О совершении чина Погребения Божией Матери В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. 26 августа, 2003 В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Как совершается чин Погребения Божией Матери? Читайте об этом в нашей статье! Здесь Вы найдёте полную последовательность этой службы в храмах. Как совершается чин Погребения Божией Матери? Особенно торжественно чин совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее XV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее («Похвалы», или «Непорочны») представляет собой искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта). В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии). В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед полиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статий чина «Погребения Богоматери». По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника — утром 14/27 августа.

http://pravmir.ru/o-chine-pogrebeniya-bo...

Преданность Богу, по примеру Божией Матери. Два поучения на Успение Пресвятой Богородицы 1. На всенощной Когда Архангел Гавриил благовестил Пресвятой Деве Марии о зачатии и рождении Ею Спасителя мира, – Она, успокоенная Ангелом, что сие совершится без нарушения Её обета девства, силою Святого Духа, в глубоком смирении не что иное рекла, как: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему! Всецелая преданность в волю Божию, выраженная сими словами, составляла основное правило всей земной жизни Пресвятой Девы; везде, во всех обстоятельствах жизни, она, по изображению Евангелистов, смиренно слагала в своем сердце все видимое и слышимое в глубокой преданности воле Божией. Благо тебе будет, христианин, и на небеси, и на земли, если, по примеру Матери всех нас христиан, нашей Заступницы и Ходатаицы, и ты сделаешь главным правилом своей жизни всецелую преданность воле Божией, если устроишь свою жизнь так, чтобы мог сказать вместе с Псалмопевцем: на Господа уповах ( Пс.10:1 ). Подражая примеру Матери Божией, ты должен стараться о том, чтобы всего себя и все свое отдать в волю Божию, препоручить Его верховному распоряжению. «Да будет со мною всегда и везде, что Богу угодно: я стану только внимательно смотреть на себя и вокруг себя, и действовать всегда пред лицем Господним, исполняя свой долг и шествуя путем, который мне указан в жизни. Господь – мой Владыка, Помощник и Отец: к Нему буду относить все, чего ни достигну, что ни потеряю, чем ни утешусь и чем ни оскорбею». Вот весь план твоей жизни, основанный на разумной и сердечной преданности Богу. Он прост и краток; но в нем есть все. Нужно ли известное и верное направление жизни? Самый определенный характер дает ей преданность Богу. Нужна ли защита в скорби и услаждение в горести? Чашу отрады и благодушия подает преданность Богу. Нужна ли опора и облегчение в делах благочестия и веры? – Помощницею верною и неизменною является и здесь преданность Богу. Нужно ли самой добродетели особенное украшение и приятность? – Украшает и услаждает ее преданность Богу. Все это в ней есть, точно так же как ничего такого нет вне её.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 авг.), чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86×68 см): на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Д. и.- один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Д. и.- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Близкие к Д. и. варианты «Умиления» встречаются в визант. искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. ( Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. P. 103-108; она же. 2005. С. 277-278. Примеч. 50-53). До 80-х гг. XX в. Д. и. атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора ( Грабарь. 1922. С. 3-20. Переизд.: 1966. С. 93, 95), к-рый также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Разделы портала «Азбука веры» патриарх Сергий (Страгородский) Характернейшей чертой церковного благочестия в отличие от благочестия нецерковного, то есть протестантского или сектантского, является, несомненно, почитание Божией Матери. В православном богослужении, при всем богатстве и разнообразии его состава, едва ли можно указать какой-либо чин, хотя бы самый краткий и частный, в котором не было бы обращения к Богородице или с прославлением Ее, или с молитвой о помощи или ходатайстве, или же с благодарением за такое ходатайство и помощь. Почитание Богоматери имеет, бесспорно, прочную основу в предании Древней Вселенской Церкви. Достаточно вспомнить, что оно сохранилось в обществах, отделившихся от Церкви в период Вселенских Соборов, притом в таких обществах, которые, казалось бы, не имели особого интереса хранить это почитание, например несториане, монофизиты и подобные. Конечно, там мы видим лишь зачатки или, вернее, остатки вселенского почитания Богоматери, не получившие полного развития в силу самой логики данных ересей. Но тем и доказательней, что они сохранились вопреки этой логике. Верная своему исконному преданию, Православная Церковь как будто не находит слов, чтобы достойно воспеть Богоматерь, и не знает границ для Ее прославления. Для нашей Церкви Богоматерь – “высшая всех тварей небесных и земных”, “честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов”. Сообразно этому и предстательство Девы Марии по своему значению и силе выходит из ряда других предстательств. Мы поем: “Человеческому предстательству [а таково предстательство всех святых] не ввери мя, но Сама заступи и помилуй”. В службе же на Успение Богородицы (где прославление Богоматери достигает, можно сказать, апогея) прямо говорится: “Слава Твоя боголепная”, то есть приличествующая Богу, свойственная только Богу. I Основанием к такому безграничному возвеличению Богоматери для нашей Церкви является отнюдь не одно, так сказать, внешнее, объективное служение Богоматери спасению рода человеческого, не только то, что Дева Мария стала Матерью по плоти Сына Божия. Этому чрезвычайному по высоте служению Божией Матери соответствовало и Ее внутреннее достоинство, нравственное Ее совершенство, высшая степень, предел святости, какая только доступна человеческому существу под воздействием благодати Божией. Таков, думается, внутренний смысл, устремление церковного учения о приснодевстве Богоматери.

http://azbyka.ru/pochitanie-bozhiej-mate...

LIII. Слово, сказанное в Пюхтицком монастыре в храмовой праздник Успения Пресвятой Богородицы 52 Предсмертные заветы и блаженная кончина Божьей Матери Во успении мира не оставила еси, Богородице! Когда умирает человек святой жизни, великим утешением для нас служит воспоминание о его блаженной жизни, как примере для нашего подражания, особенно же его последние заветы и слова. Светло празднуя ныне преславное успение Матери Божьей, обратим внимание, для общего нашего назидания и духовного утешения, на Её блаженную кончину, и особенно на предсмертные заветы и слова Божией Матери, и на слова Иисуса Христа к Царице Небесной. Пресвятая Богородица, утешившись быстрым распространением по вселенной, ещё при Её жизни, Божественного учения возлюбленного Сына Своего, Иисуса Христа, и чувствуя приближение Своего блаженного успения, в последние годы и дни Своей земной жизни ничего так сильно не желала, и ни о чем так слёзно не молилась возлюбленному Сыну Своему, как о том, чтобы Он скорее взял Её пречистую душу из сей юдоли плача к Себе в горние обители, где она всегда могла бы видеть Сына Своего, сидящего одесную Бога-Отца на небесах. Вот первый завет нам Божией Матери и первый урок назидания, который мы должны вывести для себя из последних дней Ее земной жизни! Постоянное памятование о своей смерти и непрестанная, усердная молитва к Богу о скорейшем разрешении от уз греховной плоти нашей и о теснейшем соединении со Христом, Спасителем нашем. И как спасительно было бы для нас это непрестанное памятование наше о своей смерти, от какого множества грехов оно удержало бы нас!.. Помни последняя твоя, и во веки не согрешивши! Когда Матерь Божия, получивши во время молитвы своей на горе Елеонской от Архангела Гаврила радостную весть о приближении Ее блаженной кончины, возвестила о сем Апостолам, и когда об этом узнали от Апостолов жившие в Иерусалиме и его окрестностях христиане, все начали горько плакать и молить Владычицу не оставлять их в сиротстве, тогда Матерь Божия заповедала им не только не плакать, но радоваться, потому что Она, представши по своём успении ближе к престолу Божию, получит большее дерзновение молить Бога о всех, и, по Своём прославлении, не только их не оставит в сиротстве, но и весь мир христианский. Она будет посещать, надзирать и помогать бедствующим. Сколько радости и утешения для скорбящих христиан в этом обетовании Царицы Небесной! Воистину, Ты и во успении мира не оставила еси, Богородице!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Кротость Божией Матери и грубость как закон современной лжекультуры Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми. 27 августа, 2009 Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с проповедью о земной жизни, служении и Успении Божией Матери, о Ее образе по свидетельствам Священного Писания, Священного Предания и иконописи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня великий двунадесятый праздник, престольный праздник главного храма нашей Церкви — сего Патриаршего Успенского собора в Московском Кремле . Мы прославляем Успение Пресвятой Богородицы. В жизни Царицы Небесной не было человеческого почета и человеческой славы. И единственное событие, связанное с Ее земной жизнью, окруженное славой и почетом, — это событие самого Ее Успения. Мы узнаем об Успении Пресвятой Богородицы из Предания Церкви, из надежных свидетельств древних святых отцов начиная с Дионисия Ареопагита и Мелитона Сардийского, а также Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского, святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. Уже первые пять столетий христианской истории отмечены многими и подробными описаниями земной жизни Пресвятой Богородицы и описанием Ее Успения. В день славы Пресвятой Богородицы — Ее Успения и приятия с телом на небо силой Божественной — Церковь предлагает нам для размышления послание Апостола Павла к Филиппийцам, казалось бы никак не связанное с жизнью Богоматери. Но это только на первый взгляд так. Мы только что услышали замечательные слова, которые Апостол обращает к Филиппийской Церкви, говоря о самом Спасителе, что Он уничижил себя, принял образ раба, стал подобным человекам, смирил себя даже до смерти и смерти крестной, а потому Бог превознес Его (см. Флп. 2, 7-9).

http://pravmir.ru/krotost-bozhiej-materi...

Основные праздники В дальнейшем изложении мы вкратце разберем иконы церковных праздников. Прежде всего, это иконы величайшего праздника Пасхи (Сошествие во ад и Жены Мироносицы у Гроба) и иконы двенадцати великих, так называемых двунадесятых праздников – шесть Господских, четыре Богородичных (см. разбор иконостаса на с. 106–107), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня. Кроме того, среди икон главных праздников помещены также иконы других, менее важных праздников, как то: Воскрешения Лазаря, Покрова Божией Матери, Преполовения Пятидесятницы и две иконы Распятия – писаная и резная (крест). Иконы праздников, расположенные по течению церковного года, приведены в следующем порядке: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Жены Мироносицы у Гроба, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение, Троица, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Преображение Господне, Успение. В выборе разбираемых здесь икон, как праздников, так и Спасителя, Божией Матери и отдельных святых, мы руководствуемся не их художественным достоинством, а их строго православной иконографией. Другими словами, здесь воспроизведены лишь те иконы, которые не имеют никаких догматических искажений, никаких заимствований из западного искусства и вполне передают неповрежденное учение Православной Церкви, ничем не нарушая иконописного канона. Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы. Псков. Конец XVI- начало XVII в. Псковский музей-заповедник. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш...» 242 В день Рождества Богоматери (8 сентября) Церковь празднует святейшее человеческое рождение, «пречистый плод» которого избран и благословен уже от матернего чрева (Зачатие Марии св. Анной празднуется 9 декабря). Евангелие обходит молчанием Рождество Божией Матери, тогда как о Зачатии и Рождестве Предтечи, также празднуемых Церковью, повествуется подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Пала д’Оро (базилика Сан-Марко в Венеции) [Итал. Pala d " Oro, букв.- «золотая доска»], «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря). Представляет собой группу собранных в единое смысловое целое изображений на христ. сюжеты; размеры - 350×210 см. Считается, что П. д " О. украшают 137 эмалей, 526 жемчужин, 330 гранатов, 320 изумрудов, 255 сапфиров, 183 аметиста, 75 рубинов, 175 агатов, 34 топаза, 16 сердоликов и 13 яшм. Центр верхней части занимает квадрифолий с образом арх. Михаила в лоратном одеянии, с лабарумом в руке, на к-ром написано Трисвятое («ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ»); по его сторонам - по 3 сцены двунадесятых праздников в полукруглых арочных обрамлениях: слева - «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад» и «Распятие»; справа - «Вознесение», «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Успение Пресв. Богородицы». В центре нижней части в медальоне представлен восседающий на престоле Христос Пантократор; вокруг Него - 4 евангелиста, пишущие Евангелия; над образом Христа - Этимасия, а по ее сторонам - силы небесные: 2 херувима и 2 ангела, за ними с каждой стороны - по 6 архангелов с кадилами (только на 4 эмалевых пластинках написаны имена), поклоняющихся Иисусу Христу и Этимасии. Под рядом ангелов - апостолы, их фронтальные в рост фигуры помещены под готические арочные обрамления; в руках у них кодексы, причем апостолы Андрей и Павел изображены с кодексом в левой и со свитком в правой руке, ап. Петр - со свернутым свитком. Под образом Христа Пантократора размещается изображение Божией Матери «Оранта», по Ее сторонам - визант. имп. Ирина (надпись: «ειρηνη σεβεστατη αυγουστη») и дож Орделаффо Фальер (1102-1117), заказчик П. д. " О. У ученых нет единства мнений об идентификации императрицы: имя Ирина носили супруга имп. Алексея I Комнина (1081-1118), в правление к-рого связи между Византией и Венецией были наиболее крепкими (в это время была изготовлена в К-поле П. д. " О.), супруга его сына имп. Иоанна II (1118-1143), а также супруга имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Некоторые полагают, что на месте эмали с дожем некогда находилось изображение визант. императора и общая структура этой 3-фигурной композиции напоминала мозаику в юж. галерее собора Св. Софии в К-поле (1118-1122), на к-рой по сторонам Божией Матери - имп. Иоанн II Комнин и Ирина Венгерская; другие считают, что фигура дожа была там изначально, но, вероятно, в нач. XIII в., чтобы подчеркнуть значимость этого персонажа, его решили представить с нимбом и сделали новое изображение его головы, меньшего размера ( Buckton, Osborne. 2000). Было высказано также предположение, что донаторских портретов по сторонам от образа Божией Матери первоначально было 4, 2 из них располагались на тех местах, к-рые занимают надписи XIV в.: ближе к центру - имп. Алексей I Комнин и его супруга Ирина, а за ними - сын и соправитель Алексея, Иоанн II, и дож Фальер ( Luigi-Pomori š ac. 1966).

http://pravenc.ru/text/2578698.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Мы ощущаем незримое присутствие Царицы Небесной в нашей жизни 28 августа 2020 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. Накануне праздника Владыка совершил всенощное бдение с чином выноса плащаницы Божией Матери. На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Перед причастием игумен Филарет (Тамбовский) огласил Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием . По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы совершаем последний великий праздник церковного года, ибо, как вы, наверное, знаете, церковный год, как и учебный, начинается в сентябре, а заканчивается в августе. Первым великим праздником церковного года оказывается Рождество Пресвятой Богородицы, а последним – Ее Успение. И в течение всего литургического года перед духовным взором христианина проходит жизнь Божией Матери – от Ее рождения и до блаженного успения. В первые века христианства еще не было богородичных праздников: ни Рождества, ни Введения во храм, ни Успения Пресвятой Богородицы. Древние христиане поминали мучеников, а центром церковной жизни становились места христианских погребений. В каждом городе были свои мученики, их мощи, местные празднования их памяти. Но праздников в честь Богородицы еще не было, хотя с самого начала существования Церкви христиане почитали Матерь Божию.

http://mospat.ru/ru/news/45425/

Слово в день Успения Божией Матери. (15 августа 1884 г.) Воспоминая сегодня блаженное успение пресвятой Богородицы, мы должны, по мысли и намерению св. церкви православной, во-первых прославить праздничными и хвалебными песнями отошедшую от нас видимо, но и в успении своем нас неоставляющую Матерь Господа нашего, а во-вторых – ликовствующим духом своим подвигнуться к тому, чтобы укрепить и усилить наше единение с нею через посильное подражание ее богоподобным качествам. В первом деле руководила и руководствует нас сама Христова церковь , оглашая слух наш разнообразными священными гимнами, которые составлены богомудрыми мужами и песнопевцами в похвалу и честь Матери Божией, вошедшей, после успения своего на земле, в неизреченную и вечную славу божественного Сына своего на небе. Во втором деле поруководить вас, братия и сестры о Христе, лежит обязанность на нас, ваших пастырях духовных. Какое же качество чистейшей души богоматерней избрать нам для сегодняшнего слова, чтобы научиться подражать ей? Дивны и многочисленны эти качества. Нет добродетели, нет ни одного вида ее или оттенка, которой высочайшим образцом не была бы пренепорочная Матерь Господа нашего. Все, что мы знаем о ней из священных книг или из предания церковного, все достойно нашего всецелого подражания и глубочайшего благоговения. Хотим ли мы стяжать веру в Господа Бога и преданность Его св. воле, хотим ли научиться терпению, возревнуем ли о христианском смирении, возжелаем ли украситься чистотой и целомудрием души и тела, решимся ли обучить себя иной какой либо добродетели, – во всех этих случаях мы должны взирать на светоносный лик пречистой девы Марии, и из ее жизни заимствовать правила для своей жизни и для своего поведения. Но иногда устрашает нас высота образца и наша чрезмерная отдаленность от него по нашим немощам душевным, а с другой стороны наше мирское и многомятежное положение в жизни, тысячами нитей нас привязывающее к земле с ее нуждами, огорчениями, трудами, а равно и с развлекающими удовольствиями, и вообще с ее суетой. Иногда думается по этому поводу, что мирские люди, при всех своих усилиях, могут достигать только до невысоких степеней нравственного совершенства, и что для них обязательна и возможна только подходячая им особого рода и, так сказать, низшего качества добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010