Летом 1929 г. нелегально прибыли из заграницы в Ленинград два бывших офицера и вывезли из СССР графиню З. Отец Михаил, бывший ее духовником, служил напутственный молебен. По прибытии в одну из западных столиц графиня всем рассказала детали своего бегства, что советская агентура передала в ОГПУ. В августе 1930 г. был арестован о. Михаил, всего было схвачено около сорока лиц из знакомых графини. После единственного допроса о. Михаил говорил сокамернику в тюрьме на Шпалерной, что следователь его предупредил, что его, бывшего «смертника», теперь безусловно ждет расстрел. Страдалец за веру православную спокойно говорил: «Мне шестьдесят три года; прожита жизнь не всегда легкая. Дети уже выросли и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни… Вы еще молоды, а меня Господь к Себе призывает таким благословенным путем». Через несколько недель о. Михаил и еще пять человек были расстреляны по этому делу. Сегодня он молится за нас и землю Русскую перед Престолом Господним. По статье В.В. Антонова (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, вып.10, ч.1, 1992) Воспоминания 1918-1922 годов Первый обыск Январь 1918 года. Царят уже большевики и повсюду нагоняют страх и трепет. Из боязни вооруженных сопротивлений в самом городе, они ищут везде и у всех всякого рода оружие. Я никоим образом не думал, что оружие или сохранение его они предположат и у нас – православных священников. Но у страха глаза велики. Подвергся обыску и я. Был зимний вечер, – так часов восемь-девять. У меня собрался причт Троицкого Измайловского собора: обсуждали подробности нашего участия в устраивавшемся тогда, а потом и состоявшемся весьма грандиозном всегородском многочисленнейшем крестном ходе из всех церквей к Александро-Невской Лавре, а от нее – к Казанскому собору. Настроение у нас у всех было довольно-таки приподнятое, бодрое и даже, пожалуй, дерзновенное. В связи с этим крестным ходом по городу ходили самые разнообразные слухи. Говорили, что большевики его не допустят, т.е. как-либо предотвратят: тогда так еще было свободно, что ни о испрашивании разрешения у начальства на него, ни о запрещении его большевиками не могло быть и речи. Если же мы пойдем, то в нас будут стрелять из холостых орудий, чтобы возбудить панику и вызвать народное возмущение, чтобы потом как следует расправиться со всем духовенством и церковниками как бунтарями. Уверяли, что нашим крестным ходом замышляют воспользоваться политические враги большевиков и стрельбой и всякого рода провокацией направить религиозное шествие на возбуждение против большевиков. И другое многое передавалось, и все, как обычно полагается, «из самых верных источников». Мы – церковные люди – бодрились, но все-таки побаивались возможных тяжелых эксцессов. Поэтому, например, и я приготовился к участию в этом ходе исповедию…

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-s...

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов; губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко; председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров; вице-губернатор Санкт-Петербурга В.В. Кириллов; депутат Государственной Думы ФС РФ И.Б. Дивинский. Среди молившихся в храме были воины Семеновского и Преображенского полков, Краснознаменного ракетного полка 2-й дивизии противовоздушной обороны 6-й армии ВВС и ПВО, курсанты Военно-морского политехнического института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Богослужебные песнопения исполнили хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Ю.А. Герасимова и хор Свято-Троицкого Измайловского собора под управлением И.А. Ручкина. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас». Проповедь перед причастием произнес протоиерей Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора. По завершении Божественной литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ Спасителя. Иеромонах Алексий (Корсак), настоятеля Афонского подворья в Санкт-Петербурге, сообщил о передаче новоосвященному собору двух икон XIX века афонского письма — Иверской иконы Божией Матери и иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар Измайловскому собору Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону Ангела Хранителя. Затем Святейший Владыка вручил высокие церковные награды. Во внимание к трудам по восстановлению собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка Санкт-Петербурга настоятель собора протоиерей Геннадий Бартов был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Во внимание к помощи в восстановлении собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка Санкт-Петербурга генеральный директор предприятия «УК ГСР Энерго» В.Ю. Котов и председатель совета директоров предприятия «УК ГСР Энерго» С.В. Липский были удостоены ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/5194657.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Константина Пархоменко Собор залечивает раны К двухлетней годовщине пожара Свято-Троицкого Измайловского собора В историческую летопись драматических событий Санкт-Петербурга навечно вписан страшный бунт огненной стихии, в один момент охватившей уникальный голубой купол Свято-Троицкого Измайловского собора теплым августовским вечером 2006 года. Пожар тушили не один час из-за того, что возгорание произошло в окружавших купол строительных лесах на большой высоте, которая сильно затруднила борьбу с огнем. Каменный свод собора был раскален докрасна, и поистине чудо, что он не обрушился. Самоотверженный подвиг пожарных, духовенства и прихожан помог сохранить иконы, церковную утварь и другие ценные предметы. Однозначного аргументированного мнения о причине возгорания до сих пор нет. «Бог наш есть огнь поядающий», – говорит апостол Павел. Пламя словно сорвало вместе с куполом все иллюзии о возможности пребывания только во внешности церковного благополучия. И уже наутро на ступенях дымящегося храма, как в первохристианские времена, но в малом объеме повторилось чудо Пятидесятницы – огонь духовности вышел наружу в физический мир, став явно виден в Божественной литургии, истово совершаемой на мокрой паперти, вне закопченных церковных стен измученными бессонной ночью служителями… Сегодня, подходя к собору, издали видишь, что восстановление идет полным ходом. Уже ко Дню города 27 мая засинели три обновленные малые купола. Барабан главного купола одет лесами. На высоту постепенно, по частям, поднимаются элементы будущего каркаса из клееного бруса, которые затем ошьют шпунтованной доской. По сложности восстановительные работы в Троицком соборе не с чем даже сравнить, поскольку в России нет опыта восстановления таких огромных сферических перекрытий. На полное восстановление только лишь главного купола из бюджета выделяется около 140 миллионов рублей. Подходя ближе, видим, как реставраторы возвращают куполам первозданный облик. На всех предыдущих деревянных храмах Измайловского полка купола

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-zalec...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. На будущей неделе в Петербурге начнутся крупномасштабные работы по воссозданию центрального купола Троицко-Измайловского собора. Генеральным подрядчиком работ является реставрационная компания " Акме-дек " . Работы ведутся совместно с НИИ клееных деревянных конструкций имени Кучеренко (Москва) и под наблюдением Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Купол планируется собрать из широкопролетных арок из клееной армированной древесины (сосны). Все детали уже изготовлены в Нижнем Новгороде, на Деревообрабатывающем комбинате 78. Как сообщает пресс-служба компании, 14 ноября специальная экспертная комиссия во главе с гендиректором ЗАО «Акме-дек», Андреем Михаленко, осмотрела арки, подтвердила их качество и разрешила отправить их в Петербург. Сегодня, 17 ноября из Нижнего Новгорода в Петербург вышла автоколонна из трех фур, которая, преодолев расстояние в 1100 км, ориентировочно во вторник - в зависимости от погодных и дорожных условий, доставит к месту сборки первую партию арок - 32 штуки. На въезде в город фуры будут встречены машинами сопровождения, которые в ночное время проведут их к собору. После разгрузки мастера приступят к монтажу элементов каркаса купола на земле, а позже они будут подняты на " барабан " купола с помощью башенного крана. По данным Союза реставраторов, это случится не раньше декабря. После установки купол будет покрыт медью и начнется восстановление исторических золотых шестиугольных звезд. Напомним, что трагический пожар в соборе во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка произошел 25 августа 2007 года. Собор был возведен в 1835 году по проекту архитектора Василия Стасова. Его деревянный купол считался вторым по величине в Европе. Огонь, разгоревшийся на строительных лесах, полностью уничтожил конструкцию. Причины возгорания следствием до сих пор не названы. «Вода живая», 17.11.2007.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-17/1...

  Клир Троицкого Измайловского собора 31 декабря 2008 года.   Мы вступаем в Новый, 2009-й, год.   Морозное утро перед Рождеством.   Накануне Рождества Христова была открыта отреставрированная сень над главным алтарем собора.   Великолепная сень украшена искусным позолоченным орнаментом.   Снизу кажется, что все это небольшой величины, на самом деле все – подстать собору, титаническое и роскошное.   Несмотря на размеры, все сделано с ювелирным изяществом и качеством.   Позолотчики работают с раннего утра до позднего вечера, потому что объем работ очень большой.   Великий пост 2009 года прошел в молитвах и трудах. Каждую неделю совершалось Таинство Соборования.   Еженедельно соборовалось больше ста человек.   Проверить свои знания о Таинстве Соборования можно в тесте Тест – Таинство Елеосвящения   А это будничная служба Великого поста. Священник читает Евангелие, но большинство прихожан стоит в очереди на исповедь.   Тайная молитва в алтаре…   Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице. Так называется суббота 5-й седмицы Великого поста.   В пятницу вечером перед этим торжественным днем совершается торжественное пение Первоакафиста перед иконой Божией Матери.   «Радуйся, Невесто Неневестная!» – поют священнослужители и все верующие.   Икона, которая перед вами, является одной из святынь Троицкого Измайловского собора г. Санкт-Петербурга. Казалось бы, икона ничем не примечательная с точки зрения художественного искусства. Просто иллюстрация, наклеенная на дощечку. Но именно через эту икону Господь подал великие милости и знаки Своей любви нам грешным. Но расскажу по порядку… В конце 1990-х годов, когда возвращенный Церкви собор постепенно приходил в себя после разрухи и запустения, сотрудницы собора решили приобрести икону Божией Матери «Скоропослушница». Они купили ее в магазинчике Софрино, вставили в пустой старинный киот и повесили на стену. А чтобы украсить эту икону, женщины купили золотой крестик и подвесили его к лику Богоматери. Через некоторое время этот крестик был украден неизвестным (киот легко открывался). О пропаже никто не знал, как вдруг случилось следующее происшествие. В храм пришла женщина и спросила: «Что произошло с иконой “Скоропослушница?”»

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-200...

Разделы портала «Азбука веры» Константина Пархоменко Собор в честь Святой Живоначальной Троицы: История Классическая фотография собора с открытки 1980-х годов. В это время в соборе еще находился склад. Каждый петербуржец знает величественный белоснежный собор с синими куполами, что находится сразу за Фонтанкой, на Измайловском проспекте. В годы большевистского режима оскверненный: ободранный, затопленный, сегодня возрождающийся, украшаемый, этот Собор поистине является символом государства нашего Российского. …Солнечным теплым днем 13 мая 1828 года звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге должно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви. Троицкий собор лейб-гвардии Измайловского полка. Картина кисти А.Н. Раковича. 1835. Так выглядел собор в год открытия. Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, – лейб-гвардии Измайловского полка. История полка и полковой церкви Сам полк был сформирован Высочайшим указом Императрицы Анны Иоанновны 22 сентября 1730 года и был третьим после Преображенского и Семеновского полков. Наречен полк был по месту жительства Императрицы – селу Измайловскому, недалеко от Москвы. По штату в то время полк состоял из 2381 человека, через год был увеличен. 17 февраля 1731 года полк был приведен под присягу, получил знамена и был благословлен на службу Богу, царю и Отечеству. Одною из первых забот нового полка была постройка церкви. Так как полк постоянных квартир не имел, было решено построить церковь малую, походную. Сооружение церкви-палатки было поручено поручику Савелову, причем указано было ему не мешкать, а поторапливаться: «Извольте приложить старание, чтобы строение церкви по возможности скорее окончено было» и «о строении той церкви извольте приложить свое прилежное старание, дабы оная построена была самым добрым мастерством».

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-che...

 11) Протоиерей  Михаил Алексеев Соколов. Первоначальная служба его была при Исаакиевском соборе в звании диакона. 8 сентября 1786 года в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Невском проспекте, митрополитом Гавриилом произведен в священники в Воскресенский Новодевичий монастырь. 1788 года переведен к церкви Рождества Христова, что на Песках, и того же года переведен к Исаакиевскому собору на место умершего протоиерея Кунина, бывшего на священнической вакансии. По увольнении от должности протоиерея Григория Михайлова, из святейшего Синода последовал указ к преосвященному Амвросию от 21 марта 1800 года, на основании 6 пункта которого преосвященный Амвросий дал в консисторию следующее предложение: «Консистории, избрав двух или трех кандидатов, достойных к произведению к Исаакиевскому собору в протопопы, с приложением послужных об них списков, представить на утверждение наше». Консистория докладом своим представила 3 кандидатов – Самсоновского священника Димитрия Терентьева Песоцкого, Благовещенской церкви священника Василия Данкова и Троицкой, что в измайловском лейб-гвардии полку, Прохора Игнатьева Формицына, обучавшегося в Новгородской семинарии и бывшего учителем в Александровской семинарии: но на докладе этом последовала 22 мая 1800 года резолюция: «Из уважения к доброму поведению и попечению к построению Исаакиевского собора священнослужительских домов, священник оного собора Михаил Алексеев сего мая 21 числа нами произведен к тому Исаакиевскому собору в протоиереи. Консистории, взяв сие за сведение, учинить надлежащее исполнение, и дать ему за подписанием вашим протоиерейскую грамоту».  12) Протоиерей  Яков Иванович Воскресенский. По окончании полного курса наук в Александро-Невской академии, рукоположен (в 1799 году) сперва в диакона в церкви Преображения, а потом, вскоре, в священника в Воскресенский Новодевичий монастырь. Здесь он прослужил 16 лет и приобрел себе известность, как хороший законоучитель и добрый пастырь. В то же время, он обучал Закону Божьему и в Екатерининском институте, состоял цензором говоримых в этих заведениях проповедей и был благочинным над законоучителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

И все же он ни о чем не жалел. Собор вселял в него какое-то спокойное умиротворение, и близость смерти уже не страшила. Ах, если б вот так можно было жить и жить… Обретенный Дом… Умные и доброжелательные люди вокруг… А там, за пределами этих стен, — безумный и столь жестокий мир… Штабс-капитан впервые в жизни стал понимать монахов и философов-затворников…. Ему было уютно здесь. Впервые, за много лет… Послышались грузные шаги, и Касаткин невольно заулыбался, даже позабыв про тянущую в боку боль. Это к вечернему чаю спускался отец Сергий-старший. Протодиакон Сергей Васильевич Крестовский был, пожалуй, самой красочной фигурой из служителей собора. Огромного роста и соответствующей силы, с гривой черных волос и лохматой «разбойничьей» бородой, обладатель редкого по звучанию и не менее уникального по «громоподобности» баса, всегда веселый и даже чуть хулиганистый. Ранее он служил при церкви Семеновского полка, но после гибели настоятеля в подвалах «зиновьевской» ЧК и закрытия церкви был принят в Троицкий собор. До революции он был ответственным за благотворительные организации при церкви — ночлежный дом, столовую для малоимущих, два приюта и прочее, уничтоженное большевиками. «Старшим» его называли потому, что вторым диаконом собора был молодой диакон Сергий, не побоявшийся принять сан в годы, для Церкви непростые. До этого он был неплохим коммерсантом в недолгое «нэпмановское» время, но неожиданно для всех продал все имущество и надел рясу. Или, как он посмеивался: «Продал землю, чтобы купить небо». Собранный настоятелем клир вообще был «отборным». Для этого — увы! — были широкие возможности: сотни замечательных священников и дьяконов остались не у дел, изгнанные из закрытых большевиками соборов и церквей. А теперь, под благовидным предлогом «паспортизации», их вообще изгоняли из города. Позже историк А.А. Бовкало, проведя исторические исследования, подсчитает, что на 1 мая 1937 года в ведомстве митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), числилось 1262 священника, из которых 758 человек были расстреляны, судьбу около 300 человек установить не удалось, и все они, за редким исключением, подвергались арестам. В 1937 году в Ленинграде оставались открытыми всего 34 храма (25 — «тихоновских» и 9 — «обновленческих», в которых служило 79 и 43 члена притчта соответственно.) …А вскоре церквей станет вдвое меньше… Получить паспорт, позволяющий остаться в городе, было практически невозможно. Кафедральному собору, как мог, помогал митрополит Алексий, чей предок — Лука Симанский, был когда-то одним из командиров Измайловского полка. И все же большевики подбирались к собору все ближе и ближе…

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

В ноябре 1932 года постановлением Президиума Леноблисполкома Введенский храм и церковь Богоявления (которую вскоре разобрали до основания, а кирпич использовали для колхозных построек, хотя изначально планировали этот храм использовать под школу. Видимо гробницы преподобных Сергия и Варвары - родителей Александра Свирского, смущали новую власть, т.к. могли оставаться местом паломничества и поклонения верующих в последующие годы. Чтобы не осталось и следов места погребения святых, храм разобрали даже на метр вглубь земли), были закрыты. Во Введенской церкви устроили клуб обосновавшегося на территории монастыря в 1929 году колхоза " Ильич " . Купола и кресты с храма были сняты сразу же после её закрытия. Церковь была разграблена и осквернена. Во всю длину храма сделали пристройку - кинозал над разорённым кладбищем. В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Главным событием в новом периоде жизни восстанавливающегося монастыря стала канонизация в 2000 году преподобных Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского. После того как память святых была почтена, их помощь и покровительство обители становится всё более явной. Был объявлен сбор для реставрации Свято-Введенского монастырского храма. И уже в 2003-2004 годах эта церковь была полностью отремонтирована, а с помощью братии Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря устроен двухъярусный иконостас, иконы для которого были написаны в иконописной мастерской Покрово-Тервенического женского монастыря. В храме с благоговением хранится ковчег с частицами мощей шести святых: прп. Сергия Радонежского, прп. Нила Столобенского, прп. Даниила Переяславского, свмч. Макария Киевского, свт. Луки Симферопольского, прав. Ионы Одесского. Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. " Памятники архитектуры Ленинградской области " . - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 и сайта www.Oyatsky.ru/Монастырь Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с полукруглым выступом алтаря и с колокольнею с западной стороны, теплая, каменная, одноэтажная, о 5 главах, крытая железом, а кресты на главах церкви и на шпице колокольни обиты жестью. Длина церкви с алтарем и папертью 14 саж., ширина 4 саж. 1 арш., вышина церкви с крышею 9 саж. 1 арш., вышина колокольни до креста 15 саж.

http://sobory.ru/article/?object=05250

Конечно, еще очень много нужно потрудиться. Ждут своего часа своды собора, интерьер, внутренняя часть купола. Каменные плиты пола несут на себе следы пребывания здесь различных организаций, которые лишь нещадно эксплуатировали здание. Приходскому совету приходится решать множество проблем, прежде всего – привлекать добрых людей, которые помогут финансами. Не первый год с нами по линии КГИОПа сотрудничают специалисты организации «Стройтехуслуги»; они уже научились и аккуратно работать, и учитывать внутреннюю жизнь собора. Богослужебная жизнь течет по своему распорядку, люди, приходя сюда помолиться, не должны слышать звуки молотков или дрели. – Отец Геннадий, читатели нас не поймут, если мы не спросим вас об этом ужасном несчастье – пожаре 25 августа 2006 года... – А зачем о нем говорить? Оно уже прошло. Город очень помог. Многие организации откликнулись на беду, постигшую многострадальный собор, и в течение двух лет были устранены язвы, нанесенные огненной стихией. Собор возродился из пепла. Как Феникс. И сегодня украшает город, и люди радуются возрожденному зданию. – Чему учит нас всех это горестное событие? – Опять-таки дисциплине. Дисциплине производства – это относится в первую очередь к строителям. К реставраторам. И Союз реставраторов откликнулся, и КГИОП, и правительство города. Был создан штаб по ликвидации последствий возгорания на строительных лесах собора. Все приложили максимум усилий, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать последствия. Теперь надо сделать собор и внутри таким же, каков он снаружи. – В прежнее время собор был значим как полковой храм. А сейчас есть ли у него особая роль? – Традиция возрождается. Естественно, к собору лейб-гвардии Измайловского полка больше внимания проявляется со стороны военных, курсантов. Близлежащие подразделения отмечают свои праздники у нас. Напомню также, что в 2005 году мы восстановили перед собором Триумфальную колонну Воинской Славы, уничтоженную в 1929-м – якобы не представляла исторической и художественной ценности да мешала трамвайному движению. А на самом деле – в угоду тогдашним отношениям с Турцией. С момента ее воссоздания дни рождения Адмиралтейского района начинают праздноваться отсюда.

http://pravoslavie.ru/38317.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010