Конференция «Образ Богоматери в древних иконах южной Италии» прошла в Москве 12 февраля 2009 г. 11:05 10 февраля в Москве в культурном центре «Покровские ворота» состоялась Конференция «Образ Богоматери в древних иконах южной Италии». Конференции предшествовала презентация одноименного альбома-календаря на 2009 год  («Царица небесная»,  Милан-Минск, 2008), а также открытие фотодокументальной выставки, посвященной древним иконам Южной Италии и развернутой в зале КЦ «Покровские ворота». Итальянские  историки и искусствоведы, подготовившие издание, которое открыло русскому читателю малоизвестную страницу христианского искусства, приехали в Москву на конференцию, чтобы пообщаться со своими российскими коллегами. Итальянскую делегацию возглавил архиепископ Микеле Пеннизи — историк, правящий архиепископ епархий Пьяццы Армерины (Сицилия). Среди участников конференции были известные российские историки искусства — специалисты по иконописи. Открывая конференцию, директор КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири представил итальянских гостей как «живых свидетелей, живущих бок о бок с теми иконами, о которых нам так хотелось бы узнать». Он подчеркнул, что конференция ставит «принципиальные для нас вопросы — о диалоге между христианами Востока и Запада, точкой отправления в котором мы считаем само явление Христа». В древних иконах юга Италии проявляются общие христианские корни Европы, «когда христианский мир еще имел общий язык — язык иконографии», отметила куратор выставки, составитель альбома-календаря Джованна Парравичини — представитель фонда «Христианская Россия», атташе по культуре представительства Ватикана в РФ. Она выразила особую благодарность профессорам МГУ Ольге Поповой и Энгелине Смирновой за помощь в подготовке альбома-календаря и сообщила, что готовятся к изданию новые выпуски, посвященные древним иконам Синая, Рима и Киева. Каждый такой альбом сопровождают обширные профессиональные комментарии. Автор текста к альбому «Царица Небесная» — искусствовед, научный сотрудник Папского Комитета по культурному наследию монсеньор Мишель Берже сделал доклад «Присутствие и значение иконы в Италии на протяжении веков», сопровождая его показом слайдов. Вначале он отметил, что иконопись в большинстве случаев ассоциируется с Византией, с Русью, с Балканами. Говоря об иконе, мы сразу вспоминаем Владимирский образ Богоматери и «Троицу» Андрея Рублева. Однако немногие, в том числе и сами итальянцы, знают, что в Италии находятся более древние иконы.  Свое описание и анализ докладчик начал с образа Богоматери из Андрии, сопоставляя ее иконографию как раз с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, находящейся в Государственной Третьяковской галерее.

http://patriarchia.ru/db/text/556612.htm...

В Москве состоялся православно-мусульманский диалог на тему свободы творчества Москва, 2 марта 2006 г . Проблема соотношения свободы творчества и уважения чувств верующих объединила в совместной дискуссии православную и мусульманскую общественность. Во время встречи, состоявшейся вчера в Паломническом центре Московского Патриархата, приняли участие преподаватели и студенты Московского исламского университета, представители Союза православных граждан и Союза православных татар, а также искусствоведы и юристы, передает ИТАР-ТАСС. Ректор Исламского университета муфтий Марат Муртазин, затронув тему " карикатурных войн " , подчеркнул, что " говорить об абсолютности свободы слова здесь неуместно " . По его мнению, назрела необходимость " преподавания в школе знаний о религиях " . В то же время муфтий заметил, что " благодаря своей образованности, российские мусульмане на провокации не поддались " . " Расхожее мнение о том, что свобода слова и творчества безграничны – это неправда с правовой точки зрения " , – отметил в своем выступлении зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, в российском законодательство достаточно положений, в которых " оскорбление чувств верующих считается преступным деянием " . " Тем не менее, – подчеркнул отец Всеволод, – они зачастую не работают, и оскорбление происходит, причем в вызывающем виде " . Отметив, что он солидарен с мусульманами, оскорбленными карикатурами, священник напомнил также о кощунственной выставке " Осторожно, религия " , где православные святыни были выставлены в уничижительной форме. Представитель Московского Патриархата призвал власти " вовремя пресекать кощунство " . Искусствовед по образованию, священник Борис Михайлов привел пример, как удалось избежать " силового ответа " со стороны верующих. Когда осенью в Третьяковской галерее на Крымском валу на выставке " Русский поп-арт " был представлен экспонат в виде оклада иконы, закрывающего массу черной икры, православные священники обратились к руководству музея с протестом, и этот экспонат был тут же снят. Муфтий Марат Муртазин, отметив важность совместных встреч православной и мусульманской общественности, предложил следующую провести в Исламском университете и посвятить ее " проблеме унижения военнослужащих " . 2 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16468.html

Композитор Алексей Рыбников завершает работу над трилогией на темы Священного Писания 5 декабря 2005 г. 11:30 Композитор Алексей Рыбников — автор знаменитой «Юноны» и «Авось» —  завершает трилогию на темы Священного Писания. Сейчас он работает над симфоническим произведением «Покаянные псалмы». «Я подготовил литературную основу сочинения — это будет произвольный сюжет не только на тему псалмов царя Давида, но и рассказ о судьбе некоего монаха и его покаянной молитве», — сказал композитор в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС. «Покаяние — это очень сокровенная, сложная тема, и я думаю, что буду работать над этим сочинением не один год», — отметил он. В мае этого года в рамках московского фестиваля искусств «Черешневый лес» состоялась мировая премьера пятой симфонии Алексея Рыбникова «Воскрешение мертвых» на тексты ветхозаветных пророков. Симфония исполнялась на четырех языках —  греческом, иврите, латыни и русском. Сочинение предназначено для оркестра, органа и камерного хора. А первым произведением композитора на библейскую тему стала опера «Литургия оглашенных», написанная около 10 лет назад. Эта грань творчества Рыбникова недавно отмечена наградой Русской Православной Церкви. В связи с 60-летием со дня рождения, а также «за труды по утверждению в молодежной среде идеалов духовности средствами музыки» композитору 15 ноября был вручен орден святого благоверного князя Даниила Московского . 8 декабря в Большом зале московской консерватории состоится юбилейный концерт маэстро, в котором среди других участников выступит хор Свято-Никольского храма при Третьяковской галерее под управлением Алексея Пузакова. Первой совместной работой композитора и этого коллектива было выступление в январе на православной выставке-ярмарке. Тогда впервые была представлена программа «Время молчать — время говорить», в которой прозвучали произведения священнослужителей. «Пение святоникольского хора очень духовное, его участники вкладывают всю душу в исполнение, и я хотел бы продолжить наше сотрудничество», — сказал Алексей Рыбников. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/66201.html

Вопрос: скажите, пожалуйста, что делать, если начальник охраны подходит и просит покинуть музей, несмотря на то, что это не преподаватели и студенты? Ответ: попросите, пожалуйста, сформулировать сотрудника Галереи претензии. Может быть они касаются комфорта других посетителей или правил посещения (рюкзаки, еда, профессиональная фотосъемка). Также вы можете попросить пригласить администратора Галереи для обсуждения проблемы. Сотрудники службы безопасности могут попросить покинуть музей только в одном случае, если посетитель ведет себя неадекватно, угрожает безопасности экспонатов и других посетителей. Если ситуация касается неправильно оформленной экскурсии или занятия, то сотрудники службы безопасности не препятствуют осмотру музея, но могут попросить завершить работу экскурсовода. Фото: Евгений Птушка/Strana.ru Вопрос: то есть приехала группа детей и учитель, их сопровождающий, не может с ними пройтись по музею в удобное этой группе время и поговорить? Надо брать обязательно только то, что представляет галерея? Ответ: да. У нас разные условия заполняемости залов в разных зданиях. Как правило, групповые учебные занятия планируются заранее, к новому учебному году в Третьяковской галерее будет разработана удобная система подачи заявок. Это обеспечит учебной группе комфортное посещение музея и проведение занятия. Вопрос: я преподаю историю искусств, у меня бывает, что кто-то из учеников настоящих или бывших хочет составить мне компанию на какой-то выставке, это бывает сложно спланировать, просто захотели и пошли. Если мы будем общаться в музее, я естественно веду себя скорее как преподаватель, нежели как мама этого ребенка или его подруга. Со стороны это будет выглядеть как 100% занятие или экскурсия. Ответ: если у вас спланированное учебное занятие для группы любой численности, пожалуйста, оформите заявку. Если вы просто идете компанией в музей, пожалуйста, обсуждайте, обменивайтесь мнениями, не мешая другим посетителям. Вопрос: я не педагог (любитель искусства, блоггер, историк моды, культуролог), но хочу провести настоящую экскурсию для небольшой группы друзей, подписчиков, коллег. Как мне это оформить?

http://pravmir.ru/sotrudnik-tretyakovki-...

Мы верим, что тело, пока живет человек, служит ему рамкой и до известной степени ограничивает его дух. После смерти эта рамка распадается и дух приобретает большую утонченность, он становится, так сказать, более зорким и проницательным. И вот я представляю себя после смерти таким духом, а передо мной громадная карта. Эта карта тянется во все стороны без конца и теряется по краям в дымке дали. Карта это – поле человеческой жизни. На ней в одних местах скучены тысячи и миллионы людей, на других кое-где разбросаны отдельные точки, третьи – голые пустыри. По карте вьются реки, речки и ручьи. Бьют из земли родники, вытекают из гор из-под камней источники. Эти ручьи и речки, ключи и родники сливаются вместе, переплетаются, впадают в море, там и сям вновь начинают бить из земли. Одни из них чистые, живые, жизненосные. Где явятся, там начинается жизнь: пробивается травка, зеленеют пески, пустыня становится садом. другие несут с собой заразу, болезнь, гибель и смерть. Подмывают берега и рушат дома, крутят омуты и топят лошадей, выделяют из себя губительные туманы, несут в питье отравленную зараженную воду. Все эти горные ленты на карте, все эти реки, ручьи, рудники, – всё это жизни, вернее, деятельности отдельных людей. Длинные и большие ленты – широкие и глубокие ленты. Это жизни великих людей, оказывающих на жизнь человечества крупное влияние. Ленточки маленькие – жизнь маленьких, таких как мы с вами, людей. Смотрю я на эту карту просветленным взглядом и вижу свою черту. Вижу и всё, что она оставила за собой: кого затуманила, кого заразила отравой, кого закружила в омуте, кому подточила основы, разрушила, подмыла фундамент. Вижу всё это и сознаю, что всё это уже не поправимо. Сознаю непоправимость и мучусь. Понял всю скверность всей жизни, почувствовал весь причиненный человечеству вред и ничем не могу поправить. Никогда. Сделано – и не изменишь. Вписано – и не изгладишь. Пущен огонь и никак сам не погасишь. Согласитесь, что такое состояние ужасно и непоправимо. Помните картину Репина в Третьяковской Московской галерее «Иоанн Грозный над трупом убитого им сына». Какой ужас на лице убийцы отца! Какое отчаяние в глазах! В припадке безумия, исступлённого гнева, несчастный отец убил своего сына. Убил и спохватился. Пришел в себя. Опомнился, бросился на труп. Рыдает, обнимает, но поздно. Помочь уже нельзя. Никогда! Какая мука! Какие страдания! Чего бы он не дал, чтобы вернуть. Но вернуть невозможно: что сделано – то сделано 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Елена Анашкина: - Конечно, есть и положительные, и отрицательные. Нельзя отрицать, что психологи, действительно, нужны, действительно, помогают людям справиться с какими-то определенными жизненными трудностями. Но, вообще, человек, а особенно очень занятой человек, городской человек, человек, который привык жить с доставкой, такси – у нас по Москве ездят роботы Яндекса совершенно миленькие, мы привыкли к тому, что нам все нужно быстро: на кнопочку нажал все получил, и я иногда сама этим грешу, к сожалению, – хочет волшебную пилюлю от всего. Чтобы была панацея. У меня что-то случилось – мне сказали один, два, три, четыре, пять – я это сделала и все. В принципе, к этому склонны, мне кажется, все. Особенно люди и занятые, и стремящиеся к какому-то комфорту. Такому самому примитивному комфорту. Тут где-то посмотрел, тут где-то увидел – хочу быть просветленным, в моменте, в потоке и на золотом диване сидеть. Нет, есть люди, конечно, нуждающиеся в помощи. Но вот эта потребность чтоб кто-то решил за меня быстро, сразу и много – она в какой-то мере есть у всех. И здесь как раз выступает личная образованность человека. И тут опять же много факторов. В принципе, человек может помочь себе сам. Но для этого нужна определенная база, определенный опыт, не только его личный. Как человек может получать опыт? Прочитывая литературу, посещая музеи, слушая музыку, интересуясь какими-то историческими событиями, и анализируя, и собирая все то, что он узнал в концертном зале, в Третьяковской галерее – это все собирается в одну картину. Это не музыка и живопись, литература, история, химия – это единая картина о мире и человечестве. И когда человек стремится к объединению знаний и инструментов, то какие-то рядовые, бытовые вопросы, скорее всего, будут решаться за счет набранного опыта. Не личного, а приобретенного. Так устроен человеческий мозг, что тут увидел, тут узнал – собрал, и вот мозг воспринимает это, как опыт. Нам не обязательно самому что-то пережить, чтобы понимать, что это плохо - хорошо, подходит - не подходит.

http://radonezh.ru/2023/12/05/psihologiy...

— Строительство будет осуществляться централизованно? — Город выделил участки, городские проектные институты помогли разработать более тридцати проектов типовых храмов, которые позволят удешевить строительство и в то же время помогут привнести архитектурное разнообразие. А вот деньги из городского бюджета выделяться не будут, так что строительство не ударит по карману рядовых москвичей. Его финансирование возьмут на себя спонсоры, которые уже сейчас выразили желание сотрудничать со специально созданным Фондом.  Ожидается, что реализация всей программы займет три-четыре года. Сегодня уже определены места для первых тридцати пяти храмов. Мы очень внимательно подходим к выбору площадок: важно, чтобы возведение новых церквей не ущемило интересы местных жителей. Уверен, что нам удастся осуществить задуманное, новые храмы украсят наш город и Москва вновь будет славиться как город «сорока сороков». — Но помимо строительства новых остается и проблема возвращения Церкви старых храмов. Сейчас идет принятие закона о собственности религиозных организаций. Какова позиция Церкви в этом вопросе? — Важно, что новый закон только регламентирует условия передачи, а не предписывает вернуть все и сразу. Это правильно. Нам нужно, чтобы все стороны получили гарантии: ведь в бывших храмах сегодня квартирует множество организаций, которые боятся оказаться на улице. Новый закон гарантирует им новые помещения. Кроме того, закон решит вопрос относительно собственности Церкви на те храмы, в которых сегодня уже совершают службы и есть приходская жизнь. Пока формально они находятся лишь в пользовани, а новый закон закрепит право церковной собственности на них. Важно также, что закон не касается музейных и архивных фондов, то есть не затрагивает вопроса передачи икон и других святынь из музеев в храмы. Мы считаем, что верующие всегда должны иметь возможность поклониться святыне, но в то же время ее сохранение требует постоянного внимания специалистов, а потому мы выступаем не за механическую передачу всего, способную разорить музеи, а за разумное сотрудничество. Например, в Третьяковской галерее действует сегодня свой храм, где проходят регулярные богослужения и где верующие могут поклониться великим православным святыням, находящимся при этом под постоянным контролем музейных специалистов.

http://pravoslavie.ru/42694.html

Поступок Подпорина и пассаж Ерофеева прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Андреевич Проханов : Ситуация с нападением на картину облетела все СМИ и, как бывает в наше время, мгновенно политизировалась. Любое явление в гастрономии становится политическим событием. Человек, кинувшийся с металлическим столбиком на картину, не является националистом и адептом Ивана Грозного. Выпил сто грамм водки и стал абсолютно неуравновешенным. Я слышал его голос, мне показалось, что он говорил с кавказским акцентом. Скорее всего, это был гость столицы или гастарбайтер, поэтому этого человека очень трудно приравнять к националистам. Я думал над этим инцидентом. Когда Ерофеев говорит, что русскому национализму чуждо искусство и чувство понимания искусства, он фальшивит. Эта картина создавалась в пору расцвета русского самосознания. В те времена были написаны такие произведения, как «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов». Это были русские люди, у которых вспыхнуло национальное чувство, любовь к своей истории. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» написана русским националистом. Сама картина является продуктом русского самосознания, исследующего родную историю и извлекающего из нее уроки и назидания. Картина написана блестящим художником и раскрывает не исторический эпизод, было не было, а безумие и горе человека, который опомнился после совершения греха. Это очень сложное человеческое переживание, момент покаяния, позднего и ужасного раскаяния. Эти глаза, безумное лицо и страдание. Это психоделическая картина – художнику удалось выразить сложнейшее психиатрическое чувство. От картины Репина веет этим безумием и раскаянием – она захватывает зрителя. Смотреть ее тяжело, но и оторваться от нее невозможно. Подпорин выпил водки, был неуравновешен и, может быть, чем-то огорченным и попал под воздействие репинского гения. Фигура Ивана Грозного здесь не при чем – нападавшему она была равнодушна. Он подпал под изливающееся от картины безумие. Это свидетельствует о том, что картины в Третьяковской галерее живые – русская классика жива, она не умерла, но подтвердила свою жизнь таким странным или даже ужасным способом.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/29/va...

— В Минобрнауки любят говорить о культурологическом характере ОПК, без которого нельзя понять ни нашей живописи, ни литературы. Что именно дети будут изучать по Вашему учебнику? – Это не будет экскурсия по Третьяковской галерее. Христианская культура это не мир картин, а мир человека. С его болью, надеждой, поиском… И я не хотел бы, чтобы наш учебник превратился в пересказ тысячестраничной Библии. Зачем ребенку переноситься из его мира в мир древних людей и их отношений с их женами и соседями? Думаю, что разочарую многих богословов, но я исхожу из того, что человек сам прочитает Библию, если поймет, что эта книга и про него самого. Но прежде мой собеседник-школьник должен познакомиться с самим собой — со странным существом, которое живет в его теле и называется душа. — Вы говорите «никого не травмировать». А дети из неправославных семей? — Курсу ОПК будет альтернатива: уроки светской этики, исламской или, скажем, буддистской культуры. Я опасаюсь другого: мы напишем учебник, а наши собраться из других религий запоздают с созданием учебника аналогичного вкуса и качества. И в министерстве скажут: «Мы не можем дать вам преимущество, поэтому подождем, пока подтянутся остальные». И получится «как всегда». Надеюсь, что объявлением о создании нашей редколлегии мы спровоцируем приступ профессиональной ревности и зависти у наших коллег из других религий. Давайте работать, а в будущем и объединим усилия, чтобы наши коллективы прочитали учебники глазами друг друга! — Был же единый учебник по истории мировых религий. Не обернется ли его дробление на отдельные курсы расколом общества по конфессиональному признаку? Ведь дети со школы начнут делиться на христиан, мусульман, иудеев! — Не перестаю удивляться современному обществу, где сексуальная тематика считается публичной, а религиозная – интимной. Всегда было наоборот! У нас любят говорить, что сексуальное просвещение необходимо, чтобы дети не узнали «об этом» в подъезде. Так давайте введем религиозное просвещение в классе! Иначе дети узнают «в подъезде» и о нем. Например, из скинхедских листовок, интернет-сайтов. Русская школа должна дать детям не-экстремистское знание об исламе, иначе нас взорвут. Но если не избежать ответственного разговора об исламе, то не должно быть испуга и перед аналогичным разговором о православии.

http://pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-ku...

Священник говорит, что наказание за преступление должно быть неотвратимым и достаточно адекватным. В этом деле важен прецедент, чтобы другим было неповадно. Безнаказанность развращает, и если кто-то видит, что человек ушел от ответственности, или получил «легкое» наказание, то он вполне может совершить такое же преступление в надежде что и ему это сойдет с рук. Отец Александр напомнил о плясках кощунниц на амвоне Храма Христа Спасителя. Если бы не было судебного разбирательства по этому делу и женщин не приговорили к реальным срокам лишения свободы, то вполне возможно, что у них появились бы последователи. По времени судебные заседания в Новосибирске совпали с еще одним актом вандализма - в Третьяковской галерее. Директор галереи назвала нападение на картину Ильи Репина «событием страшным и пугающим», сравнив его с терроризмом. Столь же страшным и пугающим предстает перед нами и дело новосибирского вандала, не только разрушившего памятник святым страстотерпцам, но и оскорбившего религиозные чувства православных христиан. Димитрий Кокоулин , журналист, Новосибирск Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/04/v_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010