Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи По донесению Трубчевского духовного правления за 1768 г., «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решётки вставлены». Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов. Село Ямное не сразу получило своё нынешнее название: в документах 1780-х г.г. оно называется Яменской слободой, но уже к концу XVIII века именуется так же, как и сегодня. В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь – в последней из них позднее появился собственный храм. В храме села Ямное было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х гг. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27×7 м, высота колокольни – 14 м. Колоколов имелось 4; печей в храме не было. Главной святыней храма являлась икона Глава Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX в. стояла небольшая деревянная часовня-«капличка». В 1899 году эта часовня сгорела. Богослужения в храме продолжались почти до Великой Отечественной войны. Лишь весной 1941 года храм был закрыт официально; его здание, по стандартной формулировке, должно было использоваться «под культурные нужды». В годы войны церковь была взорвана, а её руины местные жители постепенно разобрали на стройматериал. Место церкви обозначено памятным крестом, поставленным около 2010 г. 2 декабря 2015 г. на кордоне Старое Ямное состоялось освящение деревянной часовни в честь Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, сооружённой в память о существовавшем здесь монастыре, на средства благотворителей при поддержке музея-заповедника «Брянский лес» и братии Богородицкой Площанской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=54523

В книге Е.Л. Ломако упоминается две церкви Симеона Столпника : одна сгорела при пожаре (деревянная), во вторую (каменную) были переданы иконостас, престол, жертвенник и одежды упразднённой Покровской церкви архиерейского дома. Протоиерей О. Пэнэжко в книге «Храмы и монастыри г. Коломны » пишет: « Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Преподобного Симеона Столпника была построена в 1783 г., у входных дверей была резная из камня икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. По приделу церковь часто называли Симеоновской». Исходя из вышеприведенного текста, мы видим противоречие у О. Пэнэжко и Е.Л. Ломако по дате строительства каменной церкви Иоанна Предтечи (Е.Л. Ломако - 1775 г., О. Пэнэжко – 1783 г.). Можно предположить, что в 1783 году каменная церковь была не построена, а перестроена после пожара 1782 г., в результате которого сгорела рядом стоящая деревянная Церковь Симеона Столпника. «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» (по приходам семнадцати городских церквей и Успенской соборной церкви) свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 2 протоиерея, 1 ключарь, 20 иереев, 13 диаконов, 15 дьячков, 2 псаломщика, 19 пономарей, 2 иподиакона, 4 звонаря, 3 сторожа, 25 певчих. Штат приходской церкви состоял в основном из четырёх человек: иерея, дьякона, дьячка и пономаря, а в соборной церкви были представлены все перечисленные представители духовенства за исключением дьячков. В ряде церквей отсутствовал кто-либо из названных представителей штата в связи с немногочисленностью прихода. Так по состоянию на 1783 г. в церкви Преподобного Симеона Столпника (позже Иоанна Предтечи) числятся: 1 иерей, 1 диакон, 1 пономарь. В то же время в церкви Живоначальной Троицы в Ямской слободе находилось два священника, что свидетельствует о достаточно большой окормляемой пастве. Посмотреть полностью таблицу «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» Вы можете в книге Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века».

http://sobory.ru/article/?object=35099

Реставрация церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи (1758-1777) в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области проведена по проекту ООО НИП «Этнос» и ООО «РИЦ» в период с 2012 по 2014 г.г. Работы проводились по заказу «Фонда возрождения храма Иоанна Предтечи» (И.Р. Ашурбейли). Это один из немногих архитектурных памятников федерального значения, успешно отреставрированных за последние годы в данном регионе. Церковь Иоанна Предтечи, 1758 г. Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения. Поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Включен в " Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 20.02.95 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Объект культурного наследия федерального значения – церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в период 1758-1777 г.г., имеет протяженную по оси восток-запад композицию и состоит из центричного храма с высоко поднятым на подклете вторым (основным) ярусом и примыкающей к западному всходу квадратной в плане ярусной колокольни. Основные габариты церкви – 48,2х25,3 м. Объемно-пространственное построение центричного храма – двухъярусный тетраконх с двухосным (четырехлепестковым) планировочным решением. Композиция собственно храма, первоначально окруженного открытой галереей на каменной аркаде, развивалась в высоту последовательно уменьшающимися ярусами. Световой восьмерик был перекрыт граненым сомкнутым сводом, на нем возвышался восьмигранник барабана с луковичной главой, имевшей характерную фигурную форму с ребром перелома. Высокий свод стрельчатого сечения, перекрывавший восьмерик храма, прорезался по сторонам света окнами-люкарнами. Углы нижнего яруса церкви отмечены рустом. На втором ярусе угловые сдвоенные пилястры тосканского ордера поддерживают широкий профилированный карниз. Базы пилястр опираются на пьедесталы, образующие вместе с подоконными нишами широкий фриз. Оконные и дверные проемы и ниши имеют лучковые завершения, обрамлены плоскими наличниками с «ушами», декорированными клинчатым замковым камнем и дополненными сандриками различной формы: треугольными в нижнем ярусе и лучковыми во втором. Галерея, окружавшая храм, поддерживалась мощными рустованными столбами, соединенными арками. Три широкие лестницы, ведущие к входам на второй ярус церкви, в свою очередь, симметрично расходились внизу на две малые лестницы.

http://sobory.ru/article/?object=13131

Сам по себе храм Усекновения был перестроен в конце XVII в., а подворье подверглось коренной реконструкции уже в следующем столетии. В конце 1750-х гг. на средства купцов Замятиных к церкви была пристроена трапезная, занявшая, в том числе, и площадку старой колокольни. В это же время начато строительство новой колокольни выходящей на Пятницкую улицу. Был построен только первый ярус, строительство было остановлено, потому что заказчик умер. И возобновлено только к 1780 г., когда у прихода появились деньги. Она умышленно возводилась на некотором удалении от храма – зато на красной линии магистральной Пятницкой улицы. Таким способом приход храма «что под Бором» добился, что церковь, спрятавшуюся в переулке, невозможно было не заметить при въезде и выезде из центра города. В советские времена весь церковный участок занимало управление продовольственными товарами райисполкома Советского района. На волне интереса к памятникам старины в конце 1960-х и начале 1970-х гг. колокольня была отреставрирована. В церкви был устроен выставочный зал «Художественное стекло». В 1990-е гг. церковь и колокольню передали верующим. К колокольне со стороны улицы Пятницкой пристроен дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. um.mos.ru История храмов Черниговского переулка восходит к XIV–XV векам, когда здесь находился Ивановский (Иоанна Предтечи) «под Бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 годом в рассказе о рождении великого князя Василия II Темного. Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Источник: http://www.spblago.ru/?p=719 Пригород Сергиева Посада микрорайон Семхоз – это место, где жил и трагически погиб известный православный проповедник и писатель отец Александр Мень. Утром девятого сентября 1990 года священник был убит по пути из дома к железнодорожной станции, собираясь на службу в Сретенский храм в Новой Деревне. На месте гибели Александра Меня постепенно вырос мемориальный комплекс с часовней Усекновения главы Иоанна Предтечи и храмом преподобного Сергия Радонежского. Святыней храма является небольшая икона Иоанна Предтечи, написанная рукой отца Александра. Отец Александр Мень родился в Москве, его называли «миссионером для племени интеллигенции», а книги стали известны по всей стране и за ее пределами. Однако большая часть жизни знаменитого проповедника прошла в Подмосковье, где до конца своих дней он оставался сельским священником. Особенное место в судьбе отца Александра Меня занимал Сергиев Посад и Троицкая лавра. Он вспоминал, что «детство и отрочество прошли под сенью преподобного Сергия». В 1935 году еще младенцем будущий пастырь был тайно крещен в одном из домов в Загорске. В детстве Мень гостил здесь у схиигуменьи Марии, которая, по словам священника, во многом определила его жизненный путь. Бывая у инокини в Загорске, он часто посещал службы в Троице-Сергиевой лавре. В 1953 году Александр Мень поступил в Московский пушно-меховой институт, располагавшийся первое время в Балашихе на территории усадьбы Пехра-Яковлевское. В Балашихе он снимал жилье, пока институт не перевели в Иркутск. В 1958 году Александра Меня рукоположили в сан диакона и направили служить в Покровскую церковь в село Акулово Одинцовского района. В акуловский период он написал первый вариант «Сына Человеческого», хотя наброски к этой книге у него имелись еще с юношеских лет. Спустя два года отец Александр принял сан священника. Он стал служить в другой подмосковной сельской церкви – Покровском храме села Петровское Наро-Фоминского района недалеко от станции Алабино. Жил он в доме рядом с храмом, продолжая работать над религиозными сочинениями. В Алабино сформировался круг сплоченных прихожан, который он в шутку называл «аббатством». С 1965 года отец Александр переехал в дом родителей жены в поселок Семхоз – сегодня микрорайон Сергиева Посада. За год до этого он стал священником в Покровском храме в селе Черкизово Пушкинского района. В 1970 году он перевелся в другой приход Пушкинского района – в Сретенскую церковь в Новой Деревне, где служил до конца своих дней. Убиенного священника отпевали и погребли в ограде Сретенского храма 11 сентября 1990 года – в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00088

Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.) Под 1514 г. летописи сообщают о возведении архит. А. Фрязиным ц. Иоанна Предтечи «за рекою... под Бором», «за Москвою рекою, за Болотом во граде Москве» (Владимирский летописец//Там же. Т. 30. С. 141-142; Никоновская летопись//Там же. Т. 13. 1-я пол. С. 18; Постниковский летописец//Там же. Т. 34. С. 11; Летописный свод 1518 г.//Там же. Т. 28. С. 348), однако археологические данные о храме в Черниговском пер. относятся лишь ко 2-й пол. XVII в. Храм был торжественно освящен 29 авг. 1515 г., в день своего престольного праздника в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но следующий по времени источник, упоминающий ц. Иоанна Предтечи под Бором в Замоскворечье, «Строельная книга» 1657 г., сообщает о ней как о деревянной (Строельная книга 7165 г.// Забелин. 1891. Стб. 240). В росписи выданного в 1676/77 г. жалованья упоминаются служители «церкви Иоанна Предтечи, что был Ивановский монастырь под Бором» (Роспись жалованья, получаемого священно-церковнослужителями московских соборов, церквей и мон-рей//ДАИ. 1875. Т. 9. С. 333). Те же сведения содержатся и в реестре 1723 г.: «Церковь Иоанна Предтечи да предел Николая чюдотворца под Бором; а издревле на том месте при княжении был Ивановский девич монастырь» (Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием «строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места»//ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 549). Но из известий о строительстве здесь каменного храма в 1514 г. и др. источников (Ладанных книг с 1613 г., Духовной грамоты кнг. Авдотьи Ивановны Шемякиной-Пронской 1564/65 г. (АРГ: АММС. С. 204)) достоверно можно утверждать лишь о существовании в XVI в. в Замоскворечье церкви, а не обители. Эти данные позволили исследователям сделать вывод, что к XVI в. мон-рь был перенесен на совр. место, на Кулишки, и стал женским ( Страхов. 1893. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Как здравомыслящие (в обыденном смысле этого слова) люди могут праздновать Усекновение главы Иоанна Предтечи , я, по правде сказать, и сам не понимаю. Ведь здравый смысл не только удерживает человека от непрактичных действий, но и побуждает осуждать таковые со стороны других людей, причем осуждать не только словом, но и пассивным, а то и активным соучастием в их преследовании. Как можно праздновать память человека, который всей своей жизнью и, еще больше, смертью обличает тебя в неправде? К тому же праздновать не только его Рождество , но и Усекновение, в котором прославляется подвиг верности своему служению, верности, презирающей здравый смысл, верности, пренебрегающей кажущейся бессмысленностью жертвы… Было бы понятно, если бы приверженец здравого смысла праздновал Усекновение, видя в событии двухтысячелетней давности триумф своей жизненной позиции: «с сильным не борись, с богатым не судись», а нарвался – получи! Так ведь нет, все почитают подвиг Иоанна Крестителя, его верность своему служению, его жертву… В храме. За службой. Этим почитание заканчивается. А дальше начинается жизнь. И течет она по своим законам. И мы течем вместе с нею, вернее плывем по ее течению. Плывем по течению и удивляемся, когда кто-то напоминает нам, что мы, в отличие от всяких отходов человеческой жизнедеятельности, обладаем свободой воли, способностью выбирать курс и следовать ему, преодолевая напор стихии; что мы призваны к воплощению в своей жизни «евангельских абсурдов» и мыслить, переживать, поступать иным образом, нежели «сыны века сего», для которых течение жизни, законы стихии мира сего – природная среда и критерий нормы. Есть что-то символичное в этом финале пророческого служения: Иоанн Предтеча всей своей жизнью опровергал самодовольство человеческого рассудка, кичащегося своей предусмотрительностью, взвешенностью, трезвостью, гарантирующими жизненное благополучие, карьерный рост, физическое здоровье, психическую неуязвимость и, конечно же, безмятежную обеспеченную старость. Он всё делал не так, не по уму, не от головы… так зачем она ему, если он ею не пользуется?

http://pravmir.ru/na-chto-posyagnul-ioan...

Богослужебные песнопения исполнил Московский Синодальный хор (художественный руководитель — А.А. Пузаков). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз». После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. Затем было совершено заупокойное поминовение погибших 31 октября в авиационной катастрофе в Египте пассажиров и членов экипажа самолета компании «Когалымавиа», выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург. По благословению Его Святейшества в этот день молитва о упокоении душ всех, «в крушении самолета над землей Синайской погибших», совершалась и в других храмах Русской Православной Церкви. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иерея диакона Алексия Власова, клирика храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Проповедь перед причастием произнес священник Михаил Немнонов, клирик Черниговского Патриаршего подворья. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом , в котором, в частности, призвал всех помолиться о жертвах авиакатастрофы в Египте. В дар новоосвященному храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Предстоятель передал Феодоровскую икону Божией Матери — точную копию чудотворного образа, которым был благословлен на царство Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых. Митрополиту Волоколамскому Илариону в благодарность за труды на благо Святой Церкви Святейший Патриарх вручил юбилейный крест, изготовленный в память 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Предстоятель Русской Церкви также отметил наградами особо потрудившихся в деле восстановления храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Во внимание к помощи в реставрации Черниговского Патриаршего подворья города Москвы знаков отличия Русской Православной Церкви были удостоены следующие лица: Во внимание к усердным трудам во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви министр Правительства Москвы А.В. Кибовский был награжден Патриаршим знаком храмостроителя.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. В кон. 19 в. на ней работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново—Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816-22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в кон. 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 — нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки. К нач. 20 в. улицы села были мощены камнем, а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов - наличники с пропильной резьбой. В настоящее время село развивается к востоку от исторического центра в соответствии с генеральным планом, разработанным в 1981 г. институтом " Росгипрониисельстрой " . Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я пол. 18-19 в. Занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816-22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка.

http://sobory.ru/article/?object=03147

В январе 1731 " вышеописанные просители Колошин и Сытин в поданном прошении писали, что " церковь Вознесения Господня, да в приделах против трапезы по правую сторону чудотв. Николая, а по левую сторону муч. Флора и Лавра построены и к освящению совсем изготовлены... " . В сентябре 1735 г. " Яков Григорьев сын Сытин в синод. казен. приказ писал: " в прошлых годех в Тушебине стану построена была приходская церковь во имя Собора Пр. Богородицы, а ныне на том месте желаю построить каменную церковь, да в трапезе в приделе вновь другой престол во имя Усекновения честные Главы Иоанна Предтечи, и прошу повелеть оную деревянную церковь снять и на том месте построить каменную церковь и о том в Галич кому надлежит послать указ " . В октябре 1735 г. " запечатан указ о строении церкви Якову Григорьеву сыну Сытину, по его прошению велено в Тушебинской волости вместо деревянной церкви Собора Пр. Богородицы построить вновь тот же престол, да придел во имя Усекновения честныя Главы Иоанна Предтечи каменные... " . http://old-churches.ru/ga_088.htm Наиболее значительный по своим художественным достоинствам сельский храмовый комплекс на территории Галичского района, основные постройки которого принадлежат к архаизирующей тенденции в провинциальной архитектуре 18 в. В обеих церквах преобладают черты допетровского зодчества, которые сочетаются с декоративными элементами барокко. Наиболее раннее документальное упоминание о Тушебине относится к 1534 г. В нач. 17 в. село принадлежало Ксении Ивановне Романовой, матери царя Михаила Федоровича. В 1628 г. здесь стояла деревянная церковь Собора Богородицы с приделом Николая Чудотворца. В 1653 г. упоминается и Вознесенская деревянная церковь с приделом Флора и Лавра. В 1730-е гг. оба храма были выстроены заново. В 1730 г. по заказу прихожан Дмитрия Юрьевича Колошина и Якова Григорьевича Сытина сооружена деревянная Вознесенская церковь с приделами Николая Чудотворца и Флора и Лавра. В середине — второй половине 1730-х гг. была построена сохранившаяся до нашего времени каменная церковь Собора Богородицы с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храмоздательная грамота и указ о ее строительстве по прошению Я.Г. Сытина были получены в сентябре-октябре 1735 г.

http://sobory.ru/article/?object=30859

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010