«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Оптинский патерик Оптинский патерик — собрание житий оптинских старцев и новомучеников. В книгу также входят: история и описание Оптиной, очерки про «окрылённых Оптиной»: свт. Игнатия (Брянчанинова), мит. Трифона (Туркестанова), К Леонтьева и др. Предисловие к Оптинскому патерику: «Настоящее издание «Оптинского патерика» представляет собой первую попытку собрать под одной обложкой жития преподобных Оптинских старцев, жизнеописания подвижников благочестия, просиявших в этой святой обители, и простых оптинских насельников, в жизни которых непременно встречаются назидательные и душеполезные примеры для подражания. Вы прочтете об известных русских пастырях и иерархах, чьи судьбы так или иначе были связаны с Оптиной; узнаете об оптинских мучениках и исповедниках, пострадавших за Христа в годы безбожной власти, а также вспомните наших современников — тричисленных новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года.». Оптинский патерик Предисловие Настоящее издание " Оптинского патерика " представляет собой первую попытку собрать под одной обложкой жития преподобных Оптинских старцев, жизнеописания подвижников благочестия, просиявших в этой святой обители, и простых оптинских насельников, в жизни которых непременно встречаются назидательные и душеполезные примеры для подражания. Вы прочтете об известных русских пастырях и иерархах, чьи судьбы так или иначе были связаны с Оптиной; узнаете об оптинских мучениках и исповедниках, пострадавших за Христа в годы безбожной власти, а также вспомните наших современников — тричисленных новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года. От составителя Патерик (от греч. — " отечник " ) — это сборник рассказов о жизни христианских подвижников, главным образом монахов-пустынников стран христианского Востока и Запада. Первые попытки их составления датируются IV–VII веками. Несмотря на сходство рассказов патериков в описании событий и поступков их персонажей, каждый отдельно взятый сборник имеет свои неповторимые черты. Как правило, все они различаются принципом подбора материала и системой компоновки произведений (тематическая, хронологическая, алфавитная или по авторским циклам).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Раздел первый. Проповеди, расположенные в порядке их произнесения …1891… При погребении оптинского старца иеросхимонаха Амвросия 165 В Шамординской обители, 13 октября 1891 года Давно уже телесно изнемогал в Бозе почивший возлюбленный отец наш. Надо было удивляться, как выдерживал он столь тяжелые труды. И одна четверть их была бы невыносима для обыкновенного человека. Только сила Божия, поддерживавшая его, только благодатная помощь Бога совершала чудо, постоянно повторявшееся, и к которому мы как будто уже привыкли: видеть умирающего постоянно воскресающим для воскрешения омертвелого духа ближних своих. Мы это видели. Мы должны были понять, что будет же конец этой многострадальной жизни, что не всегда он будет с нами. Но вот, когда прииде час воли Божией, нас как громом поразило, и мы стоим теперь с недоумением: неужели его уже нет, неужели мы его никогда уже не увидим, не услышим его кроткого голоса, не узрим его озаренное любовию лицо, неужели навеки сокрылось солнце, согревавшее своим теплом, озарявшее своими лучами беспросветный, часто невыносимый мрак столь многих и многих жизней... Его уже нет с нами, и мы его уже никогда здесь не увидим... Воспоминания быстрою чредою проносятся предо мною. Мне вспоминается, как в первый раз я, еще юношей, со страхом стоял перед ним... Как сумел он утешить меня и успокоить, с каким восторгом я возвратился к себе. Вспоминается, как в своей маленькой скитской келье он благословил меня облечься в иноческую одежду, с каким благодушием смотрел он тогда на меня, какие наставления давал мне... Вспоминается, как ровно год тому назад прибыл я сюда, волнуемый различными сомнениями; с какою лаской, с какой любовью он разрешил все сомнения, не дававшие мне покоя. И вот ровно через год я еще увидел его; но уже сомкнулись очи, язык не глаголет, и он уже не обещает молитв, а сам просит наших молитв... Ты сам, возлюбленный наш, постоянно повторял и незадолго до кончины своей, утешая меня в потере отца, сказал еще раз, что смерть посылается милосердым Господом в самое лучшее время для человека, когда его душа наиболее к ней приуготовлена. И хотя твоя блаженная жизнь была постоянным и неуклонным служением Богу, тем не менее, проходя по законам духа различные степени совершенства, ты теперь «вошел во гроб» (Иона пророк), «как пшеница созрелая, во время пожатая, или якоже стог гумна во время свезенный»... И да послужит нам это утешением; ибо, получив дерзновение у Господа, он там явится нашим предстателем и заступником, где не в гадании, но лицом к лицу блаженные души созерцают Господа, где светозарные ангелы воспевают Ему непрестанно Трисвятую песнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Раздел четвертый. Письма, стихи, молитвы, акафист. Письма К. Н. Леонтьеву 476 1. Его Высокоблагородию Константину Николаевичу Леонтьеву от иер[омонаха] Трифона. Спешу, спешу, смотрите, как спешу! Быстрей стрелы с татарского лука! (Шекспир) I. Т. Феодору Павловичу мой сердечный поклон и поздравление с Праздником. 2. Троице-Сергиева лавра. Духовная академия Христос воскресе! Возлюбленный и многоуважаемый Константин Николаевич! Искренно желаю Вам и молитвенно прошу у Господа встретить и провести Светлые Дни в добром здоровье, радостно и мирно. Прошу передать мое поздравление Елизавете Павловне, а также всем Вашим домочадцам. Я теперь засел в Академии и в Москве был только один раз, поэтому решительно ни с кем, кроме родных, не виделся. Очень боюсь за экзамены, многое позабыто, а многое и совсем незнакомо; а провалиться или быть принятым только из милосердия и из уважения к моей старости и монашеству стыдно! Да и здоровье плоховато; нервы не совсем в порядке, так что я даже советовался с доктором, который нашел во мне множество болезней с самыми мудреными названиями – и в заключение объявил, что я неврастеник. Слово подозрительное, в роде моветон 477 . «Хорошо еще если значит мошенник, а может, и хуже»... О. ректор 478 относится ко мне очень сердечно, истинно по-братски. По убеждениям он проповедник любви и большой поклонник Достоевского. Здесь в Академии учится много духовенства белого и черного. Из белого самое интересное лицо – священник Толстой. Очень богатый и высшего придворного круга дворянин, кончил курс в Пажеском корпусе и был несколько лет офицером. Очень еще юн, красив и чрезвычайно симпатичен. Глубоко верующий, но с некоторым пристрастием к католичеству 479 . Я его все убеждаю летом ехать в Оптину и побеседовать со старцем. Пока до свидания, прошу простить несколько легкомысленный тон письма. Не забывайте искренно почитающего и любящего Вас многогрешного богомольца Вашего, недостойного иер. Трифона. Простите, Бога ради, за кляксы и в знак прощения ответьте поскорее.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Встреча с психологом Наталией Матвеевой прошла в Казанском соборе февраля 2017 В культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора в рамках проекта " Психологические мастерские " Института психологического консультирования и психотерапии РХГА 11 февраля состоялась встреча, посвященная жизнестойкости и эмоциональному выгоранию. Мастерскую провела психолог, преподаватель Института психологического консультирования и психотерапии РХГА Наталия Матвеева вместе со своими помощниками.  " У каждого из нас есть свой крест. Некоторые люди берут его и несут, становясь при этом сильнее, а есть те, которые ломаются, - начала Наталия Матвеева. - Чаще всего из колеи нас выбивают обстоятельства, в которых мы чувствуем себя неуверенно: неизвестность, семейные конфликты, проблемы на работе, задержка зарплаты. Если эти факторы длятся недолгое время, обычно люди справляются с ними или адаптируются к ним, но если такая ситуация длится в течение нескольких месяцев или лет, она приводит человека к стрессу или даже трагедии " . По словам психолога, жизнестойкость - это целая система убеждений о себе, мире и отношениях с миром, которая предполагает готовность противодействовать ощущению потери смысла жизни, заброшенности, помогает справиться со стрессами. Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность (интерес к жизни и работе, открытость новому), контроль (понимание того, что от меня тоже что-то зависит) и принятие риска (извлечение уроков и поиск конструктивных решений). Наталия Матвеева привела цитату известного австрийского психиатра Виктора Франкла: " Самое последнее, что можно извлечь из самой безвыходной ситуации, - обретение смысла страдания " .  В качестве примера жизнестойкости психолог привела святую Марию Гатчинскую, жизнь которой была наполнена физическими страданиями, духовными борениями, молитвой и смирением. Она явила пример христианского подвига, который увенчался подвигом мученичества. Для укрепления своей силы духа Наталия Матвеева порекомендовала читать акафист " Слава Богу за все " митрополита Трифона (Туркестанова). 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Печенга. Трифонов Печенгский монастырь в Печенге. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь в нижнем Трифоновом монастыре /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1908 и 1911. Алтарь - бывшая отдельно стоящая часовня кон. 19 в. Год утраты:2007 (сгорела) Ссылки:   Адрес: Россия, Мурманская область, Печенгский район, пгт. Печенга Координаты: 69.543813, 31.212844 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождества Христова церковь «нижнего» Трифонов Печенгского монастыря, крестообразная в плане, колокольня в виде ротонды. Построена в пос. Печенга в 1908 г. на месте сожженного в ночь на Рождество 1589 г. шведско-финским отрядом Троицкой церкви. Освящена 15.07.1911 г. митрополитом Дмитровским Трифоном (Туркестановым). После отхода Печенгского района к Финляндии в 1920 г. в храме проходили лютеранские богослужения. По окончании Великой Отечественной войны здание использовалось военными для бытовых целей. Передана Русской Православной Церкви в 1995 г. С 1997 г. в ней размещался Трифонов Печенгский монастырь. В крипте храма под спудом — могила 116 местночтимых монахов-мучеников, погибших в 1589 г. Храм (весь Нижний монастырь был лимитирован одним только этим зданием) полность сгорел 01.12.2007 г. Сохранившийся при пожаре антиминс был перенесен в находящееся рядом монастырское здание (2002 г. постройки; строилась как чайная для путников), где и проходили службы. 22.12.2015 г. храм освящен еп. Митрофаном во имя 116-ти преподобномучеников Печенгских. На Кольской земле не осталось ни одного храма в честь Рождества Христова. http://lexicon.dobrohot.org/ В 1881 г. в Архангельске «особая комиссия для изыскания мер к развитию различных видов промышленности в северном крае и к улучшению его благосостояния», созданная по инициативе губернатора Н.М. Баранова, признала возобновление Печенгского монастыря делом первостепенной важности. С периода 1882 г. по решению Синода обитель стала постепенно возрождаться. В июле 1886 г. в Печенгу приехал строитель обители Никандр с немногочисленной братией.

http://sobory.ru/article/?object=42281

В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка церковной фотографии середины XX века 31 октября, 2013. Новостная служба Помимо фотографий в экспозиции представлены подлинные вещи из фондов музея при храме святителя Митрофана Воронежского. Среди них епитрахиль и поручи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, переписанный от руки Новый Завет и другие реликвии. Центральный музей Великой Отечественной войны также принял участие в создании выставки. 31 октября. ПРАВМИР. В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Молитва во мраке. Фотосвидетельства иподиакона Сергия Лисевицкого». На ней впервые представлена коллекция фотографий старейшего читателя РГБИ С.Н. Лисевицкого. Тема экспозиции — жизнь Русской Православной Церкви и виды Москвы 1940–70-х годов, сообщает сайт Издательского совета Русской Церкви. Фото: сайт Издательского совета Презентация прошла 28 октября. Помимо фотографий в экспозиции представлены подлинные вещи из фондов музея при храме святителя Митрофана Воронежского. Среди них епитрахиль и поручи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, переписанный от руки Новый Завет и другие реликвии. Центральный музей Великой Отечественной войны также принял участие в создании выставки. Сергей Николаевич Лисевицкий (1915-1994) был иподиаконом известного архиерея Русской Православной Церкви митрополита Трифона (Туркестанова). После смерти владыки Трифона он служил иподиаконом при Патриархах Московских и всея Руси Сергии, Алексии I и Пимене. Одновременно он работал в Литфонде, читал лекции от общества «Знание», много путешествовал и никогда не расставался с фотокамерой. Участник и свидетель исторических церковных событий, С. Лисевицкий оставил обширную коллекцию необычных снимков. На них запечатлены как богослужения, церковные торжества, встречи с представителями Поместных Православных Церквей и христианских исповеданий, так и портреты Патриархов и многих выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, в том числе митрополитов Николая (Ярушевича) и Питирима (Нечаева).

http://pravmir.ru/v-rossijskoj-gosudarst...

1 Вероятно, сломанная в 20-е годы XX века годы домовая архиерейская церковь Спаса Нерукотворенного на Никольской улице в Московском Богоявленском монастыре, управляющим которого был епископ Трифон (Туркестанов). 2 Община сестер милосердия «Утоли моя печали», основанная в 1868 году княгиней Н.Б.Шаховской, находилась в Лефортове напротив храма святых апостолов Петра и Павла. 3 Иверская община была основана в 1894 году, находилась на Большой Полянке. 4 Боевская богадельня, построенная в 1894 году на пожертвования московского купца Н.И.Боева, находилась на Стромынке. 5 Разрушенная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе в Кремле, где находилась чудотворная икона Нечаянной Радости. 6 Успенский скит Санкт-Петербургского Иоанновского женского монастыря в селе Ваулове, учрежденный в 1903 году. 7 Здесь: прибывшая из Ярославля охрана от иоаннитов. 8 Вероятно, Михаил Петров, признаваемый иоаннитами за святого Архангела Михаила. 9 Живой колос с духовной нивы о.Иоанна Кронштадтского. Пг., 1918. 2-е изд. С.2—3. 10 Живой колос с духовной нивы о.Иоанна Кронштадтского. Пг., 1918. 2-е изд. С.9. 11 Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). М., 1894. С.20. 12 Василиско-Златоустовский монастырь находился в двенадцати верстах от города Сухуми, на месте древнего города Команы, где в 407 году преставился святитель Иоанн Златоуст. 13 От смерти к жизни. СПб., 1904. С.36. 14 Созерцательное подвижничество. СПб., 1907. С.88. 15 Описание книг в очерке Владыки Арсения уточнено и дополнено. 16 Кроме перечисленного, в течение жизни отца Иоанна много печаталось о его деятельности в газетах и журналах. — Примеч. авт. 17 Подворье Воронцовского Благовещенского монастыря находилось в Петербурге на Очаковской улице. 18 Архимандрит Кирилл (Наумов), впоследствии епископ Мелитопольский (†1866). 19 Епископ Винницкий Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский (†1882) 20 Архимандрит Иоанн (Соколов), впоследствии епископ Смоленский (†18б9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2743...

1-го июля 1901 года Преосвященный епископ Трифон! Что сказать тебе в назидание, коего требует от меня сейчас и правило Церкви и долг архипастыря? Зная безпримерное усердие и любовь твою к проповеданию слова Божия, я хочу напомнить тебе те дорогия для каждого из нас, пастырей, слова, которыя некогда сказал Господь смущенному и боявшемуся за успех своей проповеди апостолу Павлу в Коринфе: Не бойся, но глаголи и да не умолкаеши, зане Аз есмь с тобою, и никто же приложит озлобити тя: зане людие суть Ми мнози во граде сем ( Деян. 18, 9 ). Если и такой муж силы, и такой герой веры, каким был апостол Павел, не был свободен от страха, когда получил божественное призвание проповедывать слово крестное в многолюдном, полном роскоши и богатства, языческом городе Коринфе; если и он, как сам говорит ( 1Кор. 2, 3 ), был в этом городе и в немощи, и в страсе, и в трепете мнозе, то что удивительнаго, если и ты, как сам поведал нам при своем наречении, принимаешь свое призвание к епископскому служению не без смущения и душевной тревоги. Есть действительно в этом служении нечто такое, что может встревожить и самую неробкую душу. Правда, ты идешь на проповедь Евангелия не в языческий город, как апостол Павел, но в город христианский, издревле известный своим благочестием; но при настоящем брожении умов и религиозном разномыслии мало ли и в христианстве людей, мыслящих не по христиански, людей, которые премудрость Божию в тайне сокровенную почитают за глупость и безумие. И кто не знает, какое тяжелое, какое смутное время переживает сейчас наша Церковь ! Никогда на ниве Христовой не было столько плевел, как ныне. Никогда враг человеческого спасения – диавол не употреблял столько усилий к разрушению царства Божия на земле, как теперь. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как сейчас. Ратуя против ея опаснейшим из оружий, оружием развитой мысли и соответственного ей слова, они по всем направлениям изрыли область христианской веры, не оставив нетронутою ни одной из ея истин. Теперь разом мы имеем пред собою все заблуждения, какия когда-либо существовали и несколько таких, которыя, по крайней мере, в настоящем своем развитии, никогда еще не существовали. И этот всеотрицающий, всеколеблющий, всеразрушающий дух неверия и вольномыслия как язва, как смерть, – скажем словами Пророка, – усиливается проникнуть не только сквозь наши двери, но и сквозь окна и щели, и хочет, во что бы ни стало, все у нас переделать по своему. Много труда, самоотвержения и умственного напряжения нужно поэтому тому, кто правит слово истины; ему, поистине, нужно иметь тот ум Христов ( 1Кор. 2, 16 ), которым обладали Апостолы, пред словом которых преклонялась мудрость философов и легкомыслие толпы. Все это, конечно, не может не устрашать человека мыслящаго, вместе с именем епископа принимающого на себя обязанность проповедывать Евангелие, обличать и отражать ложь, защищать и охранять истину, ратоборствовать против сильных врагов и многочисленных опасностей и затруднений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

5 (18) февраля 1905 г. террористом Каляевым был убит ее муж, великий князь Сергей Александрович. Великая княгиня нашла в себе силы в тот же день посетить в госпитале смертельно раненного кучера и ободрить его. Через несколько дней она поехала в тюрьму, где находился задержанный террорист, и убеждала его покаяться, потом просила Николая II помиловать преступника. Со дня убийства Елисавета Федоровна не снимала траур, много молилась, стала держать строгий пост. Все свои силы и средства она решила употребить на постройку обители милосердия. В Москве на Большой Ордынке 10 февраля 1909 г. ею была основана Марфо-Мариинская обитель. В тот день она сняла траурное платье и облачилась в белое одеяние, специально сшитое для сестер этой обители. Жизнь в обители была основана на общежительном уставе и пронизана двумя равнозначными подвигами: церковной молитвой и деятельной любовью. Богослужения совершались в обители ежедневно, сестры окормлялись у общего духовника, а также несли послушания в расположенных в обители больнице и амбулатории для неимущих и приюте для девочек. 9 (22) апреля 1909 г. епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 первых сестер и саму великую княгиню в крестовые сестры любви и милосердия. Но основание обители было только началом деятельности Елисаветы Федоровны. Она помогала нуждающимся, поддерживала бедные сельские приходы и священников-миссионеров, основывала приюты и воскресные школы для рабочих. Среди ее собеседников были схиархимандрит Гавриил (Зырянов) , старец Елиазаровой и Седмиезерной пустыней, схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев) , старцы Зосимовой пустыни. С началом первой мировой войны Елисавета Федоровна и сестры ее обители ухаживают за ранеными. Вместе с тем в ее адрес неоднократно звучит клевета. В 1916–1917 гг. обитель несколько раз подвергалась нападениям разъяренной толпы. В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон служил в Марфо-Мариинской обители Литургию. После его отъезда настоятельница и две последовавшие за нею сестры были арестованы. Елисавета Федоровна была вывезена в Пермь, а затем в Алапаевск, где вместе с пятью членами императорского дома и сопровождавшими их лицами в ночь на 5 (18) июля была сброшена в старую шахту, в которую затем полетели ручные гранаты. По рассказам невольных свидетелей убийства, из шахты какое-то время слышалось пение Херувимской. Останки Преподобномученицы были обретены, когда Алапаевск был занят колчаковцами, и в 1921 г. перевезены в Иерусалим. В 1981 г. были обретены благоуханные мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары, ныне покоящиеся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого некогда присутствовала великая княгиня Елисавета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.А. Юлин Епископ Сухумский Должность правящего архиерея в епархии святитель Серафим (Чичагов) принял в 1905 г. 28 апреля 1905 г. В Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. Чин хиротонии совершали митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) , епископы Трифон (Туркестанов) и Серафим (Голубятников). Следует отметить, что начало назначений архиереев на Сухумскую кафедру из числа русских было положено в 1887 г. Русские архиереи не знали ни местных языков, ни местных нравов и обычаев. Они не умели ездить верхом, а иногда и ходить пешком в горной местности или болотистых местах Сухумского округа и поэтому обыкновенно сидели в Сухуме, а миссионерское дело вели с помощью полиции, которая силой загоняла абхазов в реки для принятия обряда крещения от православных священников. С приходом на Сухумскую кафедру епископа Серафима времена изменились. И дело не в том, что он как бывший кавалерист отлично владел конем. Кстати, во время служения на Сухумской кафедре епископу Серафиму пригодились навыки, полученные им на армейской службе. Так, например, знакомство с положением дел в церковной жизни в Абхазии он начал с «рекогносцировки местности», составив маршруты своих поездок «для обозрения церквей Сухумской епархии». В ходе этих поездок он получил возможность подробно ознакомиться с положением дел в епархии. Епископ Серафим стал первоначинателем православного окормления Абхазии и живым символом духовного единения Абхазии с Россией. Но это далось ему нелегко. Пребывание епископа Серафима на Сухумской кафедре совпало по времени с весьма трудным периодом как в жизни Абхазии, так и России в целом. Уже первая кафедра святителя Серафима– на древней православной Иверской земле – оказалась для него местом испытаний. Приехав в Сухум в мае 1905 г., Владыка Серафим столкнулся с грозной ситуацией: революция 1905 года всколыхнула грузинский национализм. В Закавказье действовали «революционные группы» (банды так называемых экспроприаторов), которые нападали на монастыри, грабили их ради «революционных» нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010