Миссия «Святой Руси» 1 июня 2011 г. 11:30 С 26 мая по 14 августа в Государственной Третьяковской галерее проходит выставка шедевров древнерусского искусства «Святая Русь». Об этом масштабном проекте в интервью порталу Православие.ru  рассказала генеральный директор ГТГ И.В. Лебедева. — Ирина Владимировна, выставка «Святая Русь» год назад экспонировалась во Франции. Какой отклик у посетителей она имела тогда и почему ее решили показать и в России? — Сама идея организации такой огромной по масштабу выставки, где было бы собрано столько шедевров, родилась давно — у наших французских коллег из Лувра. На подготовку такого проекта ушли годы: французские специалисты, совместно с русскими музеями, в течение нескольких лет подбирали и изучали памятники, которые наиболее ярко могут проиллюстрировать разные стороны традиционной русской духовности. Был собран абсолютно уникальный материал из самых разных фондов: Русского музея, Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского, Кирилло-Белозерского музеев-заповедников, всего около 450 экспонатов из 25 крупнейших музеев, архивов и библиотек. В результате выставка была показана в рамках Года России-Франции 2010. Она открывала этот год и, без преувеличения, стала самым заметным и сильным проектом этого международного форума. В Лувре выставку посетили более 200 тысяч человек. Даже нас, специалистов, поразила беспрецедентность представленного музейного собрания. На открытии ее посетили и главы двух государств — Дмитрий Медведев и Николя Саркози, после чего по инициативе Президента России было принято решение об экспонировании этой выставки в Москве и Петербурге. Впервые наши зрители смогут увидеть подобные шедевры все вместе, в одном музейном пространстве — и вряд ли это возможно будет повторить в ближайшем будущем. — В чем отличие «Святой Руси», показанной французам, и «Святой Руси», которую увидят в России? — Цель экспонирования наших шедевров во Франции была, прежде всего, в том, чтобы познакомить европейскую публику с не столь известной для них русской культурой. В залах Лувра, которые представляют собой анфиладу, экспонаты были расположены в хронологическом порядке.

http://patriarchia.ru/db/text/1500046.ht...

Из Третьяковки уволили смотрительницу, которая во время кражи картины Куинджи «была в оцепенении» 1 февраля, 2019. Новостная служба «Не собралась и не выполнила служебные обязанности» 1 февраля. ПРАВМИР. Из Третьяковской галереи после кражи картины Архипа Куинджи уволили музейного смотрителя. Сотрудница освобождена от должности по собственному желанию, пишет Interfax . По словам представителей Третьяковки из-за особенностей характера смотритель «не собралась и не выполнила служебные обязанности, чтобы вести себя как необходимо в той ситуации». «Она была в оцепенении, что недопустимо. Чтобы этого не было впредь, на этой должности она работать не может», – отметили в галерее. Картина Куинджи «Ай-Петри. Крым» была украдена из зала в Инженерном корпусе Третьяковской галереи 27 января вечером. Злоумышленник снял ее со стены на глазах у других посетителей и беспрепятственно уехал из музея. Его задержали на следующий день. Сначала мужчина отрицал свою вину, а позже сознался, что украл картину из-за долгов.  Подозреваемый заключен под стражу до 27 марта. Картина была найдена на территории строящегося объекта в Одинцовском районе. Она получила незначительные повреждения. Полотно уже вернули на выставку в Третьяковку, однако ее разместили на новом месте. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 октября, 2018 16 декабря, 2018 28 января, 2019 19 апреля, 2024 21 января, 2024 3 ноября, 2023 25 мая, 2023 23 мая, 2023 16 марта, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/iz-tretyakovki-uvolili...

Исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво Пярту Москва, 6 сентября 2005 г. 11 сентября 2005 года в Большом зале Московской консерватории состоится концерт в день 70-летия композитора Арво Пярта, сообщает «Церковный вестник» . В программе – духовные сочинения. Исполнители: камерный оркестр " Времена года " , художественный руководитель – Владислав Булахов, Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи. Партия органа – Федор Строганов, дирижер – Алексей Пузаков. Концерт ведет Анатолий Агамиров. Билеты можно заказать в кассе 3 Консерватории по телефону: 933 32 00 и на сайте: www.kontramarka.ru . Начало в 19 часов (Б. Никитская, 13). 11 сентября исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво (в святом крещении Арефе) Пярту. Он родился в Эстонии, однако уже почти четверть века живет в Германии. С его творчеством связано возвращение современной музыки к духовной традиции Православия, однако многие его произведения остаются почти неизвестным в России. 11 сентября во многих концертных залах Германии, Швеции, Эстонии и других стран будет звучать музыка Арво Пярта. В России юбилей композитора будет отмечен на лучшей концертной площадке столицы – в Большом зале Московской консерватории. В России впервые будут исполнены «Песнь Силуана», «Магнификат», «Берлинская месса» и ряд других произведений. Среди исполнителей – хор Свято-Николаевского храма при Третьяковской галерее под управлением А.Пузакова и оркестр «Времена года» под управлением В.Булахова. Вот что пишет о религиозной музыке и о творчестве Арво Пярта епископ Венский и Австрийский Илларион: «Существует мнение, будто религиозная музыка является наследием древности и принадлежит исключительно прошлому. Последним великим духовным композитором, как нередко утверждают, был Бах. В этом утверждении есть значительная доля истины. Творчество Баха знаменовало собой некий рубеж, после которого западная музыка окончательно отошла от своего религиозного корня и встала на светский путь развития. Хронологически разрыв между музыкой и религией совпал с эпохой Просвещения, и сохранялся он вплоть до недавнего времени.

http://pravoslavie.ru/14445.html

– Разница в мотивации: для чего человек изучает наследие Византии? Если это для него – желание следовать той или иной моде, тогда и получается карнавал, надевание масок: раньше я жил на Руси в XV веке, теперь буду на Балканах в XIV-м. Но долго это продолжаться не может, потому что подобный театр – не подлинное. Другое дело, если человек изучает, смотрит и старается не потерять себя самого, помнит, что он живет в XXI веке и перед написанной им иконой будут молиться его современники. Путь освоения всей глубины традиции – от катакомбной живописи и даже раньше, потому что художники, писавшие на стенах катакомб, смотрели и на фаюмские портреты, и на античные росписи, среди которых есть великие шедевры. Нам есть чему поучиться у дохристианских Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Но только не надо ставить себе задачу переселиться в прошлое и считать себя жителем неведомого града Китежа – неважно, как это выражается: у одних это национализм в иконе, у других византинизм. В любом случае это не настоящее, а всего лишь игра. Древнерусское искусство Третьяковской галереи – А как работали древнерусские мастера? – Это очень хорошо видно на примере экспозиции древнерусского искусства в Третьяковской галерее, где в первых залах – иконы домонгольского периода. Понятно, что их писали греки, приехавшие на Русь из Византии. Но ни одна из этих икон не повторяет того, что в это же время делалось в Константинополе и других областях Византийской империи. Оказавшись на Руси, они стали работать в чем-то иначе, а потому в их работах – и связь с византийской традицией, и оригинальность. Так потом работали и древнерусские мастера: они осваивали византийские традиции и в итоге создавали свои уникальные произведения, характерные для той или иной земли Древней Руси, – стали возникать Новгородская школа, Ростово-Суздальская, Псковская… Все они смотрели на иконопись греков, но в каждой школе – по-другому; не было слепого копирования. – Вы пишете в книге, что процесс написания иконы – подвижен, вариативен во всех отношениях. Но почему же иконописцев, для которых обстоит все именно так, которые не боятся быть свободными в рамках традиции, – так мало?

http://pravoslavie.ru/134471.html

Сейчас в Москве да и по всей стране общественность возмущена сатанинской выставкой немецкого поталогоанатома, явно патологически больного типа, откровенного сатаниста. И это, Руслан,  тоже привет из 90-х.  В те годы приходилось в наших передачах объяснять, что разные коллективные мараты гельманы, которые сознательно разрушают культурное пространство страны, - угроза национальной безопасности. Приветом из 90-х и сегодняшняя сухая ветка в Третьяковской галерее на фоне ивановского " Явления Христа народу " . И сама г-жа Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи представляла нам  этот " шедевр современного искусства " ! Поэтому, дорогой Руслан, преодолевать последствия этих " святых 90-х " придется еще долго. Культурной политикой необходимо заниматься, уделяя особое внимание, как занимаемся обороноспособностью страны. Культура тоже сфера национальной безопасности. Ну а 40-е годы, дорогой Руслан, в отличие от 90-х, с большим основанием можно назвать святыми. И не только потому, что наш народ победил в войне, которая была Священной. Но и потому, что в телогрейках и кирзовых сапогах, в солдатских гимнастерках восстановили разрушенную войной страну, создали ядерный щит, благодаря которому мы сегодня существуем, отправили в  Космос первого человека. Да и доброты, искренности и человечности в те послевоенные 40-е было куда больше, чем в наше время. И жертвы, которые принес народ в те годы были жертвами ради будущего страны, ради созидания. А в 90-е народ изводили различными способами ради того, чтобы разрушить державу и погубить страну. И потери, понесенные нашим народом в 90-е, как я говорил в передаче, сравнимы с потерями в Великой Отечественной войне. В 1991 году осуществились планы Запада, которые озвучивал еще лорд Пальмерстон как задачи и цели Крымской войны: Россия потеряла Прибалтику, Украину, Крым, Закавказье. Конечно же, не одни Ельцин и Горбачев в этом виновны, но нельзя отрицать, что они приложили немало усилий, каждый на своем месте, чтобы произошла эта катастрофа исторической российской государственности, потеря исконных русских земель, к тому, что миллионы русских людей стали гражданами в этих новых независимых государствах, большинство из которых никогда прежде не существовали, русские стали самым крупным разделенным народом в мире. Это, конечно, плоды ленинской национальной политики, но и ответственности с тех, кто содействовал крушению государства, нельзя снимать.  

http://radonezh.ru/2021/04/01/svyatye-90...

Зинаида Серебрякова: Исповедничество в искусстве и 36 лет разлуки с детьми 36 лет разлуки с детьми — и тончайшие архитектурные акварели 12 декабря, 2014 36 лет разлуки с детьми — и тончайшие архитектурные акварели 12 декабря исполняется 130 лет со дня рождения знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой. О ее жизни и творчестве рассказывает правнучка, Анастасия Николаева, стараниями которой в феврале-марте уходящего года в Третьяковской галерее прошла выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы». …Залитый солнцем каменный город, выросший среди мягких лиловых гор, золотой светящийся пляж и нежное море, полные свежести жизни девушки, колоритные марокканки в ярких нарядах, портреты сына, дочери, знакомых и незнакомых людей, которые смотрят на зрителя… детскими глазами, полными чистоты, радости и удивления. В Третьяковской галерее в начале этого года проходила выставка произведений Зинаиды Серебряковой и работ ее детей — Екатерины и Александра. Серебряковой, одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи, наследнице прекрасных и знаменитых художественных семей Бенуа-Лансере, выпала тяжелая судьба. Вскоре после революции она потеряла мужа, оставшись одна с четырьмя маленькими детьми. Необходимость заработка заставила Зинаиду поехать во Францию, но вернуться в Советскую Россию она уже не смогла, и оказалась в разлуке с детьми, матерью… Но, несмотря на все беды и трагедии, она не утратила света души, который теперь льется с ее картин. О жизни и творчестве Зинаиды Серебряковой рассказывает ее правнучка, Анастасия Николаева, стараниями которой была организована эта выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы». Зинаида Серебрякова. Автопортрет — У Зинаиды Серебряковой была настолько сильна любовь к миру, любовь ко всему, что ее окружает, что она передается людям, которые потом смотрят ее картины. У нее был дар любви, который проявлялся в любви к искусству и к людям… Она была самой младшей в семье. Ее отец умер очень рано, когда ей еще не было трех лет, и они уехали к дедушке, известному архитектору Николаю Бенуа. Так с самого детства она оказалась окружена миром художников , для которых самым главным было служение искусству. Так и для ее дочери, Екатерины Серебряковой, служение искусству всегда было самым главным. Я смотрю на тетю Катю, которой недавно исполнилось 100 лет, она вообще не представляет, что днем можно лечь отдохнуть: «Нет, я должна работать!» Даже в ее годы она все время старается что-то делать. Любовь к своему делу плюс огромная работоспособность — это передалось от семьи.

http://pravmir.ru/zinaida-serebryakova-i...

Святыня или экспонат? 17 ноября 2008 года в Государственной Третьяковской галерее состоялось собрание расширенного научного совета (искусствоведов, реставраторов и музейных хранителей), посвященное вопросу о возможности временного перемещения прославленной иконы «Святая Троица» (нач. XV в.) письма преподобного Андрея Рублева на три дня церковных празднеств – 6–8 июня 2009 года – из музея на ее духовную родину, в Троице-Сергиеву лавру. Как самый ход обсуждения этой проблемы, так и отрицательный его итог еще раз показали, насколько прискорбным остается и поныне нравственное состояние нашего, все еще во многом постсоветского, обезбоженного общества, в том числе, увы! и значительной части интеллигенции. Ибо в защиту возможности трехдневной встречи иконы с ее прежней законной владелицей – Троице-Сергиевой лаврой (у которой «Троица» и была насильственно отнята большевиками в революционные годы) и, что еще важнее, встречи образа с огромным числом православных верующих России, ожидаемых на летних лаврских торжествах, из примерно 80 присутствовавших на совещании в ГТГ выступили всего лишь двое (!): известный реставратор-искусствовед и публицист С.В. Ямщиков и давний сотрудник Третьяковской галереи Э.К. Гусева. С их позицией солидаризировалась также и Л.А. Щенникова, автор новейшей книги о Рублеве, один из ведущих искусствоведов Музеев Московского Кремля, приславшая собранию свое мнение в письменном виде. Почему же с безусловно нравственной позицией этих троих не согласились остальные участники собрания? Не свидетельство ли это того, что «просвещенческий» и, с христианской точки зрения, во многом псевдокультурный туман западного (в основе своей – прометеевски-богоборческого) мировидения все еще застилает сердца и умы большей части нашей интеллигенции? И не говорит ли это о том, что, как и прежде, «мирское» (в данном частном случае оказавшееся как бы «научным») все еще явно верховенствует в сознании, например, того же музейщика-«спеца»? Увы, многие считающие себя представителями русской интеллигенции продолжают и поныне чувствовать и думать в категориях того – во многом бездуховного, а потому и искаженного в основных своих ценностных категориях – сознания, что было столь характерно для прежних десятилетий коммунистического владычества с его воинствующим атеизмом. Жившие в ту пору в условиях всеобъемлющей фальши советского общества, всей его нравственной и духовной глухоты, они, по-видимому, незаметно для себя и как бы исподволь духовно оглохли и сами. В итоге одни перешли от истинной, ответственной духовности к поверхностной душевности, другие подменили внутреннюю культуру внешней цивилизованностью, и многие предпочли конкретной христианской нравственности неопределенный псевдогуманизм сугубо человекопоклоннического толка.

http://pravoslavie.ru/29606.html

Представитель Синодального отдела по делам молодежи провел экскурсию по творчеству Андрея Рублева для зарубежных студентов 11 марта 2011 г. 17:45 11 марта 2011 года по благословению епископа Бронницкого Игнатия при поддержке Синодального отдела по делам молодежи в Государственной Третьяковской галерее была организована экскурсия «Андрей Рублев. Перед тайной Бога и человека» для англоговорящих студентов из дальнего зарубежья. В ходе экскурсии, которую провел член экспертного совета Синодального отдела по делам молодежи, старший преподаватель кафедры биоэтики Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова иеромонах Димитрий (Першин), студенты РГМУ из Малайзии, Китая и Индии ознакомились с одним из важнейших пластов истории древнерусского искусства. К 650-летию Андрея Рублева в стенах Государственной Третьяковской галереи впервые за последние полвека были собраны произведения из ведущих музеев России , которые традиционно связываются с именем великого иконописца или могли быть созданы в его ближайшем окружении. «Москва уже давно стала городом многонациональным, городом студенческих диаспор, — отметил отец Димитрий. — Иностранные студенты зачастую далеки от русской культуры, хотя ежедневно с ней соприкасаются. Культурная миссия, охватывающая студентов российских вузов, приехавших сюда из самых разных стран, — очень важный вектор в жизни православного общества». Проведение таких экскурсий стало уже доброй традицией: в течение десяти лет силами Всероссийского православного молодежного движения и «Братства православных следопытов» для студентов из дальнего зарубежья был подготовлен и проведен ряд экскурсионных программ на иностранных языках, которые знакомят с наиболее важными вехами развития русской культуры. Как показал опыт проведения таких акций, именно знакомство с иконографией, особенно с творчеством Андрея Рублева, чаще всего вызывает у студентов-иностранцев самые восторженные отзывы. «Мы надеемся, что, познакомившись с этим удивительным " богословием в красках " , студенты вернутся в свои родные страны проповедниками красоты русской культуры и Православия», — сказал иеромонах Димитрий (Першин). Пресс-служба Синодального отдела по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1427484.ht...

В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью. Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже. В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев. Чураковы Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича. Нищий Корин вспоминал, что встретил старика нищего на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора (позднее взорванного) и с трудом привел в мастерскую. Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее. Портреты современников и «сила человека» «А в громадном портретном наследии Корина, разве в них не те же характеры, что и в этюдах к картине? Те же, это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека» (В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина). Работа над «Русью уходящей» — так получилось в силу времени и обстоятельств — шла, как принято говорить, «в свободное от основной работы время», хотя всегда была для Павла Корина главной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами современников: ученых, писателей, военачальников, артистов. За эту серию он получил Ленинскую премию. Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые в запасниках музея. Часть из них можно увидеть на выставке: Портрет А.М. Горького, 1932 С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников. Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

Третьяковка пообещала установить пеленальные столики в мужских туалетах 12 ноября, 2019. Новостная служба Также появятся указатели для зон, где комфортно кормить детей 12 ноября. ПРАВМИР. В Государственной Третьяковской галерее пообещали установить пеленальные столики в мужских туалетах, сообщает агентство «Москва» . Это планируется сделать по просьбе «гостей-джентельменов». Также в музее в следующем году должны появится таблички, которые помогут найти зоны для кормления детей. Ранее жительница Москвы пожаловалась, что смотрители попросили ее покинуть музей, когда она начала кормить ребенка, находившегося в эргорюкзаке. Она отметила, что сама была в закрытой одежде, а голову ребенка прикрывал специальный капюшон. Позже в галерее выразили сожаление в связи с произошедшим и отметили, что детей можно кормить в музее, расположившись на любой скамейке, а также указали специальные зоны, удобные для кормления. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 мая, 2024 29 апреля, 2024 28 марта, 2024 24 февраля, 2024 23 января, 2024 22 января, 2024 18 января, 2024 16 января, 2024 5 января, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/tretyakovka-poobeshhal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010