Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Часть II. Троицкая литературная школа Яко же бо нелепо и не подобает житиа нечистивых пытати и писати, сице не подобает житиа святых муж оставляти, и не писати и млъчанию предати, и в забытие положити. Аще бо мужа свята житие списано будет, то от того плъза велика есть и утешение вкупе списателем, сказателем, послушателем; аще ли же старца свята житие не писано будет, а самовидци и па-мятухи его аще будут преставилися, то каа потреба толикую и таковую пльзу в забытии поло-жити, и акы глубине млъчанию предати. Аще не писано будет житие его, то по чему ведати не знавшим и не видавшим его, каков был, или откуду бе, како родися, и како възрасте, и како пострижеся, и како въздръжася, и како поживе, и каков име конець житию. Аще ли будет писано, и сие некто слышав, поревнует въслед жития его ходити и от сего приимет плъзу. Пишет же и Великий Василие: «Буди ревнитель право живущим, и сих житие и деание пиши на серд-ци своем» ( Епифаний Премудрый . Предисловие к Житию преподобного Сергия Радонежского). Глава 1. Епифаний Премудрый В Епифании, как писателе, встречаем два условия, которые редко соединялись в наших позднейших агиобиографах: он обладал литературным талантом, вооруженным обширной начитанностью, и был близким свидетелем событий, которые описывал, или знал их из верных источников. Притом в его литературном положении была особенность, не существовавшая позднее: он писал в то время, когда стиль житий у нас только еще устанавливался, не затвердев в неподвижных холодных формах, потому его витийство не знает границ и часто подавляет фактическое содержание… (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. С. 112). В своей знаменитой речи, произнесенной по поводу 500-летней годовщины со дня кончины преподобного Сергия Радонежского, В. О. Ключевский выразил сожаление, что не было в Сергиевой обители наблюдателя-летописца, который бы ровной бесстрастной рукой записывал о всем происходящем из года в год, из века в век, как-будто это был один и тот же человек, не умиравший целые столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Курган. Церковь Троицы Живоначальной (утраченная). Троицкая церковь. /// Объект утрачен В непосредственной близости от храмового места с 2017 г. строится новая церковь Троицы Живоначальной , по архитектуре далёкая от исторического храма Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь каменная, одноэтажная, построена в 1767 году. В ней три престола: во имя Св. Живоначальной Троицы, во имя Рождества Христова и во имя св. великомученика Димитрия Солунского. В деревне Смолиной находится деревянная приписная церковь во имя св. Прокопия Устюжского, освящена в 1895 году. В приходе находятся деревни: Смолина (3 в.), Малая Чаусова (2 в.), Глинки (6 в.), Вороновка (5 вер.), Большая Чаусова (7 вер.). Всего в приходе 887 дворов, прихожан муж. пола 3549, женского пола 3950. Церковный капитал 20127 руб. Штат: три священника, диакон и три псаломщика. Причт получает кружечных доходов до 5137 руб. в год и получается процентов с капитала вечных вкладов на сумму 1545 руб. 81 коп. Для причта имеются 4 дома, построенные на церковные средства. В районе прихода находятся две церковно-приходские школы (в деревнях: Смолиной и Больше-Чаусовой) и пять министерских начальных училищ. Ближайшая церковь в селе Рябковском (6 вер.). Расстояние от Консистории 448 вер. Приписная церковь в селе Рябковском. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. К началу 60-х гг. XVIII в. Курганская слобода (Царево Городище или Царев Курган) представляла собой крупный населенный пункт на левом берегу Тобола в южной части Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. В гражданском отношении слобода являлась административным центром для окружающих ее сел и деревень. Такими же центрами были расположенные по Тоболу слободы Утятская, Иковская, Белозерская и Усть-Суерская. Но в отличие от них Царево Городище уже в 40-е гг. XVIII в. было центром одноименного заказа, или духовного правления, объединявшего церковные приходы обширного округа на юге дистрикта, и состоявшего, в свою очередь, в ведении Тобольской духовной консистории. В этой части Тобольской епархии заказные правления находились также в Ялуторовской слободе, в Далматовском и Рафайловском монастырях и в селе Воскресенском, принадлежащем Тобольскому архиерейскому дому.

http://sobory.ru/article/?object=35686

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНГИСЕППСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. 14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве) , был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский) , настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря , хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания. 3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский) , к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения.

http://pravenc.ru/text/1684634.html

Находился в г. Воронеже. Основан в 1836 г. После обретения в 1831 г. мощей свт. Митрофана , еп. Воронежского, и причисления его в 1832 г. к лику святых 16-17 сент. того же года в Воронеже для поклонения мощам пребывал имп. Николай I Павлович . Эти события позволили свт. Воронежскому и Задонскому Антонию (Смирницкому) в 1834 г. обратиться в Синод с предложением об учреждении нового монастыря «для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, согласно желанию благочестивых граждан Воронежских». Свт. Антоний предлагал настоятелем М. В. м. быть «местному архиерею, согласно заведению, в лаврах принятому, и иметь ему жительство в своем доме, а кафедральным собором, вместо Благовещенского, в коем опочивают святые мощи, назначить Троицкий градский собор». К докладу были приложены планы Воронежа и Благовещенского собора, а также приписанных к нему архиерейского дома, консистории и духовного уч-ща, возведение к-рых свт. Антоний намеревался осуществить в буд. мон-ре. Воронежский губернатор Д. Н. Бегичев, поддержавший инициативу архиепископа, обратился в Мин-во внутренних дел и просил содействия начинанию архиерея. Поддержка губернатора была необходима. Наплыв паломников (до 60 тыс. чел.) к мощам свт. Митрофана в 1830-1831 гг. привел к вспышке холеры, что вызвало опасения в Мин-ве внутренних дел. Синод, рассмотрев 30 нояб. 1835 г. обращение свт. Антония, в докладе имп. Николаю I сообщал, что после прославления святителя Благовещенский собор «сделался местом беспрерывного собрания благочестивых посетителей... сюда стекаются во множестве почти из всех областей империи всякого состояния люди». В итоге свт. Антонию было разрешено учредить при соборе муж. мон-рь «с малыми пожертвованиями от казны». Обители присваивался 1-й класс с настоятельством епархиального архиерея и именованием кафедрального Митрофанова Благовещенского мон-ря. Штат М. В. м. планировалось объединить со штатом архиерейского дома, обитель «снабдить от казны землями и угодьями», а служителей кафедрального собора перевести в городской Троицкий собор, «чтобы в монастыре были одни монашествующие». 1 авг. 1836 г. император, рассмотрев доклад Синода, собственноручно определил: «Быть по сему».

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Предисловие «Восхвалим Единаго от Отца Христа Спасителя, который во дни своя утверди Церковь , не дом ветхозаветным сени и гаданий, но дом благодатнаго Царства Христова, обители подвижников благочестия, восхвалим и благодетельного отца архимандрита Антония и сим посильным похвалением сделаем воззрение на достохвальную жизнь его, да подражаем вере его» (25, л.1,1об.). Такими словами начинается одно из жизнеописаний наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева), который, благодаря своим исключительным способностям и неутомимой деятельности, достиг еще во время земной жизни «такой известности, что его знала и уважала не только вся Россия, но и многие знатные особы за границей, как на Востоке, так и на Западе» (2, с. 3). Жизнь в миру Архимандрит Антоний родился 6 октября 1792 года и назван в Святом Крещении Андреем в честь преподобного Андрея Критского . Его отец Гавриил Иванович и мать Ирина Максимовна Медведевы 1 были вольноотпущенными графини Екатерины Ивановны Головиной. Гавриил Иванович служил у князя Егора Александровича Грузинского вольнонаемным поваром в его поместье в известном хлебной торговлей селе Лыскове Нижегородской губернии. На пятом году жизни Андрей лишился отца, о нежных ласках которого сохранилось у него полное любви воспоминание (4, с. 48). Мать Андрея была женщиной строгой. Оставшись вдовой с малолетними детьми, Ирина Максимовна «продолжала жить в Лыскове, где муж ее успел уже приобрести свой дом, и кормилась трудами рук своих» (3, с. 268). Она умерла на 95-м году жизни. По словам жизнеописателя архимандрита Антония, Андрей был «воспитан не в преучительных мудрости века сего словесех 2 , но в страхе Божием, рождающем истинную мудрость разумети доброе и лукавое» (25, л. 1 об.). После обучения грамоте Андрей был отдан матерью в ученики к аптекарю Полидорову при больнице в Лыскове. В то же время, обладая прекрасным альтом, он пел в церковном хоре. Домашний врач князя Грузинского француз Дебше полюбил Андрея, взял его к себе и научил прислуживать больным и некоторым медицинским навыкам. Умирая, он завещал ему все свои книги. Живой и восприимчивый юноша скоро так успешно стал лечить больных, что когда пришедший вместо Дебше врач не понравился князю, он поручил заведование больницей Андрею Медведеву (3, с. 268). Прикомандированный за недостатком врачей к готовившемуся в 1812 году Нижегородскому ополчению, Андрей получил формальное разрешение на врачебную практику (4, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Декабря 18 (31) Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской «От юности Христа возлюбил еси…» Священномученик Фаддей родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Федоровича Успенского и его супруги Лидии Андреевны и в крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Прадед священномученика, священник Иоанн Яковлев, служил в Успенском храме в селе Чиресь Лукояновского уезда. Его сын, Федор Иванович, после окончания в 1846 году Нижегородской духовной семинарии был рукоположен во священника к этому же Успенскому храму, где прослужил около полувека и первый получил фамилию Успенский по имени храма, в котором служил сначала его отец, а затем и он сам. Все домашние почитали его как сугубого молитвенника, человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное к человеческим немощам сердце. Из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого он называл архиереем. Окончив Нижегородскую духовную семинарию, Василий Федорович 10 сентября 1870 года был назначен учителем в село Наруксово и 21 сентября обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Андрея Ивановича Цветаева, служившего ранее в Троицкой церкви в этом селе. 11 октября Василий Федорович был рукоположен во священника к Троицкой церкви. В 1873 году, когда Ивану было несколько месяцев, отец Василий был переведен служить в Нижний Новгород, где и прошли детство и юность Ивана. В 1873-м и 1874-м годах отец Василий исполнял должность помощника инспектора Нижегородской духовной семинарии. В 1875 году он был назначен священником и законоучителем в Мариинский институт благородных девиц – учебное заведение, созданное для получения образования дочерей потомственных дворян и военных не ниже штаб-офицерского чина, а также дочерей купцов 1-й и 2-й гильдии. Здесь преподавались: Закон Божий, история, география, русская словесность, арифметика, естествознание, физика, французский и немецкий языки, чистописание, рисование, музыка, пение, танцы, изящные и хозяйственные рукоделия. В 1899 году отец Василий, возведенный к этому времени в сан протоиерея, был назначен настоятелем Покровского собора в городе Васильсурске. У протоиерея Василия и его супруги Лидии Андреевны было восемь сыновей и две дочери. Сын Александр стал впоследствии преподавателем Орловской духовной семинарии, Владимир – преподавателем в Санкт-Петербургском епархиальном женском училище, Василий – доцентом Санкт-Петербургской духовной академии, Николай – служащим, Борис окончил Нижегородскую духовную семинарию, но впоследствии избрал профессию врача, Михаил окончил Нижегородскую духовную семинарию, Федор стал служащим, дочери Нина и Лидия вышли замуж, муж одной был профессором Казанского университета, у другой – священником.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

149. Слово о молитве, преимущественно церковной, в день памяти Преподобнаго Сергия (Говорено в Троицкой Сергиевой Лавре, 25 сент.; напечатано в Христ. Чтении 1840 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1839 год «Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити» ( Ebp. XIII. 18 ). – Пишет святый Апостол Павел ко Евреем, то есть, к Христианам из Евреев. «Молитеся о нас»: говорим иногда и мы людям, которых почитаем сильными в молитве, или, по крайней мере, упражняющимися в ней с приметным вниманием. И ныне, для чего множество людей собралось во храме сем, если не для того наипаче, чтобы сказать Преподобному Сергию, как могущественному молитвеннику: моли Бога о нас? Воспользуемся же словами Апостола, чтоб извлечь из них о взаимной молитве некоторыя мысли, для нас полезныя. «Молитеся о нас». Подумайте, кто это просит себе молитвы других? – Павел, который некогда, с своим сотрудником Силою, в темнице Филиппийской, совершал молитвенное Богу славословие, с такою духовною силою, что «внезапу трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному, отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша» ( Дeяh. XVI. 25–26 ); – Павел, который объятием сострадательной любви и молитвы воскресил Евтиха; – Павел, котораго молитве даровал Бог вдруг двести семдесят шесть душ, сопутников его в плавании, готовых погибнуть от кораблекрушения; – Павел, котораго сам Господь нарек «избранным сосудом» ( Деян.9:15 ) благодати Своея, и который сам о себе не обинулся исповедать: «вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» ( Фuл. IV. 13 ). И сей, вся могущий, просит себе помощи молитвенной; и от кого просит? – Не от каких либо избранных, крепких молитвенников, но от всех Христиан-Евреев, без разбора, не исключая и последняго мирянина. Что ж такое делает святый Павел? Да, что он делает, то достойно глубокаго внимания нашего, и, если будем внимательны, может подать нам немаловажныя наставления. Пример Апостола должен вразумить нас, Христиане, как настоятельна потребность взаимной друг о друге молитвы, и наипаче общественной, когда и сей, толико крепкий подвижник духовный, признает для себя нужду сей духовной помощи; как дерзко было бы опираться на силу одной собственной молитвы, хотя бы кто в ней уже имел некоторые опыты, и достиг некоторых успехов, когда на собственную молитву не дерзает положиться муж, облагодатствованный столь необыкновенно и чудесно; с каким смирением и простотою надлежит нам не отвергать, не пренебрегать молитвенной помощи немощнейшаго из верующих, когда прозорливый дух Павла не употребил в сем случае разборчивости, которую трудно употребить без возношения себя и без уничижения ближняго, и которая была бы без цели, потому что «сила» Божия «в немощех совершается» ( 2Кор.12:9 ), следственно может иногда совершиться и в немощнейших, по видимому, молитвенниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

16. Слово о нетлении святых мощей, на память Преподобнаго Сергия (Говорено в Троицкой Сергиевой лавре сентября 25 дня; напечатано в собраниях 1821, 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) 1821 И кости твоя утучнеют, и будут, яко вертоград напоенный, и яко источник, емуже не оскуде вода Ис. 58:11 Во дни Пророка Исаии были люди, – какие, вероятно, есть и ныне, – которые жаловались на Бога, для чего не награждает Он их благочестия. «Что яко постихомся, и не увидел еси?» ( Ис. 58:3 ) Пророк ответствует на сие, что и «пост и суббота», и благочестивый подвиг, и духовное празднование, приятны Богу, если люди во «дни пощений своих не обретают волей своих, если не творят хотений своих в день святый» ( Ис. 58:3 ); и, в награду за сие непритворное благочестие, обещает между прочим, что «и кости» таковых людей «утучнеют, яко вертоград напоенный, и яко источник, емуже не оскуде вода». – Неожиданное обещание! Кости сего тленнаго тела, кажется, не тучнеют от подвигов поста, ниже от субботствования духовнаго. – Подобно сему, другой Богопросвещенный муж, «восхваляя мужей славных», между прочим говорит: «и обоюнадесяте Пророков да процветут кости от мест своих» ( Cup. XLIX, 12 ). Но кости сих Пророков давно уже почивали во гробах, когда сие написал о них сын Сирахов. Итак неужели кости угодивших Богу и в умерщвлении плоти «тучнеют», и во гробах «процветают?» Воистинну «тучнеют и процветают»! Тучнеют и процветают кости благочестивых во время жития их, духовно, когда, «яко от тука и масти», исполняется душа их радостию ( Ncaл. LXII, 6 ) о Боге; когда «праведник, яко финикс, процветает» ( Ncaл. XCI, 13 ) благими делами, приносящими плод во святыню; – тучнеют и процветают, несмотря на то, что плоть их увядает и изсыхает от подвигов воздержания; ибо, «аще и внешний их человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» ( 2Kop. IV, 16 ). По смерти же тучнеют и процветают кости благочестивых славою их добродетелей, так что они, быв нередко умалены и забвенны в жизни, являются великими и знаменитыми по смерти, так что гробы их бывают великолепнее жилищ, в которых они обитали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. До назначения наместником лавры Архимандрит Антоний был одним из замечательнейших лиц православного монашества. Человек неизвестного происхождения достигает такой известности, что его знала не только вся Россия, но и многие за границею, как на Востоке, так и на Западе. Не получив никакого школьного образования обнаруживает такие познания и такой ум, что митрополит Московский Филарет часто просил его советов и следует им. Занимая невысокое место наместника лавры, получил отличия, редко даваемые архимандритам ставропигиальных монастырей, и получал знаки такого внимания не только от высших лиц в государстве, но и от царственных особ, какого удостаиваются немногие из архиереев. Не только происхождение о. Антония, но и вся обстановка его жизни в молодости не могли предвещать его будущей судьбы. Отец его Гавриил Иванов Медведев и мать Ирина Максимовна были вольноотпущенные графини Екатерины Ивановны Головкиной 1 . Медведев служил в Лыскове у князя Грузинского вольнонаемным поваром, когда у него родился младший из детей и единственный сын Андрей (в иночестве Антоний). Это было 6 октября 1792 года: 17 октября был день его тезоименитства. На пятом году жизни Андрей лишился своего отца, о нежных ласках которого впрочем, сохранилось у него полное любви воспоминание. Мать свою он называл женщиною строгою. Она умерла на 95 году жизни. Оставшись вдовою с малолетними детьми, Ирина продолжала жить в Лыскове, где муж ее успел уже приобрести свой дом, и кормилась трудами рук своих. Из годов отрочества и первой юности Андрея известны некоторые отдельные факты, которых не можем мы восстановить в строгой хронологической последовательности, равно как и объяснить значение их для умственного и нравственного его развития. После обучения грамоте он отдан был матерью в ученики аптекарю при больнице в Лыскове Полидорову. В то же время состоял он и в певческом хоре поя альтом. Приглашенный князем Грузинским в домашние врачи и для заведывания больницею Француз доктор Дебше полюбил Андрея, взял его к себе и заставлял под своим надзором прислуживать больным, знакомил и со средствами врачевания и умирая, отказал ему все свои книги. Живой и восприимчивый юноша скоро приучился так успешно помогать больным, что когда заступивший место Дебше врач не понравился князю, он Андрею Медведеву поручил заведывание всею больницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

(† 29.03.1454, Ростов), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. 13 апр. 1427 г. Е. был хиротонисан во епископа Ростовского, хиротонию возглавил Киевский митр. св. Фотий . С самого начала управления епархией Е. уделял много внимания устроению монашеской жизни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1427 г. по пути в Устюг Е. посетил Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь , где разрешил конфликт между прп. Дионисием и братией. Е. дал братии «духовное наказание», разъяснив важность послушания наставнику, т. е. прп. Дионисию. Е. также «дасть... милостыню доволну в монастырь» (Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 123-125). Покровительство Глушицкому Покровскому мон-рю Е. оказывал и позже. 11 янв. 1436 г. епископу была явлена духовная грамота прп. Дионисия, содержавшая подробный перечень монастырского имущества. Документ был скреплен владычной печатью. На одной стороне печати изображена икона Божией Матери «Знамение», на обороте - надпись: «М(и)л(о)стию Б(о)жиею смиренныи еп(иско)пъ ростовскии Ефрем» (ОПИ ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. 3. 4; АСЭИ. Т. 3. 252. С. 273-274). В примечаниях к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия Ростовского А. А. Титов утверждал, что 5 июля 1427 г. Е. основал Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь на месте, где прежде стоял дом святых Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия (Летописец о ростовских архиереях. С. 14-15; Титов А. А. Ист. описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ. Серг. П., 1893. С. 13-15), однако источник этих сведений неизвестен. В сохранившихся фрагментах Ростовского владычного летописного свода, инициатива создания к-рого приписывается Е. ( Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 367), как и в более поздних летописных памятниках кон. XV-XVI в., данный факт не отражен. По-видимому, при Е. в епархии активно осуществлялась переписка книг. На этот факт косвенно указывает упоминание Ростовского епископа вместе с Киевским митр. Фотием и вел. кн. Василием II Васильевичем в выходной записи в переписанной Нестором «Лествице» (РНБ. Q.I.664, список 1776 г.).

http://pravenc.ru/text/182081.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010