По подворной переписи 1887 г., в Фофоновской волости 168 дв., 950 жит., 91 грамотный муж., 12 мальчиков учились в школе. Имелись 12 плодовых деревьев, с лошадью было 48 дв., с коровой — 84, безлошадных и бескоровных — 66 дв. На муж. душу гос. крестьян приходилось 4,1 дес. земли, б. крепостных — 2,8 дес. Местные заработки имели 83 семьи. Отходничеством занимались 27 муж. На 1905 г. в Введеновке, Хупотке тож, 155 дв., 517 муж. и 539 жен, каменная церковь, паровая и водяная мельницы. На усадьбе церковного причта проживали 17 чел. В 1907 г. в церкви устроена новая теплая каменная трапезная с 2-мя приделами: правый — в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского Чудотворца, освящен 11.10.1907 г., левый — в честь св. великомученицы Варвары, освящен 12.10.1910 г. В 1914 г. в селе 202 дв., 1395 жит., в том числе 3 дв., 6 муж. и 14 жен. из духовного сословия. На содержание школы, в которой учились 69 мальчиков и 48 девочек, ежегодно выделялось 1170 руб. Церковь владела 31 дес. 144 кв. саж. пашни и 3 дес. сенокоса. Доход с пашни сост. 403 руб., с сенокоса — 45 руб. в г. В 1915 г. в селе организовано кредитное товарищество. Накануне Октябрьской революции в Введеновке было 206 дв., в т.ч. 11 кулацких и 27 зажиточных.  http://www.history-ryazan.ru/node/9479 В «Списках населенных мест Российской империи» за 1862 год село упоминается с двойным названием - Малая Хупта (Введенское) при речке Малая Хупта. Списки населенных мест Рязанской губернии - СПб., 1862. - Т. 35. - С. 105 Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в селе Введенском (Хупотке тож) построена в 1823 г. тщанием покойных Марии Павловны и Семена Федоровича Аладьиных. Зданием каменная, на таковом же фундаменте, крыта железом, крепка. Трапезная часть ее и колокольня в 1906 г. разобрана и к сентябрю 1907 г. построена новая трапезная, каменная, более поместительная и теплая, с 2 приделами, освящена: 11 октября 1907 г. правый придел – во имя Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца, 12 февраля 1910 г. левый – во имя св. великомученицы Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=20266

Постройка церкви по проекту техника Краюшкина была разрешена Епархиальным начальством в июне 1903 г., а в августе того же года было дано разрешение произвести закладку фундамента. Однако в феврале 1904 г. прихожане пожелали вместо деревянного храма, как предполагалось ранее, выстроить на отведенном уже месте каменный. Проект каменной церкви был составлен в 1906 г. Тюменским городским архитектором К.П. Чакиным, он же в октябре 1906 г. произвел осмотр заготовленных материалов. Проектом предусматривалось строительство одноэтажного облицованного красным кирпичом храма вместимостью на 500 человек, с увенчанной восьмигранным куполом главной частью, алтарем, трапезной и трехъярусной колокольнею с колоколами в третьем ярусе. Постройка эта была разрешена Тобольской духовной консисторией 23 ноября 1906 г. Закладка каменного храма в д. Рычковой была совершена 2 сентября 1907 г. благочинным Курганских уездных церквей протоиереем Иоанном Редькиным в сослужении со священниками церквей Иковской, Падеринской, Чашинской и Дубровской. Каменные работы были закончены к июню 1909 г. В том же году был заключен подряд на внутреннюю штукатурку храма с крестьянином Ялуторовского уезда Филиппом Николаевичем Ивановым, который окончил работу к июню 1910 г. В 1911 г. подряд на устройство иконостаса в новом храме взял екатеринбургский мещанин Иосиф Андреевич Хлопотов. К февралю 1912 г. трехъярусный голубой иконостас с золотой резьбой и иконами на золотом чеканном фоне под стеклом был установлен. К этому же времени были заведены утварь, облачения и богослужебные книги, на колокольне размещено 6 колоколов. С разрешения Преосвященнейшего Алексия, Епископа Тобольского и Сибирского, 7 сентября 1912 г. было совершено освящение новоустроенного храма в д. Рычковой на правах приписного к Иковскому приходу. Престол был устроен один — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Чин освящения производил благочинный 5-го благочиния Курганского уезда протоиерей Александр Елеонский в сослужении со священниками Иковской, Скопинской и Кузьминской церквей.

http://sobory.ru/article/?object=14579

Екатерина Алексеевна не имела детей и свое имение завещала племяннику Алексею Николаевичу Павлову с тем условием, что он передаст на нужды храма 1430 рублей серебром. Эта сумма позволила после смерти Екатерины Алексеевны († 10 октября 1846 г.) начать строительство каменного храма. 14 июня 1847 года священник Феодор Виноградов с причтом и прихожанами подал соответствующее прошение. Храмоздательная грамота на строительство церкви была получена им от святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, 9/21 декабря 1847 года. А в 1852 году в северном приделе уже был освящен престол во имя прп. Сергия Радонежского. Новая церковь представляла собой кирпичное здание на высоком белокаменном цоколе с пристроенной к нему теплой трапезной и двухъярусной колокольней. Кроме главного алтаря четверика, освященного в честь великомученика Димитрия Солунского, храм имел еще два придела в трапезной (северный - в честь преподобного Сергия Радонежского, южный - в честь св. пророка Божия Илии). На рубеже XIX-XX веков при священнике Николае Петровиче Афонском архитектура храма была несколько изменена. В 1886 году его заботами холодная церковь была украшена прекрасной живописью под руководством известного художника Алексея Михайловича Варлаамова. Несколько позже поновлена роспись трапезной. В 1891 году перестраивается верхняя часть храма: вместо одной главки его украсили пять глав с изящными вызолоченными крестами. Приблизительно в 1906-1910 годах перестраивается колокольня храма. Высота ее согласно плану увеличивается до 16 саженей (33,5 метра до барабана)… По воспоминаниям старожилов, о. Николай после революции 1917 года подвергался аресту, но был отпущен. Точная дата его смерти неизвестна. Известно, что в 1922 году он присутствовал при изъятии церковных ценностей революционной комиссией, а в 1929 году в церкви св. Димитрия Солунского служил уже переведенный из Дмитровского уезда священник Владимир Лавров. Он был арестован в марте 1931 года и приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет за антисоветскую агитацию. О его дальнейшей судьбе сведений нет.

http://sobory.ru/article/?object=08578

Н.А. Заозерский , профессор МДА по кафедре церковного права   А.П. Голубцов , профессор МДА по кафедре литургики и церковной археологии   М.Д. Муретов , профессор МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета   Г.А. Воскресенский , профессор МДА по кафедре русского и церковнославянского языков с палеографией и историей русской литературы   А.Д. Беляев , профессор МДА по кафедре догматического богословия   В.А. Соколов , профессор МДА по кафедре истории и разбора западных исповеданий   А.П. Шостьин , профессор МДА по кафедре пастырского богословия и педагогики   И.А. Татарский, профессор МДА по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур   А.А. Спасский, профессор МДА по кафедре обшей церковной истории в 1897–1907 гг.   М.М. Тареев , профессор МДА по кафедре нравственного богословия   И.Д. Андреев , профессор МДА по кафедре новой гражданской истории   П.В. Тихомиров , доцент МДА по кафедре истории философии   В.Н. Мышцын , профессор МДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета   П.П. Соколов, и. д. доцента МДА по кафедре психологии в 1889–1906 гг.   Священномученик Илия Громогласов , и. д. доцента МДА по кафедре истории и обличения русского раскола в 1894–1910 гг.   Н.Г. Городенский , доцент МДА по кафедре нравственного богословия (с 1902 г. – теории словесности и истории иностранных литератур)   С.И. Смирнов , и. д. доцента МДА по кафедре истории Русской Церкви в 1896–1906 гг.   Трапезная МДА ЦИА ПСТГУ   Комната с роялем в МДА ЦИА ПСТГУ   Пристань в Костроме. 1900-е гг. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Нижний Новгород. Вид на мост через Волгу Из журн.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Мечеть (начало XX в.) Из жури.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Кафедральный собор (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990. 5   Владикавказ. Городская управа (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990.   Александре-Невский военный собор в Тифлисе (начало XX в.)   Сионский собор в Тифлисе (начало XX в.)   Гостиница Ориент на Головинском проспекте в Тифлисе (начало XX в.)  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1848 году деревянная церковь была освящена. В 1905 году начато строительство каменной церкви, настоятелем церкви был отец Константин Хитров. В 1906 году священник был злодейски убит. На территории церкви " Всех скорбящих радости " установлен памятный знак в виде камня в память о настоятеле о. Хитрове и его семье. Первозданный вид храма в страховой описи от 13 декабря 1910 года значится: новая строящаяся церковь кирпичная на каменном цоколе. Внутри оштукатурена, окрашена краской (масляной) краской зеленого цвета. Длина церкви, считая с колокольнею, 20 сажень (42м). Наибольшая ширина 13 сажень(27м). Высота до верхнего карниза главного купола 11 сажень (23м). Высота боковых приделов и алтаря 7 сажень (14м)., высота трапезной 5,5 сажень (11м). Больших окон 3 шт., средних 24 шт., малых 43 шт., все окна с двойными рамами. Дверей наружных железных 3 шт.,  двустворчатых 3 шт. Внутренних двустворчатых 10 шт. и одностворчатых 5 шт. Колокольня в 3 яруса, общею высотою верхнего карниза 10 сажень (21м). Оценена постройка в 40000 тыс.рублей. Описи составлял священник Виктор Крылов. Подписали староста Сгибнев Сергей Иванович, псаломщик Дмитрий Улыбышев, крестьянин Николай Прокофьевич Чурсин. Священник Виктор Крылов в 1912 году был утвержден помощником благочинного 3-го округа г. Царицына. 12 мая 1914 года новопостроенный храм был освящен («Саратовские епархиальные ведомости» май 1914 г.). 16 ноября 1929 года с колокольни были сняты колокола. По сведениям Государственного архива Волгоградской области, научным сотрудником Розиной Е. сказано: 17 сентября 1935 года по поручению Городищенского райисполкома комиссия, в которую вошли заместитель уполномоченного Главного Государственного контроля по строительству Сталинградского края, заведующий райФО, заместитель заведующего райОНО и заместитель председателя Городищенскоого сельсовета, в присутствии священника Никитина Т. А., произвела технический осмотр здания церкви. Вот что она заявила: «Здание церкви кирпичное с кирпичной колокольней, кровля железная, полы деревянные, отопление воздушное с калорифером в подвале (не действует). Время строительства по заявлению священика Тихона Никитина – 1934 год». Состояние внешнего вида характеризовалось неудовлетворительно. Так же внутреннее состояние, по мнению комиссии, не лучше. Выводы комиссии звучали как приговор: «Здание уже отслужило свой естественный срок службы, а покривившийся крест вообще представляет прямую угрозу безопасности как для верующих, так и для прохожих мимо церкви». А между тем, 5 ноября 1935 года был арестован священник Тихон Андреевич Никитин.

http://sobory.ru/article/?object=07229

Из книги: Святыни земли Дмитровской. М., 2005. Одноглавый трехпрестольный храм четвериком создан на обычной для XIX в. структурной основе двустолпной церковной трапезной, получив дополнительно небольшую центральную апсиду. Алтари занимают в этой системе пространственные ячейки вдоль восточной стены, образованные столбами, арками и крестовыми сводами. Благодаря последующей замене западной стены отдельными опорами, храм превращен в четырехстолпный с зальным пространством. Реконструкция практически не затронула внешнего облика прежней постройки. Ее невысокий центрический объем с одним ярусом окон расчленен лопатками на прясла, переходящие в полукружия закомар. Кровлю колпаком венчает глухой граненый барабан с луковичной главой. Колокольня в два яруса под четырехгранным каркасным шатром, так же как храм, почти лишена внешнего убранства. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; МЦВ. - 1913. 27; РГИА, ф. 799, on. 33, д. 966. 1910 г.; ЦИАМ, ф. 203, on. 443, д. 14. 1863 г.; ф. 54, on. 160, д. 12, 1906 г. На севере Дмитровского городского округа находится старинное село Ильино, бывшее исстари вотчиной Переславского Успенского Горицкого монастыря. История прихода Покровского храма началась с небольшой деревянной церкви Илии Пророка, которая была построена здесь ещё до Смутного времени. А уже кирпичная, переосвящённая Покровская церковь, которая сохранилась до наших дней, была возведена, взамен обветшавшей деревянной, в 1863-1868 гг. на средства прихожан и московского купца второй гильдии Ивана Кирилловича Королёва - известного благотворителя, построившего за свою жизнь семь церквей, в том числе храм небольшой пустыни Св. Параклита (Утешителя) под Сергиевом Посадом. Разрешение на строительство каменной церкви было дано Духовной консисторией 30 октября 1863 года. С южной стороны Покровской церкви спускается к ручью старая часть сельского кладбища (бывшего погоста). По этому ручью, как гласит местное предание, в древности приплыла сюда деревянная икона Божией Матери. На месте, где образ остановился и был обнаружен, жители этого населённого пункта, ещё до Смутного времени выстроили деревянный храм во имя пророка Илии, что на Погосте. По церковным преданиям под храмом забил источник, и прихожане брали из него воду. Со временем из-за опасности подмыва фундамента церкви источник пришлось закрыть, и он пробил себе новое русло чуть ниже Нового Сельца. Так повествует легенда, а первое документальное упоминание села и прихода встречается в Писцовой книге за 1627 год.

http://sobory.ru/article/?object=06871

В первые годы 20 века был построен главный монастырский дом, на втором этаже которого разместились покои настоятельницы, а на первый перевели из церкви трапезную. В отдельном небольшом здании во дворе находилась комната для священника, служившего в монастырском храме, и архиерейские покои, где останавливался во время приездов в обитель архиепископ. По определению Св. Синода от 19 августа/11 сентября 1905 года Линтуловской женской общине был присвоен статус монастыря. В 1905 году умирает Лариса Алексеевна Неронова, в 1906 - ее супруг, строитель монастыря Федор Петрович Неронов. Похоронены они были возле алтарной стены Троицкой церкви. В 1911 году при монастыре был открыт приют и школа для детей окрестных жителей. Двухэтажный сиротский дом, где призревались и учились более 30 детей, был построен на частные пожертвования, возле входа в монастырь. Внутри освятили небольшую и уютную домовую церковь во имя свв. мученицы Софии и благоверного князя Владимира. Освящение состоялось 18 сентября 1911 года. Линтульский монастырь был небольшим. Условия жизни в монастыре были очень суровые. Великим подвигом кажутся сейчас труды сестер, направленные на превращение необжитой земли в цветущую обитель. Монастырю принадлежало 148 гектаров полевой и лесной земли и дача " Мир " в семи километра от Линтулы (в ней в 1905 году была устроена " здравница " для инвалидов русско-японской войны). Большое внимание монахини (в 1910-х гг. в монастыре жило около 70-ти монахинь) уделяли воспитанию детей. В Линтульском приюте воспитывался известный советский финский писатель Эльмар Грин. Он родился в с. Кивеннапа (пос. Первомайский). В автобиографической повести " Жил был Матти " писатель с большой благодарностью и сыновьим чувством вспоминает годы, проведенные в приюте. В ночь на 9 апреля 1916 года неожиданный пожар целиком уничтожил Троицкую церковь. В огне погибли иконостас, ценные иконы, ризница, богатая библиотека и большая часть церковной утвари. На месте сгоревшей церкви в 1919 году была возведена новая, также в честь Св.

http://sobory.ru/article/?object=00556

В 1906 году в приходе насчитывалось 68 дворов и около 400 человек здесь регулярно исповедывались и причащались. В 1911 году приход немного вырос: 85 домов, 450 прихожан. Здесь служили священник Феодосии Игнатов и псаломщик Михаил Кмита. Церковь по городским меркам была довольно бедной: она не имела в своем владении никаких построек, ни домов для причта, ни земли, а на жалованье священнику, дьякону и псаломщику шли банковские проценты с капитала в шестнадцать тысяч рублей. Храм окружала каменная ограда протяженностью более двухсот метров. От прежде обширного погоста в 1910-е годы налицо было только четыре могилы - тулиновского зятя фабриканта Филиппа Вигеля (1805-1877), священников Иоанна Лукина и Александра Орлова и генерала от инфантерии Павла Юнеева (1826-1907). О самой Петропавловской церкви, памятнике архитектуры XVIII века, рассказывал в 1922 году искусствовед Юрий Успенский: «Церковь представляет из себя в плане сложный латинский крест, боковые части которого образуют низенькие пристройки с портиками классического характера, быть может, несколько поздней обработки. Интересен главный неф церкви обычного для Воронежа характера: на большом четверике стоит стройный восьмерик, покрытый выгнутой, барочного типа, крышей. На крыше стоит изящный восьмериковый барабан, отделанный по углам пилястрами с небольшими выгнутыми волютами; барабан увенчан стройной главкой. Алтарная пристройка пятигранного типа также увенчана маленькой главкой. Маленькая главка имеется и на трапезной, и эти две главки вместе с большой главой главного нефа, расположенные в одну линию, являют традиционное малороссийское трехглавие и свидетельствуют о том, что и во второй половине XVIII века малороссийские влияния не потеряли своей силы в Воронеже. Главной особенностью храма являются наличники его окон. Сложный, замысловатый рисунок широких наличников, очевидно, свидетельствует о намерении зодчего придать особую выразительность оконным пятнам». В революционные бури власть нашла время, чтобы учесть драгоценные металлы в чужих карманах. В конце 1918 года священник Феодосии Игнатов составил подробнейшую опись по своему храму, включив не только всю утварь, но и указав вес риз каждой из 28 икон. Шесть наиболее значимых икон содержали в окладе 107 фунтов 6 золотников серебра. Значилось в перечне и Евангелие, окованное в серебро, вес его (с бумагой) равнялся 24 фунтам. В 1921-1922 годах значительная часть ценностей была изъята под маркой помощи голодающим крестьянам Поволжья.

http://sobory.ru/article/?object=35341

Когда Петропавловский храм сгорел, на его месте была поставлена деревянная каплица, а плюсковские прихожане приобрели в селе Пьяный Рог (ныне Первомайское, Почепский район) сруб старой деревянной церкви, перевезли его в Плюсково, поставили на кирпичный фундамент, подвели под железную кровлю и пристроили к нему новую трапезную и трёхъярусную колокольню высотой 14,5 м. При составлении в 1910 г. страховой ведомости храма дата его постройки была указана «1802 г.». Вероятно, в этом году и произошли описанные события. В церкви имелось два престола: главный – в честь Петра и Павла, придельный – Димитрия Ростовского. В 1826 г. храм был заново покрашен, а прежние плоские перекрытия заменены скруглёнными. В 1869 г. церковь была крестообразно расширена. Размеры строения после перестройки и ремонтов составили: длина – 34 м, ширина – 24 м, высота – 12 м. Стены храма изнутри были обтянуты холстом, а снаружи обшиты тёсом. В начале ХХ века к приходу Плюскова, кроме самого села, относились деревни Козловка, Сдесловка, Уруково и Шуклино. Число прихожан составляло более 3,5 тысяч. К 1906 г. тщанием Ивана Лукьяновича Григорьева, в течение 30 лет бывшего старостой и благотворителем Петропавловской церкви, вблизи деревянного храма был построен кирпичный. Престолов в нём было уже три: главный – во имя Петра и Павла, южный придел – во имя Димитрия, митрополита Ростовского, северный – во имя Николая Чудотворца. В 1914 г. к храму была пристроена колокольня. В 1930-е годы оба храма Плюскова были закрыты. В деревянной церкви с 1938 года размещалась школа, после войны – зерносклад. Со временем это здание обветшало и было разобрано. Стоящий в центре села каменный храм был сильно повреждён в годы войны. После войны здание переоборудовали под мастерскую машинно-тракторной станции. В ходе этого ремонта центральная апсида храма была разобрана с целью устройства въездных ворот; снесено было и завершение настоящей части. В 1960-1980-х гг. здание использовалось как склад совхоза «Плюсковский». В 1992 г. в храме начались восстановительные работы, реставрирован его внешний вид, вновь выстроены утраченные завершения и центральная апсида. Первоначально службы проходили в молитвенном доме, устроенном в расположенном вблизи церкви (ул. Урицкого, 41). В 1993 г. был освящён Димитриевский придел. Главным спонсором восстановления храма является уроженец села Сергей Гаврилович Гречин, правнук вышеупомянутого плюсковского ктитора И.Л. Григорьева. Мраморный надгробный памятник Ивану Лукьяновичу сохранился близ южной стены каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12138

Всего на устройство нового храма было затрачено более 4000 рублей. Наиболее крупные пожертвования на храм поступили от церковного старосты - крестьянина деревни Лопатка Адриана Михайлова, который внес 1218 рублей 30 копеек. Сборщики пожертвований на храм внесли личные деньги: Антон Егоров - 1254 рубля и Филипп Лавров - 200 рублей. Прихожанами церкви было пожертвовано 459 рублей 60 копеек. Еще 107 рублей 40 копеек поступило от приходского попечительства. Всем миром сгоревший храм был восстановлен в кратчайшие сроки. (В 1876 купили в селе Середа деревянную церковь, поставили ее на каменный фундамент от старой, обшили новым тесом, расписывал иконостас Петр Зуев (из Ржева), колокола переливали в г.Вязьма. 22.09.1876 - освятили во имя Сошествия Святого Духа. В 1896-1906 на средства прихожан в селе поставили кирпичную Свято-Духовскую церковь с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и св. пророка Илии). Церковный причт состоял из двух священников Мины Иларионова и Стефана Васильева, дьякона Игнатия Иларионова, пономаря Тимофея Максимова и церковника Гавриила Семенова. В середине 1740-х годов в приходе Богдановского храма было 189 дворов. В 1765 году настоятеля сельского храма священника Гавриила Семенова, сменил священник Петр Стефанов. В 1820-х годах в этой церкви служил священник Павел Соколов. В 1840-х годах настоятелем храма был Иоанн Алмазов, а причетником дьячок Иоанн Нечаев. В 1880-х годах настоятелем этого храма был священник Дмитрий Макаревский, которого сменил священник Павел Грибоедов. Именно его стараниями, в 1886 году при храме была открыта церковно-приходская школа 1891, 3, 3 февраля 1887 года в должность учительницы школы была утверждена жена священника Вера Макаревская. По описи 1910: каменная, внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви, считая и колокольню, 18 саж., наибольшая ширина 9 саж. 1 арш. высота до верха карниза в трапезной 3 саж. 2,75 арш., в настоящей 6 саж.; на церкви имеется одна большая главка и три малых (по краям средней части храма и на колокольне); больших окон 12 шт. в нижнем ярусе, 9 шт во втором ярусе, 1 шт малое в нижнем ярусе (в алтаре) и 2 малых в колокольне; дверей наружных створчатых 4 шт. и 1 шт однополотная, обитая железом, а 1 шт. из них тоже обита, а внутренних дверей 2 шт. полустеклянных и 4 однополотных; иконостас длиною 11 арш. 1 верш. в высоту 9,75 арш. (оценен 3000 рублей), иконостаты в 2-х приделах равные длиной 8,5 арш. с боков по 8 арш. и высотой 5,75 арш. (оценены по 1000 рублей), трапезная отапливается двумя изразцовыми печами. Колокольня в два яруса, общей высотой до верха карниза 8 саж. 1 арш.

http://sobory.ru/article/?object=44124

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010