ЧАСТЬ 2 ПРОГРАММА ВОСЬМЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ Сопредседатели: протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Валерий Ларичев, Беляков Александр Васильевич Флоренский Павел Васильевич Оргкомитет: Сошинский Сергей Анатольевич, Чавчавадзе Елена Николаевна, Цибизова Лилия Александровна, Авдиев Игорь Ярославович, Блинов Сергей Георгиевич, Евсеев Лев Аркадьевич, Любомудров Алексей Маркович, Московский Александр Викторович, Шевелев Владимир Юрьевич. Время работы: 27 и 28 января с 10 до 17 часов Место заседания: 27 января - Российский фонд культуры, Гоголевский бульвар, д.6. Проезд: м. Кропоткинская. 28 января - МГУ на Воробьевых горах, Второй гуманитарный корпус, аудитория П 6 Проезд: м. Университет, далее пешком или одна остановка в сторону Главного здания МГУ (ул.Лебедева) 27 января, четверг КОНФЕРЕНЦИЯ: НАУЧНЫЕ И БОГОСЛОВСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ И ЧУДЕСНЫХ ЗНАМЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1. Протоиерей Валентин Асмус, преподаватель Московской Духовной Академии и ПСТБИ Византийские источники истории Туринской Плащаницы 2. Мееров Кирилл Александрович, зав. Отделом ОВГБД Исторического музея, Окуньков Владимир Сергеевич, Павлова Кира Николаевна, Государственный Исторический музей Научные методы исследования православных святынь 3. Лидов Алексей Михайлович, директор Научного Центра Восточной Христианской Культуры. Мандилион. История реликвии в свете новых источников 4. Шалина Ирина Александровна, старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи Русского музея Русский музей Византийская иконография «Христос во гробе» и ее возможный прототип 5. Владимир Владимирович Василик, бакалавр богословия, преподаватель Санкт Петербургской Духовной Академии Туринская Плащаница в свете новых источников 6. Желтов Михаил Сергеевич, преподаватель литургики ПСТБИ, секретарь кафедры Литургического богословия и литургики ПСТБИ Плащаница как литургический предмет 7. Полосин Валерий Вячеславович, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук

http://pravoslavie.ru/archiv/2.htm

  СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ         СРЕТЕНСКАЯ СЕМИНАРИЯ   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ОТГОЛОСКИ СОВЕТСКОГО ДЕКРЕТА 85 лет назад, 23 декабря 1917 года (по старому стилю), Народный комиссариат просвещения - орган новой советской власти - издал декрет о введении нового правописания. Этот во всех отношениях революционный документ поначалу имел ограниченное действие и был обязателен лишь для школы. Для того чтобы расширить сферу применения новой орфографии, 10 октября 1918 года Советом народных комиссаров утверждается еще один декрет, согласно которому правила распространяются и на печатные издания, то есть приобретают всеобщий характер. Перечисленные документы и связанные с ними мероприятия (изъятие и уничтожение старых наборных шрифтов, пертурбации общеобразовательных методик и учебной литературы и проч.) принято считать реформой орфографии 1917-1918 гг. Это была единственная в ХХ столетии настоящая реформа русского правописания. Изданные в 1956 году " Правила русской орфографии и пунктуации " , которые и доныне остаются в силе, были нацелены только на упорядочение и унификацию ряда формулировок и не затрагивали основ правописания. Последующие " Предложения по усовершенствованию русской орфографии " (1964) вообще не нашли одобрения у широкой общественности. Впрочем, они так же, как и несостоявшиеся проекты 90-х гг., не преследовали революционных целей. Кардинальные изменения, введенные в русское правописание в 1917-1918 гг., были изданы как приложение ко второму декрету. Это приложение включало в себя 11 пунктов, большинство которых и тогда, и сейчас вызывают горячие и непримиримые споры: В последнее время неожиданно обострилась дискуссия вокруг пятого положения, а точнее, вокруг префиксов (приставок) без-/бес-. Некоторые православные верующие наотрез отказываются следовать орфографическим правилам и во всех случаях пишут только без-. Свой жесткий и безальтернативный выбор они объясняют созвучием приставки бес- с обозначением самой темной, злой и враждебной христианам силы. В доказательство своей правоты они приводят церковнославянский язык, где есть лишь префикс без-.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/mars...

Византийская иконописная традиция Византийская мозаика и фреска IV-VII веков Расцвет храмоздательства в IV-VII веках стал причиной мощного всплеска христианского изобразительного искусства. Стены величественных храмов, создававшихся по всей империи, украшались фресками и мозаиками. Кроме того, в храмах стали появляться отдельные иконы, написанные на доске. Иконографический канон сложился далеко не сразу. Об этом свидетельствует, в частности, послание святого Нила Подвижника, ученика Иоанна Златоуста , к Олимпиодору епарху (ок. 400). Последний намеревался в создаваемом им мученическом храме «поставить иконы и изобразить различные охотничьи и рыболовные сцены». Но святой Нил, назвав это «ребячеством», советовал «изобразить в алтаре на восточной стороне храма один только крест, ибо через один спасительный крест спасается род человеческий». Что же касается восточной и западной стен, то святой Нил дает такое указание: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Заветов, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу». Отсюда следует, что стены храмов украшались как декоративной живописью, не имевшей специально религиозного смысла, так и изображениями святого креста и сценами из Библии . Наиболее полное представление о христианском монументальном изобразительном искусстве V-VI веков дают мозаики Равенны. Этот город в силу своего уникального геополитического положения стал выдающимся центром христианского изобразительного искусства. С 402 по 476 год Равенна была столицей Западной империи, с 493 по 540 год она находилась в руках остготов, а в 540 году была захвачена византийцами. Помимо латинян, здесь проживали греки, сирийцы, армяне, представители других народностей. В строительстве и украшении равеннских храмов принимали участие византийские императоры, римские папы и готские вожди. Мозаики Равенны отличаются богатством колорита: в них преобладают яркие, сочные тона – зеленый, синий, голубой, золотой, коричневый, красный, белый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Да не будут тебе бози инии! ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН         Свмч. ИЛАРИОН     ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ДА НЕ БУДУТ ТЕБЕ БОЗИ ИНИИ! СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 95-Й ГОДОВЩИНЫ ОТ ОСНОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Быша гласи и молния, и облак мрачен на горе синайстей, глас трубный глашаше зело. Гора же синайская, дымяшеся вся (Исх. 19, 16, 18). И глагола Господь: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20, 2—3). Но и громы, и молнии оказались бессильны: не могли они удержать жестоковыйного народа от идолопоклонства, и сетует Господь Бог ревнитель устами пророка Своего: Два зла сотворили люди Мои: источник живой воды - Меня — оставили и ископаша себе кладенцы сокрушенны, иже не возмогут воды содержати (Иерем. 2, 13). Но мы, новый Израиль, род христианский, разве не знаем, что и нам то же самое говорит наш кроткий Спаситель? Он говорит без грома и молнии, но неужели поэтому можно и не слышать Его любящего гласа? Никто, говорил Христос, не может служить двум господам: ибо или одного будет любить, а другого ненавидеть. Не можете Богу служить и маммоне (Мф. 6, 24). Не знаете ли, — пишет св. апостол Иаков, брат Господень, — что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит дух, живущий в вас (Иак. 4,4-5). И все мы еще до святого крещения отреклись от лукавого и сочетались единому Христу. Но многих ли убеждает все это в той непреложной истине, что в одно время можно покланяться только одному Богу? Все отрекались от лукавого, все сочетавались единому Христу. Но пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди покланяются. Всякий любящий Бога не должен ли ныне, подобно великому апостолу Павлу, возмутиться духом, видя, что жизнь современных христиан полна идолов, как языческие Афины времен святого Апостола (Деян.17,16)?

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/d...

И вот с этим связана большая интрига, которой увлечен не столько даже, не сколько церковный мир, и так обустроили эту семинарию в перестроенным нынче здании, где даже и после воссоздания Сретенского монастыря располагалась французская спецшкола. Вообще-то после переезда школы в новый комплекс с бассейном и так далее, отец Тихон хотел именно это стандартное школьное здание снести и на его месте построить грандиозный даже по московским меркам храм новомучеников и исповедников российских на крови. План открыть этот храм не когда-нибудь, а в феврале 17-го года, 2017-го, то есть к 100-летию свержения Романовых, прямо говорит о том, какие новомученики имеются в виду. Ну, здание школы архимандрита снести не разрешили, и вот на этой неделе отец Тихон получил разрешение московских властей на снос других соседних построек. И что тут началось! А к этому еще надо добавить, что архимандрит Тихон – главный вдохновитель и организатор выставки " Православная Русь. Романовы " , которая проходит сейчас в " Манеже " , и так побила все возможные рекорды посещаемости. Очередь от исторического музея, что была продлена еще и еще. Короче говоря, отец Тихон настоящий подвижник. Ну конечно и настоящий раздражитель для кого-то. При этом я должен быть честен перед зрителями. К религиоведению я отношусь, как, наверно, чувствуется, с живым интересом, но вот от церкви настолько далек, что не рискую быть преданным анафеме, когда скажу: на мой личный взгляд, канонизированный ныне Николай II правителем был весьма неудачным. Сверг его не Ленин, а конечно же, разочарованный в нем правящий класс. Правда, как очень быстро выяснилось, самоубийственно разочарованный. А от большевиков Николай, брошенный еще и своими европейскими монархами-родственниками, принял смерть, конечно же, ужасную, Но лишь в контексте компании против священнослужителей. Конечно, Николай был помазанником божьим, но в их случае это была скорее политическая репрессия. Собственно эти свои взгляды я не раз выражал публично по причине чего? Я тем более признателен архимандриту Тихону за то, что он согласился меня принять, показал мне свой чудный Сретенский монастырь и терпеливо ответил на иные вопросы, которые ему явно и странно слышать. Сретенский мужской монастырь – настоящая жемчужина Старой Москвы. Основан в 1395 году. Внутри собора, очень вежливо извинившись перед прихожанами, отец Тихон ведет нас в подземелье, в крипту, где хранится московская копия Туринской плащаницы.

http://religare.ru/2_102885.html

Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН         Свмч. ИЛАРИОН     ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ПОКАЯНИЕ В ЦЕРКВИ И ПОКАЯНИЕ В КАТОЛИЧЕСТВЕ Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение Рима от Вселенской Церкви? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие Перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, " Слово о вере хрестьянской и латиньской " преподобного Феодосия Печерского, " Стязание с Латиною " митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, " о фрязех и прочих латинех " , – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству. Наш русский митрополит Георгий обличает латинян за то, что они за литургией не делают ни великого, ни малого входа и службу совершают не в алтаре, а по всей церкви, что епископы их носят перстни. " Едят медведицу и ослов; попы их едят в говение бобровину, глаголют бо яко от воды есть и рыба всяко есть " .

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/p...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Вступая в Пасху… Вступая в Пасху… Здравствуйте, дорогие! Христос Воскресе!   Конечно, в эти дни, когда все наполнено светом, радостью, весною, вновь и вновь мы мысленно обращаемся к вопросу: что такое Пасха? Не потеряла ли она актуальности в наш век высоких технологий и современных цивилизационных процессов? Если в двух словах то Пасха – праздник Воскресения Христа из мертвых. Это произошло 2 тысячи лет назад и является потрясающим событием, равного которому никогда не было и не будет. Представьте, на секунду, что изобретено лекарство, дающее бессмертие. Вот это же самое произошло и в Пасху.   До Воскресения Христа из мертвых смерть мыслилась непреодолимой трагедией. У всех было желание победить смерть, но как это возможно, никто не знал. Но Христос показывает путь! Напомню, что Христос – это Богочеловек. В Нем соединены два измерения: Божественное и человеческое. И вот, по человечеству Он умирает, а Божество Его не дает телу подчиниться всеобщей участи – разложению, распаду. Божественная сторона выводит телесную из смертного сна. В момент Воскресения Христа из мертвых произошли процессы, которые невозможно описать на языке современной науки. Некоторые ученые сравнивают это с термоядерной реакцией. В любом случае, Туринская плащаница (погребальное полотно с негативным отпечатком тела Распятого Христа), на которой в момент Воскресения каким-то образом появилось негативное изображение Иисуса, говорит, что тут произошли процессы, превышающие человеческое понимание. И самое важное, что то, что случилось со Христом, теперь является реальностью для нас. Христос проложил путь к Воскресению из мертвых, к победе над смертью для каждого!   Пасха для всех или только для верующих?.. Как высшее откровение о том, что произойдет с человеком, – безусловно, для всех. Другое дело, что Пасхальная весть больше, чем теоретическое знание. Это самое что ни на есть практическое

http://azbyka.ru/parkhomenko/vstupaya-v-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление См. также в разделе “Азбука паломника”: Туринская Плащаница . Постановка вопроса Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длиной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека. Никто из ее исследователей вот уже сто лет не может сказать каким образом нерукотворные отпечатки появились на ткани, хотя в то же самое время вот уже около двух тысяч лет сердца верующих христиан ясно подсказывают Кто и при каких обстоятельствах оставил изображение на этой ткани. Но что же общего между всеми плащаницами как рукотворными так и нерукотворной? Принося свои молитвы пред образом на плащанице, мы через этот образ поклоняемся самому Христу Спасителю и Богу нашему, а не той ткани на которой есть Его Изображение, независимо от того сделан этот образ человеческими руками или он нерукотворен. Когда мы молимся перед образом, мы сообщаемся с самим Богом, когда мы целуем ткань с образом — мы молитвенно прикасаемся к самому Христу. Имея глубокую веру в Воскресшего из мертвых, мы посредством образа сообщаемся с Ним – с Первообразом, встречаемся с Ним воочию лицом к лицу, мы сообщаемся с Ним, с Ним – живым и дарующим жизнь, с победителем смерти и ада, с нашим Спасителем! В таком случае зачем вообще изучать Туринскую плащаницу? Может быть отдать ее на растерзание неверующих скептиков? Но вспомните как все вещи любимого человека нам дороги и памятны. Тем более все, что связано с Богочеловеком, с нашим Спасителем и Искупителем для нас близко и дорого. И если существуют обширные исследования по иконографии, по технике иконописи, храмовому зодчеству и многим другим наукам, то что же может мешать добросовестному исследованию Туринской плащаницы – этого полотна, которое содержит столько загадок. Льняная ткань плащаницы таит в себе слишком многое, чтобы даже сто лет исследований могли вплотную приблизить нас к ее разгадке. С другой стороны можно ли вообще изучать святые реликвии? И может ли наука касаться столь священных предметов? Но когда мы молимся перед святыми иконами в храме или у себя дома, мы обращаемся не к краскам и дереву, а через образ на иконе возносим свои молитвы к Первообразу. Эти иконы имеют свою историю, происхождение, они сделаны из определенного материала с использованием той или иной технологии, таких-то красок, в таком-то веке. Есть люди, которые это исследуют, изучают и рассказывают нам об этом. Так и исследование Туринской плащаницы, этого поистине нерукотворного образа, не содержит в себе ничего кощунственного в том случае если мы честно подходим к делу, и не наносим в процессе работы ущерба этой удивительной ткани.

http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica

О византийской истории Туринской плащаницы В данной работе мы хотим представить убедительные эмпирические доказательства, полученные в ходе исследования самой Плащаницы, доказательства того, что Туринская Плащаница является тем же полотном, которое выставлялось для обозрения и поклонения в Византии в течение нескольких веков до захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. н.э. Таким образом, мы покажем, что Плащаница, по крайней мере, на несколько веков, старше возраста, полученного в результате радиоуглеродного анализа. Фотосъемки Плащаницы при специальном освещении: складки на полотне Исследования, которые привели нас к данному выводу, начались 20 лет назад во время научного изучения Плащаницы учеными Центра Туринской Плащаницы в 1978 году. Тогда я заметил, что полотно Плащаницы имеет долговременные складки. Решив, что эти складки могут содержать потенциально важные исторические сведения, я попросил Верна Миллера, научного фотографа Центра, заснять их для последующего анализа. Во время съемок использовался метод, при котором Плащаница освещалась под очень небольшим углом, чтобы мельчайшие складки и сгибы стали видны по теням, отбрасываемым ими на поверхность Плащаницы. Некоторые из складок, однако, оказались настолько глубокими, что были видны на фотографиях, сделанных при обычном освещении. Например, через среднюю часть заднего изображения мы видим складку, которая пересекает все полотно в ширину и следы реставрации после пожара 1532 года. Эта складка очень значима, так как ее расположение по отношению к центральной оси симметрии показывает, что Плащаница когда-то складывалась в восемь раз по всей ширине полотна. Если мы теперь передвинемся на то же расстояние, одну восьмую длины Плащаницы, до центра заднего изображения, мы обнаружим еще одну четкую складку, проходящую через всю ширину полотна. Двигаясь еще ниже на одну восьмую длины Плащаницы к области лодыжек заднего изображения, мы увидим отдельные отрезки еще одной складки, пересекающей Плащаницу по всей ширине.

http://pravoslavie.ru/5857.html

О ТАЙНЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБРАЗА НА ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЕ Александр Беляков Черна я, но красива, ибо Солнце опалило меня… О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют три синоптических Евангелия. Так, в Евангелии от Марка мы читаем: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова... Он, купив плащаницу ( sindwvn ) и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. XV , 43-47). Как это ни удивительно, но мы имеем все основания полагать, что та Плащаница, в которой Иосиф и Никодим погребли тело умершего Иисуса Христа, сохранилась до наших дней. В далеком городе Турине на севере Италии, в кафедральном соборе, высоко над алтарем, защищенная пуленепробиваемыми стеклами и системой сигнализации, запечатанная в драгоценном ковчеге, скрытая от взоров посторонних хранится Плащаница Иисуса Христа, которая таинственным образом несет на себе изображение Его распятого тела. Для беспристрастного наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг ко другу, голова к голове. На одной половине Плащаницы – образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине – то же тело изображено со спины. Образ на Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом – желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку – большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/tain...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010