святых Бориса и Глеба на Смядыни в Смоленске (1907), Тихвинской ц. Симонова мон-ря (1907), Знаменского мон-ря в Москве (1908), Саввино-Сторожевского мон-ря (1911), Трапезной ц. в Троице-Сергиевой лавре (1911) и др.), а также монументальной живописи и иконописи (Успенского собора в Москве (1877, 1910), Успенского собора в Звенигороде (1884), Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1885-1886, 1902-1903), ц. св. Троицы в Голенищеве (1903), ц. свт. Николая в Столпах (1903-1904), ц. Тихвинской иконы Божией Матери в с. Алексеевском (1905), ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Измайлове (1906), ц. Спаса Преображения на Бору (1907), ц. Рождества Христова в с. Измайлове (1907), Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1909) и др.), в т. ч. памятников древнерус. гражданской архитектуры, а также зданий XVIII и XIX вв. в Москве (палат Аверкия Кириллова (1880, 1908), Потешного дворца и теремов Московского Кремля (1889, 1911), Сухаревой башни (1898, 1906, 1911), Дома губернского правления (1903), здания общины «Утоли мои печали» (1907), здания Мясницкой больницы (1907) и др.), оборонительных сооружений (Китайгородской стены и башен (1875, 1903, 1905-1906), крепостных стен Смоленского (1882-1884) и Серпуховского кремлей (1885-1886)). Н. провел реставрацию ц. прп. Харитона Исповедника в Огородниках в Москве (1879), придела свт. Леонтия Ростовского в Успенском соборе в Ростове (1884-1885), составил проект воссоздания собора Кабенского мон-ря (1906). В 1886 г. Н. был командирован ИМАО в Абхазию для исследования древних архитектурных памятников. По материалам экспедиции Н. составил «Отчет о поездке в Абхазию» и был привлечен к разработке программы для археологического изучения Кавказа. Архитектурные работы Н. многочисленны, но большая часть построек не сохранилась (также выявлен значительный корпус неосуществленных проектов мастера). Н., избрав основными стилистическими источниками древнерус. и визант. архитектуру, внес значительный вклад в развитие рус. и визант. стилей 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

5 См.: Strzygowski J. Die Miniaturen des serbischen Psalter//Denkschriften der Kaiserlichen Academie der Wissenschaften in Wien. Bd. LII Wien, 1906. 6 См. рецензию: BaumstarkA.//Byzantinische Zeitschrift. 1907. Bd. XVI. P. 657 на Strzugowski J. Op. cit. 7 См.: Maas P. Die Chronologie der Himnen des Romanos 11 Byzantinische Zeitschrift. 1906. Bd. XV. S.1–44; Idem. Das Kontakion. Byzantinische Zeitschrift. 1910. Bd.XlX.S. 285–306. 8 Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. 35–50. 10 См.: Wellesz. The «Akathistos». A Study in Byzantine Hymnography//DOP. Cambridge (Mass 1956.V. IX–X. P. 143–158; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961. P. 191 sqq., 305 sqq. 11 Среди сравнительных недавних литературоведческих работ важны также: Beck Н. G. Kirche und theologische Literatur in byzantinischen Reich. Miinchen, 1956. S. 525 sqq.; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica//Wiener Byzantinischen Studien. 1968. Bd. V. P. 17–18; Аверинцев С. С. Поэтик ранневизантийской литературы. M., 1977. С. 231–236. 13 Первые работы, в которых рассматривается вопрос об иконографии Акафиста: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг., 1915. С. 383–388; Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’ Évangile aux XIV, XV, et XVI siecle d’après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 82; Tafrali O. Iconographia Imnului Acatist//Buletinul Comisiumi Monumentelor Istorice. 1914. V. VII. P. 49–173. 14 Myslive J. Iconographie Akathistu Panny Marie//Seminarium Kondakovianum .T. V. 1932. P. 97–130. 15 Grabar A. Iconographie de la Parousie//Grabar A. L’Art de la fin de I’Antiquité et du Moyen Âge. V. I. Paris, 1968. P. 569–582. 16 В 30-е гг. XX в. были известны и частично опубликованы фресковые циклы Акафиста XIV–XVII вв. из следующих церквей: XIV в. Дечаны, Марков монастырь, Матейч. Румынские циклы в ц. в Козин и в Куртеа де Арджеш относили в это время к XVI в. Из XV столетия был известен цикл ц. Пантанассы в Мистре 1428–1445 гг. XVI век: Ферапонтов монастырь (1500–1502 гг.), трапезная церковь в Лавре Афона (1512 г.), ц. в Хуморе, ц. в Проботе (1530 г.), монастырь Моливоклиссы на Афоне (1536 г.),ц. в Сучаве (1537 г.), монастырь Дохиар на Афоне (1568 г.), два цикла в Сучевице (1580–1596 гг.). XVII в.: ц. в Арборе, монастыре Хиландар на Афоне (1621 г.), ц. в Кучевиште (1631 г.), ц. в Тарговиште (1698 г.). Иконы: «Благовещение с Акафистом» Симона Ушакова из ц. Грузинской Божией Матери в Москве; «Акафист Божией матери» ц. Евстафия Плакиды в монастыре Иверон на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

К. в облике средовека изображен в схиме, но с обнаженной головой; в руках он держит раскрытую книгу, в к-рой вместо традиц. алфавита читаются начальные слова текста Евангелия от Иоанна (Ин 1. 1-3), типичного для изображений св. Мефодия (см. солнцевскую схему). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ц. Воскресения Словущего в Филипповском пер., Москва) Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ц. Воскресения Словущего в Филипповском пер., Москва) Микешинская иконография была заимствована и живописцами иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. Она повторена Г. И. Поповым, в числе прочих создавшим икону равноап. братьев для иконостаса ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (Трапезной церкви; 1906-1910). Единственным отклонением (отсылающим к иконе Нестерова) становится заменяющее свиток раскрытое Евангелие, на развороте которого представлена миниатюра с изображением ап. Иоанна и начальные слова евангельского текста (вместо алфавита). Этот извод буквально воспроизведен художником лаврской мастерской на царских вратах в ц. равноап. К. и Мефодия в с. Тишковка Марковского р-на Луганской обл., Украина (10-е гг. XX в.- см.: Кондратьева. 2011). Тот же образец лежит и в основе фрески, исполненной лаврским иконописцем В. Н. Лукиным на юж. стене Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры (1906), но художник, следуя рис. Микешина, повторяет развернутый свиток с алфавитом в руках К., однако заменяет потир закрытым Евангелием у св. Мефодия, держащего в правой руке длинное древко креста. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Эмалевая икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ЦАК МДА) Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Эмалевая икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ЦАК МДА) Др. образцом для иконописцев стал рис. Ф. Г. Солнцева, о существовании к-рого свидетельствует надпись на обороте иконы, созданной в марте 1885 г. в С.-Петербурге акад. В. В. Васильевым для храма Успения Пресв. Богородицы в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.: «                                                                        ».

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Повседневная трудовая жизнь начиналась в обители в 3 часа 30 минут утра с совершения утреннего правила, которое, как и вечернее, совершалось без священника. По принятии пищи сестры расходились каждая на свое послушание. В 12 часов собирались в трапезную, в 16 часов пили чай, а ужинали в 19 часов. За трапезой все сестры поочередно читали жития святых, разные поучения и наставления из монашеской жизни. После ужина совершалось вечернее правило, которое было несколько продолжительнее утреннего. Духовное окормление сестер осуществляли старцы Свято-Троицкой Николаевской обители отцы Сергий и Герман , некогда валаамские иноки. Хозяйство монастыря было признано образцово-показательным. Монастырская земля во время тайфунов и разливов реки часто затоплялась, и зачастую обитель теряла скошенное сено. Пахотную землю и луга монастырь часто обрабатывал своими силами, но главным образом отдавал в аренду. В 1904 году сестры-монахини впервые подняли и засеяли 4 десятины нови, а к 1910 году под посевами было уже около 30 десятин, из которых 9 обрабатывалось корейцами, остальные же были подняты и обработаны трудами сестер. Только последние 2 года они в страдную пору нанимали рабочих в помощь. В монастыре возделывалось 26 видов огородных культур: картофель, капуста, свекла, брюква, редька, бобы, горох, дыни, арбузы, тыквы, помидоры, шпинат, морковь, горчица и др. В садах разводили сливы, вишни, груши, яблони, крыжовник, малину, смородину, клубнику, яблони-райки - всего около 300 фруктовых деревьев и 1000 ягодных кустов. У обители было 3 стада, пожертвованных для монастыря - крупный скот, лошади и мелкий рогатый скот. С 1904 года сестры занимались и пчеловодством, к 1910 году количество ульев дошло до 100. Сеяли медоносные травы и гречиху. Имелся у монастыря и лесной надел о выделении которого неоднократно ходатайствовала мать Павла. В Никольск-Уссурийском монастырь располагал 3 домами, где имелась выстроена заботами игумении женская школа с бесплатным общежитием для девочек сирот и детей бедных родителей крестьянского сословия. В 1906 году монастырь содержал еще одну школу - для детей ближайших деревень Линевичи и Кугуки , но с открытием там своих школ монастырская школа была закрыта.

http://drevo-info.ru/articles/11923.html

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом. Ряд храмовых сооружений К. не сохранился до наст. времени. К. совместно с А. И. Носалевичем в 1904 г. спроектировал деревянную ц. Христа Спасителя в рус. стиле у ст. Дюны. В Поречской общине К. спроектировал трапезную ц. прп. Серафима Саровского (1904-1905, сгорела в 1944). Церковь свт. Николая Чудотворца близ ст. Саблино (в совр. пос. Ульяновка Тосненского р-на Ленинградской обл.) была построена в 1906-1908 гг., закрыта в 1933 г., в 1943 г. сгорела (на его фундаментах в 2002-2003 построена часовня во имя св. царевича Алексия). В 1908-1909 гг. К. совместно с Г. А. Косяковым осуществил проект устройства нижней Никольской ц. в ц. блж. Андрея Юродивого при доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова (С.-Петербург, Арсенальная наб., 5; не сохр.). Из-за нехватки средств не был реализован составленный К. проект (1902) каменного храма на 1,2 тыс. чел. в московско-ярославском стиле XVII в. при морском и сухопутном артиллерийских полигонах на Пороховых близ С.-Петербурга. В 1911 г. К. спроектировал каменную церковь в с. Коваши Петергофского у. (вероятно, также не построена). К 1910 г. относится один из самых значительных проектов К.- военный собор апостолов Петра и Павла на Петровской горе в Выборге, возведенный в память 200-летия присоединения города и крепости к России. Проект 5-главого храма был выполнен в стиле монументального ретроспективизма, с достаточно сдержанным декором. Закладка произошла в 1910 г., здание было доведено почти до карниза, но когда город оказался в составе независимой Финляндии, постройка в 20-х гг. XX в. была разобрана и на ее фундаментах соорудили архив. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Козья Гора Ленинградской обл. 1904–1908 гг. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Козья Гора Ленинградской обл. 1904–1908 гг. В разное время К. принимал участие в перестройке и реконструкции ряда столичных храмов. В 1893 г. он спроектировал двукратное расширение Преображенской ц. при 1-й гимназии (ул. Правды, 11), освященной 3 сент.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

В течение двух лет Захарий занимался строительством пещерных ходов, постоянно находясь в молитвенных трудах и посте. К нему стали приходить казаки и крестьяне окрестных селений, ищущие спасения и подвига. Совместными трудами был выкопан пещерный ход, общая протяженность которого достигла 120 саженей (1 сажень — 2, 1336 метра). Питались подвизающиеся подаянием, ночью собирались для молитвы, вычитывая правило, положенное для иноков. В 1906 году была построена деревянная домовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а также жилые корпуса для братии: полукаменный двухэтажный с трапезной, в 1910 году — одноэтажный полукаменный. В 1909 году Покровский скит был приписан к близлежащему оренбургскому Мещеряковскому монастырю. 26 сентября 1909 года Захарий был пострижен в монашество с именем Зосима. В 1910 году он был рукоположен в сан иеродиакона, через год — в сан иеромонаха. Монастырская братия продолжала копание пещер по подобию Киево-Печерских. Монастырь помогал голодающему населению. Обитель имела свое хозяйство: конюшни, коровники, посевные угодья, основные доходы приносило производство высококачественного кирпича. 2 октября 1911 года был освящен каменный храм в честь святителя Николая. По указу императора Николая II от 21 января 1913 года Святейший Синод представил епископу Оренбургскому и Тургайскому Феодосию постановление об обращении скита в Николаевский мужской общежительный монастырь. С помощью жертвователей обитель постепенно благоустраивалась: были возведены странноприимный дом и подсобные здания, посажен фруктовый сад, при обители имелись кожевенный и кирпичный заводы, а также дом для калек мужского пола, которые валяли валенки, шили и помогали братии. В пещерах монастыря была устроена церковь, в которой принимал людей для духовного окормления старец Нил. Библиотека и архив обители хранились у отца Зосимы. В пойме реки Самары бил святой Николаевский родник, откуда братия брала воду; рядом располагалось монастырское кладбище. В 1916 году монастырь возводит в Оренбурге рядом с Афонским подворьем каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона.

http://patriarchia.ru/db/text/5156758.ht...

Монастырский двор С северной стороны от Спасо-Преображенского собора находится храм Воздвижения Креста Господня, построеннный в 1897 году. Величественный пятиглавый собор рассчитан на 1500 человек. Является памятником монументальной архитектуры русско-византийского направления ретроспективно-русского стиля. В храме в раке находятся мощи преподобной. Гробница является точной копией той, которая находилась в Полоцком монастыре в начале прошлого века. Евфросиниевская трапезная (тёплая) церковь размещена с южной стороны от Спасо-Преображенского собора. Она представляет собой маленькое одноэтажное прямоугольное здание с зеленой крышей и куполом в центре (в 1847 жилой дом был переоборудован под церковь и в 1886 г. перестроен). Накрыт двухскатной крышей, посередине которой небольшой купол с головкой на деревянном восьмигранном барабане. Официальный сайт монастыря http://spas-monastery.by/ http://piligrim.by/content/view/188/505/ Часовня в честь восшествия на престол Императора Николая II Сведения о монастырской часовне крайне незначительны. Известно, что она была построена на средства Спасо-Евфросиниевской обители на расстоянии около 400 метров от монастыря, близ Невельского тракта (современная ул. Евфросинии Полоцкой). Освящена 8 мая 1897 года в честь восшествия на престол Государя Императора Николая II. Однако в документах того времени имеется информация о другом названии часовни. В отчете о состоянии Полоцкой епархии, составленном Полоцким епископом Александром (Закке-Заккисом), говорится, что она была освящена «в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III». Ежегодно накануне празднования дня памяти преподобной Евфросинии Полоцкой к часовне совершались крестные ходы. Кроме того, в часовне в течение дня несли послушание сестры монастыря, благодаря чему верующие имели возможность помолиться в ней и поставить свечи. В настоящее время на фундаменте часовни находится жилой дом. Трапезный дом Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Трапезный дом был заложен в Спасо-Евфросиниевском монастыре в июне 1901 года. Постройку каменного трехэтажного здания завершили в 1902 году. В верхнем этаже находилось 12 келий для монашествующих, в нижнем этаже располагались хлебопекарня, кухня, ледник и келии для сестер, в среднем этаже – монашеская трапезная. В 1906 году частью на монастырские средства, а частью на пожертвования верующих в трапезной был устроен алтарь с одноярусным дубовым иконостасом. Домовую церковь освятили в честь святого Алексия, человека Божия. В 1910 году в трапезном доме был проведен водопровод. В 1925 (по другим источникам – 1924) году, после закрытия обители и передачи всех ее зданий различным государственным структурам, трапезный дом еще некоторое время существовал, о чем свидетельствуют фотографии тех лет. Вероятнее всего, разрушение трапезного дома последовало в период Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=00287

В 20 веке Стрельниково слилось с близлежащими небольшими деревнями Шатерино, Цуцино, Омелино, давшими впоследствии названия улицам объединённого поселения. Так,на одной из улиц - Омелинской, стоит небольшая часовня кон. 19 века в русском стиле, другая - главная дорога, идёт на Шунгу. К западу среди застройки здесь стоит другая часовня сер. 19 века. Деревянный храм Покрова находится в северном конце поселения, от Шунгенской дороги к нему ведёт небольшая поперечная улочка. Сама же Покровская церковь - это пример сельского деревянного приходского храма в духе эклектики, выполненного по образцовому проекту конца 1850-х - нач. 1860-х годов. Основной объём, рубленный из брёвен и оштукатуренный по тесовой обшивке, поставлен в 1906 г., обширная трапезная с приделом Ильи Пророка (придел пристроен после пожара, случившегося в 1910 г.), рубленная из брёвен в лапу и обшитая калёванными досками, - в 1912 г. Храм сильно вытянут по продольной оси. В его объёмной композиции доминирует двусветный четверик с четырёхскатной кровлей, увенчанной пятью декоративными луковичными главками нарядным чешуйчатым покрытием " в шахмат " . Более узкая пятигранная апсида и большая трапезная, по ширине равная четверику, значительно понижены. С запада к трапезной примыкает паперть с пониженными угловыми частями. В силуэте здания основному пятиглавию вторят главки над алтарём и коньком трапезной, а также миниатюрные главки над западной папертью и щипцовыми подвышениями кровли по центру всех фасадов четверика. Роспись храма и трапезной выполнена в 1954 году. Главный иконостас, по-видимому, выполненный к открытию храма, типичен для русского стиля. Иконы расположены в четыре яруса, по девяти осям. Все они, кроме верхних - арочных, имеют прямоугольную форму. Границы ярусов отмечают орнаментальные фризы, украшенные накладной резьбой. По горизонтали в ряду иконы разделены резными колонками, также декорированными накладной резьбой. Дубовый трёхъярусный иконостас придела Ильи Пророка также относится к нач. 20 века. В линиях обрамления царских врат и большой иконы во много клейм над ними, чувствуется влияние модерна.

http://sobory.ru/article/?object=03085

В 3 верстах от Л. м., на острове, находилась Всехсвятская киновия для престарелых и увечных казаков, основанная в 1809 г. На ее территории имелись храмы во имя Всех святых (освящен 1 авг. 1808) и в честь Казанской иконы Божией Матери (1872), каменный флигель на 10 чел., кухня с трапезной. Святыни и реликвии Большая часть святынь, ценных предметов ризницы и книги поступили в Л. м. из упраздненной Межигорской обители. В Л. м. хранились напрестольный крест с рубинами и бриллиантами (1744), 2 кипарисовых креста (1769), украшенные серебряными «подставками», несколько серебряных крестов и богослужебных сосудов. В обители имелось «Евангелие Большое, опайное, в переплете оранжевого бархата с ажурными сребровызолоченными досками», в 1654 г. пожертвованное в Межигорский монастырь игум. Агафией (Гуменецкой), а также Евангелия (М., 1644, 1687, 1763; К., 1697), Библия (М., 1663), Апостол (К., 1630), неск. богослужебных книг 1663-1716 гг. В храмах обители почитались иконы Рождества Христова, Спасителя и свт. Николая Чудотворца, украшенные серебряными ризами с вызолоченными венцами, а также список Толгской иконы Божией Матери в сребропозлащенной ризе с жемчугом и драгоценными камнями. 15 янв. 1910 г. наместник иером. Анатолий обратился к начальнику Кубанской обл. М. П. Бабычу с прошением о разрешении хождения по области с войсковыми святынями. Иером. Анатолий указал, что в пустыни хранятся особо чтимые казаками иконы свт. Николая Чудотворца и Толгский образ Божией Матери, переданные из Межигорского мон-ря. «С течением времени память об этих святынях среди молодого поколения постепенно теряется, особенно после 1905 и 1906 гг., когда были потрясены все основы нашего государства». В итоге разрешение было получено, крестные ходы совершались во мн. кубанские станицы. 1918-2015 гг. После 1918 г. постройки Л. м. занимала коммуна «Набат». В 1921 г. Л. м. был закрыт, на территории обители действовала детская трудовая школа. Большинство ее учащихся были беспризорниками. В нач. 30-х гг. XX в. в поселке организовали птицесовхоз «Лебяжий Остров». Из монастырских построек сохранились лишь гостиница и водонапорная башня (1909) над артезианским колодцем. 29 апр. 2011 г. в помещении Дома культуры пос. Лебяжий Остров архим. Никоном (Пипинеевым) была отслужена Божественная литургия. 4 июля здание было передано в ведение Екатеринодарской и Кубанской епархии для переустройства под кельи и церковь.

http://pravenc.ru/text/2463219.html

После городского пожара (июнь 1842) в 1843-1855 гг. К. м. был приписан к казанскому во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рю , в 1855-1900 гг.- к казанскому Преображенскому мон-рю. В 1889 г. близ обители была устроена богадельня для престарелых казанских иеромонахов и священнослужителей. В 1891 г. при К. м. открылась церковноприходская школа с приютом для мальчиков-сирот. По проекту архит. С. Тынкасова для школы выстроили отдельный 2-этажный дом (см.: Отчет по постройке школы при Феодоровском мон-ре г. Казани//Изв. по Каз. епархии. 1895. С. 107-109). Известно, что 12 дек. 1887 г. на Фёдоровском бугре, у стен обители, совершил попытку самоубийства А. Пешков (М. Горький). Юноша собирался выстрелить в грудь из пистолета, но пуля лишь пробила левое плечо. Раненого юношу спас монастырский сторож М. Юнусов. Указом Синода от 23 сент. 1900 г. К. м. был преобразован в жен. общежительный мон-рь и 12 нояб. 1900 г. вновь освящен архиеп. Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым) . Обитель возглавляла игум. Иоанна, с 1906 г.- постриженица казанского Богородицкого мон-ря мон. (Анфия (Бакакина; с 1907 г.- игумения), затем - игум. Ангелина (Алексеева) . К 1910 г. в мон-ре проживали игум. Людмила, 2 монахини, 63 послушницы, священник и псаломщик. Насельницы занимались в основном белошвейным ремеслом, они также работали на епархиальном свечном заводе, расположенном в обители. Сестры поддерживали тесную связь с находящимся неподалеку казанским Богородицким жен. мон-рем, часто переходили из одного мон-ря в другой. Нек-рое время в К. м. служили свящ. В. Д. Богоявленский (архиеп. Черниговский сщмч. Василий), свящ. П. А. Грачёв, репрессированный в 30-х гг. XX в. Постройки и святыни В нач. XVII в. в К. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Вероятно, храм неоднократно горел. В 1700 г. в К. м. был построен каменный Свято-Троицкий собор, представлявший собой небольшой 2-светный кубовидный храм, слегка вытянутый в ширину, с 3-частной апсидой. Четверик был перекрыт глухим сомкнутым сводом с 4-скатной кровлей. Уникальным не только для архитектуры Казани, но и вообще для рус. архитектуры было завершение четверика 3 главами по оси, на небольших глухих барабанах. С сев. стороны к храму примыкал придел во имя вмч. Феодора Стратилата. С запада собор имел небольшую трапезную. По оси придела, слева от трапезной, возвышалась 2-ярусная восьмериковая колокольня с типичным для Казани нарышкинским декором, возведенная, возможно, несколько позже собора.

http://pravenc.ru/text/1319822.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010