Скачать epub pdf Предисловие Личность и писания византийского императора Мануила II Палеолога (1350–1425 г.) еще не были предметом специального изучения русской церковно-исторической науки. Правда, в историях Византии, написанных нашими знаменитыми византологами: у Васильева 1 , Георгиевского 2 и особенно у Успенского 3 , мы находим общия описания деятельности и эпохи императора Мануила. Этим все и ограничивается. Что касается многочисленных писаний ученого и благочестивого царя, то ни одно из них не было переведено ни на какой язык, кроме латинского, нам не удалось обнаружить ни одного из его сочинений в переводе на какой нибудь современный язык; так и в библиографическом обзоре русских патристических текстов, сделанном покойным архимандритом Киприаном (Керн) 4 не имеется русских переводов сочинений Императора Мануила. Западная церковно-историческая наука, имевшая большия возможности, в большей мере и оценила значение личности императора Мануила Палеолога и его писаний. Интерес к сочинениям сего ученого православного Монарха возник на Западе издавна. Итальянский монах 17-го века Ипполит Марачи (Maracci) сделал перевод на латинский язык двух его сочинений, посвященных Божией Матери: слово на Успение и молебный канон по поводу угрожавшей Константинополю опасности 5 . Фабриций (17 в.) в своей монументальной “Bibliotheca Graeca” приводит все известные ему сочинения царя Мануила 6 . Минь поместил целый ряд сочинений царя Мануила в 156-м томе греческой серии «Круга Патрологии», латинские переводы монаха Марачи, биографическия данные о царе Мануиле, а также выдержки из Фабриция. Легран издал 64 письма императора Мануила и греческий текст молебного канона Божией Матери 7 , который доселе был опубликован лишь в латинском переводе монаха Марачи. Мгр. Жюжи поместил греческий текст Слова на Успение (известный доселе также лишь в латинском переводе) в 16-м томе “Patrologia Orientalis”, присовокупив предисловие к сему 8 . Недавно были изданы два важнейших документа, относящихся к деятельности императора Мануила в Фессалониках в 1382–7 гг.: письмо его к Кавасиле и Речь к гражданам Фессалоники 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Киреевский , Иван Васильевич – критик и мыслитель, род. в Москве 22 марта 1806 года, ум. 11 июня 1856 года в Петербурге. Он принадлежал к одному из самых старинных родов белевских и козельских дворян. Отец его, Василий Иванович Киреевский, служил в гвардии и вышел в отставку секунд-майором; женат он был на Авдотье Петровне Юшковой. Это был человек весьма образованный и деятельный: он знал пять языков, много читал, собрал у себя в деревне довольно большую библиотеку, занимаясь преимущественно естественными науками, физикою, химиею и медициною. Впрочем, на детей он не мог иметь влияния, так как умер, когда они были еще в младенческом возрасте. В 1812 году он устроил в Орле и орловской деревне своей, Киреевской Слободке, в трех верстах от города, приют для пострадавших от войны, заразился при уходе за больными тифом и скончался в Орле 1 ноября 1812 года. Вдова с двумя сыновьями и дочерью, переехала на жительство в село Долбино, родовое именье Киреевских, находившееся в 7 верстах от г. Белева. В Долбине прошли детские годы Киреевского и его брата. Село Долбино было далеко кругом известно своею старинною церковью и находившеюся в ней местно чтимою чудотворною иконою Успения Божией Матери, и братья Киреевские в самом раннем детстве могли видеть воочию живые проявления цельной народной веры и глубокого благочестия... Почти одновременно с Киреевскими в Долбино приехал и поселился там Жуковский, бывший в родстве с Авдотьей Петровной Киреевской, воспитанный вместе с нею и связанный с нею с детства нежною дружбою. Поэт прожил в Долбине с Киреевскими два года с лишком, и близость его не могла остаться бесследною для юного Ивана Киреевского. Для него Жуковский всегда оставался любимым поэтом, муза которого воплощала в его глазах «всю поэзию жизни, все сердце души»; «при нем, писал Иван Васильевич в одном из своих писем родным, невольно теплеешь душою, и его присутствие дает самой прозаической голове способность понимать поэзию; каждая мысль его – ландшафт с бесконечною перспективою». Жуковский со своей стороны горячо любил Киреевского, высоко ценил его способности, чистоту души и благородство стремлений и искренно сочувствовал его литературным начинаниям: «Ваня – самое чистое, доброе, умное и даже философическое творение, писал он раз матери Ивана Васильевича; его узнать покороче весело»...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праздник Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбская икона Божией Матери. Список XVII в. Боголюбская икона Божией Матери Статья из т. V «Православной Энциклопедии» Боголюбская [Боголюбовская] икона Божией Матери (празд. 18 июня ст. ст, (1 июля), чудотворный образ 3-й четв. XII в. Первоначально икона находилась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря близ Владимира, после его разрушения в 1-й четв. XVIII в. была помещена в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751-1756 гг. на месте древнего. Во 2-й пол. XIX в. Боголюбскую икону Божией Матери перенесли в новый монастырский собор (1866), названный в ее честь. После закрытия монастыря в 20-х гг. XX в. икону поместили в приходскую ц. во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позднее - в Успенский собор во Владимире. В 1946 г. Боголюбская икона Божией Матери поступила во Владимирский областной краеведческий музей, а в 1992 г. была передана в Успенский собор Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря во Владимире. Иконография. Боголюбской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в визант. искусстве XI-XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону Божией Матери с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери), гравированное изображение Богоматери на русском серебряном ковчеге XV в. (СПГИАХМЗ)) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте. На Боголюбской иконе Божией Матери в отличие от др. изображений молящейся Богоматери, сопоставленных с отдельным образом Иисуса Христа, голова Богоматери чаще всего опущена и взгляд не устремлен на Христа. Изображения кн. Андрея Боголюбского на иконе, вопреки мнению Н. Н. Воронина (Из истории русско-византийской церковной борьбы. С. 217), никогда не существовало.

http://sedmitza.ru/text/415130.html

Сортировать по Исключить новости Православная Церковь вспоминает положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). 15 июля, 2014 Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). 15 июля, ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Константинополь, во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). Как гласит предание, приближенные византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474) – братья Гальбий и Кандид, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. Неподалеку от Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы. По ее словам, Пресвятая Богородица пред Своим Успением подарила ее благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав передать ее перед смертью также девице. Таким образом, несколько столетий подряд Риза Пречистой сохранялась в этой семье. Ковчег с ризой был доставлен в Константинополь, и 1 июля 458 г. святыня, вложенная в новый ковчег, была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса. Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица С Ризой Пресвятой Богородицы связаны различные чудеса в истории Константинополя.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

Молочково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1815. Адрес: Новгородская область, Солецкий район, деревня Молочково Координаты: 58.1015, 30.20202 Проезд:деревня Молочково находится на трассе Великий Новгород - Псков, в 8 км от г. Сольцы в направлении на Порхов Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты До 1764 года здесь находился монастырь. В ведомости 1799 года речь шла о деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая, построенная в 1769 году. Церковь построена в 1815 году из каменной плиты крестьянином деревни Раицы Нижне-Шелонской волости Михаилом Михайловым Рудным при помощи благотворителей. Престол в церкви был один. В церкви была почитаемая явленная икона Успения Божией Матери. Колокольня также кирпичная, на ней было шесть колоколов. Вес первого колокола 100 п. 14 ф., второго - 40 п. 30 ф., третьего - 1 п. 32 ф., четвертого - 1 п. 9 ф. Вес пятого и шестого колоколов неизвестен. На колоколах были изображены лики Божией Матери и других святых, надписей не было. Возле церкви находилось кладбище. При входе на него построена каменная часовня Святого Угодника Божия Никандра, Псковского Чудотворца. В сентябре 1896 года церковь посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. После молебствия Божией Матери владыка осмотрел храм, обратился к прихожанам со словом о почитании Божией Матери, о молитвах к ней, затем благословил собравшихся. В приходе было восемь часовен, одна из них каменная на кладбище. Кроме каменной часовни, в погосте была еще одна деревянная часовня. Она стояла над источником, где была в древности явлена икона Успения Божией Матери. Деревянные часовни были в деревнях Дубровно, Заборовье, Раицы, Селище, Сельцо. Церковно-приходского попечительства, больницы и богадельни при церкви не было. Церковно-приходская школа открыта в 1907 году. Были три земские школы в деревнях Рельбицы, Дубровы и Любитово. По штату положено священник, дьякон и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=02560

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. 4 ноября 2013 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые владыки, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас приветствую с великим праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот праздник был установлен в честь освобождения вначале Китай-города, затем Кремля, а потом Москвы и всей России от иноземных захватчиков. Этот праздник был установлен в честь чуда, которое Божия Матерь явила над ополчением Минина и Пожарского. По всем человеческим расчетам, по любому человеческому рассуждению невозможно было устоять раздробленной стране, которая была разорвана внутренними противоречиями, конфликтами, междоусобицами, которая погрузилась в пучину преступности, разбоя, которая была готова с легкостью отдать саму себя на милость иностранным победителям и здесь, в Кремле, посадить на царский престол иноземного королевича. И наши герои, которые жизнь свою положили в далеком 1612 году за освобождение Руси, — все они воспринимали случившееся как милость Божию, как чудо Богоматери. Наверное, именно тогда в русском обществе стала укрепляться уверенность в том, что страна наша пребывает под Покровом Божией Матери. Действительно, победа, одержанная в 1612 году, которую мы сегодня вспоминаем и, благодарение Богу, в честь которой установлен государственный праздник Российской Федерации, — эта победа осознавалась многими именно как явление Божией силы предстательством Царицы Небесной. Уверенность в том, что страна наша пребывает под Покровом Богоматери, возрастала с каждым последующим поколением людей, но особенно укреплялась в годины страшных испытаний.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-11-04/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Далматская икона Успения Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Библиотека Конгресса США) Далматская икона Успения Божией Матери , чудотворный образ, прославившийся в XVII веке. Празднование 15 февраля Принадлежала иноку преподобному Далмату , основателю Успенской обители в городе Далматове , в соборной церкви которой и хранился чудотворный образ. В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом . Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного поста, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Божией Матери. В 1644 году он прибыл в Пермскую губернию в Шадринский уезд и здесь поселился в пещере, во владениях татарина Илигея. Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся даже построить здесь обитель, он вознегодовал и, собрав родственников, отправился к подвижнику, намереваясь изгнать его. На ночлег он остановился прямо напротив пещеры Далмата, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете неожиданно напасть. В случае сопротивления или самозащиты иноку грозила смерть. Людской помощи ему ждать было неоткуда, бежать он тоже не мог. Но угоднику Божию не нужна была человеческая защита. Ночью Илигею явилась Богородица , в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого страшного видения татарин со всей своей свитой смиренно пришел к Далмату и отвел ему землю для монастыря. В этом же 1646 году и был основан Далматов монастырь . Но вскоре на новоучрежденную обитель напали калмыки . Они сожгли начатые монастырские постройки, часть монахов убили, часть пленили. Только старец Далмат чудесным образом спасся и сохранил принесенную им икону Успения Божией Матери. Когда калмыки ушли, он своими трудами стал восстанавливать обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи.

http://drevo-info.ru/articles/9864.html

Слово в день Успения Божией Матери 14 Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти ( Пс. 88:49 )? Воспоминание кончины друзей и благодетелей, обыкновенно, сопровождается горестью и печалью; но воспоминание кончины Божией Матери, напротив, всегда приносит утешение и оживляет надежду вечной жизни. Отчего такое различие в чувствах, при воспоминании одинакового события? Отчего смерть одних наводит мрак и погружает в скорбь и печаль, а смерть других приводит в веселие и составляет светлое торжество? От того, что мы смотрим на смерть с двух сторон, как на потерю и как на приобретение. От того, что смерть Божией Матери представляется в виде успения, а смерть других людей – в страшном виде тления. Сколько верен и точен взгляд на кончину Божией Матери, столько неверен и неточен на кончину других людей. Смерть не уничтожает бытия человеческого. Как Живота Матерь преставилась к Животу, так и все мы, веруя в Сына Божия, перейдем от смерти в жизнь вечную. Сия истина, столь отрадная на пути скорбей и столь благотворная на поприще христианских добродетелей, – сия истина да будет, при воспоминании успения Божией Матери, предметом нашего размышления. Вера в бессмертие души находится в теснейшей связи с верою в бытие Бога. Есть Существо совершеннейшее, вечное; есть и жизнь совершеннейшая, вечная. И потому первый член веры всего человечества есть вместе первый и последний член апостольского и отеческого исповедания. Так начинаем символ веры : Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и пр., и так оканчиваем: чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Не верить в бессмертие собственного духа невозможно. Все потребности его удостоверяют в бессмертии. Мы стремимся к истине, и не находим предела своему стремлению; желаем богоподобной святости, и не достигаем своих желаний; ищем блаженства, и не обретаем его нигде. Неужели же Бог вселил в нас стремление к невозможному и несбыточному? Неужели силы и способности дарованы только для земной жизни? Неужели высшие потребности должны оставаться неудовлетворенными? Нет, везде, где мы находим естественную наклонность к какому-либо предмету, находим вместе и соответственные потребности средства удовлетворения ее. Цветок, когда растет в комнате, где солнце и воздух не имеют свободного влияния, всегда клонится к окну. Так, врожденное в нас семя бессмертия, своими листьями и ветвями всегда обращено к вечности. Высшим потребностям духа соответствует одна высочайшая истина в Боге, одна высочайшая Его святость и одно высочайшее Его блаженство; и не на краткой черте настоящей нашей жизни могут быть удовлетворены они, но на бесконечном пути вечного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Славковичи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский храм Карта и ближайшие объекты Храм Успения Пресвятой Богородицы в Славковичах построен в 1810 году. В храме было три престола: центральный во имя Успения Пресвятой Богородицы, и приделы Пресвятой Троицы и в честь Собора Иоанна Предтечи, разрушенный большевиками. В 1920-е годы он был закрыт, во время Великой Отечественной войны фашисты устроили в нем конюшню, а позже открыли для богослужения, по преданию, священник Успенского храма был ими убит. С 1954 года в Успенском храме возобновил богослужение отец Евгений Степанов. Погост Славковичи церковь Успения Божией Матери Дата строительства церкви неизвестна, в 1810 году прихожанами построен придел в честь Святого Иоанна Предтечи, в 1811 году построен придел в честь Святой Живоначальной Троицы. Придел Святого Иоанна Предтечи на средства прихожан расширен в 1890-1893 годах, вновь освящен 7 ноября 1893 года. Церковь и колокольня построены из камня. Колокольня построена отдельно от храма, в 1834 году она пострадала от пожара, но исправлена старанием прихожан. На колокольне было восемь колоколов. Первый колокол весил 101 п., имел надпись: «Лит сей колокол в С.-Петербурге на заводе мастера купца Стуколкина в 1863 году в церковь Успения Божией Матери Славковского погоста усердием прихожан и церковного старосты Ивана Емелианова при священниках Василии Цветкове, Василии Светлове, Иакове Аполинском и диаконе Алексии Яснецком». На третьем колоколе имелась надпись: «Слава Богу Великого Царя и Государя Великого Князя Ивана Васильевича, при архиепископе Нова-Града и Пскова Владыке Серапионе». Остальные колокола надписей не имели, известен вес пятого колокола - 20 п. 34 ф., и шестого колокола - 17 п. 13 ф. Престолов в церкви было три. Главный престол - во имя Успения Божией Матери, правый придел - во имя Собора Святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, левый придел - во имя Пресвятой Троицы. Возле церкви находилось кладбище. В приходе было двенадцать часовен. При церкви находилась каменная Владимирская часовня, построенная в 1865 году прихожанами, остальные часовни были деревянными. В полуверсте от церкви находилась Пятницкая часовня с колодцем; при деревне Крюково - Дмитриевская часовня; в деревне Голубово - Георгиевская часовня; в деревне Дарицы - Пятницкая; в деревне Петли - Борисо-Глебская; в деревне Ольхово - Петропавловская часовня; в деревне Авчух - Троицкая; в деревне Боровики в 1875 году построена Власиевская часовня; в деревне Сумско - Пятницкая часовня на кладбище; в деревне Козибор - Борисо-Глебская; в деревне Молонец - Никандровская часовня.

http://sobory.ru/article/?object=14714

1 святыня Икона Божией Матери «Слово плоть бысть» Албазинская доступна для поклонения в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери. За две с небольшим тысячи лет существования Христовой Церкви появилось несколько сотен различных образов Божией Матери. Все они восходят своими истоками к тому образу, что был написан Лукою на доске из обеденного стола Спасителя. И все прославил Бог великими чудесами, что Он нисполсылает по молитвам верных. Иконы эти многоразличны и каждый христианин выбирает себе для особого почитания те из них, которые ближе его сердцу. Сегодня я расскажу о той иконе Божией Матери, что давно занимает особое место в моём сердце. Это - великий чудотворный Хабаровский список Албазинской иконы Пресвятой Богородицы, что хранится ныне в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери (Г.-Х.С.У.Б.М.е). Первообраз иконы связан с заселением казаками Амурских земель и присоединения их к нашей любимой Родине. Город Албазин был основан в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы. Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур - за торжество Православия на Дальнем Востоке. В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами. Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню. Зимой 1665–1666 г. отряд казаков Никифора Черниговского укрепился в сердце Приамурской Православной цивилизации – в легендарном Албазинском остроге.

http://elitsy.ru/holy/temple/12723/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010