1 и т. д.), проходящие через весь „Дневник“ темы разложения дворянской семьи, экономического упадка и обезлесения России, обнищания русской деревни, роста деревенской буржуазии, темы суда, адвокатуры, русской церкви и сектантства и современного их положения, тема всеобщего „обособления“ как характерной черты нынешнего общества (1877, июль — август, гл. 2), тема католицизма в его взаимоотношениях с Римской империей и современной буржуазной государственностью, с одной стороны, и социалистическими учениями XIX b. — с другой (1877, январь, гл. 1; сентябрь, гл. 1 и др.), наконец, темы Западной Европы и России, ее прошедшего, настоящего и будущего, символическим выражением которых являются три представленных в романе поколения. В рабочих тетрадях Достоевского, содержащих подготовительные материалы к „Дневнику писателя“ за 1876 г., встречаются записи, непосредственно ведущие к „Карамазовым“, — например: „Великий инквизитор и Павел. Великий инквизитор со Христом. В Барселоне поймали черта“ (XVII, 13). На страницах „Дневника“ предвосхищены в беглых зарисовках и некоторые отдельные характеры будущего романа: в этом смысле особенно существенна глава „Приговор“ (октябрь, гл. 1, § IV); приведенное здесь рассуждение „идейного“ самоубийцы содержит, как неоднократно указывалось, зародыш аргументации Ивана Карамазова в богоборческой главе „Бунт“ пятой книги „Братьев Карамазовых“ «Рго и Contra“, a самое заглавие этой книги повторяет более раннее название § II из главы 2 „Дневника“ за март 1877 г. В письме к X. Д. Алчевской от 9 апреля 1876 г. Достоевский охарактеризовал „Дневник“ как необходимую для подготовки к созданию будущего романа творческую лабораторию. „Готовясь написать один очень большой роман, — писал он, — я задумал погрузиться специально в изучение не действительности собственно, я с нею и без того знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем для меня молодое поколение и вместе с тем современная русская семья, которая, я предчувствую это, далеко не такова, как всего еще двадцать лет назад…“ (XXIX, кн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   В Иокохаму на рейд пришел «Рюрик», самый сильный наш броненосец в сих водах. Был у меня лейтенант Головнин, внук Василия Михайловича Головнина, бывшего в плену у японцев. Говорил, что допытывается, нельзя ли ему в японских архивах найти документы, касающиеся его деда. Конечно, хорошо бы; но едва ли не погорели и не истребились они в Хокодате, Мацмае и Едо. Я рассказал ему о следах Василия Михайловича Головнина, встреченных мною в Хакодате.    5/17 сентября 1897. Пятница.    Был в Иокохаме, чтобы разменять пришедший вексель миссийского содержания; потом — в Банк Мицуи, чтобы уплатить долг — девять ен, заимствованный, впрочем, под залог миссийских же десяти тысяч ен, положенных у Мицуи на год — с двенадцатого октября прошлого года.    Был у меня адмирал Алексеев с морским агентом Чагиным. Говорил адмирал о нужде иметь в Токио рго-русскую газету; я с ним вполне согласился и советовал внушить барону Розену, чтобы, по совету с умнейшим из японских министров, найти умного японца, который бы стал выше нынешних шовинистских понятий относительно России, сделался редактором издания, положившего программой «сблизить Россию и Японию, ознакомить Японию с Россиею и так далее»; обеспечить существование и расход этого издания русскими средствами, приобрести сотрудничество, доброй платой, даровитых писателей, вроде Китамура (нынешнего Кавасаки в Циувоо). Дело это может быть полезно Японии не меньше, чем России; потому и вестись может вполне открыто и честно, — потому и осуществимо, если посланник взглянет на него серьезно… Адмирал обещался говорить об этом барону Розену.    От участия в этом издании, в ответ на настояния адмирала, я прямо отказался, так как сознательно, в интересах моего собственного дела, устраняюсь от участия во всяких политических делах, писаниях и даже разговорах.    Адмирал Алексеев в то же время и прощался: сдал командование Тихоокеанской эскадры адмиралу Дубасову и уезжает в Россию через Америку.    6/18 сентября 1897. Суббота.    Кончили мы с Накаем исправление соборных посланий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

32 Zwingl., Fidei ratio; «Dux autem vel vehiculum Spiritui non est necessarium» etc,, цит. выше. Срв. Calv., Cons. cap. expos.: «Nam virtulem illis (sacramentis) affigere, quam externus tanturn usus instar canahs in animas intundat, plane insipida suherstitia». См. Niemeyer, Conc. Conf., p. 209. 33 Zwing. Fidei ratio: «Ех quibus (т.е. из того, что действие благодати предшествует акту принятия таинства) hoc coliigilur, sacramenta dari in testimonium publicum ejus gratiae, quae cuique privato prius adest... Haptismo jgitur Ecclesia publice recipit eum, qui prius receptus est per gratiam. Non ergo adfert gratiam baptismus, sed gratiam factam esse ei, cui datur, Ecclesiae testutur. Credo igitur, о Caesar, sacramentum esse sacrac rei, hoc est factae gratiae signum ..Et ob hanc causam sacramenta... religiose co’enda. . sunt, ut enim gratiam facere non possunt, Ecdesiae tumen nos visibiliter sod ant, qui prius invisibiliter sumus in illam recepti». Niemeyer, P. I, pp. 25, 26. Срв. Zwing., Do vera et falsa religione, цитов, у Mohler " а в Symbolik, р. 271, n. 2: «Sacramenta reddunt ecclesiam totam potius certiorem de tua fide, quam te». 34 Zwingl. Expos, ebr fidei De Deo et cultu ejus, II: «Primum, quod fidem, quae in Deum fiducia est, nemo nisi Spiritus sanctus dal, nulla res externa Quamvis faciant fidem sacramenta, sed historiam. Omnes enim panegyres, tiophea, imo monimenta et statuae fidem historicam faciunt, hoc est, monent olim aut quiddam esse factum, cujus memoria refricetur.. Hoc ergo modo coena Dominica fidem facit, hoc est, certo significat Christum esse natum et passum.., at рго nobis esse passum, id vero piis ac fidelibus tantum significat. Nemo enim pro nobis esse passum scit aut credit, nisi quem Spiritus intus docuerit agnoseere misterium divinae bonitatis. Is enim solus Christum recipit. Fiduciam ergo in Deum nihil, nisi Spiritus, dat» Niemeyer, Coll conf, p. 70. 35 Zwingl., Fidei ratio: «Ex quibus hoc colligitur, sacramenta dari in testimonium publicum ejus gratiae, quae curque prirato pirns adest» etc, цит выше. И далее там же: «Credo (sacramentum) esse invisibilis gratiae, quae scilicet Dei munere facta et data est, visibilem figuram sive formam, hoc est visibile exempium, quod tamen fere analogium quondam rei per Spiritum gestae prar se fert... Ut cum haptizamur, abluitur corpus mundissimo elemento, sed hoc significatur, gratia divinae bonitatis in Ecclesiae et populi Dei coetum allectos esse, in quo candide sit on pure vivendum». Niemeyer, p. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

— Ну, да–да, рассказывай; и охота представляться! Весьма значительно и глубоко проблемно пишут о смехе Вл. Соловьева В. Л. Величко и А. Амфитеатров. В. Л. Величко пишет, что в Соловьеве «уживались рядом и порою прерывали друг друга два совершенно противоположные строя мысли…». «Первый можно сравнить с вдохновенным пением священных гимнов… Второй — с ехидным смехом, в котором слышались иногда недобрые нотки, точно второй человек смеется над первым» . Еще сложнее и труднее для анализа картина смеха Вл. Соловьева, которую мы находим у А. Амфитеатрова. Этот автор пишет: «Удивил нас Соловьев… Разговорился вчера. Ума — палата. Блеск невероятный. Сам — апостол апостолом. Лицо вдохновенное, глаза сияют. Очаровал нас всех… Но… доказывал он, положим, что дважды два четыре. Доказал. Поверили в него, как в бога. И вдруг — словно что-то его защелкнуло. Стал угрюмый, насмешливый, глаза унылые, злые. — А знаете ли, — говорит, — ведь дважды два не четыре, а пять? — Бог с вами, Владимир Сергеевич! Да вы же сами нам сейчас доказали… — Мало ли что — " доказал " . Вот послушайте-ка… — И опять пошел говорить. Режет сопіга как только что резал рго, пожалуй, еще талантливее. Чувствуем, что это шутка, а жутко как-то. Логика острая, резкая, неумолимая, сарказмы страшные… Умолк, — мы только руками развели: видим, действительно, дважды два — не четыре, а пять. А он — то смеется, то — словно его сейчас живым в гроб класть станут» . . Смех Вл. Соловьева очень глубок по своему содержанию и еще не нашел для себя подходящего исследователя. Это не смешок Сократа, стремившегося разоблачить самовлюбленных и развязных претендентов на знание истины. Это не смех Аристофана или Гоголя, у которых под видом смеха крылись самые серьезные идеи общественного или морального значения. И это не романтическая ирония, когда у Жана Поля (Рихтера) над животными смеется человек, над человеком — ангелы, над ангелами — архангелы, а над всем бытием хохочет Абсолют, который своим хохотом и создает бытие и его познает. Ничего сатанинского не было в смехе Вл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Отец Ваш Иннокентий, А. Камчатский. Петру Васильевичу и прочим кому знаете, скажите от меня поклон. Сентября 20 дня. 1858г. Якутск. Письмо 214 Ваше Высокопревосходительство, Константин Степанович! 77 Вместе с сим я пишу его сиятельству и прошу его (не официально) предложить Святейшему Синоду о избрании викария в Ситху. Я, со своей стороны, 3-х кандидатов представляю, а четвертого подставляю. Не удивитесь, Ваше Высокопревосходительство, что первым представляю отца Аввакума. Причина, которую Вы изволили мне представлять к устранению от кандидатства, можно сказать, уничтожилась. Он во все путешествие последнее, говорит, держал себя, как следует. Если Вашему Высокопревосходительству угодно знать о нем подробнее, об нем скажет все И. В. Хуругельм, назначаемый главным правителем в Колонии и находящийся ныне в С.-Петербурге. Он отца Аввакума знает коротко. Не удивитесь также, что я представляю в кандидата священника или уже протоиерея. Этот человек высоко уважаем всеми и каждым за его характер, жизнь и добродетели. Впрочем, я повторю и здесь то же, что сказал я в письме его сиятельству: что для меня совершенно все равно, кого бы ни прислали мне в помощники. Я все предаю Господу. Но позвольте попросить Ваше Высокопревосходительство поспешить этим делом и в особенности уведомлением меня о том, как будет решено, дабы я мог благовременно сделать по сему свои распоряжения. Инструкцию Новоархангельскому викарию я составил, но оставляю еще при себе, для внимательного обсуждения; но долго не задержу. Очень бы желал предварительно представить ее Вашему Высокопревосходительству и Владыке Московскому. Но, к сожалению, время не позволит. Впрочем, я вполне уверен, что Ваше Высокопревосходительство исправите и дополните ее при составлении о ней протокола. Отец протоиерей Хитров пишет мне, что записка моя о воспитании юношества нашего ходит по Москве и произвела многие толки рго и contra, и академию нашу поставила против меня. Я нисколько не оскорбляюсь этим, напротив – радуюсь. Пусть их толкуют вкось и впрямь. Лишь бы только не замолчали: авось найдутся люди, которые поведут это дело. Далее и лучше меня. Ваше Высокопревосходительство! Господа ради, положите дополнительные оклады причтам Якутской области. Крайне необходимо. Например, в Вилюйском округе теперь жителей до шестидесяти тысяч, а священников только 9 и из них кто стар, кто слаб. Я, слава Богу, здоров и живу в городе на квартире. В монастыре жить негде. 12 сентября прибыли в Якутск ректор Новоархангельской семинарии с наставниками и учениками, а 17-го началось учение. Из Америки прислали мне 120 руб. сер. денег, пожертвованных тамошним духовенством на военные издержки. Что прикажете с ними делать? Не обратить ли их, например, на Иерусалимскую миссию?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Совершен ли мир? Моисей часто повторяет:  И виде Бог, яко добро (Быт. 1; 8), а под конец говорит:  добра зело (Быт. 1; 3). Повторение сие имеет целью то, чтобы показать, что все, происшедшее от Бога, хорошо и совершенно. Без сомнения, Моисей имел здесь в виду еще в древности существовавшее мнение дуалистов о злом начале, и направляет против него свое повествование. Под именем совершенства мира мы разумеем то, что мир вообще, и в частности каждая тварь имеют все нужное к достижению своих целей; к своему существованию. О ПРОМЫСЛЕ И ПРОВИДЕНИИ О Промысле или Провидении Сотворенный Богом мир Им же и поддерживается. Это поддержание, это хранение обыкновенно называется Промыслом или Провидением. (Название сие не точно выражает самую вещь: слова - Промысл, Провидение - указывают более на распоряжение будущим, нежели прошедшим и настоящим. Такое название дано людьми, может быть, потому, что все будущее они почитали преимущественно зависящим от воли Божией.) Это попечение о мире, по нашему понятию, слагается из двух частей: 1) из сохранения и 2) управления. 1) Сохранение есть такое действие Божия всемогущества, по которому мир, получив бытие свое от Бога, не теряет его, но продолжает существовать и действовать. В сем сохранении различаются два вида: а) сохранение бытия и б) сохранение формы. Ибо мы обыкновенно различаем в вещи сущность ее и действие или форму. а) Точно ли мир поддерживается Божией силою? Не может ли он сам продолжать полученное им однажды бытие? Разум не может ничего решительного отвечать на это, он имеет причины думать рго и соптга, и от этого в суждении о сем предмете впадает в так называемые антиномии. С одной стороны, он говорит, что мир может сам продолжать свое бытие. Причина, побуждавшая его так думать, состоит в том, что мир получил уже бытие и, следовательно, может лишиться его или через себя, или через другое существо; но сам себя он не может уничтожить, так как не мог и создать себя, а другого существа, кроме Бога, вне мира нет; Бог однажды захотел, чтобы мир существовал, поэтому он и будет сам по себе существовать. Но с другой стороны, разум видит, что поелику произведение мира было явление всемогущества, то и самое действие должно продолжаться для того, чтобы можно было миру продолжать свое бытие; иначе действие не будет иметь равносильной себе причины. Сей второй взгляд ведет к тому, что силы природы поддерживаются силою Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

«Грех, пишет Бонавентура 26 , во-первых оскорбляет величие Божие, во-вторых – бывает убыточен для Церкви, и в-третьих – извращает в человеке образ Божий. Первое требует возмездия, второе – удовлетворения, третье – исправления и очищения». Если человек не успеет сделать всего этого в настоящей жизни, он должен сделать в чистилище, «Огонь чистилищный, пишет Бернард 27 , должен докончить то, что мы не успели сделать в настоящей жизни». Сообразно с первым следствием греха, наказания чистилища, по учению Бонавентуры, суть наказания punitivae, сообразно со вторым они суть наказания – satisfactoriae, а с третьим – expurgamivae. Будучи наказаниями punitivae и satisfactoriae, наказания чистилища должны причинять душам действительную боль и страдания; но в то же время, как наказания expurgativae, они должны и очищать эти души от всех грехов, от которых они не успели очиститься во время земной своей жизни. Схоластики были несомненно уверены, что наказания чистилища способны очищать всякий вообще простительный грех (peccatum veniale); до тонкостей, и рго, и contra, разбиравшие всякое другое положение, эту мысль они почти не старались и доказывать. По их мнению, в чистилище столько же деятелей очищения, сколько и в настоящей жизни; на земле собственно два деятеля – благодать, сообщаемая в таинствах, и свободная воля человека, проявляющаяся в известного рода деятельности; в чистилище из этих деятелей остаётся одна только благодать; там нет ни таинств, ни свободной деятельности, но то и другое заменяют там наказания, которые, с одной стороны, заступают в чистилище место таинств, как «внешнее содействующее благодати», – а с другой восполняют недостаток свободной деятельности 28 . Последним обстоятельством схоластики объясняют, между прочим, силу и тяжесть этих наказаний. В чистилище существуют два рода наказаний: damni и sensus. Первое – чисто духовное наказание, происходящее от лишения лицезрения Божия; второе – чисто вещественное, состоящее в мучении и страданиях от предметов материальных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/chis...

Название нориков, как в применении к баварцам, так и славянам, мы не нашли ни в польских, ни в чешских хрониках. Что касается средневековых западных (латинских) памятников, то в большинстве из них баварцы называются не нориками, a gens baunariorum, Bagoarii и т п. (см., напр., житие св. Еммерама, написанное в 770–772 гг. в Analecta Bollandiana, t. VIII, р. 224 sq. см. также Migne, Patrol, ser. lat, t. 89, col. 746 – письмо Бонифация 742 г. и т. п.). 86 По мнению С. II. Микуцкого, »арийское слово нар или нара значит человек, мужчина»; отсюда – слово нории (множ. нори, ласкат. норьци) значит, собственно, человек, муж. Славяне-нарьци или норьци, жившие искони по левому (?) берегу Дуная и Савы до реки Инна (Inn, Oenus), и, по всей вероятности, отдельными отпрысками (венеты) проникшие даже на плодоносную долину р. Пода (По), выселились из своей прародины за Дунай и ныне называются болгарами« (С. П. Микуцкий. Остатки языка полабских славян, Записки РГО по отд. этнографии, т. IV, СПб. 1871, стр. 223–224). 87 Средневековые западные писатели нередко называли народности по месту их расселения. Так, например, Еккехард (11–12 в.) паннонцами называл не аборигенов страны, а венгров: »Gentes Pannonicae, quas Ungarios dicimus, Italiam depopulantur« (Ekkehardi Chronicon, a. 900, Migne, Patr. ser. lat. t. 154, col. 486). О древнем Норике подробнее см. в приложении к сочинению Philippi Cluveri Germaniae antiquae libritres, Lugduni Batavorum, 1616. 88 Послание папы Бенедикта VII (974–983) закрепляло за архиепископом зальцбургским Фридрихом и его преемниками власть »in tota Norica provincia et in tota Pannonia superiori videlicet et inferiori« (В. А. Бильбасов. Кирилл и Мефодий, ч. I, СПб. 1868, стр. 156, ср. 43). Приведенные слова переведены Бильбасовым не точно: »над Баварией, Паннонией и Моравией« (назв. соч. I, стр. 104). 91 " Postquam ergo Carolus imperator Hunis rejectis episcopatus dignitatem Iuvavensis ecclesiae rectovi commendavit Arnoni videlicet archiepiscopo et suis successoribus tenendi perpetualiter atque regendi perdonavit. coeperunt populi sive Sclavi vel Bagoarii inhabitare terram, unde illi expulsi sunt Hum et multiplicare.«(Historia conversions Carantanorum, Бильбасов, 1стр. 110–120).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСТУНИС Дестунис Гавриил Спиридонович, (16.03.1818, С.-Петербург - 19.03.1895, там же), рус. византинист греч. происхождения. Сын С. Ю. Дестуниса . В 1818-1826 гг. жил в Турции и Италии, где его отец служил в российских дипломатических представительствах. В 1834 г. поступил в С.-Петербургский ун-т, где изучал греч. словесность, его учителями были акад. Ф. Б. Грефе (один из основателей школы классической филологии в России) и исследователь античности М. С. Куторга . В 1838 г. Д. окончил университет со степенью кандидата. По ходатайству Куторги ему была предоставлена возможность отправиться в командировку за границу, однако из-за слабого здоровья поездка откладывалась 8 лет. После пребывания в 1846-1847 гг. в Афинах греческий язык и история Греции стали предметом его изучения. В 1848 г. Д. поступил на службу в Азиатский департамент МИД в качестве переводчика с греч. языка. Вскоре он был приглашен преподавать новогреч. язык в Ин-т вост. языков, а также начал читать курсы всеобщей и рус. истории в Александровском и Павловском жен. ин-тах. С сер. 50-х гг. активно сотрудничал с различными учреждениями АН, установил научные контакты с акад. А. А. Куником , подготовил ряд изданий по византиноведению (Исторические сказания инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте: Пер. с греч. СПб., 1858; Ватопедский снимок Птолемеевой географии; Мат-лы для рассмотрения вопроса о следах славянства в нынешнем греч. языке. СПб., 1860, и др.), готовил издание переводов своего отца. К 50-м гг. относятся и первые историко-этнографические работы Д. (Очерк клефтского быта//Геогр. вестн. 1855. 3. С. 27-46; Очерки Константинополя//Вестн. Имп. РГО. 1857. Кн. 1. Отд. 3. С. 1-11; Кн. 2. Отд. 3. С. 5-36, и др.). Подъем интереса к лит-ре, культуре и истории Византии в России позволил Д. при поддержке Куторги в 1859 г. обратиться в ун-т с предложением организовать кафедру визант. древностей и лит-ры и новогреч. языка. Решение о создании кафедры было принято 15 марта 1860 г., 23 сент. того же года Д. прочел вступительную лекцию «О значении византийской образованности». В 1860-1861 гг. им была прочитана значительная часть разработанного им курса визант. древностей и лит-ры, но с закрытием ун-та (1861) лекции Д. прекратились. Они возобновились в 1864 г., когда Д. получил место приват-доцента (26 авг. 1864). В 1865 г. стал д-ром греч. филологии, в 1867 г. избран экстраординарным профессором по кафедре греч. филологии, вскоре назначен ординарным профессором. В 1879 г. Д. был избран профессором еще на 5 лет, но не смог воспользоваться этим правом и через неск. месяцев отказался от преподавания из-за ухудшения здоровья. После отставки он остался почетным членом Совета ун-та и принимал активное участие в его заседаниях, обсуждении византиноведческих исследований, продолжал научную работу.

http://pravenc.ru/text/171757.html

Акулы потопили второе судно кругосветной российской экспедиции, экипаж выжил 6 сентября, 2023. Новостная служба Хищники дважды нападали на катамараны в течение суток 6 сентября. ПРАВМИР. Акулы в Коралловом море атаковали катамаран «Russian Ocean Way» кругосветной экспедиции Томского отделения Русского географического общества, сообщает «Интерфакс». В первый раз светящиеся сигарные акулы напали на экипаж 4 сентября в Тихом океане в 835 километрах к юго-востоку от Австралии. В результате оказался повреждён левый баллон катамарана. Поздним вечером 5 сентября атака акул повторилась, они прокусили правый баллон. Катамаран начал тонуть, команда подала сигнал SOS. Береговой штаб экспедиции связался с австралийскими спасателями, и уже через 45 минут к катамарану подошёл сухогруз, следующий до Шанхая. Экипаж сумел эвакуироваться и погрузить на судно личные вещи. На борту находились трое человек: руководитель экспедиции Евгений Ковалевский, капитан тримарана Станислав Березкин и француз по имени Винсент. Никто из них в результате ЧП не пострадал. Сам катамаран спасти не удалось — на борту не было оборудования для его погрузки. «Несмотря на потерю судна, экспедиция будет продолжена в составе Ковалевского и Березкина. Винсент, как и планировалось, останется в Австралии. Я вылетаю туда для поиска нового судна», — рассказала исполнительный директор томского отделения РГО Юлия Калюжная. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 января, 2024 3 ноября, 2023 22 мая, 2018 29 января, 2018 10 февраля, 2016 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/akuly-potopili-vtoroe-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010