Каноны на Успение Пресвятой Богородицы В праздник Успения Пресвятой Богородицы опять соединяют свои хвалы оба знаменитые церковные Песнописцы – св. Козьма Маюмский и св. Иоанн Дамаскин , для прославления блаженной кончины Богоматери. Смерть сама по себе есть скорбное событие; но по вере во Христа она бывает радостным переходом из настоящей в другую, лучшую жизнь. Кончина же Той, Которой вся жизнь была непрерывным рядом чудес, от самого Её зачатия, кончина Матери Божией по превосходству была блаженным Успением и Преставлением от земли на небо, и сопровождалась, как говорит предание 11 , многими чудесами, беспримерными и свойственными одной только Матери Бога-Слова. Посему св. Козьма, приступая к прославлению кончины пресвятой Богородицы, торжественно взывает ко всем верующим: πανηγυριζτωσαν ο θεφρονες (да торжествуют богомудрые!), и с чувством искренней духовной радости изображает преславные обстоятельства этого события. Из красноречивых уст его слышатся и умилительные слова Богоматери, взывавшей к возлюбленному Сыну Своему о скорейшем и блаженнейшем переселении Её в обители Небесные, и любвеобильные вещания Самого Господа Иисуса Христа, нисшедшего с Ангелами и Святыми взять пречистую душу Родившей Его по плоти и собственными руками отнести к Отцу Своему, и надгробные песни св. Апостолов, нарочито и чудесно собранных в Сион с концов вселенной – почтить достойным погребением Пречистое тело, которое впрочем и по смерти осталось нетленным и вскоре потом таинственным и неизъяснимым образом также преставлено было на небо. Св. Дамаскин, радостно подтверждая в своём каноне священные предания о чудесах Успения, прибавляет, что при самом погребении Богородицы св. Апостолы с восторгом превозносили святейшую Матерь Ипостасного Слова, Которая и по преставлении от земли на небо не престаёт молитвами Своими избавлять от смерти души наши 12 . Оба канона писаны мерною прозою; но первый из них – св. Козьмы – расположен в греческом подлиннике приспособительно к вышеозначенному изречению: πανηγυριζτωσαν ο θεφρονες, составляющему шестистопный ямбический стих и служащему для канона акростихом. Как в нём заключается всего 26 букв, так и всех тропарей с ирмосами в каноне – 26. Второй же канон писан без акростиха и содержит в себе 28 песнопений, т. е. 8 ирмосов и 20 тропарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 7. Успение Богоматери Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Ее всегда молчаливая и углубленная в Себя душа. Молитва служила Богоматери средством для постоянного общения с Сыном. И вся жизнь Ее полна была неперестающей молитвы. Целые дни, целые ночи проводила Она, молясь в винограднике Гефсиманском, и кто расскажет, какими озарениями просветлялась в эти часы молитвы Ее великая душа, какую весть сердце Христово подавало сердцу Марии, безропотно томившемуся в разлуке с Божественным Сыном? Можно догадываться, о чем была молитва Матери Божией. Молилась Она, вероятно, о процветании христианского дела, о тех церквах верующих, которые под влиянием проповеди апостолов, обходивших вселенную, основывались в разных странах мира. Но, вероятно, более всего молилась Она о том, чтобы скорее разрешиться от уз плоти и вознестись к сладостному лицезрению и вечному стоянию пред Своим Божественным Сыном. Однажды, когда Богоматерь молилась, явился пред Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Он был служителем Девы с самого детства Ее, питателем Ее во «Святом Святых», благовестником воплощения чрез Нее Бога и во все дни жизни Ее неотступным Ее хранителем. Архангел принес Ей от Господа радостную весть о скором Ее преставлении, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня. По другим преданиям, архангел Гавриил явился Богоматери перед Ее кончиной два раза: в первый раз за пятнадцать и второй раз за три дня до Успения. В этот последний раз архангел вручил Деве райскую финиковую ветку. На Елеонской горе, неподалеку от вершины, с которой Христос вознесся на небо, доселе паломникам и путешественникам показывают то место, где Богоматерь приняла от небесного посланника счастливую весть о приближении Своего Успения.

http://sedmitza.ru/lib/text/440266/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Победа над смертью Слово в день Успения Пресвятой Богородицы Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский   23:55 27.08.2023 615 Время на чтение 5 минут Воспою, радуяся, Твоя Успение. Ирмос песни 1-й Успение Пресвятой Богородицы (икона П. Бусалаева). Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/27/...

иером. Иаков (Цветков) Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных (необозначенные в акростихе именем песнописца), заимствованные из 3–й и последней части кондакария кардинала Питры, с дополнением из Афонского кондакария. Перевод с древне – греческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) Источник Содержание Предисловие Акафист на успение Пресвятыя Богородицы Акафист на успение Божией Матери На тот же день Святым первоверховным апостолам, Петру и Павлу На погребение В субботу мясопустную В субботу сыропустную В неделю сыропустную Утешительный кондак с икосами, поемый над болящими Другой утешительный кондак с икосами Пресвятей Богородице На положение честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (2-го июля) На положение честнаго пояса Пресвятыя Богородицы В субботу поминовения душе (пред Пятдесятницею) В неделю пред Рождеством Христовым ( – Св. отец) Другой кондак и икос, заимствованные из кондакария XI в. Москов. синод. Библиотеки Святым мученикам младенцам, убиенным (в числе 14,000) за Христа от Ирода Другой кондак Св. младенцам, избиенным от Ирода Тем же Св. младенцам В неделю по рождестве Христове В неделю блуднаго В туже неделю В неделю 2-ю Св. Велик. Поста В неделю третью Св. Поста (Крестопоклонную) В субботу Святого Праведного Лазаря В неделю Ваий Во святый и великий Понедельник Кондак и икос на Святый и Великий Вторник Во Святую Великую Среду В Святой Великий Четверток На тот же день Во Святой и Великий Пяток I. (Поклонение Кресту). Краткие тропари. ΙΙ. (Крестное поношение) На преполовение пятидесятницы Св. пророку Захарию, отцу Предтечеву На зачатие честного славного пророка и предтечи, Крестителя Господня Иоанна На рождество св. Предтечи и Крестителя Иоанна В день усекновения честныя главы Св. Предтечи и Крестителя Иоанна Св. Архистратигу Михаилу На тот же день Тому же архистратигу Св. апостолу Андрею Св. апостолу Иакову, брату Св. апостола Иоанна Богослова Св. апостолу и Евангелисту Матфею Св. апостолу Филиппу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Глава 7. Успение Богоматери Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Ее всегда молчаливая и углубленная в Себя душа. Молитва служила Богоматери средством для постоянного общения с Сыном. И вся жизнь Ее полна была не перестающей молитвы. Целые дни, целые ночи проводила Она, молясь в винограднике Гефсиманском, и кто расскажет, какими озарениями просветлялась в эти часы молитвы Ее великая душа, какую весть сердце Христово подавало сердцу Марии, безропотно томившемуся в разлуке с Божественным Сыном? Можно догадываться, о чем была молитва Матери Божией. Молилась Она, вероятно, о процветании христианского дела, о тех церквах верующих, которые под влиянием проповеди апостолов, обходивших вселенную, основывались в разных странах мира. Но, вероятно, более всего молилась Она о том, чтобы скорее разрешиться от уз плоти и вознестись к сладостному лицезрению и вечному стоянию пред Своим Божественным Сыном. Однажды, когда Богоматерь молилась, явился пред Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Он был служителем Девы с самого детства Ее, питателем Ее во «Святом Святых», благовестником воплощения чрез Нее Бога и во все дни жизни Ее неотступным Ее хранителем. Архангел принес Ей от Господа радостную весть о скором Ее преставлении, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня.  По другим преданиям, архангел Гавриил явился Богоматери перед ее кончиной два раза: в первый раз за пятнадцать и второй за три дня до Успения. В этот последний раз архангел вручил Деве райскую финиковую ветку. На Елеонской горе, неподалеку от вершины, с которой Христос вознесся на небо, доселе паломникам и путешественникам показывают то место, где Богоматерь приняла от небесного посланника счастливую весть о приближении Своего Успения. Архангел говорил Пречистой Деве, чтобы Она не смущалась принесенной им вестью, но приняла ее с веселием, так как Она переходит к бессмертной жизни, чтоб вечно предстоять бессмертному Царю славы. Он говорил: «Тебя ждет Сын Твой и Бог наш, с архангелами и ангелами, с херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных. И возьмет Он Тебя, Матерь Свою, в горнее царство, да живешь Ты и царствуешь с Ним бесконечные веки».

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Слово на славное Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Иоанна Дамаскина Нет земнородного, хотя бы он имел тысячи языков и уст, который по достоинству мог бы восхвалить священный исход Богоматери; даже если бы соединились языки людей, рассеянных по всему миру, то и они не могли бы произнести приличных Ей похвал: ибо Она превосходит все законы хвалений. Однако, поелику Богу приятно то, что приносится нами по любви и усердию, а Богоматери приятно то, что любезно и угодно Сыну Ее: то мы приступим к похвале Ей, призывая помощь Того Слова, Которое воплотилось от нее и наполняет всякие, отверзаемые к Нему, уста и Которое одно было для нее всеславною похвалою. Ныне святой и одушевленный кивот живого Бога, чревоносившая Своего Создателя, упокоивается в нерукотворнном храме Господнем; и играет Давид, праотец Ее и Богоотец, ликуют ангелы, плещут архангелы, торжествуют престолы, славят силы, сорадуются начала, веселятся власти, радуются господства, поют херувимы, славословят серафимы. Ныне Едем принимает рай нового Адама, в котором разрешено осуждение и насаждено древо жизни, – в котором покрыта наша нагота, ибо мы не наги более и не лишены одеяний: Сам Единородный Сын Божий сделался человеком, и я, смертный, делаюсь бессмертным и снимаю с себя кожанные ризы; я совлекся тления, а облекся в одеяние Божества. Ныне непорочная и непричастная земным страстям, но питавшаяся небесными помыслами Дева, отходит не в землю, но, как одушевленное небо, помещается в небесных скиниях: поелику Владыка земли и небес и Создатель всякой видимой и невидимой твари в Ней соделал Себя бессеменно младенцем и явил Ее сокровищницей Своего неописанного Божества, бесстрастно составившись в Ней и оставаясь невместимым. Ныне сокровище жизни, бездна благодати (не знаю, как произнести это дерзновенными устами) покрывается живоносною смертию и бестрепетно приступает к той, Сокрушителя которой родила, если только можно назвать смертию священное и живое отшествие Божией Матери. В самом деле, как могла покориться смерти Та, Которая родила жизнь для всех? Правда, Она уступает закону, положенному Рожденным от нее, и, как дочь Адама, подвергается отеческому осуждению: поелику и Сын Ее, Который есть сама жизнь, не отверг сего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Св Димитрия, митрополита Ростовского О дивное чудо! Источник жизни в гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Возлюбленные слушатели! Дивная Мать дивного Бога, дивна от начала и до конца Своего: дивна в зачатии Своем, дивна и в житии Своем, дивна в преставлении Своем. Она вся – одно дивное чудо. Дивна в зачатии: быв зачата, по ангельскому благовестию, от неплодных чистых и святых родителей, рождена чисто и свято. Дивна в житии: Она была девствующей Матерью и материнствующей Девою; родила Бога и не повредила Своего девства. Дивна в преставлении: Она Своим гробом не в землю нисходит, но на небо восходит: и лествица к небеси гроб бывает. О, дивное чудо! И мертвец дивен, и гроб дивен. Мертвец живет по смерти: в рождестве Дева, и по смерти жива; а гроб досягает до неба (как утвержденная на земле лествица Иаковлева, верх которой достигал небес): лествица к небеси гроб... Твердо станем умом своим при дивном бессмертном гробе Божией Матери, как при лествице, возводящей к небу, и присмотримся внутренними очами, какие ступени этой лествицы (потому что лествица без ступеней не бывает), какие это – ступени, по которым Божия Матерь взошла на небо в час Своего преставления? О, дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Было бы не удивительно гробом заградить источник так, чтобы он не источал своей струи; но дивно претворить гроб в лествицу, – и в лествицу, досягающую неба. Точно ли человеческий гроб в три локтя, прямо поставленный на земле, может достигнуть до небесной высоты? Но нужно знать, что здесь гроб разумеется вместо самой смерти. Смерть названа гробом так же, как и лествицей; как гроб в три локтя, так и смерть; а смерть святых перед Господом честна, как лествица, возводящая к небу души святых, и измеряется тремя богословскими добродетелями – верой, надеждой и любовью. И это – мера великая и высокая, досягающая как бы лествицей неба! Потому что вера достигает до лицезрения Божия; надежда – до получения благ, их же око не виде; а любовь – до самого сердца Божия, в котором – источник и начало всякой (чистой) любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Успенский пост (14-27 августа в 2024 году) Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. 14 августа, 2006 Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. Успенский пост в 2024 году начинается 14 августа, а заканчивается 27 августа. Это самый короткий пост в православном календаре. Подробнее об этом в статье! Успенский пост в 2024 году Сегодня, 14 августа, начинается Успенский пост . Успенский пост – самый короткий из всех постов, Успенский пост длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне , заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.» (митрополит Антоний Сурожский)

http://pravmir.ru/uspenskij-post/

Закрыть itemscope itemtype="" > Критская Чудотворица Панагиа «Фанеромени» 15.08.2012 1521 Время на чтение 10 минут Август в Греции зовется «месяцем Богородицы». Пожалуй, Успение Божией Матери, или Декапендавгусту («15 августа», в Греции принят новый стиль - А.Н.) - один из самых любимых греками праздников. А для монастыря Матери Божией «Фанеромени» на Крите этот день - «вторая Пасха». Чтимая в обители икона Божией Матери «Фанеромени» известна своими чудотворениями и ежедневно привлекает верующих со всех концов острова. Икона Божией Матери «Фанеромени» Тянутся они сюда, уставшие и измученные жизненными обстоятельствами, перед чудотворной иконой высказывают свою боль. Страждущие просят об исцелении. Матери, одетые во все черное, босыми ногами приносят своих детей. Со слезами на глазах молят Владычицу мира о предстательстве перед Господом в исполнении чаяний их души. Многие идут отблагодарить Царицу всех за Ее благодеяния. Многочисленные паломники собираются в удаленный от мира, безмолвный и благодатный, пещерный храм Богородицы. Братия монастыря радушно принимает в новой паломнической гостинице всех верующих, которые, следуя древнему обычаю, проводят в монастыре Успенский пост в воздержании и молитве, ежедневно участвуют в богослужениях и так исполняют свой обет Богу. Агиос Николаос. Вид из монастыря Божией Матери «Фанеромени» Множество чудес совершается в монастыре. Мы расскажем вам лишь о некоторых из них. В трудные междувоенные годы (Период между двумя мировыми войнами, т.е. между 1918-1939 гг. - А.Н.) одна женщина из Иерапетры, уже имевшая троих детей, родила еще одного. К сожалению, ее четвертый ребенок, хотя и родился здоровым, не мог двигаться после сильного переохлаждения, которое получил около Ассари, где они жили. Ему было около четырех лет. Мать не могла прокормить дитя из-за страшной нищеты и решила отдать его в монастырь «Фанеромени». Ночью она пешком поднялась к обители и положила мальчика за ее вратами. Она рассудила так: «пусть Матерь Божия позаботится о нем и или исцелит его, или заберет к Себе».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Ельтесуново. Часовня Галатской иконы Божией Матери. Галатская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Галатской иконы Божией Матери Год постройки:2004. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Ельтесуново Координаты: 56.23686, 39.88895 Проезд:Автодорога Владимир-Кольчугино. На девятом км от пос. Ставрово правый поворот и указатель " В Алепино, к русскому писателю Владимиру Солоухину " . Далее 4км до д.Васильево и направо 2км до д.Ельтесуново. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты с. Ельтесуново. Галатская часовня. «Интереснейшая история у села Ельтесуново. В церковной летописи сказано: " Ельтесуново - название греческое, оно примерно означает " зоопарка " . В церковных окладных книгах 1628 года написано: " Церковь Успенья Пречистой Богородицы вотчины Орины Никитичны в с. Ельтесуново дани 5 алтын 5 денег " . В 1677 году село названо вотчиной московского Спаса Нового монастыря. В книгах записано, что теплая Никольская церковь Ельтесуновского храма освящена в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а холодная Успенская - в царствование императора Павла Петровича. В Ельтесуновском приходе почиталась Галатская икона Божией Матери. Она избавила местных жителей от холеры в 1848 году. В этой церкви хранилось Евангелие " напрестольно печатное " . В Ельтесуновский приход входили кроме села деревни Чаганово, Мельничная, Морозово, Кормилково, Степаниха (Кокуй). Приход состоял из 376 дворов, здесь проживало 1106 мужского и 1249 душ женского пола. Дома жителей на церковной земле были их собственностью. В 1884 году в селе открыли церковно-приходскую школу, а пять лет спустя купцом Владимиром Ивановичем Симаниным была построена земская школа. В тридцатом году церковь в селе Ельтесуново закрыли. В 2004 году силами жителей села с помощью спонсора А.С. Прохорова в Ельтесуново построена и освящена часовня в честь Галатской иконы Божией Матери». Из статьи Н. Лалакина «Точка на карте» в газете «Владимирские Ведомости» 409, 23 декабря 2005 г. В книгах патриаршего казенного приказа Ельтесуновская церковь под 1628 годом записана так: «Церковь Успение Пречистые Богородицы в вотчине Орины Никитичны в селе Ельтесунове дани 5 алтын 5 денег». Под 1677 годом Ельтесуново показано вотчиной Спаса Нового монастыря (в Москве). В половине XVIII столетия упоминается о дани с церкви в этом селе, но не говорится, какая была церковь – деревянная или каменная. «1746 г. церковь Успения Пресвятыя Богородицы в селе Ельтесунове дани 2 рубля 57 коп. с половиною».

http://sobory.ru/article/?object=01756

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010