В течение целых двадцати первых лет деятельности общества оно состояло под председательством настоятеля собора, протоиерея Алексея Алексеевича Лавровского, учредителя и организатора общества, неизменно избираемого в председатели каждый год. За все это время общество имело на приходе 60,125 р., израсходовало – по попечительству 31,768 р., на богадельне 7,681 руб. и на ясли 2,260 рублей. В остатке имелось около 18,500 рублей. Расширившаяся мало-помалу деятельность общества уже не укладывалась в рамки первоначального устава. Возбужден был вопрос о пересмотре устава, изготовлен был новый проект устава, который и получил утверждение министра внутренних дел 10 августа 1894 года. Новый период своей жизни и деятельности Общество начало уже под председательством Н. А. Лейкина, а протоиерей Лавровский, по преклонности лет и слабости здоровья, отказался от фактического управления делами общества. Благодарное общество избрало его в свои почетные председатели, а когда, недолго спустя, он скончался (31 января 1896 года), дань своего уважения и благодарности выразило в возложении на его гроб венка из живых цветов и постановке портрета его в богадельне. Портрет отца протоиерея, фототипический, приложен к отчету общества за 1894–96 год. В последние годы общество продолжало сложившуюся уже твердо в течение прежних двадцати лет деятельность почти без перемен. По последнему отчету, за 1897–98 год, в богадельне числилось 19 старух, единовременных пособий выдано 267 рублей. Некоторым ростом ознаменовалась только жизнь яслей, этого детища нового председателя. общества, здесь число постоянно призреваемых детей, мальчиков и девочек, возросло до 14 человек, а временный приют находили себе от двух до восьми детей ежедневно. Сверх того, возникла, мысль о приобретении собственного дома и собрано было на этот предмет пожертвований до 250 рублей; наиболее крупное пожертвование поступило от товарищества тюлевой фабрики чрез священника П. П. Соболева – 165 рублей. На приходе общества за последний отчетный год числилось 4,775 р., в том числе членских взносов и единовременных пожертвований 1,591 р., кружечного сбора 1,336 р. и процентов с капитала 946 р. Свою кассовую отчетность общество ведет, соответственно родам своей деятельности, по трем статьям: попечительство, богадельня, ясли. Приход денег по этим статьям распределяется за последний отчетный год следующим образом: 2,807 р., 592 р. и 1,376 р. В остатке к 1 октября 1899 года числилось всех денег у общества 24.892 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ежегодные монастырские отчеты позволяют проследить темпы строительства собора: 1897 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 2 арш. от уровня земли с облицовкой цоколя из белого камня». 1898 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 18 арш. вышины от уровня земли, на 30 арш. пилонов». 1899 год – «работы по постройке храма состояли в кладке стен его, возведенных на высоту 29 арш». 1900 год – «работы по постройке храма состояли в конечной выкладке стен и сводов куполов высотою в 45 арш., а по углам до сводов – 38 арш». 1901 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке четырех куполов, кроме среднего большого, постановке глав на них, крытых железом, в кладке главного западного входа (паперти), стены которого возведены на высоту 4-х саж». 1902 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке главного купола, постановке на него главы, крытой железом, и увенчании (всех пяти глав) вызолоченным чрез огонь крестами, выкладке свода и купола паперти с постановкою на нем главы и штукатурке всего храма снаружи и частью внутри». 1903 год – «работы по постройке и внутренней отделке состояли в кладке подпольных сводов, в устройстве хор и железной лестницы на них, постановке части каркаса для иконостаса, выкладке боковых папертей, постановке глав на них и вызолоченных чрез огонь крестов и в окончательной штукатурке внутренности храма». Небезынтересно заметить, что проверкой губернского инженера А.Р. Станкевича было установлено, что работы по устройству хор оказались выполнены некачественно: «... Десятник сообщил мне, что в массу бетонных сводов не закладывались железные каркасы из прутьев. Свод без каркаса разрушается моментально, а с каркасом разрушение свода не влечет за собой катастрофу, так как груз повиснет на железных прутьях, если только каркас продолжен и за пяты свода по опоре. Итак, отсутствие каркаса в бетонной массе свода дает новый повод к опасению за нее. Очевидно каменщики работали совершенно самостоятельно, без надзора со стороны лица с высшим техническим образованием». Какие последствия имело заключение А.Р. Станкевича по архивным документам не устанавливается. Вместе с тем, его выводы сопровождены чертежами, которые дают представление об устройстве хор в Троицком соборе.

http://sobory.ru/article/?object=14898

В 1894 году, по ходатайству председателя общества В. К. Саблера, церковно-приходская школа общества Св. Синодом преобразована в двухклассную, с ежегодным отпуском в пособие на содержание ее с общежитием для детей 2,400 рублей. В том же году в школе открыт ремесленный класс для обучения мальчиков сапожному ремеслу и рукодельный для девочек. В последующие годы синодальная субсидия увеличена до 3,000 руб. и в школе прибавлено обучение столярному ремеслу. В 1894 году общество занято было мыслью об открытии дома трудолюбия. По скромности средств общества и в ожидании пожертвований общество открыло дом только в скромных размерах – одной мастерской палаты для 20 бедных женщин. Открытие состоялось 10 декабря 1895 года. Для рукодельной отведено во втором этаже дома общества удобное и светлое помещение, с необходимой обстановкой, куплены швейные машины, приглашена для заведования мастерской надзирательница. Работы продолжаются с 8 часов утра до 6 часов вечера, с перерывом на час в полдень для обеда и на полчаса в 4 часа дня. Обед из двух блюд и чай бесплатно предоставляются работающим; они на руки получают за работу по 15 копеек в день. Работает обыкновенно до 20 женщин. Часть сработанных вещей продается, окупая приблизительно четверть выданной заработной платы, остальные вещи поступают в раздачу призреваемым, учащимся и приходским бедным. Исключительное по силе наводнение 4 ноября 1897 года, затопившее Галерную Гавань, вызвавшее энергическую деятельность общества в деле помощи пострадавшим и привлекшее обильный поток пожертвований, послужило к устройству обществом приходской богадельни для бедных женщин. За недостатком помещения в доме общества квартира для богадельни была нанята из четырех комнат и кухни по Гаваньской улице 31. Открытие состоялось 21 ноября после молебствия. В. К. Саблер держал при открытии богадельни продолжительную и трогательную речь о бедствии, постигшем Гавань, и необходимости помощи, о преимуществах приходской благотворительности, о мечтах Троицкого общества. Ея Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна, известившись об открытии гаваньской богадельни и ознакомившись с содержанием речи В. К. Саблера, всемилостивейше изволила пожаловать в распоряжение В. К. Саблера 1,000 рублей в фонд на устройство собственного здания для богадельни. К этой тысяче присоединил 500 рублей покойный митрополит московский Сергий и некоторые другие лица меньшие суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Е. стремился к аскетизму. По общему признанию современников, был большим молитвенником и постником. Его богослужения почти всегда были уставными, длились 5-6 и более часов. Владыка служил не только в воскресные, праздничные и торжественные дни, но и регулярно по будням. По средам он почти на протяжении всего пребывания в Саратове служил в Троицком соборе вечерни с акафистом. После будничных служб устраивались религиозно-нравственные собеседования, которые посещали не только саратовцы, но и приезжие. Е. уделял большое внимание проблемам духовного образования, не только решая практические проблемы находящейся в его ведении Саратовской ДС, но и выступая с теоретическими соображениями по вопросу о том, как духовная школа может выйти из кризиса, суть к-рого гл. обр. в обострившемся противоречии между задачами этой школы и стремлением значительного числа ее воспитанников к получению светского образования. Е. считал принципиально важным усиление в семинариях воспитательной части. Семинарское начальство должно было, по его мнению, иметь гарантии, что воспитанники собираются впосл. принять священный сан. Е. был награжден орденами св. Анны 3-й (1897), 2-й (1900) и 1-й (1907) степени, св. Владимира 3-й (1902) и 2-й (1911) степени. Для Е. была характерна активная общественно-политическая деятельность. В кон. 1904 г. он основал епархиальную газ. «Братский листок» (в 1907-1908 «Россиянин»), к-рая сразу вступила в полемику с местными светскими газетами различных политических направлений. В периоды подъема рабочего и крестьянского движения Е. постоянно призывал народ к социальному миру, беспрестанно проповедовал сам и давал духовенству распоряжения проповедовать на совр. темы, проводил торжественные крестные ходы, а также благословлял публикацию статей на актуальные темы в «Братском листке». В окт. 1905 г. Е. оказался практически единственным представителем власти в Саратове, к-рый открыто встал на путь борьбы с революцией. Вопреки обвинениям большевиков в причастности Е. к евр. погромам в Саратове 19-20 окт. 1905 г. владыка был решительным противником погромных действий и в кон. окт. учредил комитет помощи пострадавшим в ходе погромов. При этом Е. действительно была свойственна антиеврейская настроенность, о которой он регулярно открыто заявлял.

http://pravenc.ru/text/190195.html

В 1897 г. священник с. Поречье П. Сахаров сообщил в Археологическую комиссию в Петербург о находках крестьянами старинных вещей на мысе р. Упы близ д. Елисеевка Одоевского уезда Л. 97]. В ноябре того же года Комиссия послала письмо Н. И. Троицкому по поводу сведений о Пореченском городище, с целью их проверки. Археолог запросил Комиссию об Открытом листе для детального обследования памятника. Открытый лист был выдан на имя помещика А. И. Мосолова, владельца этого участка, который организовал и профинансировал работы. Научное руководство и контроль за раскопками осуществлял Н. И. Троицкий . Раскопки на Пореченском городище проводились в июне 1898 г., после чего в Археологическую комиссию был представлен подробный отчет о ходе исследований. Отчет Н. И. Троицкого содержал подробное квалифицированное описание внешнего вида памятника, его расположения, сохранности культурного слоя. Обнаруженный культурный слой памятника Н. И. Троицкий разделил на две части, два горизонта: верхний и нижний. Верхний – черноземный слой, намытый паводками, не содержащий находок, нижний – собственно культурный слой, сложенный перегноем с прослойками песка, насыщенный фрагментами керамики, железными орудиями, бронзовыми украшениями, костями человека и животных. Всего в Археологическую комиссию поступила коллекция из 53 находок. На основе анализа исследований Н. И. Троицкий отнес городище к раннему переходному этапу от эпохи бронзы к железному веку, находки кремневых орудий в окрестностях городища, по его мнению, не имели никакого отношения ко времени его существования. Кроме того, археолог считал, что «городище свидетельствовало о существовании бронзовой культуры на средней Упе, и каменная культура сменилась здесь не прямо железной, а через посредство и преемство бронзовой» С. 28]. В 1898–1899 гг. итоги раскопок Пореченского городища были опубликованы в периодическом научном сборнике Московского археологического общества «Археологические известия и заметки» и на страницах местной периодической печати С. 25–28]. Археологические работы на Пореченском городище намечалось продолжить в 1899–1900 гг., однако в силу различных причин Открытый лист на этот период так и остался неиспользованным. Лишь в 1903 г. А. И. Мосолов вновь запрашивает Открытый лист на раскопки городищ у с. Тимофеево и Березово Одоевского уезда (расположены недалеко от Пореченского городища) Осмотрены были оба памятника, однако раскопки проводились лишь на Березовском городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Здравомыслов Константин Яковлевич (1863–1933) – археограф, биограф, историк. Родился в г. Боровичи Новгородской губ. Выпускник Новгородской дух. семинарии, С.-Петербургской дух. академии (1887) и Петербургского археологического института (1891). С 1889 г. состоял на службе в архиве Св. Синода, с 1903 г. – начальник архива и библиотеки Св. Синода. За 25 лет службы привел в порядок и систематизировал по отделениям библиотеку Св. Синода, составил описи и указатели к делам Синодальной канцелярии, составил и напечатал ряд томов «Описания документов и дел Св. Синода». Участвовал в трудах Комиссии по выработке законопроекта об охране памятников старины, в трудах археологических съездов, в работе Комиссии по научному изданию текста славянской Библии . Составил множество библиографических заметок, биографий и статей для Биографического словаря русских исторических деятелей, Православной богословской энциклопедии. Обширный его труд: «Каталог русских архиереев X–XX веков», законченный в 1920-х гг., хранится в рукописи (ОР РНБ, фонд А.И. Бриллиантова ). В 1920-е гг. – начальник Комиссии по описанию дел и документов 2 отделения IV секции ЕГАФ в Петрограде (Ленинграде). В марте 1929 г. арестован за якобы злонамеренную потерю папских булл и других, не имеющих ценности документов, более 4-х месяцев находился под арестом. В конце 1929 г. на 3 года подвергся высылке с запрещением проживать в столицах и некоторых городах. В декабре 1932 г. вернулся в Ленинград, но по случаю введения единой паспортной системы выехал в Боровичи, где, вероятно, и умер. Печатные труды: «Архив и библиотека Святейшего Синода и консисторские архивы» (СПб., 1906); «Двухсотлетие Александро-Невской Свято-Троицкой Лавры (1713–1913 гг.)» (СПб., 1913); «Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени» (Новгород, 1897); «О сочинении душеполезных книг в XVIII столетии» (СПб., 1905); «Сведения о существующих в епархиях церковно-археологических учреждениях и консисторских архивах» (Пг., 1917); «Смутное время на Руси и тогдашние русские люди: К 300-летию Дома Романовых» (СПб., 1913) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1139 Не могу не сказать о том, что онтологическое понимание истины устраняет радикально то странное самовозвышение философа над народом, которое неизбежно в рационализме. Всякий философ-рационалист безнароден, антинароден, ибо он знает больше и лучше простого народа; он выше народа, потому что ближе к истине и больше владеет ею. Из нашего же основоположения вытекает смирение. Быть ближе к истине и потому лучше знать ее, чем самый возвышенный философ, – может невежественный, безграмотный мужик, который во внутреннем и духовном бытии своем осуществляет истину, даже не говоря о ней и часто даже не умея сказать. В этом пункте развивается здесь философия прямо и вплотную примыкает к величайшим художественным усмотрениям Достоевского, Тютчева и отчасти Толстого. 1140 О составе и стремлениях этого кружка см. подробно в трудах проф. Н.Ф. Каптерева : Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1, гл. 1. Сергиев Посад, 1909, (Церковно-реформационное движение во время патриаршества Иосифа и его представители); Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Изд. 2. Сергиев Посад, 1913, гл. V (Кружок ревнителей благочестия, образовавшийся в Москве во 2-ю половину патриаршества Иосифа). 1141 Харузин Н. К вопросу о борьбе Московского правительства с народными языческими обрядами и суевериями в половине XVII в (Этнография. Обозрение, 1897, 1, с. с. 143–151); Рождественский Н.В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в. М., 1902, с. 5 и след.; Каптерев Н.Ф. Цит. соч. 1142 Грамота Костромскому воеводе была послана в 1649 году, причем приказано было отписать, что скажут, по выслушании ее разных чинов люди. 20 апреля воевода отвечал, что «игумены и попы черные и мирские всяких чинов люди» сказали, что они «по правилу святых отец и государеву указу творить, и как в ... указе написано учнуть, и за такими богомерзкими дьявольскими всякими действы ходить не учнутъ. а учнутъ творить против правила святых отец и государева указу». Харузин Н. Цит. стат., с. с. 149–150.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. Горемыкина было получено только 14 авг. 1897 г. К 1900 г. на подаренной общине Франтом усадьбе на ул. Рождественской была возведена 2-этажная кирпичная синагога с застекленным куполом (вмещала свыше 1150 чел.). В 1904 г. пензенский купец 1-й гильдии Х. А. Пинес стал учредителем Еврейского благотворительного об-ва. Благодаря активности Пинеса с 1 янв. 1908 г. в доме купца Г. П. Журавлёва на ул. Троицкой (ныне Кирова) открылось Еврейское частное начальное уч-ще, в к-ром обучали по программе гос. начальных народных уч-щ с добавлением изучения Торы и евр. традиции (Там же. С. 56, 60-63). Учителями состояли Е. Ф. Ромис и В. Е. Черняк. Также была открыта детская евр. школа, где преподавали Тору, иврит и общеобразовательные предметы. В 1915 г. на средства, выделенные Г. Б. Левитом и пензенской общиной, в здании на ул. Дворянской (ныне Красная) устроены баня и миква (здание конфисковано в 1918, затем ненадолго возвращено верующим, вновь отобрано до 1922). В 1915-1921 гг. должность духовного раввина пензенской общины занимал И. Б. Дубов. В 1915-1916 гг. в Пензенскую губ. прибыло 7680 беженцев-евреев, эвакуированных из мест военных действий; заботы по их размещению, питанию и оказанию им медицинской помощи взяла на себя община Пензы. Был создан Пензенский еврейский комитет помощи жертвам войны, просуществовавший до 1917 г. (Там же. С. 81). Х. А. Пинес организовал дешевые бакалейные магазины, бесплатную столовую для бедных, беспроцентную ссудную кассу и др. (Там же. С. 83). Беженцы создали целую сеть из 25 молитвенных домов со своим миньяном каждый, к-рые обслуживали прибывшие в Пензу раввины (Там же). Летом 1917 г. в Пензе основана автономная евр. община, к-рая была призвана решать внутриевр. вопросы без вмешательства властей, в июне состоялись выборы в Автономное собрание, председателем к-рого был избран М. А. Гольдштейн (действовало до окт. 1917). В кон. 1917 г. в Пензе имелось отд-ние сионистского движения. В 1920 г. в связи с увеличением хасидов они устроили собственную синагогу в доме на ул.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Из 2423 жителей Балакова, учтённых в 1834 году 606 , 948 человек были причислены к приходу Троицкой церкви, 1066 человек – к Христорождественскому храму 607 , то есть 2.114 человек были православные по вероисповеданию 608 . Оставшихся 309 человек (около 13%) предположительно можно отнести к старообрядцам. По сведениям Ю.Ю. Каргина, в 1833 году количество балаковских раскольников достигало чуть более 600 человек, что составляло примерно 25% от общего числа балаковцев 609 . Эти данные противоречат цифрам, которые приводит Ю.Ю. Каргин в той же своей работе: в 1840-х годах в Балакове проживало чуть более 200 раскольников (более 8%) 610 , то есть в три раза меньше. Если эти цифры принять в качестве достоверных, то наблюдается необъяснимая демографическая тенденция: относительно предыдущего десятилетия в 1840-х годах доля старообрядцев резко снижается с четверти до менее чем одной десятой части, чтобы затем снова возрасти, как это будет показано ниже, до 15%. Необходимо иметь в виду, что с начала 30-х годов XIX столетия из общей массы иргизских старообрядцев выделяется новая, довольно большая группа – так называемые единоверцы. Это бывшие беглопоповцы, которые признавали каноническую власть государственной Церкви и имели литургическое общение с православными, сохраняя обрядовую и богослужебную автономию. Несмотря на то что юридический статус единоверцев не был чётко определён законом, тем не менее официальные государственные органы и церковные власти не относили их к раскольникам, которые, в свою очередь, уже не принимали единоверцев за «своих». В официальных документах (статистических отчётах или, например, в данных Всероссийской переписи 1897 г.) единоверцы либо указывались как особая группа лиц православного вероисповедания, либо просто включались в общее число православных по умолчанию. Поэтому при подсчёте долевого соотношения старообрядцев к общему числу жителей села Балаково порой возникает проблема «социо-конфессиональной» идентификации единоверцев. Полагаем, что в этом случае уместным будет взять на вооружение конфессиональную классификацию, принятую органами власти царской России.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православная делегация из КНДР во главе с министром по делам религии побывала во Владивостоке 27 ноября 2007 г. 12:14 Визит православной делегации Северной Кореи во Владивосток был плодотворным и поучительным, заявил глава делегации, министр по делам религии КНДР Чан Чже Он на встрече с духовенством города. Об этом РИА «Новости» сообщил представитель пресс-службы Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной Церкви. «Беседы с представителями Тихоокеанского флота, депутатами Законодательного собрания, руководством краевой администрации о взаимоотношениях военных, светской власти с духовенством дали много полезного и поучительного», — отметил Чан Чже Он. По словам представителя пресс-службы Приморской епархии, делегация КНДР во время четырехдневного визита встретилась с председателем Законодательного собрания Приморского края Виктором Горчаковым, руководителем аппарата краевой администрации Олегом Мельниковым, замкомандующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) вице-адмиралом Сергеем Авраменко. Делегация посетила большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» — флагман ТОФ, теологический факультет Дальневосточного государственного университета, православные храмы Владивостока. Делегация христиан КНДР прибыла во Владивосток по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Вместе с министром по делам религии КНДР в Приморье прибыли председатель Православного комитета Общества верующих КНДР Хо Ир Зин, православные священники Троицкого храма в Пхеньяне Ким Хве Ир и Ра Кван Чхор. В понедельник северокорейская делегация отправилась в Москву. Российская духовная миссия в Корее была учреждена определением Святейшего Правительствующего Синода в 1897 году. Она находилась в Сеуле, ее отделения и приходы были по всей Корее. Миссия продолжала работу до 1949 года, когда южнокорейские власти выдворили из страны последнего главу православного духовенства. Имущество и земли Российской духовной миссии были арестованы, а ее деятельность на корейском полуострове прекратилась. Идею строительства православного храма в Пхеньяне выссказал глава Северной Кореи Ким Чен Ир во время пребывания в России в 2002 году, после посещения православного храма в Хабаровске. В феврале 2003 года Москву посетила делегация Совета Общества верующих КНДР, в составе которого был образован Православный комитет. А весной того же года в Московскую духовную семинарию поступили четыре студента из Северной Кореи. В июне 2003 года архиепископ (ныне митрополит) Калужский и Боровский Климент освятил закладку православного храма в Пхеньяне. 13 августа 2006 года состоялось освящение храма, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/329561.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010