Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Глинская пустынь, ок.1906-1910. Фото Я. Фесика Возрождение и расцвет Глинской пустыни связаны с настоятельством прп. Филарета (Данилевского) (1817 - 1841), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова) , пустынь «стала процветать благодатью» . По ходатайству еп. Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 года Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни , восходящих к уставам монастырей Афона . Устав Глинской пустыни состоит из трех отделов, включавших 36 глав. В первом определен порядок богослужения и трапезы. С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница , совершались утреня , лития , с 6 часов читался Акафист Пресвятой Богородице , с 8 часов совершалась литургия , с 16 часов - вечерня , лития, с 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники - четыре часа. В воскресенье, в 5 ч. утра, совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему . После литургии насельники попарно шли в трапезную, служился чин панагии . В монастыре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками). Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу , который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й главе, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

В 1902 г. по инициативе жителей волжских городов в Осташкове был учрежден комитет под председательством столобенского архим. Пахомия по строительству у истока Волги Преображенского собора, проект к-рого, созданный тверским архит. В. Назариным в неорус. стиле, частично повторял формы собора Василия Блаженного в Москве. 29 мая 1902 г. состоялась закладка трехпрестольного храма (с лев. приделом во имя св. Иоанна Предтечи, правым - во имя равноап. кнг. Ольги), к-рую возглавил Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) . На строительстве, производившемся на пожертвования, трудились местные крестьяне. 23 апр. 1912 г. был освящен Преображенский престол собора, однако оформление интерьера не было завершено к 1917 г. Росписи собора предполагалось посвятить кнг. Ольге и всему «древу московской великокняжеской династии», представленному в живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также собора московского Новоспасского мон-ря . В иконостасе должны были «поместить все лики святых угодников, происходящих от потомства... святой равноапостольной великой княгини русской» (РГАИ. Ф. 799. Оп. 26. Д. 383. Л. 10). Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. К 1906 г. при соборе была создана жен. иноческая Верхневолжская Преображенская община, 28 февр. 1907 г. утвержденная определением Святейшего Синода как приписная к вышневолоцкому в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рю . В 1907 г. в В. м. был заложен, 27 июля следующего года освящен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, возведенный по проекту архит. Назарина, в 1907-1910 гг. построены деревянная трапезная, 2-этажные деревянные кельи на юж. стороне, 2-этажный дом для сестер и паломников, хозяйственные сооружения, ограда. В 1907 г. в В. м. открылась школа грамоты (с 1911 церковноприходская), для к-рой в юж. части мон-ря был построен одноэтажный деревянный дом. Указом Синода 25 сент. 1909 г. община была преобразована в самостоятельный Волговерховский Преображенский общежительный мон-рь, в 1912 г. переименованный в Волговерховский Ольгинский. Настоятельницей стала игум. Вера. Из служивших в обители священников известны Петр Тугаринов (1913) и Василий Данилов (1917).

http://pravenc.ru/text/155144.html

Русский. Церковь Спаса Нерукотворного Образа при 35-ом Сибирском стрелковом полку на мысе Поспелова. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1897. Год утраты:приблизительно 1920 (разобрана) Архитектор:В.В. Курилов Адрес: Россия, Приморский край, г. Владивосток, Русский остров, Поспелово. Координаты: 43.060873, 131.891616 Проезд:из города автобусами 15, 29, 74 или 76, мт 22, 63 или 75 до остановки поворот на Поспелово, далее до поклонного креста идти в северном направлении чуть более 1 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Небольшая деревянная церковь в русском стиле выстроена в 1896-1897 гг. по инициативе нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона по проекту военного инженера В.В. Курилова в основном на средства купца М.И. Суворова. Главный объём крестообразного в плане здания с трапезной, над западной частью которой возвышалась небольшая колокольня, был увенчан восьмигранным шатром с главкой. Храм последовательно находился в пользовании разных воинских частей, с 1906 г. и до Первой мировой войны - в ведении 35-го Восточно-Сибирского (с 1910 г. - Сибирского) стрелкового полка. Утрачен в нач. 1920-х гг. На месте храма в 1999 г. установлен памятный крест. 35-й Сибирский стрелковый полк имел также соимённую походную церковь, основанную в 1904 г. Стратиевский О.Б. Остров Русский (страницы истории). Владивосток, 2013, с. 268-270, 273-274.   В 1897 году в северо-восточной части острова, у подножья мыса Поспелова возводится первый православный воинский храм. Строится он по инициативе и на пожертвования нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона, но основной вклад средств принадлежал подрядчику венного ведомства и купцу первой гильдии М. Суворову, который взял подряд на постройку фортов на острове Русском. На строительство этого храма во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя прислал свой денежный взнос из далекого Петербурга Иоанн Кронштадтский. В документах сохранились фотографии храма и его внутреннего убранства. В последние годы своего существования он был более известен как храм 35-го Сибирского стрелкового полка. В начале 1930-х годов он был разорен и вывезен в город по бревнышку. Прежнее его место установлено и расчищен фундамент.

http://sobory.ru/article/?object=35036

В 1889 при монастыре была учреждена одногодичная школа для причетников. В ней 10 учеников изучали церковное пение, уровень которого сильно понизился в местах, где недавно царила уния. С учреждением в 1905 самостоятельной Холмской епархии монастырем управлял епископ Холмский и Люблинский – первым из них стал Евлогий (Георгиевский), позднее возглавивший русские православные приходы Западной Европы юрисдикции Константинопольской Патриархии. Начало XX века было периодом расцвета монастыря, во главе которого стоял архим. Серафим, приглашенный Владыкой Евлогием из Москвы. Обитель преобразовали «на строгих началах общежития» и ввели древнерусский распев. В 1907 собор был капитально отремонтирован и «чудно расписан» на средства московского прот. Н. А. Копьева, главного благотворителя обители, который также подарил великолепный двухъярусный иконостас и 300-пудовый колокол. Тогда же на стекле был написан запрестольный образ Спасителя. Вероятно, в 1910 была переделана колокольня, которая приобрела завершение в русском стиле. В 5 км к востоку от обители находится Белое озеро, куда любил приезжать архим. Герман (Иванов), предшественник о. Серафима, впоследствии викарный епископ Люблинский. Он бывал здесь с будущим Патриархом Сергием (Страгородским). Оба они одновременно приняли постриг в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских. Преждевременная (в 1904) кончина помешала Владыке Герману устроить скит на острове озера. В 1906 на фотоснимке этого места вдруг отчетливо проявилось изображение храма с куполами и крестами. 30 января 1909 там же, на сосне, явились в необыкновенном сиянии три иконы. На благодатном месте епископ Евлогий заложил в 1907 Белозерский скит, а через два года на средства прот. Копьева освященный скитский храм обогатился утварью и иконами прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1908–1909, напротив святых ворот, была возведена в русском стиле пятиглавая Успенская деревянная «церковь-алтарь» (часовня). По просьбе прихожан в 1912, на берегу Буга, в местности «Святое поле» (близ с. Дратова), где, по преданию, произошло обретение иконы прп. Онуфрия, была основана Свято-Ильинская киновия. В том же году деревянная часовня в ней была перестроена в двухэтажную одноглавую церковь прор. Илии, которую освятил епископ Белостокский Владимир. В скиту имелись настоятельский и трапезный корпуса, школа и служебные постройки. На возвышенном месте была возведена Свято-Духовская часовня, где обычно служили в дни, когда обитель была окружена водой, например, в Пасху.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Полная разборка старой трапезной. Постройка новой, большей по размеру (существующей сейчас). В ней предполагаются два новых придела, устройство которых затягивается за нехваткой средств. 22 февраля 1904 г. Первый новый придел во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, закончен и освящен благочинным священником Михаилом Верюжским. 1906-1907 гг. Ремонт двухэтажного дома священника. Постройка нового дома для псаломщика взамен обветшавшего старого. 1 декабря 1910 г. Второй новый придел во имя Трех Святителей закончен и освящен благочинным священником Михаилом Верюжским. Церковь становится трехпрестольной. Никольская церковь Унежмы, может быть, и не отличается архитектурными изысками, но несомненно обладает скромным и теплым обаянием деревянной постройки и является центром, сердцем деревни, организовывая и освящая пространство вокруг, и являясь четвертой высотной доминантой посреди трех варак. Существующая церковь - результат многократных перестроек - родилась здесь в 1813 году на месте сгоревшей годом раньше предшественницы. Первоначально это была небольшая часовня, к которой в 1826 году был пристроен алтарь. Новорожденная церковь была освящена во имя святого Николая Чудотворца - в просторечье Никольская. Название не отличалось оригинальностью - Николай Чудотворец считался покровителем рыбаков и мореходов, поэтому неисчислимое количество " Никол " стояло по всему берегу Белого моря, что нашло отражение в местной поговорке: " От Холмогор до Колы тридцать три Николы " . Колокольня постройки, предположительно, конца XVII в. при пожаре уцелела. В 1886 году здесь побывал профессор архитектуры В.В. Суслов, который оставил потомкам бесценные документы - фотографию церковного ансамбля и искусно выполненный обмер колокольни, вошедший в великолепный альбом " Памятники древнего русского зодчества " (издание Императорской Академии художеств, вып. I , составлен академиком В.В.Сусловым. СПб., 1895 г.). Вскоре церковный ансамбль был существенно перестроен. Население деревни росло, церковь стала мала, и в 1904 году старую трапезную заменили новой, большего размера, в центральном срубе прорубили высокие арочные окна, а шатровое завершение колокольни, так любимое на севере, заменили чем-то наподобие купола со шпилем. Деревянным постройкам явно старались придать облик каменных - что поделать, дань изменчивой моде...

http://sobory.ru/article/?object=30437

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Водонапорная башня . В возвышающемся за трапезной здании находится водонапорная башня, обеспечивающая водой весь монастырь. Построена на средства С.В. Перлова в 1906 году. Больничный корпус. Это здание было пожертвовано в 1905 году Анной Яковлевной Перловой для устройства монастырской больницы с амбулаторией для оказания медицинской помощи сестрам и местным жителям. В больнице имелось несколько палат на 60 коек, в амбулатории принимали иногда до двухсот человек в сутки. Дом С.В. Перлова (1836-1910), московского купца, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь. Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна были духовными чадами преп. Амвросия и благотворителями обители. На их средства построены практически все фундаментальные монастырские постройки, устроены мастерские: иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич похоронен по его завещанию в обители, рядом с настоятельницами. Анна Яковлевна после его смерти жила в Москве, часто приезжая в Шамордино с детьми и внуками. Перед смертью (1919 г.) приняла постриг с именем Амвросия. В настоящее время дом Перловых восстановлен и используется для монастырских нужд. В деревне Каменка направо уходит дорога к селу Шамордино, известному своим женским монастырём. От прочих монастырей округи Шамординский отличает то, что он молод, начало своё берёт от женской общины, основанной в 1884 году. Однако история его появления самым непосредственным образом связана с более древней Оптиной пустынью, лежавшей отсюда в 12 верстах, и потому, что основатель монастыря был оптинский старец Амвросий, и потому, что многие женщины сначала приходили в Оптину пустынь за советом и утешением, а потом сделались насельницами в Шамордино. Итак - Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891) родился в Тамбовской губернии в семье пономаря. Окончил семинарию, во время учёбы серьёзно заболел и дал обет, если выздоровеет, уйти в монастырь. В 1839 году пришёл в Оптину пустынь. Сначала был в послушании у старца Льва, потом келейником старца Макария. В 1845 году сильно простудился, долго болел, едва не умер, но в 1848 году пошёл на поправку. Примерно с этого времени, можно сказать, он и сам стал старцем. Старец - не обязательно старый, но мудрый и проницательный человек, хороший психолог, к которому люди приходили за советом в сложных жизненных обстоятельствах. И он, всепонимающий и прозорливый, выслушивал людей, вникал в их проблемы и давал им советы и наставления. При этом важно, чтобы пришедший к старцу твёрдо верил, что данный совет правильный и старец знает, что говорит. От этого происходили исцеления, у отчаявшихся появлялась надежда.

http://sobory.ru/article/?object=00905

Александро-Васильевка, урочище. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1905 и 1907. Архитектор:Федотов Адрес: Россия, Пензенская область, Мокшанский район, урочище Александровка (Александро-Васильевка, Растяряха) Координаты: 53.418966, 44.479802 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Александровка, бывшая русская деревня Успенского сельсовета, в 7 км к юго-востоку от него. Прекратила существование в связи с выездом жителей (решение Пензенского облисполкома от 19.03.1986 года). Храм во имя Архистратига Михаила (Никольская церковь) Каменный, однопрестольный. Построен в 1905 г. по проекту, составленному арх. Федотовым и утвержденному 6 июля 1899 г. Самостоятельный приход открыт по определению Св. Синода от 22 декабря 1906 г. и по благословению епископа Тихона от 17 февраля 1907 г. Сооружен вначале без колокольни, для звона было приспособлено отдельно стоящее помещение. Колокольня и трапезная (?) построены тщанием Н. А. Миловзоровой в 1914 г. Потомственный почетный гражданин в 1910 г. пожертвовал 200 руб. на сооружение ограды, а кондуктор железной дороги Лаврентий Анисимов – паникадило стоимостью 60 руб. Села уже нет, разрушенный храм одиноко стоит между рекой Азясь и полевой дорогой. Источник: сайт  http://inpenza.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25472

Страховая ведомость 1910 года указывает высоту верхнего этажа здания до карниза (судя по всему, между двумя карнизами трапезной палаты) в 2 саж. (4,26 м). Высота первого этажа тем же документом определяется в 1,5 саж. (3,195 м). Таким образом, устанавливается общая высота трапезной (от земли до венчающего карниза) – 7,455 м. Согласно ведомости 1910 года, по верхнему этажу имелась одна наружная двустворчатая деревянная дверь и таковая же внутренняя, по нижнему этажу – всего пять дверей. На фотографиях видно, что две из них находились с восточной стороны, под алтарной апсидой главного храма, одна – с северной стороны нижнего этажа трапезной палаты, еще одна внизу с северной стороны крытого крыльца. Более ранняя опись 1855 года сообщает, что «извне церкви деревянные же створчатые двери запираются висячим замком». Согласно той же описи 1855 года, окна верхнего этажа здания, числом 17, имели двойные рамы и решетки. Количество окон верхнего этажа здания (вероятно, включая окна второго света четверика) в ведомости 1910 года указано следующим образом: больших – 18 штук, малых – 8 штук, по нижнему этажу было учтено всего 20 окон. Размеры окон верхнего этажа, к сожалению, не названы. Высота окон нижнего этажа составляла 1,5 арш. (1,07 м), а их ширина – 1 арш. (0,71 м). Расположение части окон также устанавливается по фотографиям. В частности, на одной из них хорошо просматриваются окна южной и восточной стороны здания. Малые прямоугольные окна второго света четверика видны на южной и восточной сторонах четверика. На западной и северной сторонах их не было. Эти окна имели профилированные рамочные наличники. Два больших окна первого света с лучковой перемычкой находились на его южной стороне. Верхний этаж трапезной палаты с южной стороны имел четыре подобных окна. При этом крайнее западное окно было меньше остальных. Два аналогичных окна находились с северной стороны Сретенского придела и два таких же окна – на верхнем этаже трапезной палаты. Алтарные апсиды имели аналогичные окна: одно – Сретенский придел, три – выступ главного храма. При этом, на дореволюционных фотографиях, сделанных с юго-востока, видно, что восточное окно заложено. По архивным же сведениям, в 1907 году это «временно заложенное» окно «на горнем месте» было разобрано «со вставкою в оное новых рам со стеклами, из коих на внутреннем цельном стекле живописно изображено событие Воскресения Христова». Читается барочный декор наличников этих окон: вверху располагался треугольный фронтон, нижняя часть наличника была выполнена в виде фартука, имевшего сегментное очертание. Треугольные завершения наличников разрывали венчающий карниз этажа (за исключением окон на четверике). Заполнения оконных проемов имели довольно дробную расстекловку. Прямоугольные окна нижнего этажа под Сретенским приделом и трапезной палатой практически были лишены декора.

http://sobory.ru/article/?object=14407

А. П.),доработанных и исправленных автором», в то время как известно, что вторым изданием вышел только первый том (весна 1913 г.). Юлиан Андреевич среди прочего огорчился, когда А. А. Васильев в рецензии на первый том «Истории Византии» назвал его мини-монографии 1890-х гг. по частным вопросам «небольшими статьями». 56 Изложение в первых главах «Прошлого Тавриды», как позже и в «Истории Византии», ведется им по царствованиям. 58 Например, только в мае 1911 г. министром внутренних дел были утверждены «Нормальные правила по устройству и содержанию театров-кинематрографов», а к 1914 году в Киеве функционировало уже 37 кинотеатров! 61 Государю императору Николаю II профессорами Университета была направлена всеподданнейшая телеграмма: «Светлый праздник пребывания Вашего Императорского Величества с Августейшим семейством в нашем славном старом Киеве, давно для нас желанный, ознаменовался радостным единением царя с народом. Но преступный злодей, покусившийся на дорогую для России жизнь Вашего верного слуги, омрачила нашу радость, и клики восторга сменились стонами ужаса, воплями горя негодования. Вознеся в нашем храме молитвы о здравии болящего, мы, профессора Императорского университета св. Владимира, повергаем к стопам Вашего Императорского Величества чувства нашей беззаветной любви и верноподданнической преданности» (Государственный архив города Киева. Ф. 16. Оп. 446. Ед. хр. 174. Л. 186. Автограф ректора университета, проф. Н. М. Цытовича). Петр Аркадьевич Столыпин скончался 5-го сентября 1911 г. в киевской клинике С. С. Маковского, похоронен у стен Трапезной палаты Киево-Печерской Успенской Успенской лавры. 62 Serta Borysthenica: Сборник в честь заслуженного профессора Императорского университета св. Владимира Юлиана Андреевича Кулаковского . К., 1911. С. I. Смею выразить предположение, что автором этого слова был декан историко-филологического факультета университета, давний друг Кулаковского – Т. Д. Флоринский (1854–1919). 64 См.: Личный состав Императорского университета св. Владимира к 1 июля 1910 года. К., 1911. С. 4. С тех пор списки университетских преподавателей и служащих не публиковались.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Кроме зданий в ограде, за оградой монастыря находятся хозяйственные постройки на собственной земле в поле и в лесу. На хуторе полевом производятся: скотоводство, посев разного хлеба, жатвенные и молотильные работы машиною, просорушкою и мельницей. Там же плодовый сад и небольшая пасека. В 1901 г., с разрешения епархиального начальства, на хуторе построена кухня, трапезная и помещение для сестер на время уборки хлеба. Расстоянием от монастыря хутор в 12 верстах. Земли при открытии монастыря строительницею г. Федоровою, пожертвовано 280 десятин, из них 33 десятины для священнослужителей. Во владении монастыря остается 247 десятин, усадебной 6 десятин 45 кв. сажень и под монастырем 1 десятина 960 кв. сажень, леса около монастыря 27 десятин 835 кв. сажень. В 1868 и 1878 гг. господами Саварскими пожертвовано полевой земли 98 десятин 2314 кв. сажень. В 1874 г. поступило по дарственной от г-жи Костевич огородной земли 5 десятин 1035 кв. сажень, в 1874 г. от казны во владение монастыря дано 100 десятин дровяного леса на расстоянии от монастыря в 20 верстах, где устроен небольшой хутор. От строительницы достались монастырю две водяные мельницы – одна на реке Усманке, а другая на ручье Косякином колодце. Право на владение ими, по неимению документов, казною не признано, и они по ветхости и бездействию, с разрешения начальства, упразднены. С высочайшего соизволения, последовавшего 21 июня 1900 г., за монастырем укреплено 1 сентября того же года 151 десятина земли, в даче при селе Новоуглянске, купленной у жены статского советника г-жи Дубисса-Крачак. В 1898 г. по духовному завещанию вдовы коллежского асессора Софии Николаевны Трунцевской за монастырем укреплена земля в количестве 45 десятин с тем, чтобы аренда с 15 десятин выдавалась причту монастырской церкви. Казенного оклада на устройство и поправку церквей, келий, поправку и содержание монастыря не получается, а содержится обитель доходами с земли, от хозяйственной экономии и процентами с капитала. При открытии монастыря в основание его обеспечения от строительницы положено 40 000 руб. ассигнациями в сохранную кассу с тем, чтобы из 2000 руб. получаемых процентов 500 руб. ассигнациями отчислялись на содержание священнослужителей. В свое время сумма 40 000 руб. ассигнациями переложена на серебро, а по времени от благородных жертвователей, за вечное поминовение родных, поступали еще вклады. К 1910 г. неприкосновенного капитала состоит 37 462 руб. 21 коп.

http://sobory.ru/article/?object=17455

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010