сост. Александр Ратшин Рязанской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Рязани; состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Рязанской семинарии. Время построения сего монастыря неизвестно; впрочем, в половине XV века он уже существовал. В нем две церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) Богоявления Господня, с приделами Покрова Богородицы и Иоанна Богослова. СОЛОТЧИНСКИЙ, муж. 2 класса, в 18 верстах от Рязани, при впадении реки Солотчи в Оку; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1390 году славным владетелем Рязанским, князем Олегом, сыном Иоанна Коротопола, врагом Донского и Москвы. Сей князь принял тут иноческий сан; тело его, вместе с супругою, Евпраксиею, было погребено прежде в Покровской церкви, находившейся близ монастыря, на берегу Солотчи; а оттуда, в начале XIX века, останки их перенесены сюда в склеп, под соборною церковью, где также хранятся отломки каменных их гробов и кольчуга князя Олега. Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы вверху Сошествия Св. Духа, а внизу Преподобного Онуфрия; 2) Покрова Богородицы, и 3) Иоанна Предтечи, над св. вратами, в которой находится древняя икона св. Алексия Митрополита. Был еще здесь храм, в недавнем времени за ветхостью сломанный, существовавший, кажется, с XIV века, во имя св. Митрополита Алексия, и бывший в 1645 году трапезным, как о том было означено в древней надписи, в стене; при этом храме находились старинные Княжеские покои, которые, судя но зодчеству, могли быть построены во времена Олега. В числе редкостей, хранящихся в здешней ризнице, находится весьма древний образ св. князей Бориса и Глеба, иссеченный из камня. ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ Рязани; состоит под управлением архимандрита. О времени основания этой обители сведений нет; известно только, что она в 1685 году была возобновлена Стольником Вердеревским. Здесь две церкви, из коих соборная, древнего построения, во имя Живоначальной Троицы, с приделом Сергия Радонежского; а другая сооружена архимандритом Мельхиседеком около 1815 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

сост. Александр Ратшин Харьковской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-СТАРОХАРЬКОВСКИЙ, муж. 2 класса, близ губернского города Харькова, с соборною церковью во имя Преображения Господня. Монастырь сей существует с 1673 года и был прежде общежительным, а по Высочайше-утвержденному докладу Святейшего Синода, 4 апреля 1836 года, возведен во 2 класс и состоит с того времени под управлением архимандрита, который есть и ректор Харьковского Коллегиума. КУРИЖ, или КУРЯЖСКИЙ, муж. в 10 верстах от губернского города Харькова, на Полтавском тракте; состоит под управлением архимандрита. Он основан в половине XVII века, в царствование Алексия Михайловича, а в 1788, вместе с другими Украинскими монастырями, упразднен; потом в 1796 году восстановлен; при чем здания его возобновлены Мелетием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. В нем церкви: 1) Соб. св. Георгия Победоносца; 2) Онуфрия Великого. Здесь находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Озерянской, перенесенная сюда в 1764 году из упраздненной Озаренской, или Озерянской пустыни, подведомственной Курижу монастырю. Под Онуфриевскою церковью есть самородные источники, с кладезями в алтаре и под амвоном, к которым верующие притекают для исцеления болезней; на эти источники нередко износится с молебным пением и самая чудотворная Озерянская икона. С недавнего времени икона сия, в следствие ходатайства Преосвященного Иннокентия, основанного на общем желании жителей Харькова, удостоенного Высочайшим соизволением, по утвержденному 16 октября, 1843 года, докладу Святейшего Синода, переносится на все зимнее время в Покровский кафедральный собор; для чего и установлены два торжественные крестные ходы: 1-й накануне 1 октября, и 2-й, при возвращении сей святыни в Куриж мон., накануне ж 23 апреля. ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в 4 верстах от уездного города Ахтырки. О времени основания его, неизвестно. В 1764 году он был упразднен; но в 1843, опять восстановлен по просьбе Харьковского губернского предводителя дворянства, князя Голицына, пожертвовавшего на содержание обители вечный капитал в 15 т. руб. Обновление совершено торжественно 3 июня 1843 года. Здешняя соб. церковь , Живоначальной Троицы, построена в начале XVIII века иноком сей обители Товиею (в мире Тимофеем Васильевичем Надоржинским), духовником Петра Великого и супруги его Екатерины I. Товия и погребен в сем храме, близ бокового алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Соловьевка. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком на Филиной Зушице, Троицкая церковь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Адрес на 1917 г. - Тульская губ., Чернский у., с. Троицкое на Филиной Зушице. Современный адрес - Тульская обл., Чернский р-н, д. Соловьевка. Троицкое на Филиной Зушице. Село Троицкое расположено при реке Филиной Зушице, в расстоянии от г. Тулы 110 в. и от уездного Черни 25 вер. Кроме названнаго села, приход составляют деревни: Орловка, Озерки, Красное Озеро, Чигиринка и Юрово, с населением 1270 душ крестьян муж. и 1299 жен. пола. О происхождении прихода с. Троицкаго никаких исторических сведений не сохранилось, хотя древность его, судя по деревянному храму, упраздненному за ветхостью в 1786 г., несомненно, относится к прошлому XVIII, а может быть и к концу XVII столетия. Название Троицкаго приход получил по своему храму, освященному во имя Св. Троицы, и стоявшему ниже настоящего храма, на так называемом старом кладбище, где остались еще следы фундамента. Новый, доселе существующий храм - каменный, основан в 1786 году и в том же году окончен постройкой трапезной части храма и в ней придельного алтаря во имя св. Сергия Радонежскаго Чудотворца. Постройка эта произведена была на средства графа Александра Петровича Толстаго. Главный же Троицкий храм воздвигнут был в 1817 году средствами сенатора, графа Петра Александровича Толстаго. Одною из значительных перемен внутренняго расположения храма, со времени его первоначальнаго устройства, было перенесение придельного алтаря со средины трапезной части на южную ея сторону в 1848 году, равно полное обновление его усердием и средствами графини Александры Петровны Мордвиновой. Храм украшен постенной живописью. К замечательным по древности предметам можно отнести три Евангелия, издания 1697, 1753 и 1760 годов. Причт Троицкаго храма состоит из двух священников и двух псаломщиков. Церковной земли числится 47 десят, и 490 кв. саж., из которых удобной не более 15 дес., остальная же лежит на крутых горах, в больших водомоинах и ручьях и к земледелию не пригодна. Почва глинистая и каменистая. В приходе села Троицкаго две школы: 1) приходская, открытая с 1861 года, 2) школа грамоты, учрежденная в недавнее время в деревне Чигиринке.

http://sobory.ru/article/?object=40232

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. [Евр.   греч. Μιχαλ], арх., архистратиг небесных сил. Имя Имя Михаил, вероятно, является одним из древнейших сев.-зап. семитских имен: оно зафиксировано в клинописных памятниках из Эблы (совр. Телль-Мардих, Сирия) XXVI-XXV вв. до Р. Х. как Mi-ga-il ( Krebernik. 1996. P. 247). В переводе с древнеевр. языка оно означает «кто как Бог?», «кто подобен Богу?». Это имя носят несколько людей, упоминаемых в ВЗ: отец одного из соглядатаев, посланных Моисеем, чтобы они «высмотрели землю Ханаанскую» (Числ 13. 3; в синодальном переводе имя соглядатая передано как «Сефур, сын Михаилев» (Числ 13. 14)); два представителя колена Гадова (1 Пар 5. 13-14), один из к-рых жил, по-видимому, «во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского» (1 Пар 5. 17); прадед Асафа . родоначальника храмовых певцов (1 Пар 6. 39-40); военачальник из колена Иссахара, сын Израхии (1 Пар 7. 3); житель Иерусалима из колена Вениамина (1 Пар 8. 16); тысяченачальник из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1 Пар 12. 20); отец начальника племени Иссахара в царствование Давида (1 Пар 27. 18); сын иудейского царя Иосафата и брат царя Иорама (2 Пар 21. 2); живший в Вавилонии иудей, сын которого Зевадия принимал активное участие в движении репатриации вместе с Ездрой (1 Езд 8. 8). В Ветхом Завете В Ветхом Завете о М. говорится только в Книге прор. Даниила. В видении, бывшем «в третий год Кира, царя Персидского» (Дан 10. 1), Даниилу является величественный «муж, облеченный в льняную одежду»: «Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей» (Дан 10. 5-6). Этот муж (возможно, это Гавриил, ср.: Дан 8.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Чистуха. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1772. Адрес: Владимирская область, Камешковский район, с. Чистуха Координаты: 56.2865, 40.6729 Проезд:От Владимира в сторону Нижнего Новгорода 11 км по трассе М7 Москва-Уфа. В населенном пункте Новая Быковка поворот на север, далее 14км через сёла Нестерково, Палашкино. Дорога местами асфальт, местами щебень. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты К Казанской церкви села Палашкина приписана Троицкая церковь села Чистухи. Пустошь Чистуха упоминается в жалованной грамоте вел. князя Иоанна III Васильевича Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю 1749 г. Этой грамотой великий князь разрешил монастырю перезывать и селить людей в Чистуху и освобождал этих поселенцев от дани и пошлин на 10 лет. Впоследствии Чистуха значится в вотчине кн. Вяземских. В 1694 г. местным помещиком, стольником князем Петром Васил. Вяземским была построена в Чистухе церковь, которая в 1695 г. была освящена во имя св. муч. Георгия. Вместо этой деревянной церкви в 1772 г. на средства княгини Вяземской была построена каменная церковь, эта церковь с каменною шатровою колокольнею существует и до настоящего времени. Престолов в церкви два: в холодной – во имя Преосвященной Троицы, в теплой – во имя св. муч. Георгия. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 33 дес. и сенокосной 1 дес. 300 кв. саж. Причта по штату при церкви нет, но имеются викарные священник и псаломщик. Дохода они получают от прихода около 200 руб. в год. Для викарного священника имеется общественный деревянный дом. В соединенном приходе Палашкино – Чистуха по клировым ведомостям числится в Палашкине 402 души муж. пола и 451 жен.; в Чистухе 296 душ муж. пола и 336 жен. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893

http://sobory.ru/article/?object=02476

Бахта. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1776 году. В ней был очень чтимый православными Иверский образ Божией Матери. Источник информации: " Вятская епархия. Вятка, 1912 г. В настоящее время храм восстанавливается. Рядом возведена временная деревянная колокольня. Приход Троицкой церкви с. Бахта возник не позднее 17 в. Ныне существующий каменный храм построен к 1776 г. Из книги " Вятская Епархия " (1912 г.) : " ... приход состоит из 38 селений, прихожан православных русских - 2258 мужского пола и 2462 - женского пола. Село расположено на ровном месте при речке Чахловица и притоке ее речке Бахтинке. В селе 2 школы: церковно-приходская женская, и земская мужская. " В годы богоборчества храм был закрыт и использовался для хозяйственных нужд, разрушена колокольня. С 1998 г. приход возрождается. В 2001 г. – освящение престола. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Хрисанфа настоятелем храма является протоиерей Виктор Пересторонин. Ведутся работы по восстановлению купола и ограды храма, планируется газификация храма. Троицкая церквь села Бахта Троицкая церковь, каменная, построена в 1776 году, расстоянием от г. Вятки 17 верст. Часовни: при церкви, каменная, построена в 1883 году; при приходском кладбище, деревянная, построена в 1845 году; Карпиковская, деревянная, построена в 1903 году. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Квартиры для причта казенные. Земли усадебной 2 десятины 90 сажень, пахотной 22 десятины, сенокосной 10 десятин. Братский денежный доход по общей кружке священнику 655 руб., диакону 437 руб. 24 коп., псаломщику 81 руб. 17 коп., руги собирается на весь причт до 90 пудов ржи и 250 пудов овса. Прихожан православных русских 2258 муж. пола и 2462 жен. пола. Приход состоит их 38 селений расстоянием 1-9 верст. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». В Доможировской писцовой книге 1629 г. значится церковь Ильинская на Бахте. По писцовой книге Толочанова 1629 г. значится погост на речке Чахловице, а на погосте церковь Рождества Богородицы, да придел Св. Мученицы Екатерины, да другой придел Пророка Илии. По переписи Караулова, составленной в 1654 г., значится погост Бахтинский.

http://sobory.ru/article/?object=08923

Димитракопулос Софоклис Начало Свято-Троицкой обители К лету 1904 года несколько благочестивых девиц, собравшихся вокруг святого Нектария, утвердились в намерении вступить на иноческий путь и искали подходящий для жительства монастырь. Впоследствии первая игумения Свято-Троицкой обители на Эгине Ксения Стронгилу написала об этом митрополиту Афинскому Феоклиту следующее: «Находясь в Афинах и проживая вместе как девицы, заключившие сестринский союз, единомысленные и истово стремящиеся к монашеству, мы обрели Высокопреосвященного Нектария, в котором усмотрели, благодаря его проповедям, неложного наставника и путеводителя духовной жизни... Так пребывали мы до того времени, когда узнали, что на Эгине есть древний монастырь в честь Божией Матери “Живоносный Источник” и что при содействии мэра Эгины господина Пеппаса вышеназванный монастырь будет возобновлен. Эти известия были получены нами от эгинской жительницы, которая, по ее словам, сама желала проводить там монашескую жизнь и нас склоняла к тому же. Прежде всякого решения мы отправились посоветоваться с досточтимым наставником нашим, Высокопреосвященным Пентапольским. Выслушав наше представление, владыка поначалу не одобрил его из-за неустроенности монастыря, а также за отсутствием твердого ручательства [что он будет восстановлен] и согласия со стороны Вашего Высокопреосвященства. Но в конце концов он велел нам отправиться туда паломницами и самим поглядеть, как обстоят дела в монастыре. Что и было исполнено». На Эгине юные ревнительницы монашества посетили мэра одноименной ее столицы, доктора Николая Пеппаса. Тот пообещал свое содействие и даже сам отправился в Афины, чтобы склонить их наставника в пользу Эгины. Встретившись с владыкой, он рассказал ему о состоянии дел и пригласил посетить остров, чтобы принять решение на месте. И вот, после совета с хорошо известным ему еще по Эвбее архимандритом Феодосием Папаконстантину – к тому времени игуменом Хризолеондийского монастыря на той же Эгине, – святой в сопровождении трех будущих монахинь 254 прибыл 10 сентября 1904 года на этот небольшой остров в Сароническом заливе. Этот приезд его был отмечен удивительным знамением. Когда их пароход показался в поле зрения эгинян, стоявший у пристани пятнадцатилетний юноша Спирос Алифандис (ничего не знавший о владыке) повалился наземь и, корчась, выкрикнул: «Едет Пентаполец, великий муж, который спасет Эгину!». Сойдя на берег и узнав о происшедшем, святой приблизился к одержимому и заклял «духа прорицательного» (см.: Деян. 16:16–18 ). Юноша немедленно пришел в себя и вскоре совершенно исцелился. Впоследствии он стал почтовым чиновником и имел прекрасную семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Серебряные Пруды. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Серебряные Пруды лежит на реке Осетре в местности, богатой лесом, в 80 верстах от Тулы и в 32 от Венева. Название села можно предположительно объяснить из местных условий. Село раскинуто на низменном ровном месте поселками, отделенными друг от друга большими болотистыми пустырями, на которых после весеннего разлива воды и в осеннее время скопляется так много маленьких лужаек и озерков, что эти пустыри представляются как бы унизанными серебряными бляхами. Для осушения этих мест крестьянами копались большие пруды, из которых в настоящее время существует только один, другие затянуты тиною. До XVIII столетия Серебряные Пруды имели значение города, но при разделении государства на губернии и провинции в 1708 г., о них уже, как городе, не упоминается, следовательно, в это время они, как город, упразднены и обращены в село, которое перешло в вотчинное владение графа Петра Борисовича Шереметьева, и до сих пор имение в этом селе принадлежит роду дворян Шереметьевых В настоящее время в селе два прихода и две церкви – Никольская и Троицкая. Приход Никольской церкви, по всем данным, древнее прихода Троицкой церкви и первоначально существовал один во всем селе, так как Троицкая церковь была выстроена вследствие невозможности для прихожан помещаться во время богослужения в одной Никольской церкви, как это сказано в указе Тульской духовной консистории от 14 марта 1817 г. Время возникновения прихода Никольской церкви определить невозможно, но в 1780 г., когда была построена Троицкая церковь, он был один в селе. В состав прихода, кроме половины села, входят деревни: Семенково, Растрехаевка и сельцо Охотники. Всех жителей в приходе 1298 муж. пола и 1312 жен. пола. Кроме земледелия, многие занимаются разными ремеслами на сторонах: есть плотники, сапожники, работают на фабриках и заводах. До настоящего храма в приходе существовало преемственно два храма: самый ранний был, вероятно, построен вотчинником села Петром Борисовичем Шереметьевым неподалеку от настоящего храма, и при нем было кладбище, так как это место и доселе носит название могильники. Храм этот существовал до 1782 г., взамен его тщанием графа Николая Петровича Шереметьева построен был деревянный храм во имя Чудотворца Николая, с приделом во имя Сергия Радонежского. К 1829 г. храм крайне обветшал, вместо него в 1835 г. построен настоящий каменный храм на средства графа Николая Петровича Шереметьева, во имя тех же святых, с новым приделом во имя св. Димитрия Ростовского. Придельные алтари устроены были на средства графа Дмитрия Николаевича Шереметьева. Наиболее крупною поправкою в храме в последующее время была замена его иконостасов новыми – в главном храме в 1878 г., в приделах 1884 г., эта поправка была произведена на церковную сумму.

http://sobory.ru/article/?object=21762

Как правильно? Скачать epub pdf «Свято-» в названиях храмов и монастырей Присоединение через знак дефиса к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» не рекомендуется. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева лавра (наряду с Троице-Сергиевой лаврой). Хотя это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица. Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа. Во всех остальных случаях присоединение слова «Свято-» к названию монастыря или храма излишне (см. подробнее: Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 99–100). Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015. АллилуЙя или аллилуИя? По рекомендации орфографических словарей, правильное написание – аллилу й я. Боговдохновенная или Богодухновенная Верны оба варианта (например, Боговдохновенная Книга (Библия)), но вариант Богодухновенная (Книга), по мнению специалистов Издательства Московской Патриархии, предпочтительнее. БожИя или БожЬя? С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления. Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях: – Божия Матерь – Божия благодать – Божия помощь верующим Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях: – божья тварь – божья коровка – птичка божья То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий: – муж. р., род. п.: Бож ьего и Бож ия , – муж. р., дат. п.: Бож ьему и Бож ию , – ср. р.: Бож ье и Бож ие,

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИССИОНЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИССИОНЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в 1 версте от с. Николо-Берёзовка Бирского у. Уфимской губ., на левом берегу р. Камы, на границе Вятской, Уфимской и Пермской губерний. Основан указом Синода от 19 дек. 1900 г. на базе Камско-Николаевского подворья уфимского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Первоначально мужской. Мужской монастырь По нек-рым сведениям, в XVI в. на территории близ с. Николо-Берёзовка находился общежительный муж. мон-рь в честь Преображения Господня. Об основании этой обители известно из копии писцовой книги 1596 г. (хранилась в церкви села до 1917), составленной по наказу казанского воеводы кн. Ивана Воротынского на земли жителей Никольской слободы (впосл. с. Берёзовка (Николо-Берёзовка)). В писцовой книге указано, что в 2 верстах от села, за р. Камой, «стоит часовня черного попа, священноинока Ионы Пошехонца и старца Арсения Мезенца», к-рые «строят» мон-рь в честь Преображения Господня и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ( Игнатьев. 1873. С. 191). По преданию, в XVII в., во время одного из башкир. бунтов, мон-рь был разорен. В 1852 г. настоятель Троицкого храма с. Николо-Берёзовка прот. Григорий Иоаннович Челноков и заводовладелец М. Г. Сведомский (дядя знаменитых художников братьев Сведомских, владелец Михайловского Завода в Красноуфимском у. Пермской губ.) выступили с инициативой возобновления Преображенской обители. При этом Сведомский отвел для мон-ря 150 дес. земли и леса за р. Камой, в 40 верстах от Николо-Берёзовки, на границе Бирского и Осинского уездов. Но указанная местность оказалась болотистой, и в 1858 г. Удельное ведомство, к-рому принадлежало село, отвело для мон-ря 15 дес. земли в непосредственной близости от с. Берёзовка, на левом берегу р. Камы. Однако в связи с переводом в 1859 г. прот. Г. Челнокова на др. приход дело об устройстве обители приостановилось.

http://pravenc.ru/text/1470151.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010