Не только в Византии и у правосл. слав. народов на Балканах, но и на Руси почитание Н. с ранних пор было связано с водными пространствами, с покровительством святителя плавающим путешественникам. Древнейшие рус. чудотворные иконы Н. были обретены на воде, путешествовали сами или совершали чудеса спасения на водах: напр., упоминавшаяся круглая икона приплыла в нач. XII в. из Киева на о-в Липно под Новгородом, а после исцеления св. кн. Мстислава Владимировича поставлена в построенном им Николо-Дворищенском соборе на новгородском Торгу, на берегу р. Волхов. Во Владимире-на-Клязьме, по преданию, с XII в. недалеко от речной пристани была известна ц. Николы в галеях («Николы Мокрого»), перестроенная в камне в 1732-1735 гг. (СПАМИР: Владимирская область. М., 2004. Ч. 1. С. 175, 448-450); подобные храмы были во всех крупных торговых и художественных центрах Руси эпохи позднего средневековья: в Ярославле, Костроме, Муроме. На почитание Н. как заступника путешествующих на водах в Новгороде и в целом на Руси оказали влияние многочисленные торговые связи, прежде всего с ганзейскими городами Зап. Сев. Европы. Образы Н., созданные в XIII в., сохраняют актуальность и в более позднее время. Так, средник псковской житийной иконы святителя из Никольской ц. псковского с. Виделебье (1337, ГРМ) воспроизводит образец, похожий на икону Н. с избранными святыми из новгородского Свято-Духова мон-ря: поясная фигура архиепископа, пурпурно-вишневый цвет фелони, благословляющий жест поднятой перед грудью десницы, красный фон; круглые медальоны с избранными святыми (свт. Василием Великим и вмч. Феодором) помещены по бокам головы Н.; к стилистическим особенностям образа относятся уплощенные приемы личного письма с подчеркнутой линией усов, заменяющей очертание рта, подцвеченные красным губы. Новые варианты в иконографии Н. в XIII-XVI вв. Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. 30–60-е гг. XV в. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос) Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. 30–60-е гг. XV в. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 156-158; Ключевский. Древнерусские жития. С. 286-288; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 692. С. 178-179; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 312-313; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 99-103; Голубинский. Канонизация святых. С. 84, 101, 546; Мисаил (Смирнов), архим. Св. блгв. кн. Константин Муромский и Благовещенский мон-рь, где почивают мощи князя и чад его//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1906. Вып. 8. С. 1-130 (отд. паг.); Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о рязанском еп. Василии//Культурное наследие Др. Руси: Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 136-142; она же. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 70, 79-82, 86, 98, 102, 117, 130, 155, 186, 192-202; она же. Житие Константина, муромского князя, и его сыновей//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 286-288; Сухова О. А. Града Мурома святые//Первый Муромский сб. Муром, 1993. С. 34-68; она же. Крещение киевлян, ростовцев и муромцев по клеймам житийных икон Муромского музея//ИКРЗ, 2008. Ростов, 2009. С. 345-357; Руди Т. Р. Муромский цикл повестей в рукописной традиции XVII-XVIII вв.//КЦДР. [Вып.:] XVII в. 1994. С. 207-214; Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 133, 134, 151-156, 218, 223, 234, 261, 269; Антоний (Блум), митр. О подвиге любви: Блгв. кн. муромский Михаил//Духовная нива. [Б. Вяземы], 1997. 3. С. 10; Кривошеев М. В. Муромо-Рязанская земля: Очерки соц.-полит. истории XI - нач. XIII вв. Гатчина, 2003; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 9, 21, 176, 190, 209; Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. М., 2007; Смирнов Ю. М. Еще раз к вопросу о христианизации Мурома//Мат-лы обл. краевед. конф. (14 апр. 2006 г.). Владимир, 2007. Т. 1. С. 132-137; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 290-294; Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиол. начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 329-344.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Владимирская губ. была одной из первых, где начали проводиться вскрытия мощей святых. В февр. 1919 г. в связи с передачей зданий Княгинина мон-ря под детский приют гос. комиссия произвела вскрытие мощей мч. Авраамия Болгарского. Тогда же были вскрыты мощи св. князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, почивавшие в Успенском кафедральном соборе. Духовенство установило дежурство в соборе при мощах, чтобы не допустить их осквернения, в числе первых дежурных был иером. священноисп. Афанасий (Сахаров) . В Муроме подверглись вскрытию мощи благоверных кн. Петра и кнг. Февронии , в Суздале - мощи преподобных Евфимия , Евфросинии и др. Собор Суздальских святых. Икона. Нач. XXI в. (Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы) Собор Суздальских святых. Икона. Нач. XXI в. (Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы) Весной 1921 г. Владимирский митр. Сергий был арестован, через месяц освобожден, сослан в Н. Новгород, где 10 июля 1921 г. возглавил хиротонию архим. Афанасия (Сахарова) во епископа Ковровского, викария В. е. 16 июня 1922 г. печатный орган обновленцев «Живая церковь» опубликовал обращение митр. Сергия, архиепископов Нижегородского Евдокима (Мещерского) и Костромского Серафима (Мещерякова) , признающее каноничность обновленческого Высшего церковного управления и призывающее подчиниться ему ( «Меморандум трех» ). Вскоре митр. Сергий вернулся во Владимир, однако в нач. 1923 г. вновь был выслан в Н. Новгород. 27 авг. 1923 г., после возвращения из ссылки, митр. Сергий принес покаяние в грехе раскола Патриарху Тихону и был назначен на Нижегородскую кафедру. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из Успенского собора 23 марта 1922 г. власти изъяли 1 фунт 13 золотников золота и более 4 пудов серебра. В связи с изъятием церковных ценностей в 1923 г. была арестована игум. Успенского мон-ря в Александрове Тамара (Лихарёва). Весной 1923 г. община Успенского собора во главе с настоятелем прот. Сергием Лавровым была вынуждена оставить храм, после чего разграбление храмового имущества пошло полным ходом. 30 июня были проданы как «книжный хлам» богослужебные книги из собора весом 810 пудов. 23 апр. 1924 г. собор передали обновленцам (см. Обновленчество ), Георгиевский придел остался в ведении музея. 26 марта 1926 г. собор полностью отошел музею, в 1930 г. в Георгиевском приделе начал работу «антирелигиозный отдел» музея, в нем были помещены мощи св. князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, а также мч. Авраамия Болгарского.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Лужецкий Григорий; † апр.-май 1562), еп. Рязанский и Муромский. Принял постриг в Ферапонтовом Лужецком (Лужском) мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы , возможно от св. Макария (впосл. митрополит Московский), являвшегося настоятелем обители в 1523-1526 гг. В 1544 г. Г. стал архимандритом Лужецкого монастыря (вероятно, с этим событием связано посещение Лужецкого мон-ря в том же году митр. Макарием). Во время настоятельства Г. в Лужецком монастыре в Можайск неоднократно приезжал на богомолье и для охоты вел. кн. Иоанн IV Васильевич . В мон-рь были сделаны значительные вклады (в т. ч., возможно, митр. Макарием), что позволило продолжить там каменное строительство. До 1547 г. в обители вместо деревянных Введенской ц. и трапезной были начаты каменные постройки, завершились работы по росписи собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. По-видимому, на Соборе 1549 г. был канонизирован прп. Ферапонт Белозерский, основатель Лужецкого мон-ря. С янв. 1552 г. Г. упоминается как игумен Троице-Сергиева мон-ря, на этом посту он сменил оставившего игуменство Артемия (принадлежал к нестяжателям ). В 1553 г. Г. добился для мон-ря права взимать в Казани, где у обители появился собственный двор, пошлину при продаже лошадей ногайскими татарами. 17 марта 1554 г. Г. был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. Г. сменил на кафедре еп. Кассиана , оставившего управление епархией после Собора 1553 г., на к-ром еп. Кассиан выступил в защиту М. Башкина и Артемия. 24 янв. следующего года Г. освятил в Муроме новопостроенный каменный Благовещенский храм, в котором установили раку с мощами прославленных в 1547 г. блгв. муромских князей Константина и чад его Михаила и Феодора . В 1555 г. Г. участвовал в хиротонии 1-го Казанского еп. св. Гурия (Руготина) . 15 мая 1559 г. Рязанский епископ присутствовал при закладке в Троице-Сергиевом монастыре храма в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 6 июня 1560 г. Г. сделал вклад в Лужецкий мон-рь: «Пятьдесят рублев денег на теплую церковь Введения Пречистыя и на трапезу каменну и архимандриту Макарию… ставить корм за здравие, месяца генваря в 25 день, на память иже во святых отца нашего Григория Богослова». 6 янв. 1561 г. Рязанский епископ участвовал в Соборе, на котором за настоятелями Троице-Сергиева мон-ря после установления в нем архимандритии было закреплено первенство перед настоятелями др. мон-рей. Г. в отличие от своего предшественника на кафедре не получал пожалований от царя. В апр. 1562 г. Г. поручился перед царем за одного из руководителей Боярской думы, родственника царя кн. И. Д. Бельского, и присутствовал при составлении поручной грамоты. Вскоре архиерей скончался, погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

http://pravenc.ru/text/168378.html

муромский иконописец, «купец» (упом. в 1799), потомок одного из братьев - Александра или Федора Ивановых. Вероятно, работал в мастерской Благовещенского монастыря. Его имя указано в авторской подписи на иконе «Господь Вседержитель», находящейся в местном ряду Благовещенского собора муромского Благовещенского монастыря справа от Царских врат: «1799 года октября 29 дня написал Муромский купец Стефан Казанцев» ( Сухова. 2004. С. 41. Ил. на с. 38). Звание «купец», присвоенное иконописцу, объясняется тем, что население городов, согласно регламенту 1721 г., делилось на 2 категории (к 1-й наряду с банкирами, докторами, богатыми купцами относились и иконописцы). На иконе Иисус Христос представлен стоящим на сфере, в Его левой руке держава. Икона была создана после завершения работ над новым иконостасом собора в 1797 г. Это единственный полностью сохранившийся в Муроме иконостас с образами XVII в., 1797 и 1799 гг., представляющими иконописное мастерство муромских изографов этого периода. Лит.: Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии/Сост.: В. Г. Добронравов. Владимир, 1897. Вып. 4. С. 141, 167; Травчетов Н. П. Город Муром, его достопримечательности: Очерк истории и совр. состояния города. Владимир, 1903. С. 90; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 55-56; Мисаил [Смирнов], архим. Св. блгв. кн. Константин Муромский и Благовещенский мон-рь, где почивают мощи князя и чад его Михаила и Феодора//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1906. Кн. 8. С. 123; Белоцветов Л. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907. С. 9; Ушаков Н. Н., сост. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913. С. 324; Добрынкин В. Н. Муромский Богородицкий собор: Ист.-археол. описание. Владимир, 1915. С. 20; Каргер М. К. Мат-лы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. Т. 1. С. 112-136; Масленицын С. И. Муром. М., 1971. С. 29-31. Ил. 68; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

Монастырские акты до XVI в. не сохранились, видимо погибли в Смутное время , что косвенно подтверждается описью архива обители 1721 г. (РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 417-417 об.; Маштафаров. 2000. С. 45). Сведения о Преображенской ц. и обители сохранились в актах Троице-Сергиева мон-ря (напр.: АРГ, 1505-1526). В монастырской вкладной книге за XVI в. имеется всего 2 записи. В 1515 г., при архим. Кирилле, некто из рода муромских бояр Кравковых пожертвовал в мон-рь «двести ульев пчел» и тысячу «четвертей ржи овса тож». В 1551/52 г., при архим. Рафаиле, Василий Есипов, сын Кровков («во иноцех Матфей»), вложил в М. П. м. 100 р. и 50 четв. ржи или овса за погребение на монастырском кладбище ( Мисаил (Смирнов). 1996. С. 12; Добрынкин. 1892. С. 31). В июле 1552 г., во время Казанского похода, Муром посетил царь Иоанн IV Васильевич Грозный. По преданию, царь дал торжественный обет - построить в Муроме каменные храмы в случае успешного завершения военного похода. Главный храм обители, вероятно, воздвигли в 1554 г., поскольку именно в том году М. П. м. к завершению строительства собора получил от царя щедрый дар - с. Кудрино. Аналогом храма мог стать Богоявленский собор Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря , возведенный ок. 1554/55 г. ( Седов Вл. В. К вопросу об одной типологической группе в архитектуре сер. XVI в.//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 202). В Смутное время, в 1615-1616 гг., М. П. м. подвергся опустошительному набегу польско-литов. отряда А. Ю. Лисовского; были ободраны серебряные оклады икон, разорена ризница. Во время правления Михаила Феодоровича Романова (1613-1645) по царской грамоте из приказа Большого дворца М. П. м. получил пожертвования. В соборе поставили образ Божией Матери «Умиление», обложенный басменным серебром и украшенный резным позолоченным венцом с ожерельем; образ Св. Троицы в серебряном окладе; украшенные басменным серебром иконы Рождества Христова, прп. Варлаама Хутынского, Божией Матери «Одигитрия». Монастырскую ризницу пополнили 2 зеленые ризы, расшитые золотыми нитями, и полотняный стихарь. В книгохранилище передали 4 новые печатные Минеи (за июнь, авг., окт. и дек.).

http://pravenc.ru/text/2564382.html

С. 672-681; 1886. 2. С. 41-47; 3. С. 76-80; 5. С. 135-139; 7. С. 205-214; Кучкин В. А. Мат-лы для истории рус. города XVI в.: (Выпись из писцовых книг г. Мурома 1566 г. и муромская сотная 1573/74 г.)//АЕ за 1967 г. М., 1969. С. 291-315; Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г./Сост.: В. Я. Чернышев. Владимир, 2010; Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г./Сост.: В. Я. Чернышев. Владимир, 2010; Список с переписной книги г. Мурома 1646 г.; Список со строельной книги г. Мурома 1649 г./Сост.: В. Я. Чернышев. Владимир, 2010; Переписная книга г. Мурома Романа Григорьевича Воиникова и подьячего Ивана Лаврентьева 1678 г.//Док-ты по истории Муромского посада 2-й пол. XVII в. Владимир, 2011. Лит.: Тихонравов К. Н. Ист. заметки о г. Гороховце// Он же. Владимирский сб.: Мат-лы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губ. М., 1857. С. 108-109; Добрынкин Н. Г. Деревянная ц. во имя св. Пророка Илии, близ г. Мурома, у с. Карачарова//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1875. Т. 1. Вып. 1. Стб. 238-242; он же. Древняя Козьмодемьянская ц. в г. Муроме//Там же. 1885. Т. 5. С. 45-50; Голышев И. А. Памятники деревянных церк. сооружений: Старинные деревянные храмы во Владимирской губ. Голышевка, 1879; Мисаил (Смирнов), архим. Муромский Спасский мон-рь//Владимирские ЕВ. 1887. 7; То же. Муром, 1996п; Добронравов В. Г., Березин В. М. Ист.-стат. описание церквей и приходов. Владимир, 1897. Вып. 4; 1898. Вып. 5; Титов А. А. Ист. обозрение г. Мурома (1833 г.)//Тр. Владимирской ГУАК. 1902. Кн. 4. Прил. С. 1-99; Косаткин В. В., прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Белоцветов Л., свящ. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907; Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913; Добрынкин В. Н. Муромский Богородицкий собор. Владимир, 1915 (на обл. 1916); Тиц А. А. По окраинным землям Владимирским. М., 1969; Беспалов Н. А. Муром: Памятники искусства XVI - нач.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В нач. XVII в., в Смутное время, монастырь пострадал при вторжении в город польско-литовских интервентов. Впоследствии игум. Маремьяна с сестрами подала на имя царя Михаила Феодоровича Романова челобитную, прося оказать монастырю помощь (Там же). Просьба была удовлетворена. В 1620 г. на восстановление обители и ее дальнейшее поддержание была пожалована гос. руга - квасная изба, в к-рой варили на продажу сусло и квас. «Квасница» находилась в Муроме, в центре города. Мон-рь сдавал квасную избу на откуп, получая от этого ежегодный доход в размере 20 р. Деньги поступали в монастырскую казну. В документах 1636/37 г. ктитором М. В. м. назван «муромец гостиные сотни Семен Семенов сын Черкасов з братею» - сын Семена Федорова Черкасова (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010. Л. 83-88). Т. о., благотворительность по отношению к мон-рю стала наследственным делом купцов из рода Черкасовых. В 30-х гг. XVII в. обитель возглавляла игум. Пелагия (Кольцова). В мон-ре имелись 21 сестринская келья и келья игумении, из чего следует, что за 10 лет количество сестер увеличилось на 5 чел. Также в описании 1636/37 г. упоминается монастырское кладбище. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Сер. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Сер. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. В описи 1646 г. Воскресенская и Введенская церкви по-прежнему упоминаются как деревянные, а число келий возросло до 30 (Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. 2010. Л. 109). Игумения с сестрами «питаютца от церкви Божии и в мире». На монастырской земле стояло 2 дома, в к-рых проживали священники Симеон Андреев и Ефрем Тимофеев. Бобыльские дворы в описи 1646 г. не упоминаются. На их месте, «на горе, подле Воскресенского девичья монастыря», стоял двор купцов гостиной сотни Матвея, Герасима и Гаврилы, «Семеновых детей Черкасовых» (Там же. Л. 71). Братья Черкасовы активно занимались торговлей. Разбогатев на продаже хлеба и соли, во 2-й пол. XVII в. один из братьев Черкасовых - Авраам Семенович - построил вместо деревянных церквей кирпичные. В историко-краеведческой лит-ре нет единого мнения, когда деревянные церкви были заменены кирпичными. Н. Г. Добрынкин, комментируя соч. А. А. Титова «Историческое обозрение г. Мурома», пишет, что каменный Воскресенский храм, вероятно, построен ок. 1650 г. ( Титов. 1902. С. 57). Историк-краевед Н. П. Травчетов, не ссылаясь на исторические документы, приводит другую дату - 1658 г. ( Травчетов. 1903. С. 43). В другом издании сообщалось: «Год построения храма с точностью не известен за неимением письменных свидетельств, но по преданию храм построен братьями Черкасовыми в 1646 г.» ( Добронравов. 1897. С. 145-150). Совр. историки архитектуры Н. А. Беспалов и С. И. Масленицын вслед за Травчетовым также бездоказательно указывают 1658 г. (Муром: Памятники архитектуры и искусства/Авт.-сост.: Н. А. Беспалов. М., 1990. С. 57; Масленицын. 1971. С. 23). Вероятно, кирпичные храмы М. В. м. соорудили между 1646 и 1678 гг.

http://pravenc.ru/text/2564380.html

В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов И. и ее супругу, иконы святых были изъяты из Лазаревского храма. В 1811 г. мощи святой пострадали при пожаре в Лазаревской ц. В том же году вместо сгоревшего храма был выстроен каменный с главным престолом во имя арх. Михаила, в котором поместили мощи И. В 1867-1868 гг. служение молебнов И. и прав. Георгию возобновилось. В 1888 г. в церкви была устроена рака из кипариса, обложенная позолоченной и посеребренной медью, внутри которой стоял дубовый гроб с мощами И. В 1861 и 1865 гг. Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) включил жизнеописание И. в свой труд «Русские святые, чтимые общецерковно и местно». В 1893 г. при церкви с. Сергиевского Калужского у. по инициативе потомков святой было основано братство во имя И. Позже в Томской губ. было организовано такое же братство в память подвижницы. Среди учредителей обоих братств был св. Иоанн Кронштадтский . 24 февр. 1924 г. мощи И. были впервые вскрыты (см. Вскрытие мощей ). По рассказам прихожан Михаило-Архангельской ц. в с. Лазареве, свящ. Михаил Георгиевский тяжело переживал свое участие в этом событии. По преданию, ему неск. раз являлась И., плачущая и произносящая: «Господи, что сделали!» Священик уехал из села и 4 года не мог служить ( Епанчин. 2002. С. 40). После 2-го обследования мощей, состоявшегося 14 дек. 1930 г., гробница И. была передана в атеистический отдел Муромского краеведческого музея, где уже были выставлены раки с мощами святых Константина, Михаила и Феодора (см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ), Петра (Давида) Георгиевича и Февронии (Евфросинии) Муромских. Верующие шли в музей на поклонение святыням, поэтому мощи через некоторое время были скрыты в запасниках музея. 20 янв. 1989 г. рака с мощами И. была передана в муромский Благовещенский собор (см. в ст. Муромский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь ), 9 июля 1993 г. перенесена в Николо-Набережную ц. в Муроме, где ведется запись чудес, совершающихся по молитвам к И.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

По описи Сенявина в 1763 г. в М. П. м. проживали архим. Филарет, наместник иером. Сильвестр, казначей иером. Евагрий, 8 иеромонахов и иеродиакон (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 519. Л. 3 об.). В приходно-расходных книгах за 1765 г. имеются данные о монахах обители и средствах, выдаваемых из гос. казны на их содержание (Там же. Оп. 6. Д. 1997). 8 февр. архим. Филарет получил 75 р., казначей иером. Алексий - 11 р., иеромонахи Сильвестр, Зосима, Евагрий, Иосиф, иеродиаконы Павел и Досифей - по 6 р. 50 к. Пономарь иером. Александр, просфорник иером. Исаакий, а также иеромонахи Димитрий, Никита получали каждый по 4 р. Подьячему П. Зиновьеву выдали 9 р. 50 к. Служителям (Д. Панову, В. Короткову, А. Шмелёву, А. Котлову, П. Гурьеву, Л. Завьялову, Е. Гусеву и Ф. Котлову) выдали по 4 р. В М. П. м. проживали 25 чел.: архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 17 послушников, в 1903 г.- 22 чел.: архимандрит, 3 иеромонаха, 3 иеродиакона и 15 послушников ( Травчетов. 1903. С. 126). Святыни, церковные древности, некрополь Иконостас Преображенского собора. Фотография. 1928 г. Иконостас Преображенского собора. Фотография. 1928 г. Главной святыней М. П. м. является чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная и освященная в Русском мон-ре во имя вмч. Пантелеимона на Афоне и привезенная в обитель в 1878 г. архим. Антонием (Ильеновым). Также в мон-ре почитаются частица мощей прп. Илии Муромца, икона прп. Кирилла Белозерского, написанная в Троице-Сергиевой лавре, икона прп. Серафима Саровского, написанная инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященная на раке преподобного, «фрагмент смоковницы» Закхея из г. Иерихона, переданный в М. П. м. ИППО. Несмотря на древность обители, в кон. XIX в. в ризнице хранилось немного старинных предметов. Серебряные и позолоченные напрестольные кресты (XVII в.) находились в зап. части Покровского храма в особых шкафах. На кресте самого раннего изготовления имелась надпись: «Лета 7146(1638) сотворенъ с(е)й кр(ес)тъ в Сп(а)совъ м(о)н(ас)тырь что в Муроме при архимандрите Мисаиле мастер Логинъ». Др. серебряный и позолоченный крест был врезан в образ, имел частицы мощей вмч. Димитрия Солунского, сщмч. Игнатия Богоносца, прп. Мины Великого и св. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. На его оборотной стороне была отчеканена надпись: «Лъта 7201 (1693) марта построенъ сей кр(ес)тъ Го(спо)д(е)нъ с мощми Спасова мон(ас)тыря, что во градъ Муромъ вкладч(и)ка стол(ь)ника Василия Ивановича Черткова при архимандрите Авр(аме)». К 2017 г. эти кресты хранились в Муромском музее. В мон-ре находилась также «белая среброкованная шапка», подаренная 4 авг. 1691 г. архим. Авраамию митрополитом Рязанским и Муромским ( Мисаил (Смирнов). 1996. С. 12). В соборе находилось старинное медное 3-ярусное 21-свечное паникадило XVII в. Оно имело герб, а шандалы были выполнены в форме крупных листьев. В XIX в. в б-ке хранились лицевой синодик (ныне в ОР ГИМ) и вкладная книга, оба XVII в. ( Чернышев. Муромский Спасский мон-рь. 2006. С. 60).

http://pravenc.ru/text/2564382.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010