Ап. Павлу было разрешено «говорить за себя» и он произнёс защитительную речь. Обращаясь к Агриппе, апостол высказал свое удовольствие, что ему приходится говорить пред человеком, знающим обычаи и спорные мнения иудейского народа. Затем он изложил свою жизнь и особенно подробно события из нее, предшествовавшие его обращению. В заключение речи ап. Павел обратился к совести царя и сказал, что он не мог оставаться непослушным небесному явлению и единственная его вина состоит в его вере, что исполнилась, наконец, надежда отцов и что Мессия пришел на землю и этот Мессия есть Христос, воскресший из мертвых. Речь апостола, произнесённая с большим одушевлением, не произвела должного влияния на присутствующих по холодности их сердец. Фест слова ап. Павла принял за помешательство, происшедшее у апостола от многой учёности, Агриппа отделался остроумным ироническим замечанием: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином» ( Деян.26:28 ). На это замечание апостол смело ответил: «Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» ( Деян.26:29 ). После небольшого совещания царь Агриппа сообщил Фесту, что он не находит никакой вины за узником и его можно освободить, если бы он не потребовал суда кесаря. Поэтому решено было отправить узника в Рим 91 . Отплытие в Рим затянулось до конца лета или до начала осени 60 г. 92 . В древности, по причинам сильных ветров и бурь, на Средиземном море навигация обычно приостанавливалась с конца октября и до марта. Путники спешили с расчётом до прекращения навигации прибыть в Рим. Апостол плыл под надзором сотника римского императорского полка, по имени Юлия. Он относился к узнику человеколюбиво и позволил ему (в Сидоне) сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Спутниками апостола были Лука, Аристарх Солунский, Марк, Димас и Тимофей 93 . Плыли по побережью Сирии, но неблагоприятные ветры стали давать себя чувствовать уже у острова Кипра; достигнув Мир Ликийских на побережье Малой Азии, переменили корабль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Ахан учинил святотатство, и побит был весь полк ( Нав.7:20–26 ). Иамврий блудодействовал с Мадианитянкою, а Израиль понес наказание» 463 . Давид учинил грех (перепись народа) и за этот грех ангел Божий погубил семьдесят тысяч человек. Сам согрешивший вопиял: вот, я согрешил, я пастырь поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? ( 2Цар.24:17 ). При явлении Господа Моисей слышал голос: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода» ( Исх.34:6,7 ). Вот этою вменяемостью детям преступлений родителей и объясняются отчасти страдания детей, младенцев. Но только отчасти. Против объяснения всякого страдания детей греховностью родителей говорят слова Господа о причине состояния слепорождённого: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии ( Ин.9:3 ). Вообще смысл детских страданий мало открыт нам. Из очевидного зла может проистекать невидимое благо. Может быть, страдания детей, потрясая души окружающих, облагораживают их. Может быть, эти страдания спасают души самих младенцев. О многих из младенцев «Бог знает, что они были бы порочными, и потому наперед связывает их наказаниями, как бы какими путами» 464 . Меньше трудностей для объяснения представляет смерть младенцев. Смерть не составляет для них бедствия, «когда еще не сознают своего несчастья и не умеют ни печалиться, ни радоваться. Подобными несчастьями вразумляются родители и братья, и родственники; и немалое бывает приобретение, если из того, от чего один не терпит никакого вреда, другой получает великую пользу. Впрочем, на это, может быть, есть другая какая-нибудь причина, известная одному только нашему Создателю» 465 . К младенцам, быть может, приложимы те слова Соломона, которые он изрёк вообще о преждевременно умирающих: восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Быть может, эти древние поучения пустынников, относящиеся к искусству хранения сердечной тишины, мало актуальны для человека XXI века, живущего активной жизнью в двух мирах – современном шумном мегаполисе и киберпространстве? Но цель жизни христианина и в I, и в IV, и в XXI веке, и в пустыне, и в городе всегда одна – единство с Богом как плод духовно-нравственного развития. Таким образом, аскетизм и трезвение – путь каждого христианина, неотъемлемое условие подлинной духовной жизни, а не только лишь удел монашествующих или вообще «немногих избранных подвижников». « Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41), – заповедовал Господь Иисус Христос Своим ученикам. Впоследствии апостолы, повторяя и поясняя эту заповедь, учили всех последователей Христа: « Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8); « Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2); « Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением» (Еф. 6:14-18). Принцип действия законов христианской аскетики один и тот же, несмотря на непреодолимую разницу эпох и цивилизаций, в том числе и при их беспечном игнорировании. В качестве яркого примера можно привести остроумное наблюдение одного из блогеров «Живого журнала»: «Бес уныния, который также называется «полуденным» (Пс. 90:6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего, этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из келлии, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько еще осталось до девяти часов [времени вкушения пищи], или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого-либо из братии. Еще этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его... И, как говорится, он [бес] пускается на все уловки, чтобы монах покинул келлию и бежал со [своего] поприща» . – Авва Евагрий.– Подставь вместо монаха менеджера, и получишь актуальную картину работы московских офисов» .

http://bogoslov.ru/article/3584719

В 625 г., после падения Ниневии, арабы получили независимость и продолжали свою торговлю с Финикией, пока их не постигло ещё большее бедствие от вавилонского царя Навуходоносора 56 , как об этом предсказал пророк Иеремия: «На Кидар и царства Асорские, которые поразил Навуходоносор, царь вавилонский так сказал Господь: вставайте, выступайте против Кидара и разорите сынов востока. Шатры их и стада их будут взяты; занавесы, и всю домашнюю утварь их, и верблюдов их заберут себе, и будут кричать им: ужас отовсюду! Бегите, спешите как можно скорее, скройтесь в норах, жители Асора, говорит Господь; ибо Навуходоносор, царь вавилонский, держит совет на вас и составил умысел на них. Вставайте, выходите против народа беспечного, живущего беззаботно, говорит Господь: ни дверей, ни запоров нет у них; они живут уединенно. И верблюды их отданы будут на расхищение и множество скота в добычу; и по всем ветрам рассею их, стригущих волосы на висках, и со всех сторон наведу на них бедствие, изрек Господь» 57 . Арабы не подавали повода к нападению вавилонского царя, но он не мог не видеть выгод в обладании Аравией, по примру своих предшественников, из-за её торговли. Покорив Тир в 573 году, Навуходоносор с большим войском напал на Геджас и распространил по стране разорение и смерть. В окрестностях Мекки потомок Измаила Аднан собрал защитников родной страны и решился защищать Каабу, но в кровавой борьбе арабские воины потерпели поражение, были рассеяны и спаслись бегством в соседние равнины и горы. Большую часть захваченных жителей Хеджаза Навуходоносор отвел пленниками в Вавилон. Этот опустошительный поход не имел, однако, продолжительного влияния на политическую свободу Аравии, которая со смертью Навуходоносора опять получила независимость. Кир, царь персидский, не пытался утверждать свою власть над Аравией, хотя подчинил себе все соседние с Аравией владения Вавилона. И преемники Кира не задавались мыслью подчинять себе арабов, всегда отличавшихся духом независимости, поддерживаемым в них географическими условиями занимаемой ими страны 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В некоторых сочинениях мухаммедан мы находим и самый текст мнимых пророчеств ветхозаветных пророков ο Мухаммеде; читателям «Миссионерского противомусульманского Сборника» отчасти известны как мнимые пророчества о Мухаммеде, заключающиеся будто бы в священных книгах иудеев и христиан, так и их обьяснение 605 . Мы со свосй стороны остановимся на одном пророчестве Моисея о Мессии, которое явно несправедливо относят мухаммедане к Мухаммеду. Разумеем слова Второзакония: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь Бог твой, его слушайте». 606 И ниже; сказал Господь: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему. А кто не послушает слов моих, которые (пророк тот) будет говорить моим именем, с того Я взыщу». 607 На это именно пророчество Моисея о Мухаммеде мы указываем потому, что лично слышали его от касимовского (рязан. губ.) ахуна, как сильнейшее возражение против христианского взгляда на Мухаммеда, как на лжепророка и потому не предсказанного в Писании... В главе девятой названного сочинения Тарджумани говорит, что пророческое достоинство Мухаммеда предсказано в ясных выражениях Пятокнижия, Евангелия, Псалмов и в писаниях пророков, равно как и то, что вероучение Мухаммеда будет пребывать до кончины мира. «Подлннно, – говорит он, – пророчество пророка нашего Мухаммеда – да помилует его Бог и да будет над ним мир – подтверждено во всех книгах Бога всевышнего и все пророки возвестили уже о нем». Сюда относится то, что сказано в семнадцатой главе первой книги Пятокнижия. Подлинно, Пятокнижие состоить из пяти книг, а все они в одном томе». Далее автор говорит, что, когда Агарь убежала от Сарры, супруги Авраама – Друга Божия, в ту ночь явился ей один ангел и сказал: «Возвратись, Агарь, и покорись Сарре. И она умножит твое потомство и даст тебе сына Измаила, и будет он чуждаться людей и будет рука его над всеми и руки всех будут над ним, и что он возвеличится в мире».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В параллель к приведённым стихам Корана нужно припомнить евангельские тексты: „О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец мой небесный” ( Матф. 36 ). „Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет” (ст. 42). „Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын человеческий” (ст. 44). „Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий” ( Матф. 26,13 ). Из сопоставления стихов Корана и Евангелия ясно видно, что мысль о часе возникла у Мохаммеда под влиянием христиан; только он не все усвоил из слышанного им и не всё передал своим слушателям. В Евангелии говорится о часе пришествия Сына человеческого во славе со святыми ангелами, а Мохаммед задерживал внимание неверующих арабов на часе кончины мира и на знамениях, которыми будет сопровождаться эта космическая катастрофа. Второго пришествия Иисуса Христа на землю Мохаммед не отрицал, но придавал ему иное значение, соответственно положению Мессии в ряду других пророков и сравнительно с самим Мохаммедом. Другими словами; Мохаммед не сразу установил свой взгляд на христианские догматы и высказывался перед своими слушателями в тех рамках, которые подходили к данному случаю. Христианскими представлениями о кончине мира и воскрешения мёртвых, о дне суда над всеми людьми и о загробной жизни, Мохаммед в разное время пользовался для устрашения 274 неверующих, а не заботился о том, чтобы дать слушателям цельный рассказ о таком важном моменте в жизни мира и человечества. Поэтому, при обычных повторениях Корана, нелегко составить последовательный и связный рассказ о конце земной жизни людей и о бесконечном продолжении её в раю, или в аду. Слушатели Корана своими вопросами наводили Мохаммеда на новые мысли, и ему приходилось вставлять в свою проповедь эпизоды и подробности, часто без логической связи с приготовленной для слушателей речью. К числу таких вставок нужно отнести стихи Корана, в которых говорится о знамениях или признаках наступления последнего часа, время которого, согласно с Евангелием, оставалось вне человеческого ведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В писаниях богопросвещённых отцов Церкви мы видим тот же дух: неожиданный поворот, и в то же время – совершенно точное раскрытие сущности вопроса. Один подвижник изгонял беса из человека, а бес сказал ему: «Не выйду, если не скажешь мне, кто праведники, а кто грешники?» А подвижник и говорит: «Грешник я, а кто праведник, – знает Бог» … Читаешь такое, и думаешь: как всё просто! В следующий раз и я так же смогу, и у меня так же получится! Но и в следующий раз не получится, потому что тут нужно не просто остроумие, не просто опытность и начитанность; нужно стяжать самое начало премудрости, которое есть «страх Господень» ( Притч. 1:7 ), то есть, чтобы всегда жить пред очами Божьими. Поэтому и пишет Апостол: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными», – между научившимися всегда ходить пред лицем Господним. Если бы эта премудрость была раньше в людях, «то не распяли бы Господа славы». А кто стал причастником этой премудрости, тому Господь говорит: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10:19–20 ). Ну а кто же готовится к исходу из этой жизни, тому Апостол, ещё при жизни испытавший, что нас ждёт, – тоже премудро, коротко и исчерпывающе свидетельствует: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». О злых виноградарях Неделя 13-я Мф. 21:33–42 1Кор. 16:13–24 Сегодня мы читали притчу о хозяине, который сдал свой виноградник в аренду. Что же это за хозяин и что это за арендаторы? Мы видим, что хозяин этот, безусловно, могущественный человек, если уж он в силах, в конце концов, предать злодеев «злой смерти». Но он и долготерпелив: посылает одних слуг, потом других. Видим, что он бесконечно верит в силу добра: хотя из предыдущих посланников кого били, а кого и убивали, он всё же посылает напоследок сына; он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них проснётся совесть, и они «постыдятся сына моего». Мы видим, что и сын одного духа с отцом: он послушно идёт туда, где неоднократно проливалась кровь. И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, – только тогда хозяин предаёт их злой смерти, а виноградник отдаёт другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В св. книгах ветхого завета Аравия упоминается, как «Земля Восточная» или просто – «Восток». Так, об Аврааме (за 2000 лет до Р. Хр., в книге Бытия говорится: «А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на Восток, в Землю Восточную (гл. 25, ст. 6). По объяснению ученых, здесь под «Землей Восточной» разумеется Аравия, жители которой известны были под именем «Сынов Востока» (Бени-Кедем 49 ). Измаил, сын Авраама 50 , жил в северной Аравии и был, по общепринятому мнению, родоначальником некоторых арабских племен. Моисей 51 жил в земле Мадиамской, на северо-западе Аравийского полуострова, и путешествовал с евреями после исхода из Египта по пустыне в Каменистой Аравии. Во времена еврейского царя Соломона, начало царствования которого относится за 1020 лет до Р. Хр., в Библии , кроме царицы Савской, упоминаются цари аравийские, которые приносили Соломону золото и серебро (2 Парал. Гл. 9, ст. 14) Царица Савская 52 , известная в арабских преданиях под именем Балкисы или (Билкисы), услышав о славе Соломона, прибыла в Иерусалим, чтобы испытать загадками мудрость царя евреев. Прибыла она в Иерусалим с весьма большим богатством: с верблюдами навьючен­ными благовониями, великим множеством золота и драгоценными камнями. И подарила она царю Соломону сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоцен­ные камни. И никогда не было у Соломона таких благовоний, какие подарила ему царица Савская 53 . Соломон заключил договор с Тирским царем Хирамом II ( 3Цар. 5:26 ) и даже женился на дочери Хирама 54 . По заключении союза Соломон и Хирам установили прямое морское сообщение с Индией (через Офир), но и при этом торговля их не обхо­дилась без посредства Южной Аравии, так как суда их выгружались в Емене и товары следовали далее по Аравии караванным путем. По смерти Соломона, морской путь по Красному морю был совсем закрыт для финикиян усилив­шимися на берегах этого моря египтянами. Несмотря на это, сухопутная торговля с Аравией продолжалась еще целые столетия, как об этом можно судить из слов пр. Иезекииля (за 600 лет до Р. Хр.), определенно говорившего о торговле Аравии с Тиром, гл. гор. Финикии: «Аравия и все князья Кедара производили торговлю с тобой… Купцы из Сабы и Раемы 55 торговали с тобой… (гл. 27, ст. 21 и 22)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В священных книгах Ветхого Завета Аравия упоминается, как «Земля восточная» или просто – «Восток». Так, об Аврааме (за 2000 лет до Р. Хр.) в книге Бытия говорится: «А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на Восток, в землю восточную ( Быт. 25:6 ). По объяснению ученых, здесь под «Землёй восточной» разумеется Аравия, жители которой известны были под именем «сынов востока» (Бени-Кедем) 39 . Измаил, сын Авраама 40 , жил в северной Аравии и был, по общепринятому мнению, родоначальником некоторых арабских племен. Моисей 41 жил в земле Мадиамской, на северо-западе Аравийского полуострова и путешествовал с евреями после исхода из Египта по пустыне в Каменистой Аравии. Во времена еврейского даря Соломона, начало царствования которого относится за 1020 лет до Р. Хр.. в Библии , кроме царицы Савской, упоминаются цари аравийские, которые приносили Соломону золото и серебро ( 2Пар.9:14 ). Царица Савская, известная в арабских преданиях под именем Балкисы, услышав о славе Соломона 42 , прибыла в Иерусалим, чтобы испытать загадками мудрость царя евреев. Прибыла она в Иерусалим с весьма большим богатством: с верблюдами, навьюченными благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней. И подарила она царю Соломону сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. И никогда не было у Соломона таких благовоний, какие подарила ему царица Савская 43 . Соломон заключил договор с Тирским царем Хирамом II ( 3Цар.5:12 ) и даже женился на дочери Хирама 44 . По заключении союза, Соломон н Хирам установили прямое морское сообщение с Индией (Офир), но и при этом торговля их не обходилась без посредства Южной Аравии, так как суда их выгружались в Йемене и товары следовали далее по Аравии караванным путем. По смерти Соломона, морской путь по Красному морю был совсем закрыт для финикян усилившимися на берегах этого моря египтянами. Несмотря на это, сухопутная торговля с Аравией продолжалась еще целые столетия, как об этом можно судить из слов пророка Иезекииля (за 600 л. до Р. Хр.), определенно говорившего о торговле Аравии с Тиром, главным городом Финикии: «Аравия и все князья Кедара производили торговлю с тобой... Купцы из Сабы и Раемы 45 торговали с тобой...» ( Иез.27:21,22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Мария Магдалина. К. Кривелли. Ок. 1480 г. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа ( Рим. 16:7 ). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым, не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин. В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16:9 ). Святая царица Елена. Фреска. XIV в. В числе других равноапостольных женщин – святая царица Елена (327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии (335); святая Ольга (969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины. Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин. Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины ( Деян. 5:14; 8:12; 17:4,12,34 ). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010