Жизнь за Христа Сегодня, 30 декабря, — день Ангела приснопамятного священника Даниила Сысоева, а вчера было 40 дней со дня его убийства. Воспоминаниями о нем поделился его соученик и однокурсник по Московской Духовной семинарии, клирик московского храма свт.Николая в Толмачах при Третьяковской галарее священник Алексий Лымарёв 30 декабря, 2009 Сегодня, 30 декабря, — день Ангела приснопамятного священника Даниила Сысоева, а вчера было 40 дней со дня его убийства. Воспоминаниями о нем поделился его соученик и однокурсник по Московской Духовной семинарии, клирик московского храма свт.Николая в Толмачах при Третьяковской галарее священник Алексий Лымарёв Сегодня, 30 декабря, — день Ангела приснопамятного священника Даниила Сысоева , а вчера было 40 дней со дня его убийства. Воспоминаниями о нем поделился его соученик и однокурсник по Московской Духовной семинарии, клирик московского храма свт.Николая в Толмачах при Третьяковской галерее священник Алексий Лымарёв. Знаток и полемист Некоторое время после начала учебы я знал Даниила только внешне, несмотря на то, что он учился со мной в одном классе. Мне все время хотелось с ним познакомиться, поскольку он входил в «кружок» студентов особых, увлекающихся. В него входили те, кто отличались чем-то необыкновенным – кто-то сам писал иконы и готовил краски, кто-то в совершенстве знал иностранные языки, кто изучал древнее пение или западную философию. Короче, эти молодые люди были для остальных примером и светом в церковной жизни. Знакомство с ним произошло при участии нашего о. инспектора семинарии. Помню, что Даниил сидел на вахте и читал какую-то большую и мудреную книгу, вероятно, это был какой-то философ. Философию — и античную, и средневековую — он знал прекрасно и любил погружаться в нее с головой. Я заговорил с ним о книге, но вскоре к нашему разговору присоединился инспектор, который стал журить Даниила за то, что тот причащался за каждым богослужением. Даниил действительно старался причащаться каждый Воскресный день и говорил, что этого требует святоотеческая традиция, поскольку богослужение совершается для того, чтобы люди причащались, а не присутствовали за Литургией как сторонние наблюдатели.

http://pravmir.ru/zhizn-za-xrista/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию» Ученые-историки и общественные деятели просят убрать в запасники картину Ильи Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына, искажающую историческую правду 30.05.2018 2604 Время на чтение 3 минуты Вчера Замоскворецкий суд Москвы выбрал меру пресечения для Игоря Подпорина , испортившего картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее, сообщил корреспондент РИА Новости из зала суда. Обвиняемый пробудет в заключении до 26 июля. Ему грозит до шести лет тюрьмы, а также штраф до шести миллионов рублей. «Действия Подпорина вызвали широкий общественный резонанс и народный протест», - подчеркнул представитель обвинения. Также сообщалось, что Подпорин привлекался к ответственности за хулиганство, когда жил в Узбекистане. Защита просила для Подпорина домашний арест, так как он признал вину и заявил, что не собирается скрываться от следствия. Более ста лет назад картина Репина уже подверглась нападению вандала. В 1913 году иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом. В октябре 2013 года на «Русской народной линии» было опубликовано обращение ученых-историков и общественных деятелей к министру культуры России Мединскому Владимиру Ростиславовичу и директору Государственной Третьяковской галереи Лебедевой Ирине Владимировне с просьбой убрать картину И.Е.Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына в запасники. В связи с выходкой Подпорина в редакцию РНЛ поступило аналогичное обращение, подготовленное Русским культурно-просветительным фондом имени святого Василия Великого, подписанное учеными и видными общественными деятелями и направленное министру культуры России Владимиру Ростиславовичу Мединскому и директору Третьяковской галереи Зельфире Исмаиловне Трегуловой. Подписанты напоминают, что 14 июля 2017 года Президент России Владимир Путин в своем выступлении перед сотрудниками Лебединского ГОКа в Белгородской области заявил, что конкуренты России не раз клеветали на нашу страну. Глава государства, в частности, отметил, что Русский Царь Иоанн Грозный не убивал своего сына, а его оклеветал папский нунций Антонио Поссевино из-за того, что Царь не согласился на окатоличивание России и отправил папского посланника восвояси.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/hu...

Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) 18 ноября, 2015. Левон Нерсесян Экскурсия по выставке Симона Ушакова в Третьяковской галерее До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

Коломна. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм «за рекою за Коломенкою святых страстотерпцев Бориса и Глеба» упоминается среди других церквей города в документах XVI в. До XVII в. он оставался деревянным. Каменная церковь была построена в 1716—1726 гг. на средства состоятельных жителей Запрудской слободы К.Житникова и Н.Набокова. Во второй половине XVIII — начале XIX вв. к Борисоглебской церкви присоединили трапезную с алтарем во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. Входы украсили колоннами, круглые закомары заменили карнизами, четыре барабана расставили вокруг центральной главы. Святыней храма была икона святых братьев начала XIV в. — в полный рост, с житийной каймой по краю. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Потом здание использовали под ремонтные мастерские, под склады. В Великую Отечественную войну здесь ремонтировались танки. В советское время была разрушена колокольня, стерты росписи на стенах, в трапезной части пробита стена для въезда транспорта, в полу выкопана большая яма. В момент передачи общине в 1995 г. Борисоглебская церковь являлась самой порушенной и пострадавшей в Коломне. С 1995 г. началось ее возрождение. Написана и установлена в иконостасный ряд икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — копия прежней. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=314 Храм в честь св. князей Бориса и Глеба расположен в старой части г. Коломны – Запруды, которую населяли раньше купцы и ремесленники. Впервые он упоминается в документах XVI в. До XVII в. церковь была деревянной. Храмовая икона XIV в. «Святые Борис и Глеб с житием» сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Каменная церковь была построена в 1716-1726 гг. неизвестным зодчим в стиле русского барокко, на средства местных состоятельных жителей К. Житникова и Н. Набокова. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. храм перестроили: была пристроена трапезная в честь праведных Захарии и Елисаветы. Пятиглавие на тонких световых барабанах сохранилось, но в окончательном варианте главы оказались широко расставленными по углам. Нарядные оконные наличники упростили. К южному пределу пристроили крыльцо с колоннами. Дом, в котором родился писатель И.И. Лажечников, крещенный в Борисоглебской церкви, стоял неподалеку от храма. Вероятно, его родители были прихожанами этого храма. Сохранились сведения, что в начале XX в. Борисоглебский храм неоднократно посещал Ф.И. Шаляпин, которому нравилась акустика храма. При храме действовала церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=08654

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Андрея Рублева     Завтра Святая Церковь чтит память новопрославленного святого преподобного Андрея Рублева, который жил в пятнадцатом веке, следовательно, свыше пятисот лет тому назад, и при жизни почитался как выдающийся иконописец. О нем есть упоминания и в летописях, правда очень скупые и краткие. Неизвестно, откуда он родом, как он жил, как подвизался, как молился, – почти ничего неизвестно кроме того, что он был учеником преподобного Сергия и по его благословению написал «Троицу». Можно спросить: а на каком основании он канонизирован как святой? Дело в том, что примерно через восемьдесят-сто лет после покрытия олифой икона чернеет и изображение на ней перестает быть видно. Поэтому когда иконы, которые написал Андрей Рублев, потемнели, эти доски стали использовать для написания других икон, и память о его живописи исчезла из Церкви. Андрей Рублев был вновь открыт в двадцатом веке, когда его иконы расчистили. Расчистили – и ахнули: кто же мог создать такую красоту? Бросились к летописям и увидели, что в эти времена творил такой иконописец, ученик преподобного Сергия. И стало совершенно очевидно, что эти иконы могли быть созданы только им. Поэтому Андрей Рублев явился в двадцатом веке как бы заново. На каком же основании Церковь заключает о его святости? Это зиждется на одном-единственном аргументе, но это аргумент такой силы, против которого сказать уже ничего нельзя: за него говорят его иконы. Такую красоту мог создать только святой человек. И после того, как он написал свои иконы, было даже специальное Соборное постановление, чтобы писать только как Андрей Рублев. Хотя сам он отступал от канонов, существовавших в то время, но то, что он написал, стало каноном, то есть в переводе с греческого – правилом. Преподобный Андрей расписал много храмов в Москве, Звенигороде и других местах, но от его фресок сохранились только фрагменты. Он написал очень много иконостасов, но полностью ни один иконостас тоже не сохранился. Из Звенигородского иконостаса до нас дошло только несколько икон. Самая знаменитая – «Спас», которую отняли у Церкви, и она сейчас в Третьяковской галерее, и «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» – тоже в Третьяковской галерее. Эти иконы каждый из нас должен обязательно увидеть, и не только увидеть, надо их знать, надо на них долго и долго смотреть, надо их очень хорошенько запомнить, особенно «Троицу», написанную по благословению преподобного Сергия и ставшую художественным изображением высокого богословия этого святого, который в честь Пресвятой Троицы основал свой монастырь – Троице-Сергиеву Лавру. Ее так и называли – дом Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Владимирская икона Божией Матери. Храм святителя Николая в Толмачах. Фото Михаила Еремина ЖМП 6 июнь 2021 /  5 июля 2021 г. 18:00 В Толмачи на поклон к Владимирской Уже почти три десятка лет в самом центре Москвы, в Замоскворечье, действует храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Это первый и до сегодняшнего дня уникальный опыт сотрудничества Церкви и музея. Именно здесь хранится величайшая святыня всего христианского мира — Владимирская икона Божией Матери. О том, как сегодня живет храм-музей и как возникло это соработничество, корреспондент «Журнала Московской Патриархии» поговорил с его настоятелем, протоиереем Николаем Соколовым.  PDF-bepcuя. Войти в храм-музей можно со стороны Малого Толмачевского переулка. Я прошла через полицейский пост с металлоискателем, мимо гардероба, где надо оставлять верхнюю одежду, и затем поднялась по лестнице в храм. Отца Николая немного задерживали дела, но вскоре он появился с группой военных, как потом выяснилось, из Сербии. Он проводил для них экскурсию по храму, подвел их к Владимирской иконе. Выслушав рассказ, сербы поклонились святыне, сделали групповое фото с отцом-настоятелем на память и отправились смотреть основную экспозицию Третьяковки. — Это стало уже почти правилом: если верующие люди идут знакомиться с галереей, — поясняет отец Николай, — то они сначала заходят в наш храм поклониться Владимирской иконе, а затем уже начинают осмотр других залов музея. Я или мои помощники показываем храм, рассказываем его историю. У отца Николая рядом с наперсным крестом висит бейджик-пропуск заведующего отделом Третьяковской галереи. Храм является продолжением галереи, это один из ее залов, поэтому почти все священники, работники храма являются сотрудниками галереи и входят в возглавляемый отцом Николаем отдел, в котором без малого тридцать человек. От священников, как от других работников галереи, не требуется серьезных познаний в области изящных искусств. Но так получилось, что двое из них закончили художественные институты и являются профессиональными худож­никами.

http://e-vestnik.ru/reports/v_tolmachi_n...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капризные иконы» Наталии Гончаровой и религиозные портреты Павла Корина 20.10.2014 887 Время на чтение 14 минут В прошлом году в Третьяковской галерее одновременно проходили две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. " Реквием " . К истории " Руси уходящей " ». Впечатлениями от увиденного, рожденными контрастом работ двух художников, делится с читателями портала профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. В прошлом году в залах Третьяковской галереи встретились нежданно-негаданно две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. " Реквием " . К истории " Руси уходящей " ». Первая выставка - громкая и «кассовая», вторая - задвинутая в дальний угол, так что ее немудрено было и мимо пройти... Поэтому сразу обе экспозиции посмотрели совсем не многие. Между тем, эмоциональный заряд от контраста велик, и необходимо время, чтобы о нем поведать беспристрастно . Религиозные сюжеты - отнюдь не центральная тема творчества Наталии Гончаровой (1881-1962), и не их трактовкой она завоевала известность. Гончарова - художник-авангардист декоративного направления, тонкий колорист. Но полотна на религиозные темы - заметная часть ее наследия, и именно собранные вместе они заявляют о себе достаточно громко. Собственного стиля, устойчивых установок в трактовке религиозных сюжетов у Гончаровой нет - как нет у нее вообще единого узнаваемого стиля: всё увлечения, иногда минутные, всё эксперименты... Диапазон трактовки иконописных мотивов у Гончаровой широк. В бессарабских эскизах (росписи церкви с. Кугурешты) ей удается каким-то образом, сохраняя аллюзии на свои примитивистские опыты, избежать конфронтации с привычной иконописной стилистикой своего времени, тогда как другие работы (в частности, кажущиеся ироническими или саркастическими иллюстрации к Книге Бытия, лубочная «Троица») смотрятся как откровенно эпатажные... В отношении того, что в ее конкретную эпоху считалось «церковной выразительностью», что так или иначе связывалось с понятиями священного, сакрального, многие полотна Гончаровой volens-nolens оказываются некоторым вызовом, даже формой десакрализации почитаемых образов и вероучительных смыслов. Не приходится удивляться, что когда Гончарова в Москве выставила в 1912 году своих «Евангелистов», выставку тут же закрыли... И это решение можно понять. Возмущались ведь не только синодальные чиновники...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святыни трех народов в Киеве 30.07.2008 399 Время на чтение 4 минуты 28 июля 2008 года, в дни празднования 1020-летия Крещения Руси на Украине, на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника открылась уникальная выставка " Православная икона России, Украины, Беларуси " . В экспозиции - более 80 икон XIV- XIX веков. Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала выдающимся явлением в культуре каждой из стран. Икона - душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, которые своими корнями уходят в глубину веков. Это - целый мир, объединяющий православные народы. На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись консолидирующим началом, поддерживающим устремление отстоять свое национальное самосознание, язык, культуру, вопреки конфессиональным противостояниям, историческим и политическим факторам. Каталог выставки открывается приветствиями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, предстоятеля Украинской Православной Церкви, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Филарета. Каталог выпущен на русском, украинском и белорусском языках. В мае нынешнего года, когда в трех странах праздновались Дни славянской письменности и культуры, эта выставка открылась в залах Третьяковской галереи. Теперь, после Москвы, ее показывают в Киеве (с 29 июля по 14 сентября 2008 года), а потом - в Минске (с 29 сентября по 9 ноября 2008 года). Организаторам международного проекта - Государственной Третьяковской галерее ( Москва , Россия), Национальному Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику (Киев, Украина ) и Национальному Художественному музею Республики Беларусь (Минск) - в первую очередь представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы: " Богоматерь Владимирская " , " Богоматерь " Одигитрия " , " Богоматерь Ильинская (Черниговская) " , " Успение " ...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Матушки мои! РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98402.html 05 декабря 2012 Матушки мои! Источник:  http://www.aif.ru/ Аргументы и факты Одна коллега-журналистка, дочь известного священника, приветствуя выход книги " Матушки " Ксении ЛУЧЕНКО, делилась с друзьями самым сокровенным ощущением своей жизни: " Быть членом семьи священнослужителя – невероятный труд. Ты всегда на виду. И спрос с жён, детей, родителей служителей Церкви особый. На тебя постоянно обращают внимание прихожане: в чём одет, как общаешься, с кем поздоровался и с какой интонацией. Если другому простят не слишком вежливое обращение – устал, мол, человек, то с тебя спросят полной меркой " . Так кто же они, жёны священников? " СтоЛИЧНОСТЬ " публикует выдержки из книги, вышедшей в издательстве " Никея " в этом году. Светлана Соколова Завсектором Третьяковской галереи. Окончила Консерваторию им. Чайковского. Супруга протоиерея Николая Соколова, настоятеля храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Трое детей. " С отцом Николаем мы встретились, когда мне было 18 лет... А поженились уже на стадии окончания консерватории. То есть сначала было 7 лет совместной учёбы и дружбы. Примерно за полгода до нашего венчания мама отца Николая спросила меня: " Светочка, я знаю, что вы с Коленькой любите друг друга. А если он вдруг станет священником? Ведь ты же знаешь, что это его мечта... " А в те годы (1970-е гг.) решиться стать женой священника было действительно непросто. Я ей ответила: " Мне всё равно " . Она: " Ты знаешь, что Коленьку могут и в деревню послать служить, у нас ведь судьбы разные " . А мне это действительно было всё равно, я не лукавила. Так и по сей день – лишь бы с ним. Когда любишь человека, тебе могут расписать, какие бывают сложности, но это абсолютно нестрашно. Конечно, я не могла предположить, что буду матушкой. Но меня это абсолютно не пугало " . Олеся Николаева Поэт, прозаик, преподаёт в Литинституте им. Горького, член Союза писателей. Муж – протоиерей Владимир Вигилянский, долгие годы руководитель пресс-службы патриарха, трое детей.

http://religare.ru/2_98402_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 25 К оглавлению Третья и Четвертая Книги Царств Постепенно нечестие полностью захватывает северные области Израиля и все цари станов ятся нечестивыми. Особым нечестием отличался царь Ахав и его жена Иезавель. Иезавель пользовалась неограниченным влиянием на своего мужа. Сказано было про ее мужа Ахава: «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который он построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою». (3 Цар. 16, 31-33) В те дни на авансцену ветхозаветной истории выступает великий пророк Божий Илия. «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: пойди оттуда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени поток высох, ибо не было дождя на землю.» (3 Цар. 17, 1—7) Перед нами образ Илии. Жизнь и деятельность этого необычайного человека — какая-то непрерывная цепь загадок. Он пришел с востока и никто не знал, откуда он появился, когда он пришел, с какой-то непостижимой быстротой переходил с места на место, являлся то там, то тут. Тщетно искали его слуги царицы Иезавели, желая умертвить, он оставался для них недосягаемым. Вид его поражал с первого взгляда, у него было смуглое лицо, обрамленное косматой гривой волос. Его иконография очень интересна. В Третьяковской Галерее есть изображение пророка Илии: огромная грива волос и борода на красном огненном фоне, подчеркивая его небесное вознесение. Это новгородская школа, XIV век.

http://sedmitza.ru/lib/text/432138/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010