В 1239 г. Муром был захвачен и сожжен одним из монголо-татар. отрядов (ПСРЛ. Т. 1. С. 201). В 1351 г. говорится об «обновлении отчины», т. е. о возобновлении Мурома, что подразумевало и восстановление храмов (Там же. Т. 7. С. 244). Местное предание повествует об этих событиях: «Прииде из Киева благоверный кн. Георгий Ярославич в Муром и постави себе дом... первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и вторый храм страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по-прежнему у той церкви устроил именем Василия» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 39). Возведение кирпичного собора связывают с деятельностью царя Иоанна IV Васильевича Грозного, к-рый посетил Муром в 1552 г., во время военного похода на Казань (ПСРЛ . Т. 29. С. 86). Ранее, в 1547 г., церковный Собор, возглавляемый митр. Московским свт. свт. Макарием , причислил местночтимых св. князей Константина, Михаила и Феодора, а также благоверных кн. Петра и кнг. Февронию к лику святых. Находясь в Муроме, царь молился новопрославленным святым, прося заступничества в предстоящем сражении, обещая построить кирпичный храм и учредить муж. мон-рь. Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли государевы каменщики для возведения кирпичной церкви. «И начаша копати под храм пошву и обретоша мощи благоверного кн. Константина и чады его... в лето 7061 (1553.- В. Ч.) году месяца иуня 6 день» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 46 об.). После сооружения нового храма муромские купцы Четвертак Сычёв и Семен Попяткин написали в Москву о завершении строительства и об обретении мощей. По приказу царя Иоанна IV Грозного в Муром для Благовещенской ц. отправили книги, иконы, колокола, церковные облачения, утварь и покров на мощи. В Муром прибыл Рязанский и Муромский еп. Гурий (Лужецкий) , к-рый совершил освящение храма и переложил мощи князей Константина, Михаила и Феодора в специально устроенную раку. 24 янв. (год не указан, не ранее 1567/77) посадский храм был преобразован в муж. обитель (Там же. Л. 48).

http://pravenc.ru/text/2564378.html

К янв. 2012 г. в М. Б. м. проживали игумен, 2 священноинока, 4 иеродиакона, инок, 4 послушника и 2 трудника, к 2017 г.- ок. 10 насельников. Арх.: Арх. Благовещенского монастыря [ВСЭНРПМ. 1976 г. Ист. справка и мат-лы технического исследования настенной живописи Благовещенской ц. города Мурома]; Там же [Выписка БТИ г. Мурома от 9.06.1992 г.]; Там же [ Епанчин А. А. Благовещенский муж. мон-рь, 1992 г.]; Арх. ВСЭНРПМ. М-10/2. 13711 [Муром. Благовещенская ц. Материалы предварительного обследования. 1963 г.]; Арх. Муромского межрайонного БТИ. Дело 1823; ВСЭНРПМ. 17024. Кн. 1: Опись культурных ценностей. Благовещенский собор г. Муром (1984 г.); ГИМ. Ф. 195. Д. 564. Л. 1-50 [Летопись муромского Благовещенского муж., ныне 2-го класса мон-ря, Владимирской епархии и губернии]; РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1996 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1765 г.]; Д. 369 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1762-1763 гг.]; Оп. 8. Д. 446 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1772 г.]; ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 61 [Книга прихода и расхода штатных сумм (1841-1849 гг.)]; Д. 39 [Краткий список лиц, монашествующих в муромском Благовещенском мон-ре, за 1879 г.]; Д. 40 [Опись (1880 г.)]; Д. 57 [Клировые ведомости муромского Благовещенского мон-ря 1907 г.]; МИХМ. М-2233 [Синодик Благовещенского мон-ря 1713 г.]; 207 [Охрана памятников]; ММ-28260 [Сказание о граде Муроме, ркп. XIX в.]. Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 7; Повесть о водворении христианства в Муроме// Кушелёв-Безбородко. Памятники. 1860. Вып. 1. С. 229-238; Грамота царя Михаила Федоровича в муромский Благовещенский муж. мон-рь 1623 г. о рыбных ловлях, лугах и о жалованье//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1878. Т. 2. С. 196-201; О бытии муромскому Благовещенскому мон-рю в присоединении к муромскому же Борисоглебскому мон-рю, с переводом всей братьи в этот последний, и об оставлении при церкви Благовещенского мон-ря священника и причетников (23 июня 1725 г.)//Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 47-48; Царская жалованная грамота Муромскому Благовещенскому мон-рю на вотчинное безоброчное владение озерками в Муромском у. в Клинском лугу (10 апр. 1619 г.)//Там же. 1904. Вып. 3. С. 194-197; ОДДС. Т. 21. Прил. 4. Стб. 1185; Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. Владимир, 2010; Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. Владимир, 2010; Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. Список со строельной книги г. Мурома 1649 г. Владимир, 2010; Док-ты по истории Муромского посада 2-й пол. XVII в. Владимир, 2011.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Рака блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских в Благовещенском соборе Благовещенского мон-ря в Муроме Блгв. кн. Константин Муромский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Блгв. кн. Константин Муромский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. В Муроме в связи с почитанием К., М. и Ф. местно также стала отмечаться память блгв. кнг. Ирины, жены К., матери М. и Ф. В 1564-1565 гг. на сев.-вост. столпе (зап. грань, 3-й ярус) в росписи Архангельского собора Московского Кремля появилось изображение К., которого Иоанн IV рассматривал как одного из своих св. покровителей ( Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историч. основа некоторых ее сюжетов//ДРИ. [Вып.:] XVII в. М., 1964. С. 160-174; Он же. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 275-276; Самойлова. 2004). Цикл ранних икон из Благовещенского собора Мурома, связанных с темой крещения его жителей К., не сохранился ( Сухова. 2009. С. 347). В кон. XVI - нач. XVII в. Благовещенский мон-рь, где находились мощи блгв. князей К., М. и Ф., пользовался материальной поддержкой царей Феодора Иоанновича и его шурина Бориса Годунова, хотя они в отличие от Иоанна Грозного на богомолье в Муром не приезжали. В Смутное время Благовещенский мон-рь подвергся разграблению. В 1616 г. город захватили отряды А. Ю. Лисовского; были убиты или уведены в плен мн. монахи, утрачены ранние вклады богомольцев, расхищено церковное имущество, сожжены кельи, однако мощи св. князей не пострадали. 10 апр. 1619 г. царь Михаил Феодорович выдал жалованную грамоту благовещенскому игум. Сергию. «Дом Благовещенья Пречистыя Богородицы и Муромских чудотворцов благоверного князя Костянтина и чад его князя Михайла и князя Феодора» получил право взять в безоброчное владение озера на Клинском лугу в Муромском у., чтобы на доходы с них отремонтировать все здания обители (грамота подтверждалась 30 июня 1623 и 20 июля 1647 - ААЭ. Т. 3. 103. Стб. 141-142).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Муромский Благовещенский мон-рь. Фотография. 2013 г. Муромский Благовещенский мон-рь. Фотография. 2013 г. (Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муроме Владимирской обл. Основан в сер. XVI в. на сев. окраине города, на территории т. н. Старого вышнего городища. Здесь стояла деревянная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, сооруженная, по преданию (ГИМ. Ф. 195. Д. 564. Л. 1), кн. Константином (Ярославом) Святославичем (см. Константин, Михаил и Феодор , святые благоверные князья Муромские). Церковная традиция связывает строительство Благовещенского храма с крещением Мурома. Св. кн. Глеб, сын св. равноап. Киевского кн. Владимира (Василия) Святославича (см. ст. Борис и Глеб ), получив во владение Муром, убеждал его жителей принять христианство. После того как в 1015 г. кн. Глеб был убит, Муром долгое время оставался без христианского князя. По преданию желая распространить христианство в Муроме, в 1092 г. в город прибыл кн. Константин вместе с семьей, ближайшим окружением и дружиной. Подойдя к городу, кн. Константин направил к муромцам своего сына Михаила с просьбой принять христ. веру. Горожане ответили отказом и убили посланника (Повесть. 1860. С. 231). Невзирая на недовольство муромцев, на «Старом вышнем городище» по приказу кн. Константина была сооружена княжеская резиденция с деревянной Благовещенской ц. ( Чернышев. 2008. С. 65-69). Рядом была воздвигнута др. ц. во имя святых Бориса и Глеба. Кн. Константин неоднократно приглашал к себе старейшин города, убеждая их принять христианство. Недовольные настойчивостью нового князя горожане поклялись с ним расправиться. Согласно Житию св. кн. Константина, однажды толпа язычников подступила к его дому, грозя смертью. Князь, уединившийся в Благовещенской ц., услышал голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою» (Повесть. 1860. С. 231). Князь вышел к мятежникам с иконой Богородицы (названной впосл. Муромской). Пораженные чудесным сиянием, исходившим от образа, муромцы раскаялись в содеянном и приняли крещение. Кн. Константин был похоронен в Благовещенской ц. рядом с сыновьями.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в.- ок. 1592/93, с. Лазарево, близ г. Мурома), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Лазаревский, Муромский, муж прав. Иулиании , дворовый сын боярский. Г. принадлежал к роду великокняжеских слуг - дмитровских и муромских вотчинников, известному начиная со 2-й четв. XV в. (прямой предок Г. Александр погиб в битве с ордынцами 7 июля 1445 под Суздалем в войске вел. кн. Василия II Васильевича , был записан для вечного поминания в синодик Успенского собора Московского Кремля). Г. был старшим сыном Василия Степановича и Евдокии Осорьиных. Род Осорьиных делал вклады в Троице-Сергиев и в муромский Борисоглебский, что на р. Ушне, мон-ри. Прав. Георгий. Фрагмент иконы " Собор Муромских святых " . 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромсий мон-рь во мя Св. Троицы) Прав. Георгий. Фрагмент иконы " Собор Муромских святых " . 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромсий мон-рь во мя Св. Троицы) Основными источниками сведений о Г. являются акты землевладения, родословные документы и грамоты из семейного архива Осорьиных, а также Повесть о прав. Иулиании, написанная Каллистратом (Дружиной) Осорьиным , сыном Г. и прав. Иулиании, в 20-30-х гг. XVII в. в Муроме. Впервые в источниках имя Г. упоминается в нач. 50-х гг. XVI в., когда он («Юшко») вместе с отцом, дядей Иваном Степановичем и двоюродным братом Иваном был записан в Тысячную книгу в 3-ю статью дворового списка детей боярских по Мурому, служивших у царя Иоанна IV Васильевича Грозного (ТКиДТ. С. 157). Учитывая, что юноши, как правило, начинали службу в 15 лет, можно предположить, что Г. род. в сер. 30-х гг. XVI в. Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. Г. женился на 16-летней Иулиании, дочери царского ключника во Владимире Иустина Васильевича и Стефаниды Григорьевны Недюревых. Венчание совершил свящ. Потапий (в монашестве Пимен, впосл. архим. муромского в честь Преображения Господня мужского монастыря ) во владении Г.- с. Лазареве, в ц. во имя прав. Лазаря. Помимо отцовской вотчины в Муромском у. Г., по-видимому, имел двор в Муроме, к-рый в 1-й пол. XVII в. «по старине» принадлежал одному из его сыновей. Кроме того, Г. унаследовал от отца поместье в Березопольском стане Нижегородского у., к-рое В. С. Осорьин получил, будучи в 1539-1545 гг. великокняжеским ключником в Нижегородском у.

http://pravenc.ru/text/164229.html

Его преемником на М. в. стал Митрофан (Загорский), архиерейская хиротония к-рого состоялась 15 июля 1912 г. в С.-Петербурге. Во Владимир еп. Митрофан прибыл 18 июля 1912 г., 11 авг. в Муроме состоялась торжественная встреча архиерея в Богородице-Рождественском кафедральном соборе. 17 янв. 1913 г. еп. Митрофан избран пожизненным членом Об-ва вспоможения Владимирской ДС, в 1914 г.- почетным членом Муромского об-ва трезвости и членом Александро-Невского братства. В 1916 г. стал членом-учредителем Муромского научного об-ва, а также членом попечительского совета и преподавателем Муромского ДУ. В том же году еп. Митрофан был утвержден покровителем Об-ва вспоможения нуждающимся ученикам Шуйского ДУ и членом Муромского об-ва хоругвеносцев. Еп. Митрофан (Загорский), митр. Сергий (Страгородский), еп. Евгений (Мерцалов) и еп. Павел (Борисовский) (?). Фотография. 1918/19 г. Еп. Митрофан (Загорский), митр. Сергий (Страгородский), еп. Евгений (Мерцалов) и еп. Павел (Борисовский) (?). Фотография. 1918/19 г. В июле 1918 г. в Муроме началось антибольшевистское белогвардейское восстание, главным организатором к-рого был племянник еп. Митрофана офицер Н. П. Сахаров. Муром находился в руках повстанцев один день, после чего большевики восстановили свою власть в городе. Затем начались репрессии против участников восстания, еп. Митрофан был также арестован и привлечен к судебному процессу. В результате Спасо-Преображенский мон-рь был закрыт как «контрреволюционный очаг», еп. Митрофан находился под арестом и временно проживал в игуменской келье муромского во имя Святой Троицы женского монастыря. Патриарх свт. Тихон (Беллавин) указом от 28 окт. 1918 г. перенес местопребывание Муромских викарных епископов из Спасо-Преображенского мон-ря в Благовещенский мон-рь и назначил еп. Митрофана настоятелем последнего. Однако по окончании судебного процесса последовала высылка еп. Митрофана в Рязань. В 1919 г. он был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии (см. ст. Михайловское викариатство ).

http://pravenc.ru/text/2564390.html

23 нояб. 1907 г. имп. мч. Николай II Александрович утвердил синодальный проект «Об учреждении во Владимирской епархии на местные средства кафедры второго викарного епископа, с присвоением ему именования Муромским и с переименованием первого викария в епископа Юрьевского и о бытии ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Евгению епископом Муромским». Еп. Евгению (Мерцалову) предписывалось проживать в Муроме, резиденцией был определен Спасо-Преображенский мон-рь. Епископская хиротония архим. Евгения состоялась 16 дек. 1907 г. в С.-Петербурге. 15 янв. 1908 г. было опубликовано «Предложение Его Высокопреосвященства Владимирской Духовной Консистории за 257», согласно которому Муромскому еп. Евгению предоставлялись для наблюдения и руководства церковными делами Муромский, Меленковский, Вязниковский, Гороховецкий и Судогодский уезды Владимирской губ. Муромский архиерей с этого времени мог самостоятельно решать следующие вопросы: удовлетворять прошения псаломщиков (в т. ч. псаломщиков в сане диакона) об увольнении за штат, о перемещении на другие места, об определении вновь на псаломщические места к городским и сельским церквам; принимать решения по прошениям о посвящении псаломщиков в стихарь, о выдаче антиминсов взамен обветшавших и поврежденных, о выдаче св. мира; о разрешении приобретения новых колоколов весом не выше 50 пудов; о ремонте церквей, часовен, колоколен. Отчеты викария отправлялись во Владимирскую духовную консисторию. Важное место в жизни М. в. занимала миссия по возвращению в лоно Церкви старообрядцев и сектантов. В 1907 г. еп. Евгением в братском корпусе Спасо-Преображенского мон-ря был устроен храм во имя священномучеников, в Херсонесе пострадавших, в числе к-рых находился небесный покровитель Муромского викария сщмч. Евгений, принявший смерть за веру в 311 г. Еп. Евгений занимал должность председателя Владимирского епархиального училищного совета. 14 июня 1912 г. он был назначен епископом Юрьевским, 1-м викарием Владимирской епархии. За время пребывания в Муроме еп. Евгений издал неск. сочинений, посвященных прав. Иулиании Лазаревской (Житие св. прав. Иулиании Лазаревской (в 2 редакциях), и служба ей. СПб., 1910; О церковном прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской: (Ист. очерк). Муром, 1910).

http://pravenc.ru/text/2564390.html

«Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского, на мантии». Стенопись придела собора муромского Благовещенского мон-ря. 80-е гг. XIX в. Худож. П. И. Целебровский. Фото-графия. 80-е гг. XIX в. «Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского, на мантии». Стенопись придела собора муромского Благовещенского мон-ря. 80-е гг. XIX в. Худож. П. И. Целебровский. Фото-графия. 80-е гг. XIX в. В том же стиле в 80-х гг. XIX в. в придельном храме муромского Благовещенского монастыря П. И. Целебровским (1859-1921), местным художником академической выучки (в те годы членом с.-петербургской артели по росписи храмов), была произведена масляная роспись стен и потолка, к-рую в 1949 г. реставрировал владимирский худож. Путилин ( Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. 2007. С. 312). В 2017 г. живопись XIX в. была освобождена от записей. В стенописи придельного монастырского храма выделяются «картины»: «Лепта бедной вдовы» на евангельский сюжет и «Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского, на мантии» на тему местного церковного сказания ( Сухова. 2017). Целебровский расписывал, очевидно в 80-90-х гг. XIX в., и холодный Благовещенский собор (роспись утрачена к кон. XX в., новая выполнена в 2016); он также занимался живописными работами в Смоленской и Воскресенской церквах Мурома (фрагменты сохр. еще во 2-й пол. XX в.) (о Целебровском см.: Беспалов Н. А. Целебровский П. И.//Деятели культуры в Муроме и Муромском крае. Муромские художники//Науч. арх. МИХМ. 29. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 20). Скворцов на территории М. и В. е. отмечает неск. храмов, имеющих значение как памятники монументального искусства. Среди росписей в т. н. русском стиле это стенопись 1879 г. Никольской ц. в дер. Ст. Котлицы Муромского района: «Своеобразным историзмом проникнута роспись, на западной стене которой развернута композиция с изображением муромских чудотворцев Константина, Михаила, Федора, Петра и Февронии» ( Скворцов. 2004. С. 214). Он выделяет масляную роспись собора Благовещенского мон-ря в Вязниках 70-х гг. XIX в., над к-рой работали не местные, а соседние, «боголюбовские мастера» из мастерской И. И. Шорохова; отмечая эклектичный характер росписи, Скворцов указывает, что она выполнена в духе «чувственного иллюзионизма» (Там же. С. 209). В росписи ц. Владимирской иконы Божией Матери в Мстёре, относящейся к кон. XIX в., автор отмечает редкую по иконографии сцену «Митр. Кирилл читает молитву над усопшим кн. Александром Невским» (сведений о сохранности нет; Там же. С. 215), а также констатирует, что реставраторы не успели «вернуть к жизни» мн. «образцы высокого искусства», особенно в сельских храмах, и в качестве примера называет Вознесенскую ц. на погосте близ совр. дер. Алферово Гороховецкого р-на (Там же. С. 285).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Богородицы (во Владимирском у., муж., основан не позднее сер. XV в., упразднен в 1764); во имя арх. Михаила (в Суздале, муж., основан не позднее 1462, упразднен в нач. XVI - нач. XVII в.); Золотоворотский в честь Преображения Господня (во Владимире, муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1764); любецкий в честь Успения Пресв. Богородицы (близ Коврова., муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1764); суздальский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь (в Суздале, муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя ап. Андрея Первозванного (в Суздале, муж., основан не позднее 1513, разорен поляками в нач. XVII в.), Евфимиев суздальский мон-рь в честь Преображения Господня. Фотография. 2003 г. Евфимиев суздальский мон-рь в честь Преображения Господня. Фотография. 2003 г. во имя свт. Иоанна Милостивого (у с. Татарова Суздальского у., основан не позднее 1521, разорен поляками в нач. XVII в.); Задеберьский во имя свт. Николая Чудотворца (в Суздальском у., основан не позднее 1521, разорен в нач. XVII в.); Мерединский в Заводичах во имя свт. Николая Чудотворца (в Суздальском у., основан не позднее 1521, разорен в нач. XVII в.); Куземский во имя св. Иоанна Предтечи (в Муромском у., жен., основан не позднее 1538, упразднен в 1-й трети XVIII в.); во имя святых Космы и Дамиана (в Муроме, жен., основан в сер. XVI в., упразднен в XVII - нач. XVIII в.); во имя вмч. Георгия Победоносца (у с. Турабьева Юрьев-Польского у., муж., основан не позднее 1564, упразднен в 1764); в честь Преображения Господня (во Владимирском у. на р. Колокше, жен., основан не позднее 1567, разорен поляками в нач. XVII в.); бутылицкий во имя свт. Николая Чудотворца (в Муромском у., муж., основан не позднее 1573, упразднен в 1-й трети XVIII в.); дубровская во имя Св. Троицы пуст. (на р. Ушне в Муромском у., муж., основана не позднее 1592, упразднена в 1-й трети XVIII в.); Геронтиева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. (во Владимирском у., муж., основана не позднее 1599, разорена поляками в нач.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Архиерейская мантия сщмч. Мисаила Рязанского. Сер. XVII в. (Иоанно-Богословский мон-рь в с. Пощупово Рязанской обл.) Архиерейская мантия сщмч. Мисаила Рязанского. Сер. XVII в. (Иоанно-Богословский мон-рь в с. Пощупово Рязанской обл.) На кафедре М. показал себя ревностным пастырем. Сразу по прибытии в епархию он в русле начинавшейся церковной реформы озаботился состоянием нравов и различными нестроениями. Сохранилось окружное послание М. к духовенству Рязанской епархии 1651 г. (Там же. С. 61-63), в котором М. осудил пьянство, несоблюдение постов (по 20, 30 и 40 лет), недостойное поведение в церквах и др. Особой заботой М. стало выявление священников и диаконов, действоваших без поставления. При обнаружении подобных случаев М. настаивал на повторном совершении всех обрядов и таинств. Напр., 24 июля 1651 г. в с. Берёзове Рязанского у. по указу М. свящ. Артемий был направлен заново крестить прихожан, к-рых крестил непоставленный «поп» Евсевий Степанов. В 1655 г. во исполнение патриаршего указа М. выслал в Москву из городов Рязанской епархии «роспопов и росдьяконов… кои овдовев, скинули с себя скуфьи и поженилися» общим числом 17 чел. к-рых впосл. отправили в Троице-Сергиев мон-рь. При поставлении новых священников М. следил за тем, чтобы они были грамотными. Во исполнение царского указа 1652 г. М. повелел целовальникам и откупщикам запечатать питейные дома по всем городам под угрозой церковного отлучения. Духовных лиц, замеченных в пороке пьянства, М. удерживал с целью исправления до 6 недель на архиерейском дворе. В 50-х гг. XVII в. начались выступления противников церковной реформы патриарха Никона. Так, в Муроме в 1653 г. вызывал волнения среди населения свящ. Логгин . М. сообщил об этом патриарху, после чего мятежники были вызваны в Москву и соборно осуждены, Логгин был лишен священства и сослан на заточение в Муром, где вскоре умер. Жители города обратились к М. с челобитной о возвращении опального протопопа, к-рая осталась без удовлетворения. В 1654 г. М. приложил много усилий в борьбе с моровым поветрием - организовывал карантины и засеки, рассылал грамоты.

http://pravenc.ru/text/2563366.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010