IX. Смысл и содержание иконы Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. IX. Смысл и содержание иконы. К оглавлению Смысл и содержание иконы выявлены в учении, которое Церковь формулировала в ответ на иконоборчество. Догматическое обоснование иконопочитания и смысл иконы наиболее полно раскрываются в богослужении двух праздников: Нерукотворного Спаса (службы которого мы уже отчасти касались) и Торжества Православия, праздника победы иконы и окончательного торжества догмата Боговоплощения. За основу нашего разбора мы возьмем кондак Торжества Православия, своего рода словесную икону праздника. Необычайный по глубине и богатству содержания, он выражает все учение Церкви об образе. Точное время появления этого кондака неизвестно. Предполагается, что он появился не позже X века, но, возможно, что он современен канону праздника. В таком случае он восходит к IX веку, то есть к самому времени Торжества Православия, потому что канон праздника был написан св. Феофаном Начертанным, исповедником Православия второго периода иконоборчества. Святой Феофан был впоследствии митрополитом Никейским и умер в 847 г. Таким образом, канон Торжества Православия написан человеком, лично участвовавшим в борьбе за икону. Он представляет собою плод живого опыта конкретного познания Божественного Откровения, защищавшегося ценой крови. В крайне сжатой и точной форме, всего в трех фразах, по поводу торжества иконопочитания, он выражает все домостроительство нашего спасения, а через него и учение об образе и его содержании: Неописанное Слово Отчее изъ Тебе, Богородице, описася воплощаемь, и ockbephшiucя образъ в древнее вообразивъ, божественною добротою смеси. но исповедающе cnacehie, деломъ и словомъ cie воображаемъ Первая часть кондака выражает нисхождение второго Лица Святой Троицы и тем самым обоснование иконы христологическим догматом. Следующая фраза раскрывает смысл воплощения, осуществление Божественного замысла о человеке и, следовательно, о мире. Можно сказать, что эти две фразы раскрывают святоотеческую формулу: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Конец кондака выражает ответ человека Богу, наше исповедание спасительной истины Боговоплощения, принятие человеком Божественного домостроительства, осуществление нашего спасения через соучастие в Божественном действии: Исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.

http://sedmitza.ru/lib/text/440347/

IX. Смысл и содержание иконы Смысл и содержание иконы выявлены в учении, которое Церковь формулировала в ответ на иконоборчество. Догматическое обоснование иконопочитания и смысл иконы наиболее полно раскрываются в богослужении двух праздников: Нерукотворного Спаса (службы которого мы уже отчасти касались) и Торжества Православия, праздника победы иконы и окончательного торжества догмата Боговоплощения. За основу нашего разбора мы возьмем кондак Торжества Православия, своего рода словесную икону праздника. Необычайный по глубине и богатству содержания, он выражает все учение Церкви об образе. Точное время появления этого кондака неизвестно. Предполагается, что он появился не позже X века, но, возможно, что он современен канону праздника. В таком случае он восходит к IX веку, то есть к самому времени Торжества Православия, потому что канон праздника был написан св. Феофаном Начертанным, исповедником Православия второго периода иконоборчества. Святой Феофан был впоследствии митрополитом Никейским и умер в 847 г. Таким образом, канон Торжества Православия написан человеком, лично участвовавшим в борьбе за икону. Он представляет собою плод живого опыта конкретного познания Божественного Откровения, защищавшегося ценой крови. В крайне сжатой и точной форме, всего в трех фразах, по поводу торжества иконопочитания, он выражает все домостроительство нашего спасения, а через него и учение об образе и его содержании: Неописанное Слово Отчее из Тебе, Богородице, описася воплощаемь, и оскверншиися образ в древнее вообразив, божественною добротою смеси. но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем Первая часть кондака выражает нисхождение второго Лица Святой Троицы и тем самым обоснование иконы христологическим догматом. Следующая фраза раскрывает смысл воплощения, осуществление Божественного замысла о человеке и, следовательно, о мире. Можно сказать, что эти две фразы раскрывают святоотеческую формулу: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Конец кондака выражает ответ человека Богу, наше исповедание спасительной истины Боговоплощения, принятие человеком Божественного домостроительства, осуществление нашего спасения через соучастие в Божественном действии: Исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Жизнь победила смерть " Митрополит Варсонофий поздравил духовенство, монашествующих и мирян епархии со Святой Пасхой 01.05.2021 957 Время на чтение 3 минуты ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Церкви Христовой в Санкт-Петербургской митрополии " Крест претерпевый, и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко Един Всесилен " (Стихира на Хвалитех) Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры! Вновь наступает самый радостный период церковного года, когда мы вместе со всем православным миром глубоко переживаем свидетельство святых апостолов о Воскресении Христовом и вместе с ними восклицаем, от всего сердца приветствуя друг друга: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! По свидетельству книги Деяний, Господь после Своего воскресения в продолжение сорока дней являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием (Деян. 1, 3). Что это означает для нас? В первую очередь, это свидетельство о Воскресении нашего Спасителя не как о благочестивом предании, но как об историческом факте. И в этом несомненном факте все торжество нашей веры, торжество правды, торжество добродетели, торжество жизни и бессмертия. Воскресение Христово - это краеугольный камень нашей веры. Без Воскресения гроб Спасителя стал бы и гробом христианства: потому что Его ученики перестали бы верить, и не приняли бы на себя труд проповедовать Христа умершего, но не воскресшего. Воскресение Христово - это торжество не только нашей веры, но и правды. Какая может быть победа над злом, если пострадавший ради правды Христос не воскрес? Но Он воскрес, правда и добро оказались сильнее неправды и зла. Его Воскресением открылась возможность спасения каждого, кто в эту правду верит. Воскресение Христово - это торжество и нашего с вами бессмертия. Жизнь победила смерть, и мы можем воскреснуть вслед за Христом, вместе с апостолом Павлом воскликнув: " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Христос воскрес их мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его " (1 Кор. 15, 55; 15, 20-23).

http://ruskline.ru/opp/2021/05/01/zhizn_...

Чин Торжества Православия Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. 23 марта, 2013 Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Фрагменты чина Торжества Православия, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом. 2009 г.  Скачать Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами . Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. Читайте также: Иконоборчество и иконопочитание После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!» Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

http://pravmir.ru/chin-torzhestva-pravos...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия 8 марта 2009 г. 15:18 8 марта, в Неделю Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . После богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Первое воскресенье Великого Поста на языке церковного Устава называется Неделей Торжества Православия. Это воскресенье причисляется к великим праздникам, и это не случайно, потому что праздник Недели Православия был установлен в далеком IX веке в связи с событием огромного значения. В 787 году состоялся VII Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества. Иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон; называли тех, кто почитает святые иконы, идолопоклонниками, уничтожали святыни. Поскольку императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано силой византийского императора. Несчастные монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где существовало и до сих пор существует множество подземных пещер. И там, глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища, святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы. По милости Божией опасная для Церкви ересь иконоборчества была преодолена. Иконоборцев осудили, и было принято решение в первую неделю Великого поста, в первый воскресный день, праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии. Велика была надежда отцов Седьмого Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры. Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня празднуем. Однако следующее, второе тысячелетие по Рождестве Христовом также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение. Эти попытки не прекращаются даже до сего дня. И потому для нас день Торжества Православия — это не столько подведение некого итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться с горячей молитвой, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/577278.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Манхэттенский Николай: «Бог помог нам распространить православную веру по всему миру» 14.11.2020 660 Время на чтение 11 минут Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) в нынешнем году отмечает 100-летний юбилей. Свой путь она начала вместе с последними кораблями, которые отчалили от берегов Крыма, увозя на борту Белую Россию, а вместе с нею – и Курскую Коренную икону Божией Матери, ставшую теперь Путеводительницей Русского Зарубежья. Из-за пандемии все торжества пришлось отложить. Однако они не отменены, а только перенесены, – возможно, на следующий год. О том, как Церковь собирается отмечать свой вековой юбилей, как русским людям удалось сохранить свою веру в течение столь длительного времени, и когда Курская икона снова приедет в Россию, рассказал епископ Манхэттенский Николай (Ольховский) . Юбилейные торжества перенесли на следующий год Епископ Манхэттенский Николай (Ольховский) – Владыка, в нынешнем году Русская Зарубежная Церковь отмечает вековой юбилей, но все торжества пришлось отменить из-за коронавируса. Удастся ли все-таки отметить столь знаменательную дату? – Мы собирались провести множество замечательных богослужений и мероприятий в Германии, США и других странах, но пандемия заставила изменить планы. Однако мы приняли эти условия и решили перенести торжества на следующий год. Бог даст, нам удастся отпраздновать 100-летие первого Всезарубежного собора, который прошел в 1921 году в югославском городе Сремски Карловцы, и таким образом отметить сразу две важных даты в жизни Церкви. Пока у нас нет конкретных дат, но, возможно, мы рассмотрим их на заседании Синода в декабре. Бог даст, будут богослужения весной после Пасхи или летом, может быть, состоится собор епископов. Кроме того, нам бы хотелось посетить те места в Сербии, где 100 лет назад русская эмиграция получила приют, храмы и монастыри, ставшие колыбелью нашей Зарубежной Церкви. Однако начать торжества мы бы хотели уже 10 декабря нынешнего года, когда будет отмечаться 725 лет со дня прославления нашей Одигитрии – Курской Коренной иконы Божией Матери. В этот день мы отслужим торжественную литургию в нашем Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке, отметив таким образом его престольный праздник.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/14/episko...

Торжество Православия Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу. Вот у Платонова в «Чевенгуре» два чудака ищут самую настоящую партию, чтобы туда записаться и быть полезными для истории и приближения земного блаженства. «Нигде ему точно не сказали про тот день, когда наступит земное блаженство. Одни отвечали, что счастье – это сложное изделие, и не в нем цель человека, а в исполнении исторических законов. А другие говорили, что счастье состоит в сплошной борьбе, которая будет длиться вечно. – Вот это так! – резонно удивился Захар Павлович. – Значит, работай без жалованья. Тогда это не партия, а эксплуатация. Идем, Саш, с этого места. У религии и то было торжество православия " . «Торжество православия», которое «было у религии» ощутимое даже для самых простых душ различие между принятием мира Божьего, предложенным религией, и коренным переустройством мира, предложенным новым мировоззрением. Новое мировоззрение тогда предлагало борьбу, такую же «сплошную» и бесконечную, как и ньютоновское пространство. Нынешнее новое мировоззрение предлагает накопительство товаров, услуг и впечатлений, столь же бессмысленное и бесконечное, как и классовая «сплошная борьба». А религия предлагает для созерцания уже покоренные сияющие вершины. У веры есть достигнутые цели, есть одержанные победы, которыми могут наслаждаться все, живущие одной верой. Внутри понятия «Торжество Православия» существует множество понятий, необходимых для уяснения. Бегло пройдем по ним или просто их поименуем. Бог стал человеком, Невидимый изобразился. Потерял смысл ветхозаветный запрет на священные изображения. Раз Слово стал Плотью, а Плоть видима, то возможна икона, как выражение веры в Воплощение. Внутренний благодатный опыт есть не у всех. «Не во всех вера». Для ума, озаренного частично, возникает соблазн: «Не идол ли икона?» Соблазн перерастает в полемику, полемика – в войну. Иконоборцы и православные собирают свои Соборы, взаимно друг друга анафематствуя, богословски обосновывают свое отношение к писанному образу. Часто льется кровь, тюрьмы полны исповедников.

http://pravoslavie.ru/51966.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в Неделю Торжества Православия. В день перенесения в храм мироточивой иконы святого Царя мученика Николая II 23.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , мученик-воин Евгений Родионов , Торжество Православия , Царь-мученик Николай Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с великим праздником Торжества Православия и с даром Господним, который в этот день мы получили в чудотворном образе святого Царя-мученика Николая, источающим благоуханное миро. День Торжества Православия — это победа над всяким злом и над всяким лжеучением, как мы слышали сегодня в торжественном молебне. Победа, которая конкретно выразилась в сокрушении ереси иконоборчества, когда благочестивая царица Феодора (невольно хочется сказать — столь же благочестивая, как наш последний Царь-мученик Николай) защитила истину иконопочитания. Этот догмат, мы знаем, является как бы печатью тайны веры о Боговоплощении — о том, что Бог стал человеком: Он стал видимым нами, и Он стал изобразим. Как же так получилось, что внутри Церкви христиане — богословы, выдающиеся умы — восстали против иконопочитания? Сегодняшний праздник говорит нам о том, о чем постоянно напоминает святитель Игнатий Брянчанинов: что еретики были люди иногда гениальные, но страстные в аскетическом смысле этого слова — то есть исполненные гордыни, которая соединяет в себе все грехи, вместе взятые. Они хотели утвердить свой ум, свое восприятие иконы: чувственное, а не духовное, и доходили до кощунства и богохульства. Эти кощунники, показывая на путь Церкви, который она прошла, противостоя идолопоклонству, называли идолопоклонством поклонение иконам, хотя именно в тот период в Православной Церкви прославился великий сонм мучеников. Люди, отвергающие иконы, не имели зрения, чтобы различать присутствие Божие (которого они не ощущали) от поклонения идолам, и скоро показали свое притворное благочестие, свою богословскую «образованность» и показную кротость. Как только представилась возможность, они огнем и мечом стали гнать православных, защищающих иконопочитание. Иконы сжигались, а те, кто поклонялись иконам, предавались смерти, ссылкам.

http://moral.ru/слово-в-неделю-торжества...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя Служба коммуникации ОВЦС, 24.03.2024. 24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Алексия (Турикова), секретаря Святейшего Патриарха Кирилла, во епископа Раменского, викария Патриарха Московского и всея Руси. По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, и честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского, сообщает Пресс-служба Патриарха. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Балтийский и Светлогорский Серафим; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Зарайский Константин, Патриарший экзарх Африки; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Николай Лищенюк, заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Игорь Якимчук, заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; протоиерей Александр Ткаченко, настоятель Свято-Духовского собора в Санкт-Петербурге, председатель правления Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра»; протоиерей Александр Туриков, настоятель храма Спаса-Преображения на Песках г. Москвы; иерей Василий Лосев, руководитель юридической службы Московской митрополии; иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования Московской (городской) епархии; духовенство г. Москвы.

http://mospat.ru/ru/news/91570/

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): Берегитесь производящих расколы! Проповедь в Неделю Торжества Православия святителя Луки Войно-Ясенецкого 20 марта, 2016 Проповедь в Неделю Торжества Православия святителя Луки Войно-Ясенецкого Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): проповедь в первое воскресенье Великого поста — Неделю Торжества Православия. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Аудиоплеер На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.     Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Ин. 1,43-51). В первое воскресенье Великого поста , которое называется Неделей Торжества Православия , святая Церковь торжествует утверждение и упрочение православной веры, победу над многочисленными еретиками, осужденными семью Вселенскими соборами. Надо вам знать, что еще во времена апостольские появилось много лжеучителей, и число их все умножалось и умножалось с течением веков. Восстали еретики, искажавшие святую веру православную, вносившие в Символ веры свои нечестивые исправления, ложно учившие о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. Так было во времена древние; это было предсказано святыми апостолами, ибо вот что говорит святой апостол Петр во втором своем соборном послании:

http://pravmir.ru/svyatitel-luka-kryimsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010