Скачать epub pdf (К 50-летию священнослужения и 75-летию жизненного пути) Митрополит Анастасий – в мире Александр Алексеевич Грибановский – родился 6 августа 1873 г. в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Карамзиной), и потом отец были священниками. По окончании Тамбовского духовного училища, а потом духовной семинарии, он был на казенный счет послан в Московскую духовную академию, ректором которой был в то время Архимандрит Антоний (Храповицкий – впоследствии Митрополит Киевский), а инспектором сначала Архимандрит Григорий (Борисоглебский) , а потом Архимандрит Сергий (Старогородский – впоследствии Митрополит и Патриарх Московский). Почти через год по окончании академического курса, в апреле 1898 г., он был пострижен Тамбовским Епископом Александром в Тамбовском Казанском монастыре в монашество с именем Анастасия. 23 апреля был посвящен тем же Преосвященным во иеродиакона и вскоре затем во иеромонаха. В августе того же года Ректором Московской Духовной Академии, Архимандритом Арсением (впоследствии Митрополитом Новгородским) был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в каковой оставался 2 года. В 1900 году был назначен инспектором Вифанской духовной семинарии (близ Троицкой лавры), а в июле 1901 года, по представлению Митрополита Московского Владимира (вопреки проникшим в печать неверным сведениям, он не был родственником последнему, как и Епископу Михаилу (Грибановскому) , хотя происходил из одной губернии с ним), был переведен на должность Ректора Московской семинарии после посвящения во епископа его предшественника Архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан Архимандрита. После 5 лет службы в Московской семинарии, был назначен Епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, каковым до него был Епископ Никон, переме /с. 16/ щенный на вологодскую кафедру (впоследствии бывший Членом Государственного Совета). Хиротония его состоялась 29 июня в Московском Успенском Соборе, а место пребывания ему было указано в Московском Даниловом монастыре, где жил и его предшественник. В круг его обязанностей входило, кроме совершения очередных праздничных богослужений в Большом Успенском Соборе, храме Христа Спасителя и многих других Московских монастырях и храмах и посещение приходов епархии по поручению Митрополита, заведывание духовно-учебными мужскими и женскими заведениями, наблюдение над преподаванием Закона Божия в светских школах Замоскворецкого района, председательство в миссионерском Братстве Митрополита Петра, руководство работами Комиссий по устройству церковных торжеств прославления Святителя Гермогена, празнования 100-летия Бородинской битвы, 300-летия царствования Дома Романовых, в участии в благотворительной работе разных церковных и общественных организаций в заведывании комиссией чтений для рабочих и ея издательством и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Скачать epub pdf Преподобный Варсонофий (5 июля 1845 – 1/14 апреля 1913) Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился в Самаре в купеческой семье. В юности он избрал военную стезю, учился в кадетском корпусе, дослужился до полковника, а в возрасте 46 лет, оставив все, стал послушником в скиту Оптиной пустыни. Его старцем был прп. Анатолий «Старший», у прп. Нектария он нес послушание келейника. В 1900 году послушник Павел был пострижен в мантию, в 1902 г. о. Варсонофий был посвящен в иеродиакона, в 1903 г. – в иеромонаха и назначен помощником старца Иосифа и духовником Шамординской женской обители. Во время войны с Японией прп. Варсонофий был фронтовым священником. После войны в 1907г. он возведен в сан игумена и назначен скитоначальником Оптиной пустыни. В 1912 г. прп. Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря с возведением в сан архимандрита, но управление его продлилось менее года. В надгробном слове митрополит Трифон (Туркестанов) , духовный сын старца, говорил о нем: «Ты умел только любить, только творить добро...». Указание пути ко спасению Деточки, берегите святую веру, это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого – Небесного. Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть. Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви, как бы они ни были стеснительны. Да вовсе они и не так трудны! Чего требует Церковь ? Молись, когда надо, постись – это надо исполнять. Про Свои заповеди Господь говорит, что они не тяжки... Снести поношение, еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. И вот преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, – перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Содержание Из духовного наследия Перед вратами вечности Литература о митрополите Трифоне (Туркестанове) От издателей Раздел первый. Проповеди, расположенные в порядке их произнесения …1891… При погребении оптинского старца иеросхимонаха Амвросия …1894… Поучение в день престольного праздника в тюремном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Сергиевом Посаде В 9-й день по кончине настоятеля Оптиной пустыни схиархимандрита Исаакия …1898… Об иноческих скорбях Об иноческом пути …1900-е… В Ксениинском приюте …1901… При наречении во епископа Дмитровского Ответ на приветствие братии Афонской Пантелеймоновой часовни в Москве по случаю недавнего возведения преосвященного Трифона в епископский сан Прощание с Московской духовной семинарией …1902… Перед присягой дворян по случаю дворянских выборов Освящение храма во имя преподобного Симеона Столпника при больнице-приюте для монашествующих в Даниловом монастыре …1903… О святом храме Речь при освящении здания для школы и библиотеки-читальни при Николаевской, в Толмачах, церкви Средство приобрести смирение О христианском воспитании детей Беседа, сказанная на пасхальном вечере При возведении в сан игумена наместника Богоявленского монастыря отца Ионы В Александре-Мариинском институте имени кавалерственной дамы Чертовой в день акта На торжествах в Иверской Выксунской обители 7–9 июля 1903 года Любите храм Божий (в праздник Казанской иконы Божией Матери) О памяти смертной (наставление новопостриженным сестрам обители) В день годовщины Братства святителя Петра, митрополита Московского, произнесенная на общем собрании Братства После молебна о даровании победы русскому воинству Приветствие почетного члена Военного Сергиево-Пантелеимоновского братства преосвященного Трифона, епископа Дмитровского, командующему Маньчжурской армией генерал-адъютанту А. Н. Куропаткину На освящении храма во имя святого Феодосия Черниговского в Богоявленском монастыре Утешение веры обуреваемым своеволием неверия Перед присягой московского дворянства по случаю сессии Дворянского губернского собрания На открытие Государственной думы Памяти иеромонаха Варнавы († 17 февраля 1906 года) …1907… Священной памяти великого князя Сергия Александровича Слово в приюте для слепых ремесленников имени А.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

…Увы, за прошедшие пять лет усилиями безнравственных людей театр разорен, уничтожены репертуар, большая часть декораций, многие артисты покинули труппу. Сама Т.В.Доронина находится в информационной изоляции в пансионате, который старшему поколению привычнее (и это честнее) называть домом престарелых. Недавно театр лишился исторического названия, став безликим «Агт-тнеатге»… То, что не удалось совершить в начале 1990-х, сделали в наше время. Простите нас, Татьяна Васильевна… Но ваш вклад в величие русского культуры никто отнять не в силах. С юбилеем вас, Божией помощи, всего доброго и прекрасного. Трудно писать верующему о театре... Известно, что первые семь веков своего существования Церковь Христова отвергала публичные зрелища, именуя их не иначе, как " позорище " . И это можно понять, зная, что в те времена театр сохранял содержание, атрибуты, все признаки языческого искусства. А с девятого века театр допустили в храм, появился жанр литургической драмы, переросшей со временем в мистерии - постановки на библейские сюжеты. Известный русский духовный просветитель, автор многотомного собрания " Житий святых " - святитель Димитрий Ростовский был автором духовных пьес, ратовал за создание православного духовного театра. Позднее эту идею альтернативы мирскому лицедейству осуществил в Тобольской Духовной семинарии митрополит Филофей (Лещинский). По мнению владыки Филофея, постановки семинаристов способствовали их духовному раскрепощению, что в свою очередь, благотворно влияло на занятия гомилетикой - искусством проповеди. Но не будем скрывать, отношение к театру наших великих пастырей и святых разнилось. Совершенно отрицал театр святой праведный Иоанн Кронштадтский. А преподобный Амвросий Оптинский был не столь категоричен в своих оценках. Архимандрит Киприан (Керн) предупреждал, что нельзя равнять Шекспира, Пушкина , Чехова, Художественный театр с играми мимов, гладиаторов, с вакхическими плясками, в ином случае священник никогда не поймет свою паству. Большим любителем духовного театра, автором пьес был архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Покровителем театра называют митрополита Трифона (Туркестанова), в прошлом - актера.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/14/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Древнехристианские и оптинские старцы «Древнехристианские и оптинские старцы» Трифона (Туркестанова), автора акафиста «Слава Богу за все» представляет собой диссертацию митр. Трифона (Туркестанова), написанную в 1895 г., когда он, будучи в сане иеромонаха, оканчивал Московскую Духовную академию. Митр. Трифон (Туркестанов) в «Древнехристианских и оптинских старцах» пытается дать богословское обоснование старчества, его историю в древности, подробно говорит о расцвете страрчества в Оптине. Исторический обзор традиции старчества и ее расцвет в Оптине написан на основе личных воспоминаний о старцах оптинских, послушником которых был Трифон (Туркестанов). От издательства Диссертация митр. Трифона (Туркестанова), написанная в 1895 г., когда он, будучи в сане иеромонаха, оканчивал Московскую Духовную академию, публикуется впервые. Рукопись находится в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки, в фонде Московской Духовной академии (ф. 172, к.415, д.2). При подготовки издания нами были внесены в текст рукописи некоторые изменения: во-первых, где это было возможно, поставлены абзацы, во-вторых, исправлена пунктуация, в-третьих, библиографические записи в предисловии и сносках расшифрованы и приведены в соответствие с современными нормами, в-четвертых, выверены цитаты. Точные цитаты из Священного Писания выделены курсивом, но отсылки даны ко всем цитатам. В раскавыченных цитатах из свв. отцов, в тех случаях, когда это проясняло смысл, мы вернулись к тексту оригинала. Так как полный перечень использованных изданий автор приводит в предисловии, то в сносках библиография дается в сокращенном виде. Редакторские вставки в текст выделены квадратными скобками. Мы внесли также некоторые примечания, главным образом касающиеся приводимых автором терминов и имен.   В нескольких случаях мы приводим замечания рецензента диссертации, ректора Московской Духовной академии, архимандрита (впоследствии митрополита) Антония (Храповицкого). Считаем также небезынтересным его отзыв на работу, который помещаем в конце книги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Скачать epub pdf ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1914–1934) Работа над этой, заключительной частью жизнеописания Владыки весьма затянулась. Если раньше мы имели в своем распоряжении большое количество печатных материалов, содержащих как проповеди и высказывания Владыки, так и описание некоторых моментов его жизненного пути, то теперь приходилось использовать в основном устные рассказы немногих оставшихся в живых его духовных детей; о пребывании Владыки на фронте во время первой мировой войны можно было судить лишь по его дневниковым записям. Большинство этих записей сделано карандашом и настолько неразборчиво, что во многих случаях удавалось расшифровать лишь отдельные фразы или куски фраз. Дневник, относящийся к румынскому фронту, не сохранился. Кроме дневниковых записей имеется несколько кратких газетных сообщений и стихи, посвященные Владыке его фронтовыми товарищами. На фронте Владыка был два раза: в 1914– 1915 годах (на польском и на румынском фронтах). Вот что мы узнали из газет о его служении: «Добрый пастырь Второй викарий Московской митрополии, бывший ректор Московской Духовной семинарии епископ Трифон Дмитровский (в миру – князь Туркестанов) самоотверженно работает на передовых позициях в качестве полкового священника. Государь Император по всеподданнейшему докладу обер-прокурора Св. Синода 26 февраля сего года Всемилостивейше соизволил на пожалование за отличие во время военных действий исполняющего должность полкового священника 163-го пехотного Миргородского полка, исполняющего обязанности благочинного 42-й пехотной дивизии, епископа Дмитровского Трифона, викария Московской епархии, панагией на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества». Иерей Виктор (Колумбский) посвятил Его Преосвященству Преосвященному епископу Трифону стихи: Я видел дивную картину: Смиренный русский архиерей Вел в бой родимую дружину, За Русь страдать готовый с ней. Пешком шел старец быстро-быстро В одежде странника с мольбой, В уме и сердце он свободно Скрывал высокий жребий свой. Я видел, в храмах он молился,

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 7. О русском старчестве Старчество на Руси не могло входить в жизнь без труда. Это происходило с преодолением тяжких искушений. Не будем здесь говорить о его древних истоках, лежащих в Египте, Палестине и на Святой горе Афон, скажем только, что отцы православной монашеской древности, великие аскеты и мудрецы, стяжавшие благодать Святаго Духа, оставили после себя писания, где, исходя из личного аскетического опыта, поучают читающего, указывают пути примирения с Богом, достижения вечного спасения. Русское старчество черпало из этих писаний живую воду истинно православного учения, которое помогало им достигать духовной высоты и возможности наставлять на истинный путь других. Кроме того, в монашестве нельзя достигнуть никаких положительных духовных результатов без послушания, действиями по своей воле, а не по благословению наставника, духовного отца, старца. Митрополит Трифон (Туркестанов ; 1861–1934) 72 в своей работе о старчестве, написанной в 1895 году, рассматривает это явление всесторонне и дает его ясную и сжатую картину. Старчество основано Самим Богом. Он был Сам наставником первых людей. Когда они были в полном послушании у Него, то благоденствовали. После же грехопадения человек утратил эту прямую связь и стал нуждаться в посреднике. «В Новом Завете, – пишет митрополит Трифон, – домостроительством Боговоплощения средостение между людьми и Богом разорено Великим Ходатаем и Посредником Господом нашим Иисусом Христом, и непосредственное научение Богом стало вновь для всех возможным. Ибо в крещении нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей, но разбойник (грех) и после этого имеет возможность входить в душу и делать что хочет, ибо природа наша удобоприемлема и для добра и для зла. Человек стоит среди двух путей, то есть праведности и греха, и на какой хочет, вступает и идет по нему, ибо в крещении ветхий наш человек, влекущий нас от Бога на сторону диавола, плоти и мира, поражен смертельно, но не так, чтобы он – этот человек – не имел силы прожить еще несколько мгновений в предсмертных содроганиях, чтобы нельзя было подкрепить, восстановить и изменить его в себе сродными ему пособиями, лечением, пищею, то есть служением плоти, миру и диаволу, чтобы, ожив в нас, он не мог ослабить и даже убить в нас нового чистого человека, порожденного в нас крещением» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апостольник преподобномученицы Елисаветы. Марфо-Мариинская обитель милосердия ЖМП 12 декабрь 2022 /  14 декабря 2022 г. 14:00 Зима в российских музеях КРЕСТ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ, АВТОГРАФЫ ПЕТРОГРАДСКИХ СВЯТЫХ И ГОСУДАРЕВЫ ВКЛАДЫ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВУ ЛАВРУ  PDF-bepcuя. Апостольник и старый рояль Москва, ул. Б. Ордынка, 34, с. 5. Марфо-­Мариинская обитель милосердия. Постоянная экспозиция К 158-й годовщине со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Дом-музей великой княгини в Марфо-Мариинской обители милосердия подготовил новую экспозицию. В нее входит постоянная мини-выставка «Белый ангел», в составе которой в свою очередь демонстрируются две только что восстановленные реликвии — апостольник из натурального хлопка и наперсный кипарисовый крест, принадлежащие первой настоятельнице обители. После мученической кончины великой княгини их подняли из алапаевской шахты вместе с честными останками святой. Затем несколько поколений они хранились у благочестивых верующих, потомки которых и передали их в музейный фонд. Апостольник (часть облачения крестовой сестры) основательница обители получила от совершившего обряд посвящения в сестры милосердия 9 апреля 1910 года епископа Дмитровского Трифона (Туркестанова). «Это покрывало скроет тебя от мира, и мир будет сокрыт от тебя, но станет свидетелем твоих добрых дел, которые просияют пред Богом и прославят Его», — обратился тогда Преосвященный Трифон к будущей настоятельнице. По словам гофмейстерины великой княгини графини Александры Олсуфьевой, так и произошло: сквозь покрывало сестринского апостольника труды Елизаветы Федоровны «сияли божественным светом и вели к подвигу мученичества». Над воссозданием реликвии почти год работали специалисты мастерской, занимающейся восстановлением тканей, Всероссийского художественного научно-­реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Высококвалифицированным мастерам пришлось укреплять фрагменты вышивки, а для соответствия оригиналу белую газовую нить сначала окрашивали отваром соплодий ольхи.

http://e-vestnik.ru/reports/zima_v_rossi...

Жизнь христианина управляется законами, противоположными тем, которые управляют жизнью мирского человека. «Они не от мира, как и Я не от мира» ( Ин.17:14 ). Если сопоставить христианский мир с нашим современным миром, который можно назвать безбожным, или, лучше, языческим (так как в нем всегда поклоняются чему-нибудь, только не истинному Богу: материальному благу, науке, искусству, прогрессу, какой-нибудь философской или социальной идее, гениальной или популярной личности), то можно уподобить его антимиру, или, наоборот, наш мир с его идолами и иллюзиями так же относится к высшему миру, как антимир к реальному миру. Наш мир с его законами (имеем в виду социальные законы, обычаи и отношения) не истинен, хотя большинству из нас он кажется единственно реальным, ощутимым, осязаемым и, следовательно, истинным миром. Вспомним его неписаный закон: человек стремится к счастью, к удовлетворению своих интересов, и если они не совпадают с интересами ближнего, то он часто жертвует последними в пользу первых; он считает, что он сам – кузнец своего счастья и ведет себя так, как будто он в состоянии предвидеть будущее. Это по отношению к внешнему миру, а как обстоит дело по отношению к внутреннему? Человек старается оправдать себя в собственных глазах и обвинить других. Он живет по своей воле, то есть стремится делать то, что он сам хочет, а не то, чего от него хотят другие. Теперь сравним с этим отношением к миру и к самому себе учение Христа. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ). «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:31–33 ). «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:43–44 ). «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк.12:15 ). «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ). «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ). «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010