Димитрий (Сперовский ; 1897-1903; впосл. епископ), архим. Сергий (Титов; 1903-1911), к-рому удалось сохранить порядок в семинарии в период революции 1905-1907 гг., и архим. Алексий (Симанский). Последний ректор ДС архим. Тихон (Тихомиров; впосл. епископ) активизировал деятельность проповеднического кружка: воспитанники старших классов начали проповедовать и вести беседы в новгородских храмах. По его инициативе в авг. 1916 г. прошел 1-й съезд руководителей духовно-учебных заведений Н. и С. е. Среди преподавателей ДС в XIX - нач. XX в. можно выделить протоиереев П. И. Соловьёва, Д. В. Ловцова, композитора свящ. В. Ф. Старорусского, А. М. Покровского, А. В. Гедевского, И. И. Вольского, В. А. Раевского, В. Н. Финикова, Н. В. Николаевского (их биографии см.: Секретарь. 2014. С. 87-97). Среди выдающихся выпускников ДС того времени - архим. Фотий (Спасский), архиеп. Варлаам (Денисов) , архиеп. Анастасий (Добрадин) , архиеп. Тихон (Никаноров), митр. Сергий (Тихомиров) , митр. Иосиф (Петровых) , еп. сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. сщмч. Варсонофий (Лебедев) , еп. сщмч. Онисим (Пылаев) , еп. сщмч. Иона (Лазарев); епископы - борцы с обновленчеством - Иоанникий (Сперанский) , Иосиф (Николаевский-Невский) , Феодор (Яковцевский) ; настоятель Знаменского (1860-1872) и Софийского (1872-1904) соборов в Новгороде прот. В. С. Орнатский; церковные историки - свящ. Г. Д. Краснянский, настоятель Знаменского собора (1872-1911) прот. П. И. Тихомиров, ключарь Софийского собора (1887-1911) и настоятель Знаменского собора (1911-1920) прот. А. И. Конкордин; хранитель Древлехранилища диак. А. В. Никифоровский; проф. прот. П. Ф. Николаевский; историк прот. В. А. Пылаев, писатель, краевед, создатель музея и публичной б-ки в Новгороде свящ. Н. Г. Богословский; проф. Уч-ща правоведения (1865-1869), председатель Учебного комитета при Синоде (1883-1897) прот. А. И. Парвов; профессора СПбДА А. И. Бриллиантов и А. А. Бронзов , академик (1888), вице-президент С.-Петербургской АН (1900-1916) П. В. Никитин; историки-архивисты К.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Может, чем Вас огорчили, обидели, осудили. Помолитесь об нас, дабы Господь открыл нам двери Покаяния в св[ятую] Четыредесятницу. Сообщаю: у нас со служителями перетасовка. Второй св[ященник] был Иерем[ия?], его переводят в Ростов. Настоятелем к нам старенького о. Аполлоса. О[тец] настоятель наш окреп, помолодел, а мы все болеем. Я тоже более месяца лежал, только вышел, сходил в баню, пришел, отнялись ноги. День не ходил, а пришлось. Лечиться вином не хотел бы. Простите, многогрешный Георгий. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия с подлинника. Автограф. 249 Имеется в виду заявление председателю Совета Министров СССР Г. М. Маленкову, направ­ленное святителем Афанасием из Зубово-Полянского дома инвалидов (см.: Молитва всех вас спасет. С. 360–368). 252 Имеется в виду епископ Кирилловский Тихон (Тихомиров Александр Львович; 1882–1955), викарий Новгородской епархии. В 1927 г. арестован и заключен в лагерь. После освобождения скрывался у сестер и матери в Загорске, затем уехал в Ярославль к своим духовным чадам, где жил в нищете и безвестности. Составил ряд акафистов, был переводчиком с древних языков (см. о нем: Трофимов А. Епископ Тихон Тихомиров//К свету: Край Кирилла Белозерского. 15. С. 172–178. 254 По-видимому, речь идет о письме святителя Афанасия от 23 октября 1954 г.: «Только что от­служил молебен о путешествующем. Да благословит Господь Ваш путь. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам и мою благодарность, и мою признательность, и мою любовь к Вам. Поистине можно сказать вместе с церковным песнописцем: Се коль добро и коль красно самобратная лю­бовь рабов Твоих, Христе Боже: ихже бо Рождество плотское братий не сотвори, но братолюбная вера православная крепче плотского родства соедини. Если по слову Христову и напоивший жаждущаго единою чашею воды во имя ученика Христова не потеряет своей награды, верую, что вознаградит обильно Господь и Вас за все Ваше добро к Его служителю, хотя и недостойному» (Молитва всех вас спасет. С. 383). 256 Имеется в виду Анастасия Стефановна Седова, жена Георгия Георгиевича, именины которой приходились на этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

По суду оправдан. 3 февраля 1924 вновь арестован по делу «Спасское братство». Освобожден 30 апреля 1924 и в октябре 1924 выслан в Тверь. Арестован осенью 1930. Перевезен в Ленинград, приговорен к ВМН и расстрелян. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 235. 216 Тихомиров Петр. Воспитанник Петроградской ДС, окончил Петроградский институт внешкольного образования (1919), инструктор по внешкольному образованию. 210,211 Тихомиров Семен Иванович – член церковно-приходского совета. 215 Тихон Задонский , св. (Соколов Тимофей); (1724 – 13 августа 1783), с 13 мая 1761 – епископ Кексгольмский и Ладожский, викарий Новгородской епархии, с 3 февраля 1763 – Воронежский и Елецкий, с 17 декабря 1767 – на покое. 231 Тихон (Беллавин Василий Павлович); (19 января 1865 – 7 апреля 1925). Окончил Псковскую ДС (1884) и С.-Петербургскую ДА (1888), с 9 июля 1888 преподаватель основного, нравственного и догматического богословия Псковской ДС, 14 декабря 1891 пострижен в монашество, 22 декабря 1891 рукоположен в сан иеромонаха, с 12–17 марта 1892 – инспектор Холмской Духовной семинарии, 24 июня 1892 назначен ректором Казанской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, однако 15–16 июля 1892 последовало новое назначение ректором Холмской Духовной семинарии, 4 октября 1897 назначен и 19 октября хиротонисан во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии, с 14 сентября 1898 – епископ Алеутский и Североамериканский, с 6 мая 1905 – архиепископ, с 25 января 1907 – архиепископ Ярославский и Ростовский, с 22 декабря 1913 – архиепископ Литовский и Виленский. 19 июня 1917 избран и 23 июня утвержден архиепископом Московским и Коломенским, с 13–14 августа 1917 – митрополит 5(18) ноября избран и 21 ноября (4 декабря) 1917 интронизован Патриархом Московским и всея России. 151, 156, 166, 172, 175, 176, 177, 179, 180, 181, 186, 191, 193, 194, 208, 224, 225, 238, 239, 262, 264, 270, 272, 273, 283, 286, 368, 468, 488 Тихонов Иван Федорович – петрозаводский купец 2-й гильдии. Много лет был гласным Петрозаводской городской управы (по 21 февраля 1909).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тихомиров В. А. Чувство любви к ближним. (Психологический очерк). Харьков, 1910 (Вера и разум. 1910). Тихомиров Ф. А. Дух отношения между благодатию и свободною волею в возрожденном человеке//Христианское чтение. 1894, 1, с.293–310. Тихон Задонский еп. Против пьянства и других худых привычек. 3-е изд. М., 1904. Тихон Задонский св. Слово об испытании себя самого//Сборник проповеднических образцов (Проповеди святоотеческие и церковно-отечественные). 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1912, c.280–281. Тищенко Ю. В. Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5–8 лет из воцерковленных православных и невоцерковленных семей//Вопросы психологии. 2001, 6, с.27–35. Триодин И. Нравственное возрождение человека с психологической точки зрения//Душеполезное чтение. 1911, февр., с.212–220, март, с.289–299. Триодин И. Психологические основы нравственности//Вера и разум. 1910, 24, с.755–764. Трифон (Туркестанов) еп. Поучение о значении колокольного звона. Шамордино, 1910. Трофимова И. А. Актуальные проблемы христианской психологии//Психология и христианство. СПб., 1997, с.13. Ушинский К. Д. Вопрос о душе в его современном состоянии//Его же. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1948, с.339–452. Феодор Едесский. Сто весьма душеполезных глав//Христианское чтение. 1825, ч. 17. Феодор Студит. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов//Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с.916–918. Феодорит Кирский . О покаянии//Его же. Творения. Ч. 6. М., 1859, с.97–104. Феофан (Авсенев) архим. Из записок по психологии. Киев, 1869 (в «Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии...». Киев, 1869. Нумерация отдельная) (отрывок: Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1994, с.138–161). Феофан Затворник еп. Душа и ангел – не тело, а дух. М.: Талан, 1997 (3-е изд.: М., 1913; 2-е изд.: М., 1902; 1-е изд.: М., 1891). Филарет игумен. Конспект по нравственному богословию. М.: Моск. патриархия, 1990. Филимонов Сергий свящ., Гнездилов А. В., Шеховцова Л. Ф., Ошко Н. В. Вопросы психобезопасности населения. Оценка духовной, психической и психологической безопасности на примере новой азартной игры «Magic the gathering»//Православная Церковь и современная медицина. Сборник. СПб., 2000, с.233–236.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

22 .07(04.08).1925–1926: Иоанн Ильин 1926–1929: 04 .1929–27.08(09.09).1930: Симеон Канарский 1930–1932: 21 .07(03.08).1932–: Сергий Озерецковский Троицко-Савская (обн.) см. Селенгинская (обн.) Тульская 15(28).02.1908–25.05(07.06).1917: Парфений Левицкий 29 .07(11.08).1917–19.10(01.11).1923: Иувеналий Масловский 1922–1922: Игнатий Садковский , в. у. 1923–1923: Игнатий Садковский 19 .10(01.11).1923–25.04(08.05).1925: Николай Могилевский 1925–1927: 15(28).09.1927–11?.1927: Борис Шипулин Платон Тихомиров, в. у. 05(18).12.1928–22.11(05.12).1933: Флавиан Сорокин 22 .11(05.12).1933–05(18).06.1936: Онисим Пылаев 05(18).06.1936–09.1936: Александр Щукин 13(26).08.1937–: Аполлос Ржаницын –1940: 12 .1940–1941: Алексий Сергеев 1942–1943: Питирим Свиридов, в. у. 28 .06(11.07).1943–05.1944: Алексий Сергеев, в. у. 1944–1946: Виталий Введенский 1946–19.03(01.04).1952: Антоний Марценко Тульская (обн.) 03(16).08.1922–27.04(10.05).1930: Виталий Введенский 1930–1930: Николай Алявдин 1930–: Георгий Добронравов 1932–1934: Тихон Попов 1933–1934: Николай Смирнов, в. у. 1933–1935: Георгий Добронравов, паки 1936–1937: Тихон Попов, паки 1938–1938: Николай 1938–1942: 31 .08(13.09).1942–1944: Пётр Турбин Тульчинская (обн.) –1922: Фотий Маньковский –1927: 1927–12(25).05.1928: Фотий Топиро 1928–1935: 08 .1934–09(22).07.1936: Николай Поликарпов Туринская (обн.) (28).07.1923–09.1923: Александр Филиппов Туркестанская см. Алма-Атинская Туровская см. Пинская Тутаевская 26 .09(09.10).1921–1927: Вениамин Воскресенский 1927–1930: 1930–22.09(05.10).1932: Вениамин Воскресенский, паки Тюменская 1922–: Иринарх Синеоков-Андреевский 1924–: Димитрий Локотко Тюменская (обн.) 15(28).01.1923–05(18).09.1923: Алексий Копытов 10 .1924–27.09(10.10).1925: Михаил Трубин, в. у. 10(23)11.1925–: Александр Филиппов 1925(?)–1927: Серафим Коровин 06 .1927–02.1928: Иоанн Панцулай 03(15).02.1929–1930: Павел Громов Тянь-Цзыньская (заруб.) Углицкая (обн.) 1922–: Адриан Анцино-Чекунский Угличская 15(28).03.1909–1920: Иосиф Петровых 02(15).02.1920–04(17).02.1928: Серафим Самойлович

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архимандрит (впоследствии епископ) Тихон (Александр Львович Тихомиров, 26.8.1882 †25.3.1955) – родился в Женеве в семье публициста, в то время знаменитого революционера, позже ставшего не менее известным монархистом – Л. А. Тихомирова (1852 †1923). Крещен 25.6.1889 епископом Мисаилом (Крыловым), которого в 1920-х гг. отпел, будучи епископом. Поступил в Московскую Духовную академию (1902), где был пострижен в монашество с именем Тихон, а вскоре рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Именно в стенах Академии он начал вести подвижническую жизнь. Молчальник, делатель непрестанной Иисусовой молитвы, спал он совсем мало, да и то только сидя. Из рассказов его товарищей по Академии, будущих епископов Арсения (Жадановского) и Серафима (Звездинского) , известно, что еще в ту пору о. Тихон «поражал своих товарищей своей нелюдимостью, своими странностями». Окончил Академию (1906) со степенью кандидата богословия; получил назначение преподователем в Новгородскую Духовную семинарию. Помощник синодального ризничего; преподаватель, а затем инспектор Вифанской Духовной семинарии (1908–1913). В этот период он сближается с архимандритом Арсением (Жадановским) и иеромонахом Серафимом (Звездинским) . Сотрудничал в журнале «Голос Церкви», свидетельством чего является публикуемая нами статья. Занимаясь переводами, перевел с греческого на церковнославянский кондаки преп. Романа Сладкопевца . Ректор Новгородской Духовной семинарии (1913) с возведением в сан архимандрита. После революции некоторое время жил в Сергиевом Посаде и его окрестностях. Хиротонисан во епископа Череповецкого, викария Новгородской епархии (1920). Твердо стоял на Православных позициях, против обновленцев. Написал акафист преп. Антонию Черноезерскому (1920). Назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии (1924) на место расстрелянного большевиками епископа Варсонофия (Лебедева). После изгнания епархиальным съездом духовенства, как поминавший Патриарха Тихона, жил в Нило-Сорской пустыни. Служил строго по уставу, без сокращений.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Бекетов П.П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М. 1843, стр. 44. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897. Кратиров П. Святитель Тихон Задонский как пастырь и пастыреучитель. Казань. 1897. Елагин Е. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского и всея Руси чудотворца. СПб., 1876. Ефремов Л. Жизнь и уроки из жизни святителя Тихона. – Воронеж, 1874. Едлинский М.Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времён: в 2 т. Изд. 4. СПб., 1901–1903, т. 3, стр. 192–214. Поторжинский М.А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX–X1X вв. Изд. 2. Киев. 1891, стр. 486–488. Введенский С. Об изображениях святителя Тихона Задонского . Воронеж, 1911. Введенский С. Один из почитателей святителя Тихона Задонского (отставной прапорщик Яков Машонов). – Воронеж, 1911. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911, т. 3, стр. 126; т. 4, стр. 210–390; т. 5, стр. 170, 492, 578, 649; т. 6, стр. 706; т. 9, стр. 58, 163, 543. Воскресенский, священник. Тихон св. епископ Воронежский и Задонский. М. 1907. Олейников Т. На родине святителя Тихона. – Воронеж. 1911. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857, стр. 123–124. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. Изд. 3., доп. СПб., 1910, стр. 392–393. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8). СПб., 1917, стр. 120, 121, 123. Григорий (Воинов) , архимандрит. Сборник для любителей духовного чтения. М. 1889–1890, ч. 4, стр. 65. Геннади Г.Н. Список анонимных русских книг. 1874, стр. 39. Геннади Г.Н. Справочный словарь о русских писателях и учёных, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876, т. 1, стр. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Генваря 20 дня 1786 года. Из Воронежа. 2 . При сей верной оказии долгом я поставляю засвидетельствовать вашему преосвященству мое почитание и преданность. Донесть имею о себе, что жив; но по новости места не очень здоров. Все здесь по старому. Прошу о себе святительских вашего преосвященства молитв, и пребываю как всегда был, вашего преосвященства, почтеннейшего мне брата и благодетеля о Господе, верный и покорный слуга, Тихон епископ Тверской. Ноября 12-го 1788 года. Из С. П. Бурга. Р. S. Господин секретарь Муратов отзывался здесь о вашей особе с подобающим почитанием, и потому стоит, как кажется, вашего о нем благоволения вашего о нем 3 . За почтительнейшее вашего писание и за благожелательство ко мне благодарю. Желаю искренно и вашему преосвященству наслаждатися плодами, каковые приобрел. Искупитель наш Христос Спаситель воскресением Своим. Пребываю впрочем с истинным почтением и любовью, вашего преосвященства, почтеннейшего мне брата, всеусердный почитатель и слуга, Тихон епископ Тверский Апреля 19 дня 1792 года. С. П. Бург 4 . Вверить себя молитвам и продолжению благорасположения вашего преосвященства почел я за долг и удовольствие, потому более, что вы в моём пути имеете участие, как уведомил меня отец архимандрит Калязинский 85 . Путь мой буду продолжать путем Московским 86 . Совершенное почтение к вашему преосвященству сохранял в душе моей, и сохраню дóндеже есмь. Пребываю впрочем с истинным почтением и любовию, вашего преосвященства, почтеннейшего мне брата, всеусердный почитатель и слуга, Тихон епископ Астраханский Июля 12 дня 1792 года. Из Оршина монастыря. 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 87 1 . Преосвященнейший владыко, любезнейший мне во Христе брат и благодетель! Почтенное писание, коим ваше преосвященство меня поздравлять изволите с праздником Христова рождества и днем новолетия, я имел честь получить, за которое, искреннейшее принося благодарение, взаимно ваше преосвященство поздравляя оными, всеусердно желаю, да Рождшийся Спаситель и Господь веков продолжит жизнь вашу долгоденственну на земли и да исполняет всегда во благих желания ваши. При таком нелицемерном моем желании с истинным к особе вашей почтением и любовию имею пребыть всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—367— преосв. Тихон. 1371 На следовавшей за актом трапезе о. ректором Академии воспомянуто было и Ваше имя и по случаю дня Вашего Тезоименитства и по случаю Вашего щедрого пожертвования – книг Вашей библиотеки. Все восторженно приняли тост и весьма усердно желали Вам здравия. Сегодня в общем собрании наставников читана была Ваша ответная телеграмма и также восторженно принята». 7-го числа преосвященный Савва получил из г. Бухареста от Георгия Пасхалиича Самуряна 1372 письмо, в котором он от 1 окт. писал: «Сегодня Св. Православная церковь празднует память Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Саввы Вишерского, Новгородского чудотворца – Вашего ангела: имею счастье искреннейше поздравить Вас со днем ангела, желая Вам еще и еще многих счастливых лет для славы православия и науки, для которых Вы столь много сделали! На Вас видим Покров Пресв. Богородицы еще с малолетства и особенно с 1848 года, когда Вы – еще молодой вдовый священник Иоанн Михаилович Тихомиров приняли иночество, с именем Саввы, – от духовного отца Сергия (Ляпидевского) , инспектора москов. Дух. Академии, ныне с 9 (21) авг. 1893 г. Высокопреосвященного митрополита Московского: воспоминаю напечатанное Вами сочинение: «Воспоминания о покойном Вьгсокопреосв. Леониде (Краснопевкове) архиепископе Ярославском и Ростовском», и составленное о. протоиереем Владиславлевым «Юбилейное сочинение» в Твери 1888 года, где есть весьма много не только интересного, но и поучительного! У нас, в Румынии дела Церкви идут, по-видимому, к лучшему, но остается ожидать еще гораздо более для поправления прошлых ошибок. Здешнее министерство просвещения, к величайшему сожалению, вовсе не признает российских ученых степеней, кроме доктора: это, вероятно, в угоду католическо-протестантской стране, где докторская степень получается весьма —368— легко, тогда как в России, теперь, быть и магистром значит весьма много! Кто же после этого из Румынов отправится в Россию для получения высшего, особенно богословского образования?!» 16 числа преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив: Послужный список о. Н. Тихомирова (19211956). АЕУА. Лит.: Ковалевский П. Протодиакон Николай Тихомиров. ЦВ. 1956. 4 (61) Ковалевский П.Е. Протодиакон Николай Тихомиров (некролог). РМ. 3.5.1956. 894 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Тихон ( Лященко Тимофей Иванович ; 1875, Воронежск. губ. – 11.2.1945, Карлсбад, Германия), архиепископ. Из семьи духовенства, сын псаломщика. Окончил Воронежскую Духовную семинарию (1895), женился, священник на приходах Воронежской епархии (1895), овдовев, поступил в Киевскую Духовную академию (1905), которую окончил со степенью кандидата богословия (1909), оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре патрологии (1909), магистр богословия после защиты диссертации на тему «Жизнь и деятельность Св. Кирилла Александрийского » (1910), приват-доцент Киевской Духовной академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия (1910), экстраординарный профессор Киевской Духовной академии (19121918), пострижен в монашество с возведением в сан архимандрита (1914), инспектор Киевской Духовной академии (19141918), эмигрировал в Болгарию (1919), настоятель Св.-Николаевского русского храма в Софии (19201921), назначен архиеп. Евлогием ( Георгиевским) на должность настоятеля Воскресенской церкви в Берлине (19211938), член Берлинского Св.-Владимирского братства, участник 1-го зарубежного церковного съезда (собора) в Сремски-Карловцах (21.114.12.1921), благочинный русских приходов в Германии (1.12.1922), епископ Берлинский, викарий Западно-Европейской епархии для приходов в Германии (28.4.1924), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Евлогий (Георгиевский) в Берлине, откололся от митр. Евлогия в 1926 и был назначен Архиерейским Синодом РЗЦ на должность епархиального архиерея новосозданной Германской епархии с местопребыванием в Берлине (1.7.1926), отстранен от всех должностей митр. Евлогием с запрещением в священнослужении (11.7.1926), возведен в сан архиепископа Архиерейским Синодом РЗЦ (28.9.1936), председатель Учебного комитета при Архиерейском Синоде (26.10.1937), уволен на покой (24.2.1938), проживал в сербском монастыре Раковица под Белградом, эмигрировал в Карлсбад вместе с митр. Анастасием (Грибановским) (1944).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010