5 марта – день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Святой князь Ярослав родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира. Он оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Князь Ярослав уделял много внимания христианскому просвещению, по его распоряжению были построены десятки храмов в различных городах. Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого как местночтимого подвижника началось сразу после преставления в 1054 г. В лике святых князь прославлен в 2005 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Глава св. пророка Иоанна Предтечи Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи празднуется 9 марта. После усекновения главы Предтечи , тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии. Иоанна, жена царского домоправителя, тайно взяла скрытую Иродиадой главу пророка, положила в сосуд и погребла на Елеонской горе. В IV в. благочестивый вельможа Иннокентий при постройке церкви обнаружил сосуд с главой, но перед смертью снова укрыл его в том же месте, опасаясь поругания святыни неверными. Через некоторое время Иоанн Предтеча явился во сне двум инокам и указал им место нахождения своей главы. Святыня несколько раз переходила из рук в руки, пока не была укрыта в пещере, где впоследствии возник монастырь. В 452 г. Предтеча явился в видении архимандриту обители и вновь указал, где спрятана святыня, которая позднее была перенесена в Константинополь. Святая преподобномученица Евдокия 14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии . Евдокия, жившая во II в. в Самарии, долгое время вела греховную жизнь. Однажды она познакомилась со старцем Германом, и ее сердце открылось для веры во Христа. После крещения Евдокия раздала свое имущество нищим и удалилась в монастырь для покаяния. Во время гонений на христиан истязавшие ее правители уверовали во Христа после того, как по молитве святой воскресла умершая жена одного из них. Однако при следующем правителе Викентии святая Евдокия была схвачена и обезглавлена. Икона Божией Матери «Державная»

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. По материалам книги " Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории " . - М., 2005 Святыни Иоанно-Предтеченского  монастыря: Иоанно­-Предтеченский монастырь, выстроенный во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя в мир, находится в самом центре Москвы, вблизи от Кремля. Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора». Монастырь считается одним из древнейших в Москве. Иоанно­-Предтеченский монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы­-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским. На Кулишках, на нынешнем месте монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530­е годы. Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Но не нужно, дорогие, сомневаться в том, что это печальное событие происходило согласно особенному тайному распоряжению Божию и допущено было с целью чрезвычайной, самой высокой и благодетельной. Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное: да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. (Кондак Усекновения, гл. 5. – Ред.) Спасителя мира ожидали не одни только сущие на земле живые, но и умершие, которых число в сравнении с живыми было гораздо больше. Надобно было кому-либо и им возвестить о пришествии Победителя смерти и ада. И вот для этого великого дела Промыслом Божиим и избран Иоанн Предтеча, который предвозвестил прежде явление Спасителя на земле. Ирод с Иродиадою, не зная путей Божиих, выполнили тайное определение Промысла Божия, хотя вина их от этого и не уменьшается, ибо действовали они по безумному своему произволу ради удовлетворения своих страстей. Пути Божии неисповедимы. Святой Иоанн имел уже много венцов за свои подвиги, и вот ему дается новый венец – мученичества – и вместе с тем новое поручение – быть Предтечей и провозвестником Спасителя во аде для всех, ожидавших там Его пришествия. И поэтому, когда возлежавшие смотрели на лежащую на блюде главу Пророка, святой Иоанн уже стоял в небесной славе пред сонмом праведников и возвещал им о пришествии Христа Спасителя, Которого они ожидали от века. Но этого никто не знал, и по поводу кончины его много, конечно, пролито было слез и выражено много недоумений и разочарований: есть ли после этого Промысл Божий и стоит ли после этого праведно жить, когда благочестивая жизнь не получает никакой награды, когда Иоанн усекнут в темнице от Ирода? Нас же, дорогие братия и сестры, взирающих на святую кончину праведника, ревность его по правде Божией да предостережет от беззаконий, подобных тем, обличителем коих был он, и да воодушевит наши души говорить правду, любить правду и стоять за правду Божию, может быть, даже и до самой смерти, ибо за это уготована великая награда от Господа в будущей жизни: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5:10 ). Помолимся сегодня святому Иоанну Крестителю, чтобы он своим предстательством благословил наш земной путь, дабы и нам сподобиться от Господа вечной и присноблаженной жизни. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Да, сегодняшний праздник - это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра, раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он - и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого - на Господа Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос - вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. - «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира». Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах. Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное? - Вот Оно - Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг - те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, - такой! Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). По тому святой Предтеча и есть первый евангелие между евангелистами Христовыми.

http://zavet.ru/usekn1.htm

Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти земного Ангела и небесного человека, - святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40, 3; Мф. 11, 10). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший пророка - Ангел Господень. И его, его люди не хотят, гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча - это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались людьми Божиими, людьми святыми. Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками. Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников, Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень. Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым и преступным царем Иродом. Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире! Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть - это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры, объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих, стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках! И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом. Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

http://zavet.ru/usekn1.htm

Герард Фридрих Миллер (1705-1783), выдающийся историк, немец по происхождению, приглашённый в Россию, написал в 1778 г. очерк " Езда в Коломну " . Написанный сочным языком XVIII столетия, очерк открывает интереснейшие подробности жизни Коломны «екатерининского века», в частности упоминается Церковь Иоанна Предтечи, которая во времена посещения Г.Ф. Миллером Коломны (1778 г.) была еще освящена как Симеона Столпника : «Окруженная каменной стеной часть города Коломны первой встаёт на пути, как только переезжаем мост через Коломенку. Дорога идёт за ворота под башней-стрельней по узким, тёмным улицам, к неудобству которых должно привыкнуть, затем чтобы находить оные хоти бы по малой части сносными. Стена не имеет правильного очертания, примечательна обилием башен, однако, помимо того, не обведена ни валом, ни рвом… За стеной, в предместьях, насчитывают 9 каменных и 2 деревянные церкви. Каменные: 1) Архангела Михаила с приделом Трёх Святителей, 2) Иоанна Богослова с приделом Иоанна Воина, 3) Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Григория Богослова, 4) Воскресения Христова с двумя приделами - Иоанна Богослова и Николая Чудотворца, 5) Рождества Христова, 6) Воздвижения Честного Креста с приделом Великомученика Никиты, 7) Богоявления Господня, при которой стоит старая деревянная церковь , 8) Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, 9) Вознесения Господня с приделом Великомученицы Екатерины. Деревянные: 1) Алексея, Человека Божия, с приделом Великомученицы Параскевии, нареченной Пятницы, 2) Симеона Столпника ». «Роспись священнослужителей по шестой (1811-1812 гг.) и седьмой (1815-1825 гг.) ревизиям» свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 1 протоиерей, 1 ключарь, 17 иереев, 12 диаконов (2 на дьячковской должности), 13 дьячков, 2 псаломщика, 15 пономарей, 1 звонарь. Так, по состоянию на 1811-1825 гг. в церкви Иоанна Предтечи (ранее Симеона Столпника ) числятся: 1 иерей, 1 диакон, 1 дьячок, 1 пономарь. В 1870-х - 1880-х гг. в храме диаконом был Александр Петрович Добров.

http://sobory.ru/article/?object=35099

Мы не знаем, каким образом Господь призвал Иоанна Крестителя. Нам известно только о том, как он родился, а вот каков был момент его призвания, как он вышел на проповедь — мы не знаем. Евангелие, в частности, Евангелие от Марка, отрывок из которого мы сегодня слышали, начинается с того, что «явился Иоанн, крестя в пустыне» (Мк.1:4), а откуда и как он явился, как Господь его готовил к этому служению, мы не знаем. Но евангелисты донесли до нас драгоценные свидетельства о его проповеди. И проповедь Господа Иисуса Христа начиналась с тех же самых слов, которые впервые прозвучали из уст Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3. 2). Господь Иисус Христос приходил на Иордан к Иоанну Крестителю не один и не два раза. Он приходил не только для того, чтобы принять от него крещение, но и еще несколько раз, о чем мы узнаем из Евангелия от Иоанна. И, опять же, евангелист не поясняет нам, почему Иисус приходил к Иоанну. Но Сын Божий слушал слова этого пророка, впитывал их, и потом приводил их и в Своей проповеди, по крайней мере, на начальном этапе. Проповедь Иоанна Крестителя оставила неизгладимый отпечаток на проповеди Иисуса Христа. И многие выражения, которые впервые произнес Иоанн, Христос потом применял в Своей проповеди, например, когда называл фарисеев и книжников «змиями и порождениями ехидниными» (Мф. 12:34). Есть некая таинственная связь между Иоанном Предтечей и Иисусом Христом. Эту связь можно проследить по всем четырем Евангелиям. И мы знаем, что когда Господь Иисус Христос узнал о смерти Иоанна Крестителя, Он удалился от учеников и молился Своему Отцу. О чем и о ком Он молился? О том ли, кто предуготовал Ему Его собственный путь, или Он молился о Самом Себе, предвидя то, что Его ожидает? Об этом мы не знаем. Но нам известно, что между Господом Иисусом Христом и Его Предтечей существовала глубокая духовная связь. И святая Церковь сумела эту связь распознать. Иоанн Предтеча — один из самых почитаемых святых в нашей Церкви. Не один и не два раза, а несколько раз в году мы совершаем празднование в его честь: мы вспоминаем его рождество, три обретения его мощей, усекновение его честной главы. Иоанн Предтеча незримо присутствует с нами в течение всего церковного года. И когда мы вспоминаем о Господе, о Его жизни, о Его искупительном подвиге, то рядом с Ним мы всегда видим Его Предтечу — того, кого Господь призвал, чтобы он уготовал Его путь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В благодарность за труды по возрождению Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы Предстоятель Русской Церкви вручил настоятельнице обители игумении Афанасии (Грошевой) юбилейный крест, изготовленный по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар Иоанно-Предтеченскому монастырю Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к многолетнему служению на благо Церкви и усердным миссионерским трудам, а также за значительный вклад в развитие духовного просвещения и в связи с 70-летием со дня рождения председатель общества «Скиния» А.В. Бугаевский удостоен ордена свт. Иннокентия, митрополита Московского, I степени. А.В. Бугаевский — известный российский агиограф, церковный и общественный деятель. Им были составлены жития особо почитаемых византийских святых, организованы международные конференции, посвященные агиографии, гимнографии и иконографии святых IV-V bekob. При активном участии А.В. Бугаевского Церкви был возвращен Ипатьевский монастырь в Костроме, комплекс храмов и зданий Рязанского кремля, Иоанно-Предтеченского и Покровского монастырей в Москве, множество храмов и церковных строений в Московской, Рязанской, Костромской, Пермской и других епархиях Русской Православной Церкви. Во внимание к трудам на благо Церкви казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы монахиня Анувия (Виноградова) награждена орденом прп. Серафима Саровского III степени. Во внимание к помощи Иоанно-Предтеченскому ставропигиальному женскому монастырю г. Москвы председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции И.А. Яровая удостоена ордена прп. Евфросинии Московской III степени. По завершении богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил северный двор Иоанно-Предтеченского монастыря, где в прошлом располагался главный вход в обитель. Предстоятель Русской Церкви ознакомился с планами ремонтно-реставрационных работ по восстановлению исторического облика обители. Пояснения давали заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов, архитектор-реставратор монастыря А.В. Петрова и казначея монастыря монахиня Анувия (Виноградова). В 2015 году с ряда строений монастыря было снято оперативное управление Московского университета Министерства внутренних дел РФ, что позволило приступить к реставрации святых врат и северного двора. В советское время в северном дворике размещался спортзал университета МВД. В настоящее время спортзал демонтирован, планируется восстановление северной галереи, соединяющей святые врата с собором обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4215675.ht...

Когда Иисус Христос пришел из Галилеи на Иордан креститься: Иоанн всенародно исповедал Его Агнцем Божиим, указуя на Него и говоря: се агнец Божий, вземляй грехи мира. По крещении Спасителя Предтеча опять всенародно исповедал Его Сыном и Агнцем Божиим, свидетельствуя, что Спасителя, Которого он прежде не знал, узнал по особенному откровению Божию, по сошествию на Него Св. Духа в виде голубя и по гласу Бога Отца. Аз видех, говорит Предтеча о Иисусе Христе, и свидетельствовах, яко сей ест Сын Божий. На другой день, когда Иоанн опять видел идущего Иисуса, объявил своим ученикам: се Агнец Божий. Двое из учеников Иоанновых, по указанию учителя своего, пошли за Христом ( Ин.1:29–37 ). Впоследствии Иоанн и еще неоднократно свидетельствовал ученикам своим и народу о Спасителе, что Он есть грядый свыше, с небесе, над всеми есть ( Ин.3:31 ). Так Иоанн предшел пред лицем Господним, уготовляя пути Ему и дая уразуметь людям спасение во оставлении грехов их ( Лк.1:76–77 ); и посему назван Предтечею Христа Спасителя. Исповедавших грехи свои Иоанн крестил в Иордане, посему он называется и Крестителем. Дело своего великого пророческого служения Иоанн совершил так, что он, по словам Господа, есть болий всех рожденных женами: бе светильник горя и светя: Иудеи радовались в час светения его ( Uh.V:35 ). Прииде Иоанн путем праведным ( Мф.21:32 ). Все почитали Иоанна, яко Пророка, мужем праведным и святым. Некоторые, видя великие чудеса Иисуса Христа, считали Его за Предтечу ( Мф.16:14 ), и враги Христовы боялись сказать, что крещение Иоанново было от человек ( Мф.21:26 ). Предтече Господа, предварившему Его своим рождеством и проповедию, надлежало предварить и добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, своими страданиями, смертию и сошествием во ад для проповеди евангелия и во аде содержимым душам праотцев, о явлении в мир чаемого Мессии. Христос пострадал за грехи человеческие: так Предтеча Его, по беззаконию Иродову, предварил Спасителя своею мученическою смертию. Ирод Антипа, властитель Галилеи, сын старшего Ирода, избившего своих родственников и детей вифлеемских, злого корня злая отрасль, четверовластник Галилеи, поял себе в супружество сначала дочь Арефы – царя аравийского, но, прельстившись красотою Иродиады, жены Филиппа, брата своего, беззаконно оставил свою первую жену и поял братнюю. Даже и тогда Ирод не должен был принять ее к себе в жену, если бы умер Филипп, потому что она имела дочь: а закон Моисеев повелевал брать в жену только ту братнюю вдову, которая после мужа своего оставалась бездетною ( Втор.25:5 . Мф.22:24–25 ). Беззаконие же Ирода было тем тягчее, что Филипп, по свидетельству истории, был жив. Такого беззакония не стерпел ревнитель закона, обличитель неправд человеческих, проповедник покаяния и царствия Христова, св. Иоанн Предтеча Господень, и обличал Ирода пред всеми: не достоит ти имети жену Филиппа брата твоего. Негодуя на обличителя, Ирод повелел заключить его в оковы и крепость Махерунт, близь аравийской границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. В 1997 году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения. http://www.patriarchia.ru/db/text/4259963.html Бывший Ленивый торг - самая древняя часть Пятницкой улицы. И здесь сохранились материальные свидетельства той седой старины. Перед нами - один из выдающихся храмовых комплексов Москвы XVII столетия, замечательный пример городских " малых " храмов - ансамбль церквей Иоанна Предтечи под Бором и святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Давным-давно здесь был Ивановский, что под Бором, монастырь, документально известный с 1415 года. При Иване Грозном его перенесли на Кулишки, на Ивановскую горку (это ныне существующий Иоанновский монастырь), а Предтеченский храм Замоскворечья обратили в приходской. Нынешнее здание выстроено в 1658 году, как некоторые считают, на подклете старого сооружения XVI века. Предтеченский храм - небольшой, одноглавый, искусно убранный. Ярусные восьмерики - это плоды позднейших перестроек, но " основа " - оригинальная. Здесь обращают на себя внимание южный портал и эффективный карниз с бегунцом (особый тип кладки фриза с треугольными углублениями, вершинами попеременно вверх и вниз). Утраченные части декора в ХХ веке восстановили советские реставраторы.

http://sobory.ru/article/?object=02176

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010