосредоточенного постижения тайн Домостроительства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания о старце Псково-Печерского монастыря - архимандрите Иоанне (Крестьянкине) 07.02.2006 433 Время на чтение 5 минут Я рос и воспитывался в лоне Грузинской Православной Церкви, с детства посещал русский приход, учился в русской школе. В юности, хотя у меня и было огромное желание, я не имел возможности посещать монастыри и храмы России. Осуществить это желание впервые мне удалось уже священнослужителем, в 1972-1973 годах. Будучи много наслышан о Псково-Печерском монастыре и его старцах, я приехав в Псков, а оттуда по благословению митрополита Иоанна поехал в Печоры, в монастырь. Вот там, в монастыре, я и удостоился милости Божией - я встретился со старцем о. Иоанном, в то время еще довольно бодрым и общительным. Я попросился к батюшке на прием, хотя многие говорили мне, что это невозможно: к батюшке много желающих, а ты, мол, только приехал и хочешь сразу к нему попасть. Тем не менее, батюшка меня принял и долго беседовал со мной, давая наставления. В эту поездку батюшка еще принимал меня, а когда я уезжал домой, то передал со мной подарок нашему патриарху. С тех пор я стараюсь по возможности на Успение Божией Матери бывать в обители. В 1986 году мы с мамой и моим послушником приехали в Печоры. В этот день отмечали сороковой день с момента кончины епископа Феодора, пребывавшего на покое в монастыре. В монастыре узнали, что батюшка будет служить панихиду в пещерах, где был погребен владыка Феодор. Мы приложились к образу Успения Божией Матери и стали пробираться сквозь толпу богомольцев к пещерам. Вход был закрыт, ждали отца Иоанна. Никакой надежды попасть в пещеры не было, но мы надеялись хотя бы увидеть батюшку. И вдруг толпа зашевелилась: " Батюшка идет, батюшка идет " , - и все стали расступаться, создавая коридор для прохода. Наконец появился отец Иоанн, как всегда с добрым выражением лица, как на крыльях летящий, в сопровождении своего послушника Вани (будущего архимандрита Филарета). " Господи, помоги приблизиться к батюшке! " Глядя на батюшку, мы видели на его лице свет и чистоту, мы видели его милость и любовь ко всем нам. Всех согревала его улыбка. Неожиданно он взял за руку мою маму, и мы втроем пошли с батюшкой в пещеры. В тот же день я попал к батюшке, он благословил меня, и мы долго беседовали. Прощаясь, батюшка сказал мне: " Я всегда рад принимать гостей из Грузии " . А братии сказал: " Это с Иверской страны - его надо утешить " . Так скрепилась наша любовь и теплые отношения со старцем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря Успенский собор Артемиево-Веркольского монастыря Многие храмы по всему православному миру освящены в честь праздника Успения Божией Матери, ведь праздник этот – один из наиболее ярких православных Богородичных праздников. Успение Пресвятой Богородицы в Иерусалиме в окружении апостолов и явление Ее им на третий день после погребения – одно из великих чудес Господа. Успению Божией Матери посвящен и собор Артемиевского монастыря в Верколе (Архангельская обл.). Этот собор поражает: в деревенской глуши, практически в лесу, возносится храм столичных масштабов. В строительстве собора живое участие принимал праведный Иоанн Кронштадтский. Всероссийский батюшка любил Артемиевский монастырь. Еще мальчиком его каждый год привозили сюда: Сура, родное село будущего молитвенника за Россию, расположено недалеко от Верколы. И позже, по дороге на родину, отец Иоанн всегда заезжал в обитель помолиться святому отроку Артемию. Проект Успенского собора Артемиевского монастыря был составлен петербургским архитектором академиком Р.Р. Марфельдом, который участвовал как инженер в создании храма-памятника в честь победного окончания русско-турецкой войны на Шипке в Болгарии. По его проекту был возведен и храмовый комплекс в память чудесного спасения царской семьи во время крушения императорского поезда на станции Борки близ г. Харькова. Марфельд придерживался традиций русской архитектуры XVΙΙ века. Успенский собор Артемиевского монастыря наглядно подтверждает это. Замечательны крыльцо собора и открытая галерея для крестного хода в виде балкона. Престол нижнего храма освящен в честь Рождества Христова. Собор был заложен при наместнике архимандрите Виталии 17 (30) сентября 1891 года. В те годы монастырь как раз набирал силу после недавних времен упадка. И всего лишь через шесть лет, в 1897 году, собор был освящен при участии праведного Иоанна Кронштадтского. Удивительным кажется сейчас тот факт, что в конце XIX века с такой быстротой и в таком неудобном для строительства месте (стройматериалы надо было переправлять через Пинегу) был выстроен столь величественный храм. Хотя чему удивляться, если собор возводился с Божией помощью по молитвам угодника Божия праведного Иоанна.

http://pravoslavie.ru/28883.html

Характернейшей чертой церковного благочестия В отличие от благочестия нецерковного, то есть протестантского или сектантского, является, несомненно, почитание Божией Матери. В православном богослужении, при всем богатстве и разнообразии его состава, едва ли можно указать какой-либо чин, хотя бы самый краткий и частный, в котором не было бы обращения к Богородице или с прославлением Ее, или с молитвой о помощи и ходатайстве, или же с благодарением за такое ходатайство и помощь. Почитание Богоматери имеет, бесспорно, прочную основу в предании Древней Вселенской Церкви. Достаточно вспомнить, что оно сохранилось в обществах, отделившихся от Церкви в период Вселенских Соборов, притом в таких обществах, которые, казалось бы, не имели особого интереса хранить это почитание, например, несториане, монофизиты и подобные. Конечно, там мы видим лишь зачатки или, вернее, остатки вселенского почитания Богоматери, не получившие полного развития в силу самой логики данных ересей. Но тем и доказательней, что они сохранились вопреки этой логике. Верная своему исконному преданию, Православная Церковь как будто не находит слов, чтобы достойно воспеть Богоматерь, и не знает границ для Ее прославления. Для нашей Церкви Богоматерь - " высшая всех тварей небесных и земных " , " честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов " . Сообразно этому и предстательство Девы Марии по своему значению и силе выходит из ряда других предстательств. Мы поем: " Человеческому предстательству (а таково предстательство всех святых) не ввери мя, но Сама заступи и помилуй " . В службе же на Успение Богородицы (где прославление Богоматери достигает, можно сказать, апогея) прямо говорится: " Слава Твоя боголепная " , то есть приличествующая Богу, свойственная только Богу. I. Основанием к такому безграничному возвеличению Богоматери для нашей Церкви является отнюдь не одно, так, сказать, внешнее, объективное служение Богоматери спасению рода человеческого, не только то, что Дева Мария стала Матерью по плоти Сына Божия. Этому чрезвычайному по высоте служению Божией Матери соответствовало и Ее внутреннее достоинство, нравственное Ее совершенство, высшая степень, предел святости, какая только доступна человеческому существу под воздействием благодати Божией. Таков, думается, внутренний смысл устремление церковного учения о приснодевстве Богоматери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/377/...

XXXIX. Речь после краткого молебна в Пюхтицком женском монастыре 38 Радость архипастыря при посещении св. обители. Призываю на вас, боголюбезные сестры сей святой обители, благословение Божие. Милость Божья и покров Пресвятой Богородицы да будут всегда над вами и над сей Святой обителью. Благодарю вас за оказанную вами мне торжественную встречу и за поднятые вами для этой встречи труды и беспокойство среди глубокой ночи. Всегда я с чувством великой духовной радости и духовного утешения и прежде посещал вашу обитель, но особенно ощутительно это чувство в настоящее ночное время, поделюсь с вами этим чувством. Когда мы приближались к вашей обители, увидали красиво освещённые храмы сей обители и услышали звон ваших колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласов кампанов ваших, раздающихся на далёкое пространство среди ночной тишины и чудным видом иллюминованного и освещённого лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы, и пробегали дикие звери, а теперь здесь высятся св. храмы Божьи, и в церквах слышатся гимны Богу, во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских кельях целый сонм людей Божьих. Поистине, теперь эта гора Божия, место святое! Остаётся далее только пожелать, чтобы это святое место было свято не только храмами Божьими и священным Богослужением, в них совершаемым, но и жизнью обитательниц сей обители. Вера и святость жизни, благочестие и трудолюбие да будут всегда в сем святом уделе Божией Матери нашим уделом, тогда благодать и милость Божия, покров и заступление Божьей Матери будут над вами неотлучно, и вы с успехом будете созидать своё спасение. Теперь примите благословение и идите с Богом почивать, с наступлением же следующего дня мне с вами придётся подъять ещё не мало трудов, Господа ради и Его Пречистой Матери, для собственного нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

14 августа, начинается Успенский пост. Этот пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. 14 августа, начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.» (митрополит Антоний Сурожский) Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть ?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

http://pravmir.ru/uspenskij-post-smysl-t...

5) Апокрифы смешанного содержания, Сказания о Лице Спасителя и Богоматери. Первоевангелие Иакова Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов Евангелие Никодима Послание Пилата к Тиверию Кесарю Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии Сказания о сошествии Иисуса Христа во ад. Слово Евсевия, Епископа Александрийского о вшествии Иоанна Предтечи во ад Слово в великую субботу Св. Епифания, архиепископа Кипрского Слово. в субботу шестую поста на воскресение друга Божиа. Лазаря Сказание об Иуде предателе Легенда об Иерействе Иисуса Христа Переписка Иисуса Христа с Авгарем и сказания о нерукотворенном образе Месяца августа 16 день. Принесение нерукотвореннаго образа Господа нашего Иисуса Христа. Сказание о нерукотворенне образе Господа нашего Иисуса Христа Повесть списана иже во святых отцем нашим Григорием епископом Ниским. о обретении нерукотворенаго образа Господа нашего Иисуса Христа. иже в Камулианех Принесение нерукотворенаго образа Господня от Едеса в Царьград Послание Авгаря царя к Господу нашему Иисус Христу Отписание Господа нашего Иисус Христа. Послано с Ананиею борзоходцем. к Авгарю царю в град Едес Повесть о нерукотворенном образе императора Константина Багрянороднаго Слово Иоанна Богослова на Успение Божией Матери Легенда о кровоточивой жене Веронике, поставившей образ Спасителя в Панеаде Слово о успении Божией Матери Иоанна, архиепископа Солунского Житие Пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы Апокрифические сказания Эсхатологического характера. Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на горе Елеонской I II Вопросы Иоанна Богослова Господу Вопросы князя Антиоха и ответы Св. Афанасия Александрийского Беседа трех святителей Беседа святых трех святителей, Василия великаго кесарийскаго и Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с толкованием от патерика римскаго Устроение словес Василия и Григория Феолога и Иоанна Беседа трех святителей Сказания об Иисусе Христе, Богоматери и апостолах, вошедшие в хронографы Луцидариус Предисловие Часть I Часть II Часть первая. Книги сея Часть вторая. Книги сея Предисловие. Общий обзор апокрифических сказаний о новозаветных лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (XIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-uspe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010