НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ СЕРБСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ (Информационная служба Сербской Православной Церкви. 22 мая 2000г.) В воскресенье 22 мая, в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали " Правды ради " . Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена. В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных. В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский, священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий, священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац, священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич, священномученик протоиерей Георгий Богич, мученик Вукашин из села Клепци, а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя: что о них известно Правда ли, что в Москве возводят памятник Патриарху Кириллу и еще 8 вопросов 22 декабря, 2017 Правда ли, что в Москве возводят памятник Патриарху Кириллу и еще 8 вопросов 22 декабря. ПРАВМИР. В Москве начали устанавливать памятники скульптурного комплекса «Патриархи Московские и всея Руси”. Первые три из них были торжественно открыты в этом году на Архиерейском Соборе. К 2019 году планируется поставить памятники всем патриархам Русской Православной Церкви. Правда ли, что в Москве поставят прижизненный памятник Патриарху Кириллу? Да, памятник ныне здравствующему Патриарху Московскому и всея Руси будет установлен у Храма Христа Спасителя, но он станет лишь частью скульптурного комплекса, посвященного всем патриархам Русской Православной Церкви. Что за памятники Патриархам? Скульптурный комплекс «Патриархи Московские и всея Руси» посвящен 100-летию восстановления патриаршества и 400-летию патриаршества на Руси. Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Всего в рамках проекта до конца 2019 г планируется создать 16 скульптур Патриархов Московских и всея Руси, включая ныне здравствующего Патриарха Кирилла. Монументы высотой около 4 метров будут выполнены в бронзе. Скульптуры планируется установить у стен Храма Христа Спасителя — на стилобате и у Патриаршего моста. На постаментах памятников буду указаны имена, даты жизни и краткое описание их деяний. Первые три памятника были торжественно открыты на южной стороне стилобата Храма Христа Спасителя в ноября 2017 года в рамках Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Кто это придумал? С инициативой создания такой скульптурной композиции в 2010 году выступил председатель совета директоров ОАО «Московский комбинат строительных материалов» (МКСМ) Андрей Чижик. Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе поддержала инициативу увековечения памяти всех Патриархов Московских и всея Руси и одобрила данный проект в 2016 году.

http://pravmir.ru/pamyatniki-patriarham-...

Патриарх Кирилл: Нельзя прикасаться к Божественному, не приуготовив себя духовно 2 марта, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Если богослов становится исключительно кабинетным ученым, обладающим знаниями, умением аргументировать свою позицию, то такой человек всегда в себе несет некую опасность лжеучения. 2 марта. ПРАВМИР. 1 марта 2015 года, в Неделю Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Торжества Православия, после чего обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, господа послы! Всех вас сердечно приветствую с общим для всех Православных Церквей праздником, именуемым Торжеством Православия! Этот день был установлен в честь победы над ересями в далеком VIII веке после того, как удалось преодолеть ересь иконоборчества. В Церкви возымело место такое мнение, что после всех испытаний первых семи веков христианского существования, испытаний, связанных со многими ересями и расколами, наконец-то наступает время, когда всякое разрушительное инакомыслие будет остановлено. И в надежде на это был утвержден праздник, который, с одной стороны, свидетельствовал о признании иконопочитания, а с другой стороны, содержал в себе мольбу Богу, чтобы никакие ереси и расколы больше не разрушали церковного единства. Но мы знаем, что и после тех событий многое произошло в истории Церкви, связанное с действием людей, сеющих разделения, смуту, ересь и раскол. Но, несмотря на все эти ухищрения, Церковь по милости Божией сохраняет свое единство. Может быть, она умалилась по отношению к тем размерам, которые имела в первом тысячелетии, охватывая Восток и Запад, но сохраняет свое единство. И сегодня выразителями этого единства являются 15 автокефальных Православных Церквей, имена Предстоятелей которых мы сегодня вспоминали за этим молебном.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nelzya...

поиск:   разделы   рассылка Тихий послушник Божий Источник:  Патриархия. ру Воспоминания протоиерея Николая Артемова, ключаря кафедрального собора святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене, о почившем Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Восточно-Американском и Нью-Йоркском Лавре. Опубликовано в газете " Русская мысль " от 28 марта 2008 г. (4691)). Крест своего нового служения Христу – быть митрополитом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви – владыка Лавр принял на свои плечи в критический момент. Русская Церковь в целом вступила в качественно новое измерение, внутри же Русской Зарубежной Церкви отношение к этим изменениям было различное, вплоть до крайнего неприятия. Этому способствовали старческие немощи ее Первоиерарха митрополита Виталия (Устинова). Трудно сказать, выражал ли радикализм, отвергающий Московскую Патриархию и любую возможность диалога с ней, подлинное отношение самого владыки Виталия или же, скорее, позицию окружившей его группы. Был момент, когда митрополит Виталий осознал, что издание противоречивых указаний от его имени наносит вред Церкви, и он попросился на покой. После этого Архиерейским Собором был избран владыка Лавр. Буря вокруг ушедшего, а потом и " возвратившегося " митрополита Виталия захлестнула Русскую Зарубежную Церковь... В день избрания бывший Первоиерарх поздравил нового митрополита и обещал свою поддержку, но вскоре все обернулось иначе. Думается, что митрополит Лавр и до своего избрания понимал, что нечто подобное может, даже должно произойти. Его сердце принимало Русскую Зарубежную Церковь, с которой он срастался с самой своей юности, как часть всецелой Русской Церкви. Для него она была местом явления живого Христа, несмотря на все бури и невзгоды, на которые он смотрел своим невозмутимо спокойным, но и глубоко страдающим взором. Он приносил эти человеческие страсти Христу – Единому Спасителю, зная и испытывая вновь и вновь, что значит это наименование Господа. Родившийся 1 января 1928 года в селе Ладомирово, где тогда спасались монахи, вышедшие из Почаевской лавры, он юношей пришел в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, и там сердце его отдалось всему, что выражало глубинную суть Православия. Так он стал тихим послушником Божиим. Он пробыл им всю жизнь, до самой своей кончины в то воскресенье, когда Церковь празднует Торжество Православия. Господь даровал Своему послушнику приготовиться Чистой седмицей – первой неделей Великого Поста. Владыка Лавр был на всех богослужениях, служил сам Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу, потом занемог и ушел в свой скит, а в ночь под Торжество Православия во сне отошел в тихое пристанище Господа своего. Никого при нем не было. Рано утром протодиакон Виктор Лохматов, прошедший полвека с ним, нашел владыку как бы спящим – таким, каким часто будил его, – лежащим с заложенной за головой рукою.

http://religare.ru/2_52405.html

Скачать epub pdf 11.06 Служба святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Текст службы утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал 28). Месяца мая в 29-й день На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 4: Святителю Христов Луко,/жертва Богу священная,/исповедников честное украшение,/Церкве Православныя удобрение,/Крымския земли похвало,/врачу благий и милостивый,/моли от болезней и бед избавитися/верою и любовию творящим всечестную память твою. Исповедник священен/и архипастырь благоприятен,/благочестия образ/и источник исцелений,/святителю Луко, явился еси,/ты бо, посреде гонений служение Церкви и подвиг врачевания не оставив,/добре людем послужил еси./Темже, священное совершающе торжество,/песньми духовными тя ублажаем. Егда услышал еси божественный глас, блаженне Луко,/тогда, крест твой взем,/Христу невозвратно последовал еси/и, любовию к Нему распалаемь,/посреде скорбей, болезней и бед/исповедание добре сохранил еси./Темже, священное совершающе торжество,/песньми духовными тя ублажаем. Ины стихиры, глас 8: Память твою, святителю Луко,/с похвалами совершающе,/радости духовныя исполняются чада Церкве Православныя/и приемлют, яко от источника неоскуднаго,/болезнем и недугом благодатное исцеление,/ егоже и нам подавай, врачу богоблаженне,/молитвами твоими. Богомудре святителю,/яко живописатель изряден и врачеватель искусен,/апостолу Луке уподобился еси,/наипаче же, душею милостивою/и сердцем люботрудным тому последуя,/во мраце безбожия веру непорочную утверждал еси./Сего ради молим тя:/исцели и просвети души наша молитвами твоими. Святителю Луко богоблаженне,/в темницах и изгнаниих/на всяк день болезнем и напастем приобщаяся,/страдания Христа ради возлюбил еси/и, прелести зиму теплотою божественныя благодати растопив,/ко Христу, Незаходимому Сиянию,/со славою вселился еси./Сего ради молим тя:/исцели и просвети души наша молитвами твоими. Слава, глас тойже: Святителю отче Луко пречудне,/служителю Таин Божественных,/делателю винограда Христова,/веры утверждение,/Церкве Православныя столпе непоколебимый,/источниче исцелений обильный,/Крымстей пастве теплый предстателю,/молися Пресвятей Троице/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf СЕМЯ ЦЕРКВИ: МУЧЕНИЧЕСТВО КАК ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗВАНИЕ «Мирные времена благоприятны для сатаны, поскольку они лишают Христа Его мучеников, а Церковь – Ее славы». Павел Евдокимов . В календаре Православной церкви есть, как минимум, два события, указующих на исключительную ценность мученичества. Первое из них – праздник Торжества Православия, который приходится на первое воскресение Великого Поста. В этот день воспоминается окончание иконоборческих споров 842–843 годов. Торжественно движется крестный ход со святыми иконами, анафематствованы еретики, и весь народ Божий поет «вечную память» защитникам веры. Это праздничное, ликующее богослужение резко выбивается из покаянного настроя великопостных служб предшествующей недели. Однако именно в этом празднике по-особому раскрывается смысл мученичества и борений святых, смысл преследований, муки гонений, которые претерпели они за имя Христово. Так праздник Торжества Православия становится праздником мучеников и исповедников. В своем земном странствии Церковь может рассчитывать только на торжество мученичества. О том же напоминает и праздник Всех Святых, который в православном календаре приходится на первое воскресенье по Пятидесятнице. Поскольку этот день напоминает о плодах Сошествия Святого Духа в жизни церкви, можно сказать, что он тесно связан с Торжеством Православия. Примечательно, что оба песнопения праздника Всех Святых – тропарь и кондак – впрямую отсылают к воспоминаниям о мучениках: «Иже во всем мире мученик Твоих, Яко багряницею и виссон, Кровьми Церковь Твоя украсившися... Яко начатки естества Насадителю твари, Вселенная приносит Ти Богоносныя мученики... » Таким образом, праздник Всех святых становится, по сути, праздником Всех Мучеников. Мученик есть святой par excellence. Нынешним христианам, несомненно, стоило бы задуматься над ценностью мученичества, поскольку уходящий век был по преимуществу веком мученическим. В течение двух межвоенных десятилетий за веру пострадало несравнимо больше христиан, чем за первые три века после Воскресения Христова. По сравнению с теми испытаниями, которые выпали на долю верующих в XX веке, взять хотя бы Советский Союз (1917–1988 гг. ) и Эфиопию (1974–1991), римские гонения на раннюю Церковь кажутся довольно безобидными и даже гуманными. Опыт Юлии де Бособр

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

Т.Р. Руди Проповедь на торжество православия и сочинение «Об обидах церкви»: к вопросу об экклезиологических основах учения о третьем Риме М.Б. Плюханова Общеочевидно, что для понимания древнерусских идей их нужно рассматривать в естественном для них контексте Писания и Предания, которыми они питаются и к которым беспрестанно отсылают. Менее принимается во внимание, что динамика развития таких, собственно русских, идей зависит от процессов изменения, происходящих в системе этих высших традиций, которые на русской почве сочетают устойчивость, раз и навсегда данность с довольно стремительными переменами. Введение нового для Руси текста в корпус святоотеческого Предания, в круг традиционных уставных чтений могло приводить к большим идейным потрясениям, которые, однако, проявлялись далеко не сразу. Одна из самых динамических частей Предания на Руси с конца ΧIV в., чтения на Торжество Православия, первое воскресенье Великого поста. Уже само название праздника указывает на важность его для области идей; по существу, каждое из значительных идейных построений Руси XIV–XVI вв. для лучшего понимания должно анализироваться в контексте чтений праздника. Праздник был установлен сразу после победы над иконоборцами, уже в IX в. В чтениях этого праздника конкретная антииконоборческая тематика сливалась с более общей темой начала поста как времени, которое полагалось посвятить очищению физическому и духовному, частному и общественному. Проповеди включали общие великопостные призывы к очищению, а также обличения ересей, рассказы о победах над ересями, что подразумевало и рассказы о чудесах от икон как противостоящие иконоборчеству. В поле зрения исследователей в основном вовлекается Синодик в неделю Православия, читавшийся во время соборного архиепископского богослужения этого дня. Синодик включал «проповедь с изложением общего содержания соборных постановлений, формулировку основных заблуждений с анафемой еретикам» 1695 . Имеется в виду собор 843 г., подтверждавший определения VII Вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 марта, в день памяти великомученика Феодора Тирона, на подворье Русской Православной Церкви в Софии (Болгария) во время Божественной литургии на заупокойной ектении  возглашались прошения о жертвах теракта. В Неделю Торжества Православия 24 марта Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий совершил Литургию на Архиерейском подворье — во Владимирском храме в Бекаси (Индонезия). За богослужением архипастырь  вознес сугубые молитвы о выздоровлении пострадавших и об упокоении безвинно убиенных во время террористического акта в «Крокус сити холле» в Красногорске. Эти сугубые прошения были вознесены во всех храмах Сингапурской епархии : в Сингапуре, в Индонезии и в Малайзии. По окончании богослужения был совершен чин Торжества Православия. 23 марта Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор , временный управляющий Испанско-Португальской епархией , совершил в кафедральном соборе равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде (Испания) заупокойную литию по всем невинно убиенным в ходе чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле». В тот же день в кафедральном соборном храме Пресвятой Троицы в Париже (Франция) были совершены Божественная литургия и панихида, за которыми духовенство и прихожане собора  вознесли особые молитвы об упокоении всех трагически погибших в результате теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл», а также об исцелении раненых и пострадавших. Кроме того, митрополит Нестор  благословил  архипастырям и духовенству Патриаршего экзархата Западной Европы в связи с терактом в подмосковном Красногорске совершить 23 или 24 марта во всех без исключения храмах и приходах Экзархата заупокойные богослужения по жертвам террористического акта. «Сострадание, милосердие, наша вера в Господа Иисуса Христа, пострадавшего за нас и страдающего вместе с нами, наша общая молитва — вот ответ на поистине сатанинскую, бессмысленную жестокость и бесчеловечное варварство», — говорится в обращении митрополита Нестора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6115477...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Досточтимые архипастыри – члены Юбилейного Архиерейского Собора! Согласно Определению Архиерейского Собора 1994 г. “О православной миссии в современном мире” в феврале 1995 г. была образована Рабочая группа по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. После выработки концепции и принятия ее Священным Синодом в декабре 1995 г. Указом Его Святейшества и Определением Священного Синода был образован Миссионерский отдел, задачи которого были определены основными положениями “Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви”. В соответствии с благословленными Святейшим Патриархом и Священным Синодом направлениями деятельности Отдела были созданы секторы: информационно-аналитический; методологический; реабилитационный; апологетический; издательский. Деятельность каждого направления определяется годовым планом, который утверждается Священным Синодом, а также исходит из рекомендаций и задач, благословленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЙ II. В настоящее время отдел имеет 11 сотрудников, которые осуществляют свою деятельность в главном офисе в Москве, а также в Белгороде, где расположены издательский и методологический секторы. Со времени прошедшего в 1997г. Архиерейского собора Миссионерский Отдел действовал в следующих направлениях: 1. Возрождение миссионерского делания. 1.1. 1997 г. был объявлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси годом Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского. Этим были определены задачи Отдела и направленность всех его действий. Созданная Юбилейная комиссия под председательством Высокопреосвященного ЮВЕНАЛИЯ, Митрополита Крутицкого и Коломенского, определила основные задачи в подготовке и проведении этих торжеств. По масштабам празднования 200-летний юбилей Святителя Иннокентия (Вениаминова) явился развитием того мощного миссионерского импульса, который был дан всей Русской Православной Церкви подготовкой и проведением торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429433/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 апреля 2008 г. Журнал 1 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о встрече Его Святейшества с Президентом России В.В. Путиным. Справка: 14 апреля в Кремле состоялась встреча Президента России В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предстоятель Русской Православной Церкви и глава государства обсудили различные аспекты церковно-государственных отношений. В частности, обсуждались вопросы, связанные с государственным финансированием работ по реставрации памятников культуры федерального и местного значения. Также обсуждались перспективы государственной аккредитации Духовных школ и введения в государственных учебных заведениях стандарта «Теология». Кроме того, Предстоятель Русской Церкви поднял вопрос о проблеме призыва на срочную военную службу священнослужителей. Среди прочих тем также обсуждалось празднование 1020-летия Крещения Руси. Святейший Патриарх отметил, что предстоящий юбилей — это повод подвести некоторые итоги за годы, прошедшие с празднования 1000-летия Крещения Руси. «За эти 20 лет много изменилось в церковной жизни и вообще в стране — страна другая», — сказал Предстоятель. Святейший Патриарх сообщил Президенту, что он получил приглашение возглавить торжества на Украине, где он не был с 1997-го года. Предстоятель отметил объединяющее значение праздника. Владимир Путин подчеркнул, что эти торжества являются «поводом вспомнить о наших общих духовных корнях». По словам Его Святейшества, народам России и Украины надо вместе отмечать этот праздник в память о том, что христианское просвещение наших народов пошло из общей киевской купели. Святейший Патриарх Алексий пригласил Владимира Путина посетить Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя. Президент с благодарностью принял это приглашение.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010