Декабря 2 (15) Священномученик Иоанн (Державин) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. В 1894 году он окончил Коломенское Духовное училище, а в 1901 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда, а с 1902 по 1904 год был учителем и законоучителем в Горшковской церковноприходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей. 7 августа 1904 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника к Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда. С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. За благоговейное исполнение священнических обязанностей и за усердное пропове- дание слова Божия отец Иоанн в 1911 году был награжден набедренником. В рапорте благочинного отмечалось, что отец Иоанн Державин, «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан». Храм в селе Милет был выстроен в усадьбе, принадлежавшей князьям Голицыным и Ухтомским. Только в начале ХХ века здесь появилась приходская церковь . Приход был малочисленным, а с началом гонений на Русскую Православную Церковь и упадком веры и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, продавая из имущества все, что только можно было продать, но священник не покинул приход. В 1929 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь , власти стали искать лжесвидетелей и допрашивать их. В декабре 1929 года один из лжесвидетелей показал: -Священник Иван Николаевич Державин выступал с проповедями, в которых говорил, что советская власть – власть безбожная, религию насилует, надо с безбожниками вести борьбу, несмотря на все невзгоды. За это получите награду. Придет время, и не будет такого насилия над верой. Проповедей Державин не говорит около полугода, а число, когда он говорил, не помню, но он мне лично говорил, что теперь проповеди говорить нельзя, за это посадят, нам нужно потихоньку вести работу среди крестьян, это принесет больше пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Борисоглебский Николай Иванович; 20.03.1867, Тульская губ.- 18.11.1893, Москва), архим., инспектор МДА. Род. в семье священника Успенской ц. г. Новосиля Тульской губ. Обучался в Ефремовском ДУ, в 1881-1887 гг.- в Тульской ДС, в 1887-1891 гг.- в МДА, 5 июня 1891 г. удостоен степени канд. богословия с правом претендовать на степень магистра без нового испытания. 25 февр. 1891 г. пострижен в монашество ректором МДА архим. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит Киевский), 16 марта того же года рукоположен во диакона Дмитровским еп. Виссарионом (Нечаевым) , 12 июня - во иерея Московским митр. Иоанникием (Рудневым) , 30 марта 1893 г. возведен в сан архимандрита. Во время учебы работал письмоводителем Редакционного комитета по изданию Творений святых отцов с Прибавлениями. В окт. 1891 г. Г. вместе с иером. Трифоном (Туркестановым ; впосл. митрополит) вошел в делегацию от академии на похороны иеросхим. прп. Амвросия (Гренкова) , посетил Шамординскую в честь Казанской иконы Божией Матери жен. общину (впосл. мон-рь) Перемышльского у. Калужской губ., где умер старец, и Оптину пуст. , в к-рой он был похоронен. Г. произнес речь в память о старце, к-рого очень почитал, позже составил его жизнеописание. С апр. 1892 г. занимал должность доцента по кафедре нравственного богословия в МДА, с мая исполнял обязанности инспектора академии, 25 марта 1893 г. утвержден в должности. 31 авг. 1892 г. Г., доработав канд. сочинение, защитил магист. диссертацию о 3-м благовестническом путешествии ап. Павла . Работа не ограничивалась толкованием соответствующих мест Деяний (18. 22 - 21. 16) и Послания к Галатам (2. 11-21): автор описывал весь путь апостола и картину религиозно-нравственного и бытового состояния местного населения. Проф. М. Д. Муретов положительно оценил работу Г. Кроме диссертации Г. опубликовал ряд статей о творениях отцов Церкви, проповеди в «Московских церковных ведомостях» и др. изданиях, оставил неоконченный очерк о воспитанниках МДА из Тульской ДС. Участвовал во внебогослужебных воскресных собеседованиях в академии, где по его инициативе было заведено общее пение молитв и церковных песнопений. Помогал братству прп. Сергия Радонежского, а также нуждающимся студентам МДА.

http://pravenc.ru/text/Григория ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Анатолий (Потапов) (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в купеческой семье, до поступления в мон-рь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в мон-рь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым) . 23 апр. 1888 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем А. в честь свт. Анатолия , Патриарха К-польского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г. рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря . В 1908 г., после кончины духовника Оптиной пуст. иеросхим. Саввы, А. был переведен из скита в мон-рь, в келью при Владимирском храме. А., принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к А. для духовных бесед приезжала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна . В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев) , еп. Трифон (Туркестанов) , прот. Валентин Свенцицкий , сщмч. прот. Николай Загоровский , свящ. Павел Флоренский . В 1921 г. А. был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в мон-рь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, А. попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. А. был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

http://pravenc.ru/text/114960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Державин. Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г Николаевич Державин (25.05.1878, с. Анофриево Рузского у. Московской губ.- 15.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из семьи псаломщика. В 1894 г. окончил Коломенское ДУ, в 1901 г.- Московскую ДС и был назначен учителем церковноприходской школы при Богородице-Рождественской ц. с. Вихрова Серпуховского у. (или с. Вихорева Дмитровского у.), с 1902 по 1904 г. был учителем и законоучителем в церковноприходской школе дер. Горшково Богородского у. 7 авг. 1904 г. Дмитровским еп. Трифоном (Туркестановым) рукоположен во иерея к Никольской ц. с. Милет Богородского у. С того же года служил законоучителем в Милетском земском начальном уч-ще. Пользовался уважением и любовью прихожан. Награждался набедренником (1911), скуфьей (1915) и камилавкой (1918). 3 февр. 1930 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации», заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. 22 марта 1930 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. После ссылки служил в с. Ярыгине (Ильинском, ныне Сычёвского р-на Смоленской обл.), с 12 февр. 1935 г.- в с. Ново-Александровка Шаховского р-на Московской обл., с 5 марта 1937 г.- в Троицкой ц. с. Каменка (г. Электроугли) Ногинского р-на Московской обл. Возведен в сан протоиерея. 29 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в «активной контрреволюционной деятельности», заключен в тюрьму г. Ногинска. Виновным себя не признал. 3 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19528; Архив МП. Послужной список. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 102; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 153; Дубинский А. Ю. Московская ДС: Алф. список выпускников, 1901-1917 гг.: Генеалогич. справочник, М., 1998; Дамаскин. Кн. 7. С. 210-213; ЖНИР: Моск. Дек. С. 20-24.

http://pravenc.ru/text/469089.html

Москва. Церковь Космы и Дамиана в Космодемьянском. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о церкви Святых Бессребренников Космы и Дамиана приходится на конец XVI века, когда она (тогда деревянная) находилась в вотчине Степана Григорьевича Чабарова в древнем Горетове стане Московской губернии. В 1585-1586 годах вотчина «Кузьмодемьянское» принадлежала будущему царю, а в то время боярину Борису Федоровичу Годунову. В 1608 - 1609 годах во время ожесточенного сражения между русским войском и отрядами Лжедмитрия II деревянный Космодемьяновский храм был уничтожен. В 1660 году известный московский дьяк Дементий Минич Башмаков возобновил деревянный храм, настоятелем которого был о. Иаков. В 1726 году Василием Никитичем Зотовым, сыном дядьки Петра Великого Аникиты Зотова, началось строительство каменного храма на месте ветхой деревянной церкви. Освящение храма во имя Святых Бессребренников Космы и Дамиана состоялось накануне престольного праздника 1/14 июля 1730 года. О Космодамианской церкви с приходом сохранились документы 1775 года: «Церковь каменная в твердости, священник Косма Иванов». В 1812 году во время Отечественной войны 1812 года храм был разорен и ограблен французскими войсками. В 1818 году «Космодемьянское» покупает гвардии капитан и кавалер Дмитрий Петрович Горихвостов, с именем которого связано возрождение усадьбы и храма. Уже через два года восстановленный и обновленный храм с колокольней в Храмовый праздник 1/14 июля 1820 года был освящен по чиноположению собором окрестного духовенства. В 1889 году с южной стороны Космодамианской церкви на средства вдовы, статской советницы Елены Павловны Еналеевой, был пристроен и освящен придел Святого благоверного и великого князя Александра Невского. Для церкви ею также были построены деревянная сторожка и церковно-приходская школа (1896 г.). Щедрыми благотворителями Космодамианской церкви также были московские купцы Гусевы и купцы Патрикеевы, и многие прихожане - дачники в Космодемьянском. В 1909 году приход посетил Преосвященный епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), викарий Московской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=02933

Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Псевдоготика Год постройки:Между 1734 и 1736. В 1822 перестроена в формах ложной готики. Год утраты:1964 (снесена) Адрес: Россия, г. Москва, Новомосковский административный округ (НАО), поселение Московский, с. Говорово, ул. Полевая Координаты: 55.654783, 37.434974 Проезд:станция метро " Говорово " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Говорово с деревянной Богородицерождественской церковью упоминается в 1627 г. как вотчина князя Алексея Никитича Трубецкого. Он был крупным военачальником и дипломатом: руководил несколькими приказами, участвовал в посольствах, командовал армиями в русско-польской и русско-шведской кампаниях. Свидетельством близости к царской семье служит то, что он был крестным отцом юного Петра I. А.Н. Трубецкой известен и как благотворитель (восстанавливал несколько монастырей), а перед смертью он принял монашество. После смерти бездетного А.Н. Трубецкого село перешло к Юрию Петровичу Трубецкому, внуку брата прежнего владельца, Юрия Никитича, по иронии судьбы в Смутное время перешедшего на сторону Лжедмитрия II и польского короля Сигизмунда и оставшегося в Речи Посполитой. Алексей Трубецкой вывез внучатого племянника в Россию, где тот принял православие и стал боярином и воеводой. Наследником Ю.П. Трубецкого стал его сын Юрий Юрьевич Трубецкой, стольник, впоследствии генерал-поручик и белгородский губернатор. В 1736 г. он выстроил вместо деревянной каменную церковь. Следующим владельцем Говорово стал Никита Юрьевич Трубецкой. Он сделал государственную карьеру при восьми царях, служил президентом Военной коллегии и московским генерал-губернатором и имел 18 детей от двух жен, а по некоторым данным, был еще и отцом незаконнорожденной Марии Полозовой, прямым потомком которой был поэт В.В. Маяковский. В середине XIX в. владелицей Говорово была Авдотья Михайловна Голицына, родная сестра декабриста М.М. Нарышкина. В ХХ в. в Говорово значится усадьба Варвары Александровны Туркестановой, племянницы А.М. Голицыной и М.М. Нарышкина. В Говоровском храме служил ее сын — будущий митрополит Трифон, один из авторитетных хранителей православия в первые советские десятилетия.

http://sobory.ru/article/?object=45844

Печенга. Церковь Николая Чудотворца и Андрея Первозванного. Никольская и Андреевская церкви в Печенгской колонии /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николо-Андреевская (во имя свт. Николая Чудотворца и св. апостола Андрея Первозванного), православная церковь в пос. Баркино (Печенга). Построена в 1912 г. на берегу Печенгского залива для церковного окормления моряков и рыбаков, заходивших в залив. На строительство пожертвовали: архангельский купец Андрей Костогоров — 3000 руб., Апполон Хохлов — 300 руб. Белый с позолотой иконостас привезен из столицы как дар епископа Дмитровского Трифона (Туркестанова), освящавшего в 1911 г. церковь Рождества Христова в Печенге. Деревянная, в виде корабля, двухпрестольная. Первые священники, служившие в храме, — Георгий Терентиев и Василий Спасский († 1922, похоронен рядом с алтарем). В 1922-44 гг. явилась единственным духовным и богослужебным центром для православных саамов-колтта (нижний Печенгский монастырь был передан лютеранам). Община находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата. Служили православные священники: в 1922-23 гг. Николай Окулов, в 1923-29 гг. Василий Сааренне, с 1929 г. Георгий Ряме. Отремонтирована в 1931 г. благодаря усилиям священника Юрьё Ряме на средства финской казны поскольку Область Петсамо входила в состав Финляндии. В 1950–1960е гг. здание использовалось советскими военными как хранилище, помещение для пожарной части, горело. В 1995 г. передана Русской Православной Церкви МП. Находилась в аварийном состоянии. В 2005 г. с благословения архиепископа Мурманского и Мочегорского Симона разобрана с целью возведения новой. Сейчас (2014) на месте бывшей церкви — табличка с информацией о сроках возведении нового здания: «Заказчик — НК „Севнефть“. Подрядчик — ЗАО „Арктик-стройсервис“. Начало строительства — 20.05.2005. Окончание строительства — 01.09.2005». Ни церкви, ни прихода доныне (2014) в Печенге, входящей теперь в Североморскую епархию, нет. Лит.: Об общинах православных саамов-колтта см. Pyhän Trifonin perintö. Lapin ortodoksinen seurakunta/Toimittanut Martti Paivinen. 1980.

http://sobory.ru/article/?object=47419

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 июня (1 июля) Преподобномученик Никанор (Морозкин) Преподобномученик Никанор родился 13 марта 1870 года в селе Выжелес Спасского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Михаила Морозкина и в крещении был наречен Никифором. Впоследствии его родители перебрались жить в село Студенки Изюмского уезда Харьковской губернии, где отец стал работать бондарем. В 1888 году Никифор навсегда покинул родительский дом и поселился в Оренбурге, где сначала пел в храме на клиросе, а затем стал исполнять обязанности псаломщика. В 1899 году Никифор поступил в число братии Николо-Перервинского монастыря Московского уезда . 25 ноября 1903 года он был пострижен в монашество с наречением ему имени Никанор, а 24 января 1904 года – рукоположен во иеродиакона . 29 сентября 1909 года настоятель Николо-Перервинского монастыря, ходатайствуя перед начальством о рукоположении иеродиакона Никанора во иеромонаха, писал, что, проживая в монастыре, тот «отличался всегда своим примерным поведением и усердием в исполнении возложенных на него обязанностей» . 5 октября 1909 года в храме Христа Спасителя в Москве епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) рукоположил его во иеромонаха . 27 февраля 1917 года иеромонах Никанор был назначен духовником братии. 24 августа 1920 года совет общины при часовне Иверской иконы Божией Матери в Москве просил Патриарха Тихона назначить иеромонаха Никанора заведующим часовней, как «достойного во всех отношениях и для занятия этой важной должности» . В 1921 году Иверская часовня была ограблена, воры проникли внутрь через крышу и похитили украшения с икон и некоторые другие ценности. Члены церковного совета и иеромонах Никанор были обвинены в халатности и арестованы, и провели под следствием в тюрьме одиннадцать месяцев. Однако суд оправдал всех обвиняемых, и они были освобождены. Отец Никанор вернулся в Николо-Перервинский монастырь и был назначен его настоятелем. В 1923 году он был возведен в сан игумена и 29 марта 1923 года назначен членом Московского епархиального собрания , в том же году он был возведен в сан архимандрита.

http://fond.ru/kalendar/507/nikanor/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Сергий Соловьев Священномученик Сергий родился 26 сентября 1883 года в селе Шубино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Михаила Константиновича и его супруги Екатерины Дмитриевны Соловьевых; у них было десять человек детей, и все сыновья в разные годы окончили Московскую Духовную семинарию. Священник Михаил Соловьев был рукоположен к Успенскому храму в селе Шубино в 1876 году и прослужил здесь всю жизнь. Успенская церковь была построена в 1794 году тщанием и на средства крестьян. Трудами отца Михаила храм был расписан и в боковых приделах возведены иконостасы. Главной святыней храма была чудотворная икона Божией Матери «Плакущая», которая прославилась исцелениями во время эпидемии холеры в 1848 году. С тех пор ежегодно 14 июня в храме стало совершаться всенощное бдение и на следующий день Божественная литургия с крестным ходом и водосвятием. В храме были особо чтимые иконы Спаса Оплечного и святителя Феодосия Черниговского. В иконе святителя Феодосия имелась часть его ризы и ленты, на которой несли его гроб. В 1893 году отец Михаил был назначен благочинным Бронницкого уезда. В 1894 году его сын Сергей поступил в Донское духовное училище, которое окончил в 1899 году; в 1906 году он окончил Московскую Духовную семинарию и был определен учителем в двухклассную школу при Николо-Угрешском монастыре, одновременно состоя законоучителем братии того же монастыря. Вскоре Сергей Михайлович женился, и у них с женой родилась дочь. 26 августа 1910 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) определил Сергея Михайловича во священника к Успенской церкви в село Шубино, а 17 октября того же года епископ Трифон (Туркестанов) рукоположил его во священника. В Успенском храме отец Сергий прослужил всю свою жизнь. До начала гонений от безбожников он преподавал в церковноприходской и земской школах. В 1923 году число прихожан из села Шубино и входящих в приход деревень Борисово, Заменье, Скрипино, Мотякино, Пестово, Базушно составляло тысячу триста сорок человек. В 1923 году отец Сергий был назначен благочинным 4го округа Бронницкого уезда. К этому времени у него скончалась супруга и на его иждивении осталась дочь, которой исполнилось тогда всего десять лет.

http://fond.ru/kalendar/181/sergiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 2 (15) Священномученик Иоанн Державин Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 года в селе Онуфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. В 1894 году он окончил Коломенское Духовное училище, а в 1901 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда, а с 1902 по 1904 год был учителем и законоучителем в Горшковской церковноприходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей. 7 августа 1904 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника к Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда. С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. За благоговейное исполнение священнических обязанностей и за усердное проповедание слова Божия отец Иоанн в 1911 году был награжден набедренником. В рапорте благочинного отмечалось, что отец Иоанн Державин, «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан». Храм в селе Милет был выстроен в усадьбе, принадлежавшей князьям Голицыным  и Ухтомским. Только в начале ХХ века здесь появилась приходская церковь. Приход был малочисленным, а с началом гонений на Русскую Православную Церковь и упадком веры и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, продавая из имущества все, что только можно было продать, но священник не покинул приход. В 1929 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти стали искать лжесвидетелей и допрашивать их. В декабре 1929 года один из лжесвидетелей показал: – Священник Иван Николаевич Державин выступал с проповедями, в которых говорил, что советская власть – власть безбожная, религию насилует, надо с безбожниками вести борьбу, несмотря на все невзгоды. За это получите награду. Придет время, и не будет такого насилия над верой. Проповедей Державин не говорит около полугода, а число, когда он говорил, не помню, но он мне лично говорил, что теперь проповеди говорить нельзя, за это посадят, нам нужно потихоньку вести работу среди крестьян, это принесет больше пользы.

http://fond.ru/kalendar/1414/ioann/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010