Февраля 4 (17) Священномученик Александр (Покровский) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Александр родился 5 июля 1889 года в селе Аксиньино Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Семена Покровского. После окончания второго курса Московской Духовной семинарии Александр Покровский Преосвященным Василием, епископом Можайским, в феврале 1910 года был определен во псаломщика к храму в честь Архистратига Божия Михаила в селе Муравлево Бронницкого уезда Московской губернии, а в октябре того же года посвящен в стихарь. 29 августа 1911 года Александр Покровский был рукоположен епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым) во диакона к храму в честь Рождества Богородицы в селе Верхоляны Коломенского уезда Московской губернии. С 1911 по 1917 год отец Александр состоял законоучителем в Костомаровской земской школе. 22 июля 1916 года епископ Можайский Димитрий (Добросердов) рукоположил диакона Александра во священника к Никольскому храму в селе Аксиньино. В мае 1917 года священник Александр Покровский был переведен в село Верхоляны. В 1930 году за неуплату налога отец Александр был приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере. В 1931 году отец Александр был приговорен за неуплату налога к двум годам лишения свободы, срок был сокращен на один год. В июле 1937 года отец Александр был назначен в храм Воскресения Христова в селе Минеево Талдомского района Московской области. В ноябре 1937 года с отцом Александром произошел несчастный случай: переходя через канал «Москва-Волга», он оступился и упал в воду. Выбравшись из воды, он зашел в деревню Федоровку, в дом знакомого крестьянина обсушиться и согреться. Пока отец Александр находился в доме, к хозяину пришли гости, и у них начался разговор о предстоящих выборах в Верховный Совет. Впоследствии один из присутствующих, вызванный в НКВД в качестве свидетеля, показал, что отец Александр говорил: «Что вам дал хорошего вождь народов? Колхозников довел до нищеты, накладывают большие налоги, отбирают последний кусок хлеба у колхозников, посылая их по миру. Советская власть всех хороших людей посажала в тюрьмы, а те, кого давно надо было пересажать, находятся у власти. Вы бы лучше не газеты, а Евангелие бы читали почаще».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Февраля 4 (17) Священномученик Сергий (Соловьев) Составитель священник Олег Митров Священномученик Сергий родился 26 сентября 1883 года в селе Шубино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Успенского храма Михаила Константиновича Соловьева. Михаил Константинович был рукоположен во священника в 1876 году и тогда же назначен на это место. Всю жизнь он отдал Успенскому храму, трудам по его благоукрашению – его стараниями храм был расписан, поставлены иконостасы в боковых приделах, закуплена вся утварь. Кроме того, отец Михаил много сделал для распространения народного образования в уезде. Его ревностное служение было оценено священноначалием, он имел многие награды, а в 1893 году его назначили благочинным Бронницкого уезда. У отца Михаила и его супруги, Екатерины Дмитриевны, было десять детей. Они создали большую, крепкую и благочестивую семью. Все братья в разные годы окончили Московскую Духовную семинарию. В августе 1894 года десятилетний Сергей Соловьев поступил в 1-й класс Донского Духовного училища, которое он успешно окончил в 1899 году и был удостоен перевода без экзаменов в 1-й класс Московской Духовной семинарии, которую он окончил в июне 1906 года. С 1906 по 1910 год Сергей Михайлович состоял учителем в двухклассной церковной школе Николо-Угрешского монастыря, а также был законоучителем монашествующих того же монастыря. 17 октября 1910 года Преосвященным Трифоном (Туркестановым) , епископом Дмитровским, викарием Московской епархии он был рукоположен во священника и определен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Шубино – того самого храма, где его крестили, где он делал свои первые шаги, где впервые познал красоту православного богослужения, храма, которому посвятил столько трудов его отец. Священник Сергий стал не только духовно окормлять свой приход, но и продолжил преподавать в церковной и земской школах. За усердную пастырскую деятельность и труды по народному образованию он был награжден набедренником (в 1912 г.) и камилавкою (в 1919 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) митрополит Трифон (Туркестанов) (в миру Борис Петрович Туркестанов). Родился он 29 ноября 1861 года в Москве. Отец его, князь Туркестанов (1830 — 1891), был прямым потомком древнего княжеского рода из Грузии. Прадед, князь Борис Панкратьевич Туркестаношвили, в память которого он получил имя, выехал в Россию при Петре I. Мать будущего святителя — Варвара Александровна, урожденная княжна Нарышкина. Во время тяжелой болезни сына, еще младенца, когда врачи потеряли надежду на его выздоровление, мать ходила в церковь святого мученика Трифона и молилась об исцелении сына, обещая после выздоровления посвятить его Богу и, если сын сподобится монашеского чина, дать ему имя Трифон. Когда младенец выздоровел. Варвара Александровна совершила с ним поездку в Оптину Пустынь к прославленному на всю Россию старцу Амвросию. Встречая их, старец неожиданно сказал стоящему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея женщину с ребенком. В 1887 году Борис, получив благословение родителей, поступил послушником в Оптину Пустынь к старцу Амвросию, который и благословил его на монашество. В 1891 году Борис принял монашеский постриг с именем Трифон в честь святого мученика Трифона — так исполнился обет, данный матерью. Вскоре о. Трифон был рукоположен в иеродиаконы, а затем в иеромонахи. Старец Амвросий благословил его на учебу в Московской Духовной академии. Во время учебы иеромонах Трифон избрал служение в пересыльной тюрьме. В 1895 году о. Трифон окончил Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Древнехристианские и Оптинские старцы». Он знал пять языков: греческий, латынь, французский, немецкий и английский. С 1895 по 1901 год о. Трифон был смотрителем Московского Духовного училища, ректором Вифанской, а затем Московской Духовных семинарий. 18 июля 1901 года он стал епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и был на этом посту почти 15 лет. Епископ Трифон часто совершал богослужения, очень полюбившиеся москвичам, много проповедовал, вел огромную церковную и общественную работу, не оставляя и своих научных трудов. За удивительный дар слова верующий народ прозвал его «Московским Златоустом». Владыка был духовно связан со многими подвижниками Русской Церкви — Оптинскими старцами Анатолием и Варсонофием (которого возвел в сан архимандрита), старцем Гефсиманского скита Варнавой, старцем Захарией. После начала Первой мировой войны епископ служил в действующей армии. На польском фронте он получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву с расстроенным здоровьем. В 1916 году епископ Трифон ушел на покой в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. После поездки на фронт он снова возвратился в 1917 году в Новый Иерусалим.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/tri...

митрополит Трифон (Туркестанов) (11.12.1861–14.06.1934) Гимнография Патрология Проповеди митрополит Трифон (Туркестанов) Духовный писатель и талантливый проповедник, гимнограф. Биография Детство и образование Родился в семье князя Петра Николаевича Туркестанова (1830—1891) и Варвары Александровны Туркестановой (урожденной Нарышкиной, 1834—1913). Борис был вторым ребенком в семье — после своей старшей сестры Екатерины. Всего же в семье было шесть детей. По отцу он принадлежал к грузинскому княжескому роду, восходящему к XV веку; его прапрадед, князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркестанов, переселился из Грузии в Россию при Императоре Петре I (1689—1725). Раннее детство его протекало в Москве и в подмосковном имении матери — селе Говорове (недалеко от теперешнего Востряковского кладбища), где в большом старинном парке с двумя прудами располагался одноэтажный дом с террасой; здесь же, в парке, стоял каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С детских лет Борис привык к церковным службам, постовым говениям и праздникам, к размеренному, устоявшемуся и освященному церковному быту. В младенчестве Борис был очень слаб и часто болел. В одно время он так расхворался, что врачи не надеялись на его выздоровление, и тогда верующая мать прибегла к Врачу небесному. Она любила молиться в церкви мученика Трифона, находившейся на окраине Москвы, и теперь стала просить святого мученика за своего малютку-сына, обещая, если он выздоровеет, посвятить его на служение Богу. После этого мальчик стал быстро поправляться и скоро совсем выздоровел. Однажды Варвара Александровна совершила поездку с сыном Борисом в Оптину пустынь. Когда они подходили к хибарке преподобного Амвросия, старец неожиданно сказал стоявшему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея приближавшуюся женщину с ребёнком. Борис Туркестанов учился в частной классической гимназии известного педагога Л. П. Поливанова, одной из лучших в Москве (она располагалась на Пречистенке). К концу 1870-х годов относится его знакомство со старцем иеромонахом Варнавой (Меркуловым), которого гимназист Борис Туркестанов посетил во время говения в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры в дни Петрова поста. С этого времени началось его духовное знакомство с преподобным Варнавой, продолжавшееся до конца жизни старца (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Жизнь моя сложена из каких-то этапов: от одной вехи до другой. Сначала наибольшее влияние на меня имел отец, а также архимандрит Севастиан (Фомин), затем — о. Федор Шебалин, настоятель храма Тихвинской Божией матери в селе Алексеевском. От него — без перерыва — о. Александр Воскресенский, настоятель храма Иоанна Воина на Якиманке, потом — Святейший Патриарх Алексий, с которым мы были оба под водительством о. Зосимы (Иджилова), старца Патриаршего Богоявленского собора, — в этом я и формировался. В свои довоенные годы я был прихожанином сначала Николо-Столпенской церкви на Маросейке (в церковь в Кленниках меня не водили: о. Алексия Мечева к тому времени в живых уже не было, и община перешла в разряд не поминающих Митрополита Сергия), потом — Успения на Покровке, потом делил между Елоховским храмом, тогда уже собором, и церковью Петра и Павла у Яузских ворот — по мере закрытия храмов, два года был прихожанином Дорогомиловского собора и церкви Троицы на Воробьевых горах. Митрополит Трифон (Туркестанов) Митрополит Трифон (Туркестанов) Митрополит Трифон (Туркестанов) в послереволюционные годы был подлинным духовным лидером Москвы благодаря своей интеллигентности, образованности и глубокой духовной жизни. В молодости он около двух лет провел в Оптиной пустыни под руководством старца Варсонофия, потом всю жизнь стремился к уединению, к молитве, но ему все время давали все новые и новые послушания. Во время первой мировой войны он пошел полковым священником в действующую армию, оставил очень интересные записки. После революции лишился всех своих церковных должностей и стал московским духовником. Несмотря на свою устремленность к молитве, он оставался человеком своей среды, прекрасно знал литературу, написал даже драму. В студенческие годы он отдал дань увлечению театром, а потом, будучи ректором Вифанской духовной семинарии, делал постановки на библейские темы. Умер он 1 июня 19 34 года. Московский церковный народ его очень почитал, его смерть и похороны вылились в настоящую демонстрацию. Я, к сожалению, на похоронах не был, хотя мог бы быть, мне уже было восемь лет. Отпевали его на Сухаревке в церкви Адриана и Наталии и до Немецкого кладбища огромная процессия шла за гробом. По Москве тогда религиозные процессии были запрещены — и все же масса людей под проливным дождем сопровождала его .

http://pravoslavie.ru/1961.html

Arhiva La Biblioteca de stat a artelor din Rusia cu participarea colaboratorilor Consiliului de Editare a fost inaugurat o expoziie de fotografie bisericeasc din mijlocul secolului XX 30 octombrie 2013 14:44 28 октября 2013 года в Голубом зале Российской государственной библиотеки искусств состоялась презентация выставки «Молитва во мраке. Фотосвидетельства иподиакона Сергия Лисевицкого». На выставке впервые представлена коллекция фотографий старейшего читателя РГБИ С.Н. Лисевицкого. Тема экспозиции — жизнь Русской Православной Церкви и виды Москвы 1940–70-х годов. Сергей Николаевич Лисевицкий (1915-1994) был иподиаконом известного архиерея Русской Православной Церкви митрополита Трифона (Туркестанова). После смерти владыки Трифона он служил иподиаконом при Патриархах Московских и всея Руси Сергии , Алексии I и Пимене . Одновременно он работал в Литфонде, читал лекции от общества «Знание», много путешествовал и никогда не расставался с фотокамерой. Участник и свидетель исторических церковных событий, С. Лисевицкий оставил обширную коллекцию необычных снимков. На них запечатлены как богослужения, церковные торжества, встречи с представителями Поместных Православных Церквей и христианских исповеданий, так и портреты Патриархов и многих выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, в том числе митрополитов Николая (Ярушевича) и Питирима (Нечаева) . Духовное служение сочеталось у иподиакона Сергия с любовью к родному городу. Его камера зафиксировала Москву такой, какой она была в середине прошлого века: с уцелевшими храмами, тихими улочками, старинными особняками и уютными двориками. Автор старался сохранить облик города, который менялся на глазах. Выставку открыла директор Российской государственной библиотеки искусств А.А. Колганова. С приветственным словом от Издательского Совета Русской Православной Церкви выступил научный сотрудник Сектора библиотечного наполнения А.С. Тагоченков. Об экспозиции выставки и о биографии Сергея Николаевича Лисевицкого рассказала куратор экспозиции, научный сотрудник библиотеки искусств Д.Я. Чанышева.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3333314...

В Алма-Ате открылась фотовыставка «Светильник Церкви Русской», посвященная 25-летию прославления святого Иоанна Кронштадтского 6 ноября 2015 г. 10:40 4 ноября 2015 года в зале церковных собраний при Свято-Никольском соборе в Алма-Ате открылась выставка фотографий «Светильник Церкви Русской», посвященная 25-летию прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Организаторами экспозиции выступили издательский отдел и комиссия по культуре Казахстанского митрополичьего округа , при поддержке алма-атинской Центральной воскресной школы. В открытии выставки приняли участие митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , настоятель Свято-Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, руководители епархиальных отделов и комиссий в священном сане, настоятели и духовенство храмов Алма-Атинской епархии , настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники епархиального управления; студенты Алма-Атинской духовной семинарии , прихожане городских храмов. Гостем мероприятия стал советник акимата города Алма-Аты по вопросам работы с религиозными объединениями В.А. Иванов. Открывая выставку глава Православной Церкви Казахстана обратился к собравшимся с приветственным словом. «Четверть века назад на Поместном Соборе Русской Православной Церкви под председательством приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II был причислен к лику святых настоятель Андреевского собора в городе Кронштадте протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Канонизация горячо любимого верующим народом Кронштадтского пастыря стала великим торжеством Церкви Христовой. В течение 53 лет совершал свой пастырский подвиг отец Иоанн, освящая молитвой и трудами жизнь православных христиан в России в непростое время, на рубеже исторических эпох. По высказыванию одного из современников праведного отца Иоанна, епископа Трифона (Туркестанова), он в дар Господу " принес всецелую, полную самоотвержения, самопожертвования любовь к Богу и ближним " . Хорошо известен был Кронштадтский пастырь и в пределах современного Казахстана. По представлению павлодарского купца Артемия Ивановича Дерова отец Иоанн благословил начало разработок Воскресенского угольного рудника, положив начало Экибастузскому разрезу — крупнейшему угольному месторождению Казахстана; при молитвенной и финансовой поддержке отца Иоанна начала свою деятельность Православная Киргизская миссия в городе Семипалатинске. О благодатной помощи Кронштадтского праведника свидетельствуют наши земляки, мученики за Христа в Семиречье — священник Евстафий Малаховский и летописец Восточного Казахстана священник Борис Герасимов. Кронштадтский подвижник своим благословением укрепил в решении " выйти на трудный путь пастырства " студента Московской духовной академии Александра Соловьева, будущего настоятеля Знаменского собора Семипалатинска, выдающегося церковного и общественного деятеля Прииртышья конца XIX — начала XX века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В Марфо-Мариинской обители в день 100-летия со дня ее основания состоится праздничное архиерейское богослужение 20 февраля 2009 г. 19:51 Марфо-Мариинская Обитель милосердия была создана трудами и на средства великой княгини Елизаветы Феодоровны в начале XX века. В мае 1907 года по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира, с помощью Городской думы, Елизавета Феодоровна приобрела на свои деньги владение с четырьмя двухэтажными домами и огромным садом в Замоскворечье, на Большой Ордынке. В 1910 году епископ Трифон (Туркестанов), один из друзей-покровителей обители, посвятил первых 17 сестер во главе с великой княгиней в крестовые сестры, а официальное открытие Марфо-Мариинской обители милосердия состоялось 23 (10) февраля 1909 года. 23 февраля 2009 года в Покровском соборе обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Красногорский Савва совершит Божественную литургию и молебен. Начало литургии в 9.00. После праздничного богослужения все собравшиеся будут угощены горячей пищей из полевой кухни. Также в обители состоится концерт духовной музыки, сообщает Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного . Программа «Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания» осуществлялась с конца 2006 года под руководством председателя попечительского совета программы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , сопредседателей главы ОАО «РЖД» В.И. Якунина (председатель попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного) и мэра Москвы Ю.М. Лужкова . Началу работы программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания» предшествовало принесение мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в епархии Русской Православной Церкви в 2004-2005 годах. Это событие, состоявшееся по инициативе и при непосредственном участии Фонда Андрея Первозванного, стало первым совместным проектом Церкви в Отечестве и за рубежом.

http://patriarchia.ru/db/text/563247.htm...

Галина Гурьевна Гуличкина, редактор, архивист Издательства Сретенского монастыря с 1998 года. Окончила Московский государственный историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет), 9 лет прослужила в Отделе рукописей Ленинской библиотеки. С 1981 года работала под руководством митрополита Питирима (Нечаева; † 2003) в Издательском отделе Московского Патриархата, после упразднения которого трудилась в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата под руководством митрополита Кирилла (Гундяева; ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Галиной Гурьевной подготовлено к изданию около 20 книг: воспоминаний, писем выдающихся иерархов XIX века, миссионеров и подвижников, в том числе « Записки Московского викария » архиепископа Леонида (Краснопевкова); сборник писем, молитв, поучений и слов митрополита Трифона (Туркестанова) «Храм Божий – это земное Небо», сборники писем святителя Иннокентия (Вениаминовя) « Быть полезным Отечеству » и святителя Макария (Невского) « Не отчаиваюсь в Божией помощи » и многие другие. В 2002 году был издан каталог митрополита Мануила (Лемешевского; † 1968) « Русские православные иерархи . 992–1892» в трех томах. К сожалению, пока нет возможности продолжить это издание. Недавно в Издательстве Сретенского монастыря под редакцией Г.Г. Гуличкиной вышла книга архиепископа Саввы (Тихомирова) « Хроника моей жизни ». Архиепископ Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 688 с. : ил. «Ах, детки мои, детки мои!» – Галина Гурьевна, вы подготовили к изданию воспоминания и письма многих выдающихся церковных деятелей. Что вам было особенно важно в такой работе? – Мне всегда интересна, прежде всего, личность человека. Так, когда я работала над изданием писем святителя Иннокентия (Вениаминова), меня очень тронули его душевные переживания, связанные с семьей. В возрасте 42-х лет отец Иоанн овдовел. Он очень тяжело переживал эту потерю и как бы «замер от удара судьбы»: ближайший друг и помощница в его трудном деле была отнята у него Промыслом Божиим. Митрополит Филарет (Дроздов), как мог, утешал горюющего батюшку и советовал принять монашество. Но беспокоившийся о своих осиротевших детях отец Иоанн не сразу согласился на это предложение. Чтобы укрепить душевные силы и прийти к правильному решению, он посетил Троице-Сергиеву, а затем Киево-Печерскую Лавры. Его дети благодаря ходатайству митрополита Филарета были устроены: сыновья переведены из Иркутской духовной семинарии в Петербургскую, а дочери приняты в столичную школу для девочек. Отец Иоанн не стал противиться воле Божией и в 1840 году принял монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Кульчицкого; † 1731).

http://pravoslavie.ru/102844.html

митрополит Анастасий (Грибановский) (18.08.1873–22.05.1965) Заметки Послания Слова и речи митрополит Анастасий (Грибановский) Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, председатель Архиерейского Собора и Синода, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Биография В миру Грибановский Александр Алексеевич, родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Терновский район Воронежской области), где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать — Анною. По окончании Тамбовских духовных училища и, в 1893 году, семинарии, он поступил в Московскую духовную академию на казённый счет. Учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В то время ректором там был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий первоиерарх Русской Церкви Заграницей, который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии, а впоследствии – патриархом Московским. Почти через год по окончании академии, в апреле 1898 года, Александр был пострижен Тамбовским епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита, празднуемого Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха. Педагог в духовных школах В августе 1898 года ректором Московской духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года. В 1900 году он назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, а в июле 1901 года – преподавателем, а затем и ректором Московской духовной семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан архимандрита. Свое педагогическое служение в эти годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика. Епископ Серпуховский

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010