Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Хилендар, сербский славянский, 80 человек, эпитропы; Дохиар, греческий, 50 человек, эпитропы; Ксиропотам, греческий, 75 человек, эпитропы; Симоно-Петра, греческий, 60 человек; лавра св. Афанасия, греческий, 150 человек, эпитропы; Филофей, греческий, 45 человек, эпитропы; Ивер, греческий, 150 человек, эпитропы; Всего около 2995 человек. В старом Нагорном Русике, принадлежащем Пантелеймонову монастырю, подвизалось 60 монахов. Вторую группу монашества составляют скиты общие – из собрания келлий и калив. Эти скиты находятся на земле больших монастырей. Всего в скитах насчитывалось около 1865 иноков. К третьей группе монашества на Афоне относятся келлии (маленькие монастыри). Управляются они старцами монастыря. На Афоне было около шестисот келлий, из них 66 заселяли русские монахи. Вот список русский келлий: На земле Хилендарского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи, Благовещенский, Трех святителей, сщмч. Игнатия Богоносца , Святой Троицы (1-й), Святой Троицы (2-й), свт. Николая Чудотворца, Рождества св. Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, прпп. Петра и Онуфрия, Положения Пояса Богородицы, Святой Троицы, свт. Николая Чудотворца, ап. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Трех святителей, ап. Андрея Первозванного, мч. Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенский, Архистратига Михаила. На земле монастыря Филофей: св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Котоломуш: вмц. Варвары, свт. Николая Чудотворца, вмчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: св. Артема, св. Георгия (Кераши), ап. Иоанна Богослова (1-й), ап. Иоанна Богослова (2-й), св. Иоанна Предтечи, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, прп. Макария, вмч. Георгия, св. Иннокентия, Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Б. Якиманка, 46 Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке Воронеж Воронежский государственный театр оперы и балета Пл. Ленина, 7 Воронежский государственный театр оперы и балета Д. Шостакович, Симфония Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Тучково Центр культуры и искусств Советская, 17 Ансамбль Дмитрия Покровского (Москва) Егорьевск Собор Александра Невского пл. Александра Невского, 1 Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва) Регент — Илья Толкачев Коломна Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Коломенской духовной семинарии. Голутвинская, 7 Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Краснодар Музыкальный театр Творческого объединения «Премьера» им. Леонарда Гатова Красная, 44 Музыкальный театр Творческого объединения «Премьера» им. Леонарда Гатова Б. Барток «Чудесный мандарин» С. Прокофьев, Концерт для фортепиано с оркестром Ф. Лист «Пляска смерти» Д. Шостакович, Симфония Денис Мацуев (фортепиано) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Римско-Католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии М.Грузинская, 27/13 Хор им. Кл.Монтеверди (Будапешт, Венгрия) Художественный руководитель и дирижер — Ева Коллар Москва Храм Казанской иконы Божией матери Вереница звонов: Коломенское Москва Храм великомученика Георгия Вереница звонов: Коломенское Москва Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское — Измайлово — Люблино — Лефортово Усадьба «Коломенское» Театральная хоромина Дворца царя Алексея Михайловича м. Каширская, Проспект Андропова, 39 Ансамбль Дмитрия Покровского (Москва) «Человек живёт — как трава растёт» (духовные песнопения) Москва Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове Московский государственный объединенный художественного историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское — Измайлово — Люблино — Лефортово» Проспект Андропова, 39 Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове

http://e-vestnik.ru/db/15_aprelya-9_maya...

Оба храма – и Гавриила, и Иоанна Предтечи – построены одним зодчим. Хорошее знакомство с новейшими архитектурными течениями говорит о том, что мастер не был местным и происходил из крупного художественного центра, вероятнее всего из Ростова Великого, тем более что монастырь тогда подчинялся Ростовской Епархии. Церковь Иоанна Предтечи не избежала общей участи. Покрытие по закомарам позже уничтожили, малый барабан сломали. В южной и западной стенах на месте украшенных живописью киотов пробили новые большие окна. Наружные стены храма, прежде беленые, выкрасили в красный цвет. Реставрационные работы на памятнике фактически не проводились. Натурные исследования позволили С.С. Подъяпольскому разработать графическую реконструкцию церкви, касающуюся в первую очередь ее несохранившегося завершения. Была проведена побелка интерьера, проведены минимально необходимые работы по музеефикации памят­ника, поставлен на место упавший в 1978 г. крест главы. Разра­ботанным ВПНРК " Эскизным проектом реставрации и приспособления архитектурного комплекса " (авторы: С.С. Подъяпольский, Н.В. Каменев) признано желательным в дальнейшем " максимальное выявление пер­воначальных архитектурных форм памятника " . Полное название церкви звучит как церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Церковь является соборным храмом Малого Ивановского монастыря, расположенная на территории знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, который был выстроен на денежные средства Василия III – Великого московского князя. Князь решил выстроить церковь после того, как на свет появился его сын – будущий царь Иван Грозный, что считалось полной заслугой церкви. В 1528 году на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь прибыл князь Василий III, которому нужен был наследник. Как только родился последний его сын – Иван IV – в 1531 году в монастыре начинается строительство двух церквей: Усекновения главы Иоанна Предтечи и церковь Архангела Гавриила. Как известно, Иоанн Предтеча является святым покровителем Ивана Грозного. Существует мнение, что оба храма были возведены некой ростовской артелью.

http://sobory.ru/article/?object=05143

Через много лет после казни св. Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте. Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. В дни имп. Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился св. Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь. В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу св. Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 24 февраля (9.111) Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин,— в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи — 25 мая (7.У1).

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-pror...

Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону Усекновения главы Иоанна Предтечи — копию образа, который находится в иконостасе воссозданного храма.   Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с  Первосвятительским словом  к участникам богослужения. Затем Святейший Владыка вручил высокие церковные награды: С особым словом благодарности Предстоятель Русской Церкви обратился к депутату Государственной Думы ФС РФ, советнику по вопросам строительства В.И. Ресину. В знак признательности за особые заслуги в реализации программы строительства новых храмов в столице Святейший Владыка вручил В.И. Ресину образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Во внимание к помощи в воссоздании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря города Москвы Предстоятелем Русской Церкви наград были, в частности, удостоены: Затем Святейший Патриарх и прибывший в Новодевичий монастырь министр культуры РФ В.Р. Мединский осмотрели восстановленные Министерством культуры РФ и Российским военно-историческим обществом надгробия генерал-адъютанта генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина (1816-1912) и его супруги графини Наталии Михайловны Милютиной (1822-1912) на фамильном участке Милютиных близ Успенского храма Новодевичьего монастыря. Мемориальные надгробия генерал-фельдмаршала Д.А. Милютина и его супруги на Новодевичьем кладбище восстановлены к 200 летию со дня рождения этого выдающегося военного реформатора. Разработанный им закон о воинской повинности сократил срок службы с 25 лет до шести в сухопутных войсках и семи на флоте. Милютин ввел обязательное обучение солдат грамоте и отменил в армии телесные наказания. Когда Д.А. Милютин ушел из жизни в 1912 году по всей русской армии был объявлен траур. Под залпы траурного салюта супруги были захоронены на фамильном участке Милютиных в Новодевичьем монастыре неподалеку от Успенского храма. В 1930-е годы надгробия были утрачены. По инициативе министра культуры РФ, председателя Российского военно-исторического общества В.Р. Мединского надгробия Д.А. Милютина и его супруги были восстановлены.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4560663...

Сделав вступление, я думаю справедливо прояснить по силе цель этого дня, чтобы нам не уйти домой, не совершив дело, и лишенными плодов. Она заключается в дерзновении, которое проявил Креститель по отношению к Ироду, о котором громко восклицает сегодняшнее евангельское чтение. Я говорю о таком дерзновении, которое не свойственно никому из порочных, совершенно чистом и безукоризненном по сравнению с тем дерзновением, которое свойственно творению. В дерзновении Предтеча имел такое превосходство, что не сделал никакого различия между обычным человеком и царем. Ведь и того и другого следует одинаково порицать за одни и те же деяния, как и подобает пророку Божию. Ревнуя о Его заповедях, Предтеча презирает порфиру и трон, и корону, и все то, что имеет вес и вызывает гордость у суетных людей. Он дерзновенно высказал истину без всякого сокрытия, желая явить подлинную свободу закона. Как же может посредник закона и благодати пренебречь славой закона, будучи защитником закона? И если Креститель Владыки – защитник закона, то кто будет столь глупым, чтобы не понять, что усекновение главы является важнейшим из его деяний. Какова же в действительности была его ревность и как сильно она горела, показывает Евангелие: « В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а девица отнесла матери своей» .

http://bogoslov.ru/article/4763356

   Да, сегодняшний праздник — это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра, раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он — и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого — на Господа Иисуса Христа.    Сам Господь Иисус Христос — вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. — «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах.    Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Царство Небесное? — Вот Оно — Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг — те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, — такой!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3467...

11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи . [Согласно церковному преданию, Иоанн после смерти спустился в ад, чтобы и там проповедовать душам умерших скорое пришествие Спасителя]. Ил.: Усекновение главы Иоанна Предтечи. Пюви де Шаванн. 1869. - С.5; 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы . [О Рождестве       Богородицы и ее родителях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Там рассказано о том, как  благочестивой семейной паре из Иерусалима, Иоакиму и Анне, долгое время не имевшей детей, после их горячих молитвенных обращений о даровании ребенка, было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам. После этого благовестия Анна зачала. Через девять месяцев она родила дочь, которую назвали Марией]. Ил.: Святой Иоаким принес младенца Марию на благословение первосвященникам. Фреска Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. 17 век. - С.5. Колонка главного  редактора: Владимир Легойда . Сердце беспокоит ? [Церковные дела милосердия... «Безусловно, Церковь — не очередной благотворительный фонд. Она создана самим Богом, а не людьми, создана для того, чтобы человек пребывал в богообщении» Но нет в христианстве этого разделения: вот здесь мы спасаемся (и это главное!), а вот здесь в оставшееся время занимаемся добрыми делами. Христианство не про спасаться, а потом любить людей. Оно про спасение любовью. Милость сердца — это состояние. Это образ жизни, к которому мы призваны и начало которого по человеческой нашей привычке любим откладывать “до следующего понедельника”...»]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Скульптура «Добрый самаритянин» над входом в здание Баварской ассоциации врачей медицинского страхования, Вюрцбург, Германия//Фома. - – сентябрь 2019. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Феликс Разумовский : Храм, окруженный помойкой, - это духовно тяжелое зрелище . [«Выходя сегодня из храма, мы попадаем в радикально другой мир. Там нет общей для всех правды. И нет вещей, над которыми нельзя было бы посмеяться...», - считает Феликс Разумовский, историк, ведущий  телепрограммы «Кто мы?». Но как возник разрыв двух миров? Неужели Церковь проиграла ироничной цивилизации мнимостей, и верующим остается только укрываться от нее, не пытаясь ничего изменить? Об этом идет разговор с Феликсом Вельевичем]. Беседовал Игорь Цуканов .  На развороте в начале статьи - Феликс Разумовский. Фото Владимира Ештокина. Ил.: Фотографии свящ. Игоря Палкина//Фома. - — сентябрь 2019. - С.8-15. - (рубрика « Интервью номера »). На врезке к статье — справка: Программы Феликса Разумовского  (С.14). Представлены программы: «Кто мы?»; «Дело номер...»; «Смысли».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9197-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010