Кончина Платона совпала с бедственным для России французским годом. Во время французского погрома первый рассадник научного образования в Московской Руси Славяно-Греко-Латинская Академия пришла почти в окончательное разорение. Академическое начальство, после изгнания французов, доносило Св. Синоду, что при вступлении неприятеля в Москву академической суммы, полученной в жалованье за 1812 год и хранившейся в ризнице Заиконоспасского монастыря медной монетой, которую вывезти невозможно было, разграблено неприятелем —307— 1950 рублей, годовой запас, заготовленный на содержание казённых учеников, как то мука, крупа, дрова и прочее расхищено; в Академии, как в классических покоях, так и в жилых оконницы выбиты и многие почти неспособны сделались для жилья, коих исправление требует великих издержек, сумма же, положенная по расписанию на ежегодные починки в Академии, в вакационное время вся употреблена. Правление просило Синод на необходимо нужные издержки употребить ту сумму, которая ежегодно отчислялась на постройку нового здания для Академии. Св. Синод разрешил для исправления повреждений употребить нужное количество денег. „А как по случаю нашествия неприятельского в Москву многие частные дома, в которых жили Академические студенты и ученики разорены, то Синод поручил Правлению Академии, рассмотрев сколько можно будет, поместить их в академическом здании, сколько в Троицкой и Спасо-Вифанской семинариях и других духовных училищах Московской епархии с производством им положенного жалованья, представить управляющему епархией преосвященному Августину, а ему с своим мнением Св. Синоду и до получения предписания учения в Академии не открывать 373 . Академическое начальство поспешило исправить повреждения в здании и в него снова собрались воспитанники. Не многие из них в длинную вакацию поспешили устроиться в других семинариях, а большинство, очутившись вследствие неприятельского нашествия в крайней нищете, явились в Академию с просьбами к начальству помочь им в бедственном положении 374 . Епархиальное начальство позаботилось об участи бедствующих питомцев. Ещё до открытия учения в Академии преосвященный Августин запросил подведомые ему семинарии, сколько каждая из них может поместить у себя воспитанников Академии. На этот запрос Вифанская семинария ответила, что при семинарии праздных покоев

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Любовь Шпажинская была также владелицей двух водяных мельниц. Первая мельница была на реке Рать при деревне Городище. Расположение второй мне пока не известно. На мельницах Шпажинских производился помол зерна на муку, крупу, а также толчение толокна, и получение льняного масла. С ближайшей округи тянулись к мельницам подводы с зерном, а обратно - те же подводы со свежей мукой. Дорога, шедшая через мельничную плотину, соединяла деревни, расположенные на противоположных берегах реки Рати. Дмитрий Михайлович Шпажинский похвалялся соседним помещикам Григорию Александровичу Пожидаеву и Александру Григорьевичу Тимофееву, что мельница на реке Рати приносит чистого дохода более тысячи рублей в год. Умер Дмитрий Михайлович 30 января 1866 года. Похоронен в некрополе за алтарем Свято-Троицкой церкви села Троицкого на Рати. Пока не понятно, какое отношение имел Дмитрий Шпажинский к Свято-Троицкому храму села Троица. Деревня Городище, в котором располагалось имение Шпажинских, относилась к приходу Никитской церкви села Красниково на Котовце. Возможно, Шпажинские внесли вклад в строительство двух боковых приделов Троицкого храма, сооружение которых происходило в середине 19 века. Ответ на этот вопрос находится в фондах Курского госархива. После смерти Дмитрия Михайловича, в 1867 году Курским уездным земским собранием рассматривалось «Дело о сложении излишнего количества десятин земли жены подполковника Шпажинской», которое хранится в фондах Курской земской управы. Кроме того, в Курском архиве можно найти и другие документы, касающиеся Дмитрия Михайловича Шпажинского, которые ждут своих исследователей. Источники: 1. Шустов В.Н. «История 25-го Драгунского Казанского полка. 1701-1901 гг.». Тип. Штаба Киевского Военного Округа, Киев, 1901 г. 2. «Труды Курского губернского статистического комитета». Вып. 1, Курск 1863 г. 3. Курское уездное земское собрание. Журналы заседаний Курского уездного земского собрания. Очередного с 22 по 26 сентября 1867 года, Курск, 1868 г. 4. Дворянский адрес-календарь на 1897 год.

http://sobory.ru/article/?object=17408

—215— обязанностей строителей церковных отнесены были: надзор за церковным имуществом, собирание в церкви денег, а также снабжение церковного хозяйства всем необходимым, в том числе и свечами, причём особый надзор был предписан этим строителям за братскими четверть-фунтовыми свечами, с которыми братчики стояли в церкви в определённые часы богослужения; в) ежемесячно братчики собирались на общеобязательную сходку в братский дом, – путём обсылания по околотку креста, – для обсуждения и решения текущих дел, причём каждый братчик уплачивал по грошу в братскую кассу, которая хранилась у одного старшего братчика, тогда как ключ от неё находился у другого старшего братчика; г) все братские дела должны были сохраняться в строгой тайне и всему братству было предоставлено право суда над виновными в неисполнении уставных правил и предписаний, а братчики в делах взаимных обид и претензий не должны были искать другого суда, кроме братского 1755 . Организовав свой союз на приведённых началах, Троицкое братство приняло на себя, как и Львовское братство, самые широкие благотворительные и просветительные задачи. Так, оно помогало Троицкому госпиталю и учредило своё училище для воспитания и научения юношества в духе православия, куда, на первых же порах, не гнушались отдавать своих детей даже такие православные аристократы, как Огинские; братство также устроило и типографию для печатания учебников и книг религиозно-нравственного содержания. Тотчас же после своего преобразования Виленское братство вступило в тесные сношения с Львовским братством и пребывало с ним с того времени в единении; 28 мая 1588 года Виленские братчики написали послание Львовским братчикам и в этом послании благодарили присылку только-что вышедшей из львовской братской —216— типографии „Славяно-греческой грамматики“, составленной студентами Львовского братского училища, просили прислать им одного или двух учителей, и в свою очередь посылали им книгу „Маргарит“, в которой указывали на места, направленные против многочисленной в то время в городе Львове „Армянской ереси“, а также свой устав („Чин Виленского братства“), который просили прочитать перед всей Львовской братией 1756 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще, церковные курсивы Нового Завета представляют текст весьма однообразный, поддерживаемый целым облаком свидетелей и скреплённый рельефно-выпуклой церковной печатью в удостоверение его традиционности, чего именно недостаёт унциальным кодексам, как это подробно раскрывает проф. H. Н. Глубоковский 12 . В заключении почтенный исследователь указывает и частный интерес изучения греческих курсивных рукописей Нового Завета с их византийско-церковным характером – для русской православной науки, именно для исследования славянского перевода Библии . Хронологически и материально близкие к славянскому переводу, они много помогают его выяснению на всех стадиях его исторического существования. Автор предлагает и иллюстрацию этого значения на разборе вариантов рассматриваемого Евангелистария (из Евангелия от Марка). В общем верно и точно воспроизводя текст византийского происхождения и типа, данный Евангелистарий в существенных вариантах совпадает со славянскими списками Евангелия первой, т. е. древнейшей, более или менее первоначальной редакции. К сочинению приложены 14 тезисов, кратко формулирующих результаты всестороннего обследования рукописи. Приветствуя этот труд проф. Н. Н. Глубоковского , как образцовый для подобного рода работ, не можем не выразить искреннего пожелания, чтобы пример почтенного исследователя нашёл себе многих продолжателей, ко благу библейской науки. Г. Воскресенский . 23 декабря 1897 года. 1 C. R. Gregory, Die Kleinschifthandschinifen des Neuen Tersamentes – в Theologische Studien, Gottingen, 1897, S. 277–281. 4 Получен проф. Н. Е. Троицким – во время поездки его на Восток – в Константинополе от Г. П. Бихнери (Βηχνρηες) в 1886 г. 6 Из более чем 281 листов объёма сохранилось только 160 листов и в частности из евангельского текста имеется, по вычислениям автора рассматриваемой части, до 112 листов, т. е. немного более трети рассматриваемой суммы, каковая равняется 37%. 9 Согласные между собою унциальные кодексы сирийско-византийского типа – по Тишендорфу «второго порядка позднейшей формы текста» (под сиглами DFGHKMSUV) обозначаются у него в 8-ом большом издании Нового Завета (Lipsiae 1869, Vol. I) так: «une». Читать далее Источник: Воскресенский Г.А. [Рец. на:] Глубоковский Н. Греческий рукописный Евангелистарий из собрания И.Е. Троицкого (ныне б-ки СПбДА Б/17). СПб., 1898.//Богословский вестник. 1898. Т. 1. 2. С. 301-309. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Между прочим, его „навык по физиономии узнавать способности людей“ был особенным даром Провидения для него. А. В. Горский, в своём дневнике, за время бытности в Петербурге в 1869 году, отметил следующее: „За всенощной на Троицком подворье. После службы был у владыки. Толковал владыка о признаках, по которым признают даровитых людей: это большая, хорошо развитая голова, круглая, и глаза сверкающие. Говорил, что таким образом он, по приглашению одного из медиков, в собрании правильно определил несколько ему неизвестных человек в рассуждении их умственных достоинств“ 2508 . Вообще же святитель Иннокентий обладал от природы умом сильным, ясным, гибким, проницательным и основательным, – умом, можно сказать, зиждительным, творческим, но более с практическим, нежели с отвлечённым, теоретическим направлением в его деятельности. „У владыки, – пишет в своём дневнике за время пребывания в Петербурге не раз упомянутый А.В. Горский, – читал я свои заметки на Хомякова 2509 , и при этом случае мог заметить, как быстро его ум схватывает существенное и сейчас выводит сходство из начала; строго держится положительного; главное доказательство – в слове Божием“ 2510 . Вместе с тем святитель Иннокентий обладал обширными и разнородными познаниями, как то доказывают и его многоразличные труды, с которыми мы отчасти уже знакомы из предшествующего, и которые, вместе с издаваемыми теперь письмами его 2511 , ясно свидетельствуют о том, как широко, глубоко и основательно знаком он —301— был с так называемыми прикладными науками (техническими), с филологией, этнографией и проч. из светских наук, не говоря о науках духовных, с которыми он знаком был не менее основательно уже по самому сану своему. И только по глубокому смирению он называл себя „бескнижным“. Его филологические труды по части инородческих языков (алеутского, колошского и др.) 2512 , его обширные и интересные записки „об островах Уналашкинского отдела 2513 “ и иные с одной, и его „Указание пути в царствие небесное 2514 “, „Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращённых в христианскую веру 2515 “, мысли о воспитании и иные с другой стороны служат и останутся всегдашними свидетелями мудрости и разума (знания), которыми щедро наделил Господь святителя Иннокентия, как верного раба своего, как человека блага пред лицем Его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно этому основному положению, устав Троицкого братства стремился также составить из верующих такой живой союз, в котором его члены, – связанные клятвенным обещанием, данным в храме перед священником, о соблюдении верности „святому“ братству и о подчинении всем его правилам и повинностям, и находящиеся в постоянном общении друг с другом для совершения добрых дел, – могли перевоспитывать себя в христианском духе и руководствоваться во взаимных сношениях христианскими началами, которые подавляют всякую гордость и все вытекающие из неё страсти, ведущие к разъединению и человеконенавистничеству. —214— В этих видах было постановлено в уставе об обязанности братчиков не допускать до нищеты своего собрата и помогать ему из личных и общих братских средств, а болящего навещать, и если бы он оказался без призора, то нанять особого человека для ухода за ним. Особенно трогательно было обставлено погребение умершего братчика, тело которого должно было провожать всё братство до могилы, причём шесть братчиков несли на руках сам гроб, а остальные с возожжёнными братскими зелёными свечами шли попарно впереди процессии. Расходы по погребению бедного братчика, а равно и всех бездомных и безродных бедных, братство принимало на свой счёт. В устройстве братской процессии при похоронах братство не отказывало и всем другим прихожанам, которые при жизни, хотя и не состояли в числе вписавшихся в братство, но родные которых обращались с просьбой к братству об участии в погребении. Понимая высокое значение общественной молитвы в храме, Троицкое братство в уставе своём требовало отправления по крайней мере четырёх в году торжественных заздравных и заупокойных литургий, на которых присутствовали все братчики и после этих обеден следовали трапезы для всех убогих, нищих и маломощных, и трапезы эти устраивались братчиками в складчину. Кроме того, во все большие праздники от братства выдавалась милостыня всем бедным, скитающимся по улицам, находящимся в больницах и томящимся по тюрьмам. Что касается до устройства самого братского союза, его самоуправления и суда, то в уставе было постановлено: а) братство было всесословным и принимало в свою среду лиц обоего пола (сёстры братства) с уплатой вступных денег по желанию и возможности (определён minimum взноса в 12 грошей польских); б) из своего состава братство ежегодно, в Фомино воскресенье, избирало на один год для управления общими делами братства двух старейших братчиков и, кроме того, двух „строителей церковных“, и двух смотрителей за госпиталями, которых всех обязывало вести приходо-расходные книги и представлять ежегодный отчёт; к числу

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Платону от учащихся и учащих Вифанской и Троицкой семинарий. Здесь же указаны все издания писем к м. Платону и от него, хранящихся в библ. Вифанской Духовной Семинарии 1637 . —205— В 1895 же году прот. А. А. Беляев касается научно-исторической деятельности м. Платона и печатает «Отзывы современников о церковной российской истории м. Платона» («Богословский Вестник», июль). Начиная с того же года, в продолжение нескольких лет тот же досточтимый прот. А. А. Беляев , бывший преподаватель и ректор основанной м. Платоном Вифанской семинарии, ревностный чтитель священной памяти великого иерарха, в. журнале «Душеполезное Чтение» печатает ряд интереснейших статей, посвященных отношениям м. Платона к Вифанской семинарии: 1. «Митрополит Платон в отношениях к Вифанской семинарии» (1897 г.): 2. «18 ноября в Вифанской Духовной Семинарии при м. Платоне» (1897 г.); 3. «Хозяйственная деятельность м. Платона» (к 11 ноября 1899 г.); 4. «Хозяйственная деятельность м. Платона» (к столетию со времени открытия семинарии в Вифании 6 августа 1800–1900 г.); 5. «Из истории старой духовной школы» (1899 г.); 6. «Столетие одного из памятников просветительной деятельности м. Платона». (Речь, произнесенная на торжественном акте 26 сентября, в день столетнего юбилея Вифанской семинарии 1900 г.) 1638 . В 1900 году в «Православном Собеседнике» В. Нечаев рассматривает «увещание Платона, митрополита Московского, как предвестника единоверия», а в 1903 году тот же автор помещает в том же журнале (июль–август) статью: «Платон, м. Московский , в его отношениях к единоверию». В 1903 г. в ж. „Христианское Чтение» г. Карташев в «кратком историко-критическом очерке систематической обработки Русской церковной истории» дает научную характеристику и оценку «Краткой Российской церковной истории» м. Платона. —206— В 1905 году В. Виноградов в журнале «Московские Церковные Ведомости» помещает заметку «Дело издания Краткой Всеросийской Истории м. Платона по письмам его к епископу Августину» 45), в следующем году – статью «Платон, митрополит Московский, за церковно-исторической работой (по данным исследования рукописи автографа “Истории”, хранящейся в библиотеке Вифанской Духовной Семинарии)», в 1907 году в ж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—308— имеется для шестидесяти человек, а есть ли в силу данной 1810 года декабря 23 резолюции покойного Высокопреосвященнейшего Платона митрополита Московского благоугодно будет преосвященному Августину, епископу Дмитровскому, приобщить к семинарии состоящий близь её дом, занимаемый Нестеровой 375 , то сверх означенного числа можно поместить сорок человек и для пищи, для отопления, освещения и уборки кроватями потребно на всякого в год сорок восемь рублей пятьдесят копеек. Семинарских капиталов за расходами настоящего года хранится в кладовой монастырской 3300 р. и 20.500 рублей в сохранной казне 376 . 3-го марта 1813 года преосвященный Августин, испрашивая разрешение Св. Синода открыть учение в Академии представил и своё мнение, как разместить её воспитанников, число которых в то время простиралось до 1610 человек. Преосвященный предполагал поместить в Академии на казённом содержании до 70-ти человек, самых бедных разместить по семинариям: 50 человек перевести в Троицкую семинарию и содержать на оставшуюся от жалованья академическую сумму (3000), 60 человек поместить в Вифанской семинарии и содержать их в этом году на оставшуюся семинарскую сумму, 50 человек поместить в Перервинской семинарии содержать их на монастырском доходе, а прочих по прежнему поместить на квартирах с выдачей им положенного жалованья. Те студенты Академии, которые не найдут себе квартир в Москве, могут обучаться в семинариях Троицкой и Вифанской на своём коште, а ученики Академии в училищах Московских Дмитровском, Коломенском и Звенигородском, где можно отыскать квартиры за недорогую плату 377 . Св. Синод согласился с предложениями преосвященного Августина и 31 марта учение в Академии было открыто. Но самых бедных студентов оказалось более, чем предполагало на- —309— чальство и в Вифанскую семинарию пришлось поместить не 60 человек, а 100. 29 марта академическое правление уведомило Правление Вифанской семинарии, чтобы оно приготовило комнаты для студентов имеющих поступить из Академии числом 100. Семинарское начальство перебралось из Платонова корпуса в купленный за 1000 рублей дом Нестеровой и очистило свои покои для Московских гостей. 30 мая Академия уведомила Вифанскую семинарию, что 100 студентов и учеников, потерпевших разорение от неприятеля, в скором времени имеют быть отправлены. По резолюции преосвященного Августина на содержание 50 человек семинария должна была употребить оставшуюся от прошлых годов сумму в количестве 3300 рублей, а на содержание других 50 человек Академия препроводила в семинарию 3000 рублей. Кроме этих 3000 рублей из Академии прислано было в Правление Вифанской семинарии жалованье академическим воспитанникам в количестве 530 р. 27 коп. 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ц.В. 1889, 29; 1894, 46; 1897, 41; сн. 1892, 17; 1893, 7). – Среди мирян встречаются такие, которые половину или больше обыкновенных грехов передают на исповеди знакомому духовнику, а для исповеди остальных своих грехов, тяжких, идут на исповедь к другому, незнакомому им, священнику. Очевидно, таковые забывают, что они в данном случае решаются обмануть Самого Бога и чрез то уничижают таинство св. покаяния и становятся недостойными св. причащения (Вопр. на испов. детей, свящ. Г.Дьяченко , 87 стр.). Отсюда понятно, какую осторожность следует наблюдать священникам, принимающим на исповедь чужеприходных. Иные не исповедуются у своих приходских священников исключительно по ложному мнению, что у других духовников они получают «большее и полнейшее разрешение от грехов». Само собой разумеется, что указанное мнение есть такое заблуждение, об искоренении которого пастырям следует усиленно заботиться (см. подр. Рук. д.с.п. 1885, 51–52). Но бывает и так, что иные, не получая на исповеди у своего приходского пастыря должного врачества от своих духовных недугов, перестают у него исповедоваться и обращаются к другому духовнику. Вообще многие ищут опытных духовников и из разных мест устремляются к ним, если таковых находят; пред ними они с полной готовностью открывают самые застарелые, ужасные свои язвы, со слезами прося духовного врачевания (см. Ц.В. 1897, 14). К такому явлению можно относиться только сочувственно. Оно свидетельствует о сознательном отношении указанных лиц к исповеди, об их неутолимой жажде духовного врачевания своих недугов. С другой стороны, указанное явление должно побуждать каждого приходского пастыря неустанно заботиться о своём нравственном усовершенствовании, усиленно стараться об обогащении себя духовным опытом и всегда совершать св. дело исповеди соответственно его высокой важности и значению, достодолжным образом утоляя не только заявляемую его пасомыми духовную жажду, но и пробуждая оную. – Правилами, изданными Подольским Е.Н. для г. Каменца, священникам бесприходных церквей, а также учебных и благотворительных заведений, равно как и иеромонахам Архиерейского дома и Троицкого монастыря было разрешено по желанию мирян исповедовать, но не иначе, как по уважительным причинам, с выдачею свидетельства о том исповедавшемуся для представления приходскому священнику; но таковым же причинам прихожанам было разрешено исповедоваться и у священников других приходов, которые, не занося их в свои исповедные ведомости, должны были выдавать им о бытии на исповеди свидетельства для представления приходскому священнику, обязанному занести их в приходскую исповедную ведомость; исключение из этих правил составляли так называемые «отпусты» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

13) Состояние домов: все дома прочны. 14) Расстояние сия церкви от консистории 87 вер., от Флоролаврского в 30 в., от уездного города Грязовца в 45 в., от Раменского волостного правления в 100 саж., почтовый адрес: г. Грязовец, чрез Раменское волостное правление. 15) Ближайшие к сей церкви: Раменская Богоявленская в 7 в., Николаевская Побережская в 12 в. и Космодамиановская Леждомская в 17 в. 16) Приписанные к сей церкви и часовни: часовни в дер. Черновке, Антипине, Ваганове, Вохтоге, Дресвище и Ивонине. 17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: нет. 18) Опись церковного имущества заведена с 1893 г. 19) Приходно-расходные книги даны Вологодской духовной консисторией 29 сентября 1912 года. 20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1780 года 21) В обыскной книге, выданной в 1911 году декабря 13, за шнуром и печатию 91 писанный лист, 113 листов не писанных. 22) Исповедные росписи находятся в целости с 1780 года и хранятся в целости. 23) Книги, до церковного круга подлежащие имеются все. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных - 24) Церковные деньги в целости и за ключом у церковного старосты и печатию церковною 3930 р. в церковном казнохранилище. 25) Имеются в приходе школы: одна церковно-приходская школа при церкви и 6 земских училищ в деревнях: в Вохтоге, Тарасове, Гридине, Ивонине, Ильинском и одно училище при церкви в с. Сидорове. 26) При церкви состоит старостой церковным: крестьянин Константин Дмитриев Кузичев, 62 года, который должность свою проходит с 23 марта 1897 года. 27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1910 году. Послужные списки Старший священник Павел Дмитриев Лебедев, 41 год. Окончил Вологодскую духовную семинарию по 2 разряду в 1894 г. 17 февраля 1895 г. определен на штатную псаломщическую должность при Иоанно-Остроконской церкви Кадниковского уезда и в то же время состоял учителем местной церковно-приходской школы. В 1899 году 22 августа посвящен во священника к Троицкой Становской церкви Грязовецкого уезда. В 1911 году 16 января перемещен в старшего священника к сей Сидоровской Богородицкой церкви. […]

http://sobory.ru/article/?object=43667

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010