Происшедшее нанесло сильный удар по авторитету В. В. Часть рус. общества - представители знати, московские купцы и даже нек-рые монахи Троице-Сергиева мон-ря - стала склоняться к тому, что Дмитрий Шемяка мог бы стать лучшим носителем великокняжеского сана. По свидетельству одной из летописей, многих привлекала мысль, что, свергнув В. В., можно будет избавиться от обязательств по отношению к татарам. Организаторами заговора против вел. князя стали Дмитрий Шемяка и Иоанн Можайский. Во время поездки на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь В. В. был схвачен заговорщиками и 16 февр. 1446 г. ослеплен (отсюда его прозвище - Тёмный) в Москве, на дворе Шемяки в Кремле. Великокняжеский стол занял Дмитрий Шемяка, бывш. вел. князь был заключен в тюрьму в Угличе. Управлявший делами митрополии Рязанский еп. Иона и Коломенский еп. Варлаам выступили с посреднической миссией между Шемякой и сторонниками В. В., укрывшимися вместе с детьми вел. князя в Муроме. От имени Шемяки они просили передать им детей, обещая, что те соединятся со своим отцом, к-рый будет освобожден и получит удел. Дети были переданы, но Шемяка нарушил договоренность, заключив их в тюрьму вместе с В. В. По нек-рым сведениям, Шемяка хотел их умертвить, но столкнулся с сопротивлением свт. Ионы. Нежелание Шемяки выполнять договоренность вызвало недовольство не только митрополита, но и более широких кругов духовенства, против Шемяки, в частности, выступил прп. Макарий Унженский . Кроме того, значительная часть бояр и детей боярских отказалась служить узурпатору московского стола. Они уезжали на окраины гос-ва и в Великое княжество Литовское , где получали на время владения от литов. вел. кн. Казимира IV Ягеллончика . Столкнувшись со значительным сопротивлением и церковным неодобрением своих действий, Шемяка был вынужден освободить В. В. и его семью из тюрьмы. На собравшемся осенью 1446 г. Соборе духовенства состоялось примирение князей. В. В. получил в удел Вологду, соглашение было укреплено «крестным целованием и проклятыми грамотами» (документами, к-рые предусматривали отлучение от Церкви стороны, нарушившей присягу). Вскоре, однако, игум. Кириллова мон-ря Трифон освободил В. В. от клятвы. После этого вел. князь стал покровительствовать ученикам прп. Кирилла Белозерского . Игум. Трифон в 1448 г. стал архимандритом московского в честь Преображения мон-ря в Кремле и духовником В. В., участвовал в составлении завещания вел. князя. Др. ученик прп. Кирилла - игум. Ферапонтова мон-ря прп. Мартиниан Белозерский - по желанию вел. князя стал в 1447 г. настоятелем Троице-Сергиевой обители.

http://pravenc.ru/text/150785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (1864 - 1937), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви ЛИПОВАНЕ [филипповцы, филипоны, дунаки], рус. старообрядцы (поповцы, беспоповцы и единоверцы, проживающие преимущественно в Румынии, а также в Болгарии, на Украине, в России ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806) ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛОГГИН († 1654), лишенный сана протопоп собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Муроме, деятель раннего старообрядчества ЛОД Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ ЛОНГИН (Корчагин Владимир Сергеевич; род. 31.07.1961), митр. Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_161.htm...

136. Л. 4; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 165. Л. 335 об.; Д. 308. Л. 171, 183; Д. 354. Л. 239; Д. 364. Л. 245; Д. 389. Л. 34; Ф. 1373. Оп. 1. Д. 8. Св. 1. Соч.: Зарайский Николаевский собор//Рязанские ЕВ. 1877. 24; 1888. 1. С. 15-21; 6. С. 207-213; 8. С. 279-286; 14. С. 419-428; 18. С. 504-510; 20. С. 556-564; 23. С. 633-638; 24. С. 663-674; Краткий ист. очерк ц. Николы Мокрого, бывш. в г. Рязани//Рязанские ЕВ. 1882. 7. С. 202-212; Религ.-нравственные чтения в г. Рязани: Письмо в ред.//ЦВ. 1883. 14. Ч. неофиц. С. 12-13; Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Зарайск, 1884. Т. 1; Рязань, 1885-1891. Т. 2-4; Рязань, 1996р. 4 т.; Солотчинский мон-рь. Рязань, 1884; О деятельности братства св. Василия, еп. Рязанского, по поводу выхода в свет отчета за 1884 г.: Письмо в ред.//ЦВ. 1885. 43. Ч. неофиц. С. 713-714; Церкви и мон-ри в г. Муроме и его уезде, в кон. XVII ст.//Владимирские ЕВ. 1885. 19. С. 572-583; 20. С. 607; 21. С. 620-629; 22. С. 672-681; 1886. 2. С. 41-47; 3. С. 70-80; 5. С. 135-139; 7. С. 205-214; Меры к искоренению невежества и суеверий в духовенстве и народе, предпринятые преосв. Симоном, архиеп. Рязанским//ТРУАК. 1887. Т. 1. 1. С. 66-68; Дьяк казенного приказа Афанасий Кульбицкий//Рязанские ГВ. 1890. 87. Ч. неофиц. С. 3; Сказание о перенесении образа свт. Николая из Корсуня в г. Зарайск в 1225 г. М., 1891; Мат-лы для библиогр. Рязанского края//Там же. 1906. Т. 20. Вып. 1. С. 33-84; Вып. 2. С. 157-206; Вып. 3. С. 237-279; Библиогр. словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губ. Рязань, 1910. Публ.: Семинарское торжество 1797 г.//ИВ. 1880. Т. 1. Кн. 1. С. 646-647; Встреча еп. Лаврентия вятским духовенством в 1733 г.//Там же. 1881. Т. 6. С. 703; Приправочные книги г. Пронска 1597 и 98 гг. Рязань, 1884; Переписка преосв. Сергия, еп. Рязанского, с министром внутренних дел О. П. Козодавлевым//ТРУАК. 1891. Т. 5. 10.

http://pravenc.ru/text/178666.html

Археол. Общ.», 1885 г., X, протоколы, 94 (о древнем знамени-хоругви в м-ре и кратк. биография преп. Иринарха; сказано, что он родился в 1547 г. и скончался в 1616 г.). 676. Борисоглебский на Ушне – Муромский, мужской, ныне село Борисоглебское, Владимирской губ., Муромского у., в 17 вер. к сев. от Мурома, при р. Ушне. Полагают, что он принадлежит к числу древнейших и основан не позже начала XII ст., но несомненно уже существовал в первой полов. XIV ст., когда в нем был погребен в 1345 г. кн. Муромский, Василий Ярославич, правнук св. Давида Муромского. В 1764 г. упразднен, причем церковная утварь и все, что было достопримечательного в монастыре, взято в Успенский Владим. собор. “Ист. Росс. Иер.», III, 416; 592; Ратшин, 46; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 68; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 134; “Владим. губ. вед.», 1854 г., 32 (мон. быв. во Вл. губ.); 1859 г., 30 (первая иноч. обитель в Мур. стране); Строев, “Спис. иер. и настолт.», 704, 32; “Акты юридич.», 416 (Духовная 1506 г. Игн. Талызина; отказал одонье ржи); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 197; “Известия Археол. Общ.», 1863 г., IV, 412 (Древн. м-ря); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 58 (здесь жил некоторое время Гр. Отрепьев); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 932 душ. крест.); “Полн. собр. лет.», X, 217 (в 1345 г. погребен кн. Василий Муром. в его отчине в Муроме, в церкви св. муч. Бор. и Гл. в м-ре на Ушне); “Дворцов. разряды», III, 1151 (игум. Тимофей 24 дек. 1674 г. переведен в архим. Спасо-Евфимиева м-ря); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 194 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 1135 (челобит. 1722 г. казначея м-ря Адриана о взятии от м-ря рыбн. ловель на Сетчинском озере); III, 112 (в 1723 г. м-рю принадлежала дер. Поляны); IV, 42 (дело 1724 г. об определении отстав. солдата Вас. Тереньтьева для пропитания в м-рь); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 506 (опис. м-ря); “Труды Рязан. ученой архивн. Комиссии», 1887 г., I, вып. 2, 37 (роспись на 1682 г. о деньгах на жалованье боярским детям, архим. Авраамий, и память 1685 г. тому же архим. Авраамию о 4-м браке крестьянина), 38 (челобитн. 1682 г. монаст. крестьян о напрасном ими обвинении архим. Авраамия в непосильных работах); 1888 г., II, вып. 3, 56 (челобит. 1683 г. старцев и слуг м-ря на строителя Нифонта).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Олег не думал исполнять договора и являться в Киев на княжеский съезд. Вместо того он явился в Смоленск (где тогда неизвестно каким путем сел брат его Давид), набрал там войска и, вышедши оттуда, пошел вниз по Оке, ударил на Муром, который достался в управление сыну Мономаха Изяславу, посаженному на княжение в соседней ростовской земле. (Отец Олега Святослав, сидя в Чернигове, был в то же время на княжении и в Муроме, и потому Олег считал Муром своею отчиною). 6 сентября 1096 года Изяслав был убит в сече. Олег взял Муром и оковал всех найденных там ростовцев, 6елозерцев и суздальцев: видно, что князь Изяслав управлял муромцами при помощи людей своей земли. В Муроме и его волости в то время еще господствовало язычество; край был населен народом финского племени, муромою, и держался за князьями только посредством дружины, составлявшей здесь, вероятно, еще единственное славянское население в те времена. В Ростове, Суздале и Белозерске, напротив, славяно-русская стихия уже прежде пустила свои корни, и эти края имели свое местное русское население. Олег, отвоевавши Муром, взял Суздаль и поступил сурово с его жителями: одних взял в плен, других разослал по своим городам и отнял их имущество. Ростов сдался Олегу сам. Возгордившись успехами, Олег затевал подчинить своей власти и Новгород, где на княжении был другой сын Мономаха Мстислав, молодой князь, очень любимый новгородцами. Новгородцы предупредили покушение Олега и, прежде чем он мог встать с войском на новгородской земле, сами отправились на него на ростовско-суздальскую землю. Олег убежал из Суздаля, приказав в досаде сжечь за собою город, и остановился в Муроме. Мстислав удовлетворился тем, что выгнал Олега из ростовско-суздальской земли, которая никогда не была уделом ни Олега, ни его отца; предложил Олегу мир и предоставлял ему снестись со своим отцом. Мстислава располагало к уступчивости то, что Олег был его крестным отцом. Олег притворно согласился, а сам думал внезапно напасть на своего крестника; но новгородцы узнали об его намерении заблаговременно и вместе с ростовцами и белозерцами приготовились к бою. Враги встретились друг с другом на реке Колакше в 1096 году. Олег увидел у противников распущенное знамя Владимира Мономаха, подумал, что сам Владимир Мономах пришел с большою силою на помощь сыну, и убежал. Мстислав с новгородцами и ростовцами пошел по его следам, взял Муром и Рязань, мирно обошелся с муромцами и рязанцами, освободил людей ростовско-суздальской области, которых Олег держал в городах Муроме и Рязани пленниками; после того Мстислав послал к своему сопернику такое слово: " Не бегай более, пошли с мольбой к своей братьи; они тебя не лишат русской земли " . Олег обещал сделать так, как предлагал ему победитель.

http://sedmitza.ru/lib/text/435561/

Града Мурома Святыя 438. Святый благоверный князь Петр и Святая благоверная княгиня Феврония Муромския чудотворцы преставишася в лето 6735 месяца июня в 25 день Блаж. Давид, в иночестве Петр (Собр. л. VII, 244. Родосл. кн. в X т. Времен. Общ. Ист., и древ. кн. 2, стр. 194), князь Муромский, был вторый сын князя Юрия Муромского. Старший брат его Владимир Юрьевич с 1170 г. наследовал после отца Муром. В конце 1203 г. кн. Владимир умер и «на Муроме остался брат его Давид Юрьевич». Еще прежде того пришлось св. князю испытать сильную борьбу с собою, но он вышел победителем. За несколько времени пред тем долго страдал он опасною болезнию – тело его покрыто было струпьями. Славившаяся умом своим дочь «древолазца» (бортника) излечила его мазью. По разговорам и поступкам девушки, князь признал высокие качества ума и сердца в дочери бортника и дал слово взять ее в супругу себе; но потом нашел неприличным для князя супружество с простою девушкою. Болезнь возобновилась. Ефросиния вновь вылечила князя и признательный князь выполнил свое слово, сочетался с нею браком. Когда же после смерти брата вступил он на престол, Муромская знать, конечно подстрекаемая младшим братом и племянником, объявила: или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром. Верный долгу христианского супруга, князь согласился отказаться от княжества. Он остался после того с небогатыми средствами к жизни и печальные мысли невольно приходили ему на ум. Но умная княгиня говорила ему: «не печалься, князь, – милостивый Бог не оставит нас в нищете». В Муроме скоро открылись раздоры непримиримые, искатели власти схватились за мечи и многие из вельможных потеряли жизнь. Бояре Муромские принуждены были просить кн. Давида и кн. Ефросинию возвратиться в Муром. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал и над собою и над врагами своими. В Муроме правление кн. Давида было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа: покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Когда нэп кончился и с еще большей силой начался террор, некоторые молодые сестры были арестованы. Дивеев дал не только подвижниц, но и исповедниц и даже мучениц – скончались в лагерях, получив двойные венцы: исповеднические и мученические. Со временем имена их будут установлены и почитаемы. Одна из них – молоденькая инокиня Анна из больничного корпуса заболела в лагере туберкулезом, была актирована и, еле добравшись к своим, скончалась. Я только услышал ее голос, обращенный ко мне, когда стоял в алтаре Свято-Николаевского храма в Таганроге, но я ее не видел после лагеря. Тяжкий подвиг выпал на долю игумении Марии. В те страшные годы она ведь была совсем молодой сослана в лагеря на три года; Когда мы навещали матушку-игумению Александру в Муроме, то видели и ее будущую преемницу, недавно возвратившуюся из лагеря. Матушка сказала мне: «Что ей, бедной, пришлось перенести, я узнала только после ее возвращения из лагеря. А если бы узнала, когда она была еще в лагере, то я, наверно, умерла бы с горя!» Я ужаснулся и страданиям Нюши (так звали в миру матушку Марию) и не меньшими страданиями за нее игумении. Ведь игумения готовила ее в свои преемницы, как наместницу в Дивееве Царицы Небесной, которую не выбирают, а благословляет Сама Пречистая. «Я умерла бы с горя!» – сказано истинной матерью духовной. За муромский период изгнания многие дивеевские инокини перешли в Небесный Дивеев, который видела великая госпожа дивеевская Елена Васильевна Мантурова, почти все молодые сестры, наши с матушкой сверстницы, поумирали, как и более старшие сестры из тех, кого мы знали с матушкой, но осталась только любимая духовная дочь матушки-игумении, которую мы видели в Муроме в 1933 году, когда ей было уже около 24 лет. Вторично я поехал в Муром в 1939 году, возвратившись из концлагеря, но матушку-игумению не видел, а только мне рассказывали о ней инокиня Мария Прусакова и инокиня Дария, которые жили в городе Коврове. Хотел поехать повидать матушку-игумению в Муроме, но не знал, можно ли мне ехать, боясь повредить ей моим приездом. Колебался, сел даже в поезд (провожала меня инокиня Мария), но перед самым отходом поезда побоялся ехать и слез с поезда. Матушка-игумения жила, окруженная близкими ей сестрами: ее личным врачом Еленой и другими. В 1941 году началась война, всякая связь была потеряна. Мы с матушкой, после моего посвящения в священнический сан, уехали за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Кроме благоустройства города, по инициативе А. В. Ермакова и часто на его личные средства было много сделано для создания в городе образовательных, медицинских и культурных учреждений. В 1868 году открыт детский приют, который стал носить имя супругов А. В. и М. Е. Ермаковых. Тогда же была расширена богадельня, устроена лечебница, городская библиотека. При Ермакове в 1864 году реформирована пожарная команда, созданная в Муроме после сильнейшего пожара 1805 года и состоявшая из отставных нижних полицейских чинов, которые пользовались вышедшим из употребления оборудованием. По реформе военные чины были заменены вольнонаемными из мещан и крестьян, пожарные трубы и обоз приведены в исправность. 16 июня 1870 года был утвержден проект нового Городового положения. В Муроме новое Городовое положение введено 1 декабря 1871 года. Городским головой на первые четыре года был избран Прокопий Степанович Зворыкин. До 1904 года городской голова за свою работу не получал никакого вознаграждения, что вызывало трудности во время нового избрания представителя на эту ответственную и хлопотную должность. С 1 января 1888 года началась реорганизация муромской полицейской команды. Весь город был поделен на полицейские участки во главе с участковыми приставами. В 1903 году штат полиции увеличился еще на восемь городовых по причине, как было записано в решении думы, «противодействия проявлениям публичного пьянства». С 1871 года пожарная часть разместилась в специально построенном для нее каменном здании рядом с Соборной площадью. К этому времени ее штат состоял из смотрителя, старшего служителя, тринадцати пожарных, трех постовых на пожарной каланче. Кроме городской команды, в Муроме было и Добровольное пожарное общество, в котором состояло около восемнадцати человек. Важной задачей благоустройства являлось наведение в городе чистоты и порядка. К 1890-м годам все площади и основные улицы были вымощены булыжником. В 1913 году начали делать первые асфальтовые тротуары. Любимым местом отдыха горожан были бульвары: в начале ХХ века их насчитывалось два – Городской (в Окском саду) и Ярмарочный (за садом Бурцева около ярмарки).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Осенью 1467 года Иван III предпринял первый поход на Казань. В числе его военачальников был и князь Иван Стрига Оболенский, бывший муромский наместник. Этот поход не увенчался успехом. Казанцы встретили русское войско на Волге и вынудили его пойти назад без погони. Зима 1468 года принесла новые стычки с казанцами. Князь Данила Холмский побил шайку татар близ Мурома. Лишь немногие из них спаслись бегством в дремучие леса, оставив своих коней. Муромцы и нижегородцы опустошили берега Волги в пределах Казанского царства. Весной 1469 года Иван III собрал второй поход на Казань. Местом соединения войск был назначен Нижний Новгород. Полки садились на суда в Москве, Коломне, Муроме и других городах и плыли по Оке и Волге. На этот раз Казань была разгромлена. Царь Ибрагим вынужден был заключить мир. Однако в начале XVI века Казань по-прежнему оставалась «горячей точкой». Так что дело государя всея Руси Ивана III вынуждены были продолжать его сын Василий III и внук Иван Грозный. В январе 1537 года к стенам муромской крепости подошло войско казанского царя СафаГирея. Татары выжгли весь городской посад. Муромцы достойно встретили неприятеля. Узнав, что из Владимира и Мещеры идут воеводы с дружинами, Сафа-Гирей, так и не взяв Муром, отошел прочь. Спустя три года, в 1540-м, он вновь двинулся на Москву и вновь увяз на муромской земле. В декабре им был захвачен Муром, но Сафа-Гирей так и не смог продвинуться дальше из-за мужественного сопротивления жителей Мурома. На подмогу храбрым муромцам из Владимира шел князь Дмитрий Бельский, из Касимова – царь Алей, истребляя рассеянные в муромских окрестностях толпы татар. После этого войско Сафа-Гирея бежало прочь так скоро, что русские воеводы не смогли его догнать. Окончательное завоевание Казани произошло при Иване IV, летом 1552 года. Незадолго до этого, в 1549 году, скончался Казанский царь Сафа-Гирей. Власть перешла к его малолетнему сыну. Казань, таким образом, осталась без правителя. Этим воспользовались московские власти, и началась подготовка к походу. По городам стали собираться дружины. В Муроме и Свияжске (крепости, основанной Иваном IV недалеко от Казани) к этому времени уже находились войска.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Т. Остроумов лет десять, не могши никуда пристроиться прочно. Кончил он Академию в 1831 г., а я родился в 1832 г., между тем я был уже сознательным мальчиком, когда Иван Тихонович приходил к моему отцу, и мне живо представляется, как они вдовоем ходили по окраинам Васильевского Погоста, ведя между собою беседы о важных материях. По смерти матери И. Т. Остроумов остался сиротою, и испытания одиночества произвели в нем такой перелом, что он изгнал из себя пьянственного беса. После долгих усилий ему удалось, наконец, получить себе место в Муроме, где И. Т. Остроумов (согласно формуляру 1853 г.) «16 февраля 1840 г. определен в число канцелярских служителей Муромского уездного суда, с утверждения Правительствующего Сената в чине коллежского регистратора». «В Муроме Иван Тихонович (по сообщению В. Ф. Певницкого ) женился, и жена его Марья Дмитриевна принесла ему в приданое маленький домик, где он мирно жил, осовободившись от губившей его страсти». Формуляр отмечает, чо И. Т. Остроумов «от этой службы по прошению уволен 14 ноября 1841 г.» и «был в отставке без награждения чином по 4-е сентября 1843 г.», в каковое число – тоже «по прошению определен учителем русского языка в Тульское уездное училище, причем В.Ф. Певницкому припоминается, якобы дело это доходило до Попечителя Московского Учебного Округа. В формуляре записано об. И. Т. Остроумове следующее: «Занимался преподаванием русского языка в Тульском женском училище с 16 сентября 1843 г. по 1848 г. безвозмездно. По донесению о последствиях ревизии г. Инспектором Казенных Училищ объявлена ему от г. Попечителя Московского Учебного Округа благодарность за отличное преподавание и хорошие успехи учеников по преподаваемому им предмету 1847 г. 14 февраля. – По засвидетельствованию г. Министра Народного Просвещения об усердии его к службе Высочайше объявлена ему признательность Начальства 1848 г. января 8» В. Ф. Певницкий пишет: «В 1851 г., отправляясь в состав XVII-ro курса (1851–1855 гг.) Киевской Академии, я – вместе с двумя товарищами Александром Сперанским и Павлом Поспеловым – был у него в Туле, явившись к нему на квартиру, которая была при училище, когда сам хозяин находился на уроках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010