Вред праздности. Как висящая на стене гитара приходит в расстройство от бездействия, так и души без поступательного движения хладеют и пустеют. Благодать Божия должна умножаться нами в благочестивом размышлении, в пламенной молитве, в сердечном славословии, в терпении, ревности, любви и святом примере. Иначе благодать уподобится ржавому ключу или руке, высохшей от долгого ношения на перевязи. Господу не угодно, чтобы духовные силы наши вырождались в праздности. Ненасытность души. Гражданин, женившись на царевне, обставил ее блеском и славой, но напрасно: все ей казалось мишурным, нестоящим внимания, так как она непрестанно помышляла о своем высоком происхождении. Так и душа: окружи ее человек всеми земными удовольствиями, она не удовлетворится, ибо она – дочь неба. (Талмуд). Богатство христианина. Под богатством разумеется обилие дорогих вещей. Но что дорого, – об этом суждения не одинаковы. Ребенок считает себя богатым, если он имеет много ярлыков, костяшек, коробок, солдатиков и других безделушек. Светский человек считает себя богатым, если он имеет поместья, дома, деньги. Но христианин свое богатство полагает в том, что он имеет – Бога отцем, Христа – избавителем, и Св. Духа руководителем и утешителем. Весьма важно иметь правильное суждение о ценностях. Если у меня стало меньше денег, чем десять лет назад, но сам я стал сдержаннее, общительнее и щедрее, то я обогатился. Если у меня в последние два года имущество возросло в пятеро, улучшился дом и одежда, но я сам стал горделивее, плотоугодливее, ленивее, то я разорился. Богатение христианина внутри. Внешность ничего не прибавляет человеку. Лошадь не станет лучше от того, что ей наденут серебряную уздечку и расшитое седло. И человек не станет ценнее от дорогих яств, тонкой одежды, роскошной мебели, слуг, льстецов и лизоблюдов. Ап. Павел – богаче Креза, так как он мог о себе сказать: „Я научился быть довольным тем, что имею. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: быть в сытости и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Нас огорчают, а мы радуемся; мы – нищие, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». ( Флп. 4:11–12 ; 2Кор. 6:10 ). Вот подлинное богатство, а не то, обладатели котокого на закате дней скажут: „все суета и томление духа».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется ( Сир.39:21,22 ) 252 . Для аналогии с человеческим обществом еще более имеет значение неравенство различных членов в одном организме. Здесь члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге ( 1Кор.12:22–25 ). Этой ясной аналогией апостол выясняет, как при разнообразии служения, при неравенстве сил, способностей и благодатных даров создается церковное единство. § 55. Значение неравенства для обуздания человеческой злобы Не без воли Божией возникало неравенство в человеческом обществе. Оно есть благодетельное средство к установлению порядка в общежитии людей, далеких от нравственного совершенства и несвязанных между собою узами дружбы. «В начале Бог установил одну власть, поставил мужа над женою; но когда род наш пришел в великое расстройство, то Он учредил и другие власти – господ, правителей, и это также для любви. Злоба развращала и погубляла род наш. Посему Он посадил среди городов судей, как бы каких врачей, дабы они, истребляя злобу, как бы какую заразу любви, собирали всех в одно»... Когда уже при начальниках и вооруженных воинах случаются неистовства от злых людей, «то, если бы не было совсем страха от начальников, до какого неистовства дошли бы эти люди? Не разрушили ль бы они у нас города до основания и, перевернув все вверх дном, не лишили ль бы нас и самой жизни? Уничтожь судилище – и уничтожишь всякий порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчего – и потопишь судно; отними вождя у войска – и предашь воинов в плен неприятелям. Так, если отнимешь у городов начальников, мы будем вести себя безумнее бессловесных зверей, станем друг друга угрызать и снедать ( Гал.5:15 ): богатый бедного, сильнейший слабого, дерзкий кроткого. Живущие благочестиво, конечно, не имеют нужды в мерах исправления со стороны начальников: праведнику закон не лежит ( 1Тим.1:9 ). Но люди порочные, если бы не были удерживаемы страхом от начальников, наполнили бы города бесчисленными бедствиями. Что связи из бревен в домах, то и начальники в городах. Если ты уничтожишь, стены, распавшись, сами собою обрушатся одна на другую: так, если отнять у вселенной начальников и страх, внушаемый ими, – и дома, и города, и народы с великою наглостью нападут друг на друга, потому что тогда некому будет их удерживать и останавливать, и страхом наказания заставлять быть спокойными» 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

«Все меры полицейские не ваши меры», –говорил митрополит Григорий русским пастырям: святые апостолы действовали словом истины и силами Божиими. Да и обращение прочно и спасительно только то, которое произведено силою истины. Веротерпимость Православия к иноверцам и инославным христианам имеет твердое основание в Писании и Предании. Прежде всего она зиждется на чувстве любви, которую христианин воспитывает в себе по отношению ко всем людям. «Если вы приветствуете, – сказал Господь, – только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Нравственный идеал христианина – богоподобие, приближение к совершенству Отца Небесного, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45, 47 и 48). Заключающаяся в этих словах мысль, что Божественный Промысл простирается не на одних правоверных, но на все человечество, составляет первооснову религиозной веротерпимости. Правда, православные уверены, что принадлежность к единой, святой, вселенской Церкви открывает им доступ к благодатным дарам Духа, просветляет их ум видением истины, научает их плодотворной молитве, спасительным делам, душеполезному посту, благодатному супружеству, благословенному безбрачию и истинному мученичеству. Но эта уверенность в превосходстве Православия не порождает горделивого и презрительного отношения к неправославным. Напротив, святость Православия смиряет православного, ибо, чем более ему дает Церковь , тем более усилий он должен употребить для охранения и умножения данного, и тем строже он будет испытан на суде Божием. «Раб тот, который знал волю господина своего и не был готов и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут. Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Все родственные наименования, особенно отца, матери, брата, сестры, – настолько высоки, что употребляются в свящ. Писании для обозначения божественных и богочеловеческих отношений. Поэтому же своему объединяющему, связующему людей, значению брак избран подобием союза Христа с Церковью . Брак есть спасительный ковчег святой любви среди моря эгоизма. Лепет: «мама» и «папа» для всех людей дороже всех отличий и титулов, для царей – дороже скипетра и венца. С обратной стороны, разложение семьи, подобное изображаемому ап. Павлом в послании к Римлянам ( Рим.1:26,27,30,31 ), есть верный признак падения государства и вырождения народа. § 78. Нерасторжимость брака и второбрачие «Так как любовь брачная составляет основной и главный вид любви в числе прочих видов взаимной любви между людьми, то поэтому она предпочтительно перед ними нуждается в особом освящении от Бога, в особенном благодатном даре. С другой стороны, так как брачная любовь очень часто становится чувственной и беспорядочной, то и в этом отношении она преимущественно перед прочими видами любви требует освящения и одухотворения. Сделать брачный союз духовным, священным, сделать его союзом святой любви – это цель брака, как таинства» 328 . Когда Церковь освящает брак, то тем самым она провозглашает его нерасторжимым. Если в Ветхом Завете допускался развод, то это по причине жестокости нравов ветхозаветных Евреев: недопущение разводов повело бы у них к убийствам 329 . В Новом же Завете твердо установлена нерасторжимость брака. Вступившим в брак не я повелеваю, пишет ап. Павел, а Господь: жене не разводиться с мужем,– если же разведется, то должна остаться безбрачною, или примириться с мужем своим,– и мужу не оставлять жены своей ( 1Кор.7:10,11 ). Далее апостол говорит об обязанности брачного союза для обращённого в христианство с язычницею и для христианки с язычником. Кто разведется, говорит Господь Иисус, с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; а кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф.5:32 ). В словах: кроме вины любодеяния нельзя видеть указания на право развода, дающего возможность вступления в союз с другим лицом; здесь речь только о возможности разлучения с лицом, преданным любодеянию. Опять-таки и это разлучение только допускается, не вменяется в обязанность. Но разлучение – не прекращение брака, а только временное или постоянное прекращение брачных отношений. Но если, напр., павшая жена раскается, то «великим грехом» со стороны мужа будет не простить ее 330 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Все, что в нем было — расчет и борьба животного за обладание удобной берлогой. Он учился, потому что его хвалили; он служил, потому что это было ему выгодно; он начальствовал с внешне внушительной строгостью, потому что был тщеславен. Похвала ему от земли. Земля вырастила, земля и взяла к себе, что произвела. Небу такой деятель ничего не уделил, разве только одно, что коптил его своим существованием. Ангелу-Хранителю своему он не уделил сердечной близости, потому что нуждался только в земных покровителях. Может ли быть дорога этому человеку похвала неба, которая так заботила душу св. апостола Павла? Впрочем, он и ее бы охотно взял, но она ему не дастся. Вместо похвалы он может услышать слово, записанное в книгу новозаветного Откровения Тайновидцем: «Так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то Я извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16).     2. Многие, многие неусыпно стараются исполнить свои обязанности, чтобы заслужить известность, которую они соединяют с понятием чести. Некоторые даже вменяют для себя в честь быть одетыми к лицу, нарядится так, чтобы казаться моложе своих лет, говорить языком современного остроумия, проявить себя на каждом шагу нужными, отзывчивыми, — словом, взять именную известность на чем только можно. Но когда они, осыпанные похвалами людской слепоты, встретятся с приведенным выше словом ап. Павла, то их совесть затрепещет.    Сам ап. Павел много проповедовал. Друзья несли ему из благодарных уст искреннюю похвалу. Но их похвал он не вменял себе; своею проповедью, вызывавшею восторг у слушателей, он не похвалы себе искал, а исполнял священную обязанность благовествовать истину. Он одинаково исполнял бы эту обязанность, если бы его не хвалили, а бранили. Он знал свойство человеческой похвалы и осуждения и говорил тем же друзьям своим во Христе: «если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» (1Кор. 9:16). И вот он благовествует истину Христову в языческом собрании и среди единоверцев, на воде и на суше, при слугах убийцы Нерона и в присутствии христолюбивых мужей и жен, в тюрьме и на свободе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело Одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:4–13 ). II В «Деяниях» повествуется, что первые христиане Иерусалима сложили свои имущества в одно общее имущество: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто и ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было никого между ними нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданную и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду». ( Деян.4:32, 34–35 ). Но значение этого церковно-исторического эпизода, на который любят указывать социалисты в подтверждение своей доктрины, очень преувеличивается. Прежде всего, не все церковные историки согласны между собой в понимании приведённых слов. Так Мосгейм (Mosheim) полагает, что приведённых слов не следует понимать буквально, что они просто обозначают то, что первые христиане такую имели любовь друг к другу, что каждый из них готов был лишиться всего своего имущества, чтобы помочь своему брату, как и теперь, например, говорят, что у истинных друзей всё общее 16 . Бержье (Bergier) заметив, что Мосгейм, кажется, ясно доказал, что общность имуществ между первыми христианами Иерусалима не должна быть понимаема буквально, присовокупляет: «в конце первого века св. Варнава, в конце второго века Иустин и Лукиан, в третьем веке Климент Александрийский , Тертуллиан , Ориген Киприан, в четвёртом веке Арнобий и Лактанций писали ещё, что у христиан все имущества были общие, но, конечно, и вопроса не может быть о том, что здесь речь идёт об общении имуществ не в буквальном смысле» 17 . Наконец, высказывается и такое мнение, что начинающаяся Церковь Христова слагалась из христиан двух классов: одни, которые исполняли общие христианские обязанности и могли владеть имуществом, под условием уделять часть из них бедным братьям, другие, как например, Апостолы, а впоследствии киновиты, предавались особым подвигам более совершенной жизни и давали обеты полной нестяжательности, благодаря чему никто из них ничего не имел своего, а всё у них было общее. Это и были в собственном смысле ученики Христовы. Анания и Сапфира принадлежали к первому классу христиан, как и большинство христиан Иерусалима. Желая быть принятыми в общество «учеников», они дали обет коммунизма, но нарушив этот обет, они были наказаны Богом ( Деян.5:1–16 ) 18 . Приведённой гипотезе нельзя отказать в остроумии; но, к сожалению, она не имеет для себя основания ни в Евангелии, ни в Деяниях, ни у св. отцов и находится в явном противоречии с буквальным текстом книги Деяний (XX, 36)...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вспомним это ключевое слово в «Шинели»: «Я брат твой!». Но Акакий Акакиевич, при всей своей ничтожности, был человеком вполне безобидным— и никакая нравственная грязь не препятствовала сострадать ему. Здесь же— преступники, полтора года гноившие свою жертву в тюрьме. Безвинную жертву. Нет, много нужно глубины душевной, чтобы и в них гибнущих братьев своих узреть. Беленьких все любят. Кто полюбит чёрненьких ? «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 43-45). Будете сынами Отца... то есть: будете братьями. Гоголь стремился к правде Божией. Гоголь был совершенен в своём мастерстве. Те, кто слышал уничтоженные главы в авторском чтении, не могли вспоминать о том без восторга. Только вот к художественному успеху— мы помним то ещё по истории с «Ревизором»— Гоголь оставался равнодушен. Нет полной уверенности, что второй том был написан полностью: Воропаев, сопоставив многие свидетельства, убедительно утверждает, что незадолго до смерти оказались сожжёнными лишь отдельные тетради неполностью написанного второго тома. Впрочем, в этой истории слишком много загадок, да и вряд ли их возможно разгадать теперь. Несомненно одно: Гоголь ощутил бессилие не своё собственное, а своего искусства— перед поставленною им перед самим собою задачею пророческого возглашения Горней истины. Иначе никак не объяснить уничтожение второго тома поэмы (целого или части— не столь и важно), не разгадать и той парадоксальной загадки, почему не утративший силы великого таланта писатель за десять последних лет своей жизни не дал литературе ни одной строки художественного текста.   Чтобы выразить Горнюю истину, сказать как должно о сокровищах на небе , нужно познать эту истину в цельности и глубине её. И иметь в себе стремление к тем сокровищам, духовную жажду . Среди гоголевских записей находим такую: «Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов, якоря, ежели нет ветра? Что пользы в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святаго? Бог любит смиренного грешника, который сердечно сокрушается о своих грехах, и отвергает гордого праведника, который не признаёт себя никаким грешником» (8, 558). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Всюду и все в природе подчинено естественным законам, везде замечается постоянство явлений, порядок, разумность, как бы отражение высшего Разума. Тем более человеческое общежитие должно управляться не случаем и произволом, но разумом и совестью. Человек должен относиться к подобным себе по правде, по установленной норме. Явные, дерзкие нарушения этой нормы не должны быть терпимы, – иначе все придет в расстройство, и общежитие сделается невозможным. Оценка правонарушения с точки зрения установленного права и вверяется суду. Но за оценкой должно следовать и восстановление нарушенной правды, то есть, суд должен обладать силой проявлять ее. Иначе всякое значение суда исчезнет и настанет пристрастный, неразумный самосуд или месть. За судом должно следовать наказание, чтобы не было нужды в отмщении. Цель наказания не месть, не нанесение вреда преступнику, но установление равновесия, нарушенного преступлением. Глубокий смысл имеет то обстоятельство, что славянское слово: «наказание» означает «научение», «наказывать» – научать, вразумлять. Наказание – это наглядный, публичный урок права. Идея наказания рождается в семейном союзе, она проявляется во власти родителей над детьми и отсюда уже переходит в союз общественный. Сознание неизбежности или необходимости наказания присуще не только потерпевшему от проступка или судье, но и самому преступнику. Преступление влечет за собою страх и беспокойство даже и тогда, когда оно укрылось от взоров человеческих. В так называемых муках совести значительное место отводится ожиданию наказания. Всякий, кто встретится со мною, убьёт меня ( Быт.4:14 ), страшится первый проливший братскую кровь. Неповинно осужденный и наказанный негодует на причиненную ему несправедливость, но наказанные за проступок сознаются: и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли ( Лк.23:41 ). Суд и наказание необходимы не только в семье и государстве, но необходимы они и в Церкви Христовой. Сам Спаситель научал: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему ( Лк.17:3 ). Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:16,17 ). Если кто не послушает слова (апостольского), того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата ( 2Фес.3:14,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Входите тесными вратами, потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими. Итак, тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.11:12;7:13 ). Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт ее ( Мк.8:34,35 ; ср. Лк.14:26 ). Когда один книжник, любитель наград, выразил желание быть учеником, Господь отклонил его, сказав: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову ( Мф.8:20 ). В своём учении Господь так мало приноравливался к чувствам и желаниям учеников, что многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Пётр отвечал Ему: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого ( Ин.6:66–69 ). В этом случае сами обстоятельства дела вызывали Господа на изложение истины о возмездии, но Он не желал пользоваться этим средством. Евангелист Иоанн сохранил много речей Господа, но ни в одной из них нет ясного учения о загробных наградах и муках. Вообще Спаситель чаще указывал на трудность следования за Ним, чем привлекал обещанием наград 65 . Небесное блаженство не может в точном смысле быть названо наградою, так как оно есть дар Божий верующим во имя Христово. И плата, и награда предполагают соответствие между трудом и воздаянием. Но когда человек делает добро, то он исполняет только свою обязанность по отношению к Богу, ущедряет только себя самого. Бог же, всесовершенный и вседовольный, ни в чем от нас не нуждается для полноты Своего бытия. «Сколько бы мы ни умножали сегодня добродетель нашу, этим не заслужим воздаяния: это обличение предшествовавшего нерадения. Господь, научая нас, что исполнение каждой заповеди Его есть долг наш, а усыновление Богу есть дар Его, даруемый вследствие искупления человеков кровью Его, говорит: егда сотворите вся, повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы, и еже должни бехом сотворити сотворихом ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Глава 10 1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова. 3Цар.10:1 .  Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия ( Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским ( Ис.43:3 ; Пс.71:10 ). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова , Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд.14:12–19 ). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ( Мф.12:42 ; Лк.11:31 ) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33). 3Цар.10:2 .  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс.71:10 ), упомянуты «благовония» (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010