В недавнее время, близ Измайлова устроен отличный пчельник с красивыми зданиями. По местному преданию, в Измайлове родился Петр I, – но ту же честь присваивают себе село Коломенское и сама Москва... В настоящее время в селе Измайлове – Николаевская богадельня, построенная по плану архитектора К. А. Тона, по воле покойного государя Николая Павловича, в присутствии которого она и освящена в 1849 году. Богадельня помещается на острове между виноградным прудом и речкою Серебровкою. Она состоит из нескольких корпусов, из которых главный примыкает с трех сторон к собору, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, возобновленному и в 1850 г. вновь освященному. Для офицеров особая столовая, при которой находится довольно хорошая библиотека. Каждому призреваемому офицеру дается комната с перегородкой. Для нижних чинов общая столовая, украшенная бюстами из мрамора ныне царствующего государя и основателя богадельни Николая Павловича. Лазарет на 60 кроватей. Водой снабжается богадельня чрез водоподъемную машину, находящуюся возле главного корпуса. Служащие при богадельни помещаются в особых, соединенных между собою башнею, двух каменных флигелях, стоящих против главного корпуса, сзади которого расположены погреба, разные службы, а с правой стороны – двухэтажный дом для пенсионеров графа Закревского. В средине строений – площадь, и среди нее чугунный фонтан, окруженный цветниками. К богадельне принадлежит виноградный сад, занимающий пространство более 20 десятин, и дача (6 десятин), обнесенная канавой и соединяющаяся с богадельней чрез плавучий мост. На этой даче разводятся различные овощи. Она подарена богадельне нынешним государем в 1863 г. Содержание для призреваемых в богадельне весьма добросовестное; пища здоровая и питательная. Офицерам дается постоянно обед из четырех блюд, ужин из двух, и утром и вечером чай с булкою, в праздники и воскресенье полагается по рюмке водки. Нижним чинам – обед из трех блюд, а в праздники – по рюмке водки и пироги; ужин из двух блюд. В 1864 г. 18 Апреля в Измайловской богадельне праздновалось пятидесятилетие учреждения комитета о раненых воинах. Это празднество, на котором присутствовал государь император, велик. кн. Александр и Алексей Александровичи, Николай Константинович, герцог Лейхтенбергский Евгений Максимилианович, – привлекло в Измайлово массы народа...

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Представляется уместным рассказать о семье Иллариона Алексеевича, тем более что многие его родственники также были выдающимися людьми. Старший брат ученого, Яков Алексеевич Чистович (1820–1885) был знаменитым хирургом и историком медицины. Его сыновья также стали известными врачами. Скудные документальные данные позволяют заключить, что братья поддерживали между собой добрые отношения – они были друг у друга восприемниками при крещении детей. Также известна сестра ученого, Мария Алексеевна. Она была замужем за диаконом Николаем Младенцовым, клириком Калужской епархии, который в 1869 г. был переведен в Петербург к Троицкому Измайловскому собору 61 . Как уже говорилось, первым браком Илларион Алексеевич был женат на дочери протопресвитера Василия Бажанова , в доме которого он сталсвоим человеком еще будучи бакалавром 62 . Будущая жена Чистовича, Ольга Васильевна, родилась 28 сентября 1839 г. и была крещена в Большом соборе Зимнего дворца. Ее восприемниками были дети императора Николая I – наследник престола, будущий император Александр II, и великая княжна Ольга Николаевна 63 , впоследствии королева Вюртембергская. Архиепископ Никанор (Бровкович) писал, что жену Чистовича отличала необычная мягкость и доброта сердца, так что друзья называли ее «ангелоподобной» 64 . Ольга Васильевна не прожила и 37 лет – 17 января 1876 г. она умерла «от скоротечной чахотки» 65 и была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры 66 . С Илларионом Алексеевичем они имели детей Сергея (род. в 1860 г.) 67 , Николая (1861) 68 , Александра (1862) 69 , Владимира (1864) 70 , Ивана (1865) 71 , Екатерину (род. в 1866, крещена в 1867 г.) 72 , Евгения (1870) 73 , Анну (род. в 1871, крещена в 1872 г.) 74 и Наталию (1873) 75 . В качестве восприемницы Владимира и Екатерины была записана императрица Мария Александровна, хотя лично при купели она не присутствовала. Екатерина Илларионовна была замужем за генерал–майором Михаилом Ивановичем Ставским. Трое их сыновей – Александр, Николай и Иван – погибли геройской смертью во время Первой мировой войны 76 . Старший сын, Илларион Михайлович, крестник своего деда 77 , белогвардеец и эмигрант, стал героем очерка А. И. Куприна «Полковник Ставский».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

3 ноября 1896 г. состоялось освящение реконструированного храма. В память о расширении церкви была написана икона св. Алексия схимонаха (в мире св. Александра Невского), св. мученика Евгения и св. Василия Парийского. Икона схимонаха Алексия была написана в воспоминание полкового священника о. Алексея Ивановича Желобовского, икона мученика Евгения – в воспоминание командира полка полковника Евгения Петровича Вишнякова и икона св. Василия Парийского – в воспоминание строителя церкви действительного статского советника Василия Александровича Яковлева. В апреле 1900 г. о. Протопресвитер оказал пособие в сумме 5 тыс. руб. для устройства церкви для чинов 7-го Восточно-Сибирского стрелкового полка 32 в с. Новокиевском. Церковь оказалась едва ли не самым масштабным сооружением на многие версты Посьетского района, в нее ходили молиться даже корейцы из деревень Верхние, Средние и Нижние Фаташи. Служили в церкви священники Александр Венустов и Петр Антонов. При деятельном участии о. Протопресвитера был построен также Свято-Николаевский кафедральный собор в Харбине. Постройка храма в честь Святителя Николая была начата обществом Китайской железной дороги в 1899 г. весной, сразу по получении заготовленных в Петербурге планов и чертежей. Собор был построен в так называемом древне-вологодском стиле архитектором Алексеем Клементьевичем Левтьевым. Торжество освящения начала постройки собора состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1-го октября 1899 г. «Постройка храма окончилась в декабре 1900 года и 5 декабря церковь освящена с разрешения Протопресвитера военного и морского духовенства, по благословению Преосвященнейшего Евсевия епископа Владивостокского и Камчатского, в память Святителя Николая чудотворца Мирликийского старшим священником Александром Журавским, первым настоятелем этого православного храма в Маньчжурии» 33 . Некоторые соборы Петербурга и его окрестностей также перестраивались и возводились благодаря стараниям и иждивению о. Желобовского. Так, например, в 1893 г. было решено пристроить часовню к Троицкому собору лейб-гвардии Измайловского полка 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Еще одна приписная к Свято-Троицкому Измайловскому собору домовая церковь — св. блгв, вел. кн. Александра Невского при ТМО по психиатрии 5. При соборе действует Воскресная школа… Но, как известно, дьявол бьет всегда в самое опасное для него, и 25 августа 2006 года в Троицком соборе вспыхнул пожар. Трагедия страшная. Даже сложно представить себе, что тогда чувствовали священники, настоятель, прихожане, рабочие собора… Но уже на следующее утро прямо на паперти собора служили Литургию… Вы знаете, есть люди, которых не сломить… Но вот что интересно: «благодаря» этой трагедии стали поступать новые пожертвования на восстановление (Что бы ни говорили, а не у всех еще зачерствели сердца даже в безумном 21-м веке…), о воинском храме узнали даже те, кто до этого и слыхом не слыхивал о таком явлении, как «военное духовенство» и «воинский собор». Да и сам храм проявил своеобразное «своеволие»: если б не пожар, ремонт завершился бы несколько раньше, а так получается, что собор восстановится к круглой дате — 300-летию военного духовенства… Как говорил мудрый Тертуллиан: «Случайности не случайны». (Настоятель Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка отец Геннадий Бартов благословляет новобранцев на защиту Отечества… Традиции возрождаются…) «…Нам нужно зафиксировать годы церковного возрождения в исторической памяти людей. Эти 25 лет — это с точки зрения возрождения церковной религиозной жизни феномен, которому нет равных в мировой истории…», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. (Освящение знамен воинских частей уже в наше время… Традиция немыслимо прекрасная, возвращающая понимание того, ЧТО есть воинское знамя… И, может быть, мы еще застанем то время, когда офицеры вновь захотят не «обмывать», а — освящать свои погоны…) К нам возвращается наша история, традиции, мы снова имеем возможность безбоязненно узнавать о духовной жизни… Но какой ценой это оплачено и каких трудов это стоит сейчас… Немало перенес на своем веку этот воинский собор… Я вчитывался в биографии священников, служивших в нем, и удивлялся яркости их судеб.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

Екатерина II Измайлово не жаловала. При ней снесли обветшавший деревянный дворец и разобрали арочный мост, уцелела только Мостовая башня. К тому времени от измайловского хозяйства не осталось и следа, даже пахотная земля была роздана крестьянам под денежный оброк. Измайлово превратилось в придворное охотничье угодье. В 1780 году грозовая молния ударила в главу церкви святого Иоасафа, словно в предупреждение о грядущих тяжелых временах. Отечества героям В 1812 году Измайлово захватил Наполеон. Его полчища разграбили и осквернили Покровский собор, где они разжигали костры, чтобы согреться от осеннего холода. Чудом сохранился иконостас собора, но от огня треснул свод храма и накренился главный купол. Богослужения были прекращены, и потом собор долго не восстанавливался. И его, и само Измайлово ждали большие перемены. В 1837 году исполнялось 25-летие Отечественной войны, и в Москву на торжества приехал император Николай I. Он посетил Измайлово и сделал поистине царский подарок на юбилей героям 1812 года: решил отдать свое родовое владение под военную богадельню для инвалидов Отечественной войны. Согласно уставу, в нее принимали на призрение отставных офицеров и нижних юнкерских чинов, получивших на войне увечья, больных или старых, не имеющих возможности по этим причинам самим «снискивать себе пропитание трудами». Здесь должны были обрести приют и врачебную помощь герои Бородина и Тарутина, Малоярославца, Красного, взятия Парижа, но потом к ним прибавились инвалиды Крымской, Турецкой и других войн, которые вела дореволюционная Россия. Богадельня получила имя Николаевской по имени своего основателя. Строить ее государь поручил своему любимому архитектору К.А. Тону, который только что победил на конкурсе проектов храма Христа Спасителя, возводимого тоже в память Отечественной войны. Однако в отличие от того храма здесь чутье гениальному мастеру отказало. Постройка Николаевской богадельни всеми была признана неудачной. Он пристроил вплотную к собору с трех сторон – северной, южной и даже восточной алтарной части – три многоэтажных корпуса, сообщающихся с храмом; снеся два прекрасных храмовых крыльца, он соединил южную и северную стены собора внутренними воротами с корпусами богадельни, чтобы лежачие инвалиды могли при открытых дверях слушать службу в храме. Так Покровский собор стал домовым храмом Николаевской богадельни, но был совершенно обезображен этими нелепыми пристройками. Зато его тогда же прекрасно отреставрировали приглашенные живописцы Петербургской императорской академии художеств, а возглавлял работы друг художника Тропинина – А.С. Ястребилов. Москва обязана ему и созданием знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, выросшего из «натурного класса» художников, который Ястребилов основал в 1832 году.

http://pravoslavie.ru/3688.html

В 1991-1992 гг. обитель была передана Троицкому Измайловскому собору для организации подворья - подсобного хозяйства под началом Л. А. Коняшовой (1930-1997; 17 июня 1993 приняла постриг с именем Фекла, похоронена на новом монастырском кладбище). 27 дек. 1993 г. решением Синода был открыт жен. мон-рь под названием Введено-Оятский, а не Введено-Островский, поскольку остров на р. Ояти не образуется вслед. ее обмеления; мон. Фекла назначена настоятельницей. Затем настоятельницей стала мон. Михаила (Орешко), в обители служили прикомандированные от Александро-Невской лавры иеромонахи, в частности иером. (впосл. игумен) Вениамин (Непоту; по его инициативе была написана икона преподобных Сергия и Варвары). В 1998 г. в О. м. проживали 4 монахини и неск. трудниц. С 2002 г. сестричество возглавляет мон. Иоанна (Егорова), 7 мая 2003 г. утвержденная в должности настоятельницы, с 2006 г. игумения. Восстановительные работы велись фактически под началом настоятеля Александро-Свирского мон-ря архим. Лукиана (Куценко ; ныне епископ Благовещенский и Тындинский). Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (2005) и часовня с купальней (2003–2005). Фото: town812.ru Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (2005) и часовня с купальней (2003–2005). Фото: town812.ru До окончания ремонта Введенского собора богослужения совершались как в нем, так и в сев.-вост. корпусе. С 1993 г. на 2-м этаже корпуса временно действовала домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение». До 2001 г. были отремонтированы фасады Введенского храма, устроен 2-ярусный иконостас (иконы написаны в мастерской Тервенического в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря ). Во Введенском соборе находятся мощевик с частицами мощей святых Сергия Радонежского, Макария, митр. Киевского, Даниила Переяславского, Нила Столобенского, Луки (Войно-Ясенецкого) и Ионы (Атаманского), перенесенный из Александрова Свирского мон-ря, а также чтимая икона Введения во храм Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Икона Пресвятой Троицы XV века - одна из величайших православных святынь, подаренная Свято-Троицкому Измайловскому собору Владимиром Путиным в год трехсотлетия Петербурга, обрела достойное обрамление - 13 сентября архиепископ Тихвинский Константин освятил новый киот и икона была торжественно представлена верующим. Судьба этого образа поистине драматична. В 30х годах ХХ века «Мосторг» продал его с аукциона, и он попал в руки известного американского коллекционера Д. Р. Ханна. В течение многих лет икона оставалась в центре внимания искусствоведов и широкой публики, демонстрировалась на многих выставках в Америке и Европе. Иконе посвящались специальные работы, ее описание содержится во многих монографиях и справочниках. Икона относится к новгородской иконописной традиции и, по мнению экспертов, представляет собой наиболее выразительный образец богоискательской мысли, особенно активной на перифериях Новгорода и Пскова в XIV-XV веках. Предположительно, это произведение возникло в монастырской среде, в недрах которой сохранялись духовная инициатива и созерцательность, неосуществимые в городской жизни. Каждый элемент иконы не только не случаен, но и глубоко символичен. Икона содержит целостную и оптимистическую концепцию мира, к которой каждый из нас также может быть причастен. Сегодня образ Пресвятой Троицы - одна из самых древних икон, находящихся в петербургских храмах. По свидетельствам клириков и прихожан собора, за время нахождения в нем иконы Пресвятой Троицы многие молящиеся перед образом получили исцеление. Средства на создание почти пятиметрового киота, органично вписавшегося в стасовский интерьер, пожертвовала компания «Кнауф Гипс Колпино». Освящение нового киота совпало с тезоименитством и юбилеем настоятеля Свято-Троицкого Измайловского собора - протоиерея Геннадия Бартова. В этот день ему исполнилось 55 лет. Редакция «ВЖ» присоединяется ко всем поздравлениям, прозвучавшим в адрес отца Геннадия, мы желаем ему помощи Божией во всех начинаниях и крепкого здоровья. Многая лета! Денис ПОЛЕЖАЕНКО

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Разделы портала «Азбука веры» Константина Пархоменко Собор в 2008-2009 годах. Возрождение. Фотоочерк В этом небольшом фотоочерке мы расскажем о жизни Свято-Троицкого Измайловского собора в Петербурге за последний год. Слава Богу, богослужение совершается каждый день, каждый день в храме появляются новые прихожане. Неумолимо и методично совершается восстановление этой прекрасной петербургской святыни, ставшей визитной карточкой Адмиралтейского района города.   Эта фотография, возвращающая нас в милое прошлое, сделана в кафе «Уютный дворик», находящемся неподалеку от собора…   Так выглядел собор весной 2008 года. Все лето шли работы по восстановлению главного купола.   Эта фотография сделана в августе. Купол практически восстановлен.   Вот что увидели бы мы, зайдя под прохладные своды собора в жаркий летний день 2008 года. Центральный алтарь закрыт пленкой, затянут пленкой и придел св. Марии Магдалины.   Но собор, несмотря на реставрационные работы, открыт (богослужения совершаются в приделе св. муч. Иоанна Воина).   Зайдем на минуту в главный алтарь.   Уже привезены колоссальные Царские врата для главного алтаря.   Особенно трудно восстанавливать колонны. Эта работа требует колоссального труда. Колонны собора украшены лепкой, но за советское время ввиду варварского отношения к собору эта лепка была повреждена. И вот сейчас вручную создаются утраченные элементы и детали лепки.   Весь главный алтарь уставлен строительными лесами.   На этой фотографии видно наполнение алтаря строительными лесами.   А вот вход в придел св. муч. Иоанна Воина.   Этот придел – размерами с храм средней величины…   Господу помолимся…   Май 2008 года. Освящение крестов, водруженных над малыми куполами. Мы на шестидесятиметровой высоте, над городом.   А это октябрь 2008-го. Освящение креста, который будет вознесен над большим куполом.   Десятиметровый крест окропляет св. водой Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.   Подробней о церемонии освящения можно узнать из фотоальбома ОСВЯЩЕНИЕ КРЕСТА

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-200...

Измайловский полк, военное духовенство, Николай Первый и Стасов, победа русского оружия, честь офицерства, «Измайловский досуг», плиты, «помнящие» Пушкина, Филарета (Дроздова), Достоевского, русских императоров… Сейчас в соборе находится удивительная и самая древняя икона «Святой Троицы» в Петербурге — 1406 года (только вдумайтесь: 15-й век… Век свержения татаро-монгольского ига, век борьбы за свободу, век объединения земель русских в единое государство. Век Андрея Рублева и Феофана Грека, век Афанасия Никитина… Век, когда Россия приняла на себя историческую и христианскую миссию из рук гибнущей Византийской империи…). Она была украдена у людей большевиками и продана за рубеж, в частную коллекцию. На Западе ей посвящено огромное количество статей и исследований. Она включена во все мировые каталоги иконописи (Говорят, ею восхищался Сальвадор Дали). В начале 2000 года икона была выкуплена на аукционе «Кристис» русскими бизнесменами и затем подарена Президентом РФ — Свято-Троицкому собору лейб-гвардии Измайловского полка…. Теперь люди снова могут увидеть ее. (Удивимтельная икона с удивительной «судьбой) В соборе находятся древние и почитаемые иконы — целителя Пантелеимона, Матроны Московской, Петра и Февронии Муромских, по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Владимира были привезены из Иерусалима частицы мощей трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Привезена с Афона икона Георгия Победоносца с частицей мощей святого. Келейная икона одного из самых почитаемых в России старцев — архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина) с изображением Николая Чудотворца и частицей мощей святителя (на фото)… …Уникальная икона Ксении Петербургской, написанная с прижизненного портрета (хранящегося ныне в запасниках Эрмитажа), и многое, многое другое, собранное с любовью, почтением, а главное — ради людей, сюда приходящих. 2 марта 2003 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил возрождение при Свято-Троицком Измайловском соборе приюта на Лермонтовском проспекте для безнадзорных детей дошкольного возраста.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

— Нет, — после короткого раздумья отверг Гурин. — Найдем. Моя интуиция меня еще не подводила. Я деньги шестым чувством осязаю. Ты, главное, ищи со всем усердием… — Но… — Чтоб тебе спокойней было, скажу: деньги, которые тебе доплачивать буду, — отдашь, если только найдем тайник. За год все определится. Эту потерю я как-нибудь переживу, а ты в любом случае в выигрыше. По-моему — золотое предложение. Я сам от себя в шоке, но… Таков уж я… Или у тебя какие-то лучшие планы на ближайшее будущее? — Нет, — вздохнул Онисин. — Перспективы у меня весьма плачевные… Честно говоря, я уже на грани… — Ну вот, а тут я, весь такой в белом… Ну что, по рукам? …Склонив голову, настоятель слушал рассказ Онисина. Сергей говорил сбивчиво: уж больно строг был вид седовласого настоятеля храма, но это было даже на пользу — создавалось впечатление, что волнуется человек оттого, что останется без куска хлеба и крова над головой. — Что ж, — после небольшой паузы сказал настоятель. — Давайте попробуем. Когда сможете приступить к работе? — Да хоть сейчас, — сказал Онисин. — Я полностью располагаю своим временем. — Хорошо. Документы принесите завтра, я их посмотрю, а пока что… Отец Григорий! По храму к ним шествовал священник. Именно «шествовал». Важно, неторопливо, можно даже сказать — обстоятельно. Роста и комплекции он был средней, но из-за солидности, с которой он ступал по плитам храма, казалось, что по собору плывет нечто фундаментальное, как флагманский корабль эскадры. Вот только глаза его не вязались со столь «презентабельным» обликом — умные, веселые, любопытные (и, если б не почтение к сану, можно было бы добавить — шкодливые). — Слушаю, отец настоятель. — Познакомьте молодого человека с Иваном, — распорядился отец Варфоломей. — Он будет работать у нас смотрителем. Настоятель ушел, а священник склонил голову набок, рассматривая Онисина, то ли прицениваясь, то ли прицеливаясь. — Угу, — наконец вымолвил он. — Значит, новый гвардеец… — Почему «гвардеец»? — не понял Сергей. — Ну как же? Собор лейб-гвардии Измайловского полка, вы, вне всяких сомнений, — бывший военный, значит, все сходится. Собор набирает гвардию. Это хорошо. Что ж, идите за мной.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010