Закрыть itemscope itemtype="" > Пусть тяжёлые новости не угнетают 06.03.2023 520 Время на чтение 3 минуты Источник: Архангельская епархия «Мы не лучше и не хуже других. Мы празднуем не превосходство над кем-то. Мы торжествуем, потому что смогли сохранить учение Божие в неприкосновенности, в той красоте, что нам передали апостолы», — о празднике Торжества Православия рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов. В первое воскресенье Великого поста мы отмечаем праздник Торжества Православия. Тожество есть победа, о какой же победе может идти речь в данном случае? Давайте еще раз вернемся в Райский сад, где человек возрастает под руководством Бога. Волю Божию не надо искать, потому что можно напрямую обратиться к Создателю, и Он покажет, объяснит, как человеку духовно возрастать, как восходить по ступеням духовной лестницы и постигать самую трудную из наук — умение любить Бога, ближнего, себя. Человек не выдерживает испытание славой, самостоятельностью, и та свобода, которая дарована человеку как образ и подобие Божие, становится камнем преткновения. Иногда говорят: «А может быть не надо было давать свободу? Не было бы запрета, не было бы того дерева, не было бы грехопадения». Но ведь человек тогда не был бы образом и подобием Божиим. Только в свободном волеизъявлении возрастают духовные плоды, только по своей воле человек может подниматься по духовной лестнице. Когда мы находимся в принуждении, когда над нами стоит некий «потолок», мы превращаемся в биороботов, выполняющих определенную безошибочную программу. Но Бог уважает Свое любимое создание — человека, и поэтому дарит ему свободу в надежде, что он воспользуется ею во благо. Рай — то место, где человек находил опору в Боге, непосредственно обращаясь к Нему. Но когда мы вырвали свою руку из рук Божиих, вышли из Райского сада, мы сразу ощутили, как плохо без Бога. Как человек, впервые вошедший в лес, может быстро заблудиться, так и человечество без Бога теряет опору, смысл жизни, не понимает своего пути. Проходит немного времени после изгнания, на земле живет всего четыре человека, и уже происходит убийство.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/06/pust_t...

Иконоборчество и иконопочитание Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. 21 февраля, 2010 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин. 1.18 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. В чем же суть этих споров? Только ли за эстетические идеалы боролись друг с другом христиане, «не щадя живота своего», впрочем, как и чужого. В этой борьбе мучительно выкристаллизовывалось православное понимание мира, человека и человеческого творчества, вершиной которого, по мнению апологетов иконопочитания, и стала икона. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени. Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном. И действительно, было чем возмутиться. В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда, не чувствуя дистанции, отделяющей образ от Первообраза, верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и т.д. Таких примеров множество, и все они свидетельствуют о потере правильной духовной ориентации, о размывании четких евангельских критериев отношения к жизни, которыми некогда была сильна первая Церковь.

http://pravmir.ru/ikonoborchestvo-i-ikon...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Слово в день Торжества Православия " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день — день Торжества Православной Веры. В этот день святая церковь провозгласила догматы истины семи Вселенских Соборов. В Священном Писании сказано: “Семь громов прозвучали на небе”. То есть мы не ждем больше других подобных решений вселенского характера, как только семь кафолических Вселенских Соборов. Торжество Православия — это торжество нашей веры. И наша вера настолько отличается от других вер, что даже в сравнении с католиками или протестантами православных можно назвать принадлежащих к самостоятельной религии, настолько мы иначе понимаем прежде всего вопрос спасения, чем, как этот вопрос решается не только в других религиях, но и даже в других, так называемых, христианских конфессиях. Сердцевина православной сотериологии или православного учения о спасении — это слова из Второго Послания апостола Петра, первая глава, с третьего стиха и ниже. Здесь сказано: “Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…” Мы уже неоднократно касались этого вопроса. Вот именно этот текст, он выражает суть православного понимания спасения. Когда спасение — это не только избавление от грехов, спасение — это не только воцерковление, но спасение — это прежде всего стать причастником Божеского естества. Как понять эту тайну из тайн? Эта тайна связана с тайной Боговоплощения Христа Иисуса, который сходит на землю, чтобы нас вознести на небеса, становится человеком, чтобы нас сделать Богоподобными. Вот это и означает быть причастниками Божеского естества, то есть через Христа и во Христе быть усыновленным Богу Отцу, конечно, не по природе, но, очевидно, по благодати. И в этом смысле православное учение о спасении делится как бы на три этапа: первый — Искупление, второй — Освящение и третий этап — Обожение.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-t...

Слава преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, в свете Христовой веры Православной Церкви Источник Содержание Торжество прославления преподобного Серафима Саровского Чудотворца I II III IV V Догматический смысл и церковно-каноническое значение торжества 19 июля I II III IV     Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси: и тамо ангельски пожив, многим путь был ко спасению: сего ради и Христос Тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати Тя, преподобне, пустынный жителю, моли спастися нам (Кондак преп. Серафиму, глас второй). Предлагаемый очерк составлен под живым и непосредственным впечатлением только что пережитых торжеств во славу преподобного Серафима Саровского чудотворца – торжеств, полных непостижимых знамений, божественной силы православной Церкви и умилительных проявлений глубокой веры истинных сынов её, но в тоже время и наряду со всем этим вызывавших и пробуждавших собою дотоле, как бы дремавшие вожделения сынов противления святой Церкви. Этими обстоятельствами и объясняется не только круг предметов, вошедших в состав очерка, а и самый характер речи об них. От того, что было в Сарове 19 июля, мысль невольно переносилась в другие места, где слышались отголоски Саровских торжеств, сама собою обращалась назад, к тому времени, когда лишь занималась заря славы преподобного Серафима, а отсюда пытливо устремлялась вперед и вглубь, переходя от благоговейного созерцания чудных видений этой славы к благочестивым размышлениям об их внутреннем смысле и значении. Но здесь пред мысленным взором тотчас же вставал целый ряд вопросов и возражений со стороны рационализма и неверия на которые нужно ответить, чтобы рассеять возбуждаемые ими сомнения и недоумения. Таков естественный ход мыслей предлагаемого очерка, который таким образом распадается на две части: повествовательно-описательную и критическую и по своим задачам может быть назван не только духовно-назидательным, а и богословско-апологетическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Николай Балашов: Духовное единство с православным народом Святой Руси составляет надежду православных, живущих в Косово Источник:  Официальный сайт РПЦ МП 3 октября 2010 года в Косово состоялась интронизация Святейшего Патриарха Иринея, избранного Предстоятелем Сербской Православной Церкви в январе на Архиерейском Соборе в Белграде. Чтобы организовать проведение церемонии на древней кафедре сербских Патриархов именно в косовском Пече, где Предстоятели возводились на престол восемь столетий подряд, и обеспечить безопасность нового Патриарха и гостей, потребовалось почти девять месяцев. О подробностях торжеств корреспонденту портала " Интерфакс-Религия " Елене Веревкиной рассказал один из их участников, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. – Отец Николай, что запомнилось Вам больше всего? Расскажите, пожалуйста, о самых ярких моментах церемонии. – С одной стороны, особенно запомнилось множество верующего народа, несмотря на трудные условия, наполнившего древнюю Печскую обитель, и то чувство воодушевления, с которым они приветствовали своего духовного отца и пастыря в лице Патриарха Иринея, а также представителей Православных Церквей, прибывших на это очень значительное для Сербской Церкви событие. С драугой стороны, ощущение абсолютно чуждой происходящему жизни за стенами монастыря, где, к сожалению, имели место в эти дни и враждебные акции по отношению к участникам Патриаршей интронизации. Мы знаем об автобусах, закиданных камнями, мы знаем о плакатах с карикатурами на Патриарха Иринея, которые пытались разместить в непосредственной близости от Печской Патриархии. – Насколько хорошо была обеспечена безопасность участников торжеств и самого Патриарха Иринея? – Мы благодарны представителям сил KFOR, которые приложили все усилия для достойного проведения торжеств, но со скорбью разделяем чувства сербского народа, насильственно отчужденного ныне от тех святынь, с которыми связан самый важный период формирования сербского народа как нации, формирования духовности Сербской Православной Церкви, формирования сербской государственности, которые имели место именно в Косовском крае. Дивные фрески древних косовских обителей, сосредоточенная молитвенная жизнь, которую поддерживают в косовских монастырях находящиеся там монашествующие, которые при этом испытывают большие трудности и постоянную тревогу за свою безопасность, – все это заставляет серьезно задуматься о том, какова будущая судьба этих святынь, имеющих общечеловеческое значение, что будет сделано для их сохранения и для обеспечения доступа туда православных паломников из разных стран мира.

http://religare.ru/2_79519.html

В минувшее воскресенье, 4 октября, , в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. В минувшее воскресенье, 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. Утром 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на вертолете прибыл в город Ростов Великий Ярославской области, где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. На вертолетной площадке у Ростовского Кремля Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и духовенство епархии, губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, председатель областной думы В.В. Рогоцкий, главный федеральный инспектор А.С. Киселев, глава Ростовского района, герой России В.И. Токарев, глава администрации города Ростова Великого С.М. Румянцев. Как сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , по прибытии в Ростов Великий Святейший Патриарх направился в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. У врат обители Его Святейшество встречали настоятель игумен Серафим (Симонов) с братией монастыря, духовенство Ярославской и Ростовской епархии, многочисленные миряне. В Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, где покоятся честные мощи святителя Димитрия, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

http://pravmir.ru/vizit-svyatejshego-pat...

В столице Казахстана прошли торжества по случаю 20-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии 12 мая 2019 г. 17:54 12 мая 2019 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице Казахстана — городе Нур-Султане — начались торжества, посвященные 20-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии . К этой дате приурочено принесение  из Костромы в пределы Казахстанского митрополичьего округа чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Перед началом Божественной литургии древний образ Царицы Небесной был внесен под своды Успенского кафедрального собора — главного храма Православной Церкви Казахстана. После встречи святыни в соборе началась Литургия пасхальным чином, которую возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Нарвский и Причудский Лазарь ( Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата), епископ Единецкий и Бричанский Никодим ( Православная Церковь Молдовы ), епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Арцизский Виктор , епископ Бирский и Белорецкий Спиридон , благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), сопровождающие Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии — настоятель Петропавловского храма Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора диакон Сергий Бахтин, а также руководители отделов и комиссий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане, духовенство Округа и клирики, прибывшие с гостями-архипастырями.

http://patriarchia.ru/db/text/5434439.ht...

Восстановление древней православной святыни. Мстиславов храм Успения Божией Матери во Владимире-Волынском Источник Глава I В недалеком будущем предстоит совершиться на юго-западной окраине России одному из тех, по-видимому местных и не крупных, но в действительности глубоко важных и значительных событий, коими знаменуется поступательный ход истории русского государственного и общественного самосознания. Приводится к осуществлению давно лелеемая сынами православной Волыни благочестивая мысль – восстановление главнейшей православной святыни в крае – величественного храма Успения Божией Матери в г.Владимире-Волынском, знаменитого памятника русского зодчества половины XII века, создания благочестивого великого князя Мстислава Изяславича. Государю Императору благоугодно было Высочайше пожаловать 30,000 руб. па возобновление этой древней святыни и утвердить план, составленный академиком Котовым. Ближайшее участие в реставрации храма принимает Владимиро-Волынское братство, состоящее под покровительством Великого Князя Константина Константиновича. В текущем августе месяце предположено приступить, с помощью Божию, к началу строительных работ и освятить начатие работ молитвами Церкви. Это поистине великое торжество, и не местпое только, а всенародное, и не исключительное торжество науки археологической, а торжество православно-русских начал нашей жизни. Мстиславов храм, в течение столетия стоящий в вид хотя и величественной, но унылой и забвенной развалины, есть первая по древности православная святыня во всем юго-западном крае после святынь Киевских, монументальный памятник изначального в местном населении благочестия на «правоверной основе», благочестивого храмоздательства древних князей русских, вековая святыня Волынской земли, священный некрополь, хранящий в себе бренные останки великих Державцев Волынской земли, её святителей и благороднейших сынов её; наконец – это великий исторический памятник вековой борьбы православия и русской народности с западными насильниками, Руси с Польшей, православия с латинством, духовная крепость, видевшая в своих стенах возникновение и падение унии. Весьма назидательны минувшие судьбы восстановляемой древней святыни, полные превратностей, как полна испытаний и превратностей и вся история исконно-русской земли Волынской. Поэтому считаем неизлишним предпослать истории реставрации Мстиславова храма краткий очерк минувших его 1 . Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

За последние десятилетия в церковно-исторической науке и на западе, и у нас в России немало сделано для выяснения причин так называемой «антиникейской реакции» – того почти единодушного и долговременного протеста каким встречен был на востоке никейский символ с его терминами κ τς οσας το Πατρς и μοοσιον τ Πατρ. История церкви всей середины IV века производит тяжёлое впечатление на тех, кому приходилось знакомиться с нею по старым или устаревшими руководствам и пособиям (вроде, например, семинарского учебника Е. Смирнова ). Торжество православия над арианством, одержанное на никейском соборе, было кратковременно. Начиная приблизительно с 330 года и кончая 379-м, когда вступил на восточный императорский престол Феодосий великий, – весь этот 50-летний период был временем почти непрерывного господства на востоке епископов-антиникейцев, явно или тайно покровительствовавшим арианам. Всё виднейшие защитники никейского символа, как св. Евстафий Антиохийский , св. Афанасий Великой Александрийский, преемник первого борца против Ария св. Александра, Маркелл Анкирский, Асклипий Газский, Елланик Трипольский, св. Павел Константинопольский, Лукий Адрианопольский и другие, были под теми или иными предлогами низложены и согнаны со своих кафедр, и на место их поставлены епископами лица из евсевианского лагеря. Наоборот Арий и его сообщники приняты были в церковное общение, и некоторые из них, как например бывший александрийский диакон Евзоий (в 361–376 гг. епископ Антиохийский), занимали видные церковные кафедры на востоке. На место никейского символа на ряде соборов, собиравшихся в царствование Константия, выдвинут был целый ряд других формул веры – по большей части настолько бесцветных, что под ними легко подписался бы и сам Арий. Бывали и за это время периоды, когда Афанасий В. и другие сосланные евсевианами епископы возвращались на свои кафедры. Но это происходило по желанию императоров, сторонников никейского символа, как Констант и Иовиан, и со смертью этих православных государей кончалось и это временное торжество православия. И самое торжество это до 381 года ни разу не было полным. Восточные епископы антиникейцы примирялись на время с возвращением Афанасия В., но сами не вступали с ним в общение и не принимали никейского символа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Митрополит Крутицкий Ювеналий возглавил торжества, посвященные 30-летию возрождения приходской жизни в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Анискино Московской области 17 февраля 2020 г. 16:25 15 февраля 2020 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  возглавил торжества, посвященные 30-летию возрождения приходской жизни в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Анискино (г.о. Лосино-Петровский, Московская область). Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Лосино-Петровского округа священник Павел Галушко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Сергий Казаков, настоятель Троицкого храма города Лосино-Петровский протоиерей Владимир Галушко, клирики храма Рождества Пресвятой Богородицы. За богослужением молились глава городского округа Лосино-Петровский И.Ю. Курданин, его заместитель С.А. Матреничев, управляющая делами администрации г.о. Лосино-Петровский В.А. Алексеева, генеральный директор ЗАО «Щелковохлеб» И.В. Ларин, директор радио «Вера» Р.А. Торгашин, заместитель генерального директора ООО «Эко Парк» Ю.В. Кадкин, генеральный директор ООО «Форпост», генерал-майор М.Ю. Пантелеев, учащиеся Православной гимназии «Ковчег». Богослужебные песнопения исполнил сводный хор храма Рождества Пресвятой Богородицы и учащихся Православной гимназии «Ковчег». За Литургией архиерей рукоположил Александра Опалева в сан диакона. После заамвонной молитвы перед иконой Сретения Господня было совершено славление. По окончании богослужения с приветственным словом к митрополиту Ювеналию обратился настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Сергий Казаков: «Дорогой наш отец и владыка! 30 лет назад на этом месте была груда развалин. Однажды, отдыхая в санатории неподалеку, Вы пришли сюда, увидели разрушения и ужаснулись. Когда наша община только создавалась, стало известно, что храм относится к одному из четырехсот храмов Московской области, которые не подлежат восстановлению.

http://patriarchia.ru/db/text/5593088.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010