Никольский храм (Новый Милет) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский храм (Новый Милет) Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, построена в 1902-1904 гг. на средства купца С.И. Орлова. Одноглавая постройка с трапезной и колокольней. Закрыта в 1940 г., венчания сломаны, занята производством. Открыта в 1993 г., отреставрирована. Содержание История [ править править код ] Храм святителя Николая в старинном селе Милет построен в 1904 г. на средства промышленника и купца С.И. Орлова. Земельный участок пожертвовала княгиня Ухтомская в память о своем муже. Храм отличался прекрасной акустикой и богатым внутренним убранством. Архитектура и наружное убранство храма восходят к образцам XVII в. В храме – бетонный мозаичный пол. Рядом с церковью располагались дом священника, сторожка и обширное кладбище с княжеской усыпальницей. В начале XX в. клириками храма были священник Иоанн Державин, причисленный к Собору новомучеников и исповедников Российских, и пономарь Сергий Протопопов, позже рукоположенный в священный сан и служивший в церкви Преображения Господня в Саввино. Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. В 1894 году он окончил Коломенское Духовное училище, а в 1901 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковно-приходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда, а с 1902 по 1904 год был учителем и законоучителем в Горшковской церковно-приходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей. 7 августа 1904 года викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда. С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. За благоговейное исполнение священнических обязанностей и за усердное проповедание слова Божия отец Иоанн в 1911 году был награжден набедренником. В рапорте благочинного отмечалось, что отец Иоанн Державин, «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан».

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Подпишитесь на наш Телеграм Жившие в миру, но бывшие “не от мира сего”, простые и в то же время такие сложные… 14 «ангелов» Оптиной пустыни мы будем вспоминать в Церкви 24 октября, в празднование Собора преподобных старцев Оптинских. Что такое Оптина для меня? Первая настоящая паломническая поездка в составе молодежной общины. Первое большое потрясение — когда инок открыл для нас главу святых мощей, и мы смогли к ней (без стекла, накрытой только покровом!) приложиться. Самая важная и любимая молитва последних Оптинских старцев ,  без которой не обходится ни один день, когда на правило, даже короткое, нет времени и сил. Накануне праздника я решила поискать что-нибудь новое о любимых святых и нашла на портале “Предание” много интересного. Оптинские старцы – явление в Церкви уникальное. Жившие близко к нам по времени, не в пустынях, а среди мира, они, помимо основного монашеского делания, помогали своим сильным словом тысячам простых людей. Замечателен небольшой исторический обзор на основе личных воспоминаний « Древнехристианские и Оптинские старцы » митрополита Трифона (Туркестанова), который сам был их послушником. «Смиренная келья, убогий одр, и на нем полурасслабленный с виду старец привлекал к себе Православную Русь… И знатные и убогие, и ученые и простецы, и духовные, и мирские, мужчины, женщины и дети – все стекались сюда… И как часто случалось, что человек, раз приехавший, и может быть из простого любопытства, под обаянием святой души оставался здесь навсегда, бросивши вся “красная мира” и посвятив себя служению Богу», – пишет будущий митрополит Трифон о своем духовном отце, преподобном Амвросии. Оптина и старчество – понятия для русского человека неразделимые. Любителям углубиться в историю должен прийтись по душе солидный труд богослова русского зарубежья Ивана Михайловича Концевича “Оптина пустынь и ее время “. Написанная старинным языком с ятями, она рассказывает о том, что «старчество есть пророческое . Автор, пристально рассматривая историю монастыря и его старцев», делает вывод: «Мы обязаны монахамъ нашей ucmopieй, слдственно просвщешемъ» — в этой книге на портале очень много опечаток.

http://blog.predanie.ru/article/gde-pros...

Русская Православная Церковь ХХ век 14 июля 1921 год — Православные архиереи Украины подписали Обращение Собора епископов Украины к верующим украинцам с призывом не признавать решений «Украинского церковного собора Киевщины» (22—26 мая). 1923 год — Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в храме во имя святых Космы и Дамиана на Полянке. 1934 год — Был арестован митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), а 2 декабря осужден Особым совещанием при НКВД СССР на три года ссылки в Казахстан. 1934 год — Скончался митрополит Трифон (Туркестанов). Предсмертная молитва владыки Трифона: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Пречистыя Твоея Матери, святых Ангелов Хранителей наших и всех святых приими мою усердную молитву за всех моих чад духовных, живых и мертвых. Приими молитву за всех благотворящих мне, милующих и даруй всем милость Твою великую: живых соблюди в мире и благосостоянии, усопшим даруй вечный покой и бесконечные радости. Господи, Боже мой, видишь Ты искренность молитвы моей, яко ничимже могу возблагодарить их, токмо сей усердной моей молитвой. Приими же сия словеса моя, яко дело благотворения, и помилуй всех нас». 1955 год — Последовал указ Президиума Верховного Совета СССР об условно досрочном освобождении отсидевших две трети срока и престарелых заключенных. В соответствии с указом многие священники стали писать прошения Святейшему Патриарху о ходатайстве перед властями с просьбой учесть почтенный возраст. К маю 1955 г. предстоятель Русской Церкви сумел выхлопотать освобождение епископа Вениамина (Новицкого) и быстро назначил его на кафедру в Саратов. В ноябре — декабре того же года получили свободу епископ Мануил (Лемешевский) и митрополит Нестор (Анисимов). Среди освобожденных из лагерей были епископы Афанасий (Сахаров), Николай (Муравьев-Уральский) и многие другие архиереи и священники. Выживших в лагерях и тюрьмах священнослужителей стали выпускать на свободу вначале по амнистии, а затем и по реабилитации. В 1956 г. 293 освобожденных из лагерей священнослужителя вновь стали служить в храмах.

http://pravoslavie.ru/5512.html

Фото: radiovera.ru      Тот, кто читает Библию, рано или поздно доходит и до этой странной и даже загадочной ее книги. Несоответствие ее малого объема и громадного внутреннего значения очевидно. Вспоминаю, как это однажды в давние годы случилась эта встреча у меня. Но сначала надо вспомнить обстоятельства жизни и атмосферу той ушедшей эпохи… …В 1979 году Издательство Московской Патриархии выпустило очередной (третий или четвертый с 1956 года) тираж Книги Книг, Библии. Продавалась она из-под полы в храмах, поступила в некоторые центральные библиотеки, но, естественно, на открытых прилавках даже в храмах ее не было и не могло быть. Да в те годы в храмах и вообще не было никаких книжных прилавков, поскольку в обиходе просто не существовало православных книг. Молитвы или акафисты в то время целиком переписывались нами от руки, перепечатывались на машинке. (Вспоминаю, например, что много лет читал по собственной машинописи чудесный акафист «Слава Богу за все» владыки Трифона (Туркестанова), который зарубежниками долгое время приписывался обновленцу Григорию Петрову.) Счастливы были те из неофитов (а в те годы почти все мы были неофитами), кому по наследству от предков, бабушек и дедушек, достались хоть какие-то церковные книги или иконы. Сегодняшним людям, выбирающим одно приглянувшееся издание из десятка идентичных, представить такое просто невозможно. Правда, примерно в эти же годы был выпущен чуть ли не репринтом знаменитый и вожделенный каждым верующим патриархийный «черный молитвослов» с утренним и вечерним правилами, с правилом и молитвами ко святому причащению, с несколькими главными акафистами. Но и молитвослова этого, впрочем, тоже не было в открытом доступе. Он, сам будучи репринтом, размножался подпольно в виде ксерокопий. Потому-то и ценилось любое церковное издание на вес золота, если не дороже. Мы учились тогда на втором или третьем курсе Литературного института, который, как известно, и сейчас располагается на Тверском бульваре, в Доме Герцена. Храм, который мы довольно часто посещали с приятелем и однокурсником, находился неподалеку и был храмом председателя Издательского отдела митрополита Питирима (Нечаева), – Воскресение Словущее на Успенском Вражке (улица Неждановой). Думаю, наши лица там достаточно примелькались, и нас считали не чужими (да мы и сами себя чужими в этих церковных стенах давно не считали!), поэтому, когда вновь напечатанная Библия поступила в храм и легла в секретный шкафчик «для своих», работница свечного ящика, тоже по строжайшему секрету, сообщила нам об этом историческом (безо всякой иронии!) факте. Боюсь сейчас точно называть цену, во всяком случае, она была никак не меньше 120 советских полнокровных рублей (три стипендии студента или одна зарплата среднего служащего).

http://pravoslavie.ru/144433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР Прмч. Никанор (Морозкин) Бутырская тюрьма, Москва. Фотография. 1932 г. Прмч. Никанор (Морозкин) Бутырская тюрьма, Москва. Фотография. 1932 г. (Морозкин Никифор Михайлович; 13.03.1870, с. Выжелес Спасского у. Рязанской губ.- 1.07. 1938, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 18 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из крестьянской семьи. Через неск. лет после его рождения родители переехали в с. Студенок Изюмского у. Харьковской губ., где отец стал работать бондарем. В 1888 г. Никифор Морозкин переехал в Оренбург, где сначала пел в храме на клиросе, а затем стал исполнять обязанности псаломщика. В 1899 г. он поступил в число братии Перервинского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне в черте Москвы). 25 нояб. 1903 г. он принял монашеский постриг с именем Никанор, 24 янв. 1904 г. рукоположен во диакона. 5 окт. 1909 г. Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов ; впосл. митрополит) рукоположил Н. во иерея в храме Христа Спасителя в Москве. 27 февр. 1917 г. Н. назначен духовником братии Перервинского мон-ря. 24 авг. 1920 г. совет общины при Иверской часовне , приписанной к Перервинскому мон-рю, просил патриарха Московского и всея России свт. Тихона назначить Н. заведующим часовней как «достойного во всех отношениях и для занятия этой важной должности»; их прошение было удовлетворено. В 1922 г. Иверская часовня была ограблена: воры проникли внутрь через крышу и похитили украшения с икон и нек-рые др. ценности. Члены церковного совета и Н. были арестованы по обвинению в халатности. Н. находился во время следствия в тюрьме, был оправдан судом и освобожден после 11 месяцев заключения. Вернулся в Перервинский мон-рь и был назначен его настоятелем. В 1923 г. он был возведен в сан игумена, а затем архимандрита, в том же году стал членом Московского епархиального собрания. Был настоятелем Перервинского мон-ря до 1928 г. К тому времени в обители оставалось всего 3 насельника, включая самого Н.

http://pravenc.ru/text/2565296.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Преподобноисп. Никон (Беляев), иером. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (Беляев Николай Митрофанович; 26.09.1888, Москва - 8.07.1931, дер. Козлово Пинежского р-на Северного края (ныне Валдокурье Пинежского р-на Архангельской обл.), преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из купеческой семьи. Гимназистом получил совет от свящ. Симеона Ляпидевского, настоятеля храма «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, по праздникам непременно ходить в церковь: «Это наш долг пред Богом». Стал посещать храм и в будние дни, вместе с братом Иваном начал петь и читать на клиросе, прислуживать в алтаре. В 1905 г. за участие в демонстрации весь класс, в котором учились Николай Беляев и его брат Сергей, был исключен из гимназии. Это подтолкнуло Николая к осмыслению жизненного пути. Вместе с др. братом Иваном он более тяготел к духовной жизни. Чтобы молиться более сосредоточенно, не отвлекаясь на чтение и пение, они стали посещать храм Василия Блаженного, Казанский собор, Благовещенский собор, ц. вмц. Варвары на Варварке, Чудов мон-рь в Кремле. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. В 1906 г. Николай Беляев поступил на физико-математический факультет Московского ун-та. Через полгода Николай практически перестал посещать учебные занятия, посвящая вместе с братом Иваном все время посещению богослужений в московских храмах. После одной исповеди в Чудовом мон-ре они практически отказались от мирской жизни, как отметил впосл. Николай в дневнике, «в Чудовом мон-ре совершилось чудо милосердия Божия над нами…». Братья вытянули по жребию название мон-ря, куда намеревались поступить, это была Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Получили благословение от Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова ; впосл. митрополит), наместника московского Богоявленского мон-ря. 24 февр. 1907 г. прибыли в Оптину пуст. Настоятель архим. Ксенофонт (Клюкин) благословил братьев немного пожить в мон-ре, но Николаю, как бывшему участнику революционного движения, в приеме послушником отказал. Братья работали трудниками при скотном дворе. Николай стал близок к прп. Варсонофию (Плиханкову) , к-рый говорил юноше, что их «сердца настроены на один лад…» (Житие. 1996. С. 53). Пробыв в обители Великий пост, братья вернулись в Москву, где прожили 8 месяцев.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Улыбайтесь Богу и людям! Когда человек просыпается, что он должен сделать, по-вашему, первым делом? Правильно, помолиться. А еще что? От чего жизнь сразу расцветает и наполняется светом? Мы должны день начать с улыбки, обращенной к Господу Богу. 21 мая, 2010 Когда человек просыпается, что он должен сделать, по-вашему, первым делом? Правильно, помолиться. А еще что? От чего жизнь сразу расцветает и наполняется светом? Мы должны день начать с улыбки, обращенной к Господу Богу. Православный женский журнал «Славянка» 23, октябрь-ноябрь 2009 г. Отец Геннадий, Вы являетесь настоятелем храма Богоявления Господня, неразлучно связанного с богатейшей историей Москвы. Насколько ощутима для Вас и Ваших прихожан эта связь времен? Да, место веками намоленное: один из первых монастырей в черте Москвы вблизи Кремля. Богоявленский монастырь – древняя обитель в столице, вторая после Свято-Даниловского монастыря. Она была основана в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. За все эти столетия сюда приходило помолиться великое множество духоносных православных людей. Здесь подвизались святитель Алексий, митрополит Московский, митрополит Трифон (Туркестанов), преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) и многие другие подвижники Церкви. Один из первых игуменов монастыря – Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В 1680-1687 годах в монастыре располагалась школа богословов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, преобразованная после в Славяно-греко-латинскую академию. Намоленность места благотворно влияет на состояние духа. Она ощущается сразу, когда входишь в ограду храма. Но много было и печального в истории обители. Монастырь подвергался опустошению во время набега монголо-татарских войск (XIII-XIV вв.) и интервенции польско-литовских (XVII в.). Он пострадал из-за частых пожаров (наиболее сильные произошли в 1687 и 1787 годах) и нашествия наполеоновской армии в 1812 году. После революции 1917 года обитель закрыли. А в 1929 году был закрыт и собор. Новая власть стала использовать святыню под склад, жилье и типографию. Колокольня монастыря с надвратным храмом Спаса Нерукотворного Образа была сломана в 20-х годах прошлого века.

http://pravmir.ru/ulybajtes-bogu-i-lyudy...

Храм Божий – это земное Небо Митрополит Трифон (Туркестанов). Храм Божий – это земное Небо: Сб. писем, молитв, поучений и слов/Сост. Г. Г. Гуличкина. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. – 288 с.: ил. – (Письма о духовной жизни). Предлагаемый читателю сборник содержит письма митрополита Трифона (Туркестанова; 1861—1934) – одного из весьма чтимых иерархов Русской Православной Церкви, замечательного проповедника и духоносного старца-подвижника. Жизненный путь владыки был многотруден и разнообразен: служение священником в пересыльной тюрьме, епископское служение и служение полковым священником на передовой во время Первой мировой войны, поездки в отдаленные храмы и монастыри, проповедническая деятельность, заботы о сиротских приютах, ранние литургии в различных храмах Москвы, духовничество и скитания (начиная с 20-х годов вплоть до кончины) по чужим квартирам. Ниже приводится отрывок из данной книги. Письмо к Леонтьеву К. Н. Дорогой и многоуважаемый Константин Николаевич! Воистину Воскресе Христос! Очень и очень благодарю Вас за Ваше милое письмо — от него мне повеяло нашим оптинским духом, мне вспомнились наши тихие зимние беседы, и опять неудержимо повлекло обратно в Оптину; надеюсь с Божией помощью как-нибудь осуществить это намерение, надеюсь даже захватить кое-кого из нашей академической братии, даже убеждаю о. ректора побывать в Оптиной, хотя на короткое время, и, может быть, мне и удастся склонить его к этому; впрочем, человек предполагает, а Бог располагает. Сегодня для меня знаменательно. Я в первый раз публично проповедовал перед многочисленной публикой и имел большой успех. Я Вам это откровенно, по-дружески говорю. Разумеется, я мог бы не хуже о.о. И., Л. и др. смиренно пролепетать: «Простите, Христа ради, по немощи моей… какие есть немогущие — одобрят» — и т.д. Но Вам я прямо говорю: да, я имел большой успех, многие во время моей проповеди плакали; меня провозгласили талантом и мне это очень, очень приятно. Ура В верхней части письма на втором листе написано:

http://pravoslavie.ru/6032.html

Молодежная организация «Маронцы» провела творческий вечер, просвященный памяти митрополита Трифона (Туркестанова) 5 февраля 2008 г. 15:07 Православная молодежная организация «Маронцы», действующая при храме преподобного Марона Пустынника, провела творческий поэтический вечер, посвященный памяти выдающегося иерарха Русской Церкви — митрополита Трифона (Туркестанова). Вечер памяти, проведенный в рамках мероприятий Совета православных молодежных организаций Москвы, был организован при участии зеленоградского молодежного объединения «Колокол». На вечере присутствовали молодые люди из многих православных молодежных организаций Москвы — «Спас», «Покров», «Сретенье», «Молодая Русь», «Георгиевцы!», «Светоч» и многих других. Устроители вечера представили постановку, рассказывающую о жизни и трудах святителя Трифона (Туркестанова) — выдающегося иерарха, известного проповедника, горячо любимого московской паствой, духовного писателя, автора драмы «Пещное действо», книг о Шамординском и Бородинском монастырях, акафиста «Слава Богу за все!». Митрополит Трифон (1861-1934) начинал свой путь в стенах Оптиной пустыни, был связан со многими известными духовными деятелями начала XX века  — его наставниками были преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Варнава Гефсиманский; духовно близкие отношения у него были с праведным Иоанном Кронштадтским и старцем Зосимой-Захарией, духовником Троице-Сергиевой Лавры . Особенное влияние на жизнь владыки оказал оптинский старец преподобный Варсонофий. В 1897-1901 годах владыка был ректором Вифанской и Московской семинарий. С 1901 года — епископ Дмитровский. В 1910 году управлял Московской епархией . Во время Первой мировой войны находился на фронте, где был контужен, ослеп на один глаз, вследствие чего просился на покой в родную Оптину, но Святейший Синод назначил его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1916-1917 годах он вновь оказался на фронте, на этот раз на румынском. После октябрьского переворота владыка отошел от церковного управления и удалился на покой в Донской монастырь , но продолжал оставаться со своею паствою, служил во всех храмах, куда его приглашали. В 1923 году он был возведен в сан архиепископа, в 1931 году — митрополита. В 1934 году преставился и был похоронен на Немецком (Введенском) кладбище Москвы. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/360294.htm...

Митрополит Трифон (Туркестанов). «Любовь не умирает...»: Из духовного наследия. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. — 656 с: ил. 29 марта 2007 г. 09:09 Книга составлена на основании рукописных и печатных источников, собранных духовными детьми и почитателями святителя. Рукописные источники — это большей частью расшифрованные стенограммы проповедей митрополита Трифона, а также его письма, стихи, составленные им молитвы. Печатные источники — это проповеди, поучения, беседы и другие труды святителя, изданные до 1917 года. В приложении помещены свидетельства современников о митрополите Трифоне — речи, воспоминания, стихи. В имеющихся жизнеописаниях митрополита Трифона все эти материалы в совокупности, перепечатанные на машинке, обозначаются как «Материалы М. Т.». М. Т. — это Мария Тимофеевна Злобина (+1985), которая собрала от духовных детей владыки и в 1950-1960-е годы на свои средства перепечатала проповеди и другие материалы, связанные с жизнью и деятельностью митрополита Трифона. Это был поистине подвиг любви к пастырю Христову, потому что в то время сделать это было, как известно, непросто. В 1970-е годы на основании этих материалов (и некоторых других, таких как военный дневник, записные книжки и др.), а также живых свидетельств людей, знавших митрополита Трифона еще при его жизни, Алексей Михайлович Залесский составил очерк жизни и деятельности святителя, включающий характеристику его устного и письменного наследия, озаглавленный «Материалы для биографии митрополита Трифона, собранные его духовными детьми». Так значительная часть наследия выдающегося архипастыря-проповедника начала XX в. стала известна в церковной среде конца XX века. Аристократ по происхождению, выпускник лучшей в Москве гимназии Поливанова, ученик Оптинского старца Амвросия, близкий знакомый святого праведного Иоанна Кронштадтского, владыка Трифон прославился как Московский Златоуст и «кухаркин архиерей», утешитель неприкаянного церковного народа в пору лютых богоборческих гонений. Он, казалось, заключал в своей душе всю Православную Россию. Недаром П.Д. Корин избрал его в качестве центральной фигуры для своей картины «Русь уходящая». Духовное наследие владыки Трифона проникнуто истинным православным духом, старческой мудростью, одухотворенной верой и высочайшей культурой слова. Достаточно сказать, что его перу принадлежит акафист «Слава Богу за все». Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/221602.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010