В Звенигороде обнаружены фрески начала XV века Звенигород, 8 сентября 2015 г. Почти два столетия под метровым слоем кирпичей скрывалась настоящая реликвия - древняя живопись начала XV века. Фрагменты уникальных фресок архитекторы обнаружили в Успенском соборе на Городке в Звенигороде во время реставрации почти под куполом храма - на подпружных арках, сообщает «Благовест-Инфо» со ссылкой на телеканал «Культура».      От фресок сохранились лишь небольшие части, но художникам - реставраторам уже удалось установить их примерные сюжеты, например, в верхней части арок изображены серафимы, это ангельские чины, и можно видеть их крылья. Искусствоведы предполагают, что автором фресок был Андрей Рублев - знаменитый иконописец начала XV века, чьей кисти принадлежит известная «Троица». Это косвенно подтверждает и манера письма, и то, что ранее в этом же храме на предалтарных столбах обнаружили живописные композиции, которым приписывают авторство Рублева. «Вот есть эти тончайшие смеси, в которых появляются фиолетовые тона. Они достигаются за счет определенной работы иконописца с пигментами», - показывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега. Чтобы восстановить все эти цвета, реставраторам понадобится ни один месяц . Фрески еще не открыты полностью - на них остались следы грунта и поздние слои штукатурки. «Все, что сохранилось на стенах, уцелело чудом», - говорит искусствовед Полина Тычинская. - Живопись была сбита со стен в XIX веке, и основная часть находится в яме для гашения извести». В Успенском соборе на Городке - уникальном образце ранне московского зодчества рубежа XIV-XV веков - это первая реставрация за все время его существования. И сделано сразу несколько открытий. Так, например, все окна в храме были высокие и узкие. А крыша была не скатная, как сейчас. Здание вершили сразу несколько сводов, напоминающих кили кораблей. «Закомары - это завершение фасада. Три закомара завершают его. Мы видим, что такие полукружия открылись в результате работы архитектора», - рассказывает сотрудник Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Дмитрий Седов. Параллельно с реставрацией фресок искусствоведы проводят исследования - изучают технику письма, состав пигментов. В Третьяковской галерее подобным образом уже изучили «Троицу», на очереди другие работы Рублева. Ученые сравнят результаты, чтобы подтвердить авторство недавно открытых фресок. 8 сентября 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81956.html

Путешествие по русскому Средневековью Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» Матвей Давыдов Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» , приуроченная к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале. На выставке и вправду представлены сокровища — те, чьи изображения обычно печатаются в учебниках истории, истории искусства, причём в разных по времени разделах. А здесь они все вместе, и ты ходишь из зала в зал — и словно путешествуешь по русскому Средневековью. Всматриваешься в экспонаты (а их порядка 600 — из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника) — и погружаешься в прошлое, в историю культуры, историю людей, живших до нас... О выставке рассказывает Матвей Давыдов, член кураторской группы выставки, заведующий научно-исследовательским отделом Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, кандидат исторических наук: Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея — Один из важных памятников, которые представлены на выставке, — Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. — Это уникальный памятник своей эпохи на территории Руси. Он выполнен в технике «золотой наводки» (основана на граверном протравливании лакового покрытия, для нанесения рисунка соединением ртути с золотом), которая была распространена в северной средневековой Европе. Сами же изображения в клеймах стилистически показывают влияние византийской культуры. А выполнил все это, как мы можем с большой вероятностью утверждать, русский мастер. То есть перед нами пример, как культура Руси, вбирая в себя лучшее (это касается и техники, и стилистики), создавала уже нечто свое, причем на высоком художественном уровне. Суздаль на тот момент, а это 1230-е годы, незадолго до Батыева нашествия, — город пусть и значимый, упоминающийся в летописях, но не ключевой, не самый важный политический или культурный центр. И если даже в городах не первостепенного значения создавались такие замечательные памятники, что уж говорить о том, как были украшены столичные города. К сожалению, то, что сохранилось, дошло до нас — малая толика того, что было изначально. И вот, эти бесценные частицы, которые сохранены у нас во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Московском Кремле, в Государственном историческом музее, — они приоткрывают прошлое для нас, людей XXI века.

http://pravoslavie.ru/150656.html

Рубрики Коллекции Фото Сергея Бобылева/ТАСС Сравнение очереди к Серову с очередью к святыням неслучайное, – Иван Глазунов 2 мин., 01.02.2016 Поделиться В воскресенье в Третьяковской галерее завершилась выставка художника Валентина Серова. Экспозиция вызвала большой ажиотаж среди посетителей: последние дни работы выставки ознаменовались многочасовыми очередями – в связи с этим день закрытия выставки дважды переносился, а накануне закрытия была проведена акция «Ночь Серова», когда кассы работали «до последнего посетителя». За три месяца (с 7 октября по 31 января) выставку посетили около полумиллиона человек: пресс-служба Третьяковской галереи сообщает, что это небывалый рекорд для галереи и для отечественного музейного сообщества в целом. Заслуженный художник России Иван Глазунов рассказал «Фоме», чем, с его точки зрения, вызван такой большой интерес россиян к творчеству Серова: – Конечно, ажиотаж был создан, в том числе, и большим вниманием к выставке средств массовой информации, и прецедентами, которые постоянно были у всех на слуху. Но это лишь постфактум того, что уже люди идут. Я думаю, что, в первую очередь, большое скопление людей вызванотем, что сегодня очень мало выставок, от которых веет чистым воздухом искусства. А сейчас в условиях кризиса, когда все кругом политизировано, когда везде слышатся разговоры про деньги, выставка Серова – как глоток свежего воздуха. Серов, как яркий представитель дореволюционной России, сумел донести до нас обаяние той эпохи, красоту, вечные ценности русской истории. От таких выставок веет чем-то чистым. Туда можно пойти, не боясь никаких провокаций, с детьми, на этом можно воспитываться. Поэтому сегодня подобные выставки очень актуальны и очень нужны людям. Длинные очереди к картинам Серова вызвали в обществе насмешливые сравнения с очередью за колбасой в советские времена, с очередью к святыням, и т.д. – Многие СМИ, – считает Иван Глазунов, – хотят навязать представление о том, что в очередях – к святыням ли, к Серову – выстраивается какая-то безликая и бездумная масса людей. Я очень не люблю, когда про людей говорят в общем: толпа, масса – мне это кажется глумлением над человеком. Ведь очередь состоит из конкретных людей, у каждого из которых есть своя душа, своя вера, каждый за чем-то сюда пришел.

http://foma.ru/sravnenie-ocheredi-k-sero...

Рубрики Коллекции Аркадий Пластов: «Быть действительно нужным» 4 мин., 23.10.2009 Поделиться Аркадий Александрович Пластов (1893—1972) — выдающийся русский художник, в своем творчестве воплотивший образы национальной русской жизни и утвердивший их в истории мировой культуры. Он родился в с. Прислониха Симбирской губернии в семье псаломщика сельской церкви. Закончил духовное училище и семинарию. Учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат многочисленных государственных премий. В 1943 году его трагическая по своему сюжету картина «Фашист пролетел» была вывешена в одном из залов советского посольства в Тегеране, где тогда проходила встреча «Большой тройки», решавшей судьбоносный вопрос открытия второго фронта. На первой послевоенной Всесоюзной выставке в Третьяковской галерее, были выставлены картины «Жатва» и «Сенокос», посвященные жизни и труду людей во время войны. «Передо мной возникла та упрямая несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу», — писал он о картине «Жатва». Работы Пластова сразу привлекли зрительское внимание и уже в 1946 году художник был удостоен Сталинской премии первой степени. Все три картины были переданы в фонд Государственной Третьяковской галереи. Аркадий Пластов создал последний «портрет» уходящего в небытие русского крестьянства, тысячелетнего уклада жизни России. Им были написаны такие полотна, как «Праздник урожая» («Колхозный праздник»), «Весна», «Купание коней», «Ужин трактористов», «Первый снег»). Художник много работал над книжной иллюстрацией к произведениям классиков —  Пушкина, Гоголя, Некрасова, Чехова, Толстого. Умер в 1972 году, похоронен в родном селе. «Летом 1908 года в село были приглашены иконописцы подновить и дополнить то, чем дед с отцом когда-то изукрасили нашу церквушку. Общество поручило отцу руководство и надсмотр над работой богомазов. Вот тут-то и началось то пленение мое искусством, от которого я уже никогда не освободился… Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант в хламиде цвета огня, и мое потрясенное сердце сжали спазмы неизъяснимого восторга, сладостного ужаса. Тут же я тогда взял с отца слово, что он мне купит, как перейду в семинарию, вот таких же порошков, и я натру себе этих красных, синих, золотых, огненных красок и дальше буду живописцем и никем больше».

http://foma.ru/byit-dejstvitelno-nuzhnyi...

Попасть в купол древнерусского храма, оказаться в пещерной грузинской церкви… Заметки с выставки «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Оксана Головко Экспозиция выставки «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Попутешествовать по древним грузинским и русским храмам, увидеть древние росписи в том виде, как они выглядели в момент их создания, – всё это возможно на выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова», которая проходит в Третьяковской галерее Всю свою жизнь А.Н. Овчинников посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников Экспонаты выставки – копии русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных художником-реставратором Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021), который всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников. Все эти экспонаты бережно хранятся в коллекции «Иконотеки А.Н. Овчинникова» Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и были переданы туда автором еще при жизни. Начинается экспозиция с икон. На выставке можно увидеть несколько подлинников из Третьяковской галереи, тем или иным образом связанных с Адольфом Николаевичем (он их либо реставрировал, либо изучал), а также копии, сделанные Адольфом Николаевичем. Сразу нужно сказать о терминологии. Обычно принято говорить не «копия», а «список с иконы», но в нашем случае уместно использовать именно термин «копия», потому что речь пойдет о научном копировании, а не просто о внешней передаче рисунка, композиции… Адольф Николаевич Овчинников, художник-реставратор – Одна из вех в жизни Адольфа Овчинникова и изучении древнерусского искусства – 1950-е годы, – говорит Александр Горматюк, куратор выставки, художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, – когда Центральные государственные реставрационные мастерские, которые позднее получат название Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря, выехали на реставрацию икон Софийского собора Великого Новгорода. И именно тогда профессия реставратора получила легализацию после репрессий 1930-х годов, под которые попало и много реставраторов. А теперь на государственном уровне прозвучало, что реставраторы занимаются важным делом, восстанавливая памятники культуры в послевоенной стране.

http://pravoslavie.ru/158246.html

Закрыть Еще раз о провокационной картине Ильи Репина К началу судебного процесса над Игорем Подпориным 25.02.2019 7760 Время на чтение 8 минут 21 февраля в Замоскворецком суде Москвы начался судебный процесс над Игорем Подпориным , выступившем против исторической клеветы и лжи, изображенной на картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г». 9 месяцев шло следствие после 25 мая 2018 года, когда Игорь Подпорин повредил стойкой эту картину в Третьяковской галерее. Надо сказать, что он не был первым человеком, делом подкрепившим свою презрительную оценку этой картины известного русофоба Репина. В 1913 году иконописец, старообрядец Абрам Балашов, не вынеся хулы на Царя Ивана Васильевича Грозного, искромсал картину ножом. Репин несколько месяцев реставрировал её. Это - единственная картина Третьяковской галереи, против которой возмущенные зрители применяли силовые методы, хотя работа того же Репина «Крестный ход в Курской губернии» также вызывала справедливую критику своей русофобской и антихристианской направленностью. Недаром в 2018 году ее повезли в Ватикан, славящийся своей русофобией и ересями на протяжении веков. В основу сюжета поврежденной картины Репина положен вымышленный эпизод, приведенный в «воспоминаниях» о России папского легата Антонио Поссевино, приглашенного в Москву по просьбе Царя для участия в качестве посредника в мирных переговорах с польским королем Стефаном Баторием. В 1581 году Баторий, нагло напав на Россию, осадил крупнейший по тому времени город Псков, который по размеру своей территории, количеству домов и храмов превосходил Париж того времени. Многомесячная безуспешная осада показала, что даже самая современная армия, собранная со всей Европы, состоявшая из хорошо вооруженных и обученных наёмных отрядов венгров, немцев, поляков и литовцев, не могла справиться с русскими, мужественно защищавшими город. И хотя армия Батория превышала число оборонявшихся в 8 раз, все попытки взять город штурмом, повторявшиеся на протяжении полугода, так и не увенчались успехом.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/25/ew...

Помню, как с кем-то из родителей я побывал в Третьяковской галерее, мне там понравилось, начал ходить и сам. Постепенно стал узнавать руку отдельных художников, их манеру. Это меня заинтересовало. Начал читать книги и решил, что буду заниматься историей искусства. Иногда ходил по музеям с одноклассниками. В конце 1950-х годов я узнал, что в Музее изобразительных искусств имени Пушкина создали кружок для школьников, интересующихся искусством, клуб юных искусствоведов, состоящий из нескольких групп, которые возглавляли ведущие научные сотрудники музея. Мне очень повезло, я попал к замечательному Игорю Наумовичу Голомштоку. Он был другом Андрея Донатовича Синявского, вместе они написали первую на русском языке книгу о Пикассо, которая вышла в свет в 1960 или 1961 году. А потом было поступление в МГУ, на исторический факультет, кафедру истории искусств. Конкурс был огромный, принимали на дневное 10 человек, проходной балл за 4 экзамена — 19 баллов, у меня было 18. Таких ребят, как я, было немало. Но мы понравились экзаменаторам, потому что на отлично сдали профильный экзамен по истории искусств. И нас было решено взять на заочное отделение, которое потом сделали вечерним. — В то время, чтобы учиться на заочном или вечернем, нужно было где-то работать. Вы пошли работать? — Я поступил на работу в Третьяковскую галерею, в повесочную рабочую бригаду. Нужно было носить картины, вешать их, лазить по лестницам, научиться вязать узлы, подтягивать веревки. Рабочая бригада в основном состояла из женщин, причем некоторые из них были уже вполне в серьезном возрасте, все очень славные, все ко мне относились по-доброму. Работа была малооплачиваемая, но ее можно было совмещать с учебой. Меня приметила тогдашняя заведующая фондами живописи Третьяковской галереи Софья Иннокентьевна Битюцкая — это была замечательная женщина, к тому времени уже очень-очень пожилой человек. Достаточно сказать, что она родилась в 1884 году. В Третьяковскую галерею она пришла в 1927 году из ГМФ (Государственного музейного фонда), куда в свое время свозились работы из национализированных частных собраний, откуда распределялись по музейным собраниям страны. После закрытия Фонда Софья Иннокентьевна с большой частью его русского собрания переехала в Третьяковскую галерею.

http://pravmir.ru/kazhdyj-pamyatnik-kak-...

Фото: Евгений Птушка/Strana.ru Вопрос: а если преподаватель приходит с группой студентов? Мне как преподавателю поход в музей не оплачивают, причём тут «незаконная коммерческая деятельность»? Ответ: уже давно действуют правила, по которым учебное занятие оформляется по письму в Галерею. В Лаврушинском переулке, так как эта площадка очень загруженная и востребованная, право проведения учебного занятия со своим педагогом для учащихся непрофильных заведений (не художественных) является платным – 5 310 рублей. Для учащихся профильных художественных школ и ВУЗов – бесплатно. В Новой Третьяковке в постоянной экспозиции любые учебные занятия, по предварительной заявке, проводятся бесплатно. Сейчас команда Третьяковской галереи приняла решение скорректировать эту систему. Все учебные занятия на всех территориях Третьяковской галереи станут бесплатными с нового учебного года. Будет внедрена удобная система заявок, которая позволит каждое занятие ставить в сетку расписания всех мероприятий музея. Вопрос: что значит «незаконная коммерческая деятельность»? Ответ: вероятно, вы имеете в виду «нелегальных» экскурсоводов. Оформление экскурсионной путевки обязательно для экскурсионной группы любой численности в целях соблюдения статьи 53 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»: «Юридические и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры». Вопрос: была ли проверка данных случаев (конфликтных ситуаций в Галерее в связи с новыми правилами проведения экскурсий) и даны ли оценки действиям персонала? Ответ: были проведены несколько совещаний с сотрудниками, которые работают непосредственно с посетителями. Мы стремимся к тому, чтобы таких конфликтных ситуаций не возникало. Если вы столкнулись с непрофессионализмом или неприятной ситуацией с нашими сотрудниками, пришлите информацию об этом на почту tretyakov@tretyakov.ru или на страницу в социальных сетях с указанием даты, времени и места. Все жалобы рассматриваются, мы берем их в работу.

http://pravmir.ru/sotrudnik-tretyakovki-...

Одна из целей деятельности подобных театров - это десакрализация, примитивизация и опошление великой русской классики. Как подтверждение - постановка в «Гоголь-Центре» «Моцарта и Сальери», где Моцарт (о чем Александр Сергеевич и не подозревал) - наркоман, а Сальери пытается его «спасти». США всячески поощряют (в том числе - с помощью доллара) отстраненность нашего государства от политики в области культуры, с целью разрушения культурного пространства России. А не придется ли Президенту в будущем разгребать мусорные театральные кучи? А каким образом будет разгребаться мусор в головах зрителей, инфицированных заразой от этих мусорных театров? Недавно осуществлена попытка выселить Московский художественный институт им. В.Сурикова, которую предотвратил председатель Союза художников России Андрей Николаевич Ковальчук. Также недавно попытались ликвидировать Санкт-Петербургский Союз художников, используя Минюст Санкт-Петербурга (защитил А.Д.Беглов). Ректор института имени И.Е.Репина Михайловский (искусствовед в штатском) поставил вопрос о переименовании этого старейшего учебного заведения в Санкт-Петербургскую Академию Художеств (пока) имени И.Е.Репина, исключив из названия - живопись, скульптуру и архитектуру с целью создания факультета так называемого «современного - актуального искусства» («новейших течений») с назначением в качестве руководителя А.Д.Боровского (И.Говоркова, К.Заставского). Сейчас он требует переименования художественного лицея им. Б.В.Иогансона. Просит исключить славное имя великого советского художника Иогансона! Начали с переименования, а дальше планируют переформатировать всё художественное образование. В связи с захватом директором Третьяковской галереи Дома художников на Крымском валу, через 6 лет после капитального ремонта здания, мы получим в центре Москвы еще одну околохудожественную мусорную кучу, где будут размещены опусы неких Кабакова, Кулика и Булатова, о чем Трегулова сообщала в СМИ. Владимир Владимирович Путин пока не посетил выставку величайшего художника Ильи Ефимовича Репина, которая уж более 3 месяцев экспонируется в Третьяковской галерее, хотя в своё время, несмотря на чрезвычайную занятость, он осмотрел выставку Валентина Александровича Серова, друга Репина.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/28/li...

Он прошёл Великую Отечественную, его работы давным-давно висят в Третьяковке, среди его учеников - яркие художники, известные педагоги и даже Оскаровский лауреат, по его книгам учатся десятки тысяч школьников. Он, Борис Неменский, остался одним из немногих в русском искусстве, кто ещё имеет право говорить прямо и без оговорок. Справка . Борис Михайлович НЕМЕНСКИЙ родился 24 декабря 1922 года в Москве. В 1942 г. окончил Саратовское художественное училище, после чего как фронтовой художник прошёл многие фронты, участвовал в битве за Одер и в штурме Берлина. Был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». После войны, в 1951 г. окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. С тех пор к нему пришло множество чинов и званий: народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования. Но главное - это бесспорное признание коллег: уже несколько десятилетий Борис Михайлович имеет репутацию живого классика русского живописного искусства. Его картины находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, во многих музеях России и мира. Кроме того, Неменский - известный педагог, разработавший множество оригинальных методик преподавания искусства в школе и вузе. Он является профессором художественного факультета ВГИКа (с 1961 г.), директором Центра непрерывного художественного образования при Департаменте образования города Москвы, автором книг " Тревоги большого пути " , " Распахни окно " , " Доверие " , " Мудрость красоты " , " Познание искусством " , " Приглашение к диалогу (друзья, ученики, соратники) " , " Педагогика искусства " и многих статей. - Борис Михайлович, в своей последней книге («Педагогика искусства») Вы разбираете педагогическую практику, начиная с самого младшего возраста. Как Вы сами в детстве увлеклись искусством и поняли, что это Ваше? - Мне кажется, что все дети рисуют - трудно сказать, что я чем-то отличался от других. Другое дело, что, во-первых, меня поддерживали родители, а во-вторых, в школе нашлись хорошие друзья, которые тоже увлекались искусством; когда увлекаешься в компании, увлекаешься сильнее. Я пошёл с ними во Дворец пионеров, где встретил очень интересного педагога - Александра Михайловича Михайлова. Он устроил нашу выставку в Третьяковской галерее, и это нас очень подняло.

http://pravoslavie.ru/37448.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010