Глава 3-я. Испрошение Соломоном мудрости у Бога, и Божии ему обетования С целью обезопасить свое государство с юга, Соломон вступает в родственный союз с царем Египетским. Вступление в брак с иноплеменницей не было противно закону, потому что она принимала веру иудейскую. 2–3 ст. За неимением храма, жертвы приносятся на высотах, т. е. на осененных тенистыми дубравами холмах, где воздвигались алтари Иегове, таковы были: Вефиль, Сихем, Хеврон, Галгалы и др. 4 ст. Древняя Скиния Моисеева находилась в Гаваоне, хотя главная святыня ее – Ковчег Завета находился в Иерусалиме в Скинии Давида. Гаваонский жертвенник всесожжений был главным во всем царстве, на нем без прекращения совершалось богослужение по чинопоследованиям Моисея. Там был свой первосвященник Садок, поставленный Давидом. Здесь-то и задумал Соломон при своем вступлении на царство принести тысячу всесожжений. 5 ст. Конечно, не количеством жертв принесенных, но внутренней широтой религиозного духа молитва Соломона была приятна Господу и Он, явившись ему во сне, сказал ему: проси, что дать тебе. 6–9 ст. Соломон по скромности своей просит милости у Господа не ради заслуг своих, но ради заслуг отца – Давида. Он говорит: «даруй рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой, и различать , что добро и что зло». Эта просьба была естественным следствием дум царя об управлении государством, но вместе показывает и природное его благоразумие. Он испрашивает блага, которое можно назвать величайшим из благ земных. 10–12 ст. За то, что Соломон просил у Бога мудрости, Господь обещает ему не только просимое, но и славу, и богатство. Опыты и пределы Соломоновой мудрости указывает Свящ. Писание. Соломон был мудрецом во всех областях знания. Плодом его философского любомудрия явилось три тысячи притчей, т. е. сжатых остроумных изречений, поэтическим его плодом явилось тысяча и пять песней. Св. Писание замечает, что он был мудрее «всех сынов востока», т. е. халдеев-астрономов и всех «Египтян», славившихся своими математическими и химическими познаниями. Слава о мудрости Соломона была столь велика, что из всех стран стекались послушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Глава 6 1–3. Окончание беседы Невесты с иерусалимским женщинами о своем Возлюбленном. 4–10. Новые похвалы Соломона своей избраннице. 11–12. Возлюбленная передает какой-то начальный эпизод из истории своей любви. Песн.6:1 .  «Куда по­шел воз­люблен­ный твой, пре­красней­шая из женщин? куда обратил­ся воз­люблен­ный твой? мы по­ищем его с тобою». Песн.6:2 .  Мой воз­люблен­ный по­шел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Песн.6:3 .  Я при­надлежу воз­люблен­ному моему, а воз­люблен­ный мой – мне; он пасет между лилиями. На лишенный искренности, иронический вопрос иерусалимских женщин о местопребывании Жениха (ст. 1), Возлюбленная в духе восточного остроумия отвечает, что он занимается лишь любовью, собирает цветы для нее, и во всяком случае всецело принадлежит ей (ст. 2–3, сн. Песн 2.16 ). Мидраш так комментирует (с. 150) рассматриваемые стихи: «Народы мира говорят Израилю: куда ушел твой Возлюбленный от Египта, моря, Синая? Что спрашиваете вы меня о нем, – ответило общество Израилево: что пользы вам спрашивать о нем, какое участие имеете вы в нем? Я не могу, – с тех пор как я с ним соединилась – оставить Его, разлучиться от Него. Где бы Он ни был, Он придет ко мне». Песн.6:4 .  Прекрасна ты, воз­люблен­ная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как по­лки со знаменами. Песн.6:5 .  Укло­ни очи твои от меня, по­тому что они волнуют меня. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с Галаада; Похвалы Соломона своей Невесте на этот раз начинаются сравнениями: по девственно цветущей красоте ее он сравнивает ее с Фирцею, по привлекательности в эстетическом и нравственном отношениях – с Иерусалимом, по некоей внушительности и внутренней силе – с грозным ополчением. Фирца (Onomast. 540) – ханаанский город, взятый Иисусом Навином ( Нав 12.24 ), при царях израильских от Иеровоама до Замврия, был столицею, и взят Амврием ( 3Цар. 15:21, 33, 16:6–24 ); теперь селение Таллуза, в 2 часах к северо-востоку от Наблуса (Сихема); славился красотою. LXX, слав. Вульг. заменяет собственное имя Фирца нарицательным: ευδοκια, благоволение; suavis. Тенденцию к нарицательному пониманию этого названия выказывает и Мидраш (с. 152), когда в рассматриваемом стихе усматривает указание «на жертвы, через которые израильтяне приобретают благоволение» ( Лев. 1.4 ). Сравнение Невесты с грозными полками, встречающееся и ниже (ст. 10), указывает, по-видимому, на непобедимость Невесты чарами любви: напротив, сама она оказывает как бы магическое действие на своего Возлюбленного, ст. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III. Об обетовании вечного блаженства святым и о нескончаемых муках нечестивых    По этой причине (я опускаю многое другое), как видим мы уже исполнившимся на Христе то, что Бог обещал Аврааму, говоря: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. XXII:18); так исполнится и то, что обещал Он его семени, говоря через пророка: «Восстанут мертвые тела»; и еще: «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его ра-достию. И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (Ис. XXVI:19; Ис. LXV:17-19). А также и то, что предвозвестил Он через другого пророка, говоря ему: «Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. XII:1-2). И в другом месте через того же пророка: «Примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков» (Дан. VII:18). А несколько ниже (пророк) говорит: «Царство (Всевышнего) — царство вечное» (Дан. VII:27). Равно и все другое, относящееся к этому предмету, как приведенное мною в двадцатой книге (Дан. XXI и след.), так и не приведенное, что содержится в тех же самых книгах, — все это сбудется подобно тому, как сбылось то, что неверующие считали несбыточным. Ибо как то, так и другое обещал, исполнение как того, так и другого предсказал один и тот же Бог, пред Которым трепещут языческие божества, как свидетельствует об этом даже известнейший языческий философ Порфирий. Глава IV. Против мудрецов мира сего, по мнению которых земные тела людей не могут быть перенесены в небесные обители    Но люди, а именно — люди ученые и мудрствующие против силы такого авторитета, который весь человеческий род обратил к вере и надежде относительно этого предмета, как это было предсказано за столько времени раньше, — выдвигают с кажущимся им остроумием аргументы против воскресения тел и говорят то, что приводится Цицероном в третьей книге «О республике».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Говорят: канцелярский, городской и фабричный труд бесполезны для крестьянина и существуют только для обеспеченных людей. Если бы это было справедливо, то и тогда формы городского труда не излишни, так как они нужны для обеспеченных людей. Нельзя считать полезным только то, что необходимо для крестьянина. Экономическое, физическое и духовное преуспеяние всех не крестьян ужели не стоит труда? Человечество представляет собою не уединённые группы существ, но одно целое, в котором верх влияет на низ и низ на верх, и действительное благо одного не проходит бесследно для другого. При внимательном наблюдении можно уследить, что те роды деятельности, которые не относятся к земледелию, небесполезные и для земледельцев. Крестьянин уже почувствовал желание умственной пищи, которой не добудешь сохой и бороной. Между университетами, академиями и низшей крестьянской школой есть несомненная связь. Небесполезные для простолюдинов: суд немздоимный, медицина, научно-популярные книги, рациональное хозяйство, улучшение орудий производства, чугуны, пилы, косы, плуги, молотилки, самовары, пожарные машины, железные дороги, телеграфы, пароходы, зажигательные спички, керосин, часы, лампы, швейные машины, улучшенные семена, лесонасаждение и многое другое, над чем потрудились и трудятся люди науки и городского труда. И искусства, хотя медленно, несут свою дань простолюдину в виде олеографии, улучшенного церковного пения, удобных и изящных храмов и т. п. Все это выработано не простолюдинами, не сохою, а наукой и людьми городского труда. Жаль, что в наших общеобразовательных школах нисколько дети не приучаются к труду. Каждому молодому человеку полезно бы усвоить хоть одно ремесло. Выше мы сказали, что разнообразие труда полезно для трудящегося. Но для совершенства произведений труда, наоборот, нужна специализация труда. Это заметил еще премудрый Сирах, писавший: Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его о корме для телиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

" Города левитов, домы в городах владения их, левитам всегда можно выкупать " . Закон о возвращении в юбилейный год земельных участков к прежним владетелям здесь простирается также на дома левитов. " А кто из левитов не выкупит, то проданный дом в город владения их в юбилей отойдет; потому что домы в городах левитских есть их владение среди сынов израилевых " . Прямой смысл приведенного текста (по синодальному переводу) ясен: он говорит о юбилейном праве, по которому проданная недвижимая собственность, если не будет выкуплена, в юбилей возвратится к прежнему владельцу. Но встречается затруднение в объяснении одной частности закона, так как он по еврейскому тексту читается иначе - без отрицательной частицы " не " : et qui redimet a levitis . Подобный же по смыслу перифраз этого текста представляет Зальшюц: " Если кто-нибудь из самих левитов выкупит, то проданный дом, или даже целый город, в юбилей отойдет " . Такое чтение он сопровождает следующим объяснением: " если один левит вынужден был продать дом, или целое семейство левитов - город, и их выкупят другие левиты, то и между левитами действуют не общие законы о домах (ст. 30), а общие законы о земельном владении, следовательно, так что владение левита А, которое он по бедности продал левиту В и которое у этого последнего выкупил левит С, в юбилейный год возвращается опять от С к первому владетелю - левиту А " . Но такое чтение и сопровождающее его остроумное объяснение, несмотря на преобладание его в древних переводах, не вполне соответствует контексту речи и отзывается искусственностью; между тем текст синодального перевода вполне соответствует контексту, естественному, логическому ходу речи. Закон, предоставив левитам широкое (сравнительно с простыми израильтянами) право выкупа ( " левитам всегда можно выкупать " ), тотчас же делает естественное предположение, что по исключительным обстоятельствам левиты могут не воспользоваться и таким широким правом выкупа. В таком случае " проданный дом в городе владения их " , естественно, до юбилея останется в руках покупщика, а в юбилей, по общему юбилейному праву, " отойдет " к прежнему владельцу.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

«Грех неразлучен и с высшими нравственными проявлениями человека. Зло возмущает и самые чистые и святые минуты жизни. За милосердием, напр., самым искренним и бескорыстным следуют тихие движения духовного тщеславия, ревность против пороков незаметно переходит в жестокость или горделивое самоуслаждение собственною праведностью. В сорадовании счастью друга невольно ощущаются судороги зависти, почему гораздо легче сострадать страждущим, чем сорадоваться радующимся, но и в самом сострадании есть какая-то сладость, очень подозрительная»... («Письма о конечных причинах». Прибавления к Твор. свв.отцев 1851г. стр.738). Отсюда видно, что грех плодовит и многочаден не только вне человека, совершающего его, но и внутри его. Эту чрезвычайную плодовитость греха оплакивает ап. Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим.7:19,20 ). 413 «Но егда человек приходит в глубину зол, – нерадит» ( Притч.18:3 ). Он уже начинает стыдиться не греха, но добра в своей природе. Бл. Августин в своей буйной молодости чувствовал крайний стыд, что он отстал в пороках от своих товарищей, и из-за желания приобрести позорную славу готов был на всякую гнусность. Несмотря на эту власть тьмы, грех не изглаживает в человеке все черты богоподобия. Не следует высокомерно проходить мимо грешника. Возможность исправления всегда есть в нём. Никто не может знать, что есть в человеке и что в нем осталось неповреждённого, кроме Духа Святого. Раскаяние § 100. Переход от зла к добру В предыдущей главе мы видели и силу греха, и в то же время предусмотрели возможность борьбы с ним. Борьба с грехом – явление не только возможное, но и должное, для самого грешника желательное. Человек чувствует над собой некоторое насилие греха, возмущается этой властью, скорбит о содеянном, помышляет об избежание греха в будущем. Это – начало борьбы с грехом и называется раскаянием. Кто хорошо знаком с этим чувством, тот легко верит библейскому учению, что наша греховность есть в значительной части последствие греха прародителей, продолжение этого греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

«Да будут слова сии, которыми я молился (ныне) пред Господом, говорил мудрый царь Израиля, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его; да будет сердце наше вполне предано Господу Богу нашему, чтобы ходить по уставами Его и соблюдать заповеди Его, как ныне» ( 3Цар. 8, 59–61 ). В законе постоянно внушалось евреям, что за исполнение закона их ожидает благословение, за неисполнение – проклятие. Вместе с тем в то самое время, когда издавался закон, милости Божии к евреям исполняли страхом сердца лучших людей у других народов, слышавших об этих милостях и заставляли их обращаться к евреям и вместе к Иегове (Раав, евеи). Таким образом на евреев прежде всего была возложена миссия проповедывать не словом, а делом, (Второз. 4, 6–8 ст. 28, 10), а затем им был дан целый ряд постановлений и правил, как ближе всего и лучше всего исполнять это дело. Сущность Ветхозаветного закона содержится в десятисловии. Одним из лучших опровержений того мнения, что мораль Ветхаго завета имеет низменный и варварский характер, служит по нашему мнению то, что в настоящее время у христианских народов христианской нравственности прежде всего обучают по Ветхозаветному десятословию. Вечная правда десятословия столь непосредственно чувствуется, что ее удобнее всего находят предлагать детям, как наиболее понятное и жизненное нравственное назидание. Десятословие излагается в Исходе 20, 1–17 и повторяется во второзаконии 5, 6–21 ст. Остроумие рационалистов пожелало найти более древнее десятословие в Исходе 34, 10–27. Но последовательность библейского текста, равно как и законы действительности заставляют нас думать, что этот древнейший отрывок кодекса Израилева есть только развитие (хронологически, положим, почти одновременное) того десятословия, которое мы все знаем, как изначальное. Дело в том, что запрещения и повеления этого синайского десятословия имеют свой корень в самых изначальных постановлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Да и в подобном случае не возрощай гнева своего самооправданием, но лучше помни апостольский совет: будь медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией ( Иак.1:19,20 ). Особенно же опасайся соединять гнев с каким-либо насилием над ближним. «Не оказывающего повиновения слову любви не принуждай с любопрением к повиновению: твое незлобие принесёт больше пользы, нежели покушение на насильственное исправление» 247 . Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:15–17 ). Так христианин противится злу, устраняясь от него, когда средства любви к ослаблению и уничтожению зла оказались недействительными. В таком случае христианин отрясает прах от ног своих в знак отчуждения от чуждых Христу, перестаёт метать бисер правды, любви и всепрощения перед попирающими этот бисер. Христианин противится злу, но не злом, а всеми средствами любви. Увещание Господа «не противиться злу или злому» 248 , христианин может понимать только в том смысле, что не должно мстить злому человеку, воздавать злом за зло, сокрушать глаз за глаз, зуб за зуб. Само Евангелие есть призыв к деятельной борьбе со злом и наука побеждать добром злое. Но кто зло считает средством для борьбы со злом, тот в понимании нравственного закона стоит не выше ветхозаветного еврея, противостоявшего злу с новым злом. Господство и служение § 53. Евангелие и формы общежития Разумность и духовная красота христианских правил неосуждения, смирения и немстительности очевидны для всякого. Но важный вопрос – насколько примиряемы эти евангельские требования с наличным общественным строем, с существованием господства и подчинения, суда и наказания, самозащиты, войны и клятвы? На этот вопрос существуют три ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Диавол „не устоял во истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». ( Ин. 8:44 ). „Бог верен, а всякий человек лжив». ( Рим. 3:4 ). „Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». ( Гал. 1:10 ). „Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы– члены друг другу». ( Еф. 4:25 ). „Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере; сквернословие и пустословие и смехотворство неприличны вам, а напротив благодарение». ( Еф. 4:29 ; Еф. 5:4 ). „Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их». ( Евр. 6:16 ). Изречения Ложь имеет три формы: ложь мысленная, когда за истину принимаются предположения, догадки, когда неправильно истолковываются побуждения ближних. Ложь – словом, когда неправильно излагают свои мысли и чувства, извиняют свои ошибки вместо сознания в них. Напр., вместо: „я поленился», говорят: „мне было некогда», „мне не здоровилось». Ложь бывает делом, когда честолюбивые притворяются смиренными, сластолюбивые – воздержными, корыстолюбивые – милостивыми.(По авве Дорофею ). Грехи против дара слова – самые обычные и малозаметные. Нас возмущает клевета и очевидная, грубая ложь, но целый ряд других злоупотреблений словом ежедневен и общ почти всем христианам! Празднословие и перетряхивание чужого сора считается чуть не добродетелью. Между тем значение слова велико. Оно не исчезает бесследно: „вылетит, не поймаешь». И в душе говорящего оно увеличивает или уменьшает сокровищницу добра, а, проникая в сердце ближнего, приносит плод по роду своему. Мы сказали и забыли, а оно пустило росток и выросло в ветвистое дерево добра или зла, вписалось навсегда в книгу жизни. „Лучше десять раз быть обманутым, чем один раз потерять веру в людей». „Учатся льсти, а гордость сама выростает». (Послов. 18 го в.). И правду нужно растворять любовью, иначе она будет жестокою и несправедливою. „Правда груба, да Богу люба». (Посл.). „Жалок, кто коснеет во всякой лжи, потому что диавол – ложь есть. Он ненавистен Богу и людям. Такой человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен. В братском обществе он – то же, что ржа в железе. Лжец многоизобретателен и изворотлив. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого». ( Ефрем Сирин ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Дивный Бог чудесным образом сделал то, что Иуда получил тот самый вид и говор, какой имел Иисус. Тогда мы (ученики) подумали, что это Он (Иисус) и спросили его: «Господин! Кого ты ищешь?». Иуда сказал им с улыбкою: «Вы забылись, потому что вы не узнаете Иуду Искариотского». В это время ворвались воины и, так как они увидели Иуду совершенно похожим на Иисуса, то наложили на него руки. Потом воины взяли Иуду и связали его, несмотря на то, что он говорил им, что он не Иисус. Воины насмехались над ним и говорили: «Господи! Не бойся, потому что мы пришли сделать тебя царем над Израилем, а связали тебя потому, что, как мы знаем, иначе ты оставишь царство». Иуда сказал им: «Вы с ума сошли. Я приходил указать вам Иисуса, чтобы вы могли схватить Его, а вы связали меня, вашего проводника». Воины, когда услышали это, потеряли всякое терпенье и повели его, с толчкали и ударами, в Иерусалим. Они привели его на гору Голгофу, где казнили преступников, и распяли его, а к большему его посрамлению раздели его до нага» 758 . Мухаммеданское учение о Иисусе Христе можно обобщить следующим образом: 1) Проповедуя веру в единого Аллаха и в свое посланничество от него, Мухаммед, в тоже время отверг веру в триединого истинного Бога и в посланного ими Иисуса Христа, резко восставая против учения христиан о Иисусе Христе, как Сыне Божием. 2) Вместо православного христианского учения о Богочеловеке, он предложил свое, где Иисус Христос представляется простым смертным, пророком, чудотворцем, посланником подобно другим посланникам Аллаха. 3) Мухаммед отверг значение сверхъестественного явления Иисуса Христа в мир и значение Его учения, как нового высшего совершеннейшего откровения Божия людям (Евр. гл. 1. ст. 1–4), богохульно вложив в Его уста пророчество об Ахмеде. 4) Мухаммед отверг страдания и крестную смерть Иисуса Христа, дав повод доказывать своим последователям, что Иисус явится в последние дни для поддержания мухаммеданской веры. 5) Наконец, мухаммеданство исказило всю историю земной жизни Господа, представив вместо нее свою, не достойную Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010