«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Георгий Никомедийский. Два слова на Зачатие Богородицы Два слова свт. Георгия Никомедийского на Зачатие (одно еще и на Рождество) Богородицы. О богословском смысле праздника (собственно события конечно) и о том, не оставляет ли в тени богородичное богословие Христа святитель Георгий говорит (своим ярким риторическим языком транслируя веру Церкви в то, что богородичное богословие не есть что-то отдельное от Христа, но наоборот — славить Богородицу, значит славить Ее Сына; мариология — не более чем часть христологии): «Есть люди, которые говорят, что такое ликование и благодарение принадлежит богоявлению Владыки, потому что оно сделало все это и стало завершением таинства и дарованных благ. Но выставляющие это на вид пусть знают, что приятность настоящаго дня была виною приятности того дня и началом как примирения нашего с Богом, так и той радости, которая возсияла для нас чрез оное. Залоги, полученные по поводу примирения, служат знаком твердаго мира и суть начало того удовольствия, которое мир доставляет примиренным благами своими […] Таким образом, настоящее торжество есть предтеча неизреченной радости, проистекающей от воплощения Христова, а предтеча оно не в том смысле, будто не соединено с воплощением тем, или отлично от него, но в том, что оно руководило к несомненности всего события и притом свойственным и приличным нам образом, потому что доставило нам совершеннейшую радость чрез ту, которая от нашего рода. Поэтому нужно, чтобы торжество это, как предпразднество и основание воплощения Христова, мы увенчали похвалами с веселою наружностию, а еще более с веселым душевным расположением, и во время его составляли радостныя ликования, не столько телом, сколько духом прыгали от радости, соревновали в восторге мысленным и божественным чинам и все возбуждали всю тварь к томуже самому.» Слово на зачатие Пресвятой Богородицы Величественно и блистательно торжество настоящаго праздника; но от ревности собравшихся на нем оно представляется гораздо величественнейшим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Патриаршее слово на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества 19 листопада 2007 р. 20:39 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с приветственным словом на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества , который состоялся 19 ноября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя . Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, многоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые представители государственной власти и традиционных религий, дорогие братья и сестры! Девяносто лет назад в Храме Христа Спасителя после Божественной Литургии свершилось судьбоносное событие — избрание Патриарха Московского и всея Руси. После двухсотлетнего перерыва в управлении Церковью «первым епископом» и передачи его полномочий созданному светской властью Синоду, на престол Первосвятителей Московских был поставлен Святейший Патриарх Тихон, вошедший в историю как мудрый пастырь и мужественный исповедник. Состоявшееся избрание одиннадцатого Патриарха спустя два столетия после насильственного упразднения Патриаршества царем Петром I, явилось главным историческим итогом Поместного Собора 1917-1918 годов. Это событие, проходившее на переломном рубеже эпох, ознаменовало возвращение к каноническим нормам церковного устройства и определило судьбы Православия в нашем Отечестве на протяжении всего ХХ века — исполненного противоречий и трагедий, ставшего горнилом «огненного искушения» (1 Пет. 4:12) не только для Церкви, но и для всего нашего народа. Значение Патриаршества для Русской Православной Церкви не исчерпывается лишь функциями церковного управления. В 1589 году Патриаршество на Руси было учреждено решением русских архиереев, которое было подтверждено Восточными православными Патриархами. Однако это было событие не только внутрицерковное, но и государственное, поскольку в нем сплелись как церковные, так и общенациональные интересы. Первосвятитель — духовный символ народного единства, печальник и ходатай за свою паству. Так было на протяжении всего XVII века, явившего нам замечательные образы: пламенного патриота священномученика Патриарха Ермогена, а также опытного устроителя церковных дел и мудрого советника самодержавной власти — Патриарха Филарета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205941...

Первый выпуск Сретенской Духовной Семинарии Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Всенощное бдение на праздник Владимирской иконы Божией Матери Всенощное бдение на праздник Владимирской иконы Божией Матери Божественную Литургию 3 июня возглавил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий Божественную Литургию 3 июня возглавил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий За Божественной Литургией был рукоположен во иеромонаха насельник Сретенского монастыря, выпускник семинарии, иеродиакон Паисий (Бочкарев) За Божественной Литургией был рукоположен во иеромонаха насельник Сретенского монастыря, выпускник семинарии, иеродиакон Паисий (Бочкарев) За Божественной Литургией был рукоположен во иеромонаха насельник Сретенского монастыря, выпускник семинарии, иеродиакон Паисий (Бочкарев) За Божественной Литургией был рукоположен во диакона выпускник семинарии, чтец Колногоров Александр За Божественной Литургией был рукоположен во диакона выпускник семинарии, чтец Колногоров Александр За Божественной Литургией был рукоположен во диакона выпускник семинарии, чтец Колногоров Александр Первая ектения выпускника семинарии диакона Александра Колногорова Первая ектения выпускника семинарии диакона Александра Колногорова Торжественный акт, посвященный вручению дипломов выпускникам семинарии Торжественный акт, посвященный вручению дипломов выпускникам семинарии От лица выпускников благодарственное слово говорил иеромонах Арсений (Писарев) и священник Владимир Щетинин (на фото) От лица выпускников благодарственное слово говорил иеромонах Арсений (Писарев) и священник Владимир Щетинин (на фото) Вручение дипломов выпускникам семинарии Вручение дипломов выпускникам семинарии Общее фото выпускников семинарии Общее фото выпускников семинарии ©Православие.Ru 2004 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 3 июня, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, состоялся первый выпуск Сретенской Духовной Семинарии. В этот день Божественную литургию и Торжественный акт, посвященный вручению дипломов возглавил Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. За Божественной литургией были рукоположены выпускники Семинарии: насельник монастыря иеродиакон Паисий (Бочкарев) в сан иеромонаха, чтец Колногоров Александр – в сан диакона. Архиепископ Алексий передал благословение Святейшего Патриарха и вручил выпускникам дипломы и памятные подарки. Окончившие учебный год на «отлично» были отдельно отмечены Советом Семинарии. Особая благодарность была выражена проректору Сретенской Духовной Семинарии игумену Амвросию (Ермакову).

http://pravoslavie.ru/5876.html

«Почему я за русское церковное единство? – потому что дьявол против этого» Священник Андрей Филлипс Полгода тому назад, в течение восьми потрясающих, напряженных, но исторически значимых дней в г. Сан-Франциско, я стал свидетелем торжества Истины, торжества Предания, торжества Православия. Предлагаю читателям официального интернет-узла Русской Православной Церкви заграницей выписки из моего дневника, который я вел во время Всезарубежного Собора. Суббота 6 мая Мы с матушкой встали рано, в 4 час. 30 мин. утра, чтобы начать наш путь на Всезарубежный Собор в Сан-Франциско. Поскольку между Англией и Сан-Франциско 9 часов разница во времени, нам пришлось пережить 32-часовой день. Приехали мы в Сан-Франциско в 1 час. 30 мин. по местному времени и я первым долгом зарегистрировался на Собор. В 4 час. дня состоялась встреча Курско-Коренной чудотворной иконы, а вслед за встречей – панихида по митрополитам Антонию, Анастасию, Филарету и архиепископу Антонию (Медведеву). После ужина началось всенощное бдение, длившееся более трех часов. На литии обносятся Курская икона, икона с частицей мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца и две новонаписанные иконы: написанная в Гефсимании и освященная на гробе Господнем икона святых Жен-мироносиц и написанная в России и освященная в Троице-Сергиевой лавре уникальная икона святых Отцов семи Вселенских Соборов. На иконе святых Отцов также изображены св. патриарх-исповедник Тихон, святые новомученики Петр Крутицкий и Кирилл Казанский и святитель Иоанн (Максимович). На полиелей выходят два митрополита – Высокопреосвященные Лавр и Амфилохий (Сербская Православная Церковь) – и 10 архиереев. Общее число архипастырей – 12, напоминающая число апостолов Христовых. По окончании бдения мне один делегат говорит: " Дух на богослужении особенный. Все возможно " . Я замечаю, что Курско-Коренная икона благоухает. Наличие мощей святителя Иоанна в храме создают особо духовную атмосферу. Воскресенье 7 мая На поздней литургии служит 12 архипастырей, около 50-60 священников и 8 диаконов. Литургия с молебном длится более четырех часов. Я думаю о необычной судьбе скромного митрополита Лавра. Он жил в самой бедной части Восточной Европы, потерял свою мать в раннем возрасте, в девятилетнем возрасте поступил в монастырь, спасался от фашистов и коммунистов, а сегодня он возглавляет Русскую Зарубежную Церковь, он предстоит на литургии и является председателем исторического Всезарубежного Собора.

http://pravoslavie.ru/630.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия в Храме Христа Спасителя 13 марта 2011 г. 21:29 13 марта 2011 года, в неделю первую Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь об истории и духовном значении совершаемого сегодня празднества. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В первое воскресенье Великого поста мы празднуем великий праздник, именуемый Торжеством Православия. Этот праздник был учрежден в Церкви после окончательной победы над ересью иконоборчества, осужденной на VII Вселенском Соборе в малоазийском городе Никее в 787 году. Учреждая этот праздник, благочестивые отцы и святители выражали свою надежду на то, что истина, дарованная Богом, всегда будет сохраняться Церковью, какие бы силы на эту истину ни ополчались. Ведь ересь иконоборчества была не только мировоззренческим вызовом Православию, не только несла в себе ложный интеллектуальный посыл, но и опиралась на мощную поддержку государства. Три императора, сменяя друг друга, проводили политику иконоборчества, употребляя и власть, и силу, и это было гонение на Церковь не со стороны язычников, а со стороны христиан, которые уклонились от истины и делали все возможное, чтобы ее разрушить. Даже когда при участии благочестивой императрицы Ирины в Софийском храме Константинополя собрался VII Вселенский Собор, чтобы под предводительством благочестивого Патриарха Тарасия осудить ересь иконоборчества, то и здесь враг рода человеческого в самый последний момент возжелал употребить силу, чтобы не допустить торжества Православия. В величественный храм ворвались воины, считавшие себя иконоборцами, и Собор не мог приступить к своим обязанностям — только покинув Константинополь и собравшись в Никее, святые иерархи смогли совершить это великое дело, и утверждено было Православие. Вспоминая об этих давно прошедших временах, стоит и нам, современным людям, задуматься о том, что же такое вера, за которую так боролись отцы.

http://patriarchia.ru/db/text/1429111.ht...

Рождество Христово — не просто повод для светского торжества 10 января 2012 г. 14:55 Председатель Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью порталу «Актуальные комментарии». Традиция праздновать Рождество Христово складывалась на протяжении многих столетий. В прошлом веке атеистическая власть в России попыталась заменить его «светским» праздником Нового года. В современном обществе Рождество Христово вновь отмечается повсеместно, и можно видеть, как тесно в этом празднике переплетаются народные традиции и церковное благочестие. Хотелось бы отметить, что термин «светскость», который возник в период Французской революции и подразумевал принцип отделения гражданского общества от Церкви, никак не повлиял на традицию празднования Рождества во Франции. Я знаю по собственному пастырскому опыту, что для значительной части современного российского общества Рождество Христово — не просто повод для светского торжества, оно наполнено глубоким религиозным содержанием и радостным переживанием пришествия в мир Господа и Спасителя. Русская Православная Церковь находится за рамками политической борьбы, не поддерживает политические партии и не придерживается какой-либо политической идеологии. Задача Церкви — проповедовать евангельские идеалы, содействовать их воплощению в жизни общества, объединять людей на основе нравственных ценностей. Политические же баталии, к сожалению, скорее, способствуют разделению людей на различные лагери в зависимости от политических предпочтений. Согласно христианскому учению, Церковь имеет надмирную природу, над которой не властны законы земного человеческого общежития. В то же время Церковь существует во вполне конкретных историко-социальных условиях, состоит из обычных людей, а потому не может не реагировать на окружающую действительность, снисходить к нуждам своих чад. Отсюда проистекает участие Церкви в общественной жизни. Сегодня наша Церковь стремится ответить на социальный запрос, который можно сформулировать как стремление человека и даже отдельных социальных групп и институтов найти нравственную опору. Именно поэтому Церковь идет в школы, вузы, интернаты, больницы и учреждения социальной защиты, армию, исправительные учреждения. На приходах ведется активная образовательная, культурная, социальная деятельность. Такое служение Церкви — не самореклама или попытка достичь веса и признания в обществе, а проявление чувства ответственности за будущее народа, исполнение своего призвания в мире.

http://patriarchia.ru/db/text/1934484.ht...

Свято-Троицкая Сергиева Лавра ЖМП 6 июнь 2014 /  17 июля 2014 г. Подарки Преподобного Что и как сделано в Сергиевом Посаде для достойного проведения торжеств Ко дню рождения принято дарить подарки. Тем более к такому юбилею, как 700-летие. В свой праздник Игумен земли Русской преподносит православным верующим свой дар — подготовку к торжеству как возможность задуматься о своей жизни и действии Промысла Божия в истории страны. Накануне торжеств «Журнал Московской Патриархии» внимательно изучил, готовы ли к празднованию юбилея в середине июля Радонеж, Сергиев Посад и Троице-Сергиева лавра, и чем они встретят паломников и туристов. сновные события в Сергиевом Посаде пройдут с 16 по 20 июля. Кульминацией станет торжественное богослужение на Соборной лаврской площади в день обретения честных мощей Преподобного, 18 июля, с участием первых лиц Российского государства и делегаций от Поместных Православных Церквей, которое возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вряд ли туда смогут попасть все паломники: монастырское пространство просто не вместит огромного количества желающих. Но отчаиваться запланировавшим поездку в Посад не стоит. На Красногорской площади возле Святых ворот поставят несколько гигантских плазменных экранов с качественным звуком. На них будут транслировать и само патриаршее богослужение, и основные праздничные мероприятия, доступ на которые будет ограничен. Среда обитания В разгар предъюбилейной подготовки местные власти оказались в сложнейшем положении. К бюджетным затруднениям, обусловленным макроэкономическими причинами, добавились и кадровые перестановки. В течение года главы администраций поменялись и в районе, и в городе. Поэтому претворять в жизнь концепцию, утвержденную полтора года назад на совместном расширенном заседании подмосковного правительства и специальной рабочей группы при Президенте РФ (см.: ЖМП. 2013. 3) , пришлось в значительной мере новым ответственным лицам. Впрочем, руководитель городского штаба по подготовке торжеств, исполняющий обязанности главы Сергиева Посада Владимир Слепцов, в формулировке основной задачи с предшественниками солидарен. «Главное — сделать так, чтобы праздник не ограничился центральными площадями и улицами, чтобы он пришел в каждый дом, — говорит Владимир Витальевич. — В прошлом году в рамках предъюбилейной программы нам удалось отремонтировать 28 дворов, в этом запланировали 27. По семи адресам разместили современные детские городки с хорошими спортивными площадками. Областной бюджет помог обновить 55 фасадов. Причем это не тривиальная покраска, а замена всех обветшавших конструкций вместе с кровлями, чтобы перед гостями не было стыдно за неприглядный внешний вид!»

http://e-vestnik.ru/analytics/podarki_pr...

Скачать epub pdf Священник Павел Беляев. Великие саровские торжества в июле 1903 года И узрите Пасху прежде Пасхи (слова преп. Серафима) Кончилась неделя великого и чудного торжества, замолк, дивный, как орган, звук Саровских колоколов, возвестивший всему православному миру о прославлении и причислении к лику святых преподобного старца Серафима. Многочисленные паломники возвратились к родным местам и в священном восторге и умилении поведали всем картины пережитых ими незабвенных дней, когда вместе с Великим и Благочестивейшим Государем, Государынями и другими Членами Царствующего Дома, едиными усты и единым сердцем благоговейно славили они Милосердого Бога и светло прославляли новоявленного угодника Его. Но хотя чудные картины пережитого, за суетою жизни, начинают забываться, но малейшее воспоминание, малейшее напоминание и расспросы других и... уже перед вашим мысленным взором воскресает во всей своей прелести священный Саров... воскресает в памяти живописная, истинно райская местность далекой обители, с блистающими золотыми главами соборов и церквей... слышится тот необычайный трепетный шум многотысячного народа, чувствуется опять тот духовный восторг, высокий подъем веры и религиозного духа и... слезы умиления готовы оросить ваше лицо и привести в трепет ваше сердце!.. Сподобившись присутствовать на этих торжествах, желаем и мы повествовать во славу Божию об этом великом празднике прекрасной Саровской обители и всей православной Российской Церкви... С чувством томительного ожидания выехали мы из пределов Уфимской епархии, где благочестивые прихожане проводили нас с лучшими пожеланиями и усердными просьбами помолиться за них у раки Преподобного. «За нас, батюшка, помолитесь!» – «И за нас!» – слышалось на улице, по которой следовал наш экипаж. Или вот вас останавливают, и трудолюбивая рука поселянки со слезами на глазах протягивает вам несколько монет на свечку преподобному Серафиму. «А ты, батюшка родимый, в первый день поставь!» – заканчивает она свою просьбу. Приехали в Уфу, где к нам прибавилось паломников; в Самаре – также, а в Пензу наш поезд пришел уже переполненным: на вокзале все комнаты и проходы, вся платформа и станционный сад были прямо усеяны богомольцами...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Сколько репрессированных в России пострадали за Христа? 30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Сегодня не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте вспомним историю. 30 октября, 2009 30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Сегодня не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте вспомним историю. 30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Сегодня не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Мы должны не просто сострадать жертвам политического произвола, но понимать, что зло, которое пришло через их палачей, может вернуться в мир — если наши сердца не будут чисты. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте обратим взгляды на самих себя. И вспомним историю. Статья Николая Евгеньевича Емельянова, д.т.н., проф. (Москва, ИСА РАН, ПСТГУ) К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке Каждый, кто занимается историей гонений на церковь и веру в XX в. или подсчетом общего количества репрессированных по религиозным вопросам, должен прежде всего ответить на вопросы: 1. Что считать репрессией, т. е. какие репрессии учитывать при подсчете? 2. Кого считать пострадавшими именно за Христа ? Ответ на первый вопрос содержится в Законе РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.11.1991 г.2: «Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами».

http://pravmir.ru/skolko-repressirovanny...

Состоялось торжественное заседание XIII Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии 29 ноября 2018 г. 16:38 28 ноября 2018 года в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялось торжественное заседание XIII Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии . Тема форума — «Молодежь: свобода и ответственность». Организаторами выступили Нижегородская митрополия и Правительство Нижегородской области. Рождественские чтения являются ежегодным церковно-общественным форумом, площадкой для многогранного осмысления значения христианской культуры в ее связи с историей родной земли. Цель форума — в конструктивном разговоре объединить усилия духовных лидеров и государства в вопросах молодежной политики, нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения. Организаторы Рождественских чтений стремятся создать площадку для диалога, в котором властные структуры, общественные деятели и Церковь могли бы спокойно и вдумчиво обсуждать конструктивные идеи и решения, активно влияющие на развитие потенциала молодежи Нижегородской области. В торжественном заседании приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Городецкий и Ветлужский Августин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин. На сцене в президиуме вместе с представителями старшего поколения — архипастырями и членами правительства региона — находилась и молодежь: представители Молодежного парламента при Законодательном собрании области, Городского студенческого совета, руководитель отдела Нижегородской епархии по делам молодежи иерей Андрей Бандин. Форум открыл губернатор области. Он сказал о важности поднятой на чтениях темы. Молодежь сейчас сталкивается с множеством соблазнов и проблем. В этой ситуации очень важно иметь опору, систему ценностей, ориентир. Настоящим щитом здесь для юной души является православная вера. «Но как сделать, чтобы вечные истины проросли и дали всходы и плоды в сердцах молодых людей? Это задача для общества, в том числе, для государственных структур, — отметил Глеб Никитин. — Сегодня перед государством стоит цель создать такие условия и нормативно-правовую базу в сфере молодежной политики, чтобы юное поколение чувствовало себя востребованным, уверенным, но не забывало о своей ответственности». Глава области выразил благодарность митрополиту Георгию и Русской Православной Церкви в целом за ее активную просветительскую работу с молодежью.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010