Однако, поскольку уже к 1096 г. существовал муромский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 237), крещение населения в Муроме, о к-ром говорится в Житии Муромских святых, имело место ранее, между 988 и 1096 гг. Единственным из русских князей, в данный период носившим имя Константин, был один из сыновей равноап. вел. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича . Речь идет о соправителе на Руси в 1026-1036 гг. блгв. вел. кн. Киевского Ярослава (Георгия) Владимировича черниговском и тмутараканском кн. Мстиславе (Константине) Владимировиче († 1036), к-рого вместе с женой Анастасией («Настасьей») со 2-й пол. XI в. поминали в синодике ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского монастыря, а затем и других обителей ( Кузьмук О. С. Поменник Введенськоï церкви в Блuжhix печерах лаври//Лаврський альманах. К., 2007. Вип. 18. Спецвип. 7. С. 17; Зотов Р. М. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24, 32-33, 177, 239, 250). У этой четы известен всего один сын - кн. Евстафий Мстиславич († 1033), умерший, как и М., при жизни своего отца. Поскольку Мстислав и, очевидно, его сын были похоронены в недостроенном каменном Спасском соборе в Чернигове (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 150), ктитором к-рого был старший из князей, то представляется неслучайным тот факт, что в находившемся в их владении г. Муроме до 1096 г. были возведены одноименный собор и монастырь. Поскольку блгв. князья были похоронены в Муроме, то очевидно, что они жили в домонг. время, когда этот город был центром самостоятельного княжения. В наибольшей степени Муром и Киев были связаны при правителях столицы Руси из представителей черниговской династии Ольговичей, старших родственников потомков кн. Ярослава (Панкратия) Святославича. Следует отметить как необычный тот факт, что К., М. и Ф. были похоронены в Благовещенской ц., а не в Спасо-Преображенском мон-ре, в котором в домонгольское время находили упокоение правители Мурома (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 237; Т. 30. С. 80; Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 20022. С. 182). Кроме того, в сер. XIV в., до княжения блгв. кн. Георгия (Юрия) Ярославича муромских князей хоронили в Борисоглебском мон-ре на р. Ушне ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. 2002. С. 367; ПСРЛ. Т. 18. С. 95).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Ист.: Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 235-237; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой Синодик и Вкладная книга)/Сообщ.: Н. Г. Добрынкин. Владимир, 1892. С. 26; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1; Т. 25; Т. 30; РИИР. М., 1977. Вып. 2. С. 83; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 (по указ.). Лит.: Зимин А. А. Ермолай-Еразм и Повесть о Петре и Февронии//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 229-233; Вагнер Г. К. Повесть о рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского//Там же. 1960. Т. 16. С. 168-169; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание: Сведения летописей о Рязани и Муроме до сер. XVI в. М., 1965. С. 207-209; Кучкин В. А. Рус. княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва. М., 1980. С. 51-52; Епанчин А. А. Забытые святые и святыни Мурома//Муромский сб., 1-й. Муром, 1993. С. 82; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 270-274. А. В. Кузьмин Иконография Блгв. кн. Гергий Ярославич. Фрагмент иконы " Собор Муромских святых " . 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромский во имя Св. Троицы мон-рь) Блгв. кн. Гергий Ярославич. Фрагмент иконы " Собор Муромских святых " . 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромский во имя Св. Троицы мон-рь) Наиболее ранним сохранившимся памятником с изображением Г. Я. является икона «Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с 87 клеймами жития» (1714) муромского иконописца А. И. Казанцева (МИХМ). Блгв. князь представлен в 72-74-м клеймах иконы, открывающих последний цикл произведения с историей об «обновлении града Мурома» Г. Я. и с повестью о свт. Василии, еп. Рязанском. Здесь изображено: вокняжение в Муроме Г. Я. («прииде из Киева в Муром град»), его правление («постави себе двор и началствоваша во граде Муроме»), обновление им храма Благовещения Богородицы - молебен перед иконой Божией Матери («первоначалную церковь... обновил и епискупа оу той церкви оустроил по прежнему именем Василия»). В 1-й композиции Г. Я. верхом на коне представлен с дружиной у ворот Мурома; во 2-й он восседает на троне с посохом в деснице, перед ним - подданные в виде 3 мужей разного возраста; в 3-м сюжете блгв. князь с народом молится за спиной свт. Василия. Во всех клеймах Г. Я. изображен со сплошным золоченым нимбом как средовек с короткими кудрявыми волосами и небольшой бородой, одет в шубу желтоватого цвета с золотом и темно-зеленое платье, княжескую шапку с опушкой, в последнем клейме голова не покрыта, а его образ по иконографии почти идентичен внешнему облику рязанского вел. кн. Олега Иоанновича (представлен тоже с нимбом в 85-86-м клеймах иконы).

http://pravenc.ru/text/164467.html

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. ок. 1910 г. Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. ок. 1910 г. В 1-м описании обители 1646 г. (Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. 2010. Л. 107-109) упоминаются кирпичная Троицкая ц. и 7 келий; инокини «питаютца от церкви Божии и в мире». В сер. XVII в. территория перед М. Т. м. была плотно застроена бобыльскими дворами. Напротив Казанской ц. стояла приходская деревянная ц. во имя св. Иоанна Предтечи. Эти постройки находились настолько близко от монастыря, что, по мнению современников, «монастырю имеется застень, вред и опасность» и «видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло» ( Травчетов. 1902. С. 33). Поэтому Цветнов совершил беспрецедентный для Мурома поступок: пожертвовал обители свое дворовое место (54×40 саж.), выкупил соседние земли, принадлежавшие Иоанновскому приходу, и «оною Предтеченскую церковь своим коштом перенес». Перенос бобыльских дворов был связан и с пожарной безопасностью, поскольку монастырь находился в самом центре торгового Мурома в окружении харчевен, постоялых дворов и торговых лавок. По мнению Цветнова, тесное соседство с «мирскими» постройками не способствовало иноческому уединению сестер. Рядом с Казанской ц. на средства Цветнова возвели кирпичную ограду. В нач. ХХ в. считалось, что, «по всей вероятности, была только часть каменной монастырской стены, идущая от Казанской церкви к юго-западному углу монастыря, так как полная каменная ограда вокруг всей обители является гораздо позднее» (Там же. С. 15). В описи монастырского имущества 1766 г. упоминается внушительная ограда протяженностью 24 саж. (Там же. 1902. С. 32). Видимо, первоначально кирпичная ограда действительно находилась с южной, фасадной стороны мон-ря. Вероятно, ее разобрали в 1861 г. при строительстве юго-зап. (Ермаковского) 2-этажного корпуса. Последним монументальным сооружением в обители XVII в. стала многоярусная кирпичная колокольня, также построенная на средства Цветнова. Время ее строительства документально не зафиксировано, но, поскольку в 1652 г. Цветнов пожертвовал в обитель большой колокол, можно предположить, что звонницу возвели именно в этом году. На колоколе по верхнему краю была надпись, выполненная вязью: «Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муроме в новодевич монастырь, в дом Живоначальной Троицы гостинные сотни муромец торговый человек Тарасий, а по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по родителех своих и по своей души, а весу в нем 100 пудов» ( Чернышев. Муромские колокола. 2013. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

После 1917 г. в Муроме были закрыты и разрушены мн. храмы (особенно с 1922 по 1940), в т. ч. Богородице-Рождественский кафедральный собор, Николо-Можайский и Николо-Зарядский, Иоанно-Предтеченский, Христорождественский храмы и мн. др. В Муроме проходили кампании по вскрытию св. мощей благоверных князей Константина, Михаила и Феодора (1919), благоверных кн. Петра и кнг. Февронии (1923), прав. Иулиании Лазаревской (1930), к-рые передавались в Муромский музей. Святыни были возвращены РПЦ в 1989 г. в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси . К нач. 1935 г. в Муроме действовали 8 приходских храмов, монастыри к этому времени были закрыты. С М. и В. е. связаны жизнь и служение новомучеников Российских архиеп. сщмч. Александра (Трапицына) , еп. сщмч. Германа (Ряшенцева) , прот. сщмч. Иоанна Тихомирова , свящ. сщмч. Константина Твердислова и др. С 1943 г. в Муроме как приходский действовал Благовещенский собор закрытого Благовещенского муж. мон-ря. Около него собралась община дивеевских сестер во главе с последней игуменией Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря Александрой (Траковской). В 1970-1979 гг. в пределах совр. епархии существовал 51 приход. С 1990 г. начался этап возрождения церковной жизни в Муроме и районе. В 1991 г. Владимирской епархии был передан Троицкий жен. мон-рь, в том же году вновь открыт Благовещенский муж. мон-рь, в 1995 г. началось возрождение Спасо-Преображенского муж. мон-ря; в 1998 г. возобновлен Воскресенский жен. мон-рь, открываются и приходские храмы города. С 2008 г. Муром становится центром празднования Дня семьи, любви и верности, приуроченного к дню памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В 2012 г. было образовано Муромское вик-ство, с 16 июля 2013 г. Муром стал центром новообразованной епархии. К моменту образования М. и В. е. на ее территории существовало 9 мон-рей (4 мужских, 5 женских), 2 архиерейских жен. подворья, 65 приходов, в составе духовенства было 59 священников и 3 диакона. Святыни и крестные ходы

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В состав Средней редакции Жития блгв. кн. Константина, «Повести о водворении христианства в Муроме» (2-я пол. XVI в.) вошла история Богородичного образа - от прибытия из Киева в Муром до его перенесения в Рязань еп. Василием. Не называя даты последнего события, повествователь увязывает его с обновлением Мурома кн. Георгием (Юрием) Ярославичем в 1351 г. († 1355) (Рогожский летописец//ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 60, 64; Никоновская летопись//ПСРЛ. Т. 10. С. 222; Симеоновская летопись//ПСРЛ. Т. 18. С. 99; Московский летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. С. 179; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. Л., 1950. С. 372). В этой версии 1-м чудом от иконы Божией Матери стало то, что пораженные ее сиянием муромские язычники уверовали и пожелали принять крещение: «И прият образ Богородицын и пойде единъ уединен к бесчисленному народу Муромскому неверному благоверный князь Коньстантин, имый на руках икону Божия Матере с превечным ея младенцем… Видевше же невернии людие икону пресвятыя Богородицы аки солнце сияющее и лице святаго Константина аки ангельское, убоявшееся велми и падшее ниц, быша яко мертвы» (Повесть о водворении христианства в Муроме// Кушелёв-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 233). Чудесное плавание свт. Василия показано здесь как 2-е чудо от иконы. В этой редакции указан храм, в к-ром она пребывала перед изгнанием святителя из Мурома: «И отпев литоргию, пойде молитися в первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, и нача молитися пред образом Пресвятыя Богородицы, иже преиде из Киева з благоверным князем Константином» (Там же. С. 236). О воздвижении князем «в старом городце» Благовещенского храма, что «по-гречески нарицается мапонагия Феотока», автор рассказывает в 1-й части «Повести...». Он явно отсылает к древней греческой (византийской) и древнерусской традиции, согласно к-рой средневек. храмы строились как святилища для чудотворных образов (церковь мон-ря Одигон в К-поле - для иконы Божией Матери «Одигитрия»; Успенский собор во Владимире - для иконы Божией Матери Владимирской и т. д.). В церковном кругу даже бытует мнение, что легендарная М. и., находившаяся в храме в честь Благовещения, являлась иконой Благовещения Пресв. Богородицы ( Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. М., 2007. С. 35-37).

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Иконография данных клейм близка к миниатюрам лицевой рукописи «Сказание о граде Муроме и о епископьи его, како преиде на Резань», написанной на бумаге посл. четв. XVII в. в кон. XIX - нач. XX в. И. Г. Блиновым (СПбФИРИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. 50). Предполагают, что миниатюрист копировал клейма более ранней несохранившейся иконы с циклом, иллюстрирующим Повесть о свт. Василии Рязанском ( Дмитриева Р. П. , Белоброва О. А. Петр и Феврония Муромские в лит-ре и искусстве Др. Руси//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 174. Примеч. 63). В отличие от иконы 1714 г. в изображении молебна Г. Я. не имеет нимба (в других - с нимбом), в 1-й миниатюре жест князя иной - он указывает на город. Совр. иконография Г. Я. ориентирована на его изображения в клеймах образа 1714 г. Блгв. князь представлен на 2 иконах «Собор Муромских святых» работы И. В. Сухова (муромский Троицкий мон-рь). На иконе 1998 г. из местного ряда иконостаса (2-я слева от царских врат) он изображен в числе 15 святых самым верхним в левой группе, в княжеской одежде и шапке, с крестом в правой руке, т. к. в местной традиции почитается не только как блгв. князь, восстановивший Муром, но и как мученик, неправедно изгнанный из города и умерший «с истомы» (Рогожский летописец: ПСРЛ. Т. 15. Пг., 1922. Стб. 60, 64; Епанчин. С. 49). На др. иконе 1996 г. (в наст. время в ц. в честь Муромской иконы Божией Матери в скиту Троицкого мон-ря около дер. Мишино, близ Мурома) Г. Я. представлен среди святых, перед Муромской иконой Пресв. Богородицы, во 2-м ряду сверху крайним слева. На совр. иконах он изображен с нимбом, имеющим только контур, как и др. местночтимые святые. Лит.: Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказание о граде Муроме и о епископии его, како преиде на Резань»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 374-387; Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем». Муром, 2002. С. 49; Рыков Ю. Д. Блинов И. Г.//ПЭ. 2002. Т. 5. С. 360; Иконы Мурома/Сост.: О. А. Сухова и др. М., 2004. С. 302-319. 57; Сухова О. А. Житийная икона св. блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Александр Казанцев. 1714 г. М., 2004 (в печати).

http://pravenc.ru/text/164467.html

В Троицком жен. мон-ре находится рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В обители также находится чудотворный Виленский крест-мощевик, преподнесенный в дар мон-рю в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. Микулиным. В Благовещенском муж. мон-ре почивают в раке мощи благоверных князей Константина и его чад Михаила и Феодора. Там же хранятся местнопочитаемые иконы Божией Матери «Иверская», «Знамение», «Козельщанская». В Преображенском муж. мон-ре почитаются список иконы Божией Матери «Скоропослушница» (привезена в дар от Русского Пантелеимонова мон-ря со Св. Горы Афон в 1878), частица мощей прп. Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца. В Михаило-Архангельском храме архиерейского подворья с. Лазарева находятся в раке мощи прав. Иулиании Лазаревской. В кафедральном храме в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в г. Вязники находится чудотворная икона Божией Матери «Казанская-Вязниковская» (согласно преданию, написана иноком Николо-Шартомского муж. мон-ря Иоакимом в 1623). Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. До начала гонений на Церковь в XX в. на территории М. и В. е. существовали традиции проведения крестных ходов. В Муроме общегородским был крестный ход с Иверской иконой Божией Матери, установленный в память принесения одноименного чудотворного образа, находившегося в Москве у Спасских ворот, в муромский Благовещенский муж. мон-рь в 1812 г. После победы России в войне с Наполеоном святыня была возвращена в Москву; почитаемый в Муроме список находился в Благовещенском мон-ре. Ежегодно в Муроме в день памяти благоверных князей Константина, Михаила и Феодора после Божественной литургии совершался городской крестный ход к часовне во имя св. кн. Михаила, воздвигнутой на месте его убиения. В Вязниках проводился крестный ход с чудотворной Казанской-Вязниковской иконой Божией Матери в память об избавлении города от эпидемии холеры в 1891 г.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Крестный ход в Вязниках с Казанской Вязниковской иконой Божией Матери. Фотография. 21 июля 2009 г. Крестный ход в Вязниках с Казанской Вязниковской иконой Божией Матери. Фотография. 21 июля 2009 г. В наст. время в М. и В. е. совершаются крестные ходы в следующем порядке: вечером накануне праздника Пасхи в Вознесенском кафедральном соборе в Муроме происходит встреча благодатного огня, затем - крестный ход по центральным улицам города до Спасо-Преображенского муж. мон-ря. Накануне дня памяти благоверных князей Константина, Михаила и Феодора (2 июня по н. с.) во время совершения всенощного бдения (на каноне утрени) устраивается крестный ход из Благовещенского муж. мон-ря к месту убиения св. кн. Михаила. В день памяти (3 июня по н. с.) по окончании Божественной литургии крестный ход отправляется из Благовещенского муж. мон-ря на р. Оку в память крещения муромцев св. кн. Константином. На реке совершается освящение воды. В день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии (8 июля по н. с.) совершается крестный ход из Троицкого жен. мон-ря в Спасо-Преображенский муж. мон-рь, где, согласно местному преданию, принял иноческий постриг блгв. кн. Петр. Также в сент., в день перенесения мощей благоверных кн. Петра и кнг. Февронии (последнее воскресенье до 6 сент.), перед началом Божественной литургии проводится крестный ход из Троицкого жен. мон-ря в Вознесенский кафедральный собор. В праздник Рождества Пресв. Богородицы (21 сент. по н. с.) после окончания Божественной литургии из Вознесенского кафедрального собора совершается крестный ход в Окский парк Мурома, где находился кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (разрушен в 30-40-х гг. XX в.). В Вязниках в день празднования Казанской иконы Божией Матери (21 июля по н. с.) по завершении Божественной литургии устраивается крестный ход с Казанской-Вязниковской иконой из кафедрального храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня до центральной площади города, где стоял Казанский собор, построенный во 2-й пол. XVII в. на средства царя Феодора Алексеевича . Храм разрушен в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Монастыри Действующие Муромский Спасо-Преображенский муж. мон-рь (впервые упом. в начальном летописании под 1095; согласно муромскому преданию, в обители принял иноческий постриг блгв. кн. Петр; мон-рь закрыт в 1919, возобновлен в 1995); муромский Благовещенский муж. мон-рь (основан в сер. XVI в., закрыт в 1919, одновременно открыт как приходский храм, в сент. 1991 возрожден); Троицкий жен. мон-рь г. Мурома (основан в 1642/43, закрыт в 1921, возобновлен в 1991); Воскресенский жен. мон-рь г. Мурома (основан не позднее XVI в. (по местному преданию, в XIII в.), в 1764 упразднен, возобновлен в 2000); Благовещенский жен. мон-рь (г. Вязники; основан в 1640/41 как муж. мон-рь, в 1916 распоряжением Синода преобразован в женский, закрыт в 1923, в 1995 открыт как приходский храм, в 2000 возобновлен как жен. мон-рь); мстёрский в честь Богоявления мон-рь (в пос. Мстёра Вязниковского р-на, мужской, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в 1764, возрожден в 2000); гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Гороховце, мужской, основан в 1643, закрыт в 1923, возрожден в 1993); гороховецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь (в Гороховце, женский, основан во 2-й пол. XVII в. как мужской, в 1723 приписан к Флорищевой Успенской пуст., закрыт в 1923, возрожден в 1994 как скит гороховецкого Троице-Никольского мон-ря, с 1999 жен. мон-рь); гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в Гороховце, женский, основан в 1657/58, упразднен в 1764, возрожден в 2001); Серапионова пуст. на Монашеском оз. в Вязниковском р-не (образована в 1999). Скиты: Георгиевский скит на Клязьме (основан, по преданию, в 1365 прп. Сергием Радонежским, в 1764 упразднен, возобновлен в 1996 как скит гороховецкого Троице-Никольского муж. мон-ря); Казанский скит урочища Акиншино (открыт в 2001 как скит мстёрского Богоявленского муж. мон-ря на основе прежнего Казанского храма). Архиерейские подворья: во имя свт. Иоанна Милостивого в пос. Мстёра (образовано в 2005 как подворье Знаменского жен. мон-ря в Гороховце; в 2009 - подворье вязниковского Благовещенского жен. мон-ря в Вязниках; с 2014 архиерейское подворье), в честь Рождества Христова в с. Борисоглеб, Михаило-Архангельское в с. Лазареве, Кресто-Воздвиженское в Муроме (все с 2013). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В 90-х гг. XX в. в мон-ре велись ремонтно-восстановительные работы. Значительную помощь оказали предприятия и воинские части, расположенные в г. Муроме. Мон-рь приобрел земельные участки в селах Панфилове и Карачарове Муромского р-на. В 2001 г. при М. Т. м. открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних. Под попечительством обители находятся неск. тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское об-во инвалидов-колясочников «Феникс». Мон-рь имеет неск. подворий: Крестовоздвиженское в Муроме, Богородицкое в дер. Мишино Муромского р-на, Богородицкое в Камешковском р-не Владимирской обл. На территории обители установлена деревянная часовня, посвященная святым Петру и Февронии Муромским. В М. Т. м. проживает игум. Арсения (Москокова) и ок. 90 насельниц, введен общежительный устав. С 4 ч. утра совершаются утренние молитвы и полунощница; читается неусыпаемая Псалтирь. В воскресенье, среду и пятницу по вечерам читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери. В Троицком соборе имеются приделы во имя святых Петра и Февронии и во имя праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (Муромской). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1765 г.]; Д. 3182 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1767 г.]; Д. 3720 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1768 г.]; Д. 4235 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1769 г.]; Оп. 4. Д. 1014 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1771 г.]; Оп. 8. Д. 448 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1772 г.]; Оп. 9. Д. 463 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1773 г.]; Оп. 10. Д. 466 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1774 г.]; Оп. 11. Д. 500 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1775 г.]; Оп. 12. Д. 459 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1776 г.]; Оп. 15. Д. 250 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1779 г.]; МИХМ. М-9793 [Летопись Муромского Троицкого мон-ря. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. Ркп.]; 207 [Докладная записка художника-архит. А. Полторанина в Горьковское отд-ние Союза Художников]; 207 [Акт комиссии по реализации церк. вещей от 13 июля 1928 г.]; М-2231 [Синодик Троицкого мон-ря г. Мурома].

http://pravenc.ru/text/2564388.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010